Перейти к содержанию

Причины сексуальной зависимости из книги Гарри Шомбурга "Ложная близость"


Рекомендуемые сообщения

ПРИЧИНЫ СЕКСУАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

 

 

Когда вы будете читать эту книгу, пожалуйста, поймите, что я не намереваюсь бездумно нападать на очевидно успешный подход к выздоровлению — я стремлюсь призвать читателей к серьезным поискам Бога. Если после прочтения этой главы люди осознают истинную природу своей сексуальной зависимости, я буду им благодарен, но я также надеюсь, что они пойдут дальше и ощутят более сильную жажду Бога.

После многих лет работы с сексуально зависимыми людьми, которые считают, что они не в состоянии контролировать свои пристрастия, я пришел к выводу, что на вопрос, почему они ста­ли сексуально зависимыми, простого ответа нет. Внутренние и внешние факторы, вызвавшие эту зависимость, очень сложны, и они касаются человеческой природы, среды и греха. Прежде чем мы изучим эти конкретные факторы, давайте взглянем на две основные модели — медицинскую и библейскую, которые обычно используются специалистами и другими людьми, пытающимися бороться с сексуальной зависимостью.

 

В 1951-1952 гг. американский первооткрыватель в области ис­следований алкогольной зависимости в Йельской Летней школе изучения алкоголя Э. М. Джеллинек сделал заявление, что алко­голизм — это прогрессирующая и потенциально фатальная бо­лезнь. С тех пор движение борьбы с разного рода зависимостью вышло за рамки лечения алкоголизма и наркомании и стало при­меняться к лечению почти любого чрезмерного типа поведения — будь то переедание или недоедание, курение, трудоголизм, клеп­томания, созависимость, страсть к покупкам, склонность к азарт­ным играм, даже избыточная любовь... список можно продолжать

очень долго.

Проще говоря, теперь любое чрезмерное поведение или при­страстие, когда человек прибегает к чему-либо чаще, чем он сам считает правильным, называется болезнью или зависимостью. Ирония здесь заключается в том, что психологи и психиатры за­частую рассматривают и самих зависимых, и пострадавших от них людей в качестве больных, нуждающихся в лечении терапевтиче­скими средствами.

Я убежден, что человек не должен закрывать глаза на более глубокие причины сексуальной зависимости.

 

Христиане часто рассматривают сексуальную зависимость как гоех, а затем определяют грех как неконтролируемую болезнь, не давая ему настоящего определения. Оценить сексуальную зави­симость в свете греха трудно отчасти потому, что грех действи­тельно пребывает вне нашего контроля. Означает ли это, что мож­но сделать вывод, будто грех равняется зависимости, а зависи­мость равняется греху? Являются ли они одним и тем же? Нет. Понимание зависимости не всегда помогает определить харак­тер греха или подход к лечению зависимости. Грех — это гораздо больше, чем просто неправильный выбор, утрата контроля или разрушительное поведение, хотя все это, действительно, симпто­мы греха.

Сущность греха состоит в автономности от Бога, неспособно­сти быть зависимым от Него. Сексоголики не превращаются из здоровых людей в нездоровых просто из-за приобретения болез­ни, называемой зависимостью. Они отказываются прилепиться к Богу как к единственной личности, которая может удовлетворить их глубочайшие потребности и облегчить боль, вызванную отно­шениями с людьми, и этот отказ происходит не от неправильного воспитания, а от их лукавого, обманчивого сердца. А таково серд­це каждого из нас.

Отказ положиться на Бога как на единственный источник ис­тинного удовлетворения виден прежде всего в наших отношениях друг с другом. Один человек может продемонстрировать такие симптомы угнездившегося в его сердце греха, как недобрые сло­ва, клевета, лицемерие, обман, зависть и злословие (см.: Тит. 3:3; 1 Пет. 2:1). Эти проявления могут показаться неконтролируемы­ми, и они всегда разрушительны. В жизни другого человека это могут быть «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство; идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5:19-21).

 

Ни для кого не будет достаточным просто изменить свое пове­дение или даже улучшить качество отношений с окружающими. Мы должны укреплять и развивать свои отношения с Богом и пе­реносить опыт этих отношений на свое общение с людьми. Сек­суально зависимый человек по-настоящему меняется тогда, ко­гда меняются его отношения с Богом. Хотя эта позиция кому-то может показаться слишком простой, в процессе этих перемен возникает очень много проблем и поэтому ее нужно подробно рассмотреть.

