Перейти к содержанию

Религиозные системы, как мифотворчество


Агент 007

Рекомендуемые сообщения

Интересно проследить, какие выдающиеся философы и ученые в истории мысли осознавали, что к религиозным представлениям надо относиться как к мифотворчеству. В отличие, конечно, от бессознательной толпы, горе пантеистов и просто ортодоксов их не так много. Итак, примеры:

 

 

 

    "Как я уже говорил, ортодоксы распространенных верований по традиции воспринимают и преподносят персонажей и события мифов как факты - Прежде всего это касается иудео-христианского мира, где свято верят, что исход из Египта и воскресение Христа действительно были. Но современная историческая наука подвергает сомнениям их фактическую достоверность, а вместе с ней, увы, и следующие из этих событий нравственные принципы.
     Но если увидеть в мифологических сюжетах не хронику достоверных фактов, а перенесенные в мир истории воображаемые события и признать, кроме того, явное сходство таких фантазий, где бы они ни рождались — в Китае, Индии или на Юкатане, — приходишь к закономерному выводу, хотя эти легенды нельзя воспринимать как свидетельства подлинных исторических событий, такие повсеместно почитаемые порождения мифотворческой фантазии представляют собой безусловные факты сознания "


Джозеф Кемпбелл.

МИФЫ, В КОТОРЫХ НАМ ЖИТЬ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 "Специфические черты Иисуса из Назарета сглаживаются до такой степени, что в основном мы сталкиваемся лицом к лицу с символом бого-человека, который амплифицирован многими другими архетипическими символами. Таким образом фигура Иисуса обобщается, но вместе с тем приобретает и свою специфику. Например, это нашло отражение в раннехристианской патристике, возражавшей против предпринимавшихся в то время попыток представить Иисуса Христа в качестве еще одного Диониса или Осириса. В то время можно было услышать, как люди говорили: «Да, мы знаем вашего Иисуса Христа и почитаем его, но в виде Осириса». Апологеты приходили в ярость от подобных слов, они утверждали, что Христос — не то же самое, а новый мессия. В результате этого возник спор относительно нового боговоплощения, которое как они говорили, следует рассматривать в ином свете, а не сводить к уже известным мифам. Люди говорили о Христе: «Но это же Осирис! Это наш Дионис! Мы знаем страдающего и растерзанного Бога с очень давних времен». И отчасти они были правы: в данном случае мы имеем дело все с тем же общим архетипическим паттерном. Но их противники были тоже правы, настаивая на том, что перед нами совершенно иное культурное осознание в особой и новой форме.
     Нечто похожее произошло в Южной Америке, когда конкистадоры обнаружили у аборигенов ритуал распятия на кресте. Один из отцов иезуитов предположил даже, что, по всей видимости, дьявол внушил подобное этим людям, чтобы отвернуть их от обращения в истинную веру. Однако гипотеза об архетипической природе человеческой психики облегчает ответы на подобные вопросы, снимая необходимость вдаваться в ненужные споры о религиозных мифах."
 
Мария Луиза фон Франц. Толкование волшебных сказок
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Но если религия Христа означает приближение в вере к Спасителю, сущему вне меня, через осуществление духа Христова во мне, то для нашего философствования непреложными остаются два момента: Христос во мне не связан исключительно с тем когда-то существовавшим Иисусом Христом, и Иисус как Христос, как Богочеловек — миф. В демифологизации не следует произ¬вольно останавливаться на этом. Самый глубокомысленный миф остается мифом и есть игра; объективной гарантией он стано¬вится только либо посредством религиозной истины (которую философствование неспособно усмотреть), либо посредством заблуждения."

 Карл Ясперс. Философская вера

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Так называемая мифологическая теория, отрицающая самый факт существования Иисуса, имеет свою полезную сторону, ибо показывает совершенную безнадежность науки в решении «проблемы Иисуса». Историческая биография Иисуса действительно не может быть написана, и Евангелия не могут быть признаны историческим документом. Но это только доказывает, что реальность Иисуса Христа показывается верой христианской общины и вне ее представляется реальностью исторической, почти незаметной. Никакая историческая необходимость не насилует веры, она есть акт свободы. Жизнь Иисуса Христа совершенно не поддается исторической объективации, она остается в сфере экзистенциального опыта, не личного только, но и коммюнотарного [(соборного)]. "

Николай Бердяев. Истина и откровение

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Но Бог есть жизнь. Он невыразим в категориях природного мышления и несходен с реальностями природно-предметного мира. Он немыслим даже как "сверхъестественное", ибо "сверхъестественное" слишком еще походит на "естественное". Бог есть жизнь, и потому Он открывается лишь в духовной жизни. И тайны Божественной жизни могут быть выражены лишь на внутреннем языке духовного опыта, на языке жизни и жизненного пути, а не на языке объективной природы и разума. Мы увидим, что язык духовного опыта есть неизбежно символический и мифологический язык, и в нем всегда говорится о событиях, о встречах, о судьбе, в нем нет никаких заставных категорий и субстанций; Самые идеи души и духа имеют мифологическое происхождение*. Все истины о Боге должны быть вобраны внутрь, в духовную глубину. Бог религиозного натурализма есть еще предмет идолопоклонства. Он есть последняя форма обоготворения природы, хотя бы сознание о Нем и принимало формы самого крайнего теизма и творение признавалось совершенно внебожественным. Отношение между Богом и человеком есть внутреннее отношение, раскрывающееся в духовной жизни, а не внешнее отношение между "сверхъестественным" и "естественным", раскрывающееся в природном мире. Так всегда понимали христианские мистики, и у них мы должны учиться познанию тайн духовной жизни. Духовная жизнь раскрывается не в богословии, которое никогда не освободилось вполне от натуралистического мышления, а в мистике, которая всегда была погружена в духовный мир. И христианство всегда было живо этой глубиной, в ней находило свое питание. Христианство падало и вырождалось, когда выбрасывалось вовне, на поверхность и уподобляло себя миру природному. "

Николай Бердяев. Философия свободного духа

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вдумываясь в мысли Бердяева понимаешь, какая все же бездна лежит между богословием натуралистическим и мистикой христианства. Первые большею частью болтуны, вторые созерцатели. Первые экстраверты, вторые интроверты. Первые тугодумы, вторые интуитивы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, number_uno001 сказал:

тебя кто и за что так жестко заминусовал?

антибердяевцы)!

он просто достал уже своим Николаем

лучше бы Батая читал

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, number_uno001 сказал:

тебя кто и за что так жестко заминусовал?

А. Да не обращайте внимания. Нищие и шуты меня ненавидят. Правильно делают, я же и в нос могу дать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

54 минуты назад, Агент 007 сказал:

А. Да не обращайте внимания. Нищие и шуты меня ненавидят. Правильно делают, я же и в нос могу дать.

как найдешь их,меня позови будет весело.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...