Перейти к содержанию
  • запись
    1
  • комментариев
    49
  • просмотра
    722

Иллюзия образования


Квадрат

1 422 просмотра

У нас есть мощная система образования, в которой задействованы миллионы людей, но есть ли у нас образование?

 

"Согласно исследованиям экспертно-аналитического центра РАНХиГС, только 20% выпускников вузов идут работать по специальности, из них более половины в первый же год меняют сферу деятельности. Больше трех лет работают по специальности менее 30% из тех самых 20%. Причем более 70% студентов раскаиваются в выборе специальности уже на первом курсе."

 

Исходя из данного исследования, получаем эффективность профессионального образования менее 10%. То есть смысла в существующей системе нет, а система существует ради самой системы, а не образования. Люди же, вопреки системы, образовываются, находят работу, делают карьеру, потому что любознательность и стремление к развитию не остановить, ибо это свойство человеческой натуры.

Хотя конечно, система образования на всем протяжении своего воздействия на ребенка и да же взрослого, отрабатывающего принцип непрерывного образования, старается подавить любознательность, остановить творческое развитие с помощью негативного отношения к ошибкам и жестком оценивании результатов обучения, постоянном контроле, выставлении рамок, в заставлении запоминать ненужную информацию и др.

Результатом этой системы, является низкий результат в тесте PISA, который оценивает не академические знания, а возможность их применения в реальном мире.

Как спасти детей от нашего образования? Приглашаю к обсуждению в группу Навыки 21 века https://vk.com/yfingram

49 Комментариев


Рекомендуемые комментарии



Так что же дети идут получать образование по специальностям, которые им безынтересны?

 

Почему не меняют специальность еще на первых курсах, если стало понятно, что не для них она?

Ссылка на комментарий

Потому что мама заругает, например. Потому что учеба крайне далека от реальной жизни. Потому что не тот уровень свободы личности, чтобы адекватно выбирать. Потому что есть стереотип, если поступил - надо закончить, вдруг повезет и на дипломные корки кто-то посмотрит.

Ссылка на комментарий

Да, есть такое. Даже не знаю. С удовольствием бы перевела сына на домашнее обучение, но понимаю, что не справлюсь, здраво оценивая свои силы.

Была на конференции на которой выступала Людмила Петрановская по поводу образования, во многом с ней согласна. Устарело все, устарела система образования:
 

Если родитель помогает с домашкой, это "признак неблагополучия"?

1. Что не так со школой? Школа — это большой анахронизм. В своем выступлении известный психолог Людмила Петрановская напомнила, что современная школа  была создана для эпохи индустриализации. В то время успех зависел от того, насколько слаженно будут работать огромные системы с большим количеством как металлических, так и человеческих “винтиков”.

Школа блестяще справлялась с этой задачей: она хорошо готовила кадры, которые делали конкретные вещи по одинаковым стандартам.

Цитата

Идея, на которую нацелена школа: будь хорошим, учи алгоритмы, и если ты будешь добросовестным, надежным исполнителем, не будешь лениться, то найдешь свое место в мире. И тут мы понимаем, что это  - засада, потому что в современном мире это - неправда.  

- Школа учит не тому.

Цитата

90% того, чему учит школа, в реальной жизни не нужно. А те 10%, которые нужны, она, к сожалению, тоже не дает.

В том потоке информации, которую мы пытаемся “впихнуть” в головы детей, они не успевают понять суть. Все тонет в огромном количестве необработанных, неосмысленных, непонятых хаотичных знаний. И получаем студентов, которые помнят, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, но совершенно не понимают, почему.
 

Цитата

Более того, мы не даем пройти человеку свой путь, почувствовать зов, на что откликается сердце. Где твоя миссия, для чего ты создан? Как работать, если у тебя не получается? Что делать, если не хочется делать уроки? Ответы на эти вопросы - куда важнее, чем “Сколько будет 2+2”.

Школа должна научить ребенка быть хозяином самого себя, ставить цели, планировать, работать со своей мотивацией, преодолевать ошибки. Но этого не происходит.

- Школа не для детей.
 

Цитата

Мы много думаем о содержании образования, методике, но, как ни странно, мы мало думаем о детях.

Идет много вопросов по форме: “писать сочинения - не писать сочинения”, “сдавать ЦТ - не сдавать ЦТ”. Людмила Петрановская уверена, что нет никакой проблемы в ЦТ как в таковом. Проблема в том, что тесты и экзамены стали самоцелью, ради которой существует школа и ради которой существуют дети в школе. Получается, что форма подмяла под себя все другие ценности. Современная школа воспринимает детей как сосуд, в который нужно вложить знания и передать их следующим поколениям.
 

Цитата

Проблема в том, что учитель любит Льва Толстого больше, чем ребенка.

Дети это чувствуют, они понимают, что что школа - не для них, что они в ней - лишь средство. А им хочется, чтобы учитель приходил в школу к нему: чтобы учитель его видел, разговаривал с ним, помог развиваться и раскрывать свой собственный потенциал. 

- У детей нет права на ошибку.

Школа сравнивает детей с неким стандартом. Все ошибки ребенка однозначно трактуются как вина, а не как возможность, не как признак того, что человек делает что-то новое. Это сильно замедляет рост, препятствует любому развитию. 
 

Цитата

Когда вы утром делаете яичницу - вы скорее всего не совершите ни одной ошибки. В этот момент вы не учитесь, а делаете то, что уже умеете. Если ребенок что-то делает, не ошибаясь, это говорит о том, что это - не учебная, а какая-то другая деятельность.

- Детей не учат командной работе.

Людмила Петрановская в своем выступлении напомнила, что наше образование построено вертикально, никакая командная деятельность не предусмотрена. Если дети начинают перешептываться на уроке, то сразу же слышат:

Цитата

Не смотри, не разговаривай, не списывай.

Что делать?

- Уйти в катакомбы.

На вопрос из зала, что родитель может сделать для своего ребенка уже сейчас, если забрать из школы невозможно, Людмила Петрановская дала простой и понятный ответ. По мнению спикера, в школе как таковой нет ничего плохого. Но школа - это организм, который совершенно не адаптирован к современным реалиям. Выхода из сложившейся ситуации два: либо дать полную свободу, чтобы школа сама адаптировалась к изменениям; либо понять, что нужно делать и самим организовать эти изменения. Второй вариант хорош для маленьких стран, таких, как, например, Эстония. Однако для школы в более крупном государстве, для школы с большими заслугами более разумен первый вариант.

Цитата

Ни наше, ни ваше государство не занимается ни реформой, ни убиранием рук. Мне кажется, наше с вами будущее - это катакомбные школы. 

Это школы, в которых формально дети будут на семейном образовании, а реально родители будут объединяться, привлекать талантливых педагогов, пробуя новые методы и уходя от контроля архаичного государства.

Цитата

В мире всегда так: либо ты признаешь изменения, либо изменения происходят сами и тогда уже извини - как получится.



 

Ссылка на комментарий

Внезапно, самая главная особенность ставящая человека во главе видов, а именно способность передавать накопленный опыт следующим поколениям, объявляется бесполезной ? Если учесть что те 70% раскаивающихся проживут свою жизнь посредственностями вне зависимости от того, получат они образование или нет, прогресс движется меньшиством способным обучаться, развиваться и в последствии делать открытия, выходить на новый уровень понимания всего что касается жизни человечества. Именно система образования помогает им не затеряться среди подавляющего большинства заурядностей.

Ссылка на комментарий

Система образования помогает посредственностям оставаться ими. Те 10% людей, которые управляют, не являются продуктом системы, они скорее развиваются вопреки ей. В основном, яркие личности формируются под воздействием другой личности, например талантливого учителя-наставника, или в результате грамотного родительского воспитания.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий

Кроме нужного образования для успеха имеют значение личностные качества, мобильность, пластичность психики. Образование это как основа для дальнейшего развития. Ещё понимание своих интересов, призвания.

