Перейти к содержанию

Почему дети грызут ногти?


Рекомендуемые сообщения

Привычка грызть ногти является попыткой ребенка снять напряженность и психологический дискомфорт посредством какого-то незначительного поступка. Многие родители считают, что если дитя грызет ногти – значит это нервное. Отчасти это так, легковозбудимые дети очень рано начинают обкусывать ногти, и в дальнейшем от этой привычки им очень трудно избавиться. Но не только нервозность может стать причиной появления такой привычки. К частым причинам можно отнести также стресс. Замечено, что именно тогда, когда дети становятся школьниками и начинают испытывать на себе сильные умственные, психологические и физические нагрузки, количество детей, которые грызут ногти, существенно возрастает.



Очень часто дети берут пример с взрослых. Установлено, что если в семье ребенка взрослые имеют эту некрасивую привычку, либо кто-то из его окружения, то вероятность того, что он возьмет такой пример на вооружение возрастает в разы.

Недостаточный уход за ребенком также может спровоцировать появления такой привычки у малыша. В случае если родители не своевременно обрезают ребенку ногти и не обращают внимание l, то он самостоятельно делает попытки устранить раздражители, которые ему мешают.

Привычка обгрызать ногти может являться для ребенка некой возможностью для выхода агрессии. Своим поведением он злит родителей, даже если иногда при этом он доставляет себе боль. Поэтому часто сам поступок можно расценивать как проявление враждебности.

Бывает и так, что ребенок от процесса обгрызания ногтей испытывает физическое удовольствие. Очень может быть, что такое удовольствие является некой заменой каких-либо приятных для него действий, которые ему не доступны. Чтобы устранить такую привычку, необходимо ненавязчиво предложить ему более интересное занятие, которое его бы удовлетворило.

Привычка грызть ногти очень легко возникает, но от нее очень трудно отделаться. В данном случае не рекомендуется применять угрозы, наказания, упреки, замечания, поощрения к ребенку в надежде на то, что он перестанет это делать. Необходимо вначале выявить источник, причину, которая спровоцировала появление этой привычки. Она скрывается в чувствах малыша. Это некий выход задавленной агрессивности, одновременно доставляющий удовольствие.

Что делать?
Отучить ребенка грызть ногти очень сложно, но здесь главное не переусердствовать, действовать следует правильно, спокойно, не торопясь, в полной уверенности в положительном исходе. Обычно родители воспринимают дурную привычку ребенка как трагедию и начинают демонстрировать к нему такое же отношение, пуская в ход все что угодно (угрозы, ругань, наказания, упреки), лишь бы он перестал грызть ногти. Отказ от такой методики воздействия на детей само по себе будет эффективным методом предотвращения или устранения привычки. Поэтому если у малыша появилась такая привычка не нужно заострять его внимание на ней, отчитывать или дразнить его, поскольку все происходит с точностью до наоборот. Вместо того чтобы привычка «ушла», она закрепляется. Привычку грызть ногти можно сравнить с неосознанным подёргиванием ногой, постукиванием пальцами по столу или приглаживанием волос на голове - все это наши конечности делают как бы сами по себе. Неосознаваемые действия вообще не могут контролироваться. Поэтому все поощрения и наказания в данном случае результата не дают. Более того, чрезмерная обеспокоенность и реакция родителей на это создает еще большее напряжение, которое выливается в очередной стресс для ребенка, в результате чего грызть ногти он начинает чаще и больше. Кроме того, видя то, что родителей его привычка выводит из себя, раздражает, он начинает использовать ее в виде протеста или мести всякий раз, когда ему что-то не нравится.

Отличным методом устранения данной привычки является обучение ребенка основам снятия напряжения (крепко сжимать и разжимать кулачки; глубоко вдыхать и пытаться услышать свое дыхание; любимая игрушка в руках и т.п.). Некоторые родители по старинке мажут своим детишкам пальчики горчицей или чем-то неприятным, надеясь на устранение этой некрасивой привычки. Но, скажу, что способ этот малоэффективный. Намного результативнее будут действия, когда родители, в целях устранения данной привычки, стараются найти ребенку иной способ снятия напряженности, предлагая более интересное занятие, в котором задействованы руки. Конечно, получаться это будет не всегда. Поэтому важно постараться устранить из жизни малыша причины напряженности его угнетающие, что сделает его жизнь более веселой. Бывает и так, что в последние дни родители сами пребывали в состоянии повышенной нервозности, слишком сурово относились к малышу или наказали его за что-то слишком строго, может были чрезмерно требовательны. В общем в течение дня могло произойти огромное количество событий, которые взволновали малыша, стали причиной его раздражения, а дать выход этому самому раздражению у него не было возможности. Именно в такие моменты важно устранять это напряжение у ребенка, позволяя ему иногда свободно выражать свой гнев и свою враждебность. То есть переживать по поводу каждой такой вспышки гнева не нужно, ведь даже взрослым иногда необходимо отвести душу. Если возможности свободно выражать свои чувства ребенка лишить, они будут накапливаться, переполняя его. Важно приучать его к социально приемлемым формам выражения враждебности независимо от ситуации (домашние ссоры, игры, спортивные соревнования).

