Перейти к содержанию

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.


Рекомендуемые сообщения

Просьба не запасаться тухлыми яйцами и гнилыми помидорами заранее.

 

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.

 

Зачастую бывает совершенно очевидно, что характер растройств психики определяется характером и силой акцентуаций предшествовавших заболеванию. И если это неочевидно в 100% случаев, то лишь постольку, поскольку характер акцентуированности в стадии болезни, становится слишком причудливым.

Какого же рода акцентуированность способна разрушить психику? Выделим два акцентуационных комплекса: комплекс естественных потребностей, и комплекс потребностей гордости.

 

Естественные потребности.

 

1. Потребность в безопасности, которая проявляется как тревога перед возможными несчастьями, болью, врагами, болезнями, бедностью, голодом, смертью и т.п., и как стремление предохраниться от всего вышеперечисленного.

Потребность в безопасности обычно определяется такими понятиями, как «страх» или «тревога», однако в замене этих терминов на словосочетание «потребность в безопасности», нет никакой семантической натяжки.

2. Физические потребности – потребности в физических удовольствиях и комфорте.

3. Эмоциональные потребности - потребности в приятных и сильных эмоциях и впечатлениях,

проявляющиеся как стремление к информации, развлечениям, играм, зрелищам, приключениям, увеселениям, к алкоголю, наркотикам и т.п.

Механизм разрушения психики потребностями необычайно прост, острая потребность или напротив неприятие чего-либо, в самоощущении воспринимается как страдание, и чем сильней (не)желание чего-либо, тем сильней страдание, именно это страдание и разрушает психику аскетически слабой личности.

Личность с аскетическим характером не «уйдёт» в болезнь даже под воздействием очень сильных страданий, психика же человека аскетически слабого может расстроится даже от пустяковых раздражителей.

Предрасположенность к расстройствам данной группы определяется обострённой потребностью в безопасности, покое, комфорте, праздности, удовольствиях и радостях, робостью, безвольностью, прихотливостью, капризностью (синдром аскетической недостаточности).

Психодеструктивные факторы естественных потребностей.

1. Острая потребность в безопасности, страх, тревога.

2. Острое желание или напротив, неприятие чего-либо.

 

Потребности гордости.

 

Потребности гордости бывают трёх видов:

1. Потребность в лестном и благоприятном мнении о себе.

Психологические проявления: страх («стыд») перед насмешкой, осуждением, презрением; страх перед предосудительной молвой, перед нелестным, неодобрительным, пренебрежительным мнением. Мнительность, чувство неполноценности и ущербности.

Поведенческие проявления: обидчивость, подозрительность, ранимость, застенчивость, манерность, чопорность, щепетильность.

 

2. Потребность быть объектом интереса и внимания (тщеславие).

Психологические проявления: стремление привлекать внимание и вызывать интерес. Стремление выделяться, отличаться, производить впечатление, удивлять, оставлять о себе память, хотя бы даже негативную, стремление к признанию, известности и славе.

Поведенческие проявления: демонстративность, бравада, вычурность, кураж, позерство, хвастовство, эпатажность.

 

3. Потребность в первенстве и превосходстве (честолюбие).

Психологические проявления: стремление к важности и значимости, стремление к лидерству, первенству. Неприятие превосходства чужих достоинств, благ, успехов, преимуществ (зависть).

Поведенческие проявления: стремление главенствовать, распоряжаться, руководить, поучать, принуждать. Неприятие чужих мнений, замечаний, предложений, критики, и советов. Упрямство, конфликтность, несговорчивость, высокомерие, самодовольство, самоуверенность, надменность.

Агрессивно - провокационные проявления честолюбия: вызывающее поведение, воинственность, вандализм, грубость, дерзость, жестокость, нигилизм, пренебрежительность, хамство, циничность, экстремизм.

Агрессивно - провокационное поведение честолюбия порождается его стремлением силой и демонстративным презрением утвердить свое превосходство. В юридической практике эта мотивация именуется хулиганскими побуждениями.

Психодеструктивные факторы потребностей гордости:

1. Страх гордости перед нелестным и пренебрежительным мнением о себе.

2. Страдание тщеславия от собственной незаметности, безвестности, заурядности.

