Перейти к содержанию

Теория базовых потребностей Маслоу


Рекомендуемые сообщения

Теория базовых потребностей Маслоу

 

Согласно Маслоу, некоторая характеристика может считаться базовой потребностью, если она удовлетворяет следующим условиям:

 

1. Ее отсутствие ведет к заболеванию.

2. Ее наличие предотвращает заболевание.

3. Ее восстановление излечивает заболевание.

4. В определенных, весьма сложных, ситуациях свободного выбора субъект предпочитает удовлетворение именно данной потребности.

5. У здорового человека она может быть пассивна, функционировать на низком уровне или функционально отсутствовать.

 

Физиологические потребности

Самые базовые, самые мощные, самые обязательные из всех человеческих потребностей те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Субъект, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности. Маслоу пишет:

 

"Для человека, который сильно и опасно голоден, не существует других интересов, кроме еды. Она ему снится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены его чувства: только ее он воспринимает и только ее хочет... О таком человеке действительно можно сказать, но он жив хлебом единым".

 

Маслоу говорит, что было бы возможно, хотя, вряд ли особенно полезно, составить длинный список физиологических потребностей: длина его зависит от того, насколько конкретным его хотели бы сделать. Можно было бы, например, показать, что в число влияющих на поведение физиологических потребностей можно включить различные сенсорные удовольствия, связанные со вкусом, запахами, поглаживанием и т.п. Далее, хотя физиологические потребности выделить и определить легче, чем потребности более высокого уровня, но и их нельзя рассматривать как отдельные, изолированные явления. Например, человек, думающий, что он голоден, в действительности может испытывать недостаток любви, или безопасности, или неудовлетворенности какой-либо иной потребности. Напротив, некоторые люди удовлетворяют (или пытаются удовлетворить) потребность в еде посредством иной деятельности, например, курения или питья воды. Таким образом, все человеческие потребности взаимосвязаны.

 

Значение физиологических потребностей признавалось и подчеркивалось обеими главными психологическими школами-предшественницами гуманистической психологии. Бихевиористы утверждали, что все генетически обусловленные влечения человека шляются физиологическими. Маслоу замечает, что эта позиция могла иметь своим источником тот факт, что многие исследования бихевиористов были проведены на крысах, у которых, по всей видимости, мало мотивов иных, чем физиологические.

 

Маслоу соглашается с бихевиористами в том, что физиологические потребности оказывают мощное влияние на человеческое поведение. Но это происходит только до тех пор, пока они не удовлетворены. Однако для многих людей в цивилизованном обществе эти низшие потребности хорошо удовлетворяются.

 

"Но что происходит с человеческими желаниями, когда вдоволь хлеба и живот полон? – спрашивает Маслоу и отвечает: – Сразу всплывают другие (более высокого уровня) потребности, и уже они, а не физиологические нужды управляют организмом. А когда и они в свою очередь удовлетворены, на первый план опять выходят новые (еще более высокого уровня) потребности и т.д. Именно это мы имеем в виду, утверждая, что базовые человеческие потребности организованы в иерархию относительного преобладания".

 

Маслоу полагает, что на протяжении своей жизни человек практически всегда желает чего-либо, он "желающее животное" и "редко достигает состояния полного удовлетворения, разве что на короткое время. Как только одно желание удовлетворено, на его месте появляется другое".

 

Потребности в безопасности

Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности. Поскольку у здорового нормального взрослого они обычно удовлетворены, их легче понять, наблюдая детей или взрослых-невротиков. Детские психологи и учителя обнаружили, что дети нуждаются в предсказуемом мире: ребенок предпочитает постоянство, правильность, определенную рутину. Когда эти элементы отсутствуют, он начинает испытывать беспокойство и неуверенность. Поэтому свобода в определенных рамках предпочтительнее полной вседозволенности: согласно Маслоу, именно такая свобода необходима для развития у детей хорошей приспособленности к окружающему миру.

 

Неуверенные или невротичные взрослые ведут себя во многом подобно неуверенным детям.

 

"Такой человек, – говорит Маслоу, – ведет себя так, как будто ему почти всегда угрожает большая катастрофа. На обычные ситуации он реагирует так, как если бы происходили чрезвычайные события... Взрослый невротик как будто все время боится, что его отшлепают."

 

Неуверенный субъект нуждается в порядке и стабильности и всячески стремится избежать странного и неожиданного. Психологически здоровый субъект также ищет порядка и стабильности, но это для него, в отличие от невротика, не вопрос жизни и смерти. Зрелый индивид вместе с тем проявляет интерес к новому и таинственному.

