Перейти к содержанию

Религия и конформизм


zirgen

Рекомендуемые сообщения

        Несколько раз на православных форумах я встречал вопросы священнику вроде "Обязательно ли освящать квартиру" или "Какой крест более правильный - деревянный или железный". Да и если послушать православное радио, там подобных вопросов немало. Создается впечатление, что люди пытаются найти в религии не исправление и совершенствование души, а универсальный набор ответов и рецептов, автобус земля-рай. Садишься на такой транспорт, выполняешь указания кондуктора(священника) и все будет путем. Голову можно не включать, с выбором пути мучиться не надо, делай что говорят. Иногда такая привязанность к точному исполнению мельчайших элементов церковных обрядов встречается и у священников.Например, как правильно складывать руки при причастии и благословении. Мне кажется, что за этим формальным подходом к религии скрывается неверие и безразличие.

 

Наверное сужу по себе)

В детстве часто с семьей ходил в церковь. И это была скорее привычка. Я чувствовал одобрение со стороны окружающих(в том числе родителей) после каждого причастия. И конечно у меня из-за этого повышалось настроение, появлялось ощущение, что сегодня сделал доброе дело. Хотя на самом деле о вере я совершенно не задумывался.Понял это только недавно, когда услышал в ютубе лекции одного католика, принявшего ислам и отказавшегося от христианства. Он очень подробно описывал недоумения и вопросы которые, возникали у него к католическому учению. Например, он не мог понять, как женщина-человек(Дева Мария) смогла родить Бога, как возможно триединство Бога. Человек искренне пытался понять религию, разобраться в ней, а не принять механически на веру. 

 

Возможно ли для православного свободное трактование и использование если не самой веры, то хотя бы узких обрядовых норм? Как к этому относится церковь? И почему многие люди выбирают механическую, бездумную веру вместо деятельной любви к ближнему и Богу? Является ли это проявлением конформизма?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И почему многие люди выбирают механическую, бездумную веру вместо деятельной любви к ближнему и Богу? 

Потому что это прямая экономия энергии. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Потому что это прямая экономия энергии

Видимо как и ваш ответ) О какой энергии вы говорите? Кинетической? Электромагнитной? Зачем вообще нужна такая экономия энергии в религии? Простите, но я ожидал более развернутого и аргументированного ответа)

А при чем здесь конформизм? 

Как причем? Бездумное автоматическое следование религиозным нормам. Мне кажется, что это похоже на конформизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выскажу своё, сугубо частное мнение.

Вряд ли церковь одобрит свободное трактование своих правил, поскольку заинтересована в послушной пастве.

Глубокомысленные и думающие люди не вписываются в её коммерческую систему, поскольку способны найти противоречия между декларируемые идеями и реальной деятельностью. Самый известный пример- Лев Толстой. Его статьи о религии сделали для веры больше, чем сотни священнослужителей, однако церковь сочла нужным предать его анафеме.

Причина та же, что и во все времена: кому выгодно?

Ибо нельзя служить одновременно Богу и Мамоне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 И почему многие люди выбирают механическую, бездумную веру вместо деятельной любви к ближнему и Богу? Является ли это проявлением конформизма?

Потому что ГОЛОВУ включать не обязательно.

ведь ДУМАТЬ - ТРУДНО, да и многим ЛЕНЬ.

а религия заполняет этот вакуум в мозгу....давая точные рекомендации. 

Хотя...какое это отношение имеет к ВЕРЕ?

 Самый известный пример- Лев Толстой. Его статьи о религии сделали для веры больше, чем сотни священнослужителей, однако церковь сочла нужным предать его анафеме.

правильный пример. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Видимо как и ваш ответ) О какой энергии вы говорите? Кинетической? Электромагнитной? Зачем вообще нужна такая экономия энергии в религии? Простите, но я ожидал более развернутого и аргументированного ответа)

Я говорю о той энергии, которую человеческий мозг затрачивает на думание. 

Религия как раз освобождает человека от "лишних" раздумий потому что предлагает ему уже готовые алгоритмы поведения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласен насчет Толстого. Мне такая ситуация напоминает Легенду о Великом инквизиторе Достоевского. Может Великий инквизитор прав и люди в религии ищут утешения и спокойствия, которые они готовы купить ценой ненужной свободы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Как причем? Бездумное автоматическое следование религиозным нормам. Мне кажется, что это похоже на конформизм.

