Перейти к содержанию

Поговорим о смерти?


Рекомендуемые сообщения

Предисловие

 

 

Мы вели себя так, как будто

собираемся жить вечно; все

так думали во времена

Битлов, не так ли? То есть,

ну кто тогда думал, что когда-нибудь

умрет?

 

Экс-Битл Пол Мак-Картни

 

 

Если вы хотите стать настоящим хозяином своей судьбы, вы должны

понять законы, управляющие переселением души, и механизм их

действия. Только и всего.

 

Никто не хочет умирать. Большинство из нас хотело бы жить вечно,

оставаясь полными сил, без морщин, седых волос и артрита. Это

естественно, ибо первый и основной принцип жизни -- наслаждение.

Если бы мы только могли наслаждаться жизнью вечно!

 

Жажда бессмертия так свойственна природе человека, что мы не

можем допустить самой мысли о возможности смерти. Уильям Сароян,

автор "Человеческой комедии", лауреат Пуллитцеровской премии,

отразил взгляды большинства людей, когда буквально за несколько

дней до смерти признался журналистам: "Смерть неизбежно наступает

для каждого, однако я всегда верил, что для меня будет сделано

исключение. И что же?"

 

Большинство из нас, если и задумывается о смерти и о том, что

происходит после нее, то делает это очень редко. Одни говорят,

что смерть -- это конец всего. Другие верят в существование рая и

ада. Третьи полагают, что наша жизнь -- лишь одна из длинной

череды жизней, которые мы уже прожили и которые нам еще предстоит

прожить. И более трети населения земного шара -- свыше 1.5

миллиардов человек -- признают переселение души как непреложный

факт.

 

Переселение души -- это не религиозная догма и не психологическая

уловка, позволяющая избежать "мрачной окончательности" смерти, а

точная наука, объясняющая наши прошлые и будущие жизни. На эту

тему написано множество книг, чаще всего основанных на

экспериментах по гипнотической регрессии, ощущениях, испытанных

во время клинической смерти, рассказах о выходе из тела, а также

на феномене deja-vu.

 

Однако за редким исключением книги по переселению души

свидетельствуют о поверхностном знании их авторами предемета;

они, как правило, чрезмерно гипотетичны и неубедительны.

Некоторые книги представляют собой попытку истолкования опыта

людей, которые под действием гипноза переносились в прошлую

жизнь. Эти люди подробно описывали дома, в которых жили, улицы,

по которым ходили, парки, в которых они часто бывали в детстве,

называя при этом имена своих прежних родителей, друзей и родных.

Все это делает такую литературу интересным чтивом, однако, хотя

подобные книги, безусловно, стимулировали интерес общества к

реинкарнации и укрепляли веру в нее, тщательные исследования

показали, что многие из описаний так называемой гипнотической

регрессии полны ни на чем не основанных предположений,

неточностей и даже заведомо искаженных фактов.

 

Но основной недостаток этих рассчитанных на дешевую популярность

работ в том, что ни одна из них не объясняет таких существенных

для понимания реинкарнации моментов, как элементарный механизм

вечного переселения души из одного материального тела в другое. В

тех редких случаях, когда речь заходит об основных принципах,

авторы, как правило, выдвигают собственные теории относительно

того, как и при каких обстоятельствах происходит реинкарнация,

как будто одни живые существа, в силу наличия у них особого дара,

способны перевоплотиться, а другие -- нет. Такое толкование не

имеет никакого отношения к науке реинкарнации; оно, скорее,

походит на мешанину из противоречий и измышлений, которые сбивают

читателя с толку, оставляя без ответа десятки волнующих его

вопросов.

 

Например: происходит ли перевоплощение мгновенно или постепенно,

в течение длительного времени? Могут ли другие живые существа,

например, животные, превратиться в человека? Может ли человек

стать животным? Если да, то как и почему? Перевоплощаемся ли мы

бесконечно, или этому когда-то приходит конец? Может ли душа

вечно страдать в аду или вечно наслаждаться в раю? Можем ли мы

управлять своими будущими перевоплощениями? Каким образом? Можем

ли мы возродиться на других планетах или в других вселенных?

Могут ли добрые и дурные поступки определить характер нашего

следующего перевоплощения? Какова связь между кармой и

переселением души?

 

Предлагая научное объяснение истинной природы реинкарнации,

"Возвращение" дает исчерпывающие ответы на эти вопросы. И

наконец, эта книга содержит практические советы, следуя которым

читатель может стать недосягаемым для реинкарнации, этого

таинственного и зачастую неверно понимаемого явления, реальности,

определяющей судьбу человека.

 

Введение

 

Тайна сознания

 

Смерть. Самый загадочный, безжалостный и несправедливый враг

человека. Означает ли смерть конец жизни, или же она просто

открывает дверь в другую жизнь, другое измерение или другой мир?

Если после смерти сознание человека остается, чем определяется

его переход в новые реальности?

 

В поисках ответа на эти вопросы и разгадки тайны, человек, как

правило, обращался к философам, и их учения воспринимались им как

отражение более высокой истины.

 

Некоторые критикуют этот метод, хотя он не исключает критического

осмысления знаний, полученных из авторитетного источника.

Филосов-социолог И.Ф.Шумахер, автор книги "Малое красиво",

отмечает, что в современном обществе, в условиях утраты человеком

связи с природой и традиционной мудростью, люди "взяли моду все

подвергать осмеянию... и верят только тому, что видят, осязают и

могут измерить". Или, как говорится, видеть -- значит верить.

 

Но когда человек пытается постичь явление, находящееся за

пределами его материальных чувств, за пределами возможностей

измерительных приборов и умственных спекуляций, единственная

возможность сделать это связана с обращением к более высокому

источнику знания.

 

Еще ни одному ученому путем одних лишь лабораторных исследований

не удалось объяснить тайну сознания и указать, куда оно

направляется после гибели материального тела. Исследования в этой

области привели к появлению множества разных теорий, но

ограниченность этих теорий очевидна.

 

С другой стороны, систематические принципы реинкарнации дают

исчерпывающее объяснение объективным законам, которые управляют

нашими прошлыми, настоящими и будущими жизнями.

 

Если мы действительно хотим понять, что такое переселение души,

нам нужно признать верность фундаментального понятия сознания как

энергии, которая отличается от материи, составляющей физическое

тело, и представляет собой явление более высокого порядка. Это

подтверждается исследованием уникальных возможностей ума, чувств

и воли человека. Способны ли нити ДНК или какие-либо другие

генетические компоненты вызывать чувства любви и уважения одного

человека к другому? Какой атом или какая молекула создают

тончайшие художественные нюансы в "Гамлете" Шекспира или в

"Си-бимоль-минорной Мессе" Баха? Одними атомами и молекулами

человека и его безграничный потенциал объяснить невозможно.

Эйнштейн, отец современной физики, признавал, что сознание не

поддается адекватному описанию в терминах физических явлений.

Этот великий ученый как-то сказал: "Я считаю модные нынче попытки

приложить научные аксиомы к человеческой жизни следствием

глубоких и в известном смысле опасных заблуждений".

 

В самом деле, ученые не смогли объяснить сознание действием

физических законов, которые управлают всеми другими явлениями в

границах их кругозора. Досадуя на эту неудачу, Альберт

Сент-Гьорги, лауреат Нобелевской премии в области физиологии и

медицины, недавно посетовал: "В поисках секрета жизни я уперся в

атомы и электроны, которые вовсе не имеют жизни. В каком-то звене

цепи жизнь ушла, просочилась между пальцами моих рук. И теперь,

по той же цепи я, старый человек, начинаю движение назад".

 

Согласиться с утверждением, что сознание возникает из

взаимодействия молекул, можно только в состоянии необыкновеннного

прилива веры, во всяком случае намного более значительного, чем

потребовалось бы для принятия метафизического объяснения.

Известный биолог Томас Хаксли сказал: "Мне кажется очевидным, что

есть во вселеной некая третья вещь, а именно сознание, которое...

я не вижу ни как материю, ни как силу, ни как любую мыслимую

модификацию первой или второй".

 

Уникальные свойства сознания отмечал и лауреат Нобелевской премии

физик Нильс Бор: "Необходимо признать, что ни в физике, ни в

химии мы не можем найти ничего такого, что имело бы хотя бы

отдаленное отношение к сознанию. Тем не менее все мы знаем, что

явление, именуемое сознанием, существует, знаем просто потому,

что сами им обладаем. Следовательно, сознание должно быть частью

природы, или -- в более общих терминах -- реальности, а это

значит, что помимо законов физики и химии, сформулированных в

квантовой теории, мы должны учитывать и законы совершенно иного

порядка". Среди прочих, ими могли бы стать и законы реинкарнации,

управляющие переходом сознания из одного физического тела в

другое.