Очень часто из-за занятости, бытовых проблем, да и мало чего еще, детям не хватает родительского одобрения, ласки. Поэтому при попытках устранить вредную привычку обкусывать ногти можно использовать метод одобрения. К примеру, родители применяют психологический прием, объясняя малышу, что взрослые девочки и мальчики ногти не грызут, это делают только маленькие детки. Ребенок, стремясь казаться взрослым, будет стараться избавиться от этой привычки. Поэтому всякий раз, когда малыш демонстрирует более взрослое поведение, следует вознаграждать его за это. В некоторых случаях бывает достаточно просто нежных объятий, ласковых слов или погладить по голове. Очень важно, чтобы дети чувствовали, что взрослые замечают заслуги и одобряют поступки.

Одним из действенных методов устранения подобной привычки у девочек (которые постарше 7-10 лет) является детский маникюр. Следует с раннего возраста приучать детей ухаживать за своими ногтями, обращать внимание на то, как красиво и ухоженно они выглядят после процедуры. Можно приобрести ребенку детский набор для маникюра и научить его обращаться с инструментами так, как это обычно делают взрослые. Во время засыпания малыша кто-то из родителей должен быть рядом, говорить ласковые слова, гладить по спине, делать легкий расслабляющий массаж пальчиков. Рекомендуется также для компенсации дефицита положительных эмоций у ребёнка играть с ним в игрушки приятные на ощупь. И вообще, больше положительных эмоций, впечатлений дарите ребенку. Пусть он чувствует себя защищенным, нужным и важным, доставляйте ему необходимое количество удовольствий.
 

1 ноября 2012
 
 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

начали за ногти закончили заупокой) полезная инфа

Вы хотя бы немного раскрывайте свои мысли, а то непонятно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему заупокой?

"больше положительных эмоций дарите ребенку. Пусть он чувствует себя защищенным, нужным и важным"  - как это важно для ребенка!

Но вот в нашем случае это не поможет )) положительных эмоций и развлечений очень много, важность ребенка тоже не упускаем: советуемся с ним, выслушиваем его точку зрения.

А вот перед сном уделяем мало времени: книжки не читаем, по спинке не гладим, только стандартные обнимания и пожелания спокойной ночи.

Ребенку этого конечно мало...

Будем работать в этом направлении )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А вот перед сном уделяем мало времени: книжки не читаем, по спинке не гладим, только стандартные обнимания и пожелания спокойной ночи.

Ребенку этого конечно мало...

Будем работать в этом направлении )))

Позвольте узнать подробнее о ребёнке и проблеме. При каких обстоятельствах проявляется привычка, в какое время?  Какие Ваши действия, когда увидели....?

Почему заупокой?

 

Будем работать в этом направлении )))

Наталья, возможно  Вам будет интересно узнать о потенциале  Владимира Путина  http://psycheforum.ru/topic112789.html/page-6. 

Он, потенциал, связан с качеством подрастающего поколения в будущем.

Если возможно, выскажите своё мнение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мой старший начал грызть ногти с 4 лет, когда мы развелись с его отцом. Так же начались ежедневные носовые кровотечения.

Прошло 10 лет. Ногти грызёт периодами, кровь из носа тоже периодами. Я воспринимаю это как компенсацию больших психологических проблем и отношусь к этому совершенно спокойно. Это я про ногти.

Носовые кровотечения меня беспокоили больше. Ложились в больницу и обследовались, когда ребёнку было лет 8. Ничего не нашли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Началось, когда отдали в детский сад. Вначале проявлялось только в детском саду (ходит в сад - ковыряет пальчики, не ходит, - не ковыряет).

Со временем  укрепилось и стало проявляться при любой некомфортной ситуации или ситуации, требующей сосредоточенности и мыслительных процессов. А сейчас уже постоянно, в любое время, даже если просто идем по улице или смотрим мультик.

