Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Лесли Кэмерон-Бэндлер

Заложник эмоций. Как спасти вашу эмоциональную жизнь.

Отличная книга. Рекомендую.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лесли Кэмерон-Бэндлер

Заложник эмоций. Как спасти вашу эмоциональную жизнь.

Отличная книга. Рекомендую.

 

спасибо) посмотрю

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все мы так или иначе являемся заложниками наших эмоций. Многие скованы и связаны страхом перед такими интенсивными эмоциями, как несостоятельность, печаль, боль и отвержение. Для этих людей эмоции подобны противопехотным минам; они идут по жизни на цыпочках, старательно избегая опасных чувств. При первом же намеке на приближение ситуации с мощным эмоциональным зарядом они уклоняются от нее: например, не вступают с близкими в бурные ссоры, не навещают знакомого, больного раком, не поддерживают друзей в минуты депрессии. Чтобы уберечься от уколов боли или отвержения, подобные люди отгораживаются от окружающих. Они чураются и профессиональных проблем. Таким образом они могут избежать неприятных сюрпризов, например чувства собственной несостоятельности. За это они платят целыми сферами жизни, уподобляясь тем, кто старается не смотреть фильмы ужасов. В ходе этого им, как правило, удается оградить себя от многого в жизни, что все-таки стоит испытать.

 

Другие же так и не могут раскрыть свой потенциал из-за обуревающих их эмоций – страха, несостоятельности и сомнения, – которые удерживают их от всяческих действий, не говоря уже о риске. Как заложников собственных эмоций, их сковывает своеобразный паралич. Одинокая женщина испытывает смущение, а потому ни с кем не общается. Безработная молодая мать чувствует себя несостоятельной, а потому ведет себя глупо, хотя на деле очень умна. Подросток опасается не справиться с задачей и показаться тупым, а поэтому не овладевает новыми навыками, – отказывается учиться танцам, ораторскому искусству или рисованию. Домохозяйка средних лет постоянно всего боится и поэтому никогда не выходит за порог, хотя дома ей все надоело и все раздражает ее.

 

Многих людей эмоции снова и снова берут в заложники. Сильные эмоции захлестывают их, подобно волнам, и уносят вдаль от мыслей и занятий, в которые те были погружены. В итоге эти люди могут отказаться от самой надежды достичь желаемого. Других искушает чувство комфорта, которое возникает, когда ограничиваешься горсточкой привычных эмоций. Они ослепляют себя, лишаясь обширнейшей гаммы цветов, оттенков и нюансов в полной палитре эмоций, которые каждый может использовать в свое удовольствие по самому праву рождения. Цена их комфорта – поразительно обедненная жизнь.

 

Некоторые люди попадают в рабство к чужим эмоциям. Одна наша клиентка была как раз из таких. Если ее муж выражал уверенность, что та или иная сделка состоится, она испытывала облегчение. Если ее ребенок был счастлив, она оставалась довольной. Если ее лучшая подруга питала надежды спасти свой неудачный брак, наша клиентка могла на секунду расслабиться. Ее способность испытывать ценные эмоции полностью зависела от реакций окружающих ее людей. Ее эмоциональная устойчивость основывалась на их настроении. Каждый раз, когда их настроение менялось, что, конечно же, случалось часто, земля уходила у нее из-под ног. Она тратила массу времени на то, чтобы вернуть других в хорошее расположение духа и благодаря этому самой испытать удовольствие. Она походила на жонглера, пытающегося вращать на палочках по пятнадцать тарелок – днями напролет, изо дня в день. Неудивительно, что она считала себя человеком, находящимся в постоянной борьбе за сохранение душевного равновесия.

 

Чтобы смягчить боль от неприятных эмоций или достичь приятного состояния, некоторые люди попадают в рабство к различным химическим веществам. Героин, кокаин, марихуана, алкоголь, сахар, стимуляторы, успокоительные, никотин и кофеин – все эти вещества влияют на настроение. Люди, которые полагаются на них, пытаются изменить или вызвать заранее выбранные эмоции. Однако при этом они становятся заложниками наркотиков. Выбор и контроль обмениваются на зависимость.