 

Мы скорее поймем суть этих законов, если для начала признаем, что

переселение души -- это не какой-то чуждый нам,

противоестественный процесс, что, напротив, уже в этой нашей

жизни он с большей или меньшей регулярностью происходит в теле

каждого из нас. В книге "Человеческий мозг" профессор Джон

Пфайфер пишет: "В вашем теле нет ни единой из тех молекул,

которые в нем были семь лет назад". Каждые семь лет происходит

полное омоложение нашего тела. Однако "я", наша истинная

сущность, остается при этом неизменной. Наше тело последовательно

переходит из детства в юность, из юности - в средний возраст и

далее - в старость, однако личность внутри этого тела, то, что

называют "я", всегда остается неизменной.

 

Реинкарнация, в основе которой лежит принцип сознательного "я",

независимого от физического тела, -- это часть системы более

высокого порядка, системы, которая управляет переселением живого

существа из одной материальной формы в другую. Поскольку

реинкарнация затрагивает самое существенное в нас, связанные с

ней вопросы в высшей степени важны для каждого человека.

 

"Возвращение" объясняет основы реинкарнации, изложенные в

неподвластном времени Ведическом тексте "Бхагавад-гиты". "Гита",

которая на тысячу лет древнее "Манускрипта Мертвого моря," --

самое исчерпывающее из существующих на сегодня толкований

феномена реинкарнации. Многие тысячелетия она была предметом

изучения для самых выдающихся мыслителей мира, и, поскольку

истинность духовного знания вечна и новые теории не в состоянии

изменить его содержания, она не утратила своего значения и в наши

дни.

 

Гарвардский биофизик Д.П.Дьюпи пишет: "Мы можем оказаться в

тупике, если станем догматически придерживаться ложной

предпосылки, что жизнь можно объяснить исключительно в терминах

известных нам законов природы. Те из современных ученых, кто с

должным вниманием относится к идеям, воплощенным в Ведической

традиции Индии, имеют возможность видеть свой предмет под новым

углом зрения и способствовать достижению истины, того, что

составляет цель всякого научного поиска.

 

В этот век всеобщей неуверенности крайне важно, чтобы мы поняли,

каков истинный источник нашего сознательного "я", каким образом

мы оказываемся в различных телах и жизненных обстоятельствах, а

также то, куда мы направимся в момент смерти. Исчерпывающие

ответы на эти вопросы даны в "Возвращении".

 

Первая глава показывает, как глубоко было влияние идеи

реинкарнации на величайших философов, поэтов и художников мира от

Сократа до Сэлинджера. Кроме того, она раскрывает механизм

переселения души в соответствии с тем, как оно представлено в

"Бхагавад-гите", самом древнем и самом авторитетном источнике из

всех книг, написанных на тему реинкарнации.

 

Вторая глава, живой диалог между Его Божественной Милостью

А.Ч.Бхактиведантой Свами Прабхупадой и известным религиозным

психологом профессором Карлфридом Граф фон Дюркхеймом,

убедительно показывает, что материальное тело и антиматериальная

частица, дух-душа, никогда не составляют единую сущность. В

третьей главе знаменитый хирург-кардиолог настаивает на

необходимости систематического изучения души, а Шрилы Прабхупада

цитирует Ведическую науку, которая на тысячи лет древнее и

несоизмеримо богаче информацией, чем современнная медицинская

наука. Содержание четвертой главы составляют захватывающие

воображение рассказы, взятые из Ведического текста

"Шримад-Бхагаватам". Эти рассказы являют собой классический

пример того, как под воздействием точных законов природы и кармы

душа сменяет различные виды тел.

 

Приведенные в пятой главе отрывки из работ Шрилы Прабхупады

свидетельствуют о том, что принципы перевоплощения легко

объяснимы в терминах привычных для нас, регулярно происходящих

событий и обычных наблюдений нашей повседневной жизни. Следующая

глава доказывает, что реинкарнация есть выражение универсальной и

непреложной системы справедливости, по логике которой душа

никогда не предается вечному проклятию, ибо ей изначально

дарована возможность избежать бесконечно повторяющегося цикла

рождения и смерти.

 

Предмет седьмой главы -- наиболее характерные примеры интересных,

на первых взгляд, но все же ошибочных представлений о сути

реинкарнации; а заключительная глава, "Не возвращайтесь",

описывает процесс, в результате которого душа может выйти из

области действия реинкарнации и войти в сферы, в которых она

наконец высвобождается из плена материального тела. Однажды

достигнув такого состояния, душа никогда более не возвращается в

этот бесконечно меняющийся мир рождения, болезни, старости и

смерти.

 

Переселение души: от Сократа до Сэлинджера.

 

 

"Для души не существует ни

рождения, ни смерти. Она

никогда не возникала, не

возникает и не возникнет. Она

-- нерожденная, вечная, всегда

существующая и изначальная.

Она не гибнет, когда

гибнет тело".

Бхагавад-гита 2.20

 

 

Означает ли рождение начало жизни, а смерть -- ее конец? Жили ли

мы раньше? Такие вопросы обычно ассоциируются с религиями

Востока, где принято считать, что жизнь человека длится не только

от колыбели до могилы, но и миллионы веков, и где идея

перевоплощения признается практически всеми. Великий немецкий

философ девятнадцатого столетия Артур Шопенгауэр однажды заметил:

"Если бы азиат попросил меня дать определение понятия "Европа", я

был бы вынужден так ответить ему: "Это часть мира, где слепо и

упорно верят в то, что человек был создан из ничего и что это

рождение есть его первое появление на свет". (1)

 

Действительно, материалистическая наука, господствующая идеология

Запада, веками пресекала проявления сколько-нибудь серьезного

интереса к проблеме предсуществования и возможности существования

сознания отдельно от тела. Тем не менее на протяжении всей

истории Запада находились мыслители, которые понимали и пытались

отстоять концепцию бессмертия сознания и переселения души. А

огромное количество философов, писателей, художников, ученых и

политических деятелей серьезно задумывалось над этой идеей.

 

 

Древняя Греция

 

Среди древнегреческих философов, в чьи учения идея реинкарнации

вошла неотъемлемой частью, можно назвать Сократа, Пифагора и

Платона. В конце жизни Сократ сказал: "Я нисколько не сомневаюсь

в существовании того, что называют новой жизнью, и в том, что

живые восстают из мертвых". (2) Пифагор утверждал, что помнит

свои прошлые жизни, а основные труды Платона содержат примеры

подробных описаний перевоплощения. Вкратце суть его теории в том,

что, влекомая чувственным желанием, чистая душа из мира

абсолютной реальности падает на землю и облачается в физическое

тело. Сначала опустившаяся в этот мир душа рождается в образе

человека, высшим из которых является образ философа,

устремленного к высшему знанию. Если знание философа достигает

совершенства, он может вернуться в бессмертие. Если же он

безнадежно запутался в материальных желаниях, он деградирует и в

следующий раз рождается в облике животного. Платон считал, что в

следующей жизни обжоры и пьяницы могут стать ослами, люди

необузданные и несправедливые могут родиться волками и ястребами,

а те, кто слепо следует условностям, вероятнее всего станут

пчелами и муравьями. Через некоторое время душа снова

эволюционирует до человеческой формы и получает еще одну

возможность обрести свободу. (3) Некоторые ученые полагают, что

Платон и другие древнегреческие философы черпали знания о

реинкарнации из мистических теорий, подобных орфизму, или из

традиций Индии.

 

 

Иудаизм, христианство, ислам

 

Идея реинкарнации, пусть не всегда четко выраженная, присутствует

в учениях иудаизма и раннего христианства. Сведения о прошлых и

будущих жизнях часто встречаются в "Кабале", которая, по мнению

многих исследователей иудаизма, содержит ключ к расшифровке

тайного смысла священных писаний. В "Зохаре", одном из главных

текстов "Кабалы", говорится: "Души должны вернуться в абсолютную

субстанцию, из которой они некогда вышли. Но для того чтобы

сделать это, они должны развить в себе все совершенства, семя

которых заложено в них; и если они не достигнут этого за одну

жизнь, им придется начать вторую, третью жизнь и так далее, пока

они не обретут состояние, которое сделает их достойными

воссоединения с Богом". (4) По данным "Большой еврейской

энциклопедии", эти взгляды разделяют и евреи-хасиды. (5)

 

В III веке н.э. теолог Ориген, один из отцов христианской Церкви

и выдающийся знаток Библии, писал: "Из-за своей склонности ко злу

некоторые души... входят в тела, поначалу человеческие; затем, за

неразумные страсти, прожив отпущенный им срок человеческой жизни,

они превращаются в животных, с уровня которых деградируют до

уровня... растений. Из этого состояния, через те же стадии, они

поднимаются, и им возвращают их место в раю". (6)

 

В самой Библии много указаний на то, что Христос и его ученики

знали о принципе реинкарнации. Однажды ученики попросили Иисуса

объяснить им смысл ветхозаветного пророчества о том, что Илия

снова появится на земле. В Евангелии от Матфея мы читаем: "Иисус

сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить

все; Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его... Тогда

ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе". (7)

Иначе говоря, Иисус провозгласил, что обезглавленный Иродом Иоанн

Креститель был реинкарнацией пророка Илии. В другом месте

описывается встреча Иисуса и его учеников с человеком, который

был слеп от рождения. Ученики спросили Иисуса: "Кто согрешил, он

или родители его, что родился слепым?" (8) Иисус отвечал, что

независимо от того, кто согрешил, это была возможность явить дело

Божие. Затем он исцелил этого человека. Если допустить, что этот

человек родился слепым в наказание за свой собственный грех, он

должен был бы совершить его до своего рождения, т.е. в предыдущей

жизни. И этого Иисус не оспаривал.

