Перейти к содержанию

Сергей Саута

Новички
  • Постов

    5
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Интересы
    Провокативная психология

Контакты

Посетители профиля

179 просмотров профиля

Достижения Сергей Саута

Незнакомец

Незнакомец (1/14)

4

Репутация

  1. Почему провокативный подход часто находится под осуждением психологов? Почему не много специалистов способны в нем работать? Начнем! Одно из самых основных личностных свойств, которое требуется для провокативного психолога/коуча, это развитая на необходимом уровне Игривость (Playfulness). Немного об игривости, и ее уровнях, и потом о связи на практике с Провокативкой. Игривость - это способность/состояние быть в игре. Способность Играть. А вот игра - это созданное виртуальное (психо-эмоциональное) пространство со своими правилами, смыслами, участниками, и своей реальностью. Пример, игра: Футбол. Это состояние, в котором находятся взрослые люди, которые отключив свои критические/аналитические способности, находятся в своей реальности. Там взрослые мужчины, 22 человека, бьют ногами надутый резиновый шар, и хотят попасть этим шаром между металлическими рейками. Чаще всего это делают для радости, особенно в детстве, когда шар попадает между нужными рейками. Тот, кто шаром попал между реек - начинает кричать, а другие бегут его обнимать, а те, кто смотрят, начинают свистеть и бить себе рукой об руку. А есть и такое, где этим людям, которые пытаются попасть шаром между реек, платят по сотни миллионов долларов в год, и продают билеты и трансляцию на эти шоу за миллиарды долларов. И теперь расширьте понятие Игру - это больше, чем просто спорт! Я специально описал это с позиции нейтрального наблюдателя, чтобы мы прочувствовали: игра - это реальность внутри реальности. Нечего с правилами одной реальности лезть в другую, там свой мир. Помните в старом фильме Хоттабыч раздал мячи всем футболистам, чтобы они не бегали за одним мячом. Это пример того, как попытался перенести смысл с одной реальности в другую. Нечего лезть в другую игру со своими смыслами. Там - территория других смыслов! Возможно, Берн с его Транзактным Анализом вам в прошлом это помог понять. Игривость же - это умение войти в Игру, включить это состояние Игры и увидеть либо чужую игру, либо свою собственную создать. Без Игривости человек будет или не видеть/не понимать Игру другого, или не будет способен сам создать Игру и вовлечь в нее другого. Мы на протяжении многих лет исследуем Игривость. В гугле можете ввести игривость и Саута (Playfulness and Sauta), увидите кучу статей, есть и кучу курсовых, диссертация, и опросник, и метафорические карты. Это офтопик, будет интересно по-исследуйте. Уровни развития Итак, мы создали следующие уровни развития этой способности состояния личностного свойства Игривости. Есть три уровня: Начинающий - А Средний - B Продвинутый - С Отдельно стоит рядом уровень Д - это уровень мастера. Добавим промежуточных уровней и опишем их. Начинающий - А A (минус 1) - вне игры не способен ни узнавать Игру, ни тем более создавать свою “Что происходит? Что он делает? Как так можно?”. Очень серьезный, рациональный, “взрослый” человек. A0 - beginner level способность узнавать игру Другого, но не более “А это игра такая у него!”. Это такой анализатор, по прежнему не способный к Игре, но способен увидеть что другие играют, хотя, скорее всего, не одобрит этого A1 - elementary level способность признавать нормальность игры и свое право на игру Зачастую: Это либо “самодур”, либо очень плохой манипулятор A2 - pre-intermediate level способность признавать нормальность и право Другого на игру Зачастую: Очень наивный, простой, человек, который вовлекается в игры других людей, не понимая что там могут быть и скрытые смыслы/выгоды Средний - B: B1 - intermediate level способность включаться в игру Другого “А, вы в это играете? я с вами!” B2 - upper intermediate level способность создавать свою игру “Сейчас вам расскажу, какую игру я придумал, вот такой у меня план!” Продвинутый - С: C1- advance level способность вовлекать в свою игру Другого “Вот моя игра, а вот что можно сделать, чтобы и другие захотели в нее поиграть, вот как их вовлечь в мою игру” C2 - fluent способность играть не только ради игры “вот я создал игру, и вовлек других, но пока они играют, я параллельно с этим еще пару целей достигну (либо обучу их, их подлечу их, либо нагреюсь на них….)” Д - уровень мастера. Это уровень, когда вы смотрите