Нет. Конформизм возникает под давлением большинства.

Вы же не хотите сказать, что большинство заставляет чтить обряды лишь внешним образом, не вникая в суть?

Совсем даже наоборот.

Вы говорите о фарисействе, показной набожности, формализме.

        

 

Возможно ли для православного свободное трактование и использование если не самой веры, то хотя бы узких обрядовых норм?

Где вы видели сообщество, не ограниченное нормами?

Размытость норм - угроза сообществу. Любому. Имею в виду организованную социальную группу.

И вот скажите теперь, существует ли для вас лично граница, за которой православие заканчивается, и начинается уже другая вера или философия?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет. Конформизм возникает под давлением большинства.

Вы же не хотите сказать, что большинство заставляет чтить обряды лишь внешним образом, не вникая в суть?

Совсем даже наоборот.

Вы говорите о фарисействе, показной набожности, формализме.

Вникать в суть или нет, действительно дело каждого, но вот лично у меня в детстве была ситуация, когда старушки в церкви(набожность lvl БОГ) шикали и злобно поглядывали, когда я неправильно руки сложил на причастии. Спросил у родителей- почему именно так нужно делать? - Так надо. Это обряд. И все. Это по вашему не давление общества? Или под давлением большинства обязательно подразумевается физическое насилие? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вникать в суть или нет, действительно дело каждого, но вот лично у меня в детстве была ситуация, когда старушки в церкви(набожность lvl БОГ) шикали и злобно поглядывали, когда я неправильно руки сложил на причастии. Спросил у родителей- почему именно так нужно делать? - Так надо. Это обряд. И все. Это по вашему не давление общества? Или под давлением большинства обязательно подразумевается физическое насилие? 

Да вы разве в те годы не проводили большую часть времени в школе, где религия считалась мракобесием?

Другое дело до революции. Тогда действительно имело место давление большинства. В советские годы верующие были маргинальным меньшинством.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

        Несколько раз на православных форумах я встречал вопросы священнику вроде "Обязательно ли освящать квартиру" или "Какой крест более правильный - деревянный или железный". Да и если послушать православное радио, там подобных вопросов немало. Создается впечатление, что люди пытаются найти в религии не исправление и совершенствование души, а универсальный набор ответов и рецептов, автобус земля-рай. Садишься на такой транспорт, выполняешь указания кондуктора(священника) и все будет путем. Голову можно не включать, с выбором пути мучиться не надо, делай что говорят. Иногда такая привязанность к точному исполнению мельчайших элементов церковных обрядов встречается и у священников.Например, как правильно складывать руки при причастии и благословении. Мне кажется, что за этим формальным подходом к религии скрывается неверие и безразличие.

а на форумах по кулинарии спрашивают как правильно еду готовить… Допустим, что сначала надо класть соль или перец. Людей всегда интересуют нюансы и подробности. И вовсе не обязательно за этим скрывается безразличие к самому процессу или результату.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да вы разве в те годы не проводили большую часть времени в школе, где религия считалась мракобесием?

Другое дело до революции. Тогда действительно имело место давление большинства. В советские годы верующие были маргинальным меньшинством.

Я и в воскресную школу тоже ходил. Потому все-таки чувствовал давление. Конечно вне общества активно верующих людей такое давление не распространяется. Но внутри это все-таки конформизм. Ты либо принимаешь правила прихожан, либо наблюдаешь неодобрительные взгляды и замечания, когда что-то делаешь по-своему намеренно или нет. Да и в школах моих(светских) у многих учителей были иконки на столах. И уж точно про мракобесие никто не говорил. Это ж 21 век уже был. Прощай союз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может Великий инквизитор прав и люди в религии ищут утешения и спокойствия, которые они готовы купить ценой ненужной свободы?

