Перейти к публикации
Психологический форум PsycheForum

библиотека ITP-brain

  • записей
    12
  • комментариев
    6
  • просмотр
    4 791

Об этом блоге

Статьи, полезная информация, упражнения

Записи в этом блоге

 

Измененные состояния сознания

Стоит понимать, что обычность состояния – это не синоним статичности, поскольку даже в течении дня каждый человек подвергается ощутимым переменам в своем состоянии. Восприятие мира полностью определяется субъективным состоянием человека – в моменты радости все видится иначе, нежели в моменты печали. Как говорили восточные мудрецы – «всё в глазах смотрящего». Таким образом, когда мы говорим про измененные состояния сознания, за точку отсчета взято усредненное состояние, которое обычно присутствует у человека – некий диапазон, который является для него привычным. В данном контексте, под измененными состояниями можно понимать все те, что отличны от диапазона привычных. Под воздействием веществ, сильных потрясений, влюбленности, безмятежного покоя или сильной нервозности.   Так же измененные состояния сознания, будучи непривычными для индивидуума, могут вызывать недееспособность или неадекватность, поскольку у последнего нет опыта и сноровки пребывания в таком состоянии. Человек, который впервые ощутил влюбленность – может вести себя совершенно непривычно для самого себя и других. Тот, кто находится под воздействием наркотических веществ – способен начать делать или говорить вещи, отличные от тех, что он привык говорить, пребывая в своем обычном состоянии.   Так или иначе, измененные состояния сознания – это такие состояния, которые не длятся долго и со временем проходят, возвращая человека в привычные для него границы. Какими бы не казались удивительными опыты, которые человек может пережить под воздействием измененного сознания – они всегда временны. Но опыт, который получает человек в данных состояниях, зачастую оказывает крайне благотворное влияние на его жизнь и может изменить рамки его обычного состояния. С точки зрения физиологии, изменение сознания – это изменение активности мозга, режимов его работы. Технически, человек не становится кем-то другим – все образы и представления приходят из его собственных глубин, но его проявление вовне, а так же восприятие мира – меняется.   Может получиться так, что то, что раньше могло считаться измененным состоянием – становится естественным. Все эти вещи вытекают исключительно от самоощущения человека, а его самоощущение связано с его восприятием внешнего мира. Эти два отношения – к себе и к миру – претерпевают перемены одновременно и нельзя сказать, с чего начинается, поскольку это две стороны одного зеркала.   Любой опыт благ, поскольку позволяет человеку воспринять нечто с непривычной стороны, с которой он не смотрел раньше. Проблема возникает в тот момент, когда опыт становится привычкой, когда хочет быть повторен. В таком случае мы получаем зависимость мозга от определенных состояний сознания – желание повторения чего-то, что видится приятным. Зависимость от игр или героина имеют одинаковую природу – в том смысле, что это допаминовое поощрение мозга, которое, несомненно, относится к измененным состояниям сознания.   Так же память про измененное состояние в обычном состоянии – сильно искажена и не отражает реального положения вещей. В определенном смысле, это обман мозга. Представьте что-то, что вызывает желание. К примеру, шоколадку. При взгляде на нее – возникает желание ощутить сладость. Попробуйте начать есть шоколадку и наблюдать за собственными чувствами – вы обнаружите, что удовольствие ощущается в мизерное мгновение, когда рецепторы языка передают информацию в соответствующие области мозга, который реагирует на это выплеском нейромедиаторов, как действием поощрения. Но как только шоколадка закончилась – вы не можете понять – в чем был интерес её есть. Как было, так и осталось. Однако, спустя время, память о полученном удовольствии искажает реальное положение вещей, и вы покупаете новую шоколадку, потому что в воспоминании она доставила удовольствие большее, чем оно было на самом деле. На этом принципе – отличии реальных ощущений от воспоминаемых ощущений – таится зависимость от всех измененных состояниях сознания.   Девочка Женя из «Цветика семицветика» прекрасно демонстрировала понимание этого механизма, когда размышляла: «Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило мишек. Нет, лучше два кило прозрачных. Или нет... Лучше сделаю так: велю полкило мишек, полкило прозрачных, сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что?»   Да, измененные состояния сознания - это всегда новый опыт и он крайне важен. Ведь всякий раз, когда мы влюбляемся или возгораемся изнутри чем-то, что вырывает нас из привычного потока – мы приходит в измененное состояние. Вся новизна, все новые способы взгляда, восприятия приветствуются во имя роста, знания, да и просто - красоты. Ведь страдания начинаются тогда, когда мы жаждем повторения. Не желать повторения опыта, который уже имел место быть – вот самое настоящее перманентное состояния измененного сознания. Потому что в этом случае деление на обычные и измененные состояния просто потеряют смысл. Останется только жизнь.

Павел Монин

Павел Монин

 

Депрессия. Модели депрессивных состояний и способы их психокоррекции.

(Неизвестный остряк)   Все чаще можно услышать, как люди жалуются на депрессию, подавленные состояния сознания. Действительно ли это так? На самом ли деле депрессия настолько распространена, что стала бичом и болезнью людей 21-го века? Давайте разберем, что же это такое – депрессия. Какой она бывает и действительно ли затрагивает настолько большую часть общества. Симптоматика: Во время депрессии наблюдается стойкое снижение настроения и интеллектуальной активности; уменьшается двигательная деятельность и потребность в физической активности, наблюдается спад витальных потребностей (еда, секс), а так же - оценка себя и окружающей действительности приобретает пессиместический характер, проявляются сомато-неврологические расстройства.   В настоящее время, депрессию принято делить на эндогенную, психогенную и органическую (т.е. получившую свое развитие не в следствии деменции, а в случае повреждений). Эндогенная депрессия включает в себя компонент под общим названием – «витальность» (от лат. – vita, жизненная сила) Подавленное состояние витальности выражается в беспричинной тоске, в ощущении тотального неблагополучия. Начало психогенной депрессии совпадает с моментом получения травмы. Дальнейшее протекание заболевания представляет собой постоянное отражение этой травмы в структуре переживания в повседневной деятельности. Выздоровление в этом случае происходит по мере дезактуализации полученной травмы. Так же депрессию разделяют по типу течения: монополярная (настроение не претерпевает радикальных изменений и находится на общем низком уровне) и биполярная (смешанные состояния). А так же - по степени тяжести: психотическая и невротическая (связанная с событием).   Существует множество теорий о возникновении депрессий. Одни теории исходят из принципа нейропластичности (способности нейронов и нейронных сетей изменять связи и поведение в ответ на новую информацию и сенсорное стимулирование извне). Согласно психодинамическому подходу – бессознательно скорбящие люди регрессируют в оральную стадию. В этом периоде они находились в полном симбиозе с родителями, а затем, идентифицируясь с человеком, которого они потеряли, символически вновь обретают его. Однако отождествляясь с объектом потери (любви), человек так же теряет и часть себя. В этом случае вся работа акцентируется на работу с зависимостями и утратами.   Согласно теории научения – депрессия рассматривается как утрата адаптивных форм поведения. Адаптивное поведение заменяется на жалобы, плач и раздражительность. Иначе говоря, исчезает способность адаптации к внешним условиям, на место которой приходит попытка требовать, чтобы именно внешние условия адаптировались к устоявшимся внутренним. В теории Селигмана – депрессию вызывает беспомощность, но беспомощными кажутся не сами обстоятельства, а невозможность их контролировать.   В этом случае необходимо работать в экзистенциальном подходе, т.е. затрагивая темы, связанные со страхом смерти и смыслом жизни. Когнитивная модель депрессии Бека содержит 3 специфических понятия: - Когнитивная триада: негативное отношение человека к собственной персоне, собственному текущему опыту, собственному будущему. - Наличие ригидных схем, правил и допущений. - Когнитивные ошибки: «Все или ничего», драматизация, дискредитация всех позитивных моментов, эмоциональная аргументация, навешивание ярлыков, преувеличение или преуменьшение, чтение мыслей (обощение), перфекционизм. В этом подходе рекомендуется четко планировать свою неделю, день, и выполнять намеченные планы согласно ранее составленному списку.   Согласно современным представлениям, в депрессии пребывают и те люди, что имеют склонность к суициду, хотя последние могут и отрицать факт наличия у них подобных состояний. Часто у настроенных на самоубийство людей есть своеобразные предписания или требования - «Если ты не изменишься, я убью себя», «Я убью себя и ты пожалеешь об этом», «Я докажу вам, даже если меня это убьет» и прочие. В этих случаях работа выстраивается вокруг нового убеждения – разрешения себе жить и принятие себя таким какой он есть, научение безусловной любви, без условий – «будь таким, или...» Психологические модели депрессивных состояний: Депрессия как результат дезадаптивного мышления
Проблематика: Мышление содержит базисные убеждения в своей ненужности, имеется оценка себя как неудачника, обделенного, одинокого и непонятого. Решение: Помощь заключается в переключении восприятия клиента, в научении думать о своих успехах и хороших качествах, а не концентрироваться на потенциально плохих. Работа может строиться на методах когнитивной терапии. Депрессия как результат от отказа от внутреннего ребенка
Проблематика: Проявление радостных чувств характерно для восприятия ребенка. При отрицании ребенка в себе, отрицается и чувство радости. Имеет корни в родительском предписании «Не будь ребенком, веди себя серьезно». Решение: Помощь заключается в обучении клиента получать удовольствие от жизни, заботиться о своем внутреннем ребенке. У ребенка имеется потребность в счастье и ему нужно получить разрешение на это. Депрессия как результат комплекса неполноценности
Проблематика: Симптомы (в частности и депрессия) создаются клиентом для оправдания своей неполноценности, если он не может достичь нормальной компенсации своего комплекса неполноценности в результате отказа от чувства любви ради власти (в широком смысле слово) Решение: Помощь заключается в отказе от власти и чувства неполноценности в пользу любви и других кооперативных чувств. Депрессия как результат психологической травмы
Проблематика: Травматические переживания преследуют человека, жизнь ощущается полной зла, боли и безысходности Решение: Помощь может быть оказана в рамках любого психологического направления при использовании действенного метода в данном направлении. Депрессия как следствие суицидальных намерений
Проблематика: В результате предписаний полученных в детстве - «лучше бы ты не рождался», «зря мы тебя родили», «ты только мешаешь» - формируется убеждение в своей ненужности и лишности в этом мире. Решение: Помощь заключается в работе с ограничивающими деструктивными убеждениями и разрешении себе жить. Депрессия как результат чувства вины
Проблематика: Человек угнетает себя чувством вины до такой степени, что испытывает тягу к самоубийству, причем часто вина надумана и не имеет под собой реальных оснований. Более того, человек (общество, группа), в отношении к которому данная вина испытывается – зачастую испытывает схожие ощущения. Решение: Помощь заключается в предложении человеку возместить свою вину путем служения другим людям, предлагается «расплатиться» за свою реальную или воображаемую вину (аналог покаяния и искупления в религиозных практиках) Депрессия как результат подавления сильных чувств
Проблематика: Человек считает, что реализация его сильных чувств (например, гнева или любви) может ему навредить или противоречит моральным принципам. Он подавляет свое желание и затрачивает на это много энергии. Решение: Помощь заключается в высвобождении подавленных чувств. Депрессия как результат потери смысла жизни
Проблематика: Следование смыслу жизни приносит человеку счастье, а экзистенциальный вакуум способствует развитию невроза. Решение: Помощь может осуществляться методами логотерапии Франкла. Смысл жизни обретается в служении делу, либо в любви к другому человеку. Т.е. смысл жизни лежит за пределами субъекта и требует самоотдачи.