 

Коран говорит: "Вы были мертвыми, и Он оживил вас, потом он

умертвит вас, потом оживит, потом к Нему вы будете возвращены".

(9) Последователи Ислама, и это прежде всего относится к

суфистам, верят, что смерть -- это ни в коем случае не

исчезновение, ибо бессмертная душа постоянно переходит из одного

тела в другое. Джалалу'Д-Дин Руми, известный поэт-суфист, пишет:

 

Я умер как минерал и стал растением,

Я умер как растение и возрос до зверя,

Я умер как зверь и стал человеком.

Чего же мне бояться?

Когда со смертью меня становилось меньше? (10)

 

Бессмертные Ведические писания Индии подтверждают, что,

идентифицируясь с материальной природой, душа способна облекаться

в одну из 8 400 000 форм и, однажды воплотившись в конкретную

живую особь, естественно переходит от низших форм к высшим и,

совершенствуясь, облекается наконец в человеческое тело.

 

Итак, хотя официальные хранители догмы упорно игнорируют или

отрицают этот факт, все основные религии Запада -- иудаизм,

христианство и ислам -- так или иначе вплели нить реинкарнации в

ткань своих учений.

 

 

Средние века и эпоха Возрождения

 

В 553 году, при обстоятельствах, которые и на сегодня остаются

загадкой, византийский император Юстиниан приказал изъять из

догматов Римской Католической Церкви учения о предсуществовании

души. В эту эпоху было уничтожено большое количество

принадлежавших Церкви материалов, и ученые считают, что тогда же

из церковных писаний исчезли все тексты, посвященные

реинкарнации. Однако гностические секты Запада, несмотря на

жестокое преследование их со стороны церкви, не дали погибнуть

доктрине реинкарнации. (Термин "гностический" -- производное

греческого "гносис", "знание".)

 

В эпоху Возрождения вновь пробуждается интерес общества к

реинкарнации. Одной из самых заметных фигур этого времени был

выдающийся итальянский философ и поэт Джордано Бруно,

впоследствии, за свое учение о реинкарнации, приговоренный

Инквизицией к сожжению на костре. В заключительном ответе на

предъявленные ему обвинения Бруно бесстрашно заявил, что душа --

"это не тело" и что "она может находиться как в одном, так и в

другом теле и переходить из одного тела в другое". (11)

 

В условиях жестокого преследования со стороны Церкви учение о

реинкарнации могло существовать только в глубоком подполье; так,

на Европейском континенте оно сумело выжить только в тайных

обществах розенкрейцеров, франкмасонов, кабалистов и т.п.

 

 

Эпоха Просвещения

 

В эпоху Просвещения мыслящие люди в Европе начали освобождаться

от пут церковной цензуры. Великий философ Вольтер писал, что

доктрина реинкарнации "не абсурдна и не бесполезна", и что

"Родиться дважды не более удивительно, чем родиться однажды". (12)

 

И все-таки нельзя не удивляться тому, что в Америке результатом

распространившегося сюда из-за океана интереса к этому вопросу

было не только глубокое влияние идеи перевоплощения на некоторых

отцов нации, но и полное принятие ими этой идеи. Глубокой верой

проникнуты слова Бенджамина Франклина: "Обнаружив, что я

существую в этом мире, я верю, что в той или иной форме я буду

существовать всегда". (13)

 

В 1814 году бывший президент Соединенных Штатов Джон Адамс,

читавший книги по индусской религии, писал другому бывшему

президенту, "мудрецу Монтичелло", Томасу Джефферсону, о доктрине

реинкарнации. По словам Адамса, некоторые восставшие против

Верховного Существа "души были низвергнуты в область совершенной

тьмы". Затем их выпустили из темницы и позволили подняться на

землю, чтобы они смогли переселиться во всевозможных животных

(рептилий, птиц, зверей и людей), в зависимости от их положения и

характера, и даже в овощи и минералы, и там, в служении, пройти

свой испытательный срок. Если они безупречно проходили положенные

им градации, они превращались в коров и людей. Если в теле

человека они вели себя подобающим образом,...им возвращали их

изначальный статус и наслаждение в раю". (14)

 

Наполеон -- в Европе -- любил рассказывать своим генералам, что в

предыдущей жизни он принадлежал к семье Шарлемань. (15) Иоганн

Вольфганг фон Гете, один из величайших немецких поэтов, известный

драматург и ученый, также верил в перевоплощение и вероятнее

всего познакомился с этой идеей, читая индийскую философию: "Я

уверен, что так же, как сейчас, я уже бывал в этом мире тысячи

раз, и надеюсь вернуться еще тысячу раз". (16)

 

 

Трансцендентализм

 

Интерес к перевоплощению и индийской философии был в значительной

степени присущ и американским трансценденталистам, включая

Эмерсона, Уитмена и Торо. Эмерсон писал: "Одной из загадок мира

можно считать то, что все вещи существуют и не умирают, а только

на время исчезают из поля зрения, чтобы потом вернуться... Ничто

не мертво; люди только притворяются мертвыми и покорно переносят

похороны и скорбные некрологи; а между тем -- вот они, стоят и

глядят в окно, здоровые и невредимые, в каком-то новом,

непривычном для нас обличье". (17) Из "Катха Упанишад", одной из

многочисленных в его библиотеке книг по древней индийской

философии, Эмерсон цитирует: "Душа не рождается, она не умирает;

ее не из кого не создавали... Нерожденная, вечная, она не гибнет,

хотя тело гибнет".

 

Торо, автор "Уолдена", или "Жизни в лесах", писал: "Насколько я

себя помню, я всегда, сам того не сознавая, обращался к опыту

одного из предыдущих состояний своего существования". (19) Еще

одно свидетельство глубокого интереса Торо к реинкарнации --

рукопись "Переселение семи Брахманов", найденная в 1926 году. Эта

небольшая по объему работа представляет собой английский перевод

рассказа о переселении души, взятого из древней истории,

написанной на санскрите. Эпизод, связанный с переселением душ,

прослеживает последовательные перевоплощения семи мудрецов в

охотников, принцев и животных.

 

А Уолт Уитмен в своем стихе "Песнь о себе" пишет:

 

Я знаю, что бессмертен...

Мы уже вычерпали триллионы зим и лет,

Триллионы их впереди, и триллионы -- до них. (20)

 

Во Франции знаменитый писатель Онорэ Бальзак посвятил

реинкарнации целый роман "Серафита". В нем Бальзак утверждает:

"Все человеческие существа проходят через предыдущую жизнь... Кто

знает, сколько телесных форм занимает наследник рая, прежде чем

его подведут к пониманию ценности уединенного молчания, звездные

просторы которого -- всего лишь преддверие духовных миров". (21)

 

В "Давиде Копперфильде" Чарлз Диккенс пытался осмыслить опыт,

который косвенно подтверждает существование феномена deja-vu, или

воспоминаний о прошлых жизнях. "Все мы переживали время от

времени возникающее у нас ощущение, что то, что мы говорим и

делаем, уже было сказано и сделано в каком-то далеком прошлом;

ощущение того, что в какое-то далекое и почти стершееся из памяти

время нас окружали те же лица, предметы и обстоятельства..." (22)

 

А в России великий Лев Толстой писал: "Как снов мы переживаем

тысячи в этой нашей жизни, так и эта наша жизнь есть одна из

тысяч таких жизней, в которые мы вступаем из той, более

действительной, реальной, настоящей жизни, из которой мы выходим,

вступая в эту жизнь, и возвращаемся, умирая. Наша жизнь есть один

из снов той, более настоящей жизни, и так далее, до

бесконечности, до одной последней, настоящей жизни, -- жизни

Бога". (23)

 

 

Современность

 

Обратившись к двадцатому веку, мы обнаруживаем, что идея

реинкарнации привлекает внимание одного из самых влиятельных

художников Запада, Поля Гогена. В последние годы своей жизни, на

Таити, он писал, что, когда разрушается физический организм,

"душа выживает". Гоген считал, что душа облачается в другое тело,

деградируя или возвышаясь, сообразно своим достоинствам или

недостаткам". По мнению этого художника, на Запад идею

постоянного возрождения принес Пифагор, услышавший о реинкарнации

от мудрецов древней Индии. (24)

 

Автомобильный магнат США Генри Форд сказал как-то в интервью

газете: "Я принял теорию реинкарнации, когда мне было двадцать

шесть... Гений -- это опыт. Некоторые, похоже, считают, что это

дар или талант, на самом же деле это плод опыта, накопленного за

многие жизни". (25) Созвучны с этими взглядами слова

американского генерала Георга С.Паттона о том, что военным

искусством он овладел на древних полях сражений.

