Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

 Многие из нас склонны испытывать тревогу, когда возникает необходимость встретиться с руководителем. Эта тревога была бы очень понятна, если бы мы не выполнили какое-то задание, если в нашей работе есть очевидные недочеты, и нас «вызывают на ковер», чтобы «пропесочить». Но ведь тревога может быть и без реальной причины.

Как часто бывает так, когда мы знаем, что никто не будет нам говорить «Товарищ Новосельцев, это ваш отчет? Работой надо заниматься хорошо или не заниматься ей вообще!» и т. д. по тексту «Служебного романа», а вместе с тем напрягаемся перед кабинетом начальника или просто в его присутствии.

Давайте посмотрим, что происходит в нас при этом, какая причина внутри нас может вызывать эту избирательную тревогу. Правда, в данном материале нам удастся воспользоваться только одной из психологических теорий вследствие ограничений формата. В следующем материале мы, я думаю, вернемся к этой теме и рассмотрим ее через призму других теоретических взглядов.

В этом материале я использую слова тревога и страх как синонимы, чтобы не перегружать текст описанием их отличий. Теория условного рефлекса. Несмотря на то, что в психологии после работ И. Павлова появилось много чего интересного, старый добрый условный рефлекс никто не отменял.

 

Напомню о нем в двух словах. У нас (и у людей, и у животных) есть ряд врожденных форм поведения или безусловных рефлексов. Например, запах и вид пищи вызывает слюнотечение. Вид пищи в данном случае — это безусловный стимул (раздражитель). Можно создать такие условия, Когда безусловный рефлекс будет совпадать по времени с неким другим событием, например, вид пищи и слюноотделение будут сопровождаться звуком звонка (как в экспериментах Павлова). Звон звонка в данном случае становится условным стимулом (раздражителем). Если условный стимул и безусловный появляются вместе несколько раз, формируется условный рефлекс — условный стимул (который ранее был нейтральным) начинает вызывать сам то поведение, которое вызывалось безусловным стимулом. В нашем примере звук звонка начнет вызывать слюноотделение. Еще в 20-е годы прошлого века Джон Уотсон исследовал возможность формирования страха через механизм условного рефлекса. Задача стояла — сформировать страх белых мышей у ребенка 11 месяцев. В качестве безусловного рефлекса был взят страх неожиданного громкого звука — за спиной ребенка стучали молотком по железной полосе. Ребенок, естественно, плакал и демонстрировал страх. В этот момент ему демонстрировали белую мышь. Через некоторое время сформировался условный рефлекс — ребенок стал испытывать страх при виде мышей.

Как может данный механизм влиять на наше восприятие тех или иных людей? Представьте, что разгневанный родитель кричит и трясет (бьет) малыша. Страх перед криком (на неожиданный громкий звук все малыши реагируют страхом) и перед болью может связаться с образом родителя. Ребенок, чей родитель (не важно какого пола) может неожиданно впадать в чрезмерный гнев, в котором с трудом сдерживает себя, боится уже не только этих вспышек гнева, но и самого родителя. Далее, страх распространяется на различные авторитетные фигуры: учителей, представителей власти и т. д. В результате вырастает взрослый человек, который при разговоре с начальством испытывает страх непонятно по какому поводу.

Еще в экспериментах Уотсона было замечено, что страх склонен распространяться на все похожие объекты. В данном эксперименте он начинал связываться с различными белыми предметами. Кроме того, такой условно-рефлекторный страх (или как говорят «обусловленный», так как формирование условного рефлекса называют классическим обусловливанием) сохраняется на всю жизнь, в то время как условные рефлексы у собак Павлова постепенно угасали, если их не поддерживали. Такова особенность страхов, видимо, связанная с механизмом выживания.

Кроме того, социальные страхи самоподкрепляются: человек боится начальства, что мешаем ему адекватно разговаривать с руководителем, а это в свою очередь пугает еще больше. Так как  беспричинная тревога перед начальником очень мучительна, мы пытаемся найти для нее причину, пытаемся ее объяснить, а значит, ищем, в чем мы недостаточно хороши, какие сделали ошибки. И, конечно, можем причину для такой тревоги на самом деле отыскать.

 

Как же лечится подобный обусловленный страх? Еще немного истории. В 1924 году Мэри Джонс пыталась устранить страх белого кролика, который уже был у ребенка. Она обнаружила, что страх постепенно исчезает, когда кролика заносят в помещение, в котором ребенок находится в спокойном состоянии и делает что-то приятное (играет или ест). Здесь имело значение расстояние, на которое подносили кролика — его уменьшали постепенно, начиная с совершенно безопасного А также  состояние самого ребенка во время эксперимента — удовольствие, которое ребенок испытывал во время еды или игры погашало страх. Так возник метод систематической десенсибилизации. В поведенческой психотерапии (а это направление, которое родилось благодаря именно работам И. Павлова) метод систематической десенсибилизации широко используют с 1952 года, после работ Джозефа Вольпе. Наиболее часто используется классический метод десенсибилизации, во время которого то, что вызывало страх (в нашем случае - начальник), связывают с реакцией, несовместимой со страхом. Как правило, для этого используется состояние релаксации. Если коротко, то процесс заключается в том, что вначале человек обучается глубокой мышечной релаксации, а за тем на фоне расслабления представляет те или иные ситуации с начальником (или какие-либо другие ситуации, вызывающие тревогу). Естественно, вначале представляются ситуации менее волнующие, а затем все более тревожные. Метод прост и может использоваться и для самопомощи без участия психотерапевта.

К сожалению, бывает так, что одного данного метода оказывается недостаточно. Тот же Джозеф Вольпе выделил отдельные социальные страхи: страх критики, страх предъявлять претензии, страх отказа, страх отказать, страх отвержения. Социальные страхи не бывают монофобиями, они обычно множественные, то есть страх начальника сочетается со страхом критики, страхом отвержения и т. д. Вольпе предложил метод, позволяющий замещать тревогу и страх новым поведением, которое со страхом несовместимо. Результатом перетренировки становится формирование новой реакции. Вольпе предложил тренировать ассертивное поведение, то есть поведение, позволяющее человеку отстаивать свои интересы, причем быть в этом настойчивым. Его «Тренинг самоутверждения» дал начало многочисленным ассертивным тренингам, которые в последнее время в нашей стране называют тренингами уверенности. Обычно поведенческий тренинг уверенности представляет собой обсуждение в группе ассертивных форм поведения, речевых оборотов, а затем тренировку их в ролевых играх. Хороший пример подобного тренинга можно найти в книге Мануэля Дж. Смита «Тренинг уверенности в себе», в которой содержится  и комплекс упражнений для развития уверенного поведения. Игорь Гожий, 28.01.2013 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...