Перейти к содержанию

Человек и его символы


Рекомендуемые сообщения

Вся история развития человеческого сознания запечатлена в символах. Символы - выражение культуры. Их можно встретить повсюду - в мифах, произведениях искусства, архитектурном ландшафте, языке, сновидениях, фантазиях, в предметах повседневной жизни.

Огромную роль в изучении символики человеческой жизни сыграли идеи К.Г.Юнга о коллективном бессознательном. В настоящее время концепты архетипа, архетипического образа, комплекса, имаго, мифопоэзиса используются не только в психологии, но и в культурологии, лингвистике, антропологии и других общественных и гуманитарных науках.

Тема о символах, архетипах и образах, населяющих культурное пространство человека, о том, какую они выполняют роль в нашей жизни, откуда берут свое начало и куда направляют наше сознание.

Чтобы было понятно, о чем речь, полезно ввести несколько определений.

Символ (в культуре) - (от греческого «знак, опознавательная примета») – это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. Символы могут быть личными и коллективными.

Знак - это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением.

Архетип - структура коллективного бессознательного, общий для всех организующий паттерн, проявляющийся в склонности людей отвечать миру определенным образом.

Архетипический образ - это способ проявления архетипа в психической реальности. Архетип является формой, матрицей, архетипический образ - видимым наполнением этой матрицы. Например, Пуэр - это архетип коллективной детской души, развития, ребенок - его архетипический образ, а Маленький Принц - персонификация этого образа.

В культурологии понятия архетип и архетипический образ не различаются и употребляются в значении общих для всего человечества первообразов, паттернов поведения, представлений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне нравятся образы кинематографа, даже попс. Ужасы мистического толка. "Сайлент Хилл". Образ сожженного ребенка- "мы будем судить ангелов" - демон с множеством имен - альтернативные реальности.


Это архетипические образы?


В ужастиках типа японского звонка - много бессознательного, по моему, воды, чудища из воды, уродливый зародыш, неживой и немертвый, то, что лишено мужского  начала как сущности разума и творчества упорядоченного толка  - света, солнца -  и замерло в развитии, не созидает, но разрушает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне нравятся образы кинематографа, даже попс. Ужасы мистического толка. "Сайлент Хилл". Образ сожженного ребенка- "мы будем судить ангелов" - демон с множеством имен - альтернативные реальности.

Это архетипические образы?

Возможно. Опишите подробнее образ сожженного ребенка. Я не смотрела это кино.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Уродливый двойник героя, результат нарциссической травмы. Тож образ того же толка.


Возможно. Опишите подробнее образ сожженного ребенка. Я не смотрела это кино.


— 1Кор. 6:2,3, слова апостола Павла на рекламном щите рядом с домом протагонистов[15]

Роуз ДаСилва, несмотря на возражения своего мужа Кристофера, решила отвезти свою приёмную дочь Шэрон в заброшенный город Сайлент Хилл, который девочка видит во время припадков из-за приступов лунатизма[16]:133. По дороге их преследует патрульная полицейская Сибил Беннет, подозревающая, что Роуз — преступница.

При въезде в город из-за странной фигуры, внезапно появившейся на дороге, Роуз попадает в аварию. Мотоцикл Беннет также врезается в ограждение. Очнувшись после удара, Роуз обнаруживает, что Шэрон исчезла[16]:133. Главная героиня идёт искать свою дочь и встречается с монстрами — Пепельными детьми, из-за чего теряет сознание. Очнувшись, она пытается выйти за черту города, но замечает, что на месте дороги образовался огромный обрыв, который нельзя преодолеть. Её обнаруживает Беннет. Сначала она пытается арестовать Роуз, но встретившись с Безруким, плюющимся кислотой, понимает, что им придётся действовать сообща.

Вернувшись в город и обнаружив рисунки из альбома Шэрон, они находят общину религиозных фанатиков, возглавляемых Кристабеллой, которые убеждены, что только непоколебимая вера способна спасти их от ужасов и гибели. Члены общины пытаются помочь Роуз найти её дочь, но со временем героиня понимает, что именно Кристабелла виновна в участи, постигшей город много лет назад. Алесса Гиллеспи, дочь Далии, была школьным изгоем, и все сектанты были убеждены, что девочка — ведьма. Они попытались «очистить» её огнём. Во время ритуала девочка получила сильные ожоги, но выжила, а в городе возник подземный пожар. Алесса разделила себя на две половины: самую светлую в виде новорождённой девочки она отдала в приют округа Толука. Её темная половина продолжала терроризировать город, создав некое подобие альтернативной реальности.