Ссылка на комментарий

Так вот именно формирование качеств, навыков, умений, компетенций и может стать целью образования, а не наполнение "сосуда знаниями" с обязательным проверкой этой наполненности.

Ссылка на комментарий
3 часа назад, ДLana сказал:

Кроме нужного образования для успеха имеют значение личностные качества, мобильность, пластичность психики. Образование это как основа для дальнейшего развития. Ещё понимание своих интересов, призвания.

Успех и бузовой есть, я про людей которые делают что-то реальное, своим умом и трудом, приносят развитие в мир,  в культуру, в науку, способствуют улучшению системы, ставят рекорды и т.д. 

 

Ссылка на комментарий
3 часа назад, Квадрат сказал:

Так вот именно формирование качеств, навыков, умений, компетенций и может стать целью образования, а не наполнение "сосуда знаниями" с обязательным проверкой этой наполненности.

Т.е. ты предлагаешь каждого, с детства, учить отдельной профессии, не давая общего образования ? А как ещё мотивировать детей учиться кроме как обязательствами и проверками ? Не помню что бы я, или кто-то из одноклассников расстраивался из-за того что не надо идти в школу потому что на улице морозы. 

Ссылка на комментарий
4 часа назад, Квадрат сказал:

Так вот именно формирование качеств, навыков, умений, компетенций и может стать целью образования, а не наполнение "сосуда знаниями" с обязательным проверкой этой наполненности.

Меня возмущает, что в образование за каким-то внесли элемент трэша психологического.

К примеру - не сдадите после 9-го ОГЭ - уйдете со справкой и все дороги в жизнь будут закрыты...

И вот эта пугалка, год работы на тестилку, перелопачивание кучи документов...

 

Вообще-то в таком возрасте у детей как раз переходный период, а им нервяка на голову...

И что по итогам - какие-то троешники пролетают на тестилке, а хорошисты от волнения /пишут то в чужих учебных заведениях, за частую/ - на 2... Даже такое бывает...

Мало того - в тесте вопросы не корректные попадаются... Двояко читаемые...

Есть даже такое, что и не проходят...

 

 

Ссылка на комментарий
46 минут назад, Лунатик228 сказал:

Т.е. ты предлагаешь каждого, с детства, учить отдельной профессии

Какой профессии, которой еще не существует?

47 минут назад, Лунатик228 сказал:

А как ещё мотивировать детей учиться кроме как обязательствами и проверками

Думаете, мотивировать ребенка на учебу можно только страхом?

Ссылка на комментарий
50 минут назад, Квадрат сказал:

Какой профессии, которой еще не существует?

Думаете, мотивировать ребенка на учебу можно только страхом?

Профессии, не существует, еще ? Ты о чем ? 

Страхом, тебя запугивали что бы ты ходил в школу ? 

 

Ссылка на комментарий

Проще. Нет мотивации, нет и желания учиться. Мотивация она же мечта. Важно с детских лет развивать  свои уникальные способности. Система общего школьного образования вряд ли будет совершенной и подходящей для всех. К тому же многое зависит от таланта учителя.

Ссылка на комментарий
19 часов назад, Лунатик228 сказал:

Профессии, не существует, еще ? Ты о чем ?

Согласно исследованию IFTF, 85% профессий, которые будут существовать в 2030 г., еще не изобретены. #yfingram

 

19 часов назад, Лунатик228 сказал:

Страхом, тебя запугивали что бы ты ходил в школу ? 

Суть школьной мотивации в страхе перед плохой оценкой, не аттестацией, не сданным экзаменом, то бишь расплатой за ошибку. Но самое ценное в развитии, это и есть ошибки, которые заставляют человека меняться. Но система образования не приветствует ошибки, она их осуждает с помощью оценок, порицаний, низкого статуса, соответственно система против развития. Причина этому проста - страх заставляет быть в указанных рамках, а развитие через ошибки слишком сильно расширяет рамки познания, которые плохо поддаются контролю, а иногда да же и осмыслению.

