Перейти к содержанию

А возможно ли воспитать волю?


Рекомендуемые сообщения

Лежишь на диване, лежать уже лень..... но вставать тоже лень )) знакомо?

 

Годам к 30-40 большинство уже умеет брать себя в руки и делать даже то, что не хочется, а вот дети в большинстве своем нет.

 

Стандартные проявления этого в многочасовых "высиживаниях" начиная от тарелки с супом, заканчивая теми же уроками.

 

Или ребенок и сила воли это несовместимые понятия?

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 58
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Воспитывать все же следует ребенка, а не мифический объект из представлений народной психологии.

 

расшифруйте

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да нет, это вы сперва попытайтесь сформулирвать, что из себя представляет эта самая воля, которую вы собрались воспитывать? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лежишь на диване, лежать уже лень..... но вставать тоже лень )) знакомо?

 

Годам к 30-40 большинство уже умеет брать себя в руки и делать даже то, что не хочется, а вот дети в большинстве своем нет.

 

Стандартные проявления этого в многочасовых "высиживаниях" начиная от тарелки с супом, заканчивая теми же уроками.

 

Или ребенок и сила воли это несовместимые понятия?

Может и не очень совместимые, но волевую регуляцию воспитывать необходимо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да нет, это вы сперва попытайтесь сформулирвать, что из себя представляет эта самая воля, которую вы собрались воспитывать? 

 

 

вроде ж прозрачно написал в стартопике ))

 

например - "умение преодолевать препятствия"

Может и не очень совместимые, но волевую регуляцию воспитывать необходимо.

 

 

Волевая регуляция поведения человека в ее наиболее развитом виде — это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением.

 

А как? 

Что противопоказано?

Вон коммунисты пытались у всего народа воспитывать. К чему привело (см. песня Сектор Газа, Гуляй мужик)

 

не могу сказать про коммунистов, но объективно дети в то время были более самостоятельные, сознательные и целеустремленные, 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А как? 

Что противопоказано?

Понуждением и подкреплением (отрицательным и положительным).

Правда, без личного примера родителей этот механизм дает сбои.)

Противопоказано превышать предел возможностей ребенка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

например - "умение преодолевать препятствия"

не, это относится к поведенческим адаптациям 

 

 

Волевая регуляция поведения человека в ее наиболее развитом виде — это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением.

Это как раз и есть весьма наивные предтавления из области народной психологии  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понятие воли в этом значении, на самом деле обозначает слишком отдалённый смысл и цель усилий которые надо прилагать здесь и сейчас.

Бывают и взрослые, которые не могут заставить себя идти на работу потому что получка будет только через месяц, а напрягаться надо прямо здесь и сейчас, и превращаются в люмпенов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

не, это относится к поведенческим адаптациям 

 

 

 

Так вот если ждать, когда эта адаптация произойдет сама-собой уже лет тридцать, как раз и стукнет, а некоторые так и до конца жизни не адаптируются...

Понятие воли в этом значении, на самом деле обозначает слишком отдалённый смысл и цель усилий которые надо прилагать здесь и сейчас.

Бывают и взрослые, которые не могут заставить себя идти на работу потому что получка будет только через месяц, а напрягаться надо прямо здесь и сейчас, и превращаются в люмпенов.

 

у взрослого человека немного проще, он может заставлять себя испытывать дискомфорт подчиняясь поставленной цели

если заставлять себя ради самого процесса, то это мазахизм какой-то

 

но вот в случае детей, цели у родителя, а не ребенка и зачастую ценность этих целей ребенку донести невозможно...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так вот если ждать, когда эта адаптация произойдет сама-собой уже лет тридцать, как раз и стукнет, а некоторые так и до конца жизни не адаптируются...

Зачем же ждать, воспитывать надо.  Саморегуляция поведения развивается в ребенке посредством социальных взаимодействий. А как воспитывать, это отдельная наука, горы литературы уже написаны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

цели у родителя, а не ребенка и зачастую ценность этих целей ребенку донести невозможно...