 

Существует еще один вариант расплаты за неприятные эмоции, которые нам приходится терпеть. Клинически доказано, что люди страдают соматическими заболеваниями в результате переживания таких хронических эмоций, как страх, унижение, беспокойство, напряжение, злость, несостоятельность, беспомощность и т. д. С течением времени такие эмоции могут привести к опасному стрессу, который чреват повышением кровяного давления, язвой желудка, сердечными заболеваниями и другими тягчайшими недугами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

продолжение

 

Ступор и любопытство

 

Некоторые люди, в иных ситуациях бывающие амбициозными и энергичными, становятся безразличными и ленивыми, когда им приходится заниматься рутинной работой: перебирать архивы или приводить в порядок подвал, гараж или чулан. Бумаги уже некуда складывать, невозможно въехать в гараж, не задев мешков, набитых алюминиевыми банками, газетных пачек и старых велосипедов, а чулан превратился в смертельную ловушку, грозящую сокрушить любого человека, который, ничего не подозревая, вздумает отворить дверь. Вы знаете, что все это требует внимания… но вам просто никак не собраться, чтобы заняться этими вещами. Эмоция, которую люди чаще всего испытывают, когда могут подумать о необходимом деле, но не испытывают ни желания, ни мотивации им заняться, называется «ступором».

 

В отличие от оцепенения, любопытство обладает властью толкнуть нас на действие. Не доводилось вам вдруг вспомнить о какой-то вещи, которая у вас была, но которой вы не видели уже несколько лет, и потом задаться вопросом: где же она может быть? По мере раздумий над ее местонахождением ваше любопытство росло, пока вы не обнаруживали, что в ее поисках лихорадочно роетесь в ящиках стола, чулане и гараже. Возможно, что когда ваши размышления сменились решением найти эту вещь, ваше любопытство преобразовалось в чувство решимости.

 

Любопытство – великолепная эмоция для перехода к тому или иному поведению. Это объясняется тем фактом, что у большинства людей любопытство легко переходит в ощущение наличия мотивации и решимости.

 

Перегруженность и наличие мотивации

 

Другим ингредиентом, необходимым для ощущения перегруженности, является чувство безотлагательности выполнения всех этих задач. Это означает, что задачи сопряжены с модальностью необходимости, из-за чего они становятся вещами, которые «следует», «должно» или «нужно» сделать во избежание неких негативных последствий

 

Но главным свойством ощущения перегруженности является первое: то, что вы одновременно думаете об уйме дел, которые должны сделать. Поскольку все задачи свалены в кучу, вы не расставляете приоритеты и не выстраиваете их в последовательность, что позволило бы вам на время отложить некоторые из них и заняться другими, которые вы расценили как «более важные» или «первоочередные». Пока все эти задачи удерживаются в сознании, вы стоите перед необходимостью сделать больше, чем это возможно в отведенный промежуток времени. Если чувство перегруженности сохранится, то оно может даже перерасти в ощущение паралича или безнадежности.

 

рассмотрите их с точки зрения их общих элементов. Например, все ли действия предпринимаются по вашей собственной воле или они вытекают из требований окружающих? По плечу ли вам эти дела? Находите ли вы их полезными? Сопряжены ли они с взаимодействием с другими людьми или требуют, главным образом, деятельности, предпринимаемой в одиночку? Открыты ли их временные рамки (то есть когда будут выполнены, тогда и хорошо) или каждому соответствует строго определенный срок? Предусмотрена ли конкретная награда по достижении результата? Каким вы почувствуете себя по выполнении каждого дела?

 

Предположим, к примеру, что делами, к выполнению которых вы были мотивированы в прошлом, являются возделывание огорода, написание книг и походы с детьми в зоопарк и музеи. Рассматривая эти примеры, вы обнаружите, что в каждом случае вам, чтобы быть мотивированным, нужно было поверить в полезность своей деятельности для других, в способность этой деятельности чему-то вас научить, а также в то, что это будет интересно. Теперь вам известны характеристики дел, которые мотивируют вас естественным образом.

 

Многих людей приводят в ярость неудобства, некомпетентность и несправедливость, которые порождает жизнь. Задержка авиарейса, еда, поданная не вовремя и уже не доставляющая удовольствия, или одежда, испорченная в химчистке, могут стать причинами незамедлительного и стойкого гнева. Лесли научилась рассеивать такой гнев, преобразуя его в легкую «досаду» путем снижения интенсивности. Она делает это, задавая себе вопросы вроде: «Да вспомню ли я об этом лет через пять?» При необходимости она переносит себя на пять или десять лет в будущее и, оглядываясь на прошлое из этой дали, удивляется, почему такая мелочь когда-то могла представляться важной.

