Перейти к содержанию

Стеснительный, очень осторожный подросток, без друзей - как помочь?


Рекомендуемые сообщения

Добрый день, моему сыну 16, мы живем далеё друг от друга, я к нему приезжаю раз в месяц и беру его на каникулы. Мы в разводе с его мамой уже 8 лет.

 

Мама у него авторитарная, следит за дисциплиной и порядком, а вот помогать ему делать задания - нет времени,- явно не helicopter mother. Отношения у меня с его мамой плохие, но она нам встречаться не мешает.Из-за развода, переезда, ему пришлось 2 раза менять школу, причем каждый раз из более мягкой, более элитной в более "жесткую" школу. Учится неплохо, но вечера и выходные проводит всегда дома. Вроде играет с мальчиками по скайпу, но лично не встречается. Все свободное время - с айфоном и компьютерными играми. Вроде у него есть в школе пара контактов, кто то даже иногда к нему в паузах заходит, но у меня подозрение что он и в школе может быт аутсайдером или на грани этого.

 

Когда я его беру к себе на каникулы, у него есть друг, очень активный, который "ведет" общение. НО если мы идем в гости к новым людям - он не общается, отвечает "да-нет".

 

Честно говоря, я вспоминаю что его мама тоже была такой же молчуньей, когда мы начинали встречатся. Общатся с ней было не просто. С мамой помню ходили - если я не говорил, это было мучительное молчание. То же и с ним - мы гуляем, а он отвечает да/нет. О своей жизни ничего не говорит ("все нормально").

 

Меня беспокоит - куда это все идет. Если он такой в 16 - без друзей, без контактов с девушками - оно скорее всего и дальше не улучшится (если только не найдется доминантная девушка которая возьмет на себя все общение).

Как я могу помочь ему? Меня волнует что он на пути к тому чтобы вырасти в ботаника и нерда.

 

Есть у меня путь как помочь ему выйти из социальной изоляции?

 

Мика

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если у Вас есть авторитет, а парень готов изучать себя и мир, подкидывайте пацану умные книжки, а потом обсуждайте их... по скайпу. Также можно обсуждать девочек и другие аспекты жизни, если конечно парень Вам доверяет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 его мама тоже была такой же молчуньей, когда мы начинали встречатся. 

 

Есть подозрение, что мама была столь сильно озабочена проблемой "прилично прожить время жизни", что и ребёнок стал таким же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добрый день, моему сыну 16, мы живем далеё друг от друга, я к нему приезжаю раз в месяц и беру его на каникулы. Мы в разводе с его мамой уже 8 лет.

 

Мама у него авторитарная, следит за дисциплиной и порядком, а вот помогать ему делать задания - нет времени,- явно не helicopter mother. Отношения у меня с его мамой плохие, но она нам встречаться не мешает.Из-за развода, переезда, ему пришлось 2 раза менять школу, причем каждый раз из более мягкой, более элитной в более "жесткую" школу. Учится неплохо, но вечера и выходные проводит всегда дома. Вроде играет с мальчиками по скайпу, но лично не встречается. Все свободное время - с айфоном и компьютерными играми. Вроде у него есть в школе пара контактов, кто то даже иногда к нему в паузах заходит, но у меня подозрение что он и в школе может быт аутсайдером или на грани этого.

 

Когда я его беру к себе на каникулы, у него есть друг, очень активный, который "ведет" общение. НО если мы идем в гости к новым людям - он не общается, отвечает "да-нет".

 

Честно говоря, я вспоминаю что его мама тоже была такой же молчуньей, когда мы начинали встречатся. Общатся с ней было не просто. С мамой помню ходили - если я не говорил, это было мучительное молчание. То же и с ним - мы гуляем, а он отвечает да/нет. О своей жизни ничего не говорит ("все нормально").

 

Меня беспокоит - куда это все идет. Если он такой в 16 - без друзей, без контактов с девушками - оно скорее всего и дальше не улучшится (если только не найдется доминантная девушка которая возьмет на себя все общение).

Как я могу помочь ему? Меня волнует что он на пути к тому чтобы вырасти в ботаника и нерда.

 

Есть у меня путь как помочь ему выйти из социальной изоляции?

 

Мика

 

Покажите ему "серьёзные" аниме-сериалы про брутальных мужиков. И аниме-сериалы про спорт. Чтобы "проникнуться", нужно несколько штук. Я их не смотрю, могу посоветовать только ориентировочно:
 
Берсерк (есть сериал и есть фильмы; фильмы лучше)
Баскетбол Куроко
Basquash!
Крутой учитель Онидзука
 
Пока больше затрудняюсь сказать. Есть ещё "Gravitation", но это ближе к яою, я его не смотрю, так что не могу сказать, насколько полезен.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добрый день, моему сыну 16,

 

Мы в разводе с его мамой уже 8 лет.

