Перейти к содержанию

Экзерцизм с научной точки зрения


Рекомендуемые сообщения

Уважаемые коллеги, предлагаю обсудить с иключительно научной точки зрения такой феномен как "Экзерцизм" - изгнание дьявола из тела человека.

 

Хотелось бы обсудить как можно больше, начинаю от истории, кончая конкретными методами. А начать предлагаю с истории.

 

Откуда берет начало этот феномен?

- где впервые были произведены акты Экзерцизма

- первые описания данных феноменов

- как и каким образом переходили и распространялись по разным религиям

- различие взглядов разных религий на данный феномен

 

Рад любой информации по данному вопросу - книги, статьи, монографии, любые публикации.

Только не надо отправлять к библии или корану со словами - там все написано, читайте. Нужны более конкретные ссылки.

 

Убедительная просьба, к практикующим экзерцистам, не ссылаться при каждом удобном случае на бесов\чертей и потусторонних духов. Применяйте данные слова лишь в крайней необходимости, старайтесь соблюдать научный стиль общения, а не богословский.

 

Убедительная просьба к воинствующим скептикам, соблюдать субординацию и будьте корректны.

 

 

 

Известно об экзерцизме мне к сожалению на редкость не много. То ли плохо ищу, то ли это какая-то закрытая информация.

Экзерцизмом занимаются точно

- Католики - у них необходимо пройти специальное обучение

- Православные - информация размытая, одни говорят это может каждый священник, другие необходимо специальное обучение

- мусульмане - вроде необходимо обучение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Могу поделиться только собственным мнением и наблюдениями. Э. - считаю ни чем иным, как полубессознательным проявлением эмоционального фона индивидуума с определённой ментальной установкой. Механизм действия (патогенез), напоминает таковой при аффективных состояниях, но с более выраженным сохранением сознания, чем и обусловлена длительность процесса. При закреплении данного состояния возможны рецидивы по типу психозов. Купировать такие состояния, думаю, можно как нейролептиками, так и психотехниками синхронизирующими работу обоих полушарий. Процесс думаю больше правополушарный, т.к. оно менее всего контролирует логические процессы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Могу поделиться только собственным мнением и наблюдениями. Э. - считаю ни чем иным, как полубессознательным проявлением эмоционального фона индивидуума с определённой ментальной установкой. Механизм действия (патогенез), напоминает таковой при аффективных состояниях, но с более выраженным сохранением сознания, чем и обусловлена длительность процесса. При закреплении данного состояния возможны рецидивы по типу психозов. Купировать такие состояния, думаю, можно как нейролептиками, так и психотехниками синхронизирующими работу обоих полушарий. Процесс думаю больше правополушарный, т.к. оно менее всего контролирует логические процессы.
Согласен. Я пока тоже исхожу из этого понимания. Полное\временные отключение сознания и полная зависимость от бессознательного. Переключение в состояние, что-то вроде напоминающее Фрейдовское описание "Ид", Оно - примитивные животные инстинкты, которые полностью подчиняют себе человека и становятся безконтрольные. Но хотелось бы почитать где-нибудь как можно более подробное описание такого состояние.

 

Читал, что некоторые экзерцисты таким образом лечат и эпилепсию. Интересно, отличается ли чем-либо "ритуал"?

 

Нашел книгу Я. Я. М. де Гроот "Война с демонами и обряды экзорцизма в древнем Китае", да только в Оzon`е нет на складе и где скачать тоже не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласен. Я пока тоже исхожу из этого понимания. Полное\временные отключение сознания и полная зависимость от бессознательного. Переключение в состояние, что-то вроде напоминающее Фрейдовское описание "Ид", Оно - примитивные животные инстинкты, которые полностью подчиняют себе человека и становятся безконтрольные. Но хотелось бы почитать где-нибудь как можно более подробное описание такого состояние.

 

Читал, что некоторые экзерцисты таким образом лечат и эпилепсию. Интересно, отличается ли чем-либо "ритуал"?

 

Нашел книгу Я. Я. М. де Гроот "Война с демонами и обряды экзорцизма в древнем Китае", да только в Оzon`е нет на складе и где скачать тоже не знаю.