Моя реакция одна и та же: спокойно реагирую, без криков и наказаний (у нас такое не практикуется). В начале спрашивала когда ковырял, зачем и т.д., объясняла, что это не правильно, не красиво с такими ноготочками, что больно же и т.д.

Если вижу, что ковыряет (он именно ковыряет, грызет очень редко) спокойно убираю его руки, кладу ему на коленки или держу за руку.

Я все надеялась, что перерастет, но нет. Еще связывала с напряжением эмоциональным, думала что при физической активности уйдет, тоже нет: ходим на тренировки 3 года, в бассейн водила (думала вода негативную энергию заберет), но тоже не помогло.

Кстати, кровь из носа тоже периодически идет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Началось, когда отдали в детский сад..

Я встретил статью специалиста, которая может многое прояснить. Наталья рекомендую изучить и , пожалуйста, если можно перечислите мероприятия, которые необходимо выполнять в Вашем случае.

 

Как должны поступать родители, если в поведении ребенка появились отдельные невротические реакции? 

 

 

Родители дошкольников порой могут встретиться с такими болезненными нарушениями у детей, как заикание, тики, энурез (недержание мочи).

 

О заикании, в связи с трудным началом речи, ее неравномерным развитием, известно. Испуги, на которые многие так любят ссылаться, не причина, а один из факторов выявления исходной или приобретенной нервной возбудимости, боязливости, беспокойства наряду со слабостью (чувствительностью) артикулярного (речевого) аппарата. Бывает, что заикание как общее нервное расстройство - следствие тяжелых родов, когда новорожденный не смог из-за удушья сразу закричать, последующих осложнений на мозг при инфекционных заболеваниях, сотрясений и ушибов головного мозга. Косвенно способствует возникновению заикания такой фактор, как чрезмерно быстрый или медленный темп речи родителей. Определенное значение имеет недостаточная контактность, общительность, прежде всего у матерей, которая часто сочетается с внутренней возбудимостью, импульсивностью. 

 

Универсальным фактором развития заикания является несоответствие темпа словесных обращений родителей темпу мышления (внутренней речи) ребенка, а часто его темпераменту в целом. Например, быстрая в речи, стремительная в движениях и не способная ждать мать (с холерическим темпераментом) постоянно торопит дочь, не обладающую этим темпераментом. Это вызывает общее нервное перенапряжение у девочки, особенно если речь еще недостаточно отчетлива. Своими запинками, растягиваниями слов ребенок как бы возвращается в свой привычный, но уже поврежденный темп мышления и речи. Или медленная от природы и неразговорчивая мать (с флегматичным темпераментом) непроизвольно ограничивает высокую речевую активность сына, не вступая лишний раз в контакт с ним. Тогда преобладают запинки в начале слов, на первых буквах. Ребенок быстро думает, но не может свободно выразить это словами. В рассмотренных ситуациях дочь и сын могут, конечно, поменяться местами или вместо матери, имеющей больший речевой контакт с детьми в первые годы, может находиться отец. Суть не в этом, а в несоответствии обращений и требований психофизиологическим возможностям детей и, прежде всего, их темпераменту.

 

При появлении заикания нельзя фиксировать на нем внимание, поправлять речь, заставлять ребенка говорить "по правилам". Это пока выше его сил. Не нужно спешить с обращением к логопеду, если достаточно отчетливо произносятся звуки. Искусственно задаваемый медленный темп речи может противоречить быстрому темпу мышления ребенка, если он холерик или даже сангвиник, что уже само по себе способно закрепить заикание на неопределенный срок. Главное, критически посмотреть на отношения в семье, собственную речь, привести ее в соответствие с темпом речи ребенка, устранить свою повышенную возбудимость, нетерпение, стремление контролировать каждый его шаг. Избегая чрезмерной интеллектуальной стимуляции, дать ему возможность спонтанно выражать свои мысли и эмоции, быть непосредственным в контактах.

 

Следует также уделить внимание устранению страхов, если они беспокоят детей, препятствуют развитию общения, любознательности и активности. Необходимо активизировать игровую деятельность, в том числе проводить совместные игры типа кукольных представлений и драматизации историй, сочиненных и пересказанных детьми. "Таблеток от заикания" как таковых не существует. В случаях общей нервной ослабленности (невропатии) и остаточных (после тяжелых родов, заболеваний, сотрясений) нервных явлений медикаменты можно использовать, но обязательно под контролем врача. Выполняя данные рекомендации, вы создаете благоприятные условия для ослабления заикания по мере укрепления защитных сил организма ребенка.