 

Мама у него авторитарная, следит за дисциплиной и порядком, 

 

Учится неплохо, но вечера и выходные проводит всегда дома. Вроде играет с мальчиками по скайпу, но лично не встречается. Все свободное время - с айфоном и компьютерными играми. 

 

у меня подозрение что он и в школе может быт аутсайдером или на грани этого.

 

 если мы идем в гости к новым людям - он не общается, отвечает "да-нет".

 

Честно говоря, я вспоминаю что его мама тоже была такой же молчуньей,

 

Меня беспокоит - куда это все идет. Если он такой в 16 - без друзей, без контактов с девушками - оно скорее всего и дальше не улучшится

 

Есть у меня путь как помочь ему выйти из социальной изоляции?

 

Скорее всего у парня психопатия. Психастеническая, или шизоидная.

 

"Психопатия: критерий - (критерии психопатии Ганнушкина-Кербикова) — характер можно считать патологическим, расценивать как психопатию, по таким признакам:

   1) относительная стабильность во временималые изменения в течение жизни;
   2) тотальность проявленийодни и те же черты характера обнаруживаются повсюду, в любых обстоятельствах;
   3) дезадаптация социальная (пожалуй, самый важный признак); состоит в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, испытываемые либо им самим, либо окружающими, либо ими вместе."

 

 

"Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними «интеллектуальными интересами». Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивости, особенно фобии — боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь остаться за запертой дверью и т. д. Реже можно наблюдать навязчивые действия, невротические тики.

 

Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми заботами — первыми требованиями к чувству ответственности.

 

По сравнению с другими типами психопатий в пубертатном периоде резких обострений психастении обычно не бывает. Однообразно регламентированная школьная жизнь, отсутствие необходимости самостоятельно принимать важные решения, ставшие уже привычными и легко выполнимыми нагрузки на чувство ответственности (выучить уроки, выполнить данные поручения и т. п.) благоприятствуют удовлетворительной адаптации даже при выраженных психастенических чертах. Декомпенсации могут выступать опять же в моменты особенно высоких требований к чувству ответственности, например во время экзаменов. Известно, что наибольшего расцвета психастения достигает в возрасте 20—40 лет, с началом инволюции ее проявления опять слабеют.

Главными чертами психастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость возникновения обсессий — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

 

Подростковые поведенческие реакции при психастеническом типе характера бывают выражены слабо и своеобразно. Вместо реакции эмансипации нередко приходится видеть патологическую привязанность к кому-либо из членов семьи — у мальчиков чаще к матери. Возможно, эта привязанность питается нерешительностью и тоже служит психологической защитой. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах — места в подростковой группе им обычно не находится, если только не посчастливится попасть в компанию юных интеллектуалов. Увлечения, как правило, относятся к области интеллектуально-эстетических хобби. Даже собирание коллекции у подростков этого типа более питается этими потребностями, чем страстью накопительства («Я собираю марки разных стран, чтобы изучить географию»,— заявил 12-летний мальчик с психастеническим типом характера).

Сексуальное развитие обычно опережает общее физическое. Нередко наблюдается интенсивный онанизм, который становится источником самоугрызений и символических запретов. Может обнаружиться также склонность к транзиторному подростковому гомосексуализму.

Все описанные формы нарушений поведения (подростковая делинквентность, ранняя алкоголизация и т. д.) психастеникам несвойственны. Даже суицидального поведения в трудных ситуациях нам встречать не приходилось. Место этих нарушений, видимо, полностью вытесняют навязчивости, мудрствование и самокопание.

 

 

Шизоидная психопатия. Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Сочетание противоречивых черт в личности и поведении — холодности и утонченной чувствительности, упрямства и податливости, настороженности и легковерия, апатичной бездеятельности и напористой целеустремленности, необщительности и неожиданной назойливости, застенчивости и бестактности, чрезмерных привязанностей и немотивированных антипатий, рациональных рассуждений и нелогичных поступков, богатства внутреннего мира и бесцветности его внешних проявлений — все это заставило говорить об отсутствии «внутреннего единства».

