Перейти к содержанию

Совесть и этика


Гость persona non grata

Рекомендуемые сообщения

Совесть

Естественное чувство, или мешающее жить приобретение?

 

Этика

Это законы, соблюдение которых полезно каждому, и каждого ведет к счастью? Или же это способ отделить (упрощенно говоря) тех, кому не повезло, от всем довольных счастливчиков, дабы первые не тревожили их, да еще и чувствовали за собой вину (нельзя, не смей, не имеешь права, смирись, прими свое поражение, не злись, не завидуй, не желай того, что предназначено другому, и т.д. и т.п.)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 255
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Совесть - это способность жить в человеческом обществе.

Этика - часть совести. Что не понятно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ГЛАВА I. Определение нравственного.

1.1 Три регламента.

Социальный порядок в любом человеческом сообществе определяется тремя поведенческими регламентами…

а). Право. Установленные государством общеобязательные нормы поведения, необходимость исполнения которых основана на страхе перед «государственным» наказанием.

б). Этика. Сформировавшиеся в обществе общепринятые нормы поведения (приличия, условности, традиции, этикет, обычаи) необходимость исполнения которых основана на страхе перед общественным осуждением.

в). Нравственность. Нормы поведения определяемые личным нравственным чувством (совестью), необходимость исполнения которых основана только на нравственной ответственности перед самим собой.

Общественное мнение и совесть, это две принципиально разные поведенческие мотивации, разделяющие область этики и область нравственного. Если этичный поступок мотивируется страхом перед нелестным мнением о себе (потребностью в благоприятном мнении), то поступок нравственный обусловлен только требованием совести. К сугубо нравственным можно отнести лишь те проявления доброй воли, для которых не предполагается возможность их оценки окружающими. Невозможность посторонней нравственной оценки может быть обусловлена или приватностью действия, или неспособностью окружающих ни заметить, ни оценить тонких проявлений благородства и такта.

Этические нормы поведения просты, поверхностны и подконтрольны окружению, соблюдая их, можно легко заслужить репутацию человека порядочного. Нравственный же самоконтроль гораздо глубже и тоньше, он обременителен и необязателен, а потому, нравственное чувство легко «переориентируется» на мнение окружающих. Но можно ли верить в порядочность человека, который заботится только о своей репутации? Человек ориентированный только на мнение окружающих способен принять сколь угодно дурные нравы, если они приняты в сообществе, и совершить бесчестный поступок, или даже преступление, если есть вероятность того, что этот поступок не будет предан огласке или осуждён. Так например, в криминальных сообществах тоже имеются свои этические нормы «чести и справедливости», и убеждённого уголовника в его сообществе тоже считают человеком порядочным если он живёт по «понятиям».

Добро (нравственное) по определению не может быть следствием страха перед осуждением и наказанием, а потому, понятия добра и зла будут рассматриваться далее только как атрибуты нравственного.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Совесть - часть вас. Она вам говорит что правильно и что неправильно (для вас самих), вне зависимости от того что говорит общество. Совесть всегда работает на вас. Она указывает на ваши ошибки, и если вы ее не слушаете вы будете страдать. Она полезна для вас лично.
Этика - это нормы поведения в обществе созданные для удобства этого общества им самим. Этика работает на общество и для него.
Ну а что для вас важнее - решать вам.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Совесть - часть вас. Она вам говорит что правильно и что неправильно (для вас самих), вне зависимости от того что говорит общество. Совесть всегда работает на вас. Она указывает на ваши ошибки, и если вы ее не слушаете вы будете страдать. Она полезна для вас лично.

Этика - это нормы поведения в обществе созданные для удобства этого общества им самим. Этика работает на общество и для него.

Ну а что для вас важнее - решать вам.

 

совесть может ошибаться, она не совершенна, как и весь человек.

 

Добро (нравственное) по определению не может быть следствием страха перед осуждением и наказанием, а потому, понятия добра и зла будут рассматриваться далее только как атрибуты нравственного.