 

Потребности в зависимости и любви

Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Как отмечает Маслоу, теперь субъект

 

"..будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели. Он будет желать этого больше всего на свете и может даже забыть, что, когда был голоден, смеялся над любовью как чем-то нереальным, необязательным или неважным".

Любовь, как понимает ее Маслоу, не должна смешиваться с половым влечением, которое может рассматриваться как чисто физиологическая потребность. Он говорит:

 

"Обычно сексуальное поведение детерминируется многими факторами – не только половой потребностью, но и другими, прежде всего потребностями в любви и привязанности".

 

Ему нравится характеристика любви, данная Карлом Роджерсом, связывавшим ее с потребностью "быть глубоко понимаемым и глубоко принимаемым".

 

Маслоу считает серьезной ошибкой фрейдистскую тенденцию выводить любовь из полового влечения.

 

"Конечно, – пишет он, – Фрейд не одинок в этой ошибке... Ее разделяет множество менее вдумчивых граждан. Но его можно считать наиболее влиятельным выразителем этого взгляда в Западной цивилизации... Из различных теоретических положений, выдвинутых Фрейдом, наиболее широкую поддержку получило то, согласно которому нежность – это сексуальность с заторможенной целью".

 

Маслоу обнаружил, что психология удивительно мало способна сказать о любви.

 

"Можно было бы ожидать, – отмечает он, – что авторы серьезных трудов по проблемам семьи, брака и секса рассмотрят любовь как один из существенных и даже основных предметов изучения. Но я должен доложить, что ни в одном из посвященных этим проблемам томов, имеющихся в библиотеке, где я работаю, этот предмет серьезно не затрагивается. Чаще всего термин "любовь" пока отсутствует в предметном указателе".

 

А между тем, констатирует Маслоу, отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциальных возможностей индивида. Клиницисты неоднократно обнаруживали, что младенцы требуют любви. Многие исследователи в области психопатологии рассматривают неудовлетворенную жажду любви как главную причину плохой приспособленности.

 

"Любовный голод, – утверждает Маслоу, – это дефицитарное расстройство, подобное соляному голоду или авитаминозу... Никто не ставит под сомнение, что мы нуждаемся в йоде или в витамине С. Данные, говорящие о том, что мы нуждаемся в любви, на мой взгляд, точно того же типа."

 

Любовь, согласно Маслоу, предполагает отношения между двумя людьми, включающие взаимное доверие. Собственно говоря, здесь налицо отсутствие страха, падение защит. Любовь часто ослабляется, когда один из партнеров боится, что его слабости и недостатки будут обнаружены. Карл Меннингер так описывает эту проблему:

 

"Любви не так мешает чувство, что нас недооценили, как страх, более или менее ощущаемый каждым, что другие увидят нас сквозь маску, которая сдерживает наши чувства и которая накладывается на нас условностями и культурой. Именно это побуждает нас остерегаться близости, поддерживать дружеские отношения на поверхностном уровне, отказываться оценивать других из боязни, что они слишком точно оценят нас".

 

Маслоу говорит:

 

"Любовь требует, чтобы ее и давали, и получали... Мы должны понимать любовь; мы должны быть способны учить ей, создавать ее, предсказывать ее, или же мир будет поглощен враждебностью и подозрительностью".

 

Потребности в оценке

Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других. Первая категория охватывает такие потребности, как желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы. Уважение со стороны других включает такие понятия, как престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка. Оценочные потребности в основном игнорировались Зигмундом Фрейдом, но на них обратил внимание Альфред Адлер. Субъект с верной самооценкой более уверен в себе и благодаря этому более производителен. При заниженной самооценке индивид испытывает чувства приниженности и беспомощности, что может обескураживать его и даже вести к невротическому поведению. Как пишет Маслоу:

 

"Наиболее устойчивая и, следовательно, наиболее здоровая самооценка основывается на заслуженном уважении со стороны других, а не на обусловленной внешними обстоятельствами известности и лести".

 

Маслоу считает теоретически возможным, что стремление к свободе может относиться к числу базовых психологических поребностей, но указывает на недостатк надлежащих научных данных в подкрепление этого взгляда.

 

"Исходя из широко известных клинических данных, – говорит он, – мы можем допустить, что человек, познавший подлинную свободу (не ту, за которую пришлось заплатить отказом от безопасности и уверенности в себе, а ту, которая построена на основе достаточной безопасности и уверенности), не позволит охотно или легко ее отобрать. Но мы не знаем, так ли это для человека, рожденного в рабстве."

 

Потребности в самоактуализации

"Человек должен быть тем, кем он может быть", – говорит Маслоу. Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своих потенциальных возможностей – в том, что Маслоу называет самоактуализацией, – представляет собой важную составляющую его теории человеческой мотивации. Эту потребность Маслоу описывает также как "...желание все больше и больше становиться тем, что ты есть, становиться всем, чем ты способен стать". Маслоу обнаружил, что потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мере удовлетворены.