 

Реинкарнация -- часто повторяющаяся тема книги "Улисс",

написанной ирландским романистом и поэтом Джеймсом Джойсом. В

хорошо всем известном месте романа герой Джойса мистер Блум

говорит своей жене: "Некоторые верят, что после смерти мы

продолжаем жить в другом теле, что мы жили раньше. Они называют

это реинкарнацией. Что все мы жили раньше, тысячи лет назад, на

земле или на какой-то другой планете. Они говорят, что мы забыли

об этом. Некоторые говорят, что они помнят свои прошлые жизни".

(26)

 

Джек Лондон сделал тему перевоплощения основной темой своего

романа "Звездный скиталец", главный герой которого говорит: "Я не

начинался ни в момент рождения, ни в момент зачатия. Я рос и

развивался неисчислимые тысячелетия... Все мои прежние "я"

присутствуют во мне своими голосами, эхом и побуждениями... О,

сколько неисчислимых раз мне предстоит еще родиться, а все эти

болваны вокруг меня думают, что, сдавив мне шею веревкой, они

заставят меня перестать существовать". (27)

 

В "Сиддхартхе", классическом романе -- поиске лауреат Нобелевской

премии Герман Гессе писал: "Он видел все эти формы и лица и их

тысячами взаимосвязей... рождающимися вновь. Каждый был

бессмертен, являя собой трагический пример всего преходящего...

Однако ни один из них не умирал, они только изменялись, постоянно

возрождались, постоянно обретали новое лицо: между одним лицом и

другим было только время". (28)

 

Многие естествоиспытатели и психологи также верили в

реинкарнацию. Один из самых выдающихся физиков современности Карл

Юнг пользовался понятием вечного "я", которое переживает многие

рождения как средство постижения глубочайших тайн "я" и сознания.

Он говорил: "Я легко могу себе представить, что мог жить в

прежние века и столкнуться там с вопросами, на которые я еще не

был в состоянии ответить; что я должен был родиться вновь, ибо

еще не выполнил порученного мне задания". (29)

 

Английский биолог Томас Хаксли отмечал, что "доктрина переселения

души" была "способом дать убедительное объяснение действию

космоса по отношению к человеку", и подчеркивал, что "только

самые нетерпеливые из ученых станут отвергать эту доктрину по

причине ее якобы заведомой абсурдности". (30)

 

Американский ученый Эрик Эриксон, один из ведущих специалистов в

области психоанализа, занимавшийся, в частности, проблемой

совершенствования человека, убежден в том, что реинкарнация лежит

в основе системы верований человека: "Давайте не будем закрывать

глаза на это: в глубине души ни один здравомыслящий человек не

может представить себе свое существование, не допуская при этом,

что он жил всегда и будет жить после этой жизни".

 

Махатма Ганди, один из величайших политических деятелей

современности и страстный проповедник ненасилия, однажды

объяснил, каким образом практическое понимание перевоплощения

поддержало в нем надежду на осуществление его мечты о всеобщем

мире. "Я не допускаю самой мысли неизбежности вечной вражды между

людьми, и, веря в теорию возрождения, живу надеждой, что если не

в этом, то в каком-нибудь другом рождении я смогу заключить все

человечество в свои дружеские объятия". (32)

 

В один из своих самых популярных рассказов Дж.Д.Сэлинджер вводит

образ Тедди, не по годам развитого мальчика, который вспоминает

свой опыт перевоплощения и, не очень подбирая выражения, говорит:

"Глупости! Нет ничего проще -- умираешь и выходишь из своего

тела. Да каждый это делал тысячи раз. А если они этого не помнят,

то это еще не значит, что они этого не делали". (33)

 

В Романе Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"

главный герой, чайка Джонатан, "тот яркий огонек, что горит

внутри каждого из нас", проходит ряд перевоплощений, то

поднимающих его с земли на небеса, то возвращающих его на землю,

чтобы он просвещал менее удачливых чаек. Один из наставников

Джонатана спрашивает: "Представляешь ли ты, сколько жизней мы

должны были прожить, чтобы только подойти к пониманию того, что

жизнь -- это нечто большее, чем еда, борьба или власть над Стаей?

Тысячи жизней, Джон, десятки тысяч! -- А после них еще сотни

жизней, прежде чем мы узнали, что существует то, что называют

совершенством; и еще одну сотню жизней, чтобы понять, что цель

нашего существования в том, чтобы понять это совершенство и

являть его". (34)

 

В своих замечательных рассказах лауреат Нобелевской премии Исаак

Башевис Сингер часто говорит о прошлых жизнях, новом рождении и

бессмертии души. "Смерти нет. Как может существовать смерть, если

все есть часть Бога? Душа никогда не умирает, так же как тело

никогда не бывает живым". (35)

 

А английский поэт-лауреат Джон Мейсфилд в хорошо известном стихе,

посвященном прошлой и настоящей жизни, пишет:

 

Я думаю, что, когда человек умирает,

Его душа снова возвращается на землю,

В наряде новой плоти.

Другая мать дает ему рожденье,

И с более крепкими членами и более цепким умом

Старая душа снова пускается в путь. (36)

 

Свидетельство того, что музыкант, композитор-песенник и один из

бывших прославленных Битлов Джордж Харрисон серьезно относился к

идее перевоплощения, мы находим в высказанных им сокровенных

мыслях, касающихся взаимоотношений между людьми. "Друзья -- это

все души, которые мы знавали в других жизнях. Нас влечет друг к

другу. Вот что такое для меня друзья. Даже если я знал их только

в течение одного дня, этого вполне достаточно. Я не собираюсь

ждать, пока пройдут два года знакомства, потому что в любом

случае, видишь ли, мы наверняка где-то встречались раньше". (37)

 

Реинкарнация снова привлекает внимание как интеллектуалов, так и

широкой общественности стран Запада. В фильмах, романах,

популярных песнях и периодических изданиях все чаще звучит тема

перевоплощения, и миллионы жителей Запада спешат присоединиться к

более чем 1.5-миллионной армии людей, включающей индусов,

буддистов, таоистов и представителей других верований, которые

традиционно считали, что жизнь не начинается в момент рождения и

не прекращается со смертью. Однако обычного любопытства или веры

недостаточно. Это лишь первый шаг к постижению во всей полноте

науки реинкарнации, которая включает в себя знание о том, как

можно освободить себя от жалкого цикла рождения и смерти.

 

Бхагавад-гита: Вечная книга, источник знания о переселении души

 

Чтобы лучше понять феномен реинкарнации, многие на Западе

обращаются к достоверным источникам знания о прошлой и будущей

жизни. Из всей имеющейся на сегодня литературы написанные на

санскрите индийские Веды представляют собой самое древнее и в то

же время самое исчерпывающее и логически последовательное

изложение основ науки реинкарнации, учения, не утратившего своей

жизненности и притягательности и через пять тысяч лет.

 

Впервые основы знаний о реинкарнации были изложены в

"Бхагавад-гите", составляющей суть "Упанишад" и всей Ведической

мудрости. Пятьдесят веков тому назад "Гиту" изрек Господь Кришна,

Верховная Личность Бога, в беседе со своим учеником и другом

Арджуной на поле битвы в северной Индии. Поле битвы - лучшее

место для дискуссии о переселении души, поскольку во время

сражения вопросы жизни, смерти и загробного существования, всегда

волнующие человека, становятся для него более чем когда-либо

актуальными.

 

Начиная разговор о бессмертии души, Кришна сообщает Арджуне: "Не

было времени, когда бы не существовали Я, ты или все эти цари; и

в будущем никто из нас не перестанет существовать". "Гита" далее

наставляет: "Знай же, что то, чем пронизано все тело,

неразрушимо. Никто не может победить неистребимую душу". Душа...

Душа - это нечто столь тонкое и неуловимое, что убедиться в ее

существовании нам не помогут ни наш ограниченный ум, ни

ограниченные чувства. И потому далеко не все готовы признать

существование души. Кришна говорит Арджуне: "Одни взирают на

душу, как на чудо, другие говорят о ней, как о чуде, иные слышат,

что о ней говорят, как о чуде, но есть такие, которые даже

услышав о ней, не могут понять ее".

 

Признание существования души основано не только на вере.

"Бхагавад-гита" призывает в свидетели наши чувства и разум, так

чтобы мы приняли ее учение не слепо, как догму, а в известной

степени рационалистически, убедившись в ее истинности.

 

Не зная, в чем состоит различие между истинным "я" (душой) и

телом, невозможно понять, что такое переселение души. "Гита"

помогает нам разобраться в природе души: "Как солнце само по себе

освещает всю вселенную, так и живая сущность, то, что находится

внутри тела, сознанием освещает все тело".