Нет никакого Добра и Зла. Все относительно, есть причины и следствия определенных событий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

совесть может ошибаться, она не совершенна, как и весь человек.

 

А не могли бы вы привести пример, из вашей жизни, когда совесть ошиблась?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А не могли бы вы привести пример, из вашей жизни, когда совесть ошиблась?

У каждого народа своя совесть, у воров своя, у религиозных деятелей - своя . И у каждого она разная.

Совесть - это то, чем нас наградили родители в разной степени.

Этика - то, что мы освоили сами.

Совесть - это не только , чем нас наградили родители, но и что мы освоили сами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рискнул бы дать следующие определения:

 

Этика (мораль) – это общественные нормы и правила поведения, а также идеи (идеология), т.е. те «скрепы», которые держат народ в состоянии общности. Мораль необходима для поддержания этой общности, но зачастую – отчуждена, ибо поступать «как надо» иногда требуется  наперекор совести и личности. Моральный (гражданский) долг (например, служба в армии) может быть востребован даже путём насилия (за отказ от службы – тюрьма). Но и тогда, когда моральные нормы не подпадают под уголовный кодекс, личность часто повинуется морали из страха общественного осуждения. А где властвует страх, там уже нет места нравственности.

Нравственность – представляет собой личные принципы и совесть. Поэтому она часто вступает в противоречие с моралью и общественными устоями (так учитель нравственности Сократ был приговорён к смерти за разрушение морали). Нравственность есть, прежде всего, воля и мужество противостоять отчуждающему влиянию власти (в этом был пафос диссидентского движения 70-х). Нравственность предполагает готовность к самопожертвованию во имя лично осознанной высшей ценности. Она не может быть введена ни директивно, ни посредством насилия, хотя может быть разрушена посредством манипуляции мозгам через СМИ. Однако нравственность не выводима из разума, ибо нравственные нормы коренятся в сфере ценностей. При сужении этой сферы и неразвитости совести нравственность легко превращается в своеволие. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У каждого народа своя совесть, у воров своя, у религиозных деятелей - своя . И у каждого она разная.

У каждого народа так же как и у воров своя философия, правила и понятия, но это не совесть. Совесть это внутренний маяк. Скажем так, душа говорит что правильно и что неправильно. Совесть многим удается игнорировать и не слышать, просто потому что научились за долгие годы практики, но она от этого никуда не девается. Благодаря совести (если мы ее слышим) мы знаем что хорошо, а что плохо. При чем не в универсальном смысле а конретно для нас, для нашей души. И кстати в том числе благодаря совести мы имеем внутрении проблемы. Потому что ум говорит что все правильно, не парься, а внутри мы знаем что это не так...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У каждого народа так же как и у воров своя философия, правила и понятия, но это не совесть.

Хорошо сказано: мораль отдельных социальных групп (есть даже специальный "воровской закон") - это ещё не нравственность, не совесть.

"Со-весть" = со-знание заложенному в нас свыше. Это есть мгновенная  (нерациональная) интуиция "должного" и "недолжного". И в этом её главная ценность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понятие совести сформировано в контексте десяти заповедей.

Изначально, они учат людей, что можно делать, а что нельзя.

Отсюда - что постыдно, что нет.

 

Этика- надуманный аспект этой же совести. Придуман людьми для удобства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У каждого народа так же как и у воров своя философия, правила и понятия, но это не совесть. Совесть это внутренний маяк. Скажем так, душа говорит что правильно и что неправильно. Совесть многим удается игнорировать и не слышать, просто потому что научились за долгие годы практики, но она от этого никуда не девается. Благодаря совести (если мы ее слышим) мы знаем что хорошо, а что плохо. При чем не в универсальном смысле а конретно для нас, для нашей души. И кстати в том числе благодаря совести мы имеем внутрении проблемы. Потому что ум говорит что все правильно, не парься, а внутри мы знаем что это не так...

Все это результат конкретного воспитания. Как человек воспитан, так и будет работать совесть. Если не будет никакого воспитания, то и совесть не будет работать. 