Мне думается, что вера не отнимает свободу. Наоборот, она освобождает дух человека от порабощающих желаний плоти. Только с виду это не определить, поэтому многие считают добровольное обуздание своих страстей чем-то скучным :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Видите ли большинство обрядов имеют под собой не маленькие основания и скрытый смысл, символизм. Православие взяло не мало от язычества, как бы странно это не звучало. Именно в символизме. Другое дело что большинство этого не знает. И священники - такие же люди как и остальные. Есть лживые, алчные, есть прямые, честные, есть знающие, а есть тупо следующие традициям. Потому, если хотите разобраться в православии, его традициях, откуда и почему - вам понадобятся годы работы. Это и разговоры с разными священниками, и просто знающими людьми, и чтение большого количества книг, при чем из библиотек, многое в онлайне или в книжных вы не встретите и изучение истории. И вот тогда вы сможете ответить на очень многие вопросы. А пока вы не готовы этим заниматься, значит оно вам и не надо. Как и большинству людей (это к вопросу о "тупом" следовании традициям), только вот многие просто верят в то, что если какой то обряд именно таков, значит на это есть основания. Вот и все. А почему верят? Так у каждого сои причины...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я и в воскресную школу тоже ходил. Потому все-таки чувствовал давление. Конечно вне общества активно верующих людей такое давление не распространяется. Но внутри это все-таки конформизм. Ты либо принимаешь правила прихожан, либо наблюдаешь неодобрительные взгляды и замечания, когда что-то делаешь по-своему намеренно или нет. Да и в школах моих(светских) у многих учителей были иконки на столах. И уж точно про мракобесие никто не говорил. Это ж 21 век уже был. Прощай союз.

Вы сейчас говорите о чем-то своем сугубо личном, не имеющем отношения к большинству верующих.

Тем более в нашем веке. Верующие - меньшинство. Никакого конформизма быть не может.

Но и это не самое важное.

Важно вот что: какие именно духовные потребности вы не смогли удовлетворить из-за проявления показного обрядоверия?

И почему вы обошли сторонкой принципиально важный вопрос о границах веры?

И вот скажите теперь, существует ли для вас лично граница, за которой православие заканчивается, и начинается уже другая вера или философия?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а на форумах по кулинарии спрашивают как правильно еду готовить… Допустим, что сначала надо класть соль или перец. Людей всегда интересуют нюансы и подробности. И вовсе не обязательно за этим скрывается безразличие к самому процессу или результату.

Мне нравится ваше сравнение с кулинарией. Оно отражает утилитарный подход к религии. Православие для некоторых превращается в набор действий, которые необходимо выполнить по пути в рай. Один из рецептов христианства - возлюби ближнего своего,как самого себя. Человек с "кулинарной" логикой не будет задумываться, зачем нужно любить ближнего, он формально выполнит указания.Подаст нищему,позвонит старухе-матери,пожертвует сиротам. Но бездумно,как рецепт по приобретению билета в рай. Добрый человек полюбит ближнего просто так. Без обещаний награды в загробном мире. Потому, что так ему велит сердце. Он будет понимать, что такие поступки не дадут зачерстветь душе. И с таким подсказывающим, проницательным сердцем человеку не понадобятся подробные указания священника. Этот христианин сам себе найдет дорогу. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автор, уже всем понятно, что обрядовая сторона христианства вас раздражает.

Но таки поведайте нам, какие духовные потребности мешает вам удовлетворять обрядоверие?

Пока что вы себя ведете точно также как фарисей, только вывернутый наизнанку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Видите ли большинство обрядов имеют под собой не маленькие основания и скрытый смысл, символизм. Православие взяло не мало от язычества, как бы странно это не звучало. Именно в символизме. Другое дело что большинство этого не знает. И священники - такие же люди как и остальные. Есть лживые, алчные, есть прямые, честные, есть знающие, а есть тупо следующие традициям. Потому, если хотите разобраться в православии, его традициях, откуда и почему - вам понадобятся годы работы. Это и разговоры с разными священниками, и просто знающими людьми, и чтение большого количества книг, при чем из библиотек, многое в онлайне или в книжных вы не встретите и изучение истории. И вот тогда вы сможете ответить на очень многие вопросы. А пока вы не готовы этим заниматься, значит оно вам и не надо. Как и большинству людей (это к вопросу о "тупом" следовании традициям), только вот многие просто верят в то, что если какой то обряд именно таков, значит на это есть основания. Вот и все. А почему верят? Так у каждого сои причины...

  Конечно каждое таинство имеет скрытый смысл. Но я не о происхождении обрядов говорю. Допустим, я знаю, почему правую руку при причастии нужно класть поверх левой. Но смысла для спасения души в следовании этому правилу я не вижу. Положу левую руку поверх. И что? Катастрофа? Не пустят в рай? А если это не грех, то зачем осуждать невыполнение этого правила? Я против осуждения таких ошибок. А не против таинств вообще. 

Автор, уже всем понятно, что обрядовая сторона христианства вас раздражает.

Но таки поведайте нам, какие духовные потребности мешает вам удовлетворять обрядоверие?

