Перейти к содержанию

Развиваем логическое мышление ребенка. Что важно учесть?


Samira

Рекомендуемые сообщения

Вряд ли вы станете спорить с тем, что развитие логического мышления у детей крайне важно и жизненно необходимо.  До того, как начать обучать ребенка логическим операциям, неплохо разобраться с тем, как к этому подходить корректно. Взрослые напрасно полагают, что дети не умеют мыслить и представляют ребенка чем-то наподобие чистого листа. Еще как умеют! И делают это по-своему.

 

Зачастую молодые родители полагают, что если они хорошо изложили материал, и, при этом, ребенок был внимателен, то урок должен быть усвоен с легкостью. И с не меньшей легкостью ребенок должен справиться с заданием.

 

Для того чтобы понять, где прячется коварная уловка, давайте проведем мысленный эксперимент из двух частей.

 

Часть первая. Представьте, что вы и есть ваш ребенок. Примерно в этом возрасте, в подобной ситуации и с таким же багажом опыта. Перед вами располагают три предмета: нож, вилка и котлета. Вам задают вопрос: «У каких двух предметов из этих трех больше общего?».

 

Для вас в этой задаче ничего сложного нет — ответ очевиден — нож и вилка. Но для ребенка это может оказаться задачей на порядки сложнее — все зависит от того, есть ли у него собственный опыт пользования ножом. Вам ваш опыт и логические навыки подскажут, что нож и вилка попадают в общую категорию «инструменты» или «приборы для еды». Потому что в вашем опыте есть неоднократные случаи использования этих предметов, когда вам предстояло разделаться с едой и донести ее до рта. А вдобавок к этому вы за всю свою жизнь уже выполнили сотни тысяч операций по сортировке отдельных элементов в группы или категории.

 

Но ребенок, скорее всего, свяжет в общую логику вилку и котлету. Потому что в его опыте гораздо больше ситуаций, когда поедание котлеты было сопряжено с использованием вилки. А опыт использования ножа практически отсутствует, в лучшем случае — только в виде наблюдения.  

 

Даже если перед заданием правильно и терпеливо разъяснить ребенку для чего используются вилка и нож, и что между ними общего, нет никаких гарантий того, что ребенок поймет верно, о чем вы его спрашиваете. Для него «общее» — то, что существует совместно, а не то, что находится в одной категории в рамках классификации.

 

Поэтому если вы проводите подобный эксперимент со своим ребенком и он не дал правильный ответ с первого раза, считать что он не дотягивает в развитии логических операций — совершенно не правильно. Согласитесь — его логика не менее верна — между вилкой и котлетой действительно общее существует.

 

К слову, что касается развития детей, то процесс развития ребенка принято считать нормальным в том случае, если из четного количества похожих заданий ребенок находит верный ответ в половине случаев. Улучшения результатов усвоения знаний и навыков в дальнейшем достигают за счет увеличения числа повторений подобных заданий.

 

Возникает вопрос — как правильно поступить, если ребенок дал неверный ответ? Казалось бы — следует корректно сказать: «Это — неверный ответ». И еще раз объяснить материал. Но нам известно — материал был изложен, а ребенок дал неверный ответ. В такой ситуации сказать ребенку о неправильном результате будет не педагогично. Более правильным будет задать вопрос: «Почему ты так думаешь?». И внимательно выслушать объяснение.

 

Во-первых, нам это расскажет о направлении рассуждений ребенка, а, во-вторых, так мы сможем узнать, как ребенок понял материал и где его рассуждения разошлись с логикой задания. Таким образом, мы сможем понять, что необходимо изменить в изложении материала и какими способами можно расширить представления ребенка, в данном случае о классификациях и категориях.

 

Вернемся к мысленному эксперименту, к его второй части.

 

Теперь перед вами располагают три других предмета: набор свежих овощей, бутылку оливкового масла и овощерезку. И задают такой же вопрос: «У каких двух предметов из этих трех больше общего?». Отвлекитесь сейчас от чтения на минуту и попробуйте подумать —  действительно, — какие два из этих трех предметов вы объедините в «общее»? И главное — почему?

 

С большой долей уверенности можно предположить, что первое, о чем вы подумали — это овощной салат. Салат невозможно приготовить, если не нарезать овощи, верно? Поэтому — у овощей и овощерезки однозначно больше общего.

 

Но… разве нарезанные овощи без заправки могут считаться салатом? Если исходить из «салата», то у овощей и оливкового масла гораздо больше общего — это ингредиенты. Хотя, с другой стороны — овощи — это основа блюда, а овощерезка и оливковое масло — дополнительные элементы процесса.

 

Вам удалось найти правильный ответ на этот тест с легкостью? Вы уверены, что у этого задания вообще может быть правильный ответ? Вы обратили внимание, как процесс — в данном случае — «приготовление салата» и предполагаемый конечный результат «салат» влияли на ход ваших рассуждений?

 

Вот приблизительно так же выглядит первое задание для ребенка четырех-шести лет. Ему точно так же приходится искать правильный ответ путем собственных рассуждений. И будьте уверены — если у вас хватит терпения выслушать объяснения ребенка, вы крепко призадумаетесь — где больше разумной логики? — во взрослом типе мышления или в детском.