Совесть не идеальна, и ее проверять надо, потому что она часто ошибается, как , к примеру , у религиозных людей -  у них совесть извращенная и запутанная.

Понятие совести сформировано в контексте десяти заповедей.

Изначально, они учат людей, что можно делать, а что нельзя.

Отсюда - что постыдно, что нет.

 

Этика- надуманный аспект этой же совести. Придуман людьми для удобства.

Если не научить человека, то и совесть не будет работать.

Хорошо сказано: мораль отдельных социальных групп (есть даже специальный "воровской закон") - это ещё не нравственность, не совесть.

"Со-весть" = со-знание заложенному в нас свыше. Это есть мгновенная  (нерациональная) интуиция "должного" и "недолжного". И в этом её главная ценность.

В племени каннибалов едят людей и не парятся. А кто-то мучается совестью , что в субботу пришлось работать.

Совесть - это всего лишь способность, как и способность говорить, к примеру, но если не научить, то ничего и не будет.

Странно, жопа есть, а слова такого нет... (с)

Есть еще Дед Мороз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сушка, ты имеешь в виду Маугли?

Да, вряд ли он знаком с заповедями))

Но и понятия о совести у него - законы джунглей.

Если нет совести, живут по определенным законам, придуманными людьми.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Совесть - это всего лишь способность, как и способность говорить, к примеру, но если не научить, то ничего и не будет.

 

Совершенно верно: совесть есть лишь "способность" слышать высшие императивы; и всякая способность развивается лишь в обществе, вне которого человеческая особь - tabula rasa, и не является человеком.

Хороший пример такой особи привела Калипсо:

 

имеешь в виду Маугли?

Но и понятия о совести у него - законы джунглей.

 

Науке известно около сотни случаев, когда человеческие детёныши были потеряны в джунглях (в результате авиакатастроф, например) и воспитаны обезьянами, волками или большими кошками. Вырастали они тоже, соответственно - собаками, кошками и т.д: бегали на четвереньках, ели сырое мясо, говорить не умели. Никакими усилиями невозможно было вернуть им человеческий образ.

Это доказывает только то, что человек есть существо без сущности (у него существование предшествует сущности).

 

Не знаю, как у Маугли, но вообще "законы джунглей" препятствуют животным поедать особей своего вида (тут действует  закон сохранения вида). Это ещё не совесть (даже не зачаток её), но доказывает, что есть некие естественные (врождённые) законы.

Значит, возможен и естественный нравственный закон (пусть даже искажённый грехопадением).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Совесть

Естественное чувство, или мешающее жить приобретение?

 

Этика

Это законы, соблюдение которых полезно каждому, и каждого ведет к счастью? Или же это способ отделить (упрощенно говоря) тех, кому не повезло, от всем довольных счастливчиков, дабы первые не тревожили их, да еще и чувствовали за собой вину (нельзя, не смей, не имеешь права, смирись, прими свое поражение, не злись, не завидуй, не желай того, что предназначено другому, и т.д. и т.п.)?

Этика - это конвенционально образованный пласт коллективной совести.

Совесть и этические нормы относятся к супер-эго.

Жить они не мешают. А если мешают, то все равно способствуют.)

Только при слабом эго конфликт с супер-эго может выйти на невротический уровень.

Что тоже, в принципе, является нормой человеческого существования.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сушка, ты имеешь в виду Маугли?

Да, вряд ли он знаком с заповедями))

Но и понятия о совести у него - законы джунглей.

Если нет совести, живут по определенным законам, придуманными людьми.

Так все законы придуманы людьми и совесть - это способность жить в коллективе, со-весть - коллективное знание, как нормально существовать в стаде. А стадо может быть разным - от негритянских племен до высшего общества европейцев.

 

Совершенно верно: совесть есть лишь "способность" слышать высшие императивы; и всякая способность развивается лишь в обществе, вне которого человеческая особь - tabula rasa, и не является человеком.

