Перейти к содержанию

Программа развития творческого потенциала


Рекомендуемые сообщения

Модульная программа по развитию творческого потенциала тренера

 

Балыкин Александр Иванович

соискатель кафедры ТиМ прикладных видов спорта и экстремальной деятельности ГЦОЛИФК, Москва

Генеральный директор ООО АРС «Гармония»

 

Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Преподаватель кафедры педагогика, соискатель кафедры ТиМ прикладных видов спорта и экстремальной деятельности

 

0_81018_472796b_XL.jpg

 

Введение.

Термин творчество больше всего ассоциируется у людей с искусством, литературой и научно техническими изобретениями и в меньшей степени со спортом и физической культурой. Однако, в современном мире спорт стал занимать все большее положение в социальных взаимоотношениях, и особенно это проявляется в увеличивающейся ценности Олимпийского движения. Поэтому, на наш взгляд, проблема достижения на мировых соревнованиях лидирующих позиций без творчества его участников становится маловозможной, так как повышение мировых рекордов на соревнованиях требует раскрытия дополнительных ресурсов в тактических, стратегических, организационных, личностных и творческих компонентах деятельности его основных участников (тренера и спортсмена). В связи с этим темой нашего исследования стало творчество в спорте высших достижений, а именно развитие творческого потенциала тренера высокой квалификации.

 

Цель исследования заключалась в разработке содержания и системы психолого-педагогических принципов модульной программы, способствующей развитию творческого потенциала тренера высокой квалификации и внедрение ее в учебно-тренировочные сборы.

 

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования. Теоретические методы, такие как изучение и системный анализ научно-методической литературы по теориям творчества; анализ педагогических и психологических концептуальных положений в области теории творческого мышления, профессиональной деятельности; моделирование содержания и структуры модульной программы. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение; беседа; анкетирование; психологическое тестирование; педагогический эксперимент.

 

Существует ряд отечественных и зарубежных теоретических соображений по поводу понимания творческой деятельности, понятия «творчества», «творческого потенциала», «творческого мышления», изложенных в работах: Ананьева Б. Г. [1], Выготский Л.С. [3], Гилфорд Дж. [4], Дружинин В. Н. [6], Альтшуллер Г.С. [2], Пономарев Я.А. [9], и т.д.

 

Творчество в спорте в основном исследовалось в рамках профессиональной подготовки тренера: Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. [7], Пуни А.Ц., Рудик П.А. [10]; изучения его личности: Кузьмина Н.В., Никитина Е.Д. [9]; и определение успешности профессионалов тренеров и спортсменов в конкретных видах профессиональной деятельности: Деркач А.А., Исаев А.А. [5].

 

Используя системный подход для понимания сущности явления творчества в спорте, используя анализ педагогических и психологических концептуальных положений в области теории познания, творческого мышления, профессиональной деятельности можно подвести следующий итог. Творческий потенциал – это творческие способности тренера (дивергентное мышление); информационно-познавательная деятельность тренера в развитии творческого мышления воспитанников, при решении поставленных задач и возникающих проблем в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; способность организовать творческий процесс в учебно-тренировочной деятельности, коммуникативные способности тренера, проявляющиеся в эффективном взаимодействии с воспитанниками по достижению поставленной цели; самореализация тренера посредством достижений его спортсменов через управление учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью.

 

Организация исследования:

Для развития творческого потенциала тренера высокой квалификации в условиях учебно-тренировочного сбора была разработана модульная программа по развитию творческого потенциала тренера высокой квалификации, включающая в содержание следующие модули:

 

Модуль 1. Теоретическая часть – понятие творчество. Модуль раскрывает понятие творчество как деятельности по созданию нового, выделяет этапы процесса творчества, определяет методы развития креативности и творческого мышления.

 

Модуль 2. Методы развития творческого потенциала. Модуль знакомит тренеров с возможностью использования следующих методов в учебно-тренировочной деятельности: «метод проб и ошибок», «метод контрольных вопросов», «морфологический анализ», «метод синектика», «мозговой штурм», методом ТРИЗ-шанс (автор Г.С.Альршуллер)

 

Модуль 3. Способы развития организационных способностей тренера.

0_81009_1ba465fa_XL.jpg

 

Модуль 4. Способы развития коммуникативных способностей: три стороны общения – обмен информацией, взаимодействие, восприятие, управление эмоциональными состояниями.

0_81014_d5c00ec3_XL.jpg

 

Модуль 5. Способы развития рефлексии и самопрезентации: роль маркетинговых исследований в улучшении спортивной деятельности тренера; презентация продуктов творческой деятельности в спорте; самопрезентация; создание благоприятных условий и отношений к результатам творческой деятельности в спорте.