 

Сознание - это конкретное свидетельство присутствия души в теле.

В пасмурный день мы можем не видеть солнца, но о том, что оно

находится на небе, мы судим по наличию света. Равным образом, не

имея возможности непосредственно ощутить присутствие души, мы

можем сделать вывод о ее существовании благодаря наличию

сознания. В отсутствие сознания тело представляет собой груду

мертвой материи. Только присутствие сознания заставляет эту груду

мертвой материи дышать, говорить, любить и испытывать страх. По

существу, тело - это своего рода транспортное средство души,

позволяющее ей удовлетворять бесконечное множество материальных

желаний. "Гита" сравнивает живую сущность внутри тела с

водителем, "находящимся в машине, созданной из материальной

энергии". Душа ошибочно отождествляет себя с телом и переносит

различные жизненные концепции от одного тела к другому, подобно

тому, как воздух переносит аромат. Как машина не может начать

двигаться в отсутствие водителя, так и материальное тело не может

функционировать в отсутствие души.

 

По мере взросления и старения человека это различие между

сознательным "я" и физическим телом становится все более

очевидным. В границах своего жизненного цикла человек может

убедиться в том, что его физическое тело постоянно изменяется.

Оно не сохраняет своего прежнего состояния, и время помогает нам

увидеть его эфемерность. В определенный момент тело появляется на

свет, растет, развивается и крепнет, производит побочные продукт

(детей), а затем хиреет и умирает. Следовательно, физическое тело

- это нечто нереальное, со временем оно просто исчезает. Как

говорит "Гита", "нет вечного существования того, что не

существует". Однако при всех изменениях материального тела

сознание, свидетельство наличия внутри его души, остается

неизменным. ("Нет перемены вечного".) Отсюда следует, что

сознание обладает внутренне присущим ему свойством постоянства,

благодаря которому оно сохраняется и после разрушения тела.

Кришна говорит Арджуне: "Для души нет ни рождения, ни смерти. Она

не гибнет, когда гибнет тело".

 

Но если душа не гибнет, когда гибнет тело, что же с ней

происходит? Отвечая на этот вопрос, "Бхагавад-гита" говорит, что

душа входит в другое тело. Это явление реинкарнации. Можно себе

представить, как порой трудна для понимания концепция переселения

души, и все же речь здесь идет о естественном явлении, для

объяснения которого "Гита" приводит логически ясные примеры: "Как

в одном теле воплощенная душа переходит из детства в юность, а

затем - в старость, так и по смерти этого тела она переходит в другое

тело. Мудрого человека не беспокоит такая перемена".

 

Иными словами, перевоплощение происходит даже в пределах одной

жизни. Любой биолог скажет вам, что клетки в нашем теле постоянно

отмирают и заменяются другими. Иначе говоря, в этой жизни каждый

из нас располагает определенным количеством разных тел. Тело

взрослого человека совершенно не похоже на тело того же человека,

каким оно было в его детские годы. Но, несмотря на изменения,

которым подвержено тело, личность внутри его остается неизменной.

Нечто подобное происходит в момент смерти. "Я" в последний раз

меняет прежнюю телесную одежду. "Гита" говорит: "Как человек

надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое

тело, оставив старое и бесполезное". Душа, таким образом,

остается привязанной к бесконечному циклу рождения и смерти.

Господь Кришна говорит Арджуне: "Тот, кто родился, обязательно

умрет и после смерти вновь родится". Согласно Ведам, существует 8

400 000 форм жизни, эволюционирующих от уровня микробов, через

стадии рыб, растений, насекомых, рептилий, птиц и животных до

уровня человека и полубогов. Соответственно своим желаниям живые

сущности постоянно рождаются в вышеназванных формах.

 

Ум - это механизм, управляющий этими перемещениями и толкающий

душу на поиск все новых и новых тел. "Гита" так объясняет это: "О

каком бы состоянии бытия ни вспомнил человек, расставаясь с

телом,... его он непременно достигнет в [в следующей жизни]."

Все, о чем мы думали, и все, что мы сделали в своей жизни,

запечатлевается в нашем уме, и совокупность этих впечатлений

определяет характер наших мыслей в момент смерти. Материальная

природа наделяет нас телом, соответствующим качеству этих мыслей.

Значит, тело есть отражение состояния нашего сознания в момент

нашей предыдущей смерти.

 

"Живая сущность, надев таким образом другое грубое тело, вместе с

ним получает свою особую пару глаз и ушей, свой язык и нос и

свойственную ей способность осязать, которые группируются вокруг

ума. В результате этого данная живая сущность обретает

способность наслаждаться определенной совокупностью объектов

чувств", - говорится в "Гите". Необходимо заметить, что суть

реинкарнации не всегда ведет наверх; "человеческому существу

отнюдь не гарантировано рождение в облике человека. Например,

человек, умирающий в ментальности собаки, в следующей жизни

получит глаза, уши, нос и т.д. собаки, что даст ему возможность

испытывать соответствующие ("собачьи") радости. Кришна говорит,

что именно такой будет участь этой души: "Умирая в гуне

невежества, человек рождается в царстве животных".

 

Согласно "Бхагавад-гите", люди, не стремящиеся познать свою

нефизическую, более высокую природу, вынуждены под действием

законов кармы продолжать круговорот рождения, смерти и

возрождения, появляясь на свет то в облике человека, то в облике

животного или же воплощаясь в растения или насекомых.

 

Наше существование в материальном мире есть следствие целой

совокупности кармических действий, совершенных нами в этой и

других жизнях, причем человеческое тело - это единственный выход,

воспользовавшись которым материально обусловленная душа может

вырваться на свободу. Разумно используя свое существование в

образе человека, можно решить все проблемы жизни (рождения,

смерти, болезней и старости) и остановить бесконечный цикл

перевоплощений. Если же, поднявшись до уровня человека, душа

растрачивает свою жизнь на действия, связанные лишь с

удовлетворением чувств, она уже в этой жизни может создать себе

карму, которая на десятки тысяч жизней привяжет ее к циклу

рождения и смерти. И, возможно, не каждая из этих жизней будет

существованием в образе человека.

 

Господь Кришна говорит: "Глупцы не способны понять, как живое

существо оставляет тело, так же как и того, какое тело оно

получает в результате влияния гун природы. Но тот, чье зрение

обострено знанием, может увидеть это. Ищущие трансценденталисты,

достигшие самореализации, могут ясно видеть все это. Но те, чей

ум не развит, кто не достиг самореализации, не способны, как бы

они ни старались, понять происходящее".

 

Душа, которой выпала удача облечься в человеческое тело, должна

устремляться к самоосознанию, дабы постигнуть смысл реинкарнации

и освободить себя от бесконечной череды рождений и смерти. Мы

просто не можем себе позволить поступить иначе.

 

Смена тела

 

В 1974 в центре МОСКОН, в предместье Фэранкфрурта в Западной

Германии между Его Божественной Милостью А.Ч.Бхактиведантой Свами

Прабхупадой и профессором Карфридом Граф фон Дюркхеймом

состоялась беседа, содержание которой приводится ниже. Профессор

Дюркхейм, видный специалист в области психологии религии и автор

книги "Повседневная жизнь как упражнение в духовности", имеет

степень доктора наук за исследования по аналитической психологии.

Кроме того, он приобрел известность как основатель

терапевтического колледжа в Баварии, где в исследовании

психологии сознания успешно сочетаются западный и восточный

подходы. В этой беседе Шрила Прабхупада объясняет суть первого и

основного принципа реинкарнации, состоящего в том, что духовная

живая сущность - это нечто отличное от материального тела.

Доказав, что сознательное "я" и тело - это разные сущности, Шрила

Прабхупада, подчеркивая постоянно повторяющийся характер этого

процесса, описывает то, как сознательное "я", или душа, в момент

наступления смерти одного тела переходит в другое.

 

Профессор Дюркхейм: Опыт моей работы убедил меня в том, что

природное эго не хочет умирать. Однако если человек проходит

через это [состояние клинической смерти], у него возникает

ощущение, что, пересекая порог смерти, он вступает в совершенно

новую реальность.

 

Шрила Прабхупада: "Да, это действительно совершенно иная

реальность. Этот опыт можно сравнить с ощущениями больного

человека, к которому вернулось здоровье. Профессор Дюркхейм:

Значит ли это, что умерший получает опыт реальности более

высокого плана?

 

Шрила Прабхупада: Умер не человек, умерло его тело. Согласно

Ведической мудрости, тело всегда мертво. Микрофон, например,

сделан из металла. Когда через микрофон проходит электрическая

энергия, он реагирует на это превращением звука в электрические

импульсы, которые усиливаются и передаются через

громкоговорители. Но если в системе отсутствует электричество, то

ничего и не просходит. Независимо от того, работает микрофон или

нет, он продолжает оставаться не более чем суммой частей из

металла, пластика и

т.п. Равным образом и человеческое тело функционирует только

благодаря живой силе, находящейся внутри этого тела. Когда эта

живая сила покидает тело, говорят, что тело мертво. На самом же

деле оно всегда мертво. Главное - это живая сила; только ее

присутствие создает видимость того, что тело живет. И все же,

мертвое или живое, физическое тело - это не более чем масса

мертвой материи.

