Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

10.07.2016124169

Джан Юдже (Can Bahadır Yüce)

Спустя годы перечитываю «Королек — птичку певчую» (роман о любви, написанный в 1922 году турецким писателем Решадом Нури Гюнтекином, — прим. перев.). Мое внимание привлекает одна сцена, в которой главная героиня романа Фериде рассказывает об Анатолии, куда она отправляется молодой учительницей, пережив личную трагедию. Впервые встретив своих учениц, Фериде описывает их так: «Одно меня сильно поразило: девочки были очень застенчивы. От них, как от деревенских невест, невозможно было добиться ни одного слова. Но стоило моим ученицам открыть учебники, как класс огласился громкими воплями. Оказалось, они привыкли читать хором, не жалея горла». Деревенских учеников учили: чем громче они будут извлекать звук, тем лучше усвоят урок. (Позже Фериде научит детей читать молча.) Что значит эта сцена?

 

Чтение вслух или про себя дает множество ключей к пониманию обществ и индивидов. Переход от устного чтения к молчаливому в известном смысле кратко резюмирует историю мысли. В античную эпоху обычной формой чтения было чтение вслух. (Августин в «Исповеди» описывает замешательство, в которое он пришел, когда встретил человека, читавшего молча.) С распространением пунктуации, книгопечатания, упрощением доступа к книгам укоренилось молчаливое чтение. Возникли «читатели» как отдельная категория людей.

 

КОНТЕКСТ

 

Книга в библиотеке

Чтение литературы развивает мозг?

New York Magazine09.09.2015

Чтение вслух снова в моде

The Guardian08.01.2013

Школы – враги чтения

TUIC Akademi31.10.2012

Чтение книг в современном мире

Mellat04.07.2012

При взгляде на историю чтения просматривается параллелизм между молчаливым чтением (private reading) и осознанием человеком себя как отдельной личности. Человек, читающий про себя, постепенно понял свою индивидуальность. Социологи полагают, что молчаливое чтение внесло вклад в развитие воображения. А Альберто Мангель устанавливает связь между освоением индивидуального чтения и подъемом гуманизма.

 

Интересно, а Решад Нури, изображая детей в отдаленной деревне, которые старались громко читать, хотел сказать, что в начале XX века в Анатолии еще не могла сформироваться личность?

 

* * *

 

Молчаливое чтение — вопрос, изучением которого занимается и современная наука. Мы знаем, что чтение про себя в течение шести минут снижает сердечный ритм, расслабляет мышцы. На самом деле, попытки соотнести чтение с человеческим здоровьем восходят к очень давним временам. Сократ применял к письменности слово «фармакон» (лекарство). По мнению философа, как и все лекарства, письменность могла как исцелять, так и отравлять. К XIX веку стало популярно объяснять чтение с помощью медицинских терминов (biblio-mania, reading-mania и прочие).

 

Действительно ли чтение — исцеление? Судя по исследованию, которое в прошлом месяце опубликовал журнал «International Journal of Bussiness Administration», да: «глубокое чтение» (медленное, внимательное, вдумчивое, осознанное) активизирует работу разных областей мозга, держит человека в тонусе, обостряет восприятие, позволяет лучше понимать окружающих.

 

Сложилась и противоположная точка зрения: в определенный период романтическую литературу называли «ядом». Шопенгауэр, например, окрестил плохие книги «интеллектуальным ядом».

 

* * *

 

Может ли чтение в чрезмерных дозах, как лекарство, превратиться в яд? Обращаясь к Рескину, видим, что ненасытное чтение опаснее обжорства, потому что оно убивает не тело, а душу. Сенека несколько веков назад говорил о пагубности «излишнего чтения». Вместо «чтения вдоль» стоики предлагали «чтение вглубь» только хороших книг и только в определенном количестве. Кант тоже советовал своим читателям быть «пристрастным» и не позволять каждой книге сбивать себя с толку.