 

Модульная программа проводилась в 2009-10 г.г. в условиях учебно-тренировочных сборов в двух федерациях: фехтование (сабля) и гребля на байдарках и каноэ. В педагогическом эксперименте присутствовали две группы: экспериментальная (тренерский состав молодежной сборной команды) и контрольная (тренерский состав основной сборной). Проведенная модульная программа дала возможность повлиять на повышение спортивных результатов спортсменов посредством развития творческого потенциала тренера. Результаты отражены графически на рис.1 и рис.2.

 

0_81016_7812694_XL.jpg

Рис. 1 Результаты выступления спортсменов молодежной и основной сборных по фехтованию (сабля) на чемпионате Европы.

 

0_81015_16890c1b_XL.jpg

Рис. 2 Результаты выступления спортсменов молодежной и основной сборных по гребли на байдарках и каноэ на чемпионате Европы.

 

0_81017_43f2b686_XL.jpg

 

Выводы.

Модульная программа развивает у тренера компетенции в виде профессиональноориентированных знаний, умений и навыков в области творчества, а также развивает творческое мышление, в виде способностей по улучшению организационных компонентов деятельности тренера и по развитию коммуникативных навыков – что составляет творческий потенциал личности тренера высокой квалификации, выраженный в увеличении завоеванных его спортсменами медалей на международных соревнованиях.

 

--------------------------------------

Посмотреть видео доклада -

--------------------------------------

 

Литература:

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.

2. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. Психология изобретательского творчества. - Вопросы психологии, 1956, № 6,с. 37-49.

3. Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера // Собр. соч. - Т.6. - М., 1984. - с.321.

4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969.

5. Деркач А .А., Исаев А.А . Творчество тренера. – М.: ФиС, 1982.

6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.

7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск, 1976. 173 с.

8. Никитина Е.Д. Конструктивная деятельность тренера : дис. ... канд. пед. наук; ГЦОЛИФК. - М., 1982. - 194 с.: табл. - Библиогр.: с. 162 - 182

9. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. С. 145.

10. Рудик П.А. Психология (спорт). Изд.3Б доп. и пераб. 1976. С. 240

 

---

С уважением,

Балыкин Александр Иванович

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раскройте пожайлуста уважаемый Автор понятие "Творческий потенциал".

а то не совсем понятно что это и зачем оно надо человеку.

если вам не сложно и это по теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раскройте пожайлуста уважаемый Автор понятие "Творческий потенциал".

а то не совсем понятно что это и зачем оно надо человеку.

если вам не сложно и это по теме.

Не сложно.

Кратко - Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

Развернуто - ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКИЙ – существенную роль в акмеологическом изучении творчества играет психологическое исследование проблемы развития и реализации творческого потенциала человека. П.т. может рассматриваться как нереализованные, но имеющиеся у человека способности (или способности еще не развитые, не связанные со сферой их проявления даже в плане представлений) или как творческая характеристика личности, складывающаяся из интеграла специальных способностей, инициативы, мотивации достижения и организаторских или инновационных способностей, побуждающих к изменению, совершенствованию, оптимизации существующего положения дел, деятельности. Творцам присущ особый рефлексивно-интенсивный, интуитивно-обостренный стиль мышления, деятельности, характеризующийся углубленными, «мировоззренческими чувствами» (С.Л. Рубинштейн), т. е. рефлексии.

 

Актуальное проявление творчества является моментом реализации уже накопленного потенциала наличных творческих способностей, который служит предпосылкой их дальнейшего развития. В общем виде П.т. трактуется как творческие возможности человека, становление которых представляет собой их существенное развитие, а проявление – внезапное «озарение», появление идеи. Акмеологический анализ специфики П.т. предполагает использование категориальной оппозиции «естественное – искусственное». Причем оба процесса – постепенное (сукцессивное) развитие П.т. и его одномоментная (симультанная) реализация могут рассматриваться как естественный процесс стихийного характера, и как управляемый, организуемый.

 

В первом случае развитие П.т. носит стихийный характер, а его реализация осуществляется спонтанно. Во втором – напротив, велика роль специальных внутренних усилий субъекта и целенаправленных внешних организующих и управляющих воздействий. В силу этого вмешательства в непроизвольное осуществление П.т. обеспечивается управлением обоими процессами, т. е. стихийное развитие П.т. приобретает более оптимальные формы и виды, а его спонтанная реализация осуществляется более эффективными путями и способами, определяемыми состоянием как психологических знаний о творческом потенциале, так и базирующимися на них педагогическими технологиями и рекомендациями, которые направлены на усиление креативного компонента развития человека и на оптимизацию реализации его П.т. посредством активизации и развития рефлексивной культуры профессионала.