 

Из первого наставления "Бхагавад-гиты" становится ясно, что в

конечном счете состояние материального тела не имеет большого

значения.

 

asocyan anvasocas tvam prajna-vadamas ca bhasase gatasun

agatasums ca nanusocanti panditah

 

"Благословенный Господь сказал: Говоря эти умные слова, ты

скорбишь о том, что недостойно горя. Мудрые не скорбят ни о

живых, ни о мертвых [Бхаг. 2.11]. Профессор Дюркхейм: Каким

образом вы помогаете своим ученикам ощутить присутствие этой

силы, которая, не являясь материей, может тем не менее придать

материи видимость жизни? Как человек мыслящий, я не могу не

признать, что в ваших рассуждениях есть доля истины. Я в этом не

сомневаюсь. Но каким образом вы помогаете человеку ощутить это?

 

Как ощутить присутствие души

 

Шрила Прабхупада: Все очень просто. Существует активная

первооснова, которая заставляет тело двигаться. Следовательно, по

существу, мы должны задаться вот каким вопросом: "Что же это за

активная первооснова?" Поиск ответа на этот ввопрос и вызвал к

жизни философию Веданты. Собственно говоря, Веданта-сутра

начинается изречением athato brahma-jijnasa, "Какова природа "я",

находящегося внутри тела?" Поэтому изучающего Ведическую

философию прежде всего учат отличать живое тело от мертвого. Если

он неспособен постигнуть этот принцип, мы просим его подойти к

этому вопросу с позиции обычной логики. Каждый в состоянии

понять, что тело изменяется и движется благодаря наличию в нем

активной первоосновы,

т. е. души. В отсутствие этого активного начала тело не

изменяется и не движется. Следовательно, в нем должно быть нечто

такое, что приводит его в движение. Это не очень трудно понять.

 

Тело всегда мертво. Оно подобно механизму. Магнитофон сделан из

мертвой материи, но стоит вам, живому человеку, нажать на кнопку,

как он начинает работать. И тело есть также мертвая материя. Но в

теле присутствует жизненная сила. И пока эта активная первооснова

находится в теле, оно реагирует на внешние воздействия и

производит впечатление живого. У всех нас есть способность

говорить. Если я попрошу одного из своих учеников прийти сюда, он

это сделает. Если же эта активная первооснова покинет его тело, я

могу звать его тысячи лет и он не придет. Это очень просто понять.

 

Но что же все-таки понимают под активной первоосновой? Это должно

быть предметом особого разговора; тот, кто нашел для себя ответ

на этот вопрос, сделал важный шаг к овладению духовным знанием.

 

Профессор Дюркхейм: Я понимаю, что вы имели в виду, говоря о

мертвом теле, - в нем должно быть нечто такое, что делает его

живым. Единственно верный вывод, который из этого следует, в том,

что мы говорим о двух разных вещах - о теле, с одной стороны, и

активной первооснове - с другой. Но меня интересует то, каким

образом через опыт непосредственного восприятия - а не путем

умозаключения - можно узнать о наличии в нас этой активной

первоосновы? Разве не столь же важно непосредственно ощутить эту

более глубокую реальность?

 

"Я есть Брахман, дух"

 

Шрила Прабхупада: Да вы сами есть эта активная первооснова. Живое

тело и мертвое тело - это же одно и то же. Единственное, что их

отличает одно от другого, - наличие активной первоосновы. Когда

ее нет, тело называют мертвым. Значит, истинное "я" идентично

активной первооснове. Одно из основных изречений Вед - so'ham,

или "Я есть активное начало". Там же говорится: "Я не есть это

материальное тело. Я есть Брахман, дух". Это свидетельство

самоосознания. "Бхагавад-гита" так говорит о человеке, познавшем

собственную природу: Brahma-bhuta prasannatma na socati na

kanksati: познавший собственную природу не скорбит и не

вожделеет. Samah sarvesu bhutesu: он равно относится ко всем - к

людям, к животным, ко всему живому.

 

Профессор Дюркхейм: Но представьте себе следующую ситуацию. Один

из ваших учеников может заявить: "Я есть дух", не будучи при этом

в состоянии ощутить это.

 

Шрила Прабхупада: Как же он может не ощущать этого? Он знает, что

он есть активное начало. Каждый рано или поздно начинает

понимать, что он не есть тело. Даже ребенок знает это. В этом

можно убедиться, анализируя то, как мы говорим. Мы говорим: "Это

мой палец". Никто не говорит "Я - палец". Так что же нужно

понимать под "я"? Это и есть самоосознание - "Я не есть это тело".

 

Осознание собственной природы может помочь в осознании природы

других живых существ. Почему человек убивает животных? Почему я

должен причинять кому-то неприятности? Познавший собственную

природу способен рассуждать так: "Вот другое "я". Просто у него

другое тело, но то же активное начало, что существует в моем

теле, действует и в его теле". Человек, познавший собственную

природу, одинаково воспринимает все живые существа, ибо знает,

что активное начало, "я", присутствует не только в человеке, но и

в телах животных, птиц, рыб, насекомых, деревьев и растений.

 

Реинкарнация в этой жизни

 

Активная первооснова (активное начало) - это душа, а в момент

смерти данного тела душа переселяется в другое тело. Тело может

быть другим, но душа остается неизменной. Даже в пределах нашей

собственной жизни мы можем наблюдать изменения нашего тела. Мы

уже перекочевали из грудного возраста в детский, из детства - в

юность и из юности - в зрелость. И все это время сознательное

"я", или душа, оставалось тождественным себе. Тело материально,

тогда как истинное "я" духовно. Человека, понявшего это, считают

постигшим свою истинную природу.

 

Профессорр Дюркхейм: Я полагаю, что на Западе мы сейчас подходим

к очень важному рубежу, ибо впервые за всю нашу историю жители

Европы и Америки начинают серьезно относиться к внутреннему

опыту, благодаря которому нам открывается истина. Конечно, на

Востоке всегда были философы, познавшие ощущения, благодаря

которым смерть перестает казаться ужасной и превращается в

преддверие более полнокровной жизни.

 

Людям нужен такой опыт преодоления своих материальных привычек. И

если им удается вырваться из оков этого телесного опыта, они

вдруг начинают понимать, что внутри их действует совершенно иная

сила. Они начинают ощущать присутсвие "внутренней жизни".

 

Шрила Прабхупада: Преданно служащий Господу Кришне естественным

образом осознает присутствие этой другой силы, ведь он никогда не

думает: "Я есть это тело". Он считает: aham brahmasmi - "Я -

духовная душа". Первое наставление, которое Господь Кришна дал

Арджуне в "Бхагавад-гите", звучит так: "Мой дорогой Арджуна, ты

слишком серьезно задумываешься над состоянием этого материального

тела, а мудрый человек не воспринимает это материальное тело

всерьез, будь оно мертвое или живое". Это первый этап постижения

на пути духовной эволюции. Каждый в этом мире очень озабочен

состоянием своего тела, и, пока оно живет, каждый разными

способами пытается поддержать его. Когда оно умирает, над ним

воздвигают огромные статуи и монументы. Это признаки телесного

сознания. И никто не видит того активного начала, которое делает

тело красивым и дает ему жизнь. А в момент смерти никто не знает,

куда девается истинное "я", активная первооснова. Я называю это

невежеством.

 

Профессор Дюркхейм: Во время первой мировой войны, юношей, я

провел четыре года на фронте. Я был одним из двух офицеров моего

полка, которые не были ранены. На поле боя я много раз видел

смерть. Я видел, как пуля сражала людей, стоявших рядом со мной,

и то, что жизненная сила вдруг покидала их. Все, что оставалось,

- это, по вашему выражению, тело без души. Но когда смерть была

близко и я допускал, что могу умереть, я ощущал присутствие во

мне чего-то такого, что неподвластно смерти.

 

Шрила Прабхупада: Да. Это и есть самоосознание.

 

Профессор Дюркхейм: Этот опыт войны оставил во мне глубокий след.

Он стал началом моего внутреннего пути.

 

Шрила Прабхупада: "Веды" говорят: narayana parah sarve na

kutascana bibhyati Душа, постигшая Бога, ничего не боится.

 

Профессор Дюркхейм: Процесс самопостижения - это цепь внутренних

переживаний, не так ли? Здесь, в Европе, люди получили опыт таких

переживаний. Я бы сказал, что опыт столь большого числа людей,

прошедших через войну, концлагерь и бомбежки, является самым

большим богатством Европы. В сердцах этих людей еще жива память о

тех мгновениях, когда смерть была рядом, когда они падали

сраженные пулей или когда их почти разрывало на куски и на

какой-то миг им открывалось их вечная природа. Однако сейчас

необходимо убедить людей в том, что они не нуждаются ни в войнах,

ни в концлагерях, ни в бомбежках, чтобы серьезно отнестись к тем

моментам своего внутреннего опыта, когда в них пробуждается

ощущение божественной реальности и приходит понимание того, что

это телесное существование - еще не самая большая ценность и не

единственная форма существования.