 

Тики - непроизвольные, помимо воли, подергивания определенных групп мышц, чаще всего лица (частые моргания, наморщивания лба, гримасы, закатывание глазного яблока), или шмыгания носом, издавание звуков типа "юс", кашля, попискивания, равно как и подергивания головой, шеей, плечами. Все это не дурные привычки, а достаточно серьезное болезненное расстройство нервной системы с последующим переходом возбуждения на мышцы. Причины тиков столь же разнообразны, как и заикания. Чаще тики встречаются у подвижных детей с холерическим темпераментом, когда они не могут выразить свою активность. Здесь и чрезмерные ограничения подвижности со стороны строгих, принципиальных и требовательных родителей, и трудность сочетания у детей контрастных черт темперамента родителей, когда один из них - холерик, а другой - флегматик, и многое другое. Как и при заикании, не нужно заставлять детей бороться с тиками, "брать себя в руки", так как тики не подчиняются длительному волевому сдерживанию и постоянный контроль движений, из-за которого как раз они и возникли, способен только фиксировать их.

 

Энурез - ночное непроизвольное недержание мочи - чаще встречается у детей с флегматическим темпераментом, медлительных, неторопливых, обстоятельных, "копуш", как говорят о них. Причина энурезов - прежде всего чрезмерно интенсивная стимуляция ребенка со стороны родителей, без конца торопящих, подгоняющих и наказывающих за неисполнение их завышенных требований и ожиданий.

 

Перевозбуждаясъ и утомляясь днем, ребенок ночью спит чрезмерно глубоко, как говорят "без задних ног", не ощущая позыва на мочеиспускание. Нельзя скинуть со счетов также недостаточность ухода и эмоционального контакта с детьми в первые годы жизни, раннее помещение в ясли, воспитание у родственников. Не случайно энурез - бич круглосуточных (интернатных) яслей и детских садов. Об энурезе как болезненном состоянии можно говорить, если непроизвольное недержание мочи бывает чаще, чем раз в неделю после 4 лет. 

 

Кроме того, причиной может быть физическое состояние ребенка, и, прежде чем пытаться высаживать ребенка ночью на горшок, надо проанализировать его состояние. Последнее далеко не безразлично для общего психического состояния ребенка, особенно если эта процедура дается ему нелегко и он сопротивляется. Часто случается так, что первопричиной энуреза является именно нарушенный, патологически глубокий сон как проявление нервной ослабленности (невропатии). Поэтому прежде всего нужно укреплять нервную систему детей, а затем постепенно уменьшится и сойдет на нет энурез.

 

Заикание, тики, энурезы нередко сочетаются или дополняют друг друга. Причинами их возникновения являются: 1) конституциональный фактор - предрасположение (нервность родителей и аналогичные нарушения по родственным линиям); 2) общая нервная ослабленность, а также слабость артикуляторного аппарата при заикании, психомоторной сферы при тиках, нарушенного биоритма сна при энурезе; 3) неравномерность развития - временное ускорение одних психических функций и задержка других; 4) проблемы в эмоциональном развитии - от излишней интеллектуализации воспитания при тиках и заикании, недостатка тепла и ухода при энурезе; 5) психический стресс, обусловленный несоответствием требований и ожиданий родителей темпераменту детей (большей частью сангвинистическому при заикании, холерическому при тиках и флегматическому при энурезе); 6) отсутствие стабилизирующей функции отца в семье (недостаточное участие, отсутствие) или чрезмерная пунктуальность, педантизм и строгость с его стороны; 7) болезненный, непроизвольный характер психомоторных расстройств и их связь с состоянием нервной системы в целом.

 

При создании благоприятных условий в семье, отсутствии конфликтов, соответствии воспитания реальным психофизиологическим возможностям детей, постепенном укреплении их нервной системы все отмеченные расстройства проходят или заметно уменьшаются к концу дошкольного возраста.

 

Автор: А.И. Захаров, врач-психотерапевт 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В статье написано, что тики могут быть следствием ограничения подвижности ребенка. Очень похоже на наш случай, т.к. именно с момента начала посещения дет сада начались все неприятности. Со своей стороны, чтобы восполнить недостающую активность, я стала водить ребенка на тренировки. Но это не помогло.

Значит, проблема не в этом.

 

Может быть проблема в раздвоении требований взрослых? муж считает, что я слишком мягко разговариваю с ребенком, недостаточно требовательна. Хотя при ребенке я стараюсь придерживаться требований мужа (он отчим ребенку).

С папой у ребенка есть контакт, он уделяет ему достаточное время и внимание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В статье написано, что тики могут быть следствием ограничения подвижности ребенка. Очень похоже на наш случай, т.к. именно с момента начала посещения дет сада начались все неприятности. Со своей стороны, чтобы восполнить недостающую активность, я стала водить ребенка на тренировки. Но это не помогло.