 

Однако после изобретения печатного станка книги стали легкодоступными, и остановить книжное обжорство было невозможно. Так, западный читатель научился читать молча, быть избирательным, делать выбор. Возникновение того, что мы называем «общественным мнением», тоже приходится на это время. (Хабермас сказал, что буржуазное общественное мнение сформировалось на основе литературы.) Неслучайно этот процесс совпал с периодом, когда монархии утратили свою силу.

 

* * *

 

Чтение — это витамин, который повышает умственную активность, улучшает работу мозга, придает бодрость.

 

Вслух или про себя, впитывая все подряд, словно губка, или выбирая, — то, что и как мы читаем, является частью нашей идентичности.

 

Есть еще более глубокие эффекты чтения. Милтон верил, что чтение хороших книг освобождает совесть. Оруэлл провел корреляцию между способностью людей понимать прочитанное и способностью делать политический выбор.

 

Возможно, главная причина того, что сейчас с нами происходит, — авитаминоз.

 

http://inosmi.ru/science/20160710/237133825.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 44
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Мне хорошо и спокойно ;-) .

Тебе цитату из последнего предложения твоего стартопика бросить ?

Повторяю вопрос :

А что с тобой происходит?

 

Ты читаешь, то что постишь?

Возможно, главная причина того, что сейчас с нами происходит, — авитаминоз.

 

Так что с тобой происходит, Хелч?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тебе цитату из последнего предложения твоего стартопика бросить ?

Повторяю вопрос :

А что с тобой происходит?

Ты читаешь, то что постишь?

 

Так что с тобой происходит, Хелч?

Я уже ответил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я уже ответил.

А, так это что- то происходит со всеми кроме тебя?

И что с другими этими происходит?

И кто эти таинственные " нами" с которыми что- то происходит?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чтение - это не витамин, это процесс поглощения. Предположительно витамина. Витамином будет лишь качественное, грамотное и чем-нибудь полезное чтиво. 

Само по себе чтение - это прекрасный дополнительный инструмент в жизнедеятельности, как руки, слух, речь... но польза содержится или отсутствует лишь в том, что ты делаешь с помощью этих инструментов. Там же может содержаться и вред. 

 

Вот я как-то тусовалась на одном творческом форуме... там весьма молодые люди пробовали свои силы в писательстве. И... такая система сложилась, что если ты хочешь, чтобы твоему творчеству было внимание, то надо так же отдавать внимание другим. Поскольку читать и анализировать чью-то любительскую писанину, которая с большой вероятностью какое-то говно - это труд, и никто не хочет этого делать просто так. Но делают с целью получить такую же отдачу или в виде благодарности за внимание к собственному творчеству.

Так вот... когда почитаешь несколько любительских произведений каких-то бездарных малолеток... начинаешь постепенно чувствовать, что мозг стремительно тупеет. Портится. Пачкается. И тогда нужно срочно почитать что-нибудь реально умное и качественное, вот как лекарство, чтобы... восстановиться. Вернуться в форму.

Вот так это работает.

Просто читать... какие-то буквы... это все равно что просто щелкать руками пузырчатую пленку. Хотя может это и потрясающе с одной стороны, что руки это могут, но... вы понимаете, да? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чтение - это не витамин, это процесс поглощения. Предположительно витамина. Витамином будет лишь качественное, грамотное и чем-нибудь полезное чтиво. 

Само по себе чтение - это прекрасный дополнительный инструмент в жизнедеятельности, как руки, слух, речь... но польза содержится или отсутствует лишь в том, что ты делаешь с помощью этих инструментов. Там же может содержаться и вред. 

 

Вот я как-то тусовалась на одном творческом форуме... там весьма молодые люди пробовали свои силы в писательстве. И... такая система сложилась, что если ты хочешь, чтобы твоему творчеству было внимание, то надо так же отдавать внимание другим. Поскольку читать и анализировать чью-то любительскую писанину, которая с большой вероятностью какое-то говно - это труд, и никто не хочет этого делать просто так. Но делают с целью получить такую же отдачу или в виде благодарности за внимание к собственному творчеству.

Так вот... когда почитаешь несколько любительских произведений каких-то бездарных малолеток... начинаешь постепенно чувствовать, что мозг стремительно тупеет. Портится. Пачкается. И тогда нужно срочно почитать что-нибудь реально умное и качественное, вот как лекарство, чтобы... восстановиться. Вернуться в форму.