 

Желание знать и понимать

Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровья служит любознательность. По-видимому, отсутствуют достаточные научные и клинические данные, которые бы ясно удостоверяли, что ее можно отнести к числу базовых потребностей: данный предмет не рассматривается в трудах таких теоретиков, как Фрейд, Адлер и Юнг. Вместе с тем, Маслоу указывает следующие основания для отнесения любознательности к числу видовых характеристик человека:

 

Любознательность часто проявляется в поведении животных.

 

История дает много примеров людей, искавших новое знание даже перед лицом серьезной опасности: можно назвать хотя бы Галилея и Колумба.

 

Изучение психологически зрелых индивидов показывает, что их привлекает таинственное, неизвестное и необъясненное.

 

В клиническом опыте Маслоу встречались случаи, когда взрослые, ранее здоровые, начинали страдать от тоски, потери интереса к жизни, депрессии и разочарованности в себе. Такие симптомы могут возникать у интеллектуальных людей, когда им приходится, говоря словами Маслоу, "вести глупую жизнь и заниматься глупой работой". Маслоу пишет:

"Я видел многих женщин – интеллигентных, процветающих, но ничем серьезным не занятых: у них постепенно развивались эти симптомы интеллектуальной безжизненности. У тех из них, кто последовал совету включиться в какое-либо значимое для них дело, улучшение наступало достаточно часто, чтобы я убедился в реальности познавательных потребностей".

 

Детям, по-видимому, свойственна естественная любознательность.

 

Удовлетворение любознательности субъективно приятно. В отчетах обследованных лиц указывается, что научение и открытие нового приносит удовлетворение и счастье.

Многие исследователи поведения усматривают в поиске порядка, системы и стабильности форму невроза навязчивых состояний. Маслоу соглашается с этими фактами, но отмечает, что те же характеристики поведения, хотя и без одержимости, обнаруживаются и у здоровых, зрелых индивидов. По словам Маслоу,

 

"этот процесс описывался некоторыми как поиск смысла. Мы постулируем здесь желание понимать, систематизировать, организовывать, анализировать, искать связи и смыслы, строить систему ценностей".

 

Эстетические потребности

Наука о поведении, как правило, игнорировала возможность того, что у людей есть инстинктивная (или близкая к ней) потребность в красоте. Маслоу обнаружил, что, по крайней мере у некоторых индивидов, эта потребность очень глубока, а столкновение с уродливым поистине делает их больными. Этот тезис получил подтверждение в некоторых из его ранних исследований, касавшихся влияния на студентов красивого или уродливого окружения. Эксперименты продемонстрировали, что эффекты встречи с уродливым могут быть отупляющими, сводящими на нет активность. Маслоу пришел к выводу, что – в строгом биологическом смысле, подобно тому как говорят о необходимости кальция в диете, – человек нуждается в красоте: она помогает ему быть здоровее.

 

Маслоу указывает, что эстетические потребности связаны с образом своего Я. Те, кому красота не помогает стать здоровее, отличаются низким уровнем самооценки, отражающимся в этом образе. Так человек в испачканной одежде чувствует себя неловко в шикарном ресторане: он ощущает, что как бы "не заслужил такой чести".

 

Маслоу пересказывает горькую историю, рассказанную ему одним из друзей-психиатров. Речь идет о мужчине, самооценка которого упала настолько низко, что он не чувствовал себя достойным жизни. Когда он в конце концов совершил самоубийство, то сделал это, застрелившись на куче мусора: таково было его мнение о себе. Вот что произошло с человеком, не верившим, что он заслуживает красоты.

 

Наблюдения Маслоу свидетельствуют, что потребность в красоте почти обязательна у здоровых детей. Свидетельства о наличии эстетических потребностей обнаруживаются в любом возрасте и в любой культуре, начиная с пещерных людей.

 

© psylib.org.ua

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствую!

Прочел несколько книг Маслоу. Очаровн и вдохновлен его работами.

 

Всего Маслоу выделяет три типа побуждений:

-стремление к гомеостазу (базовые потребности)

-стремление к самоактуализации - реализации всего своего потенциала (метамотивация)

-стремление избежать развития, вернуться в безопасность (невротические мотивации)

 

Все же в итоге, у меня осталось впечатление что у Маслоу, немного стилизованным остается разбор факторов актуализации новой "ступеньки потребностей"

 

Есть ощущение, что тут большую роль играет возраст и уровень обеспеченности общества (т.е. какие потребности данная среда способна удовлетворять, а какие ещё нет) , в котором развивается человек.

