Перейти к публикации
Психологический форум PsycheForum
Консультация психолога в Скайпе Консультация психолога в Skype Не откладывайте улучшение качества Вашей жизни на завтра - пишите, звоните сегодня
Процессуальный психолог, инструктор mindfulness Процессуальный психолог, инструктор mindfulness Специализируюсь на работе с эмоциями, самооценкой, реализацией. Работаю очно в Москве и по skype.
Экзистенциальный психолог Иван Стригин Экзистенциальный психолог Иван Стригин 8 лет успешно помогаю людям решать их проблемы. Первая пробная консультация. Есть скидки.
Телеграм для психологов Телеграм для психологов Канал для психологов и тех, кому интересен внутренний мир.Теория, практика, личное мнение.
  • записи
    74
  • комментариев
    108
  • просмотр
    138 171

Типичные искажения восприятия и понимания людей.

Алёна7

6 693 просмотра

blog-0025483001471687850.jpg

Можете ли вы сказать наверняка, какой человек перед вами? Вы точно видите суть личности и выносите свой вердикт , опираясь на известные вам детали? Не спешите с выводами)), ибо они могут оказаться ошибочными.

Мы довольно часто искаженно воспринимаем личность, поведение, действия других людей. Есть некоторые факторы, которые мешают правильно анализировать окружающих. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее причисляются к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремлением сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

4. Безотчетное структурирование личности другого проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные индивидуальные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается;

5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности обобщается на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.

6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая других, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Упрямый подозрительный индивид склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение . И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную , все равно помнить и учитывать вы больше будете именно её. На восприятие другого влияет и настроение самого оценивающего: если оно мрачное (например из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».

8. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции.

Каузальная атрибуция - то или иное понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.

Каузальная - причинная, вследствие той или иной причины. Атрибуция — приписывание, приписывание характеристик себе или другому человеку. Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру.

Чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны по поводу него ошибаться, придумывать о нем. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы ("это из-за ситуации!"), а нестандартному — личные ("это его решение или особенности"). Самая распространенная ошибка - объяснение поведения личными особенностями человека там, где оно на самом деле определялось ситуацией.

"Ты нарочно!" - "Нет, пойми, просто сложилась такая ситуация..." - "Я тебе не верю! Не вали все на ситуацию!"

Свои успехи мы чаще приписываем себе, неудачи объясняем такой ситуацией. Для чужих успехов и неудач - всё прямо наоборот.

Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

 

На восприятие влияют и предубеждения — эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

На понимание влияют установки — неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать и реагировать заранее сформированным способом без полного анализа конкретной ситуации.

 

Установки имеют три измерения:

• когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

• аффективное измерение — положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;

• поведенческое измерение — готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Установки формируются: 1) под влиянием других людей (родителей, СМИ) и шлифуются к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом; 2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.

Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает и интерпретирует информацию. Изображение лица на фотографии может совершенно по- разному оцениваться (это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке: гестаповец или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжать существовать, несмотря на дискредитацию.

 

Для того, чтобы изменить убеждение, часто требуются более сильные доказательства, чем те, которые требовались для его создания.

-----------------------------------------------------------------

Консультации по проблемам общения с людьми ( страх публичных выступлений, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, социофобия) , заикания, логоневроза и других нарушений речи ( в том числе, после инсульта), письма, чтения, различных нарушенийголоса -https://psycheforum.ru/forum120.html/

Отзывы о работе - читайте тут

Посетите мой подфорум и откройте там свою тему с подробным описанием вашего состояния.



6 комментариев


Рекомендованные комментарии

Всё совершенно верно.

Добавлю только, что подход этот можно расширить и на всё что происходит с человеком.

 

Начался дождь, один радуется ему и видит в нём плюсы. А другого любая погода раздражает...

 

Это все зависит от сформированной личности человека. И после того как сформирована, меняется очень слабо.

 

Из вне мтровозоение исправить врят ли возможно. Только если сам человек поймёт и захочет измениться. Он может полностью перестроить своё мировоззрение и личность.

Хотя даже в этом случае, сильные внешние фпкторы могут иногда вызывать рецедивы старых реакций и привычек.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Всё совершенно верно. Добавлю только, что подход этот можно расширить и на всё что происходит с человеком. Начался дождь, один радуется ему и видит в нём плюсы. А другого любая погода раздражает... Это все зависит от сформированной личности человека. И после того как сформирована, меняется очень слабо. Из вне мтровозоение исправить врят ли возможно. Только если сам человек поймёт и захочет измениться. Он может полностью перестроить своё мировоззрение и личность. Хотя даже в этом случае, сильные внешние фпкторы могут иногда вызывать рецедивы старых реакций и привычек.

все развиваемо) И любое мировоззрение можно расширить (естественно, не без желания самой личности).

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

По моему опыту, даже осознавая нелогичность (например, отсутствие объективных причин воспринимать человека тем или иным образом) восприятия собой другого человека, очень трудно сопротивляться этому восприятию, не хватает терпения обдумать и во всем разобраться без спешки. Трудно даже подавлять (не давать ему взять верх) сомнительное восприятие.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

По моему опыту, даже осознавая нелогичность (например, отсутствие объективных причин воспринимать человека тем или иным образом) восприятия собой другого человека, очень трудно сопротивляться этому восприятию, не хватает терпения обдумать и во всем разобраться без спешки. Трудно даже подавлять (не давать ему взять верх) сомнительное восприятие.

Всё верно. Поведенческий стереотип... который при правильном подходе можно изменить в ту сторону, какая необходима))

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×