 

Обучая ребенка, всегда помните проверенное правило — одних заданий не достаточно. Важно исследовать ход мышления и рассуждений ребенка. Только так вы сможете понять — в каком направлении следует двигаться.

 

Или попросту помните об овощерезке. В противном случае вы рискуете научить ребенка искать ответы путем угадывания. Что никак не способствует развитию именно логических навыков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

конечно же стоит развивать у ребенка рассуждение, как формирование собственного мнения но все уперается в осознанность родителя, дети одинаковы -родители разные, и это разность фундаментальна в судьбе ребенка

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

конечно же стоит развивать у ребенка рассуждение, как формирование собственного мнения но все уперается в осознанность родителя, дети одинаковы -родители разные, и это разность фундаментальна в судьбе ребенка

 

Соглашусь. Но с оговоркой: 

 

1) многое зависит от возраста родителя - вряд ли осознанность полноценно формируется к 26-27, сказала бы формируются ее уверенные предпосылки.

 

2) есть такие "осознанные" родители, что "ну, его на фиг!" - затаскают ребенка - ни детства, ни радости, ни ощущения волшебства этого мира. 

 

Взять те же методики раннего развития - не у всех процесс идет грамотно, с пониманием к чему и что развивают. Главное - мода, важно - имидж современного родителя - как же? - "всё лучшее детям!".

 

А вообще, мой хороший знакомый, глубоко и до профессорской степени осведомленный в темах детских неврозов говорит, что для нормального воспитания нормального ребенка нужно только одно - просто разговаривать с ним. С его слов, если это делать, многое идет естественным путем.

 

Мне импонирует его позиция.

А Вам как такое мнение?) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как мы видим все упирается в личность и знания, человек не знавший любви родителя сам ее не даст, этой программы напросто нет у него в подсознании и так передаётся родовая не любовь, пока кто-то не разорвал цепь своим новым осознанием.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как мы видим все упирается в личность и знания, человек не знавший любви родителя сам ее не даст, этой программы напросто нет у него в подсознании и так передаётся родовая не любовь, пока кто-то не разорвал цепь своим новым осознанием.

 

О,да!) Соглашусь с Вами на все 120% - если традиция любви и заботы о близких не передается вместе с первым прикормом, ребенку во взрослой жизни будет крайне непросто сформировать в себе навык корректной близости. Собственно, основной посыл исходного текста перекликается именно с этим тезисом - лучше перелюбить ребенка, чем перевоспитать в нем умного, разумного, логически стройно-мыслящего.

 

Поделюсь: приятно узнать, что есть мужчины так точно понимающие суть и важность любви в формировании личности ребенка.) Это действительно обнадеживает. Благодарна за высказанное мнение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

про последствия "перелюбить" хорошо описано у Анатолия Некрасова в чтиво "Материнская любовь" а также последующее дополнения "Путы материнской любви", если не читали, то полезно что-то новое открыть для себя

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слышала о ней (Материнская Любовь) много разных отзывов. Пол года назад приобрела и начала читать. Обратила внимание на неоднозначность и побрела в сеть, посмотреть какие впечатления отражают люди в Сети. Была поражена количеству возмутительных отзывов - каждая вторая женщина очевидно сражалась с чем-то, прежде всего, в самой себе.

 

Саму книгу временно отложила, хочу разобраться с психологией материнства в разных возрастных диапазонах прежде - тогда смогу впитать Автора комплексно и системно. О продолжении слышу впервые. Поэтому - спасибо за подсказку, буду знать. Приобрету. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перед вами три человека: один обижается, второй не обижается, а третий обижался, но уже перестал это делать. Что общего между двумя из этих трех людей?

Когда ответите, спросите сами себя - ответ повысил ваш уровень логического мышления? Если да, то по какой именно схеме и на сколько %.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отвечу.)

 

Первым моим встречным вопросом (на уточнение) будет: с чем связана была обида в каждом из случаев?

 

Вторым дополнением: каждый из троих что-то прорабатывал в себе, и отличала каждого стадия процесса.

 

И третьим проницательный вопрос лично Вам: Вы считаете корректной формулировку/постановку вопроса, в которой повышение качества мышления выясняется через прирост в процентах?)

 

По-моему, это легкая попытка провокации.) Что меня не задевает. - Как раз отличный повод вступить в диалог.

Расцениваю предварительно как-то тАк. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ожидаемо. Вот и ребенок перед которым лежат вилка, котлета и нож - задает вам встречный вопрос: "хочу уточнить, взаимосвязь общей схожести которую вы подразумеваете крутится в области молекулярного совпадения

или чисто внешних признаков?"  Пока вы думаете, что ответить ребенку, осознавая, что на уровне молекул разницы никакой нет между тремя предметами, он вдруг дополняет вопрос: "и еще хочу уточнить,

вилку и ложку приобрели в магазине, а котлету испекла мама - стоит ли это учитывать в ответе на вопрос?"