на человека, и видите, что он не играет. Вам кажется, что человек или сумасшедший (или очень странный) или что-то рядом. D1 фьюг - роль игра этого состояния “Притворяясь сумасшедшим, чтобы другие подумали, что я неадекват, а я в это время хочу достичь своих целей” D2 фьюг - состояние вход в это состояние “Я так заигрался в притворство неадекватом, что на время сам забыл, что я играю, и полностью вошел в состояние странного/сумасшедшего” D3 - native, фьюг - личность жить в этом состоянии Мы видим со стороны личность человека, который постоянно во внутренней игре. У него свои смыслы, свою юмор, свои поступки, и окружающие не могут понять что и зачем он делает. Потренируемся на примерах? Все, наверняка, смотрели фильмы Марвел по комиксам - “Железный Человек”, “Мстители” и т.д. Начинающий - А Капитан Америка, Росомаха, Тор - эти герои не способны увидеть юмор других, игру другого, у них минимальная способность к Игре. Более того, у них всех желание достигать результатов только прямыми путями, через правду или силу. “Я ему расскажу и он поймет”. “Я возьму молот и пойду без какого-либо плана прямо на противника в его лагерь”. Никакого понимания, что есть и другие способы действовать. Д - уровень мастера Дедпул, Локи - они живут в своей Игре и другие люди только персонажи в их Играх. Игра для них - это вся жизнь, нет времени, когда они вне игры. Там всегда схемы, приколы, шуточки, смешки, махинации, и зачастую без особой потребности, они просто по другому не могут. И да, со стороны окружающим кажется, что это пациенты психбольницы. Продвинутый - С: Доктор Стрендж, Тони Старк "Железный Человек" - они способны создать Игру и вовлечь Другого, чтобы решить трудные ситуации. Они “в вариантах”, они также в схемах, они также в своих смыслах, но они способны выйти из этого состояние и провести адекватную дискуссию, вести бизнес, управлять компанией, людьми и т.д. Сейчас не будем трогать Темную сторону игривости, это тема отдельной статьи. Сейчас мы не ставим знак “Плюс” или “Минус” перед Игривостью. Итак, Игривость и Провокативный Подход. Психологи не смогут освоить этот метод, находясь на уровне Игривости ниже С2. Провокативный подход - это умение создать игру именно для этого клиента, и так чтобы и он понял, что эта игра, и научился в этой игре, а не только просидел-проржал час сессии. Умение создать Игру не только ради самой игры и вовлечь в нее Другого - уровень С2. Клиент, который на уровне А0 или даже на уровне А - минус 1. Не способен увидеть игру. Не способен увидеть и понять, что тут происходит на сеансе. Наверное, такому клиенту будет непросто. Но! Игривость - это наше свойство - оно наше наследства с детства, с ведущей деятельности детства - Игры. И именно там заложен был фундамент для этой способности. Поэтому практически все люди обладают ею. Другое дело, они могут быть не в том состоянии, настроении, чтобы играть. Тут потребуется мастерство Провокатевта. И еще, Френк Фаррелли начинал свою практику именно в психиатрической больнице, с психотиками. Людьми, казалось бы, самыми неудобными для игры и тем более, для понимания Игры провокатевта. А нет! Фрэнк так и не встретил клиента за свою жизнь, кто не способен был бы Играть в провокативный подход. Может потому, что Игра находится “под” или “до” Рациональной части нашего поведения. И если есть проблемы с мышлением, то эмоциональное вовлечение все равно способно забрать человека в эту искусственную реальность Игры? Как идея! Ну и в комментариях под статьями по провокативке или в постах, где провокатевт работает с запросом клиента в группах, можно увидеть коллег-психологов, которые вошли в состояние А0 или А-1, и из этого состояния начинают: Как можно? Не смогли понять Игру (несмотря на то, что сам клиент заценил, написал благодарность, сказал, что сам понял новое о себе). Психологи были в своей Игре и не увидели, что здесь идет игра другого. И что вообще идет Игра! Они на полном серьезе начали опровергать нелепейшие доводы провокатевта. Просто был и в другом состоянии или если давно/долго были в этом состоянии - возможно это уже сказалось и на свойствах личности по отношению к Игре. Главный посыл этой статьи, состоит в подсветке связи Игривости и Провокативного Подхода. И критичности этого свойства именно для этого Подхода. Как можно развивать Игривость психологу? А как диагностировать у клиентов? А как… Продолжение с ответами на эти и другие вопросы будет в следующих статьях.
×
×
  • Создать...