 

Тело подобно сну

 

Мы можем убеждаться в этом каждую ночь. Когда мы спим, наше тело

лежит на кровати, а мы сами отправляемся в другое место. Каждый

из нас начинает понимать, что наша истинная сущность отделена от

этого тела. Когда мы спим, мы забываем о теле, лежащем на

кровати. Мы действуем в других телах и других местах. Приходит

утро, и мы так же забываем о телах, в которых жили во сне и в

которых побывали в таком количестве разных мест. Возможно, в этих

телах мы поднимались в небо. Ночью мы забываем о теле часов

нашего бодрствования, а днем - о теле, в котором наслаждались во

сне. Но наше сознательное "я", наша душа, продолжает

существовать, и мы не забываем о своем существовании, независимо

от того, в каком теле мы пребываем. Из этого следует, что мы - ни

одно из этих тел. Некоторое время мы существует в том или ином

теле, а с наступлением смерти забываем о нем. Следовательно, тело

- это всего лишь ментальная структура, котораую можно уподобить

продукту сновидений, тогда как "я" непохоже ни на одну из

возможных ментальных структур. Этот вывод - свидетельство

самоосознания. В "Бхагавад-гите" Господь Кришна говорит:

 

indriyani parany ahur indriebhyah param manah manasas tu para

buddhir yo budd.. paratas tu sah

 

Живые существа выше живой материи, ум выше чувств, разум выше

ума, а она (душа) еще выше, чем разум.

 

Профессор Дюркхейм: Вы говорили о ложном эго. Не хотели ли Вы

этим подчеркнуть, что истинное эго есть душа?"

 

Шрила Прабхупада: Да, это чистое эго. Например, у меня тело

семидесятивосьмилетнего старого индийца, и у меня есть это ложное

эго, которое думает: "Я - индиец", "Я есть это тело". Это

заблуждение. Когда-нибудь это временное тело исчезнет и я получу

другое временное тело. Это просто иллюзия. Реальность состоит в

том, что душа, согласно своим желаниям и деяниям, переселяется из

одного тела в другое.

 

Профессор Джеркхейм: Да.

 

Шрила Прабхупада: Мы - духовные души, мы тоже чисты, но как

только мы покидаем духовный мир и соприкасаемся с этими

материальными телами, наше сознание покрывается оболочкой.

Сознание остается чистым, только теперь оно "покрыто грязью"

(этим телом). Вот почему люди враждуют. Они ошибочно

отождествляют себя со своим телом, думая, например: "Я - немец",

"Я - англичанин", "Я - черный", "Я - белый", "Я - то, я - это" -

множество вариантов обозначений телесного. Такие обозначения

телесного есть налет, скрывающий чистоту. Не случайно художники в

скульптурах и на картинах изображают нагие фигуры. Во Франции,

например, наготу считают элементом "чистого" искусства. Подобно

этому, если вы сумели увидеть "наготу", или истинное состояние,

духовной души - без налета телесных обозначений, - вы постигли

чистоту.

 

Профессор Джеркхейм: Чем объяснить очевидную трудность понимания

того, что человек и его тело - это не одно и то же?

 

Каждый знает: "Я не есть это тело".

 

Шрила Прабхупада: Но это совсем не трудно. Это можно

почувствовать. Только недостаток ума заставляет людей думать

иначе; и все же на самом деле каждый человек знает, что "Я не

есть это тело". В этом можно легко убедиться на своем опыте. Я

существую. Я понимаю, что существовал в теле младенца, в теле

`более взрослого ребенка, а также в теле подростка. Я существовал

в таком количестве разных тел, а сейчас существую в теле старика.

Или, скажем, вы сейчас надели черное пальто. Через минуту вы

можете надеть белое пальто. Однако от этого вы не превращаетесь в

это черное или белое пальто; вы просто сменили одно пальто на

другое. И если я назову Вас "Мистер Черное Пальто", это будет

просто проявлением моей глупости. Так и я за свою долгую жизнь

много раз менял свои тела, но я не есть ни одно из этих тел. Это

- истинное знание.

 

Профессор Дюркхейм: И все же разве здесь все так просто?

Допустим, разумом вы прекрасно понимаете, что вы - не это тело,

но при этом все-таки боитесь смерти. Возможно, причина тому -

отсутствие непосредственного опыта? Убедившись в своем бессмертии

на основе опыта, вы уже не должны бояться смерти, потому что

знаете, что на самом деле вы не можете умереть.

 

Шрила Прабхупада: Опыт перенимают у более авторитетного лица, у

человека, обладающего более совершенным знанием. Всместо того,

чтобы тратить годы и годы на то, чтобы опытным путем убедиться в

том, что я не есть это тело, я могу взять это знание у Бога, или

Кришны, т.е. из самого совершенного источника. В этом случае

можно сказать, что я получил опыт бессмертия, обратившись к

самому авторитетному источнику. Это прекрасно.

 

Профессор Дюркхейм: Да, я понимаю.

 

Шрила Прабхупада: Итак, Веды учат: tad-vijna-nartham sa

gurum..blugacchet "Чтобы получить наилучший опыт совершенной

жизни, ты должен обратиться к гуру". Кто же такой гуру? К кому я

должен обратиться? Я должен подойти к тому, кто в свою очередь со

всем вниманием воспринял знания от своего гуру. Это называется

ученической преемственностью. Я получаю знание у совершенного

человека и так же, как мой учитель, ничего в нем не меняя,

передаю это знание другим. Господь Кришна дает нам знание в

"Бхагавад-гите", а мы распространяем это знание, ничего в нем не

меняя.

 

Профессор Дюркхейм: За последние двадцать-тридцать лет на Западе

значительно повысился интерес к проблемам духовности. С другой

стороны, если ученые задались целью уничтожить человеческое "я",

то нужно признать, что с помощью атомных бомб и других

технических нововведений они добились в этом заметных успехов.

Однако, если они хотят указать человечеству путь к какой-то более

высокой цели, им пора оставить привычку подходить к человеку с

чисто материалистических позиций и смотреть на него через очки

ученого. Они должны видеть в нем то, чем он является на самом

деле, - сознательное "я".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 196
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Похоже и это уже видно что на твою темку никто не ведется, ты так много о ней уже написал, что уже ничего другого сказать буквально не остается ))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поговорим. Только пост первый читать не буду (многобукаф, мне ниасилить).

 

Жить нужно так, чтобы не страшно было умирать. Стремиться оставить свой след, чтобы жить и после смерти. Дерьмо никто не вспомнит, наоборот порадуются, что его больше нет. Всё, что я об этом думаю. Ни разу не умирал, не знаю что такое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

жалко наверно автору что написано не будет прочтено,хотя кому надо-прочтут.

а ещё мне интересно как автор просмотрел профили всех форумщиков...скрипт был написан что ли...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

жалко наверно автору что написано не будет прочтено,хотя кому надо-прочтут.

а ещё мне интересно как автор просмотрел профили всех форумщиков...скрипт был написан что ли...

да, пожалуй.

 

Вопрос: а зачем писать скрипт, который будет тупо просматривать все профили?)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да, пожалуй.

 

Вопрос: а зачем писать скрипт, который будет тупо просматривать все профили?)))

скажем так,просматривая дни рождения старых,не активных юзеров,я заметил:

к ним заглянул некий человек Dobrawam помнится мартовские числа ,у которого в профиле было что-то написано(каюсь,лень одалела меня и я не прочитал),что я не прочитал.

кстати к этому можно прийти посмотрев на количество сообщений и плюсов автора.

видимо там было написано что-то,что вселяет надежду в сердца,ибо люди всегда хотят подпитать свои надежды.

 

Прошу прощения,уважаемый Dobrawam.за флуд в вашей теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даже если есть "другие" жизни, мы всё равно не помним, каковы они были и не понимаем, какие будут. Скорее всего, это какие-то другие измерения, в которых то, что нам дорого сейчас, - там не имеет никакой ценности. Может, мы здесь не хотим умирать, а там смерть - это счастье.... Какой смысл ломать над этим голову? Не лучше ли сосредоточиться на НАСТОЯЩЕЙ жизни?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

скажем так,просматривая дни рождения старых,не активных юзеров,я заметил:

к ним заглянул некий человек Dobrawam помнится мартовские числа ,у которого в профиле было что-то написано(каюсь,лень одалела меня и я не прочитал),что я не прочитал.

кстати к этому можно прийти посмотрев на количество сообщений и плюсов автора.