Значит, проблема не в этом.

 

Может быть проблема в раздвоении требований взрослых? муж считает, что я слишком мягко разговариваю с ребенком, недостаточно требовательна. Хотя при ребенке я стараюсь придерживаться требований мужа (он отчим ребенку).

С папой у ребенка есть контакт, он уделяет ему достаточное время и внимание.

Наталья, прочитать статью недостаточно. Я взял лист бумаги, карандаш и выписывал самое важное.

Главная причина  -  расстройство нервной системы с последующим переходом возбуждения на мышцы.

Бассейн хорошо. В нём ребёнок не ковыряет ногти, Вода укрепляет нервную систему, но есть ли успехи, удовольствия, какие отношения с тренером?

Какое отношение отца и отчима к проблеме? Рекомендовали ли Вы им почитать эту тему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читали все.

не можем понять, что могло еще послужить причиной расстройства нервной системы, кроме адаптации к дет саду

к проблеме отчим и отец относятся спокойно, это я переживаю ))

 

Ребенок общительный, контакт находит со всеми тренерами (мы на разные тренировки ходили)

Удовольствие получает, когда легко, не любит когда скучно, когда нужно преодолевать трудности (наверно как и все дети).

 

У меня вопрос: если расстройство нервной системы уже произошло, результат в виде ковыряния ногтей закрепился и не уходит, что делать?

Как избавиться от этого? есть какие-то конкретные действия?

 

Я вот, например, хочу котенка завести, чтоб дите о нем заботился, гладил и нервы успокаивал )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читали все.

не можем понять, что могло еще послужить причиной расстройства нервной системы, кроме адаптации к дет саду

к проблеме отчим и отец относятся спокойно, это я переживаю ))

 

Ребенок общительный, контакт находит со всеми тренерами (мы на разные тренировки ходили)

Удовольствие получает, когда легко, не любит когда скучно, когда нужно преодолевать трудности (наверно как и все дети).

 

У меня вопрос: если расстройство нервной системы уже произошло, результат в виде ковыряния ногтей закрепился и не уходит, что делать?

Как избавиться от этого? есть какие-то конкретные действия?

 

Я вот, например, хочу котенка завести, чтоб дите о нем заботился, гладил и нервы успокаивал )))

Уже понятнее. На мой взгляд причина во врождённой  наследственности  -  физиологической и психологической. а детский сад и прочее это мелочи, но их сбрасывать со счетов не стоит.

Надо выяснить  соотношение нервного перенапряжения  и привычки. Наблюдайте.

Привычка точно есть и о ней не напоминайте. Ковыряет  -  переключите внимание.

Состояние нервной  системы зависит от среды развития, в том числе  эстетического и этического.

Высшая зрелость человека  -  адекватное восприятие реальной действительности. А это в другой теме.

Наталья я Вам советовал "там" как копировать, Вы пробовали?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Психолог Гришин, да, пробовала копировать.

и сейчас, прежде чем ответить, нажимала иконку "Цитата". В личном сообщении прикрепляется цитата, а на форуме не прикрепляется.


Спасибо за  информацию, будем переключать внимание.

 

Нервное напряжение и привычка уже не связаны: если ребенок устал и перевозбужден, он просто становится капризным, ногти при этом не трогает.

В то же время, при позитивном настроении, в игре может ковырять, сам того не замечая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Cын 12 лет грызёт ногти. Вкусно ему. Руки обгрызает, до ног добрался. Муж ногти грызёт. До ног не добрался. Нервничают и грызут. Сотрудница 50 лет- ногти грызёт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В то же время, при позитивном настроении, в игре может ковырять, сам того не замечая.

Этот процесс бессознательный. Развиваясь человек может исключить причины нервного перенапряжения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот интересно. Если мужчина 35 лет грызет ногти и более того, считает, что ножницы не нужны, удобнее ногти отгрызть - о чем это говорит?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот интересно. Если мужчина 35 лет грызет ногти и более того, считает, что ножницы не нужны, удобнее ногти отгрызть - о чем это говорит?

О невоспитанности и непривитых гигиенических нормах.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О невоспитанности и непривитых гигиенических нормах.

ну да) а еще он живет с мамой в однокомнатной кв. и 20 кошками. Женат не был, детей нет)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Грызение ногтей - это не только психология, а еще и неврология. Недостоверно, но есть мнение, что от этого, в дальнейшем может развиться "синдром неспокойных ног", а так же и др. невр. заболевания. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...