Павел Монин

Павел Монин

 

Как стать уверенее и повысить свою витальность

Эта техника позволяет поднять уверенность в достижимости своих целей, общую витальность, прояснить копинг-стратегию. Это один из важнейших шагов в психологическом консультировании, и выполняется он только после формулировки клиентом своих целей. Представьте себя в будущем, каким вы хотите быть, каким вы себя видите. Для того, чтобы образ сформировался чёткий и ясный, следуйте простым рекомендациям правильной визуализации: Установите вашу цель. Выберите нечто, что вы хотели бы иметь, над чем желали бы работать, реализовать или создать. Ваша цель может касаться чего угодно: вашей работы, дома, взаимоотношений, изменения себя, увеличения благосостояния, более счастливого состояния психики, улучшения здоровья и т.д.
Создайте чёткий образ или идею этой цели. Создайте максимально полную мысленную картину будущей ситуации — в точности такой, какой вы хотите её видеть. Вам следует думать о ней в настоящее время как об уже осуществлённой желаемым образом. Как бы нарисуйте себя в этой ситуации таким, каким вы хотите в ней быть, затем включите в ситуацию столько деталей, сколько сможете. Представляйте себя в этой картинке со стороны.
Наряду с картинками представляйте свои чувства, мысли, ощущения, звуки и даже запахи, которые будут характерны для этого образа.
Принцип правильной визуализации: видеть себя как бы со стороны, достигшего цели, подняв глаза под углом 15–20° и закрыв их. Добавьте в свою картину вашу группу поддержки — это может быть целый стадион, или благодарная аудитория в конференц-зале, или восторженные зрители и т.д. Вы стоите перед ними, достигший цели, они аплодируют и поддерживают вас. Оцените по 10-ти бальной шкале свою веру в достижимость этой цели, где 0 баллов — совершенно не достижимо, и 10 — достижимо, возможно и совершенно реально. Теперь возьмите лист бумаги, выпишите свою цель и чуть ниже нарисуйте горизонтальную шкалу от 1 до 5. Возьмите карандаш или ручку, поставьте руку так, чтобы локоть упирался в твёрдую поверхность и рука свободно "ходила" над шкалой. Задержите карандаш или ручку в воздухе над цифрой 3 и, доверив своему бессознательному право отвечать, приподняв глаза под углом 15–20 градусов, читайте свою формулировку цели и задавайте последовательно следующие вопросы: Эта цель желанна?
Эта цель стоит того, чтобы её достигать?
Эта цель достижима?
То, что мне надо будет делать и сделать, чтобы достичь этой цели, будет нормально и естественно?
То, как я буду жить, когда достигну этой цели, будет нормально, естественно и просто, легко и приятно?
У меня есть все необходимые способности, чтобы достичь этой цели?
Я заслуживаю достижения этой цели?
Запишите полученные балы, получится что-то вроде: 1–4,5; 2–4,3; 3–3,7 и т.д. Если ваша общая оценка ниже 10, а баллы по этим вопросам ниже 5, представьте, что выходит ваш оппонент в представляемую картину, где вы и ваша группа поддержки — кто он (папа, мама, одноклассники, бывшие, настоящие, коллега?). Где он находится (справа/слева, сверху/снизу…). Расскажите или зачитайте своему оппоненту то, что вы писали в разделе "Результат. Чего я хочу достичь?" и "Условия. Где, когда, как и с кем мне это необходимо и желательно/нежелательно?" — вашего Хорошо Сформулированного Результата. Запишите следующие базовые фразы на листке бумаги, они нам ещё пригодятся: Вернёмся к образу с вами, вашей группой поддержки и оппонентом. Расскажите ему (оппоненту), от чего вы уходите? Что у вас есть, но чего не хотите иметь (кредит, ранний подъём на работу, конфликты с окружающими и т.д.)? Что на это отвечает ваш оппонент (в этом моменте возможно потребуется непосредственная работа с психологом)? "Это моя цель, и у меня есть все способности для её достижения. Когда я достигну цели, мне будет комфортно, безопасно как для меня, так и для моих близких и мира. Она абсолютно желанна, причём именно мной. Стоит того, чтобы её достигать и достичь. Она 100% достижима, и я заслуживаю достижения этой моей цели и всех результатов от неё". Прочтите ему базовые фразы, которые вы недавно записали. Теперь проговорите, к чему вы идёте и почему это для вас важно. Пригласите в свою картину спонсоров, тех, кто может дать вам сил и энергии для достижения намеченного результата. Спонсорами могут быть кто угодно, начиная с родителей, заканчивая Авраамом Линкольном… не ограничивайте своё бессознательное, пусть оно само предложит вам подходящих кандидатур на эту роль. Расскажите им, зачем и почему вы этого хотите (интереснее, полезнее, лучше, безопаснее и т.д.). Как реагирует на происходящее оппонент? Прочтите снова всем собравшимся в вашей картине базовые фразы. Запишите следующую детализацию и заполните пробелы: Я достигну этой цели до того, как наступит… 20..г.
Я начну достигать её сразу после того, как… (хлопну в ладоши или дочитаю статью… но ни в коем случае не "завтра", так как "завтра" никогда не наступит).
Вновь прочтите базовые фразы. И проговорите то, что мешало вам достичь цели ранее, что останавливало, почему результат недостигнут до настоящего момента: Хотя и… (Здесь вы можете почувствовать некоторое ощущение. Где в теле оно ощущается, какого размера, цвета, консистенции? Каким образом оно могло бы выглядеть, если бы было на что-то похоже?). Но теперь я чётко понимаю, принимаю и осознаю, что я со всем этим справлюсь. Потому что именно от этого зависит моё счастье и благополучие. Именно от этого зависит мой успех на… (выбранном поприще). Я верю в это всё сильнее, сильнее, сильнее и сильнее. И моя уверенность растёт всё больше, больше, больше и больше.
Повторяем базовые фразы. Определяем необходимый объём действий и затрачиваемых ресурсов: Если я буду делать… В любом состоянии, в любое время дня и ночи, я буду достигать своей цели!
Повторяем базовые фразы. Вспоминаем положительные примеры предыдущих достижений: Также как я уже достиг… Я верю в это всё сильнее, сильнее, сильнее и сильнее. И моя уверенность растёт всё больше, больше, больше и больше.
Повторяем базовые фразы. Укрепляем решимость: Пока я живу, дышу, пока бьётся моё сердце — я буду обязательно достигать своей цели! Я верю в это всё сильнее, сильнее, сильнее и сильнее! И моя уверенность растёт всё больше, больше, больше и больше! (Здесь вы снова можете почувствовать некоторое ощущение. Где теперь в теле оно ощущается, какого размера, цвета, формы? Как теперь оно выглядит, если придать ему образ? Возможно ли его взять на руки?).
Повторяем базовые фразы. Закрепляем результат придуманным лозунгом или девизом: Теперь вы можете, как только почувствуете упадок сил, поднять их проговорив свой лозунг/девиз. Своего рода, это программа, запускаемая вами в любой момент при обращении к её исполняемому файлу, которым и является этот девиз. — За Нордов! За Скайрим! С уважением, автор. Хорошего дня.

