Перейти к содержанию

Метаморфозы, образы, символы. Важнейшее из искусств.


Рекомендуемые сообщения

Интересна интерпретация образов кинематографа.

 

Подобно живописи или (с) литературе, образы кинематографа могут быть проанализированы.

 

Как образы интерпретируются?

Через призму культуры, философии, идеологии, политических воззрений, симпатий и антипатий.

Чтобы судить о чем то, следует стоять на определенной платформе.

Иногда образы прямо соотносимы с определенным культурным явлением и взывают к нему.

 

Дэвид Кроненберг, начавший с боди хорорров и пришедший к метаморфозам и деформации психики, когда встает вопрос нормы и ее зыбкости, расщепляющейся реальности.

Его ранний достаточно программный " Видеодром" - дорога к " Экзистенции", с богом - механиком, демонами, проблемой свободы выбора ( выбирать можно из определенного перечня , и он конечен), реальность виртуальности, которая сопровождает обычную реальность и переплетается с ней до расщепления последней.

 

Кроненбрег с возрастом приобретает социальность что ли к тому же.

 

 

Образы можно интерпретировать и одновременно они способны вырастать в собственную философски культурную систему...

Образ тоже интерпретирует автора в какой то мере.

 

Какие образы кинематографа для вас - выделяемы, на что ложится глаз? И отчего?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Как образы интерпретируются?

 

Фрейд интерпретировал культуру также как сновидения. Образы, в данном контексте, - это проекции желаний.

Лаканисты (а современный психоанализ во Франции - это Лакан) рассматривают образы как дискурс, речь. 

Иногда это очень интересно читать. Хотя я не слишком жалую Лакана, безнадежно застрявшего между классическим психоанализом и эпатажем.

Лакановский анализ фильмов весьма занимателен и порой очень точно интерпретирует драйвы и символы. Но, опять же мое личное мнение, в конечном итоге все их интерпретации уходят от живой человеческой психики. 

Классическая школа юнгианства исследует продукты кинематографа на предмет наличия в них структур коллективного бессознательного. Тут и Кэмпбелл и Эдингер, и прочие товарищи, идеями которых нынче пропитан Голливуд. В американском массовом кинематографе очень умело используются юнгианские интерпретации.

Минус классического подхода в чрезмерной редукции смыслов.

Школа развития (тоже аналитическая психология) анализом кино не занимается, ей ближе клиническая область.

И, наконец, архетипическая школа Хиллмана. Это самая имагинальная ветка аналитической психологии. Образ здесь все. Архетипов может быть столько же, сколько и образов. Амплификация совершается по-живому, в закрытой реторте, интерпретация не навязывается, а рождается из самого объекта исследования.

В РФ, к сожалению, аналитическая психология представлена весьма топорно и в каком-то пошлом эзотерическом уклоне.

Архетипическая школа не популярна, поскольку требует огромного багажа знаний и умения мыслить небанально.

Зеленский, который перевел на русский язык Хиллмана, уже старенький и отходит в тень. Да и семинары его на ура не проходят, тормозит народ. Могу констатировать это по крымскому опыту, где была попытка создать костяк архетипического сообщества (у Зеленского корни в Крыму), но так ничего и не вышло. Сам Валерий Всеволодович - замечательный психолог, философ, переводчик, мифопоэтик, просто хороший человек. Если попадется его альманах "Новая весна", очень рекомендую. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо)

 

У Кроненберга обожаю тему мутаций, реальности, которая переходит в альтернативные разветвления.

В Экзистенции - символы рождения, пуповины, биочипы, имитирующие уродливые зародыши.

Интересно, как механизмы превращаются в оранизмы.

Это все по моему к отзвукам краха изначальной философии Просвещения, на то и экзистенция.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильмы можно анализировать в экзистенциальном ключе, поскольку в них очень часто отыгрываются универсальные экзистенциальные страхи. Примеры (копирую записи из конспекта моей лекции, поэтому не очень литературно):

 

1.Страх отчуждения от мира природы.

А что будет, если земля прекратит свое существование, солнце перестанет светить, изменится климат, возникнет смертельный вирус.

Фильмы катастрофы, природные и техногенные, апокалипсисы, столкновение с космическим объектом, мировая война, пандемии.

«Гравитация», Альфонсо Куарон. Образы: прекрасные картины земли из космоса, затем хаос, разрушение, полная потеря связи с землей, страх, беспомощность, дезориентация, «ненавижу космос». И в конце: метафора рождения, первые шаги, сила тяжести, растение, грязь,  радость, гравитация – это символ связи с землей.