Вот в этом и проблема.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если он сидит часами над супом то ему это позволяют делать

 

Да, можно использовать стандартные приемы и они лет в 5-7 сработают, но принесут ли пользу?

 

А лет в 10-14 эти приемы уже не сработают, совсем. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

но вот в случае детей, цели у родителя, а не ребенка и зачастую ценность этих целей ребенку донести невозможно...

Если не будете слишком перегибать палку, и ребенок будет видеть положительный результат принудительного действия плюс правильно подобранное подкрепление результата, то цели родителя будут интроецироваться психикой ребенка и становиться его собственными.

Воля в ребенке проявляется достаточно часто. Самое первое это обычные капризы. Воля к результату.

Это скорее эгоцентричное желание удовлетворять потребность здесь и сейчас и неспособность к осмыслению целей.

А вот упорство упорство и настойчивость, как свойства характера, можно и нужно использовать для воспитания воли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если не будете слишком перегибать палку, и ребенок будет видеть положительный результат принудительного действия плюс правильно подобранное подкрепление результата, то цели родителя будут интроецироваться психикой ребенка и становиться его собственными.

 

А есть что-то почитать на эту тему, или хотя бы несколько примеров?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оооочень нужная тема. Я на примерах.

 

В бытность моего детства, моя мама,   как то популярно объяснила , что такое  "волевое усилие". Предложила потренироваться "Вот , яблоко, не ешь сейчас, прояви волю до завтра." А яблоко очень хотелось (советское детство). )) На следующий день, мама закрепила "успех" поощрением, я почувствовала себя волевым человеком. ))) Мне, взрослой сладкоежке, легко не съесть всю шоколадку, а только кусочек.

 

В своей дочери волю формирую через "усилия" , например , тренировки в бассейне. Обсуждаем, проговариваем. Ей сейчас 13, зависает в инете, конечно, но если НАДО, будильник на 5.30 и вперед к знаниям, САМОСТОЯТЕЛЬНО. Однажды "ошиблась" и поставила на 4.30, хорошо так позанималась. )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

сработают, ибо ранее твои ценности станут источником его ценностей, в общем в этом и цель воспитания, привитие привычек психики, человек ведь гомо дрессеруемое существо, напросто дество юность сильно внушаемое время, а повзрослее уже слабее и слабее

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оооочень нужная тема. Я на примерах.

 

В бытность моего детства, моя мама,   как то популярно объяснила , что такое  "волевое усилие". Предложила потренироваться "Вот , яблоко, не ешь сейчас, прояви волю до завтра." А яблоко очень хотелось (советское детство). )) На следующий день, мама закрепила "успех" поощрением, я почувствовала себя волевым человеком. ))) Мне, взрослой сладкоежке, легко не съесть всю шоколадку, а только кусочек.

Отличный пример. Мама научила вас тому, что биологическая выгода (в виде пищи/яблока или еще чего-то) может быть не только сиюминутной, но и отсроченной. То есть привила вам навык умения выстраивать целе-ориентированное поведение и последовательно проводить его в жизнь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отличный пример. Мама научила вас тому, что биологическая выгода (в виде пищи/яблока или еще чего-то) может быть не только сиюминутной, но и отсроченной. То есть привила вам навык умения выстраивать целе-ориентированное поведение и последовательно проводить его в жизнь.

 

Отлично сказано!!!

 

Было это где-то в начальной школе, класс 1 -2.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Волю нужно воспитывать с момента , когда ребёнок учится собирать пирамидки и строить домики из кубиков.

Не получается - он злится и бросается игрушками.

Если мама помогает достигнуть результата , проявить упорство, потом радуется вместе с ним( подкрепление), то с этого момента и начинается формирование упорства в достижении целей, воля к победе и результату.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...