Павел Монин

Павел Монин

 

О утро

Однажды Саша проснулся и обнаружил, что не в силах подняться с кровати.Мышцы ломит, голова кружится, мысль о предстоящей поездке на работу тяготит. Кровать, как огромный магнит, не дает возможности подняться на ноги, не говоря уже о том, чтобы куда-то добираться среди большой толпы куда-то спешащих людей. Есть такая шутка – «даже черная дыра не обладает такой силой гравитации, как подушка в 7 часов утра». В этот момент Саша готов на многое, лишь бы никуда не идти. Но внутри начинают рождаться зудящие мысли об ответственности, о необходимости на что-то содержать себя или других. Происходит внутренняя борьба – между тем, что хочется и между тем, что надо. Извечный сизифов труд – борьба себя с самим же собой. Внутри него звучит так много голосов… И каждый говорит об ответственности или необходимости сделать что-то или для кого-то. Он настолько привык приносить себя в жертву – свое психологическое и физическое здоровье, что уже и не обращает внимание на болезненные ощущения в теле или в своем уме. Но боль – это призыв к вниманию, здоровое тело и здоровая психика не беспокоят, не просят о его взгляде. Она подобна плачущему ребенку, который умоляет обратить на него внимание, но Саша так занят своими кредитами, работами, отчетами, что лишь отмахивается от него. Но ребенок не чувствует себя нужным, и потому боль не стихает. Так же случается и с телом, с психикой – Саша так редко обращает на них внимание; не смотрит на них с любовью, с заботой, с пониманием. Он вечно бежит, в вечной спешке. И оттого так много болезней психических, физических – ведь тело – сирота. И ум – сирота. Оставлены на попечение самих себя, пока Саша сражается с собственными тенями.   Жизнь – это движение, деятельность, активность. Мы не можем их избежать. Но мы можем пересмотреть наше отношение к той деятельности, которую ведем. Зачастую мы не задаем себе вопроса – куда мы бежим, для чего, что хотим получить на воображаемом финише? Зачастую мы воспринимаем свою деятельность как испытание, необходимое, но нежелательное – повторяемое изо дня в день, за которое мы сами себе готовы вечером дать награду – алкоголь, игры или просмотр сериала, бессмысленный шопинг и пр. Наша усталость копится день за днем, год за годом – а радость от существования становится серой действительностью, из которой нет возможности сбежать. Возьмите в руку апельсин и поднимите его, вытянув руку вперед. Прислушайтесь к своим ощущениям. Сначала держать его легко, но чем больше времени вы будете стоять с вытянутой рукой, тем сильнее будет становиться тяжесть от апельсина. Его вес не меняется, но для вас – он будем увеличиваться в геометрической прогрессии, пока рука не начнет болеть. Так же происходит и с психикой. Когда мы каждый раз, день за днем ломаем себя – делаем то, что нам глубоко противно; когда вынуждены бояться, перманентно волноваться за воображаемые причины – тогда еле заметный груз накапливается, пока не станет непосильным. Беда тут заключается и в том, что мы не можем отпустить наш «апельсин в голове», даже когда держать его уже не хватает сил. Происходит надрыв и болезнь выходит на тело, которое заболевает – и, лишая работоспособности, приковывает к кровати.   Представьте другую картину. Вы просыпаетесь утром, светят ласковые лучи восходящего солнца, ветер игриво качает прозрачные занавески. Пылинки вспыхивают яркими искрами в лучах солнца и ваше сердце наполняется радостью от предстоящего дня. В этот день будет только доброе, счастливое – никаких утомительных ненужных превозмоганий, а только легкость и радость от существования. Любимый человек рядом, свежий воздух, наполненный ароматом разогретой хвои, пение озорных птиц за окном. Ваше тело полно энергии и сил – ничего не болит, нет никаких суматошных волнений. Ощущается лишь сила и радость.   Теперь спросите себя – что именно отличает первый вариант просыпания от второго? Что нужно совершить для того, чтобы второе стало реальным? Сколько стоит счастье? Когда наступит день, когда вы сможете сказать – да, вот оно, именно это я и хотел найти. Что именно Вы потеряете, если рискнете сделать шаг к самому себе? Говорят – проблема не в том, что человек не находит ответов, а в том, что не задает себе правильные вопросы. А правильный вопрос – это когда вы не боитесь спрашивать себя. Спрашивать – честно. Тогда все может измениться.

Павел Монин

Павел Монин

 

