Перейти к содержанию

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС И РЕВНОСТЬ


Рекомендуемые сообщения

  • Психологи

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС И РЕВНОСТЬ

 

 

С первых дней жизни единое для всех влечение к жизни, сексуальное влечение, которое питается энергией либидо, определяет отношения ребенка с окружающим миром. Затем, в соответствии с направленностью на объект, либидо в своем развитии проходит различные стадии. Первая стадия - оральная, здесь главным центром концентрации сексуальной энергии и чувственного удовлетворения служит рот. Младенцы не только получают видимое удовольствие от процесса сосания, но используют рот в качестве инструмента исследований, помещая в него предметы, чтобы понять, что они из себя представляют. Вторая стадия – анальная. В процессе обучения отправления естественных потребностей ребенок впервые получает возможность ощутить известную независимость от родительской опеки. Намеренно задерживая движения кишечника или, наоборот, давая им полную свободу, ребенок получает физическое и психологическое удовольствие, но постепенно приучается следовать общепринятым правилам гигиены. Лишь на третьей стадии развития, в так называемой фаллической фазе, на третий-четвертый год жизни, область гениталий становится центром организации либидо. После этого ребенок выбирает четко очерченный сексуальный объект, родителя противоположного пола, на которого он направляет инцестуозные желания. И наоборот, родитель одного с ним пола отвергается как соперник.

 

У ребенка первый выбор сексуального объекта всегда является инцестуозным. Воспитание и нравственные запреты сдерживают проявление инцестуозных желаний у детей. Тем не менее, они находят свою реализацию в детских фантазиях. Маленькая дочь воображает, что может получить подарок от отца – родить от него ребенка. Маленький мальчик мечтает о том, что когда вырастет, непременно женится на своей матери. Детские инцестуозные желания находят свое отражение в сновидениях взрослых.

 

У мальчика комплекс основан на очень сильной детской привязанности и желании обладать матерью единолично, привлекать ее внимание и исключить ее внимание по отношению к третьим лицам, даже если это отец. Из-за эдипова инцестуозного желания у мальчика обостряется конфликт амбивалентности (одновременно любовь и ненависть) с отцом, поскольку в своей фантазии он воспринимает его как соперника. Мальчик воспринимает отца как конкурента за благосклонность матери, на которую направлены смутные зарождавшиеся сексуальные желания. В нем борется любовь к отцу с враждебностью из-за его роли соперника у матери.

 

Конфликт между отцом и сыном в борьбе за внимание матери в идеале должен закончиться компромиссом. Мальчик при успешном устранении эдипова комплекса должен отказаться от сексуальных желаний в отношении матери, а так же враждебного отношения к отцу. Мальчик начинает воспринимать себя как отражение отца, воспринимать его модель поведения в надежде приобщиться к «миру мужчин» для того, чтобы стать таким же успешным, как отец и в дальнейшем быть в состоянии удовлетворить свои сексуальные потребности.

 

Враждебность по отношению к отцу неизбежна для любого мальчика, который претендует хоть на малейшую мужественность. А если мужчина в детстве полностью вытеснил этот инстинктивный импульс, он неизбежно в более поздней жизни будет развивать враждебные отношения с представителями отца. Он будет проявлять свою враждебность безотносительно к тому, заслуживают это представители отца или нет. Они будут вызывать его гнев из-за какой-либо мелочи, которая тем или иным образом напомнит ему об отце. В таких случаях его враждебность проистекает почти исключительно от него самого и почти не имеет внешнего источника. Если же случается так, что у него вдобавок имеется реальная причина для враждебности, то его эмоциональная реакция становится чрезмерной и его враждебность превышает всякую соразмерность с внешней причиной. Как правило, для такого человека трудно поддерживать дружеские отношения с другими мужчинами равного положения, способностей и власти. Для него будет невозможно сотрудничать с людьми, стоящими выше его по положению, он вынужден ненавидеть таких людей.

 

Успешный процесс восприятия ценности отца зависит от его модели поведения. В случае если отец проявляет инициативу, возникает взаимопонимание между отцом и сыном. Отсутствие инициативы со стороны отца напротив – приводит к непониманию и, как результату, усугублению эдипова комплекса. У мальчика останется чувство слабости, подчиненности, страх расплаты за неверную модель поведения, незначительности себя, как личности. Хорошие отношения с отцом способствуют установлению восприятия действительности объективно. Одновременно с этим проявление со стороны отца интереса к воспитанию сына является значительным стимулом повышения у него самооценки, если внимания со стороны отца нет, равнодушного или агрессивного настроя «эдипов комплекс» у мальчика только усугубляется, понижается самооценка, снижается степень контроля агрессии, происходит торможение контроля.

 

Легкодоступность отца во многих видах деятельности важна для мальчика, т.к. он идентифицируется с мужской гендер-ролью; когда отец не доступен, или сверхагрессивен или состязателен, могут иметь место различные потенциально неадаптивные последствия. Возрастающее осознание роли отца в рождении детей, также помогает мальчику идентифицироваться с отцом, вместо того, чтобы относиться к нему так же, как мать. Это помогает ему справиться с разочарованием по поводу невозможности иметь детей и затем деидентифицироваться с матерью, и это тоже подвигает его мужскую идентификацию. Он может предчувствовать возможность быть отцом так же, как и его отец. Хотя деидентификация с матерью никогда не может быть полной и желание иметь ребенка никогда полностью не исчезает, в основном мужская гендер-роль укрепляется идеализацией отца и идентификацией с этим идеалом. Пережитки материнской идентификации могут затем проявляться преимущественно во взращивании, воспитании и поддерживающей роли, которая может существовать параллельно с маскулинными чертами.

