Перейти к содержанию
  • записей
    109
  • комментариев
    420
  • просмотров
    85 579

АринаА

1 599 просмотров

- Лиам, слушай, хамелеоны не относятся к самым опасным хищникам. Всё, что может Кори, – это только исчезать.

– Может, это и нужно ему сделать?(с)

Я выросла в маленьком провинциальном городке. Я помню рощу за окном и пруд. Мы с подружкой ходили лечить деревья. Половина их была перемазана зеленкой и перемотана бинтами. Странное занятие, не правда ли? И странная девочка. В школе меня травили - я не была похожа на детей этого класса. Когда вышел фильм "Чучело", мне казалось, что я его уже видела. Многие покрутили пальцем у виска. Сёльви Магерёй подвергалась травле в течение многих лет. Свои чувства она выразила следующим образом (Midtbo, Mageroy, 2004. P. 21).

Отче Наш,

Сущий на небесах,

Будь так добр, помоги мне стать невидимой

Или пошли мне друга,

Если это возможно.

Аминь.

 

 

Моббинг - это одна из разновидностей насилия, эмоциональное насилие. В Англии эта разновидность насилия называется буллингом, а у нас - просто травлей. Моббингу часто подвергаются дети в школе, однако среди взрослых - в трудовых коллективах и других социальных группах - это явление нередкость.

Последствия травли становятся негативными как для жертв, так и для преследователей.

Как пишет Ноа Девенпорт,

это коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства, осуществляемые с целью заставить его/ее уйти с места работы или покинуть социальное сообщество. Средством достижения цели является распространение слухов, запугивание, социальная изоляция и в особенности унижения. В результате этого непрекращающегося крайне выраженного враждебного отношения психическое и физическое состояние человека, ставшего жертвой такого преследования, может сильно ухудшиться.

Человек, ставший жертвой моббинга, систематически начинает подвергаться нападкам, упрекам, несправедливым обвинениям, подрывающим его достоинство. Результатом всегда является психологическая травма. Для моббинга нужен всего лишь один преследователь и этого бывает уже достаточно для того, что группа могла "заразиться вирусом" моббинга. Впервые термин "моббинг" ввел в обиход психолог Ханц Лейман, который занимался исследованиями в области социальной психологии. Моббингу часто подвергаются новые члены коллектива, хотя никто от него не застрахован в силу динамики социальных групп.

 

Сочетание недостатка основополагающей надежности, внутренней уверенности и спокойствия создают мощный, но кратковременный заряд в антагонистических группах. Это порождает зависимость — люди все время должны обеспечивать себе внешнего противника, чтобы им было хорошо вместе. В результате возникает чувство сопричастности, повышается сплоченность между преследователями (Roland, Idsoe, 2001). Именно эта «подпитка» отношений в процессе совместной травли является центральным элементом системы в теории моббинга.

Власть над жертвой и принадлежность к группе — мощные движущие силы моббинга. Но при этом происходят и процессы иного рода, а именно — разрушение и отказ механизмов, сдерживающих от нанесения вреда другим. Точнее, определенным людям

 

Прелюдия плавно переходит в собственно моббинг, внешне это может выражаться в количестве преследователей — их становится больше. В наиболее активной фазе преследователи придумывают все новые обвинения. Они используют какие-либо факты из прошлого, но зачастую просто цепляются к тому, что жертва делает или говорит здесь и сейчас. Если жертва отвечает, ее ответы будут истолкованы не в ее пользу; если не отвечает — это служит поводом для обвинения в невежливости.

После этого преследователи продолжают обсуждать произошедшее, таким образом «легитимизируя» свое поведение. В их разговорах факты искажаются еще сильнее, и преследователи приходят к согласию: жертва получила по заслугам, мало того — есть еще масса вещей, за которые с ней нужно расквитаться

 

Как правило, моббинг происходит на глазах у многих наблюдателей (Cowie, 2000; Salmivalli et al., 1996). Примечательно, что свидетели пассивны (Aronson, 1995; Hauge, 1980). . Существует еще одно обстоятельство, его принято называть «фиктивной нормой». «Фиктивная норма» порой начинает работать, когда человек не один наблюдает за измывательствами. Отдельный наблюдатель начинает думать, что остальные воспринимают нормально или поддерживают происходящее, хотя ему самому это не по душе; и так думает каждый из наблюдателей, что и делает такое восприятие «нормой». В итоге вопреки личным убеждениям каждый из наблюдателей воздерживается от вмешательства, поскольку ошибочно полагает, что остальные считают происходящее приемлемым (Aronson, 1995; Hauge, 1980; Roland, 1999). Свидетели моббинга порой робко аплодируют или даже вовлекаются в моббинг (Cowie, 2000; Salmivalli et al., 1996). Это происходит потому, что преследователи иногда кажутся им достойными подражания (Bandura, 1973, 1983). Это поощряет преследователей, а жертва при этом чувствует себя еще более униженной и воспринимает ситуация как все более угрожающую. Возможно, среди наблюдателей жертва видит кого-то, кого считала своим другом. Пассивность друзей или выражение ими одобрения действий преследователей переживаются как предательство и становятся особенно горькой пилюлей. Неудивительно, что факторы власти и сопричастности в проактивной агрессивности сильнее всего стимулируются непосредственным участием в моббинге, но и наблюдение за моббингом также является определенным стимулятором