 

Майкл, когда бы он ни бывал доволен собой, постоянно испытывал чувство вины, если думал о каких-то других вещах, которыми, по его мнению, ему следовало заняться. Поскольку он пользовался критерием «что мне следует сделать», до него редко доходило, что в свободное время он может радоваться и не казнить себя. Это изменилось, когда он понял, что может менять критерии. Теперь, оказываясь в тех же ситуациях, он обращает внимание на тот факт, что он занят чем-то, чем ему действительно хочется заниматься, и испытывает при этом приятное ощущение собственного озорства.

 

Испытывая чувство смирения, вы не отказываетесь от желаемого (как бывает при разочаровании), а просто откладываете его до поры до времени ради более важного результата.

 

Умение думать о своих эмоциях с позиции их практичности в определенных ситуациях жизненно важно для приобретения эмоционального выбора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжение ..заметки на полях..

 

Надежда и предчувствие - субъективно и структурно отличаются друг от друга. И, как вы сами себе сейчас продемонстрировали, включение в переживание этих характерных структур создает у вас чувство надежды или предвкушения. Поведение, диктуемое этими эмоциями, также различается. Субъективной реакцией на предчувствие является знание того, что в будущем что-то произойдет «наверняка». Такая эмоция ориентирует вас на подготовку к будущему. Неабсолютная природа надежды, однако, заставляет вас беспокоиться о том, что делать в будущем. Например, многие надеются на мирную жизнь, но мало кто что-то делает для ее установления. Надеясь на мир, люди оставляют возможность и для мира, и для войны. Когда оба варианта будущего кажутся одинаково возможными, человек не знает точно, работать ли ему на мир или готовиться к войне.

 

 

Фрустрация и разочарование – эмоции, которые вы можете чувствовать, когда не получаете чего-то, чего хотели. Чувствуете ли вы одно или другое, зависит от того, сохраняется ли у вас образ будущего, в котором все еще остается возможность получения того, что вы хотели. Если вы продолжаете желать «этого» и продолжаете верить в то, что «это» можно получить, то испытаете фрустрацию и сделаете что-то, чтобы получить желаемое. Если же вы исключите возможность получения желаемого, то в этом случае будете разочарованы – возможности получить желаемое больше не существует. Разочарованием что-то «заканчивается», и вы стремитесь освободиться от того, что хотели, в то время как фрустрация основывается на вере в то, что вы все еще можете получить желаемое, и тогда вы продолжаете борьбу за достижение цели.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глава 11.

 

Предупреждение неприятных эмоций

 

 

Потратив целую главу на объяснение того, что даже неприятные эмоции обладают функциональными атрибутами, благодаря которым их стоит испытывать, теперь мы готовы признать, что встречаются и эмоции, которые вы просто не хотите испытывать вновь. Есть ли у них функциональный атрибут, нет ли его – вы, может быть, не желаете впредь ощущать себя униженными, или одинокими, или отчаявшимися, или беспомощными, напуганными, ненавидящими, отвергнутыми или никчемными. Вполне вероятно, что испытывать эти крайне неприятные эмоции совершенно незачем. Ну что же, есть верный способ этого добиться.

 

 

Когда мы говорим о предупреждении повторения неприятных эмоций, мы не имеем в виду что вы больше никогда их не испытаете. Будь в ваших силах никогда не испытывать ни унижения, ни страха, ни отчаяния, вам пришлось бы заплатить за это собственной человечностью. Подобные эмоции – неотъемлемая часть самой жизни и принадлежности к роду людей. Однако вы можете с толком и адекватно предотвратить их повторное возникновение в некоторых ситуациях.

 

 

Андреа чувствовала себя униженной. На вечеринке, состоявшейся накануне, ее друг Сэм напился и выбранил ее перед друзьями. Столкнувшись с хамским поведением Сэма, покуда друзья качают головами и приговаривают «бедная Андреа», одни люди возмутились бы, другие – ощутили беспомощность, а третьи – преисполнились мстительности. Андреа же вынесла из ситуации глубокое и нестерпимое чувство унижения.