Нужно любить и ценить и радоваться тому, что нам каждый день дарит окружающий нас мир.

 

2.Отчуждение от мира людей.

Фильмы о других человекоподобных существах. Инопланетяне «Чужие», шизоидный страх вторжения. «Звездные войны», «Властелин колец», где показываются разные типы существ, которым сложно бывает найти общий язык между собой, они могут враждовать, но могут и помогать друг другу. Человек может формировать близкую привязанность с иными, отличающимися от себя людьми, если принимать их такими как есть и относиться как к равным, то можно испытывать радость общения и психологической близости.

«Последняя любовь на земле». Внезапная болезнь, отключаются органы чувств. Люди (пара влюбленных) перестают чувствовать запах, слышать, видеть, ощущать, но все равно любят друг друга.

Фильмы об особенных людях. Сериал «8 чувство» о том, как восемь разных людей, живущих в условиях современного культурного невроза, получают способность связываться сознанием друг с другом, таким образом они поддерживают друг друга в сложных ситуациях.

 

3.Отчуждение от себя самого, от своего внутреннего потенциала, своих возможностей.

Фильмы о выживании в экстремальных условиях. «Марсианин», Ридли Скотт. «137 часов», Денни Бойл. Выживание в расселине, переживает страхи, одиночество, темноту, галюцинации, но проявляет мужество, отрезает себе руку и выбирается.

Фильмы об изменении сознания, искусственном разуме. «Матрица», Энди и Лана Вачовски. Жизнь людей как набор ощущений, который подается в мозг. И разумные роботы. Идея Платона о Пещере, в которой люди живут лишь чувствами, но не используют идеи, разум. Побеждает тот, кто использует чувства и разум. Призыв к гармоничному развитию аполонического и дионисийского, рационального и иррационального.

Фильмы о необычных сверхчеловеческих способностях. Бэтмен, Супермен. «Маска», скромный невзрачный, застенчивый служащий банка превращается супергероя. «Газонокосильщик», умственно отсталый косильщик газонов наделяется сверхразумом. Но как правило все эти превращения не дают счастья и приносят побочные эффекты. И как всегда побеждает любовь, альтруизм, доброта, то есть самые обычные качества человека, которые доступны, но они нуждаются в развитии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А про Славоя Жижека что можно сказать? Он вроде как лакановец.


Читаю про зеркало. Ощущение, что надо много чего наверстывать, мысль трогает пробелы, как дырку в десне от несуществующего зуба.



Образ тоже интерпретирует

Тут я не совсем корректно выразилась. Поп культура становится генератором, источником идей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жижек - один из самых веселых и эпатажных философов современности.)

"Киногид извращенца" стоит посмотреть уже хотя бы потому, что он дает нестандартный взгляд на многие вещи в кинематографе, которые большинство зрителей просто не замечают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильмы, в которых можно найти образы, навеянные философией Хайдеггера о бытии-в-мире и бытии-к-смерти.

- "Жертвоприношение" Тарковского ("В начале было слово. Почему, папа?")

- "Тонкая красная линия" Малика ( "Вот, где скрыто бессмертие")

- "Фонтан" Ароноффски ("Смерть это и болезнь, и лекарство")

- "Седьмая печать" Бергмана (Жизнь как игра в шахматы со Смертью)

- "Метрополис" Ланга. Фильм из разряда "смотреть всем". ("Убейте машины")

- "Меланхолия" фон Триера ("Не спи, это твоя свадьба")

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильмы, в которых можно найти образы, вдохновленные философией Жана Бодрийяра.

Прежде всего, это конечно же "Матрица" Вачовски. Там главный герой даже читает книжку Бодрийяра. В Матрице нашли отражения идеи симулякра и гиперреальности.

Основа гиперреальности - симуляция. Симулякр - это знак или несамотождественный феномен, отсылающий к другому. Например деньги. В фильме - красная и синяя таблетки.

В Матрице также можно узнать бодрийяровскую пустыню реальности с людьми-призраками.

"Восприятие мира как тотальной иллюзии - проблема, которая вставала перед всеми великими культурами; для ее решения они прибегали к помощи символических образов, к помощи искусства. Мы, люди ХХ века, изобрели для избавления от этой муки нечто иное - симуляцию реальности, виртуальный мир, в который выбрасываем все страшное, все негативное; в результате этот мир подменяет реальность, которая, однако, поджидает всех нас в финале. Так вот, "Матрица" сделана именно по этой модели! В ней все, что принадлежит к сфере сна, утопии, фантазма, представлено в зримой форме, "реализовано". Мы имеем дело с абсолютной прозрачностью. Можно сказать, что "Матрица" - это фильм о Матрице, который могла бы снять сама матрица". (Ж.Бодрийяр)

Кроме Матрицы идеи Бодрийяра были использованы в "Шоу Трумена", "Маллхоланд драйв", "Особое мнение", "Начало".