 

Подростковый возраст является самым тяжелым для шизоидной психопатии. Нам представляется ошибочным суждение о благополучии подросткового периода у шизоидов, построенное на анамнезах, собранных у взрослых и даже у пожилых лиц, страдающих шизоидной психопатией. Надо иметь в виду малую точность анамнеза как метода для ретроспективной оценки собственного поведения, невольного стремления приукрашивать свои юные годы у немолодых людей. Динамические наблюдения показывают, что с началом пубертатного периода шизоидные черты усиливаются.

 

С наступлением полового созревания все черты характера выступают с особой яркостью. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза. Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для других интересами и увлечениями, относясь со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. Но чаще все же шизоидные подростки сами страдают от своего одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе.

Неудачные попытки завязать приятельские отношения, мимозоподобная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в контакте («не знаю, о чем говорить») нередко побуждает таких подростков к еще большему уходу в себя.

 

Недостаток интуиции проявляется отсутствием «непосредственного чутья действительности» [Ганнушкин П. Б., 1933], неумением проникнуть в чужие переживания, угадать желания других, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить тот момент, когда не надо навязывать свое присутствие и когда, наоборот, надо выслушать, посочувствовать, не оставлять собеседника с самим собой. Один из шизоидных подростков сказал об этом: «Я никогда не знаю, любят меня или ненавидят, если об этом мне прямо не скажут!»

 

Реакция группирования внешне выражена довольно слабо. Как правило, шизоидные подростки стоят особняком от компаний сверстников. Их замкнутость затрудняет вступление в группу, а их неподатливость общему влиянию, общей атмосфере, их неконформность не позволяет ни слиться с группой, ни подчиниться ей. Попав же в подростковою группу, нередко случайно, они всегда остаются в ней на особом положении. Иногда они подвергаются насмешкам и даже жестоким преследованиям со стороны других подростков, иногда же благодаря своей независимости, холодной сдержанности, неожиданному умению постоять за себя они внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию.

 

Увлечения у шизоидных подростков обычно выступают ярче, чем псе другие поведенческие реакции этого возраста. Увлечения нередко отличаются силой, устойчивостью и необычностью. Чаще всего приходится встречать интеллектуально-эстетические хобби. Большинство шизоидных подростков любят чтение

 

Реакции, связанные с формирующимся половым влечением, на первый взгляд, могут как будто совсем не проявляться. Внешняя «асексуальность», демонстративное презрение к вопросам половой жизни нередко сочетается с упорным онанизмом и богатыми эротическими фантазиями. Эти фантазии питаются случайными сведениями и легко включают перверзные компоненты. Болезненно чувствительные в компании, неспособные на флирт и ухаживание и не умеющие добиться сексуальной близости в ситуации, где она возможна, шизоидные подростки могут неожиданно для других обнаружить сексуальную активность в самых грубых и противоестественных формах — часами сторожить, чтобы подглядеть чьи-то обнаженные гениталии, эксгибиционировать перед малышами, онанировать под чужими окнами, откуда на них смотрят, вступать в связь со случайными встречными, назначать свидания по телефону незнакомым людям «на один раз». Свою сексуальную жизнь и сексуальные фантазии шизоидные подростки глубоко таят. Даже когда их поступки обнаруживаются, они стараются не раскрывать мотивов и переживаний."

 

Психопатии и акцентуации характера у подростков

Есть подозрение, что мама была столь сильно озабочена проблемой "прилично прожить время жизни", что и ребёнок стал таким же.

 

Скорее наследственная патология. Автор пишет, что мама в юности такая же была.

  • Не нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо всем!!!! О " брутальных мужиках" - это я все время показываю (начиная с ДАртаньяна. Терминатора, и тд). Наколько я знаю психологию - оно так не работает. (Если котенку показать собаку, лаять он не станет).

СтВладимир, - у меня точно такое же подозрение ("что мама была столь сильно озабочена проблемой "прилично прожить время жизни", что и ребёнок стал таким же." )

Квадратен, спасибо. 

Рене1, разве то что "у человека постоянно возникают жизненные трудности, испытываемые либо им самим, либо окружающими, либо ими вместе" - разве это не черта 100% людей??? Про шизоидность - вполне возможно (опять же, это может быть чертой четверти человечества, все интеллектуалы - шизоиды). А что делать? Как вывести шизоида на средий коммуникативный уровень?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А что делать? Как вывести шизоида на средий коммуникативный уровень?

 

 

Возможно, стоит посещать психотерапевтические сеансы в группе таких же подростков. Там потихоньку он социализируется, полагаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Рене1, разве то что "у человека постоянно возникают жизненные трудности, испытываемые либо им самим, либо окружающими, либо ими вместе" - разве это не черта 100% людей???