 

 

«Нестерпимое» – слово, оказавшееся в данном случае действенным, так как Андреа пришла к нам за помощью, полная решимости никогда впредь не испытывать этого чувства. Вскоре мы выяснили, что она имеет обыкновение возлагать на себя ответственность за собственные переживания, отвергая саму мысль о том, что жизнь есть нечто, происходящее с ней. Напротив, она полагает, будто играет важную роль в порождении своих жизненных переживаний. Чувство униженности было одним из переживаний, которых, по ее мнению, она могла бы избежать в будущем, если бы только знала, как это сделать. Мы согласились с ней и вооружили ее «методом», который разработали для себя ради предотвращения неприемлемых эмоциональных переживаний.

 

 

Первым делом мы попросили Андреа вернуться к вчерашним событиям. Она попыталась выяснить, что именно повлекло за собой поведение Сэма, мысленно проиграв события по мере их наступления. Чтобы помочь ей разобраться в происходившем, мы предложили просмотреть этот автобиографический «фильм» с нескольких точек зрения, включая ее собственную, а также точку зрения Сэма и друзей.

 

 

В результате предпринятого обзора она осознала, что потащила Сэма на вечеринку, невзирая на то, что он перетрудился и устал; она знала, что в таком состоянии он не мог выпить без того, чтобы не напиться (вместо того, чтобы прийти в приятно приподнятое настроение); она навязала ему первую рюмку, когда он, похоже, этого не хотел; она и сама здорово напилась, а после продолжала игнорировать его, болтая с другими гостями и, по всей вероятности, – с точки зрения Сэма, – флиртуя с ними. Это оказалось горькой пилюлей, но теперь Андреа сумела увидеть, каким образом сама в значительной мере поспособствовала своему унижению. Андреа не выносит дурного с собой обращения, а в данном случае она поняла, что скверно обошлась как с Сэмом, так и (через него) с самой собой. Она была решительно настроена не допустить повторения подобных событий.

 

 

Затем мы предложили Андреа подумать об альтернативах ее поведению, имевшему место в сложившейся ситуации. Она пришла к трем пробным выводам: «Можно было уважительно отнестись к тому, что творилось с Сэмом, и либо пойти на вечеринку без него, либо не ходить туда вовсе. Можно было не заставлять его пить. И можно было побольше общаться с ним и подключать его к разговорам с другими гостями».

 

 

После этого Андреа последовала нашей подсказке и прикинула, собирается ли она реагировать одним из перечисленных способов в будущем. Ее ответом было твердое «да». Поведение Сэма на вечеринке было для него совершенно нехарактерным, и он чувствовал себя глубоко виноватым – как и Андреа, поскольку теперь она признавала свою долю вины в произошедшей раз —

 

 

Зная, что хотеть чего-то и быть способным сделать это – вещи разные, мы попросили Андреа задаться вопросом: уверена ли она в том, что сумеет отреагировать так, как ей хочется. Она припомнила десятки случаев, когда понимала и уважала настроение Сэма, целенаправленно вводила его в компании и т. д. Да, она способна и впредь поступать так же.

 

 

Но будет ли она так поступать? Это был наш последний вопрос к Андреа. Без решимости воплотить желаемое на деле все паттерны поведения, которые, как она знала, были доступны ей, останутся невыраженными. Однако для Андреа было неприемлемым вновь подвергнуться тому унижению, которое она испытала на вечеринке, а потому из глубин ее существа снова всплыло решительное «да». Она начала представлять себе будущие ситуации, в которых настроение Сэма оказывалось несовместимым с запланированными ими социальными событиями, и собственные реакции, манера которых позволяла реализовать результаты, намеченные ею для себя.

 

 

Реакция Андреа на ее размолвку с Сэмом была результатом проработки формата «Предупреждение», который мы опишем в этой главе. Этот формат был выведен из поведения людей, которые неизменно возлагают на себя ответственность за собственные переживания, признают и исправляют свои ошибки, чтобы не повторить их в будущем. Мы вновь и вновь обнаруживали, что те люди, которые прорабатывают эту последовательность, могут, как и любой другой, испытывать большинство известных неприятных эмоций, однако с ними это случается, как правило, лишь раз или два до того, как они перестроят свое поведение так, чтобы в похожих обстоятельствах никогда больше их не испытывать.