Вы пробуете соотнести в одно теперь уже бред который несет ребенок, а он говорит: "и третий вопрос, ответ мой должен быть в процентном соотношении каждого из предметов, или будет достаточно одного только тождества?"

 

Так рождаются сказки, что мышление ребенка можно обучить логике, ставят перед ним кубики, проводят сравнительные аналогии, а ребенок каким был таким и остается.

Он знает сколько будет 2 + 3, и знает, что нож - это не котлета, но логически мыслить он не знает как, потому что логика имеет зачатки в самоанализе, когда внутренний диалог происходит сам с собой.

И научить этому невозможно. Так же как невозможно научить гневаться, или научить сомневаться - эти виды процессов самоанализируются. Нет преподавателя который способен обучить ребенка унывать.

 

К слову вы неправильно ответили на вопрос, правильный ответ: "общее между двумя - это то, что оба обижались раньше". И как продолжение, ответ на этот вопрос не повышает в человеке его способность мыслить логически.

Ни ребенка, ни юношу, ни старика подобными методиками - не обучить изворотливости дедукции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Воистину - Вы написали "волшебный текст"). Он меня не отпускает и я блуждаю в поисках уверенного ответа.

Спасибо Вам.) 

 

И научить этому невозможно. Так же как невозможно научить гневаться, или научить сомневаться - эти виды процессов самоанализируются. Нет преподавателя который способен обучить ребенка унывать.

 

 

Ощущаю, что вся суть и соль сконцентрированы в выделенной фразе. Она прям уже прошилась ключевым тезисом в потоке и от нее пытаюсь "плясать".

 

Видимо, корректным было бы объяснить что это за текст (исходный, в старт-посте), с какой целью он написан и в какой поток планировалось его разместить. Решение открыть здесь тему с этим текстом - было больше случайно-продуманным, нежели планомерно-спланированным.

 

Когда созрею с откликом-ответом, обозначусь.

Еще раз - Благодарность - отдельной строкой. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не согласна.

Законам формальной логики можно научить.

Но для этого нужно начинать в таких задачах с обучения отделять главное от второстепенного.

А то поимеете шизоидный радикал на выходе, который будет искать общие признаки не из сути понятий, а из их второстепенных признаков.

И будет объединять чашку и кофе , вместо чашки и ложки.

 

Кстати, такое объединение типично для малолетнего ребёнка и шизоида.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю как кто, но вот котлету и вилку я выбрала...))

Вполне логично. Котлету проще насадить на вилку...)

Наверное, я шизоид..)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Законам формальной логики можно научить.

Но для этого нужно начинать в таких задачах с обучения отделять главное от второстепенного.

А то поимеете шизоидный радикал на выходе, который будет искать общие признаки не из сути понятий, а из их второстепенных признаков.

 

 

Спрошу, возможно подскажете где почитать: шизоидный радикал - это тип личности в рамках нормы или уже ближе к отклонению? И если отклонение, то в чем опасность или риск для взрослой жизни? 

А то поимеете шизоидный радикал на выходе, который будет искать общие признаки не из сути понятий, а из их второстепенных признаков.

И будет объединять чашку и кофе , вместо чашки и ложки.

 

Кстати, такое объединение типично для малолетнего ребёнка и шизоида.

 

Ну, как бы Латеральное мышление от Эдварда де Боно отчасти на этом и основано - сочетание привычно/традиционно несочетаемого и "боковое" видение.

 

Задачи интеллекта, на мой взгляд, не сводятся к исключительно верной идентификации - хотя для формальной логики - это первостепенный навык. Хороший интеллект скорее предназначен для быстрого и эффективного решения задач. Сказала бы: на уровне допустимой/необходимой достаточности.

 

Сугубо отразила свое мнение.) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спрошу, возможно подскажете где почитать: шизоидный радикал - это тип личности в рамках нормы или уже ближе к отклонению? И если отклонение, то в чем опасность или риск для взрослой жизни?

 

 

Ну, как бы Латеральное мышление от Эдварда де Боно отчасти на этом и основано - сочетание привычно/традиционно несочетаемого и "боковое" видение.

 

Задачи интеллекта, на мой взгляд, не сводятся к исключительно верной идентификации - хотя для формальной логики - это первостепенный навык. Хороший интеллект скорее предназначен для быстрого и эффективного решения задач. Сказала бы: на уровне допустимой/необходимой достаточности.

 

Сугубо отразила свое мнение.)

Почитать можно в сети.

Забиваете в поисковик шизоидный радикал и наслаждаетесь.

Это уже некое отклонение от нормы , но не заболевание.

Задачи интеллекта, разумеется, к этому не сводятся.

Но детей нужно обучать вначале формальной логике, хотя бы , чтобы они в последствии не завалили тесты в ПНД)))

Формальная логика тяготеет к иерархической структуре, которую ребёнку нужно показать.

Например, в задачах на объединение в группы от мелких в крупные одушевлённых и неодушевленных предметов.

Для самых маленьких подходит лото с картинками фруктов, овощей, различных предметов, которые им нужно научиться складывать от самых мелких до самых крупных групп.

Иерархия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...