Думаю, что все таки полного отключения сознания не происходит. Потому как некоторые виды воздействия оказываются на уровне сознания (зеркала, вербальные психотехники). А литературы на эту тему я то-же не встречал. Так, эпизодами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, что все таки полного отключения сознания не происходит. Потому как некоторые виды воздействия оказываются на уровне сознания (зеркала, вербальные психотехники).
Получается какое-то усредненное состояние. Тогда это просто патология. Можем предположить какую-нибудь крайнюю форму Криптомнезии. Но откуда агрессия тогда, не адекватные реакции.

Явный недостаток информации...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получается какое-то усредненное состояние. Тогда это просто патология. Можем предположить какую-нибудь крайнюю форму Криптомнезии. Но откуда агрессия тогда, не адекватные реакции.

Явный недостаток информации...

Агрессия, думаю, возникает от наличия подсознательной иррациональной установки (вроде вытесненного комплекса), а включение за счет появление ситуации с аффектогеном(ситуационный фактор) и(или) выделения особых нейропептидов(биохимический фактор). Мотив - защита, на фоне иррац.установки. Поэтому не укладывается в рамки сознания стороннего наблюдателя. А общее с эпилепсией наличие стойкого очага возбуждения. Но это только предположения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю уважаемый коллега, мы говорим не о чем.

 

Очень все-таки надеюсь на сознательность Всеслава, который был на форуме и вроде готов к диалогу.

Или может быть кто-нибудь еще, кто является действующим экзерцистом, или экзорцистом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В октябре 1998 года Ватикан опубликовал официальный документ с устрашающим латинским названием De Exorcismus et supplicationibus quibusdam. В нем устанавливалась новая форма для обряда экзорцизма, т.е. изгнания дьявола из тела одержимого им человека. Документ представлял собой 84 страницы чистейшей латыни.
Где взять хотябы английский вариант?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предварительный анализ.

 

Слово "Экзорцизм", от слова "экзо..." (от греческого "exo" - вне, снаружи) - часть сложных слов, означающая: внешний, наружный, указывающая на связь с внешней средой.

 

Встречается также как "экзорсизм", но очень редко. Поэтому оставляем как "экзорцизм".

 

Прошу модератора\администратора внести соответствующие коррективы в названии данной темы.

 

В психологическом словаре такое определение - "Изгнание духов. Основан на том, что "изгоняющий злых духов" причиняет больному мучения. Но при этом должны выполняться определенные условия. Во-первых, экзорцист должен абсолютно верить в реальность злого духа, во-вторых, дух-помощник экзорциста, от лица которого происходило все действие, должен занимать в демонической иерархии место более высокое, чем злой дух, в-третьих, перед изгнанием духов экзорцист должен продолжительное время молиться и поститься. Важно, что все его действия при проведении экзорцизма направлялись не против больного, который, напротив, укреплялся в его решимости освободиться от заболевания, а против мучающего его духа. Формой исцеления "одержимого" было механическое воздействие на тело больного (очень громкий шум, непереносимые запахи, кровопускания, битье и пр.), с тем чтобы телесные страдания заставили злого духа покинуть это тело. Часто практиковалось предоставление для злого духа нового объекта (прежде всего животных) для вселения.".

 

Сами же экзорцисты понимают это как одержимость дьяволом\демоном\бесом\"плохим" духом. Ритуал экзорцизма - изгнание данного духа из тела "одержимого".

Количество демонов, потенциально могущих "одержать" человека насчитывается по христианским оценкам от 30 000 экземпляров (Максим Тирский - второй век), до (лютеранские богословы) 2 665 866 746 664 экземпляров всевозможных демонов. Что вполне достаточно для причисления любой психологической патологии к одержимости одного из демонов. Хотя, нужно признать, что сами экзорцисты уделяют много внимания в точности определения диагноза. И мне удалось даже найти такое положение:

Кодекс 1983 г. упоминает о «правомочном экзорцизме над одержимыми», проводимом лишь по особому поручению местного ординария
А также находятся упоминания, что совершать ритуал может только священник и с разрешения епископа. Есть сведения что:
В 1979 г. Германская епископская конференция образовала Комиссию из богословов, медиков и психологов; «по результатам исследований должны быть изложены принципы новой формы Великого экзорцизма и разработаны предложения Германской епископской конференции в адрес соответствующей Конгрегации в Риме».
Правда мне не удалось найти какие-нибудь ссылки на результаты данной конференции.