Хороший пример такой особи привела Калипсо:

 

Науке известно около сотни случаев, когда человеческие детёныши были потеряны в джунглях (в результате авиакатастроф, например) и воспитаны обезьянами, волками или большими кошками. Вырастали они тоже, соответственно - собаками, кошками и т.д: бегали на четвереньках, ели сырое мясо, говорить не умели. Никакими усилиями невозможно было вернуть им человеческий образ.

Это доказывает только то, что человек есть существо без сущности (у него существование предшествует сущности).

 

Не знаю, как у Маугли, но вообще "законы джунглей" препятствуют животным поедать особей своего вида (тут действует  закон сохранения вида). Это ещё не совесть (даже не зачаток её), но доказывает, что есть некие естественные (врождённые) законы.

Значит, возможен и естественный нравственный закон (пусть даже искажённый грехопадением).

Да нет никаких высших императивов, все достаточно приземленное. Животные тоже воспитывают своих детенышей.

 

Этика - это конвенционально образованный пласт коллективной совести.

Совесть и этические нормы относятся к супер-эго.

Жить они не мешают. А если мешают, то все равно способствуют.)

Только при слабом эго конфликт с супер-эго может выйти на невротический уровень.

Что тоже, в принципе, является нормой человеческого существования.

Да, слабовольные мучаются совестью, она их порабощает, потому что не в силах контролировать ее . Но и сильный может нарваться на когнитивный диссонанс - конфликт программ, как говорится. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, как у Маугли, но вообще "законы джунглей" препятствуют животным поедать особей своего вида (тут действует  закон сохранения вида). Это ещё не совесть (даже не зачаток её), но доказывает, что есть некие естественные (врождённые) законы.

Значит, возможен и естественный нравственный закон (пусть даже искажённый грехопадением).

Исходя из этой концепции, означает ли, что закон сохранения вида и совесть- синонимы?))))

 

Так все законы придуманы людьми и совесть - это способность жить в коллективе, со-весть - коллективное знание, как нормально существовать в стаде. А стадо может быть разным - от негритянских племен до высшего общества европейцев.

 

Пошлость скажу, но в этом вся я.

Немцу можно испустить газы за столом. Русскому- позор.

Означает ли, что совесть у каждой расы своя? Если настолько большие различия?))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все это результат конкретного воспитания. Как человек воспитан, так и будет работать совесть. Если не будет никакого воспитания, то и совесть не будет работать.

Совесть не идеальна, и ее проверять надо, потому что она часто ошибается, как , к примеру , у религиозных людей - у них совесть извращенная и запутанная.

Если не научить человека, то и совесть не будет работать.

В племени каннибалов едят людей и не парятся. А кто-то мучается совестью , что в субботу пришлось работать.

Совесть - это всего лишь способность, как и способность говорить, к примеру, но если не научить, то ничего и не будет.

Есть еще Дед Мороз.

Ведь просила привести конкретный пример. А у религиозных людей это не совесть а убеждения и собственные комплексы. Научить совести невозможно, она нам дана. А если бы ее можно было бы научить, то люди скорее всго уже давно поубивали бы друг друга. Вся мораль, этика и тд как раз проистекают из индивидуальной совести многих людей. Но люди не всегда хотят слышать и понимать себя, по этому часто так называемая мораль выходит в свет очень перекрученой и похожей на насмешку...

 

А по поводу канибал. Я ведь писала что совесть определяет что хорошо лично для вас в данной конкретной жизни. А для канибала на его этапе развития это нормально и совести не противоречит. Физическое не важно для души, важно наше внутреннее восприятие физического. Собственно совесть есть и у животных. Но, вы путаете мораль с совестью. Морали в вашем понятии нет ни у канибала ни у животных, а совесть есть. Примеров много. Посмотрите если интересно на ютубе клипы про необычную дружбу между животными, на пример. И обьясните мне кто их этому научил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Немцу можно испустить газы за столом. Русскому- позор.

Означает ли, что совесть у каждой расы своя? Если настолько большие различия?))))

Совесть не в том чтобы не пукать за столом, а в том, чтобы не заметить если это сделает сосед. )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...