Пока что вы себя ведете точно также как фарисей, только вывернутый наизнанку.

Да мне вообще не мешает. Я агностик.Я верю в Бога и молюсь, когда мне очень страшно, в минуты опасности для жизни, когда страшнее бессилия нет ничего.Молитва дает ощущение опосредованного влияния на события.Что уже неплохо. Но после таких событий как-то не получается молиться. Пытаюсь понять, почему некоторые люди деталям с обрядами придают такое большое значение и спрашивают об этом у священника. Почему не могут сами решить - освящать им квартиру или нет? Как будто любая инициатива требует согласования со священнослужителями. Притом я не про всех православных говорю. Среди верующих много и самостоятельных людей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

     

Возможно ли для православного свободное трактование и использование если не самой веры, то хотя бы узких обрядовых норм? Как к этому относится церковь?

Если свободная трактовка выходит за пределы Священного Писания и Священного Предания,

то такая трактовка перестаёт называться православной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы сейчас говорите о чем-то своем сугубо личном, не имеющем отношения к большинству верующих.

Тем более в нашем веке. Верующие - меньшинство. Никакого конформизма быть не может.

Но и это не самое важное.

Важно вот что: какие именно духовные потребности вы не смогли удовлетворить из-за проявления показного обрядоверия?

И почему вы обошли сторонкой принципиально важный вопрос о границах веры?

То есть вы считаете, что конформизм не может быть свойственен части общества? Верующим например(пусть это будут постоянные прихожане). Я говорю о конформизме как о принятии церковного порядка верующими внутри группы верующих же людей. И о давлении со стороны некоторых священнослужителей и авторитетных прихожан. Насчет границ веры я считаю, что они достаточно размыты. Для меня философия начинается там, где существование Бога пытаются логически обосновать. Все-таки весь смысл религии в вере и любви к Богу без доказательств. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Да мне вообще не мешает. Я агностик.Я верю в Бога и молюсь, когда мне очень страшно, в минуты опасности для жизни, когда страшнее бессилия нет ничего.Молитва дает ощущение опосредованного влияния на события.Что уже неплохо. Но после таких событий как-то не получается молиться. Пытаюсь понять, почему некоторые люди деталям с обрядами придают такое большое значение и спрашивают об этом у священника. Почему не могут сами решить - освящать им квартиру или нет? Как будто любая инициатива требует согласования со священнослужителями. Притом я не про всех православных говорю. Среди верующих много и самостоятельных людей.

Агностик - это тот, кто вообще не допускает существование бога.

А вы таки допускаете и даже испытываете потребность в нем.

И вы снова пишете о других. Бесконечные размышления о чужих бревнах, сучках, поленах, занозах, дровах и т.п.

Где размышления о вашем собственном духовном пути.

Или цель этой темы - поупрекать и дискредитировать верующих?

Не думаю, что вы очень хорошо знаете внутренний мир религиозного человека. Вернее, многообразие этих миров.

Зато хорошо заметен застрявший в вашей психике протест против тех людей из детства (значимых взрослых), которые требовали от вас исполнения правил.

То есть вы считаете, что конформизм не может быть свойственен части общества? Верующим например(пусть это будут постоянные прихожане). Я говорю о конформизме как о принятии церковного порядка верующими внутри группы верующих же людей. И о давлении со стороны некоторых священнослужителей и авторитетных прихожан. Насчет границ веры я считаю, что они достаточно размыты. Для меня философия начинается там, где существование Бога пытаются логически обосновать. Все-таки весь смысл религии в вере и любви к Богу без доказательств. 

Про конформизм почитайте подробнее в психологическом словаре. И погуглите слово "фарисейство" и его синонимы.

 

Насчет границ веры я считаю, что они достаточно размыты. Для меня философия начинается там, где существование Бога пытаются логически обосновать. Все-таки весь смысл религии в вере и любви к Богу без доказательств. 

 

Вера в бога и принадлежность к религиозной общности - церкви - это не одно и то же.

У веры действительно границы размыты. Но и это лишь в первом приближении.

Потому что ответ на вопрос: в какого бога я верю? уже нарисует границы объекта вашей веры.

А что касается религиозного сообщества, то его границы не могут быть размытыми. Без четких границ оно просто не выживет и растворится, ассимилируется остальным обществом. Поэтому уже в Евангелии появляются различные нормы и правила для христиан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...