Перейти к содержанию

Понятия абсолютного и относительного


Рекомендуемые сообщения

Привет, форум!

 

Интересно, как рассматриваются в философии эти понятия.

Также интересна литература, затрагивающая эту тему.

 

В повседневной жизни мы привыкли думать, говорить "всё относительно".

Но так ли уж это верно  по отношению к тому, что мы чувcтвуем?

 

Древние философы были, мне кажется, ближе к определению многих вещей как "абсолютных" (лёгкое - тяжёлое к примеру).

 

Буду рад подсказкам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 49
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Абсолютна только математика, всё остальное относительно в силу сложности бытия, несовершенства языка и восприятия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Буду рад подсказкам!

 

Приведу пример футбольно-математический , чтобы была понятнее разница между абсолютным и относительным.

Абсолютное число очков - число очков, набранных командой за весь чемпионат.

Относительное- число очков набранное командой в среднем за матч , когда общее число очков в сезоне делится на число матчей-  для сравнения успешности этого сезона сравнимо с сезонами других лет.  

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Древние философы были, мне кажется, ближе к определению многих вещей как "абсолютных" (лёгкое - тяжёлое к примеру).

Думаешь? Вот, Марс, к примеру. Он лёгкий или тяжёлый?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Древние философы были,...

 

Буду рад подсказкам!

Человек есть мера всех вещей ...

Протагор  — древнегреческий философ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Абсолютное и относительное - это, прежде всего, понятия (философские категории, формы обобщения), т.е. абстракции.

В реальности они не встречаются. Ну, можно сказать, что Бог, как первооснова бытия и всего сущего - абсолютен по отношению ко всем сотворённым (относительным) вещам. Но это будет не живой Бог, а - абстрактный.

Здесь можно было бы вспомнить старый спор реалистов и номиналистов о том, существуют ли в реальности общие понятия. Я лично полагаю, что не существуют (всё это - вторичные семантические конструкции), а в реальности всё - относительно (ибо соотносится с человеком, субъектом).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из книги моего любимого философа и психолога Мераба Мамардашвили:

"Что есть "абсолютное"? Абсолютным является то, что для понимания самого себя не нуждается ни в чем другом, что может быть понято само через себя. Что такое "относительное"? Относительное есть то, что мы можем понимать лишь в зависимости от понимания чего-то другого и в сопоставлении первого со вторым, одного с другим (например, расположения во внешнем пространстве всегда относительны).

Если мы какое-то явление понимаем безотносительно к каким-либо другим явлениям, то оно "абсолютно". В этом смысле сознание есть абсолютная достоверность для классической философии (или данность сознания является абсолютной достоверностью)".

«Классический и неклассический идеалы рациональности»


В различных философских школах под абсолютом понималось разное - благо, идея, перводвигатель, дао и т.д.

Но бог является абсолютным понятием только в религиях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может я ошибаюсь, поправьте..

 

Мне "хочется" назвать "абсолютными" те понятия или явления, которые имеют достаточно чётких представителей в нашем внутреннем "чувственном" мире.

 

Т.е., когда мы говорим "всё относительно", мы как бы аппелируем к сознанию, разуму.

 

Но, допустим, такое понятие как "быстро" ("много", "красиво") имеет вполне чёткого представителя на чувственно-эмоциональном уровне("Ага-эффект").

Допустим, когда страничка в браузере открывется "быстро". Или мы доехали в другой город "быстро".

 

И эти чувства-ощущения мне хочется назвать абсолютными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне "хочется" назвать "абсолютными" те понятия или явления, которые имеют достаточно чётких представителей в нашем внутреннем "чувственном" мире.

 

Но, допустим, такое понятие как "быстро" ("много", "красиво") имеет вполне чёткого представителя на чувственно-эмоциональном уровне("Ага-эффект").

Каких еще представителей? Вы о ком?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это пять! :D

Пиши еще!

Спасибо. Написал, как известно, не я, а ещё Гегель, который назвал абсолютное бытие "тощей абстракцией", потому что взятое абсолютно, т.е. вне отношения к чему-либо, оно есть ничто.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каких еще представителей? Вы о ком?

Как бы те чувства-переживания.

 

Представители, наверное, неправильное слово. Эти чувства(ощущения) как бы изначальны.