 

 

Наверное, самой удачной характеристикой этих нежелательных эмоций будет понимание их как «ошибок», которые можно исправить, изменив свое поведение или обстоятельства. Специфика исправления будет зависеть от результатов оценки вашего и чужого вклада в нежелательную эмоцию. Так, Андреа решила, что ее унижение явилось результатом неспособности обратить внимание на настроение и потребности Сэма, принуждения его к выпивке и невнимания к нему. Следовательно, к исправлениям, которые она должна была внести в свое поведение, относилось научение распознавать и уважать настроение и потребности Сэма, отказ от побуждения его к выпивке и включение его в круг общения на разного рода встречах.

 

 

Предположим, что в ходе оценки факторов, способствовавших чувству униженности, Андреа открыла, что Сэм, бывая усталым и в подвыпившем состоянии, унижает не только ее, но всех. Это будет уже другой ситуацией, требующей иных исправлений во избежание ошибки, состоящей в том, чтобы позволить ему снова себя унизить. В этом случае Андреа могла бы решить, что ей просто не следует находиться рядом с Сэмом, когда он пьет.

 

 

Или же предположим, что в результате оценки Андреа поняла, что Сэм унижает всех – в том числе и ее – при каждом удобном случае. Исходя из такой информации, Андреа наверняка заключила бы, что лучшим способом избежать оскорблений со стороны Сэма будет вообще держаться от него подальше. В данном случае, если она стремится никогда больше не испытывать унижения, ошибкой, требующей коррекции, является само по себе общение с Сэмом.

 

 

Бывают случаи, когда пережитая вами ужасная эмоция не является последствием вашего поведения. Простое пребывание в ситуации может послужить приглашением к неприятностям, как это было бы с Андреа, останься она с человеком, который унижает людей при первой возможности. Подобно католическому греху попадания в чреватую грехом ситуацию, данный грех заключается в неразумном создании ситуации, предполагающей возможность столкнуться с грубым обращением.

 

 

Обратите внимание на то, что ни в один из возможных вариантов, описанных для Андреа, мы не включили возможность «изменить Сэма». Когда дело доходит до изменения других людей, лучше вести себя так, будто вы обладаете относительно слабым контролем над ситуацией. Если своим результатом вы наметили гарантию того, что никогда больше не станете терпеть ту или иную эмоциональную реакцию, и успех здесь зависит от определенного, нехарактерного поведения других людей, то вы почти наверняка потерпите фиаско. Андреа, например, изменила свои реакции вместо того, чтобы пытаться изменить Сэма. То, что Сэм изменился в результате изменения Андреа, верно, но его изменение не было необходимым условием для достижения Андреа ее цели. Если другие люди не знают об изменении, которого вы от них ждете, и не хотят его, то вряд ли они сделают то, чего вы от них хотите, тогда, когда вы от них этого захотите. Поэтому лучше всего, чтобы изменениями, которые вы производите, были изменения в вас самих.

 

 

Помня об этом, ознакомьтесь с форматом для предупреждения повторения нежелательных эмоций.

 

 

1. Идентифицируйте ощущаемую эмоцию, убедившись, что именно ее вы не хотите испытать вновь в аналогичной ситуации.

 

 

2. Прокрутив в голове фильм, составленный из событий, предшествовавших и сопутствовавших неприятной эмоции, установите, не было ли среди них эпизодов, которые способствовали ее возникновению. Посмотрите на свое поведение как минимум с двух точек зрения – по собственной и чьей-то воле.

 

 

3. Повторно прокручивая мысленный фильм, запечатлевший случившееся, установите те или иные – если таковые существовали – внешние причины (обстоятельства, поведение других людей и др.), которые способствовали возникновению неприятной эмоции.

 

 

4. Объединяя свои находки с двумя предыдущими этапами, определитесь с заместительными паттернами поведения (исправлениями), которые исключат для вас возможность вновь пережить эту неприятную эмоцию в аналогичной ситуации.