 

Эдипов комплекс девочки таит в себе больше проблем, чем эдипов комплекс мальчика. Чтобы достичь наивысшей ступени гетеросексуальных объектных отношений, девочка должна сменить не только первичный сексуальный объект (обратить свой взор с матери на отца). По Фрейду, Эдипово развитие девочки основывается на принятии своего неполноценного кастрированного положения, яростном отдалении от матери, растерянности и, затем, принятии отца, как любовного объекта; вследствие чего мать воспринимается, как соперница.

 

По мере того, как девочка приобретает способность к триадным объектным отношениям, она утрачивает свою эксклюзивную привязанность к матери. Она не отвергает ее; она хочет, чтобы отношения с отцом были не такими, как с матерью. Тревога теперь концентрируется вокруг страха потерять любовь, как отца, так и матери. Эдипово развитие у девочки предполагает все большее и большее восприятие отца как объекта любви и создание разработанных фантазий о «чарующей фигуре ее фаллического отца». Такая девочка делает первый главный шаг на пути к окончательной гетеросексуальной ориентации.

 

Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих отношений. Теплые и приносящие удовлетворение отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери – семейная жизнь или ориентация на карьеру. Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его дочь «умница и красавица» отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, как средство привлечения внимания.

 

Из наблюдений за своими пациентами З.Фрейд приходит к выводу, что события легенды об Эдипе не столь уж и легендарны. Более того, их психическая составляющая имеет место в реальной жизни и проявляется в ряде комплексов, несущих в своей причине подавленное влечение раннего детства к самой близкой женщине. Великое открытие Фрейда здесь — это сила привязанности маленького мальчика к матери или фигуре матери. Степень этой привязанности — желания быть любимым и обласканным матерью, не потерять ее защиту — нельзя переоценить, многие мужчины до конца своих дней не забывают образ матери, видят ее в других женщинах, которые даже будучи одного возраста с мужчиной означают для него мать.

 

Выраженность эдипова комплекса во взрослой жизни проявляется в том, что мужчина подсознательно ищет в качестве спутницы жизни женщину, напоминающую его мать и обладающую теми же качествами. Если ему было комфортно в течение жизни в детстве с матерью, то в дальнейшем нужно найти ей такую же замену. Фактически же нельзя понять любовные отношения мужчины, не увидев, как он разрывается между желанием обрести мать в другой женщине и желанием оторваться от матери и найти женщину, которая бы настолько отличалась от фигуры матери, насколько это возможно.

 

Ревность возникает именно на этапе Эдипова комплекса, когда и мальчик и девочка сталкиваются в своем психическом представлении с соперником.

 

Мальчик должен расстаться с желанием обладать матерью единолично, понимая, что у отца больше на нее прав, а мальчик, когда вырастет, найдет себе другую женщину. Но не всегда ему это удается, т. к. сама мать не отпускает мальчика, претендуя на обладание сыном единолично. Тем самым, мать того не понимая, соблазняет сына на обладание ею. Во взрослой жизни такие мужчины много доверяют матери за спиной отца факты личной жизни, мать поддерживает сына во всех его начинаниях и прямо противоположные отношения с отцом подтверждают психическое единение с матерью. Сын ревностно относится к отцу, всегда желая доказать, что он ближе к матери и сильнее чем отец. В представлении таких сыновей – отец проще говоря – «слабак». В процессе терапии мальчик психологически отделяется от матери, что автоматически находит неприятную реакцию со стороны матери. Но мужчине это дает прекрасную возможность справится с ревностью и устроить свою личную жизнь со спутницей.

 

Эта привязанность существует и у девочек, но ее последствия несколько иные. З.Фрейд показал, насколько отношение девочки к матери живо в ее последующих отношениях с мужчинами, соперничество с матерью обусловлено завистью к материнскому обладанию отцом. Отец становится приложением матери, и, основываясь именно на этом, девочка ревнует и хочет украсть его у матери. Поэтому в последующей жизни каждый ее успех в отношениях с мужчинами становится победой над другой женщиной. Проблемы на этом этапе возникают из-за бессознательной ревности именно матерей! Мать видит подрастающую соперницу в дочери и олицетворение в ней женственности. Мать должна самостоятельно справиться с тревогами и позволить дочери выстроить хорошие отношения с отцом, т. к. это и будет основа отношений дочери с мужчиной в её семье.

 

 

В статье использованы материалы из работ З.Фрейда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересная статья по Фрейду! :)

Добавлю пару слов в продолжение темы.

У ребенка первый выбор сексуального объекта всегда является инцестуозным.

Фрейд под ребенком всегда имел в виду мальчика, поэтому инцест касается отношения мальчика с матерью. Вы об этой связи ниже хорошо пишете, что это "особенное" в жизни мальчика, мужчины.

В статье под мальчиком и девочкой подразумевается психологический пол, не биологический?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи
В статье под мальчиком и девочкой подразумевается психологический пол, не биологический?

 

Да абсолютно верно, подразумевается психологический пол.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...