А вот наши общеупотребимые понятия ("быстро", "тяжело") это их представители.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Абсолютное и относительное - это, прежде всего, понятия (философские категории, формы обобщения), т.е. абстракции.

В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий) .

Спасибо. Написал, как известно, не я, а ещё Гегель, который назвал абсолютное бытие "тощей абстракцией"

Гегель имел в виду то обстоятельство, что чистое бытие - абсолютно бессодержательное, а следовательно, бесполезное понятие.

Хайдеггер с ним согласился, но заметил при этом, что при всей своей пустотности, категория бытия является источником огромного смыслового богатства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И эти чувства-ощущения мне хочется назвать абсолютными.

 

Но стоит кому-то оказать негативное влияние на твое настроение, как тут же и страничка в браузере открывается "дольше" и доезжаем мы куда-то так же "дольше". А значит наш внутренний мир определенно относителен (зависим) мира окружающего нас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Но, допустим, такое понятие как "быстро" ("много", "красиво") имеет вполне чёткого представителя на чувственно-эмоциональном уровне("Ага-эффект").

Допустим, когда страничка в браузере открывется "быстро". Или мы доехали в другой город "быстро".

 

И эти чувства-ощущения мне хочется назвать абсолютными.

Вы перешли от философских категорий в мир психических состояний.

В рамках психической реальности все абсолютно и все относительно одновременно.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо. Написал, как известно, не я, а ещё Гегель, который назвал абсолютное бытие "тощей абстракцией", потому что взятое абсолютно, т.е. вне отношения к чему-либо, оно есть ничто.

Не-не, Гегель - это не смешно. Ты сам пиши, своими словами, как раньше.

Допустим, когда страничка в браузере открывется "быстро". Или мы доехали в другой город "быстро".

 

И эти чувства-ощущения мне хочется назвать абсолютными.

Если ты "быстро" доехал за час, а я, тоже "быстро" - за сорок минут, то моё "быстро" абсолютнее твоего, да?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не-не, Гегель - это не смешно. Ты сам пиши, своими словами, как раньше.

Ну, не только Гегель, а ещё и Платон. Это хрестоматийные истины:

Если мы полагаем Абсолютное, то кроме него вообще ничего не существует (т.е. нет ничего иного). Однако в таком случае его не с чем сравнить, и оно делается абсолютно непознаваемым (трансцендентным). Т.е., если существует только Абсолютное, Единое и больше ничего, то не существует и этого Абсолютного ("Парменид"137с-142в).

 

Именно поэтому речь может идти (в европейской теологии и философии) только об отношениях Абсолютного. Уже в "Ареопагитиках" (ок. 500) абсолютный Бог - это апофатическое "Ничто". Однако Он открывает Себя (что называется Логосом-Словом или 2-й Ипостасью) и через это познаётся в Духе (3-я Ипостась). Все три Ипостаси составляют единство Абсолютного, различаясь в Нём именно своими ипостасными отношениями.

 

Ну, вот - написал "своими словами" (подробнее читай Катехизис и Хрестоматию).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, вот - написал "своими словами" (подробнее читай Катехизис и Хрестоматию).

Да нет, хрестоматия - это не смешно. Ты, всё-таки сам пиши, про относительность абсолютности, такого нигде больше не найти.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

про относительность абсолютности, такого нигде больше не найти.

Кажется это можно назвать оксюморон, да?

Чем тебе не нравится? Очень даже оригинально… :)

 

«Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?»

С.Есенин

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кажется это можно назвать оксюморон, да?

Чем тебе не нравится? Очень даже оригинально… :)

Оксиморон, да.

Кто тебе сказал, что мне не нравится? Наоборот, очень даже нравится, я же говорю: "пищи еще"! Это читать - одно удовольствие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я посмотрела, какие есть еще популярные оксюмороны, которые можно отнести к философии и к другим наукам.

 

Вот моя коллекция. Можешь что-то добавить?

 

Оксюмороны философов: воинствующий пацифизм, сущее ничто, многозначная логика Гегеля,

принципиальный конформист, однозначная диалектика, сократический монолог, коллективный разум

Оксюморон химиков - гигантская молекула

Оксюморон юристов: беспочвенное доказательство

Оксюморон историков: варварская цивилизация

 

Эти не знаю, в какой раздел:

ограниченная сингулярность

трансцендирующая имманентность

 

А эти просто мне очень нравятся: несуществующая реальность, виртуальная материя

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...