 

СЕКСУАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ: БИБЛЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ

 

Специалисты в области душевного здоровья соглашаются друг с другом в том, что нам предстоит еще многое узнать о зависи­мости вообще и о сексуальной зависимости в частности. Однако я верю, что в поиске ответов на вопросы «кто мы есть» и «почему мы делаем то, что мы делаем» в первую очередь нужно прибег­нуть к библейскому пониманию сексуальной зависимости, осно­ванному на Божьем понимании нас самих. Если мы не начнем с объяснения самих себя — кто мы есть и почему мы делаем то, что мы делаем, а не с того, кто есть Бог и что Он делает, мы вообще не увидим духовного измерения зависимости.

Библия, непогрешимое Божье Слово, дает нам мощные сред­ства, позволяющие понять сексуальную зависимость и «запинаю-щий нас грех» (Евр. 12:1). С помощью Книги Бытие, которая пока­зывает сексуальную близость, существовавшую до грехопадения, мы приобретаем фундаментальные убеждения не только относи­тельно Божьего характера и человеческих отношений, но и красо­ты нашей сексуальности и безобразия нашего греха.

Последствия грехопадения имеют огромное значение для по­нимания различных аспектов нашего сексуального поведения. Вообще говоря, грехопадение поставило под угрозу саму нашу мужественность и женственность — мы устыдились своей сексу­альности. Грехопадение повлияло на все отношения, а значит, и на половые отношения тоже.

Когда Бог сотворил Адама и Еву, Он хотел, чтобы их сексуаль­ность и половые отношения стали выражением совершенной бли­зости, а это полная противоположность самоудовлетворению. В Быт. 2:23-25 мы читаем прекрасное описание того, как мужчи­на и женщина радовались своей сексуальной близости:

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит чело­век отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

 

Мы видим Божье признание, что их близость была хороша. В Его творении было заложено всякое удовлетворение от близко­го общения и новой жизни. Мы ощущаем невообразимое благо Божьего дара сексуальности, которое представляет собой нечто гораздо большее, чем просто удовольствие от стимуляции гени­талий, лекарство от чрезмерного желания или Божья попытка кон­тролировать похоть. Адам и Ева испытывали невероятную радость единения и удовольствие от близких отношений, в которых не бы­ло места стыду.

После того как Адам и Ева ослушались Бога, грех исказил то, что было Им сотворено. Совершенная близость, которую знали Адам и Ева, была утрачена. Грех стал частью человеческой при­роды, и сексуальность человека стала путаной и непонятной. Вот почему сегодня сексуальная близость сопровождается момента­ми глубокого разочарования, и все большее число пар ищет по­мощи у сексолога. Неверность, половая дисфункция и сексуаль­ное насилие стали частыми темами в кабинетах консультантов и врачей, где люди ищут физического и духовного исцеления.

Назвать зависимость болезнью — значит обесценить тот факт, что люди, живущие независимо от Бога в греховном бунте, отча­янно нуждаются в Христовом кресте и Божьей силой могут побе­дить грех. Пытаясь заставить жизнь «работать» без Бога, все большее число специалистов используют по отношению к сексу­альным отклонениям медицинскую терминологию, вместо того чтобы посмотреть в лицо последствиям грехопадения. Эта не лишенная высокомерия позиция предполагает, что мы можем постичь сложность человеческого поведения и понять, как его

исправить.

В соответствии с библейской моделью сексуальной зависимо­сти попытки исправить только поведение не могут решить эту трудную и многогранную проблему, потому что такое поведение вызвано первородным грехом. Библейская модель утверждает, что сердца людей находятся в ужасающем состоянии, которое нельзя исправить просто работой с разрушительными послед­ствиями потери контроля над сексуальным поведением. Библия говорит не о болезни, вызывающей проблему, а о лукавом и об­манчивом человеческом сердце, которое продолжает порождать гораздо более серьезные проблемы, чем половая дисфункция.

Согласно библейской модели, наиболее значительная причина или источник сексуальной зависимости лежит внутри самого че­ловека. Об этом хорошо сказал Павел в Рим. 3:23: «...все согре­шили и лишены славы Божией...» Грех — неотъемлемая часть на­шей природы. Библия говорит, что сердце человека лукаво и ис­порчено (см.: Иер. 17:9; Ос. 10:2). Оно — бесконечный лабиринт сложных мотивов и реакций. Еще один ключевой отрывок гласит: «...но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рож­дает смерть» (Иак. 1:14-15). Иаков говорит не только об истин­ном источнике искушения и греха, но помогает понять истоки не­нормального сексуального поведения. Он говорит нам, почему мы грешим.

Чтобы в свете Библии понять происхождение ненормального сексуального поведения, мы должны сначала понять сущность че­ловеческого желания. В каждом человеке с рождения живет по­требность в любви. Это желание само по себе неплохо. Как же естественное и вполне законное желание становится плохим? Естественное человеческое желание становится плохим, когда оно начинает преследовать эгоистичные интересы (см.: Иак. 4:1-4). Эгоистичный интерес разглядеть трудно, особенно в себе самом, когда нам так больно и мы хотим того, что кажется нам таким за­конным — облегчения. Но когда мы берем наши внутренние есте­ственные желания и превращаем их в оправдание, чтобы начать контролировать ситуацию, мы переходим границу, и наши жела­ния становятся неправильными. На деле происходит следующее: человек, переживающий разочарование и боль, испытывает иску­шение. Эта внутренняя сила (его желание) обольщает его желае­мым объектом (или человеком), который якобы может его удов­летворить. Этот объект или человек может быть вполне законным, как, например, жена, или незаконным, как порнографический журнал. В любом случае этот объект или человек вызывает силь­ное желание, которое стало «неправильным» из-за эгоистическо­го интереса.

Цель Иакова — описать для искушаемого человека происхож­дение греховного поведения. Каждый из нас искушается собст­венными «плохими» желаниями, следовательно, корень всякого отклонения лежит внутри нас. Искушение начинается не с похоти, а с «неправильного» желания обладать тем, что Бог сокрыл от нас в падшем мире. Законное желание становится «неправильным»,

когда мы проявляем нетерпение. У каждого из нас бывают мо­менты, когда мы говорим: «Я должен иметь все сразу». То, что предлагает это искушение, кажется разумным и правильным по отношению к нашим конкретным желаниям и нуждам. Когда мы оправдываем свои желания жалостью к самим себе, эгоистичны­ми интересами и неизменно трудными обстоятельствами, мы от­рицаем Божье участие в нашей жизни и Его право делать с нами то, что Он считает нужным. Наши желания становятся «неправиль­ными» и направляют нас ко греху.

У нас есть глубинное желание чувствовать себя счастливыми и изменять свои обстоятельства к лучшему. Трудности в отноше­ниях с людьми в сочетании с обманчивым сердцем искушают лю­бого человека строить греховные отношения. Но вот мы видим что-то, способное, как мы думаем, изменить нашу ситуацию. На­ше лукавое сердце «покупается» на ложное и пустое обещание облегчения, принятия или удовлетворения. Когда лукавое сердце начинает верить обещанию, оно зачинает грех, который ведет к смерти. Лукавое сердце говорит:

на самом деле мне не нужна реальная близость;

я не обязан так жить;

я не могу жить с такой болью;

иллюзия отношений важнее, чем сами отношения;

я могу делать то, что хочу и когда хочу, все остальное неважно.

Когда мы смотрим на сексуальную зависимость сквозь призму медицинской теории, мы попадаем в ловушку: начинаем называть любое разрушительное поведение неизлечимой болезнью, вме­сто того чтобы считать его грехом, для избавления от которого нужна сила Христа. Теория о том, что зависимость — это болезнь, облегчает нашу вину, игнорируя тот факт, что сексуально зависи­мые люди совершают ужасные поступки, чтобы достичь искомого удовлетворения. В какой-то момент они сделали выбор в пользу сексуальной компенсации своего одиночества в падшем мире. В конце концов они стали верить, что секс и есть любовь и что они

не могут без него жить.

В царстве эротических фантазий о сексе с идеальным партне­ром сексоголики живут иллюзией, будто им всегда доступно то, чего они столь сильно жаждут. Эти люди имеют очень сильную мо­тивацию. Они требуют от себя контроля над своими нуждами, и в этом стремлении создают иллюзию, будто им удалось найти то, чего они не могли найти никаким другим способом. В итоге отказ от сексуального пристрастия для них равен смертному приговору. Это ощущение власти над болью, страданием и одиночеством заставляет сексоголика снова и снова прибегать к тому, что дает ему это ощущение. Желание ведет к нужде. Отчаяние ведет к дей­ствиям, которые удовлетворяют эту нужду. Поскольку удовлетво­рение этой нужды временно, действие должно повторяться, пре­вращаясь таким образом в привычку.