3. Страдание честолюбия от своей недостаточной социальной значимости.

 

Потребности и психосимптоматика.

 

То, что расстройства психики являются следствием гипертрофирофированных потребностей, особенно очевидно проявляется в сопоставлени потребностей с тематикой бреда (доминирующей психодеструктивной идеей)...

 

Бред преследования (персекуторный бред).

Острая потребность в безопасности, страх, тревога.

Страх гордости перед нелестным и пренебрежительным мнением о себе.

 

 

Бред отношения — больному кажется, что вся окружающая действительность имеет непосредственное отношение к нему, что поведение других людей обусловливается их особым отношением к нему.

Страх гордости перед нелестным и пренебрежительным мнением о себе.

Страдание тщеславия от собственной незаметности, безвестности, заурядности.

Страдание честолюбия от своей недостаточной социальной значимости.

 

Бред реформаторства.

Страдание тщеславия от собственной незаметности, безвестности, заурядности.

Страдание честолюбия от своей недостаточной социальной значимости.

 

Бред любви (синдром Клерамбо) — больной убеждён, что его (её) любит известный человек, или что в него (неё) все влюбляются.

Острое желание или напротив, неприятие чего-либо.

Страдание тщеславия от собственной незаметности, безвестности, заурядности.

Страдание честолюбия от своей недостаточной социальной значимости.

 

Антагонистический бред (в том числе манихейский бред) - больным всё происходящее рассматривается как выражение борьбы враждебных и доброжелательных (по отношению к нему лично или кому-либо) сил. В центре этой борьбы, имеющей обычно глобальное с точки зрения больного значение, находится личность больного.

Страдание тщеславия от собственной незаметности, безвестности, заурядности.

Страдание честолюбия от своей недостаточной социальной значимости.

 

Бред сутяжничества (кверулянтства) — больной борется за восстановление «попранной справедливости»: жалобы, суды, письма руководству.

Острое желание или напротив, неприятие чего-либо.

Страдание честолюбия от своей недостаточной социальной значимости.

 

Бред происхождения — больной считает, что его настоящие родители — высокопоставленные люди, или что он происходит из древнего знатного рода, иной нации и т. п.

Страдание тщеславия от собственной незаметности, безвестности, заурядности.

Страдание честолюбия от своей недостаточной социальной значимости.

 

Бред ущерба — убеждение, что имущество больного портят или разворовывают какие-то люди (как правило, люди, с которыми больной общается в быту).

Острая потребность в безопасности, страх, тревога.

Острое желание или напротив, неприятие чего-либо.

 

Бред отравления — убеждение, что кто-то хочет отравить больного.

Острая потребность в безопасности, страх, тревога.

 

Нигилистический бред — ложное ощущение, что он сам, другие или окружающий мир не существуют или наступает конец мира.

Острая потребность в безопасности, страх, тревога.

 

Ипохондрический бред — убеждение больного в наличии у него какого-то заболевания.

Острая потребность в безопасности, страх, тревога.

 

Нервная анорексия в большинстве случаев так же является бредовой конструкцией - у больного наблюдается искажённое восприятие своей физической формы.

Страх гордости перед нелестным и пренебрежительным мнением (о своей красоте).

 

Бред ревности — убеждение в измене сексуального партнёра

Острое желание или напротив, неприятие чего-либо.

Страх гордости перед нелестным и пренебрежительным мнением о себе.

 

Психопатическая составляющая расстройств.

 

Классификация причин делающих психику уязвимой была бы не полной без рассмотрения психопатической составляющей, которая обусловлена неспособностю человека отождествлять себя с другими людьми, его неспособностью проецировать дискомфорт другого человека на себя, его бездушностью, чёрствостью, несострадательностью, его «органичной» неспособностью к эмпатии (эгоизм). Социальная деструктивность эгоизма обусловлена не мотивациями потребностей или гордости, но зато эгоизм легко ими акцентуируется.

Интересно отметить, что в описаниях симптоматики слабоакцентуированных психопатий, отутствие эмпатии у психопата ещё отмечается, тогда как в описаниях сильноакцентуированных психопатий, неспособность психопата к восприятию чужих неудобств и дискомфорта уже отходит на задний план или вообще исчезает. Но если человек убивает другого за бутылку водки, то проблема заключается прежде всего не в любви к алкоголю, а в том, что цена человеческой жизни для кого-то может быть столь низкой. (Пример не совсем корректен, но зато нагляден.)