Вот так это работает.

Просто читать... какие-то буквы... это все равно что просто щелкать руками пузырчатую пленку. Хотя может это и потрясающе с одной стороны, что руки это могут, но... вы понимаете, да? :)

Есть замечательный критерий.

Интересно или скучно. То что интересно, даёт развитие, то что скучно, отвлекает или мешает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласна с Шопенгауэром. Собственно мозг- тот же комп: что туда загрузишь, то и выдаст. Поэтому лучше загружать качественными текстами. :)

Я думаю что учиться можно у любого автора. У одного наслаждаться идеями, а у другого смотреть на ошибки, что бы самому их избежать :-) .

 

Учиться можно как на положительных, так и на отрицательных примерах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То же самое говорит Дж. Мартин- он берет идеи везде, где можно. Для творчества да, согласна- даже самый невзрачный на первый взгляд источник может принести красивую идею :)

По этому стоит учиться везде, всегда, у всех и у всего... ;-)

Делать свои выводы и создавать своё видение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее не учиться, а знакомиться с другими точками зрения- в качестве расширения своего восприятия :)

Одного знакомства мало. Нужно проникнуться ей, понять что движет человеком или персонажем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы с вами немножко о разном- для качественных знаний нужны качественные  научные труды, учебники, а вот для того, чтобы родилась идея, подходят все источники. Именно об этом и говорил Дж. Мартин. Пути идей  неисповедимы :)))

А как и кто определяет "качество" знаний? :-D .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если у человека есть мозги, он определит верно, а ели нет- тут уже ничто не поможет :)))))))

В Германии времён 3его рейха Майн Кампф, считалась очень качественной книгой, практически библией...

Собрание сочинений Ленина, в куче томов... История коммунизма и тд и тп.

 

Критерием полезности на мой взгляд, является интерес и его отсутствие. Если есть интерес, значит что то там есть полезное и нужное для развития в настоящий момент времени.

 

Есть книги прочитанные мной по 5+++ раз. И каждый раз, узнаешь что то новое интересное, так как мировоззрение и опыт меняются со временем.

 

Шестипалого и затворника, так вообще три раза за день прочитал :-) . Один раз в слух, старшему сыну.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Майн Кампф, кстати, до выборов гитлера продавалась не очень, ее даже  бесплатно раздавали приверженцам его партии. :) Собсно, книга была своевременной  после проигрыша германии в первой мировой - народ был морально подавлен, а книга их воодушевила, подняла самооценку нации. Можно сказать, стала психотерапевтом. :)))

 

Кстати, в рф она запрещена, так что скачать в русской версии не удастся,  у меня есть английская.  Про детство интересно, дальше идет политическая лабуда, еще  главу про пропаганду имеет смысл почитать- сейчас такие технологии  везде используются.

 

 Учебник по физике на первый взгляд не очень интересен,   зато как полезен. :)  Собственно, кому интересна физика, он будет читать взахлеб, так что мотивация тут на первом месте, насильно мил не будешь.

 

А есть занимательная физика, где все то же самое преподносится как захватывающее чтиво. Есть учебники вызывающие отвращение к предмету, а есть которые вовлекают в предмет...

 

У меня майн кампф вроде на русском была. Чушь редкостная...

А запрещать что либо очень глупо. Нужно решать системные проблемы, а если лечить симптомы, болезнь будет прогрессировать и давать все новые симптомы, которые будут только усугубляться...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как и занимательная математика, например Перельмана (другого :)))

Вот и я о том же. Хорошо когда информация воспринимается через интерес и игру. Она хорошо усваивается. А ещё очень важно научить её использовать и применять в жизни. Развивать её и трансформи для себя.

 

А то с рождения вдалбливают какие нибудь идеи и авторитеты...

Стараюсь всегда обьяснить что к чему и говорю как поступил бы я. А право принимать решение всегда оставляю за человеком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну дык чтобы хомячки послушно работали на благо капиталистов  страны и не вякали :))))

Надо что то делать! Я вот окружающим информацию подкидываю потихоньку, и сам по своим принципам живу :-) .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто виноват? Что делать? 