Ссылка на комментарий
В 17.04.2018 в 19:06, Квадрат сказал:

Согласно исследованию IFTF, 85% профессий, которые будут существовать в 2030 г., еще не изобретены. #yfingram

 

И ? В 2150 будет существовать 350% профессий которых сейчас нет, что ты хочешь этим сказать ? Раз на них не обучают уже сейчас, это система виновата ? Это бессмылица, что ты хочешь сказать этим "аргументом" ?

 

В 17.04.2018 в 19:06, Квадрат сказал:

уть школьной мотивации в страхе перед плохой оценкой, не аттестацией, не сданным экзаменом, то бишь расплатой за ошибку. Но самое ценное в развитии, это и есть ошибки, которые заставляют человека меняться.

ОМГ... какие ошибки ? Самые ценные в развитии ? ))) в школе дают готовый для освоения материал карл ! Там не может быть ошибок которые тебя изменят, это не институт свободных исследований. Если ты не можешь освоить общедоступный материал школьной программы значит ты рассеяный/тупой/ленивый, получи неуд и учи снова, прилежней и вдумчевей, учись трудиться и думать а не искать вокруг себя рамки !

 

В 17.04.2018 в 19:06, Квадрат сказал:

а развитие через ошибки слишком сильно расширяет рамки познания, которые плохо поддаются контролю, а иногда да же и осмыслению.

Развитие через ошибки ? Типо вот тебе теорема пифагора пятиклассник Вова, изучай её методом проб и ошибок, а мы посмотрим. Что за бред...

Квадрат... ты хоть можешь объяснить свою позицию чем-то кроме абстрактных теорий про рамки и сферичиские, не существующие профессии будущего ? Предложи что-то взамен. Критиковать тупо то что есть, мозгов много не надо.

Ссылка на комментарий
21 минуту назад, Лунатик228 сказал:

Предложи что-то взамен.

предлагаю:

1. Отменить предметное обучение в школе, начиная с 5-6 класса. Заменить предметное обучение проектным. То есть ученикам дается практическое задание из жизни (проект), который они должны выполнить. Для выполнения проекта ученики могут консультироваться у учителей различных направлений.

2. Уменьшить количество контрольных работ и экзаменов. Абсолютно бессмысленно проверять то, что через короткое время будет забыто (обычная система подачи знаний имеет КПД примерно 20%)

3. Дать ученику выбор предметов, проектов, направлений учебной деятельности.

Цель этих мероприятий, уйти от педагогики "заполнения сосуда знаниями" к практикоориентированной деятельности и получению универсальных навыков.

 

21 минуту назад, Лунатик228 сказал:

какие ошибки ? Самые ценные в развитии ? ))) в школе дают готовый для освоения материал

А что этот материал имеет какую-то ценность для ребенка? К тому же мотивации к "заполнению сосуда знаниями" нет никакого. Вы можете доказать подростку необходимость изучения географии или химии, или будете бить пока не выучит? Совершенные ошибки, дают мотивацию к анализу и желание их исправить, прямолинейное обучение не дает никакой мотивации, потому что бессмысленно.

21 минуту назад, Лунатик228 сказал:

И ? В 2150 будет существовать 350% профессий которых сейчас нет, что ты хочешь этим сказать ? Раз на них не обучают уже сейчас, это система виновата ?

Только то, что полученное образование не будет способствовать освоению этих профессий, потому что знания, которые Вам дадут в школе и да же Вузе обесценились еще вчера и совершенно не годные для завтра. Подготовиться к освоению этих профессий можно, только для этого необходимо учить не знаниям, а специальным компетенциям, которые позволят в нужный момент времени освоить любую профессию в кратчайшие сроки.

Ссылка на комментарий
4 часа назад, Квадрат сказал:

" к практикоориентированной деятельности и получению универсальных навыков.

 

Нука, хотя бы один пример такой деятельности ведущий к УНИВЕРСАЛЬНЫМ навыкам ? 

 

4 часа назад, Квадрат сказал:

А что этот материал имеет какую-то ценность для ребенка? К

Конечно не имеет, ведь можно смело ставить в один ряд неуча с 2 классами образования ( а такие бывают ) и выпускника с полным средним образованием. 