Кристофер ДаСилва приезжает в Сайлент Хилл, где пропали его жена и дочь. Вместе с инспектором Томасом Гуччи они исследуют город[16]:133. Роуз и Сибил, находясь в Мидвичской школе, спасаются от Красной Пирамиды и прочих существ. В это время поисковая группа, обследовав школу, ничего не находит. Кристофер вламывается в закрытый архив, где хранятся полицейские протоколы из Сайлент Хилла, и узнаёт, что его приёмная дочь невероятно похожа на Алессу Гиллеспи, которую Томас когда-то спас от смерти на раскалённых углях общины. В приюте, куда подкинули много лет назад Шэрон, ему отказываются рассказать об обстоятельствах появления девочки. Томас вынуждает его вернуться домой и обещает, что для спасения его родных будет предпринято всё возможное.

Кристабелла случайно видит медальон Роуз с портретом Шэрон и узнаёт в ней Алессу. Она начинает преследовать Роуз и Беннет. Беннет попадает в руки фанатиков, которые сжигают её заживо. В это время Роуз пробивается через старый госпиталь, заселённый монстрами-медсёстрами[16]:135, где находит тёмную половину Алессы. Последняя рассказывает Роуз причины происходящего в Сайлент Хилле и предлагает сделку: главная героиня помогает ей проникнуть в собор, где запираются на время тьмы сектанты, а она взамен помогает спасти Шэрон.

Тем временем Кристабелла готовит огненное аутодафе и для Шэрон, которую она обнаружила прячущейся у Далии. Роуз приходит в собор перед сожжением дочери. Протагонистка, пробиваясь сквозь толпу фанатиков, пытается донести до Кристабеллы, что её Апокалипсис — выдумка, что мир продолжает существовать, и только она виновата в проклятии, постигшем Сайлент Хилл. Кристабелла наносит удар Роуз ножом. В этот момент тьма выходит из её раны, и тем самым зло пробирается в собор. Появляется Алесса и Тёмная Алесса. Алесса, прикованная к кровати, убивает всех выживших горожан с помощью колючей проволоки, но не трогает свою мать Далию, Роуз и Шэрон. Перед Шэрон возникает Тёмная Алесса и улыбается.

Далия остается в церкви, а Роуз и Шэрон уезжают. Расщелина на въезде в город исчезает, но за ними следует городской туман. Роуз звонит Кристоферу и говорит, что возвращается домой. Однако Кристофер слышит лишь помехи. Вернувшись в дом, они обнаруживают, что он пуст. Кристофер, также проснувшись в доме, видит открытую дверь, но, выйдя на террасу, никого не обнаруживает.

 

Из вики


Интересны штуки с расщеплением героя и реальности.


В ужастиках представляется мифологическое и архетипы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правильно ли я поняла, что в сюжете происходит расщепление образа ребенка на хорошего и плохого?

Да.

Ребенок, претерепвший насилие, расщепляется на два образа. Светлая часть, именно ребенок, лишенный памяти о травме, и  демоническое существо, говорящее " у меня множество имен". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да.

Ребенок, претерепвший насилие, расщепляется на два образа. Светлая часть, именно ребенок, лишенный памяти о травме, и  демоническое существо, говорящее " у меня множество имен". 

Да, есть такое. Каждый архетип амбивалентен, двухполюсен. Иногда констеллируется только какой-то один из этих полюсов. Например - Божественный Младенец. Или Ужасный Младенец. Или оба одновременно, но в расщепленном состоянии. Это очень интересная тема. Позже отпишусь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так историю без символов и не написать.. Основные символы- это буквы алфавита..

Геральдика,   образами живописи отражающая историю и культуру города, страны- это уже вспомогательная историческая дисциплина. Символ города или страны- это его герб.. Психология, культурология, лингвистика тоже без алфавитных символов, письменности, не обходятся.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так историю без символов и не написать.. Основные символы- это буквы алфавита..

Геральдика, образами живописи отражающая историю и культуру города, страны- это уже вспомогательная историческая дисциплина. Символ города или страны- это его герб.. Психология, культурология, лингвистика тоже без алфавитных символов, письменности, не обходятся.

 

ващета, буквы это знаки.

иероглифы - символы, да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ващета, буквы это знаки.

иероглифы - символы, да.

Буквы могут выполнять и роль символов.

Например арабская буква "алиф" в арабской мистике выступает как символ единства Бога.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Буквы могут выполнять и роль символов.

Например арабская буква "алиф" в арабской мистике выступает как символ единства Бога.

мат часть в помощь, ауструми.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Архетип - структура коллективного бессознательного, общий для всех организующий паттерн, проявляющийся в склонности людей отвечать миру определенным образом.

 

post-116267-0-45577500-1457780072_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

иероглифы - символы, да.