Самооценка. Техника повышения

1. Оцените по 10-балльной шкале свое собственное общее отношение к себе — самоуважение и самооценку (можно как в целом, так и по отдельности, если между ними существует заметная разница). Если полученные (опять-таки общие) оценки достаточно высоки, определите специфический контекст или ситуацию, которая является для вас проблемной (например, вы можете терять самоуважение при разговоре с авторитетным начальником), и работайте именно с этим аспектом самоотношения. Оцените свои субличности. Если же оценки невысоки, работайте «в общем». То есть задайтесь вопросом, не ощущаете ли вы явственную склонность к самоосуждению, сомнениям в себе или не принятию себя — в целом или в каких-то контекстах и ситуациях. И оцените для выявленного уровень самоуважения и уверенности в себе по рекомендованной 10-балльной шкале.   2. Проанализируйте обнаружившиеся провалы (естественно, по одному). Сами для себе ответьте на вопрос, ведет ли подобное самоосуждение, сомнение в себе или не принятие себя к тому, чтобы сделать вашу жизнь экологичной, эффективной и счастливой? Придает ли оно Вам силы в личностном плане? Является ли тем способом жизнедеятельности, который Вам подходит? Может быть Вам «этого» уже «довольно»? Тогда готовы ли Вы дать себе шанс увеличить ваше самоуважение и уверенность в себе? Если нет, удовлетворите все возражения противящихся этому частей (см. С.В. Ковалев «Психотерапия личной истории и психокоррекция Самостоятельных Единиц Сознания») либо просто попросите их не мешать эксперименту. Если да, сразу переходите к следующему шагу.   3. Локализируйте и опредметьте ваши самоуважение и самооценку и (или) представьте образ себя — такого, который их имеет в недостаточной степени. Например менеджера, никаких особых требований к содержанию данного образа не предъявляется за исключением уже упомянутого: это Вы, но тот, которого оцениваете не на 10 баллов. Когда образ сформировался, а лучше что бы Вы его не представляли, а позволили ему самому сформироваться в вашем воображении, отодвиньте его в сторонку. Теперь приступайте к работе с тремя состояниями, последовательное введение которых в этот самый образ и сформирует вашу высокую уверенность в себе.   4. Вспомните любую ситуацию из вашей жизни, когда вы что-то принимали (человека, ситуацию, природное явление и т.д.), хотя это и было неприятно. Что Вам не очень нравится, но Вы это принимаете (например, Вам может не нравиться дождь, но Вы его принимаете - «пошел дождь, а это значит, что от прогулки придется отказаться; жаль, конечно, немного неприятно, но я это принимаю»).   5. Теперь мысленно войдите в себя в этой ситуации и ощутите это самое состояние, причем весьма конкретно, образно говоря - определить, где (в голове, в руках, в шее или в груди и т. д.) и как (как плотное или разреженное, круглое или квадратное — и т. п.) оно ощущается. Теперь, ощущая данное состояние, так сказать, в натуре и конкретно — оцените его интенсивность по уже известной Вам десятибалльной шкале. Вероятно оценка будет не очень высокой, так как Вы вспоминаете ощущение, а не переживаете его воочию.   6. Однако невысокая интенсивность ощущения — это явно недостаточно для постановки самооценки. Поэтому представьте, что где-то вне или внутри вас находится некий регулятор интенсивности состояния (поворотный, ползунковый или какой другой), а над ним — шкала этой самой интенсивности со стрелкой, которая сейчас замерла на той цыфровой отметке из десяти возможных. Начните плавно поворачивать или двигать этот регулятор, одновременно с интересом наблюдая за движением стрелки. Задача проста: довести ее до отметки десять, при этом у вас может уплотниться или расшириться состояние «принимаю, хотя неприятно». «Десятка» достигнута? Прекрасно!   7. Верните образ самого себя (опять поставьте его перед собой) и любым образом как бы спроецируйте на него состояние «принимаю, хотя неприятно». Годится любая метафора передачи: в виде луча света и энергии; или потока жидкости, которую, как губка, впитывает ваш образ себя.   8. Вспомните состояния признательности, благодарности. Вспомните или вообразите то, что безоговорочно вызывает у вас это (эти) чувства. Локализуйте, опредметьте, оцените и усильте данное состояние. Привнесите его в самоуважение и самооценку, повторив аналогичные действия из п.5-7.   9. Получите доступ к состоянию почитания (благоговения или глубокого уважения), вспомнив или вообразив нечто, безусловно вызывающее у вас данные состояния (если не найдете ничего в физическом мире, используйте феномены мира высшего — Природа, Бог, Космический Разум или Абсолют... может быть, подобное состояние у Вас было, например, во время потрясающе красивого заката где-то над морем или в горах, когда Вас буквально захватило благоговение перед красотой и гармонией мира). Локализуйте, опредметьте, оцените и усильте это состояние. Привнесите его в самоуважение и самооценку, повторив аналогичные действия из п.5-7.   10. Оцените по 10-балльной шкале получившийся в результате предыдущих действий уровень самоуважения и самооценки и в случае, если он вас устроит, введите в свое тело трансформировавшийся в результате образ самого себя, как бы втянув его внутрь и расширив там до своих телесных объемов.   11. Повторите шаги 1–10 для всех остальных контекстов и ситуаций, где вы чувствуете недостаток самоуважения и самооценки.   12. Осуществите подстройку к будущему, представив, как легко и элегантно вы будете теперь двигаться по жизни.

Павел Монин

Павел Монин

 

Самооценка. Общее представление

Самооценка — это представление человека о себе, своем взаимоотношении с людьми и миром. Оценка этого представления, важности своей личности, своих действий среди других людей, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выраженных открыто или же закрыто.   Представление о себе - основа личности, своего рода новогодняя ель, на которой висят игрушки в виде способностей и личных качеств. И какие бы ни были красивыми игрушки на ней, какими бы цветами не переливались огоньки, если ствол слабый, а ветви редкие - игрушки не смогут изменить этого. Так и у человека, оценивающего себя низко, все его способности и качества оказываются просто не используемыми и не реализуемыми. Пока человек не поверит в себя, в свою веру в себя, в веру других в него и в то, что у него есть сила и отвага, способности и умения, гордость и честь, сможет ли он стать великим?   Итак, самооценка. Образно ее можно сравнить с кристаллом с множеством граней, где сам по себе кристалл (или его качество) представляет собой общую самооценку (то есть себя, любимого или не очень, но как бы в целом), а грани соответствуют частным самооценкам (себя в различных ипостасях). Общая самооценка существенно влияет на уровень частных самооценок (хотя они и обладают относительной независимостью).   Насколько высоко Вы оценили бы себя по десятибальной шкале в целом? В данном случае десять баллов соответствуют максимально высокой самооценке — полному и безоговорочному принятию себя как не просто уникальной, но еще и важной, достойной личности. Один балл - минимальная уверенность в себе - восприятие себя как полного ничтожества.   У большинства людей получается 5-6 баллов - так называемая средняя "нормальная" самооценка. Однако, о чем же свидетельствует этот средний балл? - Он говорит о том, что на 50-60% человек себя любит и принимает, а к остальным 40-50% испытывает неприязнь, а иногда даже и ненависть. И это достаточно удручающая статистика, ведь ненависть и неприятие - все это не приводит к быстрому и качественному личностному росту. Скорее наоборот, является препятствием для него, ведь человек чаще предпочитает избегать или оправдывать свое несовершенство и даже разрушать и уничтожать непринимаемое им. Так, например, человек с низкой самооценкой, обуреваемый страхами и жалостью к себе, может запереться в своей квартире и прервать контакт с внешним миром лишь усугубляя свое и без того бедственное положение; или не в низкой ли самооценке кроятся корни саморазрушительных действий против себя - ведь тогда получается, что тот же алкоголизм и наркомания есть не только добровольное безумие, но еще и добровольное самоубийство?   Общую уверенность в себе следует поднять и сохранять на уровне 10 баллов. Да, именно так — до десяти из десяти возможных и никак не меньше. Потому что нечего стесняться столь "высокой" самооценки, наоборот, именно такой уровень является нормальным и естественным для человека. Она будет основываться не на привычных стандартах сравнения. Не приведет к высокомерию, когда добившись каких-то результатов, человек начнет смотреть с презрением на окружающих - нет, она будет строиться на полном и безоговорочном принятии себя как единственного и неповторимого, как важной и достойной личности.   Самооценка бывает не только общая (в целом), но еще и частная - самооценка себя в разных ипостасях. Для того, что бы выделить их, рекомендую Вам воспользоваться тестом «20 вопросов» М. Куна и Т. Мак-Партланда или, иначе, «Кто я?»   Представьте, что к Вам на улице или в другом месте подошел незнакомый человек и, в упор глядя на вас, спросил: «Кто вы?» Разумеется, его интересуют не ваши анкетные данные, а, так сказать, суть. И потому, отвечаете вы первыми пришедшими на ум определениями себя, например, мужчина, студент, муж, менеджер, повар... Попробуйте дать двадцать таких неповторяющихся определений, которые вместе представляют весь (или почти весь) Ваш ролевой набор. Это совокупность ролей, которые Вы исполняете, так сказать, по жизни. А теперь, получив этот список, начните последовательно определять свою самооценку для каждой из этих ролей, используя все ту же десятибалльную шкалу. Насколько Вы, например, оцениваете себя как мужчину? Если эта оценка оказалась на уровне 4-5 балов, вполне вероятно что у этого мужчины есть и сексуальные проблемы, которых, даже если пока нет, скоро появятся. Лучше доведите свою мужскую самооценку до десяти баллов и приятно удивите любимую женщину. Подобную процедуру поднятия самооценки нужно осуществить для всех своих ролей — по алгоритму, описанному в статье "Самооценка. Техника повышения". Повысьте самооценку и уверенность в себе девушке (юноше), повысьте самооценку женщине (мужчине), повысьте самооценку профессионалу и т.д. А если не получается самостоятельно смело и уверено в себе разобраться - обращайтесь к специалистам!   С уважением, Павел Монин. Хорошего дня!