 

4 часа назад, Квадрат сказал:

Вы можете доказать подростку необходимость изучения географии или химии,

Я не собираюсь доказывать никому необходимость ИЗУЧЕНИЯ физики и химии, но элементарные основы этих наук должен знать каждый, иначе через поколение мы будем иметь гуманитариев которые не имеют понятия о центробежной силе потому что им видите ли не хватало мотивации. 

 

4 часа назад, Квадрат сказал:

Отменить предметное обучение в школе, начиная с 5-6 класса. Заменить предметное обучение проектным. То есть ученикам дается практическое задание из жизни (проект), который они должны выполнить. Для выполнения проекта ученики могут консультироваться у учителей различных направлений.

2. Уменьшить количество контрольных работ и экзаменов. Абсолютно бессмысленно проверять то, что через короткое время будет забыто (обычная система подачи знаний имеет КПД примерно 20%)

3. Дать ученику выбор предметов, проектов, направлений учебной деятельности.

Цель этих мероприятий, уйти от педагогики "заполнения сосуда знаниями" к практикоориентированной деятельности и получению универсальных навыков.

На выходе получаем узконаправленных специалистов, не способных развиваться в принципе так как круг познаний о мире исключительно узок и находиться в строго определенных рамках выбранного направления обучения. 

 

4 часа назад, Квадрат сказал:

олько то, что полученное образование не будет способствовать освоению этих профессий, потому что знания, которые Вам дадут в школе и да же Вузе обесценились еще вчера и совершенно не годные для завтра.

О да, зачем нам нужна эта устаревшая математика, геометрия, информатика, если мы просто хотим обучать программистов нейросетей, или дворников. Это просто рукалицо. 

Ссылка на комментарий
8 минут назад, Лунатик228 сказал:

Нука, хотя бы один пример такой деятельности ведущий к УНИВЕРСАЛЬНЫМ навыкам ? 

Например, через деловые игры по предпринимательству. Команды выполняют задание по созданию бизнеса. Им выдаются одинаковые задания и предметы и предлагается создать коммерческий проект. В процессе деловой игры формируются Комунникативные навыки, Коммандные навыки, Критическое мышление, Креативность. В принципе любая работа в коммандных играх в контексте создания проектов формирует достаточно много универсальных навыков.

 

13 минут назад, Лунатик228 сказал:

ведь можно смело ставить в один ряд неуча с 2 классами образования ( а такие бывают ) и выпускника с полным средним образованием

Для чего их ставить в один ряд, что Вы в результате хотите доказать, поставив их в один ряд?

14 минут назад, Лунатик228 сказал:

но элементарные основы этих наук должен знать каждый

Согласен, вопрос объема и потраченного времени. Гораздо полезней уметь решать практические проблемы, чем изучать голую теорию.

 

16 минут назад, Лунатик228 сказал:

На выходе получаем узконаправленных специалистов, не способных развиваться в принципе так как круг познаний о мире исключительно узок и находиться в строго определенных рамках выбранного направления обучения.

Не хватает фантазии чтобы понять как Вы сделали сей вывод, может поясните алгоритм Вашего вывода?

Ссылка на комментарий
10 минут назад, Квадрат сказал:

Например, через деловые игры по предпринимательству. Команды выполняют задание по созданию бизнеса. Им выдаются одинаковые задания и предметы и предлагается создать коммерческий проект. В процессе деловой игры формируются Комунникативные навыки, Коммандные навыки, Критическое мышление, Креативность. В принципе любая работа в коммандных играх в контексте создания проектов формирует достаточно много универсальных навыков.

 

Что это, рецепт по взращиванию овощей ? Не беспокойся, на это уже работает массмедиа и сфера развлечений. Почему командных ты так упорно пишешь с двумя м, не хватало мотивации на рус язе ? 

14 минут назад, Квадрат сказал:

Не хватает фантазии чтобы понять как Вы сделали сей вывод, может поясните алгоритм Вашего вывода?