Греховные пристрастия действительно приносят некоторое удовлетворение, иначе они никогда бы не стали искушением для нас. Они предлагают временное убежище от реальности и сию­минутное облегчение. Однако когда мы потакаем своим грехов­ным желаниям, мы отвергаем истину о сущности Бога и о том, что Он говорит о нас в Библии. Когда мы не позволяем Богу быть Тем, Кто Он есть, когда мы поклоняемся кому-то другому вместо Него, эти созданные нами подмены становятся идолами. Суть пробле­мы—в идолопоклонстве. Истина о Боге отметается нашей не­праведностью (см.: Рим. 1:18). Почитая Бога, мы начинаем почи­тать и людей. Не почитая Бога, мы бесчестим себя и других.

Трижды в 1-й главе своего Послания к Римлянам Павел исполь­зует выражение «предал их Бог». Когда мы не почитаем Бога, Бог на это реагирует. Когда в своем сердце мы грешим против Него, отказываясь на Него положиться, Он предает нас темноте наших сердец, которая творит еще ббльшую темноту. Он предает нас на­шим собственным желаниям, позволяя нам в буквальном смысле находиться во власти этих желаний.

Таким образом, моральное разложение является результатом Божьего гнева, а не его причиной. Бог поступает строго, посколь­ку Он предает нас во власть не просто наших желаний, но не­управляемых желаний. Мы требуем, Бог отступает. Мы выбираем самоуправление своей жизнью, вместо того чтобы почитать Бога и слушаться Его. Мы теряем возможность управлять своими же­ланиями, В книге «Проблема боли» К. С. Льюис утверждает, что «люди будут вечно наслаждаться ужасной свободой, на которой они настаивали и благодаря которой попали в рабство к самим себе»1.

Наше греховное состояние отнюдь не временно. Мы не можем полностью избавиться от греха. Мы не можем изменить своего

греховного состояния силой воли, лечением или целеустремлен­ностью. Без Христа мы духовно мертвы. Мы не просто соверша­ем греховные поступки — у нас есть предрасположенность к со­вершению зла. Павел предупреждал: «...люди будут самолюби­вы... злоречивы... невоздержны, жестоки... более сластолюбивы, нежели боголюбивы...» (2 Тим. 3:2-4).

Только по милости Божьей сексуальная зависимость не может полностью уничтожить боль, вызываемую реальными отношения­ми, и принести настоящее удовлетворение. Так, сексуально зави­симый человек может ощутить потребность просить Бога, чтобы Он исследовал его сердце, и вернуться к истине, чтобы увидеть настоящее, греховное состояние своего сердца.

Когда я консультирую сексуально зависимых людей, я помо­гаю им определить свои настоящие, зачастую скрытые от них са­мих цели. Постепенно они осознают, что их поведение является результатом бессознательного выбора. Сексоголики начинают понимать, что они могут достичь своих целей, не попадая в ло­вушку бесконтрольного поведения и бесконечных половых актов. Они могут довериться Богу, Который поможет им правильно реа­гировать на боль в своем сердце и на свое желание самоудовле­творения, независимо от того, какую путаницу и разочарования порой несет жизнь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Любая зависимость - это болезнь. Вера тут ни при чем. Кому как проще объяснить происходящее вокруг него, тот так и объясняет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Любая зависимость - это болезнь. Вера тут ни при чем. Кому как проще объяснить происходящее вокруг него, тот так и объясняет.

 

Согласна, просто с помощью Иисуса можно вылечить такую болезнь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Любая зависимость - это болезнь. Вера тут ни при чем. Кому как проще объяснить происходящее вокруг него, тот так и объясняет.

Не любая зависимость болезнь ! Зависимость может быть частью нашей природы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надя,

Согласна, просто с помощью Иисуса можно вылечить такую болезнь.

а чем зависимость от Иисуса лечить будете?

---

пересесть с героина или анаши на кокаин, равно как и с приема алкоголя на веру Иисуса пересесть - это одно и то же...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...