Павел Монин

Павел Монин

 

Субличности

Субли́чность (англ. subpersonality) — воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами» (англ. Voice Dialogue) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я», которые и называются субличностями.   Субличности могут враждовать, разговаривать, договариваться, дружить...   Понятие субличности введено в научный обиход в рамках психосинтеза (психотерапевтической системы), разработанной итальянским психиатром и психологом Р. Ассаджиоли. В соответствии с его представлениями субличность представляет собой динамическую подструктуру личности, обладающую относительно независимым существованием. Самые типичные субличности человека — те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, с ролями дочери, матери, сына, отца, бабушки, любимой, врача, учителя и т. д.   Субличности проявляются опосредованно, например, в том случае, когда человек разговаривает сам с собой, ведёт внутренний диалог. Голоса, которые при этом говорят, задают вопросы и отвечают во внутреннем мире человека, и есть проявление его субличностей. Качества, способности и навыки человека, которые он демонстрирует в своей жизни, также являются проявлениями его субличностей.   В структуре сознания создатели «Диалога с голосами» выделяют три уровня: - Уровень наблюдения, или осознания - Уровень субличностей - Уровень Эго, — золотая середина, которая лежит между «первичными Я» (субличности) и «отстранёнными Я» (наблюдение) человека. Наблюдение отличается от ума тем, что при восприятии окружающего мира на этом уровне человек не дает никаких оценок, не делает никаких выводов.   По теории Сидры и Хэла Стоун, субличности, возникшие в процессе созревания психики человека, служат для защиты «внутреннего ребёнка» от уязвимости и беззащитности и позволяют достигать поставленных в жизни целей. Внутренний голос - голос наших родителей. Наглядное представление субличностей Родители и их взаимодействия между собой.   Субличность — это популярная психологическая метафора, говорящая о том, что внутри вашей большой личности есть много маленьких живых существ, много маленьких личностей. Называние личностных особенностей субличностями дает возможность работать с ними как с живыми существами: воевать с ними, разговаривать с ними, договариваться...Субличности - это другое название личностных особенностей, желаний, стремлений и привычек. В терапевтической практике, субличности обычно наделяются способностями и достоинствами, существенно превосходящими способности и достоинства клиента. А именно, по воле психологов и психотерапевтов субличность очень живое, деятельное и творческое существо, умеющее бегать в прошлое, залезать глубоко в Бессознательное, устанавливающее неформальные и активные контакты с другими субличностями, способное знать то, что не знает сам клиент, умеющее заботиться о клиенте, имеющее всегда только позитивные намерения и способное (иногда) действовать по принципу "Для того чтобы, а не Потому что..." Количество и особенности субличностей могут быть разными у разных людей, и это зависит как от действительных личностных особенностей, так и от фантазии человека, готовности человека предположить у себя ту или иную субличность.   Использование такой рабочей метафоры, как "субличность", прижилось в психотерапевтической работе. Такое называние привычек и личностных особенностей субличностями для людей с развитым метафорическим мышлением позволяет коротко и емко описывать одним словом богатый поведенческий набор. У развитой субличности появляются свои этика и эстетика, а также свойственные лишь ей особенности физиологии, осанки, движений, интонаций и мимики человека. Это формирует у клиента более серьезное отношение к происходящему и сильнее мотивирует.

Павел Монин

Павел Монин

 

4 стадии обучения

"Ничего не вышло. Не получается. Довольно." - Евгений склонил голову над струнами гитары, ударил по ним ногтем указательного пальца, и отбросил музыкальный инструмент в сторону. "Уже пять дней труда, все без толку. Я не способен, не могу, не вижу ни капли прогресса в овладении игрой. Пять дней прошло, пять дней! Я остыл, и прекращаю". Разодрав тыльную сторону пальцев правой руки до крови, замазолив подушечки левой кисти, Евгений не видел прогресса. Вчера, кажется, он умел играть лучше, чем сегодня, а позавчера - лучше чем вчера. Но не сдавался, потому что знал секрет. "Не умею" переходит в "умею" в мановение ока, "не могу" становится "способен" за секунды. И потому заляпав струны алой кровью, он раз за разом повторял себе: "смогу!"   Прежде чем способность проявится в умении, необходим продолжительный процесс, в период которого будет казаться, что стоишь на месте, и не движешься вперед, не овладеваешь тем, чем хочешь овладеть. Хочется увидеть хоть какое-то улучшение навыка, но если оно и есть, то настолько незначительное, что лишь разочаровывает и демотивирует к дальнейшим действиям. Сам процесс усвоения нового умения состоит из 4х этапов:   1. Бессознательная некомпетентность - новичок Человек не в курсе, что он чего-то не знает, он не осведомлен о своем невежестве. Человек даже не догадывается, что вообще существует такая область знаний. Представьте, что Вы никогда не видели синий цвет и никогда не слышали даже упоминания о нем. Но при этом он существует. Пока новичок не осознает нехватку знаний/навыков, он не может стать лучше и перейти на следующий уровень. Осознание приходит при общении с более опытными людьми или при столкновении с проблемами/задачами, которые невозможно или очень трудно решить, обладая текущим набором знаний/умений.   2. Сознательная некомпетентность - стажер Человек в курсе, что он чего-то не знает. Он осведомлен о своем невежестве и понимает, что его знания об определенном предмете находятся на низком уровне. Представьте, например, человека, который хочет подкачать мышцы. Он имеет общие знания, но ему не хватает полезной информации - он не знает какие упражнения необходимы для разминки или как составить план тренировки. Именно на этом этапе кажется, что мы стоим на месте. Многим людям бывает очень трудно преодолевать свое несовершенство при обучении новому навыку. Это момент, когда мы осознали, что ничего не понимаем в данном вопросе и осознаем – как многому нам еще придется научиться. Это период, когда у нас ничего не получается, мы совершаем много ошибок, терпим неудачи. На данной стадии очень важно сохранять ощущение собственной ценности! Здесь главное – продолжать, т.к впереди ждет новый этап.   3. Сознательная компетентность - специалист Когда определенные знания/навыки получены и применяются на постоянной основе, то достигнута стадия осознанной компетентности. Он изучает недостающие элементы осознанно. Прикладывает усилия к определенной последовательности действий, получает желаемый результат - выработку привычки постоянно применять эти знания/навыки. Здесь от человека требуется концентрация, сосредоточение и настойчивость. Например, Вы находитесь на сознательном уровне компетентности, когда учитесь водить автомобиль, это требует от вас полного внимания. Обе ваши руки находятся на руле, глаза устремлены на дорогу, тело напряжено, Вы сосредоточены на получении новых знаний и в итоге получаете их.   4. Бессознательная компетентность - эксперт Это ступень, когда знания/навыки используются человеком без дополнительных усилий. Иногда он действует не задумываясь, как будто на автопилоте. Это происходит от того, что некоторые действия повторяются им настолько часто, что начинают выполняться автоматически. Большинство ваших ежедневных действий, Вы совершаете на уровне бессознательного: чистите зубы, ходите, завязываете ботинки, ведете автомобиль. Все это выполняется Вами за пределами вашего внимания. Это уже ступень мастерства, когда навыки превращаются в искусство и эксперт может стать учителем. Представьте себе герметичный котел воды, который нагревают и в котором постоянно нарастает давление. Однажды он взорвется - этому послужит удар какой-то одной-двух молекул воды. Но ведь котел взорвался не только из-за этих двух молекул, процесс шел уже давно. Просто именно эти молекулы сделали видимым то, что было до поры сокрыто.   Навык так же зреет внутри нас, как зреет взрыв внутри котла. Мы улавливаем и складируем намеки, еле заметные тени и неслышное эхо. Мы не догадываемся об этом, пока, наконец, не происходит словно вспышка в уме, взрыв котла, и тогда мы переходим на следующий уровень мастерства. Это применимо ко всему, чему мы учимся или что мы понимаем - полное незнание превращается в способность.   Вспоминается одна история из Чань-буддизма:   Цзуй-ень, думая, что он уже достиг чего-то в чань, совсем молодым монахом оставил монастырь Цзу-мина и отправился странствовать по Китаю. Когда он через много лет посетил монастырь, его старый учитель спросил: «Скажи мне, в чем суть буддизма?» Цзуй-ень ответил: «Если облако не висит над горой, свет луны бороздит волны озера». Цзу-мин гневно взглянул на своего бывшего ученика: «Ты постарел. Твои волосы поседели, твои зубы поредели, а у тебя все еще такое представление о пути. Как можешь ты избежать рождения и смерти?» Слезы оросили лицо Цзуй-еня и он низко склонил голову. Через несколько минут он спросил: «Скажите мне пожалуйста, в чем суть буддизма?» «Если облако не висит над горой, — ответил учитель, — свет луны бороздит волны озера». Прежде, чем учитель кончил говорить, Цзуй-ень стал просветленным. Путь может быть долгим. Даже если тропа в пустыне и ведет к оазису, надо долго идти по ней, прежде чем оазис станет виден. Если Вы учитесь чему-то и начинаете злиться или желаете бросить обучение навыку, помните: нужен последний рывок, и взрыва котла - не избежать.   С уважением, Павел Монин Хорошего дня.