 

Из диагнозов определения одержимости удалось найти следующие:

- говорит на многих неизвестных языках и понимает их (в некоторых христианских конфессиях данное явления наоборот считается проявлением высокой духовности)

- сообщает о вещах, происходящих на расстоянии или скрытых

- проявляет силу, несоразмерную с собственными возможностями

- неистовым проявлением враждебности к Богу, Богородице, Святым, Кресту и священным изображениям

- внезапно проявившаяся осведомленность об оккультных ритуалах

- немотивированные страхи, расширение зрачков

- битье головой об стену

и даже

- внутриутробные звуки

Различие в описания диагнозов "одержимости" присутствуют не только у разных конфессий, но и внутри одной конфессии. Лишь одно повторяется всегда - поругание\отвращение к атрибутам христианства - распятиям, святой воде и т.п. Из чего осмелюсь предположить, что данный пункт является ни чем другим, как защитой самой религии. Ведь не признание законов христианской религии можно легко трактовать как "проявлением враждебности к Богу, Богородице, Святым, Кресту" и т.д., из чего автоматически будет наклеиваться ярлык "одержимости".

Также, мне удалось найти следующее: "Православная церковь утверждает, что при использовании маятника оператор вступает в контакт с сущностью из Нижнего Астрала. Она также считает, что это первый шаг к одержимости этой сущностью.".

И при этом не могу не процетировать интересные рассуждения на тему - нужно ли спрашивать у "одержимого" разрешение на проведение ритуала экзорцизма:

... есть такое понятие как невменяемость, когда человек не несет ответственности за свои действия и для излечения требуются меры принудительного характера. Так же и в случаях с экзорцизмом. Хотя, каждый случай индивидуальный и иногда простого несогласия одержимого достаточно для того чтоб над ним проводили экзорцизм
Комментарии излишни.

 

Упоминается иногда также о трех степенях одержимости: слабая(контроль), средняя(овладение волей), сильная(сама одержимость). Так например невозможность "причастия" причисляется ко второй или третьей, кто "режет вены" может быть под контролем.

 

Метод экзорцизма:

Описание методов проведения этого ритуала также расходятся "как в море корабли"©

Утверждается иногда, что обряд экзорцизма "читается, на латыни и там большую роль играет размерность "стиха". С другой стороны утверждается что "можно взять любую книгу, даже самую "левую", где приведены какие-нибудь заклинания, заговоры. Да можно даже молитвослов взять. И везде есть размерность.".

Описываются также "должен совершать определенные пассы руками, поворачиваться в ту или иную сторону, символически "плевать" и т.п.". И даже описания, в которых "любой обряд начинается с определения "зоны безопасности" - пространства, в которое не может проникнуть демон. На ключевых точках такого пространства "ставятся" определенные святые. Четыре стороны света, четыре ключевые точки и, соответственно, четверо святых.".

Никакой единой системы не наблюдается. Такое впечатление, что каждый экзорцист машет руками куда хочет и зачитывает что хочет.

 

Вот описание ритуала по лечению одержимости у Папюса:

Наиболее действенный способ излечения одержимости основан на стремлении элементалов и ларвов питаться астральной субстанцией, содержащейся в большом количестве крови. Берут прядь волос больного, окуривают её и освещают обычным обрядом, после чего приглашают больную особу, при ней обмакивают эту прядь волос в кровь голубя или морской свинки, также освящённых под влиянием Юпитера или Солнца, причём произносят Великое Заклинание Соломона. Для этой операции больная особа должна быть одета в белое платье. После этого омочённую кровью прядь кладут на дощечку и очерчивают круг углём или магнитным порошком. В четырёх странах этого круга ставят буквы священной тетраграммы; затем прокалывают магической шпагой прядь и приказывают ларву раствориться. Редко приходиться производить эту операцию более трёх раз, с промежутками в семь дней.
Или например другой способ описанный тем же Папюсом:
заключался в ведение некой особы в гипнотический транс, в котором загипнотизированная женщина описала внешний вид флюидического существа, терзающего пациентку. Со слов сомнамбулы было сделано изображение этого существа и с помощью заклинания установлен раппорт этого изображения с ларвом; после чего рисунок был разрезан на части. В это время сомнамбула заявила, что существо распалось.
Научное рассмотрение подобных методов не представляется возможным без введения точных определений на понятия далекие от научных, которыми просто кишит описание.