 

 

5. Убедитесь, что вы можете реализовать эти паттерны поведения на практике, найдя в своей биографии соответствующие примеры, пусть даже связанные с иными ситуациями. Помимо этого, вам может быть, удастся убедить себя в способности реализовать данные паттерны, исходя из былых наблюдений за тем, как их реа-лизовывали другие люди, – примеры, которым в силах последовать и вы сами. Если вы не можете найти примеров ни своего, ни чужого заместительного поведения, вернитесь к этапу 4 и подберите другие паттерны – попроще или более знакомые. (Если необходимые вам паттерны находятся за пределами вашего нынешнего опыта и не могут использоваться для достижения желаемого результата, то вам придется изучить их прежде, чем вы обретете способность избегать повторения ситуаций, запускающих неприятную эмоцию.) В качестве самопроверки ответьте на вопрос: откуда вы знаете, что сможете реализовать те заместительные паттерны поведения, которые вам понадобятся?

 

 

6. Теперь определитесь: будете ли вы реализовывать эти паттерны? Достаточно ли сильно ваше намерение? Представьте фильм, в котором будете успешно использовать необходимые паттерны.

 

 

Затем прокрутите фильм заново, на сей раз оказавшись внутри него и наблюдая то, что увидели бы собственными глазами, если бы действительно находились в нем; слыша то, что услышали бы, и чувствуя то, что почувствовали бы. Убедитесь, что ваш фильм живой и богат подробностями. В качестве самопроверки ответьте на вопрос: как вы узнаете, что действительно поведете себя именно так, а не иначе? (Помните, что вы занимаетесь выяснением не того, как поступить, когда вы уже испытаете нежелательную эмоцию и захотите избавиться от нее, но того, что вам сделать, чтобы, прежде всего, предотвратить возникновение этой эмоции.)

 

 

В приведенных ниже примерах продемонстрировано использование формата предупреждения нескольких неприятных эмоций. Они задуманы не только как примеры, показывающие работу формата; вам также следует воспользоваться ими для того, чтобы выучить формат путем реальной проработки этапов для каждой указанной эмоции.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЫЗОВ ЭМОЦИЙ

 

Уверенность

 

 

• Примите позу уверенного в себе человека.

 

 

• Вспомните случаи, когда вы чувствовали себя уверенно и соответственно поступали.

 

 

• Поговорите с собой, говоря себе, что вы – великий человек, напоминая себе о вещах, которые в себе цените.

 

 

• Представьте, как вы занимаетесь чем-то сногсшибательным: взбираетесь на гору или управляете самолетом.

 

 

• Выделите в ситуации что-нибудь, в отношении чего вы испытываете уверенность.

 

 

• Почувствуйте свой позвоночник и ощутите, что он превратился в стальной прут.

 

 

• Определите для себя ясный исход подразумеваемой ситуации.

 

 

• Вспомните любимую мелодию из тех, что наполняют вас уверенностью.

 

 

• Подумайте о людях, вселяющих в вас уверенность, и представьте, что они, уменьшившись, расселись у вас на плече и говорят вам на ухо.

 

 

Какими же методами приобретения чувства уверенности располагаете вы?

 

 

Невозмутимость

 

• Представьте себе спокойную, тихую воду.

 

 

• Представьте, что вы находитесь в японском саду.

 

 

• Глубоко вздохните, закройте глаза и устройтесь поудобнее.

 

 

• Прислушайтесь к медленной, успокаивающей, гармоничной музыке, звучащей у вас в голове.

 

 

• Сомкните кисти и подумайте о гармоничном единстве.

 

 

• Медленно сосчитайте до десяти.

 

 

Любопытство

 

• Спросите себя, на какие вопросы вам по-настоящему хочется получить ответ, – особенно на те, которые имеют отношение к происходящему вокруг вас в настоящий момент.

 

 

• Задайте другим вопросы типа: «Как вы это делаете?» и «Как это работает?»

 

 

• Измените положение тела так, чтобы оно больше подавалось вперед, больше настраивалось на ту или иную деятельность.

 

 

• Подумайте о получении ответов на вопросы без того, чтобы задавать последние вслух.

 

 

• Ищите ответы и паттерны в событиях, происходящих вокруг.

 

 

Веселье

 

• Представьте, что вы обладаете сверхъестественными способностями, но не обращаете их на простых смертных.

 

 

• Представьте, что все вокруг бегают в мешках.

 

 

• Придумайте какую-нибудь возмутительную грубость, но не озвучивайте ее.

 

 

• Сочините каламбуры и держите их при себе или произнесите вслух.