 

Нет. Там речь о социальной дезадаптации как главном признаке психопатии. Он дома сидит в такие юные годы, и мало с кем общается. Она самая - социальная дезадаптация.

 

 

 

Про шизоидность - вполне возможно (опять же, это может быть чертой четверти человечества, все интеллектуалы - шизоиды). А что делать? Как вывести шизоида на средий коммуникативный уровень?

 

Я полагаю, что он психастеник. То есть больше надежды что его можно лучше социально адаптировать.

 

Шизоида Вы не выведете. Кончится тем, что не заметите как он сам вас лечить начнёт.

 

"Расстройства личности, или психопатии, — патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада и представляющие собой постоянное, чаще врожденное свойство индивидуума, сохраняющееся в течение всей жизни.

 

Личностные девиации могут претерпевать известное видоизменение, т. е. усиливаться или, напротив, становиться в определенном возрасте (чаще в среднем) менее явными. В отличие от невротических нарушений расстройства личности эгосинтонны (индивидуально приемлемы) и не воспринимаются как чуждые, требующие психиатрической помощи.

 

Расстройства личности констатируются в тех случаях, когда патологические изменения выражены столь значительно, что препятствуют полноценной адаптации в обществе, т. е. в их диагностике имеют значение социальные критерии."

 

 

"Лечение психопатии — крайне сложная задача. Проблема в том, что психопат почти никогда не осознаёт себя больным, а при некоторых видах психопатий ещё и обижается при первом упоминании о возможном визите к врачу. Тем не менее, психопатия требует лечения, в первую очередь, чтобы предотвратить социальную дезадаптацию больного.

 

Следует понимать, что вопрос адаптации психопата в нормальной жизни определяется его профессией и окружением. К примеру, шизоидные психопаты хорошо приживаются в области фундаментальных наук, а истерические в актёрских профессиях. В то же время, патологическая лживость, астения или паранойяльные черты сказываются отрицательно во всех случаях.

 

Лекарства при психопатии практически никогда не назначают. Во-первых, это заболевание не лечится медикаментами, можно лишь смягчить или снять его проявления, а во-вторых, практически невозможно убедить больного принимать лекарства."

  • Не нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо. ОК, Рене1, допустим мы установили диагноз, или личностные черты.  Из шизоида комсомольского лидера не вырастишь. Все же, какая стратегия - чтобы его максимально вывести  на  нормальный уровень общительности ? Насколько я понимаю психопатия - черта 99% людей, умные шизоиды, грустные астеники, девушки истероидки и тд. Есть техники как растить людей такого типа?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Все же, какая стратегия - чтобы его максимально вывести  на  нормальный уровень общительности ?

 

Это и есть его нормальный уровень, обусловленный особенностями личности. С этим ничего нельзя сделать.

 

"На протяжении жизни аномальных личностей, как правило, происходят сдвиги, чаще всего совпадающие с возрастными кризами. Наиболее опасны в плане декомпенсации периоды полового созревания и инволюции. Первый из них можно разделить на две фазы — подросткового и юношеского возраста. Подростковый возраст (11—15 лет) сопровождается лабильностью эмоций и крайней неуравновешенностью поведения с бурными аффективными реакциями, резкими немотивированными переходами от подавленности и слезливости к безудержной и шумной веселости. Подростки в это время стремятся к самоутверждению, становятся непоседливыми, беспокойными, эгоцентричными, упрямыми, непослушными и вспыльчивыми: незначительные препятствия могут стать поводом для аффективных вспышек с гневливостью, обмороками и истерическими припадками. Наблюдаются также реакции оппозиции, имитации, отказа [Гурьева В. А. и др., 1994]. Для юношеского возраста (16—20 лет) наряду с сохраняющейся аффективной лабильностью характерно изменение круга интересов и всего строя мышления с обостренной рефлексией, увлечением «вечными», неразрешимыми вопросами, сложными философскими системами (метафизическая интоксикация). С 20—25 лет постепенно уменьшаются интерперсональные конфликты и другие проявления декомпенсации, приводящие к нарушениям социальной адаптации или даже подлежащие лечению. Характер становится более уравновешенным, постепенно возрастает способность к адаптации при изменяющихся требованиях жизни.

 

В периоде возрастной инволюции (45—60 лет) психопатические особенности личности вновь усугубляются и становятся, по выражению W. Bayer (1951), гипертипическими. В этом возрастном периоде, так же как и в возрасте полового созревания, резко увеличивается вероятность нарушения психического равновесия, что связано с процессом старения и с сопутствующей церебрально-сосудистой патологией: уменьшается гибкость суждений и поведения в целом, ослабевают активность и инициатива, нарастают консерватизм и ригидность или, напротив, эмоциональная лабильность, раздражительность, плаксивость. У психопатических личностей в этом возрасте обнаруживается особая уязвимость к изменениям привычного жизненного стереотипа (перемена работы или места жительства, выход на пенсию и пр.).