Павел Монин

Павел Монин

 

Готовность к изменениям

Иной раз начинаешь ощущать невероятную красоту мира — такого, как он есть. Где реки — это реки, а горы — горы. И сердце наполняется лёгкостью и счастьем. Счастливый человек не считает дней. Он счастлив. Лишь начиная жалеть себя и думать о том, как жизнь несправедливо с нами обошлась — только тогда появляются и меланхолия и апатия, и множество негативных мыслей. Счастливый человек живёт своей жизнью в гармонии с собой, обществом и миром. У мира нет любимчиков, если только не считать, что для мира каждый — любимчик. Мир даёт каждому то, что он просит, ничего не требует взамен.   Единственный нерушимый закон Вселенной. Страдающий — страдает потому, что избрал для себя страдание. Человек — это магнит, притягивающий желаемое к себе. Потому что человек боится мечтать, он и не имеет того, чего желает. Он словно бы забился в угол и как-то неуверенно шепчет: "А может быть… что-то изменится?"   Никогда не поздно что-то изменить, никогда не поздно начать. Начать заниматься тем, что нравится, тем, что приносит бодрость и энергию, хорошее самочувствие и достойное финансовое вознаграждение. Начать строить крепкие и приятные взаимоотношения с окружающими и сблизиться с любимыми людьми. Поверить в себя, в свою веру в себя. Чтобы это случилось — нужно открыться себе, довериться своим ощущениям и интуиции. Не бояться открыться до конца. Терять даже миг в самосожалении — страдание. Пусть каждое мгновение наполнится лёгкой мудростью — той самой, которая приходит при открытом сердце, позволяющем увидеть "пустоту" проблемы. Пора подняться и идти! Сформировав определённую цель, правильно визуализировав её, определив нужные условия и средства, мы начинаем постепенно её реализовывать. И не только наше сознание, но и наше бессознательное подключается к этому процессу. Именно бессознательное очень активно помогает нам добиваться поставленных целей, подбрасывает идеи в нужный момент и решения на возникающие вопросы. Согласно исследованиям Бенжамина Либета, всё, что мы воспринимаем из окружающего мира, на самом деле происходит уже не в настоящем времени, наше сознание осознает воспринимаемое только через полсекунды после того, как оно уже свершилось. Сознанием мы после, через доли секунды, объясним себе, "что и почему". Поэтому человек, при условии, что он уже знает, что ему надо, и что он действительно хочет — хочет пока только в сознании. А бессознательно — он не готов! Например, человек часто считает, что не заслуживает таких целей, что он не достоин. Или думает, что у него попросту нет способностей для их достижения. А именно от того, на сколько бессознательное согласно с нашими целями, зависит эффективность его работы. При работе с успешными людьми, теми, кто достигал своих целей, было выявлено 7 основных "слагаемых" приводящих к цели — это желанность, стоящесть, достижимость, экология в процессе достижения, экология после достижения, соответствие наших способностей и заслуженность. Если хотя бы одного слагаемого не хватает, бессознательное не станет перестраивать наши внутреннюю и внешнюю реальности для достижения вашей цели. И правильно сделает. Зачем достигать цель, если она на самом деле не желанна? Чтобы вы её достигли и впали в депрессию? Или если она недостижима? Чтобы вы потратили время и ресурсы и в итоге разочаровались? А что если цель неэкологична в процессе достижения, и вам придётся перенапрягать организм, сжигая нервные клетки? Ещё раз отметим важный нюанс — эти слагаемые должны приниматься бессознательным, а не только вашим сознанием. Для того, чтобы узнать, как ваше бессознательное относится к цели, возьмите лист бумаги, выпишите свою цель и чуть ниже нарисуйте горизонтальную шкалу от 1 до 5. Возьмите карандаш или ручку, поставьте руку так, чтобы локоть упирался в твёрдую поверхность, и рука свободно "ходила" над шкалой. Задержите карандаш или ручку в воздухе над цифрой 3 и, доверив своему бессознательному право отвечать, приподняв глаза под углом 15–20 градусов, читайте свою формулировку цели и задавайте последовательно следующие вопросы: Эта цель желанна?
Эта цель стоит того, чтобы её достигать?
Эта цель достижима?
То, что мне надо будет делать и сделать, чтобы достичь этой цели, будет нормально и естественно?
То, как я буду жить, когда достигну этой цели, будет нормально, естественно и просто легко и приятно?
У меня есть все необходимые способности, чтобы достичь этой цели?
Я заслуживаю достижения этой цели?
Запишите полученные балы, получится что-то вроде: 1–4.5; 2–4.3; 3–3.7 и т.д. Если у вас все значения выше четырёх — ваше бессознательное принимает цель и считает её благом. Другими словами, оно уже начало выстраивать ваши внутреннюю и внешнюю реальности соответствующим образом, что является основой для быстрого и комфортного достижения вашей цели. Если же баллы более низкие, то — ничего страшного. Просто это значит, что бессознательное не разделяет вашего энтузиазма (что бывает по разным причинам), и нам предстоит привести ему свои аргументы, рассмотрев которые, оно вполне возможно поменяет свою точку зрения. Ну что, продолжаем двигаться к цели? С уважением, Павел Монин. Хорошего дня.

Павел Монин

Павел Монин

 

Чего хотим?