Надо что то делать!

Что ж мы наделали?!....

 

:)))))))))))))))))))))))))))))))

Виноватые отсутствуют.

Просто многие считают что один человек беспомощен что либо изменить. Я же придерживаясь иного мнения.

Один человек может изменить всё, только для этого надо менять себя. И тогда мир вокруг изменится сам собой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Один человек может изменить всё, только для этого надо менять себя. И тогда мир вокруг изменится сам собой.

Детский эгоцентризм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Один человек может изменить всё, только для этого надо менять себя. И тогда мир вокруг изменится сам собой.

Что вы можете изменить в себе, чтобы прекратились теракты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В смысле- чтобы изменить мир- измени отношение к нему? :)    

«В конце шестидесятых годов канадский психолог Мелвин Лернер разработал т.н. теорию веры в справедливый мир. Согласно этой теории, люди предпочитают верить, что мир, в котором они живут, имманентно справедлив. Добро в нем вознаграждается, а зло наказывается, честный труд ведет к успеху, а жулик, в конце концов, остается ни с чем. Следствием этой веры является, в частности, жестокое отношение к жертвам различных несчастий – если человеку не повезло, значит, он сам и виноват»

Чернявская "Психология господства и подчинения"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«В конце шестидесятых годов канадский психолог Мелвин Лернер разработал т.н. теорию веры в справедливый мир. Согласно этой теории, люди предпочитают верить, что мир, в котором они живут, имманентно справедлив. Добро в нем вознаграждается, а зло наказывается, честный труд ведет к успеху, а жулик, в конце концов, остается ни с чем. Следствием этой веры является, в частности, жестокое отношение к жертвам различных несчастий – если человеку не повезло, значит, он сам и виноват»

Чернявская "Психология господства и подчинения"

еще бы Лернер раскрыл понятия везения..

а то не понятно..

вот купил мерса... повезло?

а жена дура.... не повезло?

а если мерса купил, а жена дура....  то чо?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что вы можете изменить в себе, чтобы прекратились теракты?

Теракты это симптомы болезни поразившей общество.

 

Все препоны в общении, разделение людей на рассы, национальности, страны, предвзятое отношение к ним. Вот системная болезнь общества. Да и в границах одной массы, страны, национальности люди разъединены, разобщены. Каждый смотрит в первую очередь на свою выгоду и интерес. Вместо того что бы постараться услышать и понять тех кто его окружает, пытается им доказать свою точку зрения и свою правоту.

 

Это как в комнате где каждый кричит что то своё. Шум гам и полное отсутствие понимания, а стоит одному остановиться и постараться услышать и понять собеседника, и обеденить его цели и желания со своими в одну общую, большую цель. Как наступает понимание, тишина, комфорт и радость.

 

В любом конфликте и ссоре ответствененны все вовлечённые. А чем умнее, образование и опытнее участник, тем большАя ответственность лежит на нём.

Правила и законы дают общее представление о том как надо поступать. А умение поступать так что бы интересы и желания каждого были услышанны и реализованный, очень редко. Хотя это тоже навык, стоит лишь научиться слышать окружающих, ставить себя на их место.

 

У меня тут в черновом варианте теория групп есть. Надо выложить, а то лень к ней возвращаться. В блог выложу сейчас.

В смысле- чтобы изменить мир- измени отношение к нему? :)

 

Можно и так сказать.

Что рождается, то умрёт. И послужит рождению нового.

Просто стоит расширить понимание с единицы до группы. В блог щя теорию групп выложу.

еще бы Лернер раскрыл понятия везения..

а то не понятно..

вот купил мерса... повезло?

а жена дура.... не повезло?

а если мерса купил, а жена дура....  то чо?

Я везунчик по жизни.

Там где я прохожу легко и свободно, другие руки ноги ломают и в передряги попадают :-) .

 

Меня с рождения окружают прекрасные и чудесные люди. Которые помогают мне развиваться и совершенствоваться. Любят и поддерживают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...