 

В целом динамике психопатий свойственны две основные тенденции — компенсации и декомпенсации; они определяются взаимодействием ряда факторов (тяжестью и типом психопатии, социальными условиями, возрастом и др.).

 

В периоды преобладания тенденции к компенсации психопатические личности обычно не нуждаются в медицинской помощи и остаются вне поля зрения врача; при этом реакция на жизненные события, соматические изменения, возрастная эволюция приближаются к проявлениям нормального развития личности. По сути дела, это уже не форма патологии личности, выявляющаяся на тех или иных этапах жизненного пути, а естественное «движение» по жизни («шаги по жизни»), приобретающее индивидуальные формы, свойственные каждой человеческой судьбе. П. Б. Ганнушкин говорил в связи с этим о компенсированных, или «латентных», психопатиях и отмечал, что возможности установления психического равновесия сохраняются до 25—30 лет. При благоприятных жизненных условиях лица с нерезкими психопатическими чертами характера после периода декомпенсации, например, в юношеском возрасте постепенно становятся психически более зрелыми, их духовная жизнь обретает черты внутренней гармонии. Большинство из них достаточно полноценно приспосабливаются к окружающей среде, корригируют свои реакции и поведение, осознают и критически оценивают свои поступки, ведут наполненную смыслом жизнь.

 

Наиболее благоприятны перспективы компенсации в группе психопатий шизоидного полюса, при ананкастическом, тревожном (уклоняющемся) личностном расстройстве. При уже установившейся компенсации социальная адаптация при этих типах психопатий даже в очень трудных жизненных условиях нарушается меньше, чем у лиц возбудимого и истерического типов.

 

В самом общем виде можно выделить два основных направления дифференцировки механизмов адаптации. При первом из них определенное равновесие психопатической личности со средой достигается путем сужения сферы деятельности и ограничения связи с окружающими до пределов их выносливости. Такой компенсаторный механизм чаще наблюдается при преобладании аномалий зависимого, астенического, сенситивного полюса. Неизменно пользуясь репутацией обязательных, добросовестных и очень исполнительных работников, такие люди обычно занимают положение ниже их профессиональных возможностей. С трудом преодолевая чувство малоценности, нерешительности, они неохотно и после больших колебаний берутся за ответственные задания, не стремятся к повышению по службе. Они хотят работать «за спиной» авторитетного начальства, берущего на себя все репрезентативные функции и тем самым обеспечивающего «защиту» от излишних, контактов и превратностей окружающего мира.

 

Второй путь адаптации психопатических личностей — повышенная активность, стремление к практическим успехам и приобретению материальных благ. Хотя такая деятельность подчас идет вразрез с душевными устремлениями и прежними идеалами, она служит средством самоутверждения, позволяющим отвлечься от внутренних сомнений, преодолеть неуверенность и мнительность. Место мечтательности и склонности к фантазиям занимают теперь сугубый прагматизм, «житейская хватка». В общении с людьми вырабатывается новый стиль поведения — несвойственная ранее заносчивость, напыщенность, бесцеремонность и даже грубость."

 

Пограничные психические нарушения; Динамика психопатий

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С каких это пор на форуме ставят заочные диагнозы посетители форума? Какая, простите, нахрен психопатия?... 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АринаА, если я правильно понимаю, шизоид это не диагноз (а нечто вроде меланхолик или флегматик). "... сдвиги, чаще всего совпадающие с возрастными кризами" - тоже от диагноза далеко (скорее типа "вас ждет дальняя дорога и пиковый туз"). Но я благодарен и буду очень благодарен за любые советы и идеи. Проблема есть, к психоаналитику я его не поведу, потому - это поиск решений. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С каких это пор на форуме ставят заочные диагнозы посетители форума? Какая, простите, нахрен психопатия?... 

 

Ну тогда акцентуация характера - социально - адаптированный психопат, или когда отклонения явные, но формально мало критериев для постановки диагноза.

 

 

 

если я правильно понимаю, шизоид это не диагноз (а нечто вроде меланхолик или флегматик).

 

Нет. Меланхолик и флегматик - это относится к типу высшей нервной деятельности, а в психиатрии не принято определять тип высшей нервной деятельности, если у личности психические отклонения.