...И вот Вы уже сидите в лодке, подняли парус, и обдуваемые ветрами перемен смотрите в подзорную трубу, а ваш штурман интересуется - Куда поплывем? К каким берегам причалим?   И действительно, в вопросах самоопределения и поиска своего счастья, самое главное понимать не только ОТ чего мы уходим, но и К чему хотим прийти. Представьте себе, что Вы вышли из дома и пошли. Вы ОТдалились ОТ него на какое-то расстояние и оказались в другом месте. Но что это за место? Им может оказаться магазин, или детская площадка, или Вы вообще внезапно очутились у озера. Уходя От чего-то, Вы конечно же придете куда-то. Но если Вам нужно в зоопарк, Вы пойдете именно в него и там, скорее всего окажетесь. Если Вы хотите каких-то конкретных вещей, то именно к ним идти и нужно, а не просто уходить от чего-то. Помните фильм "Пираты Карибского моря"? У Джека Воробья Капитана Джека Воробья был компас показывающий направление к его цели, и если он не знал чего он хочет, то стрелка начинала вращаться в разных направлениях, никуда не указывая. Но как только он определялся с выбором, стрелка тут же указывала верное направление. Вот и нам, теперь нужно четко и точно понять - к чему стремимся, чего хотим?   Для этого сядьте поудобнее, расслабьтесь, сделайте 2-3 глубоких вдоха, и представьте себя достигшего цели со стороны - это значит, диссоциированно. Если Вы не можете нарисовать свою цель или представить ее в воображении, то у Вас ее (цели) нет. Четкое представление образа своей цели - принцип целевого слайда. Если цель - счастье, но Вы не видите, как оно может быть реализовано, в чем проявляется, то никакого счастья не достигнете. Нужно хорошо представлять то, к чему Вы стремитесь, до уровня действительной видимости. Цель должна быть видимой, а еще лучше и слышимой, ощущаемой и написанной, четко сформулированной.   Однако, не нужно мечтать, видя, что Вы достигли цели. Например, человек мечтает о машине. Он должен видеть себя со стороны, сидящего за рулем этой машины. Эта цель будет принята. Если же Вы видите приборную доску и руль машины, т.е. ассоциировано, видите все происходящее "из глаз", то Вы уже там. С точки зрения бессознательного цель достигнута. Значит, уже ничего не надо достигать, и такая цель не будет принята. Вдаваться в подробности о том, как и почему это все работает, сейчас не будем, так как это тема для отдельной статьи, и даже далеко не одной.   Представьте себя в будущем каким Вы хотите быть, каким Вы себя видите. Для того, что бы образ сформировался четкий и ясный, следуйте простым рекомендациям правильной визуализации:   1. Установите вашу цель. Выберите нечто, что вы хотели бы иметь, над чем желали бы работать, реализовать или создать. Ваша цель может касаться чего угодно: вашей работы, дома, взаимоотношений, изменения себя, увеличения благосостояния, более счастливого состояния психики, улучшения здоровья и т.д. 2. Создайте чёткий образ или идею этой цели. Создайте максимально полную мысленную картину будущей ситуации – в точности такой, какой вы хотите её видеть. Вам следует думать о ней в настоящее время как об уже осуществлённой желаемым образом. Как бы нарисуйте себя в этой ситуации таким, каким вы хотите в ней быть, затем включите в ситуацию столько деталей, сколько сможете. Представляйте себя в этой картинке со стороны. 3. Наряду с картинками, представляйте свои чувства, мысли, ощущения, звуки и даже запахи, которые будут характерны для этого образа.   Принцип правильной визуализации: Видеть себя, как бы со стороны, достигшего цели, подняв глаза под углом 15-20° и закрыв их. А теперь, чтобы закрепить свою цель, нужно нанести ее на карту, проложить маршрут. Для этого ответьте на следующие вопросы, и как обычно, перед переводом в электронный вид, лучше сделайте это на бумаге. Примечание: Стараться писать подробно и развернуто, не 1 предложением.   РЕЗУЛЬТАТ. Чего я хочу достичь? - Чего вы действительно хотите? (Определённые сведения у Вас уже есть, ведь Вы достаточно чётко сформулировали это в рамках предыдущей психотехнологии. Формулировка любой цели должна начинаться со слов: Я, #ИМЯ# , хочу стать и быть… Пример: Я, #ИМЯ#, хочу стать и быть мужчиной (женщиной), который(ая) обладает абсолютной уверенностью в себе, способен делать то что ..., уверен что свободен от зависимостей..., доверяю себе, окружающим и миру,   __________________________________________ ПРИЗНАКИ. Как я узнаю, что я этого достиг? - Что увижу, услышу, почувствую или пойму? Как Вы узнаете, что цель достигнута? Что сможете сделать? Какая картинка Вашей счастливой жизни при этом возникает? Принципы правильной визуализации результата: видеть себя, как бы со стороны, достигшего цели, подняв глаза под углом 15-20°. __________________________________________ УСЛОВИЯ. Где, когда, как и с кем мне это необходимо и желательно/нежелательно? __________________________________________ СРЕДСТВА. Что для этого мне необходимо и/или желательно, какие средства и ресурсы? - Какие мои качества могут помешать достижению цели и что я могу предпринять по этому поводу? Что нужно и важно, чтобы достичь своей цели? Каких ресурсов не хватает сейчас? Что нужно усилить? Для этого определите свои сильные стороны и возможности из них вытекающие, а так же свои слабые стороны и опасности из них следующие. ___________________________________________ ОГРАНИЧЕНИЯ. Почему я не достиг этого результата раньше (до настоящего времени)? Что мешало? Что останавливало? По каким принципам я живу? ___________________________________________ ПОСЛЕДСТВИЯ - Что случится, если я достигну цели? ___________________________________________ - Что случится, если я не достигну цели? ___________________________________________ - Что (хорошего) не случится, если я достигну цели? ___________________________________________ - Что не случится, если я не достигну цели? ____________________________________________ ЦЕННОСТЬ. Так стоит ли цель моих усилий и почему? Отвечаем снова и снова ____________________________________________ СОПРОТИВЛЕНИЯ - Как ВЫ будете саботировать нашу работу? Что будет мешать? ____________________________________________ - Как ВЫ будете мешать своими изменениями окружающим? ____________________________________________ Ну что, вперед к цели?   С уважением, Павел Монин Хорошего дня.

Павел Монин

Павел Монин

 

Готовящимся в путь

Почему человек оправдывается? Предположим, у него возникла определённая проблема, требующая своего решения. Чтобы убрать эту проблему существует три способа: Первый - это увидеть "пустоту" проблемы. Увидеть то, что она возникла из пустоты и там же растворится. Подобное решение проблемы доступно понимающему свой ум человеку, действующему бдительно, пребывая в настоящем. В восточной культуре, таких людей называют Буддами, просветленными, сатори и т.д. Второй способ - наиболее плодотворный. Мы сосредотачиваем внимание на цели к которой стремимся, видим проблему как препятствие, и решаем ее. Так она исчезает из поля нашего видения, даря ценные плоды, что мы сорвали с ветвей своего действия. Третий способ - поиск оправдания. Стоит сразу оговориться, что некоторые люди, считающие, что решают проблему первым способом - "видеть её пустоту", на самом деле применяют простое оправдание. Убеждают себя в том, что проблема пуста на интенциальном уровне. В этом случае, проблема не решается, а лишь прикрывается тёмной вуалью оправданий и форм, проявлений которым - десять тысяч.   Действительно, если у нас возникает некий вызов, который мы называем проблемой, то мы способны выбирать - требует ли проблема нашего решения, или мы не станем откликаться на этот вызов. Если вызов принят - мы принимаем меры для его решения, если вызов нас не интересует - мы отбрасываем его, позволяя раствориться в пустоте. Если избавиться от проблемы человек не в состоянии, а решать её не хочет или не может - он придумывает оправдание. Оправдание напоминает чем-то прикрывание грязи тряпочкой. Грязь никуда не делась, но мы её больше не видим. С точки зрения сознания - проблема решена, хотя на бессознательном уровне она, конечно, осталась. Человек не хочет жить в грязи, но и убираться в комнате не желает - поэтому и создает псевдо-решение проблемы. Конечно, может получиться так, что переехав жить в другую квартиру, а прекрытую грязь оставя на старой квартире, проблема, может исчезнуть сама собой.   Но в большинстве случаев она всё же никуда не исчезает. И поэтому, если вместо решения, выбрали оправдание - все проблемы просто спрятались на более глубоком бессознательном уровне. Откуда появляются все эти "может быть, когда-нибудь, потому что" ? Лень, как одно из оправданий - это растянутый во времени страх . А симптомами появления такого хронического пассивно-инертного страха являются, в том числе, и оправдания. Представьте такую картину: внутри сознания существует определенный объём энергии, который можно охарактеризовать как инородную структуру, не работающую в гармонии с бессознательным. Проблема, которая была прикрыта оправданием долгое время, вполне способна начать вести себя как раковая ментальная опухоль, паразитирующая на энергии самого ума. Отсюда появляются всякие психосоматические заболевания. Из-за таких "ментальных опухолей" человек испытывает постоянную усталость и недостаток сил, ведь вся его энергия уходит на удержание оправдания поверх проблемы. Тоесть по-сути избегание ее. Это всё равно, как если бы мы набросили на большую собаку платок и пытались удерживать, чтобы не вырвалась. Конечно, на это тратится очень много сил.   Человек, ведущий активную жизнь, как бы сильно он не напрягался, очень редко способен получить диагноз "хронической усталости". В то же самое время, люди ведущие пассивный образ жизни, сидящие в офисе и дома у телевизора всю жизнь - чаще всего носят на себе целый букет болезней и постоянно жалуются на потерю сил. Поскольку психика напрямую влияет на тело, то получается эффект "боли в мышцах". Молочная кислота начинает накапливаться даже при минимальных физических нагрузках, ткани начинают испытывать кислородную недостаточность. Все вместе это приводит к плохому физическому и психологическому самочуствию, меланхолии, апатии. Например человек, который пьёт или курит и очень сильно хочет бросить свою вредную привычку, но не в состоянии это сделать, находит себе оправдания, и тем самым "сглаживает" своё желание:   Можно посмотреть на состояние человека, которого "закодировали", который воздерживается и мучается при виде того, как пьют/курят другие люди и на состояние другого человека, который более не испытывает никакой потребности в этих веществах. Их состояния различны, и оба состояния находятся в психике. Один - решил проблему, и оправдание стало для него "пустым", другой - все ещё удерживает его, хотя внешне они ничем не отличаются. К первому вернулась энергия, которую он раньше тратил на удержание, дав ему силы для совершения других действий. Второй - всё так же лишён возможности применять эту энергию, поскольку она не свободна, а уже совершает работу, имеет вектор направления. Страх, маскирующийся под оправдания, способен превратиться в фобию. Представим ситуацию, когда надо спросить прохожего о дороге до необходимого пункта назначения. Вот, идёт человек, и всё что нужно сделать - это подойти к нему и задать свой вопрос. Вместо этого, в уме начинают возникать мысли:   Каждый раз, вместо решения проблемы "спросить дорогу", придумывая разные оправдания, человек все глубже заталкивает страх (а страх чего - уже поможет психоаналитик определить) постепенно превращая его в навязчивую фобию. Конечно, может получиться и так, что любая из догадок окажется верной. Но - не попробуешь, не узнаешь. Одно из наиболее меланхоличных оправданий, лишающей всякой инициативы - это оправдание мимолётности нашей жизни, что мы лишь горстка космической пыли (это конечно так и есть). Мы так же ищем оправдания миру. Если кажется, что мир к нам несправедлив, мы находим оправдание в карме, грехах отцов, злом роке, Боге и дьяволе и т.д. - это успокаивает нас. Мы просто перекладываем решение своей проблемы на кого-то или что-то другое.   Да, это тоже не решает проблему, но отныне она прикрыта и можно "спокойно" продолжать жить не замечая ее. В какой-то момент иллюзия спадает, человек посмотрит вокруг и воскликнет:   И здесь он находит для себя новое, самое глубокое оправдание в виде "бессмысленности", что лишь навевает на него безысходность и тоску. Необходимо не искать оправдания миру, не бояться его, а жить с тайной, которая нас окружает. Восхищаться неведомым, быть открытым любой возможности, принимать любой результат. Неизвестность не должна пугать, напротив - она указывает путь, цель к чему стремиться, вызывает трепет, интригует. Если мы сможем научиться так открываться миру, то и сможем научиться видеть свои проблемы по-настоящему пустыми. Тогда в оправданиях не будет смысла, а жизнь откроет для нас двери к познанию многих тайн. Тогда и начнется Ваше путешествие. А пока - собирайте провизию, ищите лодку, готовьтесь к захватывающему путешествию в неведомое, мы скоро отплываем... С уважением, Павел Монин Хорошего дня.