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А откуда корнями восприятие мира как иллюзии? Вот это интересный момент.

Реально лишь Я или и оно воспринимается рушащимся и иллюзорным?

 

Я чисто интутитивно полагала, что восприятие иллюзией есть способ не столкнуться с чем то очень пугающим для сознания.

Как сон выстраивает фасад для сокрытия истинных смыслов.


Туда ж энергия Ид. СуперЭго  ж есть надстройка над инстинктами.

В некотором смысле цивилизация, построенная на культуре и запретах, есть иллюзия для природы.

Но в этом "здесь" мы становимся нами, вот в чем штука....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А откуда корнями восприятие мира как иллюзии? Вот это интересный момент.

 

Платонова пещера.

Люди, которые полагают, что познают мир с помощью органов чувств, живут в мире иллюзий.

Платон призывает к познанию, осознанности жизни, но не с помощью третьего глаза и выхода в астрал, как тут часто предлагают в философском разделе (адепты просветления обычно не утруждают себя чтением философских трудов), а посредством разума, рефлексии, правильной постановки вопросов. Подлинной реальностью для Платона является мир идей. Экзистенциалисты его, конечно же, слегка бы подправили, но тоже не стали бы отрицать иллюзорность чувственного восприятия.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Фуко отметился в кинематографе?

Какой-то французский фильм был экранизирован по мотивам его эссе. Но не помню какой. Надо будет посмотреть.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кроненберг интересно начал с темы уродств тела и перешел в социальное. Кроненберг это к эзистенциализму?

Тема призрачного Дель Торо - тема Мертвой Матери.

Вообще интересны через образы концепции и идеи. Образы вносят силу воображения и жизни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если бы я снимал кино, то первым делом бы сделал ремейк постперестроечной комедии "Шырли-Мырли". Это был бы мрачный социальный арт-хаус с разными формами экспериментальной съемки и тревожной музыкой. Называлось бы "Жизнь Суходрищева". 

 

Друг говорит.

А ведь где то так.

 

О российском кинЕ.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ларс фон Триер.

Образ " девочки с золотым сердцем", что раздает себя другим, добровольная жертва. Практические решения - Танцующая в темноте, Рассекая волны, Догвиль.

Добро и псевдодобро.

В Догвиле звучит тема "добрых людей"  приобретает издевательское звучание.

 

Следующий шаг к великолепной Нимфоманке ( Антихриста спецом выпускаю) с ее выкладкой абстракций под рамштайн.

Нимфоманка - последняя " девочка с золотым сердцем" на настоящий момент...


Тема страны возможностей - расширенно понимаемой как социум с его лесом представлений - и тема этой самой Девочки.


Девочка-Милосердие - эт образ религиозно насыщенный, любопытный. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодня обратила внимание на афишу "Бэтмен против Супермена".

Видимо, фантазия о спасателях иссякла. Теперь будут развивать тему конкуренции.)

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодня обратила внимание на афишу "Бэтмен против Супермена".

Видимо, фантазия о спасателях иссякла. Теперь будут развивать тему конкуренции.)

И кто победит, тот и будет спасателем и Большим Отцом)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И кто победит, тот и будет спасателем и Большим Отцом)

Они, оказывается, разыгрывают там карту самопожертвования.

Эдакий альтруизм богов как апофеоз гуманистического начала в комиксах.)

Под запах попкорна особенно прикольно смотрится.)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Они, оказывается, разыгрывают там карту самопожертвования.

Эдакий альтруизм богов как апофеоз гуманистического начала в комиксах.)

Под запах попкорна особенно прикольно смотрится.)

А, а я чет так и думала..

Это образ спасителя, который по моему внедрен в человека на всех уровнях...под попкорн эт вообще прикольно)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Герой боевика - хороший пацан, надирающий задницу плохим и все становится у все прекрасно.

Образ полубога, Гильгамеш с жвачкой и отсветом айвилбибека)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Загадочная история Бенджемина Баттона"

Финчер - великолепный дядька, однако мелодрама не совсем его жанр.

Фильм в принципе об умирании, я пыталась просчитать количество смертей, сбилась к середине.

Идея связи старый-малый.

Мысль о том, что возлюбленные выполняют друг для друга в том числе родительские роли, в соответствующие моменты жизни.

Депп действительно хороший актер.


"В старости нет ничего плохого" ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...