Это очень просто, человек имещий знания только в одной области не сможет развиваться дальше не имея совокупности знаний и представлений в других областях. Это всё равно что заставить электрика не понимающего механики и физики построить ракету. Почитай хаксли чтоль, если так с фантазией плохо.

 

23 минуты назад, Квадрат сказал:

Для чего их ставить в один ряд, что Вы в результате хотите доказать, поставив их в один ряд?

Как что, то что всё та же школьная программа не имеет цености для подростка, зачем ему знать поэзию, литературу, историю, ведь он и так умный, давай лучше научим его вести бизнес игрой в монополию с другими вундеркиндами. Кстати а какой бизнес он будет вести если он ничего не знает и не умеет, ну кроме командно-коммуникативных навыков ? 

Ссылка на комментарий
31 минуту назад, Лунатик228 сказал:

человек имещий знания только в одной области

Вы какую область имеете ввиду, я ни про какое конкретное направление не говорил, наоборот я предлагаю универсальные навыки.

32 минуты назад, Лунатик228 сказал:

Почему командных ты так упорно пишешь с двумя м, не хватало мотивации на рус язе ? 

Да, действительно, я имею 2-ку в аттестате о среднем образовании по русскому языку, что ничуть мне не мешает жить.

34 минуты назад, Лунатик228 сказал:

Как что, то что всё та же школьная программа не имеет цености для подростка, зачем ему знать поэзию, литературу, историю, ведь он и так умный, давай лучше научим его вести бизнес

Суть идеи не в уменьшении уровня образованности человека, а в изменении подхода к образованию. Человек может получать удовольствие от получения образования, а не ненавидеть этот процесс, как большинство школьников и студентов. В школе важно не научить, а создать условия при которых ребенок сам захочет получать знания, сам захочет учиться.

Для понимания можно привести современный опыт финской системы образования. По оценкам Международной программы контроля за образованием PISA (Programme For Student Assessment), а также Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Финляндия занимает лидирующее место по уровню школьного образования. В частности, в финской школе ученики не оцениваются в отметках (баллах) до 12 лет, ибо  отметка считается препятствием на пути образовательных достижений учащихся.  Ученики не сдают экзамены даже после окончания школы. В финских школах на уроках можно не слушать учителя и заниматься своим делом. Например, если на уроке литературы демонстрируется учебный фильм, но ученику не хочется его смотреть, он может взять любую книгу и читать. Важно не мешать другим.

Ссылка на комментарий
3 часа назад, Квадрат сказал:

а не ненавидеть этот процесс, как большинство школьников и студентов.

Неужели прям ненавидят ? А я люблю вспоминать свой класс, группу, школьных друзей, весело было, как в той песне тараканов. 

Ссылка на комментарий
3 часа назад, ludoved сказал:

искусства

И много искусств ты вымел из-за пределов школы ? 

3 часа назад, ludoved сказал:

И не тупо набирал....а  как пищу для размышлений без рамок и дорожных указателей.

Да ты серъёзный дядька...

3 часа назад, ludoved сказал:

Результатом доволен до сих пор   и ни о чем не жалею.

И как давно ты доволен этим результатом ? 

Ссылка на комментарий
9 часов назад, Лунатик228 сказал:

Неужели прям ненавидят ? А я люблю вспоминать свой класс, группу, школьных друзей, весело было, как в той песне тараканов. 

Вот видите, Вы сами и подтвердили мои слова. Вы ничего не сказали про воспоминания удовольствия от учебы, только о процессах, которые в школе не являются основными, хотя могли бы. Из памяти вычеркнуты учебные стрессы, переживания по поводу экзаменов и контрольных и многого другого, да и сами уроки, знания вытеснены практическими заботами и проблемами, остались только радостные минуты воспоминаний от друзей и игр.

На сколько бы изменились люди, если хотя бы четверть времени учебы они потратили на овладение тем, что действительно необходимо в жизни. Развитию эмоционального интеллекта, работе в команде, коммуникациям, лидерству, социальной адаптации.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...