Для этого не нужен скрипт. Это можно и без извращений, любого пользователя найти, сами же написали)))

Попробуйте написать скрипт, который будет различные счастливые сообщения "в тему" сам постить по всем юзерам :D

 

видимо там было написано что-то,что вселяет надежду в сердца,ибо люди всегда хотят подпитать свои надежды.

Так и хорошо же)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для этого не нужен скрипт. Это можно и без извращений, любого пользователя найти, сами же написали)))

Попробуйте написать скрипт, который будет различные счастливые сообщения "в тему" сам постить по всем юзерам :D

 

 

Так и хорошо же)))

создалось впечатление что не до конца понятно что я написал выше.

в кратце:

Все существующий юзеры получили просмотр профили от Dobrawam,а в профиле Dobrawam было написано,одно сообщение.не исключено что также было отправлено лс,всем юзерам.

в ручную это проделать сложновато,(сейчас 25000 юзеров)примерно 20000 кликов были бы сложноваты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

создалось впечатление что не до конца понятно что я написал выше.

в кратце:

Все существующий юзеры получили просмотр профили от Dobrawam,а в профиле Dobrawam было написано,одно сообщение.не исключено что также было отправлено лс,всем юзерам.

в ручную это проделать сложновато,(сейчас 25000 юзеров)примерно 20000 кликов были бы сложноваты.

Теперь понял. Ну да, целесообразно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прежде всего, разрешите выразить благодарность всем откликнувшимся и извините, если кому-то доставил беспокойства.

 

Жить нужно так, чтобы не страшно было умирать. Стремиться оставить свой след, чтобы жить и после смерти.
Что нужно сделать, чтобы не было страшно умирать? Какой след можно оставить, чтобы жить после смерти?

 

Даже если есть "другие" жизни, мы всё равно не помним, каковы они были и не понимаем, какие будут. Скорее всего, это какие-то другие измерения, в которых то, что нам дорого сейчас, - там не имеет никакой ценности. Может, мы здесь не хотим умирать, а там смерть - это счастье.... Какой смысл ломать над этим голову? Не лучше ли сосредоточиться на НАСТОЯЩЕЙ жизни?
Опираясь на свои чувства и ум, мы не сможем понять свои прошлые и будущие жизни. Единственный способ – это получить это знание из авторитетного источника. Высшим авторитетом является Кришна (Верховная Личность Бога), и мы можем узнать об этом от него. Другой вопрос: «Зачем?». И ответ на него есть.

 

Если вы хотите стать настоящим хозяином своей судьбы, вы должны понять законы, управляющие переселением души, и механизм их действия. Только и всего. Никто не хочет умирать. Большинство из нас хотело бы жить вечно, оставаясь полными сил, без морщин, седых волос и артрита. Это естественно, ибо первый и основной принцип жизни - наслаждение. Если бы мы только могли наслаждаться жизнью вечно!

 

Большинство из нас, если и задумывается о смерти и о том, что происходит после нее, то делает это очень редко. Одни говорят, что смерть -это конец всего. Другие верят в существование рая и ада. Третьи полагают, что наша жизнь - лишь одна из длинной череды жизней, которые мы уже прожили и которые нам еще предстоит прожить. И более трети населения земного шара - свыше 1.5 миллиардов человек - признают переселение души как непреложный факт.

 

Переселение души -это не религиозная догма и не психологическая уловка, позволяющая избежать "мрачной окончательности" смерти, а точная наука, объясняющая наши прошлые и будущие жизни. На эту тему написано множество книг, чаще всего основанных на экспериментах по гипнотической регрессии, ощущениях, испытанных

во время клинической смерти, рассказах о выходе из тела, а также на феномене deja-vu.

 

Харе Кришна

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Опираясь на свои чувства и ум, мы не сможем понять свои прошлые и будущие жизни. Единственный способ – это получить это знание из авторитетного источника. Высшим авторитетом является Кришна (Верховная Личность Бога)
То есть, Вы опираетесь на знания, полученные непосредственно от БОГА?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Изначально Абсолютная Истина находится в духовном мире. Так как Она находится в духовном мире, Она должна быть получена из соответствующего духовного источника. Вся духовная мудрость сохраняется и передается поколение за поколением, реализованными душами, через цепь ученической преемственности духовных учителей, которая берёт начало от Самого Бога.

 

Сам Бог, Его наставления и следование им имеют абсолютную природу, поэтому они неотличны друг от друга. Если человек повторяет слова Бога без искажений, если он сам следует этим наставлениям, то они сохраняют свою абсолютную природу. Общаться с таким человеком и получать от него наставления – это то же самое, что общаться с Самим Богом и получать наставления от Него.

 

Пока человек повторяет наставления Бога, он не отличен от Самого Бога, поэтому духовного учителя почитают наравне с Богом. Человек следующий наставлениям Бога, также равен Ему, т.к. эти наставления имеют абсолютную природу, т.е. неотличны от Самого Бога.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Daniia, спасибо за хороший вопрос. Бог Сам периодически приходит на эту землю, в образе обычного человека, чтобы дать людям знание. Суть всего знания сводится к тому, чтобы всегда помнить о Боге и никогда не забывать Его, это знание Он даёт своим преданным, которые передают его заинтересованным людям. Так это знание дошло и до нас. Это и есть цепь ученической преемственности. Кришна говорит в «Бхагавад-Гите»: «Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир».

 

Так что ответ на вопрос, кто услышал это знание непосредственно от Самого Бога не такой уж и сложный, другое дело, что некоторые мошенники могут утверждать (и утверждают), что принадлежат к цепи авторитетных учителей, хотя, на самом деле не признают никаких авторитетов. Чтобы предотвратить возможные спекуляции Веды имеют систему самоконтроля, которая называется «гуру, садху и шастры». Гуру – это духовный учитель, садху – святые прошлого, воплотившие в своей жизни принципы Вед, а шастры – богооткровенные священные писания. Если все эти источники говорят об одном и том же, значит они истинны.

 

Кроме того, в Ведах, частью которых является «Бхагавад-Гита», описаны все воплощения Бога (как прошлые, так и будущие) и ключевые фигуры, распространяющие знание.

 

PS. История сохранила детальные описания жизни каждого духовного учителя, стоящего в цепи ученической преемственности, и при желании вы можете почитать их. Иисус Христос говорил: «По делам их судите о них», - поэтому куда важнее знать не имя человека, получившего знание, а о том, как он воплощал это знание в своей жизни, знать, помогло ли это знание человеку стать лучше.

 

Харе Кришна

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Daniia, спасибо за хороший вопрос. Бог Сам периодически приходит на эту землю, в образе обычного человека, чтобы дать людям знание. Суть всего знания сводится к тому, чтобы всегда помнить о Боге и никогда не забывать Его, это знание Он даёт своим преданным, которые передают его заинтересованным людям. Так это знание дошло и до нас. Это и есть цепь ученической преемственности. Кришна говорит в «Бхагавад-Гите»: «Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир».

 

Так что ответ на вопрос, кто услышал это знание непосредственно от Самого Бога не такой уж и сложный, другое дело, что некоторые мошенники могут утверждать (и утверждают), что принадлежат к цепи авторитетных учителей, хотя, на самом деле не признают никаких авторитетов. Чтобы предотвратить возможные спекуляции Веды имеют систему самоконтроля, которая называется «гуру, садху и шастры». Гуру – это духовный учитель, садху – святые прошлого, воплотившие в своей жизни принципы Вед, а шастры – богооткровенные священные писания. Если все эти источники говорят об одном и том же, значит они истинны.

 

Кроме того, в Ведах, частью которых является «Бхагавад-Гита», описаны все воплощения Бога (как прошлые, так и будущие) и ключевые фигуры, распространяющие знание.

 

PS. История сохранила детальные описания жизни каждого духовного учителя, стоящего в цепи ученической преемственности, и при желании вы можете почитать их. Иисус Христос говорил: «По делам их судите о них», - поэтому куда важнее знать не имя человека, получившего знание, а о том, как он воплощал это знание в своей жизни, знать, помогло ли это знание человеку стать лучше.

 

Харе Кришна

Странное дело, практически каждый здравомыслящий человек понимает, человек волен согласится или не согласится с услышанным(внешне; спорить или не спорить), но уверовать по собственному желанию - выше человеческих сил. Ну, например, грамотной пыткой можно вынудить человека практически к любому действию (не надо только сказочными примерами возражать), но можно ли пыткой, моральной или физической, заставить человека уверовать?

Почему же в ранг греха возводится отсутствие способности? Что это - абсурд или фашизм?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Странное дело, практически каждый здравомыслящий человек понимает, человек волен согласится или не согласится с услышанным(внешне; спорить или не спорить), но уверовать по собственному желанию - выше человеческих сил. Ну, например, грамотной пыткой можно вынудить человека практически к любому действию (не надо только сказочными примерами возражать), но можно ли пыткой, моральной или физической, заставить человека уверовать?

Почему же в ранг греха возводится отсутствие способности? Что это - абсурд или фашизм?

Вы это к чему? Ваша мысль выше моего интеллекта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...