Продолжаю публикации на тему комплекса неполноценности, его причин и способов коррекции. Начало тут - http://psycheforum.ru/blog/123/entry-1288-kompleks-nepolnotcennosti-ili-neuverennost-v/
Не смотря на то, что идеи А. Адлера о комплексе неполноценности нашли признание во всем мире, нельзя утверждать, что все комплексы и соответственно чувство неуверенности формируется только в детстве. Неуверенность в себе у человека может сформироваться практически на любом этапе онтогенеза.
Конечно, базовая неуверенность закладывается еще в раннем и дошкольном детстве, благодаря влиянию родителей и значимых взрослых (так, например родители неосознанно могут воспитывать потенциального неудачника, говоря своему малышу, что бы он ничего не трогал и не брал, так как может что-нибудь сломать, разбить или же покалечить самого себя). Дело в том, что для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, родители являются примером для подражания (ребенок в первую очередь идентифицируют себя с родителями и принимает их модель поведения) и идеалом, поэтому все, что исходит от них, в том числе критика и оценка действий малыша, принимается как единственно правильное. Поэтому родителям следует быть очень внимательными и исключить из своей речи слова «плохой», «неумеха», «растяпа» и т.п, ведь нельзя оценивать личность ребенка, нужно давать характеристику только его действиям, поступкам и поведению («ты поступил неправильно»).
Наиболее сензитивным периодом для формирования у ребенка неуверенности в себе можно считать подростковый возраст, когда на фоне внешней неуклюжести, высокой значимости мнения сверстников и максимально критичного отношения к своему виду, резко падает самооценка. Естественно в это время подросток более чувствителен к замечаниям и критике в свой адрес (особенно если это относиться к его внешнему виду, манере говорить и одеваться). Родителям детей пубертатного периода следует быть очень внимательными к происходящим изменениям в личности своего ребенка, и если они замечают у него ярко выраженные комплексы, то в этом случае стоит обратиться к психологу и узнать, как побороть в себе неуверенность и повысить самооценку подростка.
Что касается раннего юношеского возраста, то в это время самооценка должна повышаться (в сравнении с подростковостью), но здесь также есть свои особенности. Дело в том, что в юношеском возрасте активно формируется ценностно-смысловая сфера и происходит завершение наиболее активного периода морально-нравственного развития личности. В это время для молодых людей характерным является яркое проявление своих убеждений, твердое отстаивание позиций, идей и стремление к совершенству (кумиры и идеалы), именно поэтому довольно часто можно услышать в их адрес фраз типа «все это из-за юношеского максимализма». Этот максимализм юноши направляют не только на окружающий мир, но и на самих себя, а несовпадении идеализированных представлений о том, какими они желают быть, с тем, какими они являются в реальности, приводит к появлению неуверенности в себе.
По мере достижения взрослости, способы формирования неуверенности, также как и ее причины, существенно меняются, ведь теперь на человека оказывают воздействия не только родители и друзья, но и все его окружение – сотрудники, руководство, семья, знакомые, посторонние люди, масс-медиа и даже «глобальная паутина».
Неуверенности в себе, как и любое психическое состояние, находит свое проявление как во внутренней (психической) активности человека, так и во внешних реакциях (поведении, поступках и деятельности). О том, что у человека может быть сформировано чувство неуверенности, можно говорить если:
· он зависим от мнения, действий и решений других людей;
· стремиться избегать ответственности (характерен интернальный локус контроля);
· отличается пассивностью и не любит проявлять инициативность;
· у него могут появляться страхи, которые связаны с межличностными контактами и построением взаимоотношений (страшится возможности неодобрения со стороны окружающих, избегает оценки своих действий, старается не попадать в центр событий, сторонится внимания к своей персоне и боится услышать отказ);
· характерный низкий уровень как самооценки, так притязаний;
· не отличается склонностью спонтанно проявляться свои желания и эмоции;
· в качестве психологической защиты может проявляться чрезмерная самоуверенность;
· у него наблюдаются трудности в определении границ в общении и контактах (например, человеку сложно как отказать другому, так и что-то попросить).
---------------------------------------------------------
Консультации по проблемам общения с людьми ( комплекс неполноценности, социофобия) , заикания и других нарушений речи, письма, чтения, голоса - http://psyche.biznet.ru/forum120.html .
Посетите мой подфорум и откройте там свою тему с подробным описанием вашего состояния.
Свои вопросы также адресуйте в ICQ - 376587968 .
Можете написать мне личное сообщение, но для этого надо зарегистрироваться на форуме.
7 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти