Перейти к содержанию
  • записи
    74
  • комментариев
    108
  • просмотров
    150 887

ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ. Безграмотность или нарушение речи?


Алёна7

2 995 просмотров

Всем доброго времени суток. ))

 

Начать статью решила с откровений одного дисграфика ( дисграфия - нарушение письменной речи , о котором пойдёт повествование ниже)...

Материал взят с его странички и называется "Причины безграмотности или исповедь дисграфика".

Итак..

Цитата

Мне 21 год, я студент химик. На первом курсе, один профессор смотрел мою домашнюю работу и сказал: «Пишешь ты хорошо и умно, но вот почему так безграмотно?» Я ему ответил, что: «Пишу либо умно, либо грамотно». Он засмеялся.

 

Так оно и есть в жизни. Я могу либо писать, что думаю, и тогда будет несусветная ахинея, ужас филолога. Или писать грамотно, но тогда на 1000 символов, придётся угрохать 30 минут редактуры. Что и было сделано с этим текстом. Контестенцию я не смог исправить, даже гугль не понимает, что за слово я имею в виду. Вот до того, сильным бывает эта самая безграмадность. К слову как она пишется? В тексте я её исправлять не буду, оставлю для примера.

Могу кстати объяснить, почему дисграфия у меня осталась со школьных годов. Я про свой диагноз узнал относительно недавно, где-то с год назад.

В школе я был хорошим учеником, учёба мне нравилась. Все предметы казались лёгкими кроме двух – русского языка и чтения. Я когда читал, не мог понять текст (да и сейчас нужно сильно концентрироваться, чтобы понять смысл текста сразу). С русским языком всё было интереснее, правила я учил. Рассказывал. Как начинался диктант, так учителя вешались. От 4 до 15 ошибок минимум. Ни один диктант за все 11 лет учёбы не написал на 5. Максимум на 4 и то один раз. Все остальные 2 как правило, реже на 3. Учителя думали, что я над ними издеваюсь, у меня время от времени, почерк то мелкий, то крупный был. А нет, оказывается это всё следствия запущенности дисграфии. Вообщем, за 11 лет они не удосужились, как-либо попробовать мне помочь научиться грамотному письму, более того, я всё время конфликтовал с учителем русского языка. В итоге всё желание познавать этот предмет отбили. Хотя я очень люблю русский язык, он очень красивый, эмоциональный. Но с грамматической точки зрения мне он не даётся.

 

 

А теперь рассмотрим, что же это за зверь "дисграфия"? ))

 

Очень часто причиной низкой грамотности как у детей, так и у взрослых, является несформированность тех или иных нюансов устной и письменной речи.

 

Общая информация о дисграфии и причины её возникновения .

 

Дисграфия - это специфическое нарушение письма. Наиболее часто оно встречается у несовершеннолетних. Виды дисграфии, которые могут встречаться у детей, характеризуются проблемами при овладении навыками письма. Такое состояние возникает у ребенка при нормальном развитии интеллекта. Многие родители не сразу осознают, что у ребенка присутствует нарушение. Они нередко принимают его за недостаточный уровень знаний. Нарушение (все виды дисграфии) не возникает самостоятельно. Оно может сопровождаться иными состояниями. К ним можно отнести дислексию, общее недоразвитие речи или задержку психического развития. Ребенок с дисграфией совершает одни и те же ошибки. Они обусловлены не до конца сформированной высшей психической деятельностью, которая принимает участие в процессе письма. Виды дисграфии, которые встречаются у детей, доставляют им множество проблем, из-за которых они с трудом овладевают письменной речью. Ребенка, который имеет данное нарушение, непросто научить читать.

 

Точную причину возникновения состояния определить достаточно трудно. На формирование данного нарушения влияет множество факторов. К одному из них можно отнести неравномерное развитие полушарий головного мозга. Существует мнение, что виды дисграфии и дислексии возникают в связи с генетической предрасположенностью. Такое нарушение также нередко возникает у детей, которые живут в двуязычных семьях. Известны следующие комплексные причины возникновения состояния: Низкий уровень интеллекта. Известно, что для того, чтобы научиться читать и писать, ребенок должен иметь хотя бы средний уровень развития. В ином случае могут возникнуть трудности с восприятием устной речи и запоминанием написания букв. Трудности с установлением последовательности. В таком случае ребенок не может понять правильное расположение букв в слове. Он либо пишет медленно и правильно, либо спешит, но допускает при этом множество ошибок. Невозможность обработать зрительную информацию. В таком случае ребенку трудно читать. Он не может быстро проанализировать то, что видит. Нередко виды дисграфии (нейропсихология об этом говорит) возникают у детей, которых родители начинают обучать грамоте, не обращая внимания на их психологическую неготовность. Нарушение может формироваться после травмы головного мозга. Нередко к причинам можно отнести нечеткость и неправильность речи окружающих.

 

Дислексия. Общая информация

 

 

В большинстве случаев помимо дисграфии у ребенка возникает дислексия. Данное состояние характеризуется избирательным нарушением способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении способности к обучению. Оно имеет нейрологическое происхождение.

К признакам данного состояния можно отнести замедленное чтение с перестановкой букв.

Существуют следующие виды дислексии:

 

фонематическая;

семантическая;

аграмматическая;

оптическая;

мнестическая.

 

Человека, который имеет дислексию, распознать нетрудно. Как правило, у него могут наблюдаться угадывающие чтение, трудности пересказа, множество ошибок при списывании, обостренный эстетический вкус и раздражительность. Люди, имеющие дислексию, достаточно необычно держат письменные принадлежности. Если у ребенка наблюдается хотя бы один симптом, рекомендовано обратиться как можно раньше к специалисту.

 

Симптомы дисграфии .

 

Дисграфия характеризуется типичными и повторяющимися ошибками в процессе письма. Они не связаны с незнанием правил орфографии. Ошибки характеризуются смешением или заменой букв. Наблюдается нарушение буквенно-слоговой структуры слова. Одним из симптомов является неразборчивый почерк. В таком случае буквы имеют разную высоту и наклон. Они могут также находиться над или под строкой. Некоторые виды дисграфии и характер ошибок можно распознать по нарушению разговорной речи. В ней присутствуют те же ошибки, что и на письме. Наблюдается частая замена букв на схожие по фонетическому признаку. Со временем в разговорной речи может наблюдаться деление слов на слоги, а предложений на слова. К симптомам дисграфии также относится присутствие в словах новых букв или отсутствие окончаний. Данные признаки наиболее распространены среди школьников. Может также присутствовать неправильное склонение по падежам, родам и числам. Такие признаки возникают при несформированности речи. К симптомам дисграфии также относится добавление в слова лишних элементов. Человек с данным нарушением имеет неврологические расстройства, низкую работоспособность и снижение внимательности. Такие дети достаточно плохо запоминают полученную информацию. Может также наблюдаться зеркальное написание букв.

 

Разновидности дисграфии

 

Существует пять основных типов:

 

акустический;

аграмматический;

артикуляторно-акустический;

оптический;

моторный.

 

Описание видов дисграфии

 

Нередко у детей встречается именно артикуляторно-акустическая дисграфия. В таком случае ребенок пишет так, как произносит. В ее основе лежит отражение неправильного произношения на письме. Чаще всего ребенок пропускает буквы или заменяет их на другие. Нередко ошибки на письме остаются после коррекции разговорной речи. Дети нередко заменяют в письменной речи глухие звуки "П", "Т", "Ш" на "Б", "Д", "Ж". Часто заменяются и шипящие на свистящие. В таком случае вместо "Ж", "Ш" ребенок пишет "З", "С".

Причина возникновения состояния на почве нарушений языкового анализа и синтеза - затруднение при делении предложений на слова. У детей с такой дисграфией возникают также проблемы с разделением слов на слоги и звуки. В таком случае ребенок пропускает гласные, согласные звуки, а также наблюдается слитное написание слов. Нередко встречается и акустическая дисграфия (нарушение фонемного распознавания). Данный вид нарушения характеризуется заменой букв на схожие по фонетическим признакам ("лес" - "лис"). Стоит отметить, что произношение остается правильным. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: ч-т, ч-щ и другие.

Акустический вид дисграфии проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме ("писмо", "лубит"). В тяжелых случаях могут смешиваться далекие артикуляторно и акустически звуки. Виды акустической дисграфии встречаются наиболее часто у детей дошкольного возраста.

Еще один тип дисграфии - аграмматический. Он связан с недоразвитием грамматического строя речи. Данный тип проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения или текста. В таком случае в письменной речи детей наблюдаются трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Их последовательность не всегда совпадает с последовательностью описываемых событий. Могут также наблюдаться замены суффиксов и префиксов ("захлестнула" - "нахлестнула").

Также существует оптическая дисграфия. В таком случае ребенок не может написать отдельные буквы. Это связано с непониманием их строения. Каждая буква состоит из отдельных элементов. Ребенок с оптической дисграфией не может понять процесс их соединения и написания.

Существует также дисграфия смешанного вида. Она диагностируется в том случае, если у пациента присутствует сразу несколько видов нарушения. Избавиться от такого состояния достаточно трудно. Без помощи специалиста не обойтись.

 

Лечение дисграфии у специалиста

 

В некоторых случаях бессмысленно ругать ребенка за ошибки в орфографии и разговорной речи. Родителям рекомендовано заранее изучить, что такое дисграфия. Вполне возможно, что ошибки связаны не с нежеланием учиться, а с нарушением. Для того чтобы избавиться от него, потребуется прибегнуть к помощи опытного специалиста-логопеда. Процесс корректировки дисграфии длится достаточно долго. Однако без него, к сожалению, не обойтись. Дисграфия всегда связана с неполноценным развитием одной из структур головного мозга.