Психопатическая бездушность подобна катализатору в химии, она не участвует как мотивация в асоциальных «реакциях», но зато прекрасно «активизирует» их.

 

Заключение.

 

Аскетическая слабость, гордыня и эгоцентризм не любят обнаруживать себя. Их психотерапевтическое обнаружение в качестве источника дискомфорта пациента, это довольно горькое «лекарство», но это действительно лекарство, в отличие от психофармакологических средств, которые являются, если можно так выразится, лишь средствами психоанестезии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 56
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Хорошая статья. Всегда считал себя человеком выдающихся способностей и гением. Мой случай очень хорошо подходит вот к этому:

 

 

1. Потребность в лестном и благоприятном мнении о себе.

Психологические проявления: страх («стыд») перед насмешкой, осуждением, презрением; страх перед предосудительной молвой, перед нелестным, неодобрительным, пренебрежительным мнением. Мнительность, чувство неполноценности и ущербности.

Поведенческие проявления: обидчивость, подозрительность, ранимость, застенчивость, манерность, чопорность, щепетильность.

 

Бред отношения — больному кажется, что вся окружающая действительность имеет непосредственное отношение к нему, что поведение других людей обусловливается их особым отношением к нему.

Страх гордости перед нелестным и пренебрежительным мнением о себе.

Страдание тщеславия от собственной незаметности, безвестности, заурядности.

Страдание честолюбия от своей недостаточной социальной значимости.

 

И сейчас еще вот это:

 

Нервная анорексия в большинстве случаев так же является бредовой конструкцией - у больного наблюдается искажённое восприятие своей физической формы.

Страх гордости перед нелестным и пренебрежительным мнением (о своей красоте).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я бы говорила о не удовлетворенной потребности в любви и принятии. Вот что конкретно лежит в основе не способности удовлетворить эти потребности?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

о не удовлетворенной потребности в любви и принятии.

Любви и принятии "меня" окружающими, или окружающих "мной"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Владимир а что в вашем понимании - гордость, и причины этой гордости?

См. "Потребности гордости" там собственно описаны её проявления.

 

Причины скорее всего метафизические (заумно-онтологические) связанные с бытийной обособленностью индивидуума.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Статья интересная и я во многом согласен с мнением автора. Я бы еще добавил сюда чувство собственной важности из учения Кастанеды.

 

Другой вопрос - я думаю, глупо будет отрицать тот факт, что все великие люди стали такими благодаря стремлению удовлетворить, а не подавить свою гордость, тщеславие и честолюбие. Стать великим актером или эстрадным исполнителем вообще немыслимо без тщеславия, а стать успешным бизнесменом - без честолюбия.

 

Человек, начисто лишенный гордости, тщеславия и честолюбия - это опустившийся человек, бомж.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стать великим актером или эстрадным исполнителем вообще немыслимо без тщеславия, а стать успешным бизнесменом - без честолюбия.

Гордость свойственна всем, но одни её использует, а других использует она.

Это страшная сила и её следует контролировать, иначе она тебя сожрёт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Такое впечатление что человек обчитался религиозной л-ры и один учёбник по психитарии, и родил ничем не подтвержденную теорию. Я уже молчу о том как вобще её использовать :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Такое впечатление что человек обчитался религиозной л-ры и один учёбник по психитарии, и родил ничем не подтвержденную теорию. Я уже молчу о том как вобще её использовать :D

 

В словах Владимира есть правильные мысли. Ведь представьте только: в вас больше нет гордыни, нет тщеславия и честолюбия. Представили? Сразу не надо ни к чему стремиться, не надо ни с кем бороться, не надо побеждать. Все страдания, депрессии, неврозы отступят будто их не было! Вы станете овощем, счастливым и всем довольным овощем. Будете лежать и плевать в потолок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Такое впечатление что человек обчитался религиозной л-ры и один учёбник по психитарии, и родил ничем не подтвержденную теорию. Я уже молчу о том как вобще её использовать :D

Больному неприятно вглядываться в природу своих проблем, психиатрия тоже деликатно стесняется обращать его и своё внимание на это.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Такое впечатление что человек обчитался религиозной л-ры и один учёбник по психитарии, и родил ничем не подтвержденную теорию. Я уже молчу о том как вобще её использовать :D

Теория верная, так оно и есть. Ведь смысл это теории в том, что любой бред не является бессмыслицей, а целиком зависит от личности и от настроения этой личности. Бред это выплеснувшееся человеческое эго, вот с этим и нужно бороться.