Одну и ту же мысль можно выразить и текстом китайских иероглифов, и русскими буквами, и символами живописи, символами геральдики..  Поменяется лишь узор символов и знаков, но от этого не поменяется их смысл и та мысль, которую хотел передать через них автор...  Можно иероглифами написать по-китайски 黑龙江 (Хэйлунцзян, река чёрного дракона), можно  вместо этого нарисовать герб в виде реки с рисунком чёрного дракона, а можно написать просто по-русски: река Амур..  Во всех трёх случаях- разные символы для выражения мысли, но одинаковая суть, одинаковая мысль.. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Архетип Младенца обращает психику к архаическому состоянию синкретичного единства, в котором нет четкого разделения на субъект и объект, форму и бесформенность, живое и мертвое, доброе и злое. Однако направляя личность к глубинным началам Природы как источнику самореализации, он в то же время, открывает путь и к тем деструктивным силам, которые являются ее неотъемлемой составляющей. Образ Младенца амбивалентен: с одной стороны, он беспомощен и отдан во власть взрослых, с другой - обладает ключом к могущественным силам. Вера в его божественность и чистоту безгранична. Родительская любовь к своему ребенку способна свернуть горы. Младенец априори безгрешен. Его одежды белы как снег, а помыслы невинны.
Между тем, реализуя свое потенциальное стремление к развитию, Младенец включает силы, направленные на выход из недифференцированного состояния. Бесформенное должно приобрести форму, неузнаваемое - свои характерные черты, безгласное - речь. Что произойдет, если при этом случится расщепление архетипа и крайняя поляризация тех образов, которые он констеллирует? Распадаясь на биполярные личности синкретичный Младенец по прежнему остается божественным носителем жизни и просветления, но в его тени неизменно будет стоять Тот, кто волен эту жизнь забрать и вернуть ее к тем истокам, где сами понятия о жизни и смерти сливаются в единый, замыкающийся на себе самом поток. (с) Octava

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Примеры расщепления архетипа Пуэра можно найти в сказках и мифах разных народов в сюжетах о добром и злом ребенке-сибблинге, иногда это близнецы либо родной и приемный ребенок.

Из иранской народной сказки: Знахарь дает бездетному падишаху яблоко, чтобы тот съел его с женой; жена рожает девочку; оказывается, что есть еще сын, ранее украденный и теперь возвращенный; у девочки железные зубы; она откусывает соски матери, затем коровам, затем съедает животных и людей; оставшиеся бегут, среди них шахзаде; женится; велит жене спустить его любимую кошку, когда вода в тазу покраснеет; по дороге бросает финиковые косточки, из них вырастают пальмы; дома застает лишь сестру, она бросается за братом, он прячется на пальме, та грызет стволы один за другим; вода краснеет, кошка кусает сестру-чудовище в мозг и т.д.

Миф племени Огненной Земли: Девушка находит камень, формой напоминающий младенца; он оживает, откусывает данную ему грудь; убивает так нескольких женщин; превращается в каменного человека; делает своими женами множество женщин; те пронзают его мягкие подошвы, он не может встать, люди сжигают его.

В кинематографе миф об ужасном младенце получил свое первое воплощение в 1932 году в ленте "Уродцы" Т.Броунинга.

Потом были "Омен", "Ребенок Розмари" и прочие.

Ну и Кинг, конечно же, отличился в этом плане. Разве забудешь его "Дети кукурузы"? 

Из недавних фильмов - сериал "Злоумышленники".


Спокойной ночи)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Например, с чем ассоциируется меч? С Воином, с королем, с войной, борьбой за свободу,

Меч- с войной, причём не обязательно физической, и не обязательно за свободу (бывает и захватническая война).  Меч, который на гербе Лондона- это символ Апостола Павла. Это «меч духовный, который есть слово Божие», а также символ мученичества. Апостол Павел с XIII века почитается как покровитель Лондона.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Архетипы - это мощные психические образы, из которых состоит коллективное бессознательное (по Юнгу оно есть часть души, третья ее часть 

А две остальные части - это что?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

"Первым цивилизованным народом, широко использовавшим кресты, были древние египтяне.

Нецивилизованные народы пользовались символом креста задолго до древних египтян.. )) 

В культе неандертальцев видное место занимал крест — древнейший символ солнца. Так, в частности, в Тэта (северо-запад Венгрии) была обнаружена окаменелость, на круглой поверхности которой был вырезан крест правильной формы и лежала полированная пластина, сделанная из коренного зуба мамонта со следами красной краски.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А крест как символ к какому архетипу относит?

Подтягиваем психологию, ребята. Не забываем, что символ всегда избыточен по отношению к его вербальному значению.

Пока что вы говорите лишь о знаках креста, а не о символах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

крест... пересечение... единение... вертикали и горизонтали, проекции плоскостей, противоречий, земли и неба, любови и ненависти, мужчины и женщины, жизни и смерти... частностей, типа.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

крест... пересечение... единение... вертикали и горизонтали, проекции плоскостей, противоречий, земли и неба, любови и ненависти, мужчины и женщины, жизни и смерти... частностей, типа.)

Блаженный Августин приравнивал распятие и coniunctio (рождение новых возможностей из соединения противоположностей). Та самая трансформация.

Да и вообще

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Блаженный Августин приравнивал распятие и coniunctio (рождение новых возможностей из соединения противоположностей). Та самая трансформация.

Да и вообще

attachicon.gifVitruvianskiy-chelovek-r79.jpg

ага, эта картинка тоже всплывала.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...