 

А также способ описаный здесь - http://alligater.narod.ru/dop/demonologiy_ek.html

Где кроме всего прочего, на экзорциста еще сваливается забота "любого экзорсиста было точно определить, каким образом демон вселился в тело человека", после чего еще и " как его зовут, потом попытаться определить, сколько же демонов вселилось в несчастного, выяснить причину его или их появления, постараться точно определить время его или их проникновения в тело". Предположу, что данный метод ортодоксален и уходит корнями в далекое прошлое, когда первопроходцев науки отправляли на костер.

 

Очень любопытное описание Китайских экзорцистов:

экзорцизм - это изгнание вредоносных демонов посредством заклинаний и жестикуляции. В Китае экзорцизмом занимаются в основном медиумы и даосские священники...

... суть экзорцистского ритуала — в испрашивании священником указания богов, которое он в свою очередь сообщал демонам, приказывая им удалиться. Медиумы в состоянии одержимости божеством иногда наносили себе порезы и писали божественной кровью, чтобы придать большую силу своим приказаниям или талисманам. Демоны — проявление силы инь — могут быть изгнаны символами ян, такими, как петушиная кровь, хлопушки, мечи или зеркала. Помогает и зачитывание канонических и философских книг, так как они описывают невыносимый для демонов нравственный порядок в мире. Другими словами, китайский экзорцизм по своей структуре весьма похож на христианский экзорцизм, который верит в изгнание демонов властью Бога ...

А вот конкретный пример экзорцистского обряда, совершаемого тайваньским даосским священником для исцеления больного ребенка:

Успокоив мать и ребенка легким позваниванием в колокольчик и тихим пением очистительных заклинаний, даос приступает к вызову духов, а именно экзорцистских духов Полярной звезды, местного Чэн-хуана, божества земли, богини-девственницы Ма-цзу и Чэнь Найма — покровителя Лушань На листе желтой бумаги он рисует талисман фу (образец которого можно купить в книжных магазинах) и запечатывает его в нижней части листа особой талисманной печатью. Затем даос зажигает у алтаря свечу и читает экзорцистскую мантру, или заклинание, такого, например, характера:

Я повелеваю источникам всех болей в теле — в мышцах, в голове, в глазах, во рту, в руках и в ногах (упоминается конкретное заболевание ребенка) — с помощью этого моего волшебства, здесь, перед этим даосским алтарем, да будут все демоны связаны и пленены, да скроются вновь в глубинах ада. Вы посылаетесь назад - туда, откуда пришли! Спешите, спешите последовать моему приказу!

Плоские стороны сверху (восходящая ян) означают, что «боги смеются» Плоская и округленная стороны сверху (инь и ян в равновесии) означают утвердительный ответ, указание на то, что соответствующий дух изгнан. Как только получен утвердительный ответ, талисман сжигается, а часть пепла смешивается со стаканом кипяченой воды. Чайную ложку этой воды дают выпить ребенку в качестве экзорцистского лекарства. Затем даос рекомендует аспирин, антибиотики или то традиционное китайское лекарство, которое он сочтет необходимым для устранения естественной причины заболевания

По выделенным словам не трудно догадаться, что приведенное описание служит всего лишь дополнением к медикаментозному воздействию на естественную причину болезни. Если взять на вооружение эффект Плацебо, то можно даже к "гадалке не ходить"© а декларировать о более высокой, в процентном соотношении, вероятности выздоровления, нежели без ритуала экзорцизма.

 

Не менее интересным, на мой взгляд, является рассуждения об экзорцизме Николая Карпицкого в его статье "Предрассудки относительно экзорцизма". Источник - http://www.baznica.info/modules.php?name=N...le&sid=1823

Нет сомнений - автор является представителем христианской религии и возможно, мое предположение - практикующим "экзорцистом" в своем понимании этого вопроса.

В своей статье, Н. Карпицкий пишет, что "экзорцизм не магическое, но духовное действие", и утверждает, что "Сила совершенного над страждущим экзорцизма исчезает при утрате им веры или при отказе от помощи Святого Духа. Человек снова попадает под влияние злых духов, и для помощи ему необходимо повторение экзорцизма.". Своими тезисами о том, что "Если же человек духовно не готов, то временное освобождение посредством экзорцизма может быть оказаться не только бесполезным, но и опасным, так как рецидив возвращения в старое состояние может вызвать психическую болезнь и разочарование в силе церковных средств.", он фактически "роняет" все представление об акте экзорцизма, как о некой "высшей" стадии "бесовщины" и практически приравнивает "одержимость" к неверию в христианскую доктрину.

 

Увы, мне не удалось найти что-либо по настоящему стоящее. Может я не там искал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...