 

Преследователи редко атакуют без предварительной подготовки (Roland, 1983). Сперва им надо найти повод для обвинения. Обычный прием — припомнить что-нибудь из прошлого. Например, несколько дней назад жертва моббинга сказала (или сделала) нечто одному из преследователей или кому-то еще, и это можно использовать. Смысл высказывания, как правило, передергивается и истолковывается негативно, чтобы оно стало заслуживающим критики. С этого момента преследователи начинают травлю. Еще один вариант — тем или иным образом спровоцировать жертву. Издевки или угрожающее поведение — обычные инструменты провокации. В конце концов жертва моббинга допускает промах, который можно истолковать негативно. Это тут же используется для усиления давления и уничижения жертвы. Часто один из преследователей руководит игрой

Лейман так описывает стадии моббинга:

 

1. Критический инцендент. Эта стадия может быть очень короткой и пройти незамеченной. Бывает так, что критическим инцендентом является зависть или неприятие "инакомыслящих"

2. Многие из приведенных далее коммуникативных ситуаций встречаются в обычной жизни. Однако в случае моббинга деструктивная коммуникация продолжается в течении длительного времени и является систематической. Все действия становится подчинены одной цели - задеть чувство достоинства человека, обесценить его взгляды и "наказать" его. Таким образом на сцену выступает манипулирование. Оно направлено на репутацию жертвы травли - слухи, клевета, насмешки. Наряду с этим жертве не дают возможности оправдать себя, ее не слушают и каждое ее высказывание оборачивают против нее. Любое мнение и убеждение жертвы становится объектом для нападок. Основной смысл этого этапа моббинга - высмеять жертву и если он протестует, то обращаться с ней как с врагом, чтобы нанести ущерб его репутации.

3. Если травля происходит на работе, может формироваться такая ситуация, что руководство берет на себя "дело моббинга", поскольку жертва моббинга становится "белой вороной" в группе. Ее обвиняют в том, что она сама сформировала такую ситуацию , у нее личностные проблемы и требуют взять ответственность на себя. Стоит заметить, что вторая стадия моббинга действительно может привести к оборонительному поведению, но это трактуется исключительно как агрессия жертвы.

Phase 4: Жертвы моббинга страдают от последствий травли , поскольку получают психологическую травму и соматические проблемы. Однако моббинг может иметь отдаленные последствия. Например, сотрудники компаний, рассматривающие кандидатуру жертвы моббинга, могут обращаться за рекомендациями на предыдущее место работы. И можно представить - какие рекомендации ему дадут.

Эффект моббинга может быть очень серьезным

  • Социальная изоляция, стигматизация, добровольная безработица, социальная дезадаптация.
  • Потеря ресурсов; система преодоления трудностей ломается.
  • Чувство отчаяния и полной беспомощности, чувство гнева всвязи с несправедливостью,
  • большой тревоги и отчаяния.
  • Депрессий, самоуби1ств (особенно среди подростков) психосоматических заболеваний.
  • Есть подозрения, что опыт, вытекающий из этого социального насилия оказывает влияние на иммунную систему и может привести отдельных случаях к раку.

По материалам "Психология моббинга", Э. Руллан

Частичный перевод отрывка из книги Леймана "Моббинг и психологический террор на рабочем месте"

10 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Каждый случай уникален. Иногда человек сам провоцирует агрессию окружающих.

Интересно, а как?

Ссылка на комментарий
Ну вот - потенциальный участник моббинга подтянулся.

 

Эмм. Участник или жертва? :-D

Ссылка на комментарий

разряд молнии движется по пути наименьшего сопротивления. Социальные и психические процессы протекают схожим образом - если в коллективе искрит,то всегда в нём найдётся авторитарный манипулятор, что выберет среди членов коллектива терпилу-молниеотвод или козла отпущения. Я так это вижу и понимаю( и знаю).  

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...