Если в среде присутствуют потенциальные условия для удовлетворения всей иерархии потребностей (скажем, он живет в Эупсихее), то по мере психического формирования организма, данные потребности будут автоматически актуализироваться и к некоему психо-физиологическому совершеннолетию он однозначно станет самоактуализированным и будет сознательно жить побуждениями мета-мотивации.

 

Если при этом, в частном порядке, какие то потребности (или их какие то частные выражения) будут фрустрированы, то не смотря на то, что сознательно он будет жить в простренстве матамотивации, старые побудители, в виде бессознательных теней (в юнговском смысле), будут вмешиваться в его поведение и самопереживание.

 

Но тогда возникает резонный вопрос: на сколько такие "высокие мотивации" будут способствовать осознованию теней и вообще на сколько связанные это друг с другом вещи...?

Кто то ещё эту тему развивал?

 

Что вы об этом думаете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствую!

Прочел несколько книг Маслоу. Очаровн и вдохновлен его работами.

...Маслоу выделяет три типа побуждений:

-стремление к гомеостазу (базовые потребности)

-стремление к самоактуализации - реализации всего своего потенциала (метамотивация)

-стремление избежать развития, вернуться в безопасность (невротические мотивации)

Если память правильно мне врёт, там целая пирамида упомянута?

Как-то Вы не всё упомянули, имхо...

 

... у меня осталось впечатление что у Маслоу, немного стилизованным остается разбор факторов...

Стилизовано абсолютно всё! Любая схема - стилизация. И даже без имхо, так оно и есть..)))

Посмотрите на самую первую ступень. Осуществима ли вся эта физиология БЕЗ исследовательской активности?

Конечно же нет!

А ведь она нигде у Абрахама не прописана...)))

Кроме того, она же может быть упомянута всяко разно...)))

В отдельных случаях она настолько сильна, что заслоняет собой страх смерти.

В других случаях она означает простую информированность об окружении (любопытство, любознательность), уже помогающую сориентироваться и выжить.

В прочих случаях она означает не просто осведомлённость, но и понимание, то есть даёт не только возможность избегания опасности, но и использования информации, то есть знание...

Смотрим - где же она в пирамиде?

А нет её...)))))

 

Что вы об этом думаете?

Вот схожу сейчас на кухню, поправлю гомеостаз... и подумаю... :lol:

 

Конечно же если в холодильнике не прячется парочка чудовищ... :(

post-46986-1364465058_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

-стремление избежать развития, вернуться в безопасность (невротические мотивации)

И где Вы вычитали последнее заявление, интересно? Потребность в безопасности и стабильности проявляется в стремлении человека избегать ситуаций неопределенности и повышенного риска, а не в стремлении избегать развития (это всего лишь следствие избегания неопределенности и риска).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Soft, Андрэ, спасибо за ответы

Если память правильно мне врёт, там целая пирамида упомянута? Как-то Вы не всё упомянули, имхо...

"пирамида" охватывает только "побуждения дефицита", разве что кроме последней ступеньки.

но кроме потребностей гомеостаза\дефицита он говорил так же о мета-потребностях, когда дефицита нет; и пато-потребностях, когда какая то потребность была долго фрустрирована и её сознавание было вытеснено; и если быть дотошным о ещё одном уровне мета-мотивации - над-эгоической - трансценденция (теория Z), когда в мотивации не участвуют отождествления со своей личной историей. Все эти обобщения можно у него найти в "Дальних пределах человеческого развития".

 

...исследовательской активности? <...> Смотрим - где же она в пирамиде? А нет её...)))))

Soft, мне кажется вы несколько поспешно отождествляете всю теорию мотивации Маслоу с рассеченным четырьмя полосочками треугольничком (которого к слову Маслоу ни когда не рисовал)

О исследовательской активности он говорил и как об одном из ключевых факторов стремления к самоактуализации, которому противопоставлено стремление к безопасности. (в 4 главе "На подступах к психологии бытия" об этом есть)

 

И где Вы вычитали последнее заявление, интересно? Потребность в безопасности и стабильности проявляется в стремлении человека избегать ситуаций неопределенности и повышенного риска, а не в стремлении избегать развития (это всего лишь следствие избегания неопределенности и риска).

Спасибо что поправили. Да мой тезис, действительно, не очень корректен. Хотя Маслоу и противопоставляет стремление к безопасности и к развитию, и хотя это противопоставление и является определяющим в формировании невротических мотиваций, все же сам невроз по Маслоу является следствием долго и системно неудовлетворенной потребности, а отнюдь не стремлению к безопасности.

"Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы." Маслоу "Дальние пределы человеческой психики"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...