Нередко детям назначается медикаментозное лечение. К сожалению, одни таблетки ситуацию не исправят. Главная часть коррекции проходит на занятиях у логопеда. Достаточно важно обеспечить ребенка поддержкой. В процессе коррекции также должны участвовать родители. Стоит отметить, что чаще всего нарушение обнаруживается в возрасте 8-10 лет. Именно в этот период ребенок может полноценно анализировать услышанное и записывать его. Дети с дисграфией часто переживают из-за своей проблемы. Они опасаются сделать ошибки. Именно поэтому они прогуливают занятия и уклоняются от выполнения домашнего задания. Родители должны относиться к такому ребенку с пониманием и ни в коем случае не ругать его.

 

Многим преподавателям неизвестны виды дисграфии, и коррекция их на занятиях в общеобразовательных учреждениях не проводится. Если учитель жалуется на низкую успеваемость ребенка, которая связана с неправильным прочтением или написанием слов, родителям необходимо уделить должное внимание данной проблеме и обратиться к логопеду-нейропсихологу для диагностики.

 

Итак.. Я думаю, внимательные читатели уяснили))... Дисграфия - это состояние, которое характеризуется специфическими нарушениями письменной речи. Оно почти всегда сопровождается дислексией. Выявить данные состояния достаточно трудно. Нередко родители принимают ошибки ребенка за нежелание учиться.

 

Учитывая, что нескорректированная в детстве дисграфия может служить источником проблем для взрослого человека, как описывалось в начале статьи, то любому, кто изъявит желание улучшить качество своей речи , письма, - прямая дорога на консультацию к логопеду-нейропсихологу.

_________________________________________________________________

Консультации по проблемам общения с людьми ( страх публичных выступлений, неуверенность в себе,комплекс неполноценности, социофобия) , заикания, логоневроза и других нарушений речи ( в том числе,после инсульта), письма, чтения, голоса ( после операций на щитовидной железе) - http://psyche.biznet.ru/forum120.html .

Отзывы о работе - читайте тут

 

Посетите мой подфорум и откройте там свою тему с подробным описанием вашего состояния.

4 Комментария


Рекомендуемые комментарии

У меня похоже и дисграфия и дислекция .

Супруга говорит, почему я такой безграмотный, при таком огромном количестве прочитанных книг.

 

Проблема, только во времени на проверку орфографии.

 

Чем быстрее пишу тем больше ошибок .

Ссылка на комментарий
  • Психологи

Не путайте рассеянность, невнимательность  с нарушением. 

Обратите внимание..  что безграмотный человек прекрасно может осознавать свои ошибки. Если он выучит правильное написание слов или верную расстановку знаков препинания  и попрактикуется, то проблема будет решена. 

Дисграфик или дислексик не опознаёт , не имеет возможности анализировать письменную речь. Он может 5 раз подряд перечитывать предложение и не видеть искажений. 

Мало того...  если само произношение у него нормальное, он читает  слово не так, как оно им написано, а как оно должно было бы быть верно отражено. Предположим, он  вместо слов "глаза, кофе, шкафы" написал "гласа, кове, шкавы" . При анализе , побуквенном, он упорно называет правильные буквы и не видит замены.  

Ссылка на комментарий
  • Психологи

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Как показывают исследования, дислексия присутствует у одного человека из десяти, причём у большинства из них она вообще не была выявлена, а это значит, что эти люди не получили своевременной квалифицированной поддержки.

Более того, для некоторых из них недиагностированная дислексия является «скрытой инвалидностью», которая может привести к потере ориентации в учебной среде, проблемам на работе и снижению самооценки.

Даже те, кто был своевременно диагностирован, испытывают трудности с чтением и письмом в различных аспектах своей жизнедеятельности. Очевидно, что дислексия является специфическим расстройством чтения и письма, но это не свидетельствует о низком уровне интеллекта.

Надо понимать, что дислексия, независимо от возраста её обнаружения, успешно корректируется при помощи специальных упражнений.

Как вы полагаете, у Вас могут быть признаки дислексии? Давайте проверим.

Заполните, пожалуйста, краткий тест по самооценке дислексии для взрослых:

 

1-Как вы читаете: медленно или быстро?

2-Были ли у вас в школе проблемы с чтением?

3-Приходилось ли вам перечитывать несколько раз текст для того, чтобы понять содержание?

4-Испытываете ли Вы затруднения при чтении вслух?

5-При письме вы пропускаете или переставляете буквы?

6-В настоящее время встречаются ли ошибки в написанном Вами тексте, несмотря на проверку грамотности компьютером?

7-Сложно ли вам произносить многосложные слова в процессе чтения?

8-Что Вы предпочитаете читать : журналы, короткие статьи или книги, романы?

9-Трудно ли Вам было изучать иностранный язык в школе?

10-Нравятся ли Вам проекты или курсы, требующие большого объёма чтения?

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...