Павел Монин

Павел Монин

 

Первый шаг

С самого раннего детства, родители (или опекуны) учат своих детей тому что такое Хорошо и что такое Плохо. Обычно "помыть посуду" - хорошо, "получить двойку и вырвать страничку из дневника" - плохо. Родители, а потом и воспитатели в саду, учителя в школе, сверстники и т.д. закладывают в ребенка правила и нормы поведения в обществе. Прививают ему культуру, традиции и обычаи, формируя тем самым личность ребенка. Этот процесс называется воспитанием. Так определяется наше социальное поведение, наше отношение к себе, к окружающим, к миру в целом. Ребенок - это белый лист, на котором родители рисуют проекцию своих страхов, надежд, переживаний. Одни хотят что бы их дети реализовали то, что сами родители не смогли; другие, пройдя через сложные времена, уверены в том, что стабильность, какая бы она ни была - залог успеха и счастья. До определенного времени, человек даже не различает свои собственные желания и желания его родителей.   И ребенок следует этим указаниям, ведь слушать старших - хорошо. Идут года, ребенок растет, возможно даже закончил институт, устроился на хорошую работу, и казалось бы - вот стабильность, вот уверенность в завтрашнем дне, вот четкие перспективы на ближайшие 20 лет. Проходит какое-то время, программа, заложенная родителями успешно выполняется. Но в какой-то момент, возникает ощущение, что работа не такая интересная, денег не хватает, любовь не такая яркая, да и секс какой-то... Нервное напряжение растет, человек пытается успокоить свои чувства, понять что происходит. Пытается решить возникающие вопросы привычными моделями поведения, теми, которые так успешно работали до этого момента, теми, которые привели его к этому моменту. И очень часто это не приносит никаких результатов. Привычный мир с привычными правилами изменяется и человеку приходится учиться жить в этом новом мире. Способов приспособиться конечно много, кто-то сжигает мосты и уезжает в Тибет, кто-то соглашается мириться со своим напряжением и подавляет его, оставляя все на привычных местах.     Каждый человек хочет, и ему нужно любить себя, замечать красоту вокруг, получать от жизни удовольствие, иметь крепкое здоровье, любимого (ую), друзей; заниматься тем, что нравится, а не тем, чем приходится заниматься, вставая каждое буднее утро с постели, уже с утра наполняясь неприятным осадком. Начать получать, а не зарабатывать тяжким трудом солидные деньги, достаточные для стабильно хорошего настроения и внутренней свободы. Начать изучать окружающий мир, путешествовать, радоваться, реализовывать мечты и жить полной жизнью. Читая, слушая и размышляя обо всем этом, человек преисполняется решимости для первого шага – с сегодняшнего дня он начинает новую жизнь, с сегодняшнего дня все будет по-другому, так как он хочет. Этот «накал» угасает почти сразу, после прочтения или прослушивания о такой хорошей жизни. Почему? Потому что это побуждение, не было должным образом закреплено. Ничего конкретного сделано не было, все осталось на уровне намерения и смутных планов. Почему? Потому что не понятно чего хотеть, а иногда просто страшно сделать этот первый шаг в неизвестность, лучше пусть все остается так как есть - пусть плохо, зато не хуже. Для нашего бессознательного - это совершенно верное решение. Куда идти, если нет четкой цели и уверенности, что там лучше чем сейчас?   Так и есть. Он, мир, ждет этого шага. Каждый день, каждую минуту, каждое мгновение. Он прощает нам неудавшиеся попытки, слабость и пессимизм. Он терпеливо ждет. И если вы созрели, для того, чтобы сделать этот шаг и предпринять конкретные действия, то начните с прояснения собственной жизни, а именно - оценки своего текущего уровня Благополучия. Это поможет определиться с вашим настоящим состоянием, а также прояснить для себя в общих чертах желаемое состояние, в котором вы хотите пребывать в результате. Дальнейший Ваш путь будет выглядеть как конкретизация цели работы и усиление желаемого состояния, а также последующее превращение настоящего в желаемое, сопровождающийся повышением готовности к изменениям, получением необходимых для этого ресурсов, уборки сопротивления и выполнением соответствующих психотехнологий и техник, которых достаточно много. Человеческое благополучие делится на пять составляющих: здоровье, любовь и секс, деньги, работа, взаимоотношения.   Оцените эти Ваши области жизни по отдельности и в баллах от 0 до 10 ( где 0 — это абсолютное отсутствие здоровья, денег, любви и т.д., а 10 — будет указывать на максимально отличное положение дел в этих областях) . Оценить это нужно исходя из собственных ощущений, а не сравнивая себя, например, с Абрамовичем по теме денег. Вам потребуются Ваши оценки по следующим направлениям: 1. Здоровье - Психологическое (отношение к событиям в окружающем мире) – ? - Физическое – ? - Духовное (чувство правильности и нужности собственной жизни) – ? 2. Любовь, секс - Любовь – ? - Секс – ? 3. Деньги – ? 4. Работа – ? 5. Взаимоотношения – ? Благополучие в целом — ? Верьте тому баллу, который «пришёл» в первые 8 секунд (2-3 вдоха/выдоха). Остальное, скорее всего уже будет надуманным и не соответствующим истине. Также поставьте бал, насколько Вы благополучны в целом. Этот бал не должен логически исходить из полученных выше оценок, получите его аналогичным образом — просто спросите себя, и первое что пришло — то и выпишите. Для прояснения настоящего и желаемого состояния, лучше сначала ответить на следующие вопросы написав их на бумаге, а потом при необходимости перепечатать в электронный вид: - имею и хочу иметь (то, чем я, к счастью обладаю): ___________________________ - имею, но не хочу иметь ( то, чем я, к несчастью обладаю): ____________________ - не имею, но хочу иметь (то, чем я, к несчастью не обладаю): __________________ - не имею и не хочу иметь (то, чем я, к счастью не обладаю): ___________________   Желательно, чтобы на каждый вопрос было не менее 3 и не более 9 ответов. Помнить свою историю и строить будущее в настоящем - путь, приводящий к успеху и благополучию. Становиться счастливым и эффективным в жизни, тем самым, к которому все идет в руки, который живет с удовольствием и интересом, предвкушая каждый новый день - возможно и так приятно! Об этом говорит мой собственный опыт и опыт моих клиентов! Наметьте свою зону развития - к чему Вы хотите прийти или хотя бы куда продвинуться в дальнейшем. Сделайте свой первый шаг, и мир сделает 10 шагов Вам на встречу. С уважением, Павел Монин Хорошего дня. Желаю Вам успешного и приятного Первого Шага на пути к изменениям!

Павел Монин

Павел Монин

×