 

 

Больному неприятно вглядываться в природу своих проблем, психиатрия тоже деликатно стесняется обращать его и своё внимание на это.

Это можно видеть по реакции форумчан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Больному неприятно вглядываться в природу своих проблем, психиатрия тоже деликатно стесняется обращать его и своё внимание на это.

Что такое ОКР? Или только бред успели расписать?

То что ты понимаешь что это такое не излечит тебя, так как вы лечить собрались, а?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2. Физические потребности – потребности в физических удовольствиях и комфорте.
Да?

А мне казалось, это пожрать-попить...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Любви и принятии "меня" окружающими, или окружающих "мной"?

"Если меня не любят и не принимают, следовательно меня гонят и плохо ко мне относятся, следовательно от этих людей ничего хорошего ждать не приходится. Я боюсь их, пытаюсь защититься (во что выливается эта защита вы уже писали), потому что жить в страхе невозможно. Хочу казаться "сильным", "большим и толстым". Тем более "сильных и больших" "любят"". А бред это лишь компенсация, поскольку конфликт, между тем как есть и как должно быть очень сильный. Как правило конфликт между сутью личности и действительностью.

Но это все ооочень утрировано.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

См. "Потребности гордости" там собственно описаны её проявления.

 

Причины скорее всего метафизические (заумно-онтологические) связанные с бытийной обособленностью индивидуума.

 

т.е. нет ответа своего.

Меня заинтересовала ваша тема, хочу в ней разобраться по свойму, и задал вам вопрос.

Это дискуссия, только вопросы могут быть абсолютно разными, нет желания утруждать себя? Тогда для чего создаются темы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В словах Владимира есть правильные мысли. Ведь представьте только: в вас больше нет гордыни, нет тщеславия и честолюбия. Представили? Сразу не надо ни к чему стремиться, не надо ни с кем бороться, не надо побеждать. Все страдания, депрессии, неврозы отступят будто их не было! Вы станете овощем, счастливым и всем довольным овощем. Будете лежать и плевать в потолок.

Скажу большее. Больные хроническим шизофреническим психозом гебефренического типа. у которых программа "продолжение вида" не просто упала. а почти анинсталлировалась ( такие больные обычно превращаютсвою жизнь и свою биолграфию в карикатуру на св. апостолов) - показывают, как многое в нашем поведенир зависит от взаимоотношений с противоположным полом.

Вынести за скобки необходимость взаимодействовать с противоположным полом. размножаться. нести ответственность за партнершу,партенра и за потомство, за персональную территорию, необходжимость охотиться, конкурировать - и что останется?

Что на м надо ЛИЧНО САМИМИ, если не "основной инстинкт"? :)))

Гы-гы гы

Зы: закономености, описанные ув. Владимиром С., на практике хорошо известны.

Естественно, они описываались раньше в религиозной литературе ( ИМХО, мне лично нравится описание личных кризисов у Беньяна в Путешествии пилигрима, и не мне одному) - и не только христианской ( Книга мертвых и Апокриф Иоанна тоже описывает определенные псифозиологические закономерности и психоделические эффекты).

Механизм того, как из предустановленных "базальных эмоций" образуются "чувства", а их чувств - "добродетели и предубеждения" ( по научному - "эмоционально когнитивные структуры") в научной литературе 20-го века лучше всего описано у Керола Иззарда в его фундаментальной монографии "Психологии эмоций" ( докручивать эту концепцию довелось и мне).

Этот "синтаксис" сейчас хорошо известен , зная, какие структуры в мозге и какие вещества отвечают за эти программы, эти элементы "оболочки" системы, можно изолированно включать и выключать в человеке не только срах или гнев, но, например, жалость или даже совесть. ( в коеце концов. "совесть" - это "стыд и вина" одновременно, стыд - это страх+интерес, а вина - это тоска+ интерес). Это кажется страшным. но это не страшнее. чем" Е= мс квадрат"Эйнштейна.