 

Шизоид - это такое общее название целого ряда психических отклонений, сходных с шизоидной психопатией. Дефицитарность личности - чрезмерное преобладание одних черт характера в ущерб другим. 

 

Но мне кажется, что у Вашего сына психастеническая психопатия. Потому как там мама авторитарная, следит за дисциплиной и порядком.

 

Что похоже на:

 

"Ананкастическое (обсессивно-компульсивное) расстройство личности, или ананкастический вариант психастенической психопатии, принадлежит к обширной группе тормозимых психопатий, в пределах которой в связи с наличием общих патохарактерологических свойств объединяются также тревожные (F60.6) и зависимые (F60.7) — астенические аномалии личности.

 

Ананкастов отличают любовь к чистоте и порядку, педантизм с озабоченностью деталями, перфекционизм с неукоснительным выполнением правил и инструкций, упрямство, ригидность. Неуверенность сочетается у них с чрезвычайной осторожностью. Ананкаст, как указывает К. Леонгард (1981), не способен вытеснять сомнения, а это тормозит его действия.

 

По наблюдениям Г. Е. Сухаревой (1959), психастенические проявления, так же как и признаки других психопатий, никогда не возникают внезапно, они развиваются постепенно. Эти симптомы достаточно заметны уже в младшем школьном возрасте, когда у детей обнаруживаются обостренная впечатлительность, ранимость, склонность к тревожным опасениям — боязнь опоздать на занятия, отвечать у доски, получить замечание. В тесной связи с тревожностью и опасениями неприятностей находятся рано появляющаяся вера в хорошие и плохие приметы, наклонность к предотвращающим несчастье защитным ритуалам и заклинаниям. Чтобы избежать, например, плохой отметки, они поднимаются по школьной лестнице, переступая через ступеньку, во время экзамена берут билет только левой рукой и т. п.

В последующем (обычно в позднем пубертатном возрасте) черты застенчивости, сенситивности, тревожности постепенно сглаживаются, в то время как на первый план все более отчетливо выступают ригидность как в аффективной, так и в когнитивной сфере, пунктуальная аккуратность, добросовестность, стремление к безукоризненному выполнению школьных заданий.

Психастеникам свойственна склонность к сомнениям, отсутствие внутренней уверенности в истинности чувств и правильности своих суждений и поступков, в оценке людей, наконец, нерешительность в выборе линии поведения. Согласно психологической концепции P. Janet, все эти свойства — результат снижения напряжения психической деятельности, сопровождающегося чувством неполноты, незаконченности большинства мыслительных операций. Хотя поведение психастенических личностей, их взаимоотношения с людьми далеко не всегда рациональны, они в то же время никогда не определяются спонтанными побуждениями, непосредственными душевными движениями. Как пишет П. Б. Ганнушкин (1907), «непосредственное чувство малодоступно психастенику, и беззаботное веселье редко является его уделом».

 

Постоянное сознание недостаточной полноты и естественности различных проявлений психической деятельности и вытекающие отсюда сомнения в их правомерности при ананкастическом варианте психастенической психопатии компенсируются чрезвычайной скрупулезностью и чрезмерной добросовестностью. Склонность к сомнениям, свойственная всем психастеникам, не сопровождается у ананкастов в отличие от тревожно-мнительных личностей обостренной застенчивостью, тенденцией к внутренним душевным конфликтам. Напротив, они больше сомневаются в других, чем в самих себе. Такая тенденция реализуется в стремлении проверять действия окружающих, а иногда даже в некоторой недоверчивости к их поступкам. Это суховатые, корректные, серьезные, лишенные чувства юмора люди, внешне подтянутые, аккуратные в одежде. Их взгляды далеки от оригинальности и редко уклоняются от устоявшихся общепринятых канонов. В своих суждениях, особенно по вопросам этики и морали, они категоричны и консервативны. Здесь для них нет «полутонов», им чужды компромиссные решения. Они хорошо знакомы с практической стороной жизни, достаточно стеничны, в ущерб досугу большую часть времени заняты работой. Много внимания уделяют хозяйственным заботам, при этом обнаруживают мелочную аккуратность, доходящую иногда до болезненной приверженности к порядку.

 

П. Б. Ганнушкин (1964) характеризовал таких лиц следующим образом: «Он обыкновенно большой педант, формалист и требует от других того же самого; всякий пустяк, всякое отступление от формы, от раз навсегда принятого порядка тревожит его, и он не только беспокоится, но и сердится, особенно если дело идет о подчиненных ему лицах»."