 

Итогом реализации П.т. человека является положительная или отрицательная социальная оценка его творческих усилий и достижений (определяемая именно психологическими механизмами при наличии нормальных биосоциальных предпосылок их функционирования), которая оказывает соответствующее обратное влияние на биологические параметры жизнедеятельности человека. Творчество мобилизует его жизненные силы, гармонизируя функционирование психических процессов в уникальный ансамбль и раскрывая психофизиологические, эмоциональные, интеллектуальные, личностные резервы.

 

Психологический аспект проблемы развития и реализации творческого потенциала человека заключается в раскрытии природы этого креативного стиля бытия человека-творца, изучение интуитивно-рефлексивных механизмов функционирования его психических процессов и определение условий, путей и способов управления ими в целях обеспечения социально-значимых достижений и культурно-прогрессивных инноваций.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не сложно.

Кратко - Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

 

Итогом реализации П.т. человека является положительная или отрицательная социальная оценка его творческих усилий и достижений (определяемая именно психологическими механизмами при наличии нормальных биосоциальных предпосылок их функционирования), которая оказывает соответствующее обратное влияние на биологические параметры жизнедеятельности человека.

 

раскройте понятие трудовая деятельность.

опять же если не сложно и в тему.

 

получается что я как человек желающий реализовать свой ТП полностью завишу от оценок общества ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

раскройте понятие трудовая деятельность.

опять же если не сложно и в тему.

получается что я как человек желающий реализовать свой ТП полностью завишу от оценок общества ?

Уважаемый Aivery, у меня нет временя быть вашим автоматическим поисковиком.

Наберите в яндексе "трудовая деятельность" и получите исчерпывающий ответ.

Спасибо за понимание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Aivery, у меня нет временя быть вашим автоматическим поисковиком.

Наберите в яндексе "трудовая деятельность" и получите исчерпывающий ответ.

Спасибо за понимание.

 

Уважаемый Автор.

в таком случаи снимаю вопрос о трудовой деятельности.

но я задал вам еще один :

 

получается что я как человек желающий реализовать свой ТП полностью завишу от оценок общества ?

 

на него тоже ответ в яндексе искать ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Автор.

в таком случаи снимаю вопрос о трудовой деятельности.

но я задал вам еще один :

 

получается что я как человек желающий реализовать свой ТП полностью завишу от оценок общества ?

 

на него тоже ответ в яндексе искать ?

Ваш вопрос скорее к Вашему личному психологу, нежели ко мне.

Откуда мне знать от кого Вы зависите...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ваш вопрос скорее к Вашему личному психологу, нежели ко мне.

Откуда мне знать от кого Вы зависите...

 

Уважаемый Автор.

вы написали в своем посте следующее:

 

Итогом реализации П.т. человека является положительная или отрицательная социальная оценка его творческих усилий и достижений (определяемая именно психологическими механизмами при наличии нормальных биосоциальных предпосылок их функционирования), которая оказывает соответствующее обратное влияние на биологические параметры жизнедеятельности человека.

 

получается что о развитии моего Творческого Потенциала судит общество......и оценивает мой ТП тоже оно.

дальше получается что я должен ориентироваться в жизни на оценку общества.

в таком случаи получается что я, как человек желающий развить свой ТП, полностью завишу от общества в этом процессе.

 

об этой зависимосимости я вас и спрашивал.

 

просто размышляю над вашим методом.

подходит он мне или нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Автор.

вы написали в своем посте следующее:

 

Итогом реализации П.т. человека является положительная или отрицательная социальная оценка его творческих усилий и достижений (определяемая именно психологическими механизмами при наличии нормальных биосоциальных предпосылок их функционирования), которая оказывает соответствующее обратное влияние на биологические параметры жизнедеятельности человека.

 

...

Уважаемый, я ничего не писал - а лишь набрал в яндексе "творческий потенциал" и скопировал Вам как ответ. Так что не ко мне про зависимость от социума.

 

PS

Вы видео доклада смотрели?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый, я ничего не писал - а лишь набрал в яндексе "творческий потенциал" и скопировал Вам как ответ. Так что не ко мне про зависимость от социума.

PS

Вы видео доклада смотрели?

 

Оно тоже с яндекса ? )))))))))))))))))))))

не Автор.

мне не интересно смотреть доклад человека, который отвечает мне яндексом ))))))))))

 

Извините за вопросы.

больше не хочу вас тревожить.

 

З.Ы. Передайте Балыкину, что он тут вызвал небольшой ажиотаж......пущай приходит.....обижать не будем.........

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оно тоже с яндекса ?

не Автор.

мне не интересно смотреть доклад человека, который отвечает мне яндексом

 

Извините за вопросы.

больше не хочу вас тревожить.

 

З.Ы. Передайте Балыкину, что он тут вызвал небольшой ажиотаж......пущай приходит.....обижать не будем.........

Мне тоже не интересны те собеседники, которые читают только название поста, а не его содержание.

PS

У Вас видимо еще и близорукость, раз Вы не увидели в конце поста ФИО автора...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...