Нам всем эить с этим новым знанием.

С тем. что некоторые наркотики за полгода могут сделать из кого угодно, хоть из меня. хоть из Владимра С , человека без совести.

С некоторых пор выражение "нет стойких подследственных. есть ленивые палачи" актуально как никогда.

С этим нам тоже жить.

Но лично меня радует то, что возможности Зла в этом плане уже практически исчерпаны.

Можно с помощью одной инъеции кое-чнго вызвать у челдовека хронический психоз и запустить механизм самоуничтожения некоторых отделов подкорки - а смысл?Человек испытает нечто, описанное Набоковым в Ультима Ьюле, а потом станет инвалидом .

Наркотик. который будет присаживать с первой инъекции, невозможен

Это хорошая новость, ИМХО.

Возвращаемся теперь к тому, о чем написал Владимир С в своем топик- стаертере.

Занокономерности эти известны испокон веку.

Но:

- они не объясняют, почему у одних гордость ( страх+гнев., механизм, посредством которого мы давим страх с помощью гнева а гнев- с помощью страха)

остается гордостью. а у других развивается бред величия ( "ЯЯЯ!") а потом закономерно - мания преследования ( если Я" такой великий. то мне должны как минимум завидовать"). Одной гмипертрофии чувств всегда мало, чтобы возник бред.

Сторонники тотального религиозного воспитани\я, каковым является Владимир С, обычно отвечают : "Потому что людей не воспитывают в строгости и не учат истинноым добродетелямю. потому что они распускаются и дают своей городости, например, волю, и эта распущеность и неумение делать над собой усилие и приводит к психозу".

Идея о том.что в основе психических расстройств лежат плохое воспитание и неумение волладеть собой. стара как мир.

Но ее практическая реализация ни к чему хорошему и продуктивному за последние 6 тысяч лет так и не привела.

Когда попы добивались результата там. где не могли добиться успеха медики ( с тех пор, как шаманы разделились на служителей культа и медиков) - всякий раз выясн\ялось/. что попы де факто используют фармакологические и другие наработки , известные еще шаманам.

Еще один пример: если помнить, что причины психозов все таки биологические ( человек стал жертвой своих гормонов, которые иногда могут действовать как наркотики, просто говоря)- это делает нас добрее по отношению к больным. Потому что они действительно чаще всего не виноваты в том. что заболели.

Нап мер: достижением русской психиатрии. еще цапрских времен, во всем мире по праву считается то, что еще Корсаков и Сербский науучно доказали/. что послеродовой психоз- не результат "греховной похотливой природы женщины которая прорывается наружу", а заболевание, вызхванное стерсом+ гормонами.

С их подачи в свое время в санкт Петербурге впервые на планете была оправдана женщина. бросившая своего младенца, потому что она деуствительно в этот моментр ничего не соображала, в результате чего младенец умер.

По логике Владимира с, ее надо было сжечь на костре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да?

А мне казалось, это пожрать-попить...

И это тоже, я ж обобщил.

Кстати булимия, так же как и анорексия наверняка возникает из-за "болезненно-трепетных" отношений со жрачкой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Человек, начисто лишенный гордости, тщеславия и честолюбия - это опустившийся человек, бомж.

 

Я вроде начисто без гордости и всего вышеуказанного. Но без гордости и тщеславия - точно. И пока что не бомж. Хотя - всю жизнь как тряпка, как свеча на ветру.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

нет желания утруждать себя? Тогда для чего создаются темы?

Ладно, попробую поумничать...

Гордыня - это неосознанное стремление стать Богом, "нелигитимным", деструктивно-эгоцентрическим путём.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вроде начисто без гордости и всего вышеуказанного. Но без гордости и тщеславия - точно. И пока что не бомж.

Социальная деградация обусловлена позицией: "ну и фиг с ними с деньгами, зато буду спать до обеда".

Люмпенизация, это продукт реализации сиюминутных желаний в ущерб отдалённому по времени благополучию.

А гордости у бомжа может быть вдоволь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...