 

Пограничные психические нарушения; Психастеническая психопатия

Вот пример шизоидной психопатии:

 

 

 

"Владимир Б., 14 лет Единственный сын с дружной интеллигентной семьи. С детства замкнут, не любил шумных игр, в детском саду всегда играл один в стороне от ребят пли внимательно наблюдал, как играют другие дети. В школу пошел неохотно, в первые месяцы учебы появились тики. Когда привык к классу и учительнице, тики прошли. Учился удовлетворительно. Имел одного товарища, но близкой дружбы не было. С первых классов школы жил увлечениями. Собрал большую коллекцию бабочек, затем мастерил самострелы, игрушечные лодки с моторчиками, паровой двигатель Расспрашивал своего отца — инженера по профессии — об устройстве разных машин. Любил размышлять над возможностями разных изобретений.

 

В 12 лет родители отправили его в пионерский лагерь. Через несколько дней оттуда сбежал. Трое суток один шел лесом в город домой («не было денег на поезд»). Питался ягодами, один ночевал в лесу, обходил поселки, боясь, что его ищут и вернут обратно. В лагере воспитатели побег считали беспричинным — ни ссор, ни наказаний не было, убежал после того, как велели идти мыться в баню. В 14 лет был переведен в другую школу. Попал в класс, где властвовала компания хулиганов. Убежал из дому на пустовавшую дачу, принадлежавшую их родственникам; там скрывался несколько суток. Когда был наивен, причин побега никому не объяснил, отмалчивался, замкнулся. Был отправлен на обследование в подростковую психиатрическую клинику.

 

Во время беседы сперва был сдержан и немногословен, но затем охотно разговорился о своих увлечениях. Обнаружил хорошие знания техники, подтвердил, что мечтает стать изобретателем новых машин. Но свои поделки оценил весьма критически, сам назвал их «детскими игрунками». Затем по своей инициативе очень эмоционально рассказал о причине своих побегов. Всегда было трут, но знакомиться с новыми ребятами, среди взрослых чувствовал себя спокойнее. В лагере оказался выбитым из колеи. С детства стеснялся раздеваться при посторонних — поэтому убежал из бани (раньше никогда в общественных банях не бывал, и не знал что там моются голыми в присутствии других). Ему пригрозили наказанием и тем, что его вымоют насильно. Тогда решился убежать. Второй побег был вызван тем, что в школе над ним издевались хулиганы: в туалете пытались раздеть, приставали с сексуальными притязаниями, грозили избить. Никому об этом не рассказывал — стыдно было, что не смог постоять за себя. Бросил ходить на занятия: дома об этом не знали, часы уроков проводил на улице или в кино. Когда обнаружились прогулы, директор школы пригрозил отправить его в интернат. Испугался и убежал из дому прятаться на дачу. К родителям отношение теплое, особенно привязан к отцу. Сознался, что очень любит фантазировать «про себя» на темы изобретений или о том, о чем «стыдно говорить». В клинике подружился со спокойным, сдержанным мальчиком, также увлекающимся техникой.

 

При неврологическом осмотре — легкая асимметрия лицевой иннервации и сухожильных рефлексов. На ЭЭГ — без существенных отклонений. Физическое развитие — по возрасту, но сексуальное — с выраженной акселерацией (соответствует возрасту 16—17 лет).

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки — диагностирован выраженный шизоидный тип. Имеются признаки, у называющие на возможность формирующейся психопатии. Конформность и реакция эмансипации умеренные. Отмечено выраженное отрицательное отношение к алкоголизации. По шкале субъективной оценки самооценка удовлетворительная- выступили шизоидные и меланхолические черты, достоверно отвергаются «черты гипертимные и циклоидные (самооценка свидетельствует не только о шизоидности, но и о возможном субдепрессивном состоянии).

 

Диагноз. Шизоидная психопатия умеренной степени.

 

Катамнез через 1 год. Был переведен в другую школу. Учится удовлетворительно, однако с интересом и успехом занимается только физикой и алгеброй. Остается замкнутым, друзей не имеет, побегов больше не совершал."

 

Психопатии и акцентуации характера у подростков

 

 

 

  • Не нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Спасибо. ОК, Рене1, допустим мы установили диагноз, или личностные черты.  

 

Что значит "допустим установили"?

По цитатам незнакомого вам пользователя в интернете вы решили, что у вашего сына личностное расстройство? Кстати, сейчас термин "психопатия" уже не употребляется.

Может парень просто с вами закрыт и нужно что-то поменять в общении с ним? 