 

 

• Ищите двусмысленности в словах окружающих.

 

 

• Представьте ту же ситуацию в иных временных рамках – десятью годами раньше или десятью годами позже.

 

 

• Представьте, что сделал бы в этой ситуации ваш любимый комический актер.

 

 

Формат

для успешного поиска эмоций:

 

1. Уточните, что именно вы хотите почувствовать (информация об этом может появиться благодаря применению одного из трех отборочных форматов, представленных в предыдущей главе).

 

 

2. Задайте себе вопрос: «Что я могу сделать здесь и сейчас (или там и тогда), чтобы вызвать эту эмоцию?»

 

 

3. Обратившись к личной биографии, вспомните способы, ранее помогавшие вам или вашим знакомым вызывать выбранную вами эмоцию.

 

 

4. Выберите средства, которые видятся наиболее благоприятными.

 

 

5. Сделайте это. Если вас не удовлетворит результат, вернитесь к этапам 3 и 4 и выберите другие средства для получения доступа к эмоции.

 

Формат

для техники самоякорения:

 

 

1. Идентифицируйте чувство, которое хотите испытать.

 

 

2. Вспомните, когда вы переживали эту эмоцию во всей полноте. Определившись с воспоминанием, сцепите кисти в непрочный замок (или воспользуйтесь любым другим осязательным сигналом: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами или дотроньтесь до носа).

 

 

3. Погрузитесь в воспоминание, видя то, что видели; слыша то, что слышали, и, самое главное, чувствуя то, что чувствовали.

 

 

4. Погрузившись в желаемую эмоцию, осторожно повысьте силу сцепления или касания, продолжая испытывать ее во всей полноте. Этим действием вы превратите сцепление рук или любой другой осязательный сигнал в якорь для чувства.

 

 

5. При той же силе нажима переориентируйтесь на сиюминутную обстановку, прихватив с собой эмоцию. Если эмоция исчезает, вернитесь к этапам 3 и 4, еще раз погрузитесь в воспоминание и повторите якорение.

 

 

6. Расцепите кисти и насладитесь своим ощущением. Если чувство расплывается, еще раз воспользуйтесь осязательным сигналом для повторного доступа к эмоции. Делайте это, пока не научитесь вызывать эмоцию при помощи якоря и сохранять ее, когда якоря не будет.

 

 

7. Позднее проверьте якорь, еще раз сцепив кисти или выполнив любое другое касательное действие, которые вы выбрали. Если якорь не позволяет вызвать желаемую эмоцию, повторите всю процедуру, как можно сильнее интенсифицируя воспоминание и добавляя другие, если это понадобится.

 

* Якорение – техника сочетания какого-то стимула, над которым вы обладаете контролем, с эмоциональным состоянием, к которому вам хотелось бы иметь доступ. У всех нас уже стоит множество непреднамеренно установленных, однако несокрушимых якорей, на которые мы реагируем автоматически. Так, существует мелодия, неизменно возвращающая вас к какому-то особенному вечеру, или запах, возбуждающий в вас чувства, которые вы питали к некоему лицу, или нежные объятия, которые мгновенно вызывают чувство безопасности. Каждое из этих «событий» – музыка, запах, объятия – является якорем для воспоминаний и чувств, с которыми это событие было связано.

 

Эффективность работы якоря зависит, в основном, от его прочности. При первом якорении эмоции сделайте ваше переживание, связанное с возвращением в ситуацию, где вы уже испытали эту эмоцию, как можно более живым и неотвязным. Вы можете усилить переживание, повысив интенсивность своих ощущений и красок вашей картины, увеличив ее яркость, подвижность, объемность, а также ускорив темп того, что слышите. Вы можете также закрепить якорь путем повторного, неоднократного якорения эмоции, как это сделали Джонелл и Рой. Достаточная интенсификация эмоции иногда требует поиска особенно запомнившегося эпизода из своего прошлого, который, будучи вспомнен, все еще продолжает оказывать глубокое влияние. Если, например, вы хотите заякорить любовь к супруге (или супругу), то вам вместо того, чтобы интенсифицировать чувство любви, испытываемое в настоящее время, можно вернуться к тем незабываемым дням, когда вы впервые почувствовали влечение к этому человеку.[/color]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...