Из ваших постов никаких выраженных признаков патологии характера не видно. Зато видны ваша пассивность в воспитании и растерянность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не решил что у nего личностное расстройство. Дело вообще не в названиях. Терминологические споры - не о них речь. Вопрос был такой - застенчивый - что делать? Вот Рене1 говорит - ничего сделать нельзя, это его нормальный уровень коммукикации. Спасибо вам, Рене. Есть предложения Аниме показывать, или в группу водить.  В книге "Застенчивый ребенок" советуют чтобы сам старался изменятся. Есть другие идеи - не о диагнозе а о том что делать??? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не решил что у nего личностное расстройство. Дело вообще не в названиях. Терминологические споры - не о них речь. Вопрос был такой - застенчивый - что делать? Вот Рене1 говорит - ничего сделать нельзя, это его нормальный уровень коммукикации. Спасибо вам, Рене. Есть предложения Аниме показывать, или в группу водить.  В книге "Застенчивый ребенок" советуют чтобы сам старался изменятся. Есть другие идеи - не о диагнозе а о том что делать??? 

О том, что вам делать. Но вы это пропустили мимо ушей. Зато внимательно отнеслись к информации о наличии у вашего сына расстройства личности. Если вы до сих пор не поняли, теперь так называют то, что в советское время окрестили конституциональными психопатиями - врожденными или приобретенными на ранних стадиях развития патологиями характера, не подлежащими коррекции.

И дело не в терминологии, а в понимании явления. А то диагноз они, видишь ли, установили. "Ну психопатия и психопатия, отлично, что дальше". А дальше ничего. Ноль.

Налаживайте отношения с сыном, устанавливайте оптимальную для него степень близости, проявляйте внимание к его внутреннему миру, проводите время встреч интересно, увлекательно. Дальше сами почувствуете, что ему нужно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раз в месяц папа с сыном общается- конечно, какая нафиг брутальность? Откуда ей взяться?

Мама что умеет, то и воспитывает.

 

У меня есть пример перед глазами: папа ушел из семьи. Но сына берет каждые выходные. Зимой они ездят за 300 км на сноуборде кататься, летом- на рыбалку, на острова. Так там и мужчина растет. Хотя был нытик нереальный.

 

Автор, что вы хотите сделать дистанционно? Чтобы воспитывать характер нужно рядом быть и подавать пример!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АринаА, если я правильно понимаю, шизоид это не диагноз (а нечто вроде меланхолик или флегматик). "... сдвиги, чаще всего совпадающие с возрастными кризами" - тоже от диагноза далеко (скорее типа "вас ждет дальняя дорога и пиковый туз"). Но я благодарен и буду очень благодарен за любые советы и идеи. Проблема есть, к психоаналитику я его не поведу, потому - это поиск решений. 

У всех людей в той или иной степени присутствуют разные черты. Шизоидные, нарциссические, эпилептоидные и так далее. Если у человека ярко выражены какая-то одна сторона - говорят об акцентуации личности. Это не диагноз.

Я не ставлю заочных диагнозов , тем более детям. Решение уже есть - поговорить с ним и налаживать контакт. "Общаться с ребенком. Как?", Гиппенрейтер. 

Если у подростка трудности , вы можете предложить ему посетить психолога. Рене1 не психолог. Я  с таким же успехом могу начать рассуждать о теории вероятности. 

Рене, прекратите играть в психотерапевта. Займитесь собой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добрый день, моему сыну 16,...

 

Меня волнует что он на пути к тому чтобы вырасти в ботаника и нерда.

 

Есть у меня путь как помочь ему выйти из социальной изоляции?

 

Мика

 

Mika  в юности я чем-то сам был похож на вашего сына и могу подсказать из своего опыта что внутренний мир, самооценка, отношения с окружающими т.д.  могут измениться только после кардинальных перемен в жизни. Таким реальным событием может быть например переезд в другой город, поступление там в колледж по интересам, друзья по специализации..   Это наиболее простой способ, но наверное самый действенный. Важно чтобы он сам выбрал это место, и оно было как можно дальше от теперешнего!   (Конечно возможны  и  другие варианты "по месту" -как там любовь..., изменения в семье.. и т.п.) А посещать психолога можно конечно, но это сейчас -до окончания текущего этапа жизни (например ухода из этой школы) практически бесполезно! нужно было этим заниматься на предыдущем этапе - т.е. ещё в младшей школе вы упустили этот момент.  -до формирования характера. Он уже вырос. Если есть подходящее место куда можно ему перевестись - делайте это немедленно. Сам тип личности это не изменит но находясь в ореоле себе подобных он намного быстрее социализируется, и уже только тогда можно говорить о личностном развитии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...