Перейти к содержанию

Диалектика социализма


Понимание социализма  

5 проголосовавших

  1. 1. Каков Ваш уровень понимания социализма как справедливого общества?

    • Уровень чувственного сознания (ощущения)
    • Уровень восприятия (ассоциативная логика)
      0
    • Уровень представления (комбинаторная логика)
    • Уровень научных конечных понятий (рассудок: формальная логика)
    • Уровень бесконечных понятий (разум: диалектическая логика)


Рекомендуемые сообщения

3 часа назад, cher сказал:

Не просто примитивное , а в корне порочное. 
Потому что
государственная собственность = частная. (Маркс)

Ленин комментировал этот факт. При социализме всё правильно: государство - буржуазный аппарат для сдерживания классической буржуазии. С развитием коммунистической формации буржуазная компонента исчезает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, focus сказал:
8 часов назад, cher сказал:

Есть : либеральная.
Общестенное богатство  = сумма частвных. 

 

Это, вообще-то не идеология.

 

Ничего  подобного:

идеология  шкурного интереса. 

 

4 часа назад, kommunits сказал:
8 часов назад, cher сказал:

Не просто примитивное , а в корне порочное. 
Потому что
государственная собственность = частная. (Маркс)

Ленин комментировал этот факт. При социализме всё правильно: государство - буржуазный аппарат для сдерживания классической буржуазии. С развитием коммунистической формации буржуазная компонента исчезает.

 

Ясно.
Ваш сисилизьм  отличается

от буржуизма  лишь масштабом лицемерия и обмана. 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19.10.2021 в 14:03, cher сказал:

идеология  шкурного интереса

А что, интерес может быть не шкурным? Мне кажется в данном контексте прилагательное "шкурный" выражает лишь негативную эмоцию, вызванную тем, что кто-то кроме меня может чем-то интересоваться. Есть Общество, со своими Законами, Моралью -- ими и следует руководствоваться. И никаих интересов!

19.10.2021 в 14:03, cher сказал:

сисилизьм  отличается

от буржуизма  лишь масштабом лицемерия и обмана

А в чём обман-то?

Собственность должна иметь собственника, оторый ею распоряжается -- иначе от неё никакого толку. Не правда ли? Но распоряжение должно подкрепляться ответственностью: кто неэффективно распоряжается -- теряет право распоряжаться. В буржуизме это выполняется автоматически: ущерб нанесенный неумелым использованием имущества покрывается стоимостью того, что нерадивый владелец не успел пустить по ветру.

А вот в сисилизме -- другой принцип: наказание невиновных, награждение непричастных. А госсобственность как была ничья, так и осталась и кто наглее -- рвёт от неё куски...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

36 минут назад, che0 сказал:
19.10.2021 в 14:03, cher сказал:

идеология  шкурного интереса

А что, интерес может быть не шкурным?

 

Может.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, cher сказал:
56 минут назад, che0 сказал:

А что, интерес может быть не шкурным?

Может.

Ну да, это если различаить кожу (=шкура) и слизистые оболочки

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, che0 сказал:
13 часов назад, cher сказал:
13 часов назад, che0 сказал:

А что, интерес может быть не шкурным?

Может.

Ну да, это если различаить кожу (=шкура) и слизистые оболочки

Носом вынюхивать свой частный интерес - то же , что ощущать шкурой .

Но не суть.

А суть в том, что интерес может быть и не частным. 
В этом всё дело, че0 .

Например, 
вряд ли у ЛАСа 
есть частный интерес затевать

и вести тему про "диалектику социализма".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, cher сказал:

вряд ли у ЛАСа 
есть частный интерес затевать

и вести тему про "диалектику социализма".

А что, причиной индивидуального поступка бывает какой-то интерес, кроме "частного"?

Государственный интерес, общественный интерес -- предполагают дишь стойкое совпадение в коллективе индивидуальных интересов относительно определённого выбора. 

Но кому, кроме ЛАСа, интересна его "диалектика социализма"?

Он стремится закрепить за собой некую социальную роль... Получается?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19.10.2021 в 09:11, kommunits сказал:

Ленин комментировал этот факт. При социализме всё правильно: государство - буржуазный аппарат для сдерживания классической буржуазии. С развитием коммунистической формации буржуазная компонента исчезает.

Дабрый день! Только "не исчезает" ,а снимается  в общественной собственности

2 часа назад, che0 сказал:

А что, причиной индивидуального поступка бывает какой-то интерес, кроме "частного"?

Государственный интерес, общественный интерес -- предполагают дишь стойкое совпадение в коллективе индивидуальных интересов относительно определённого выбора. 

Но кому, кроме ЛАСа, интересна его "диалектика социализма"?

Он стремится закрепить за собой некую социальную роль... Получается?

Социализм  одно из   средств изучать Гегеля на практике и применять вершину диалектики - БЕСКОНЕЧНОЕ ПОНЯТИЕ. Без практики применения   диалектику ( Гегеля) не освоить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, che0 сказал:
10 часов назад, cher сказал:

вряд ли у ЛАСа 
есть частный интерес затевать

и вести тему про "диалектику социализма".

1. А что, причиной индивидуального поступка бывает какой-то интерес, кроме "частного"?

2. Государственный интерес, общественный интерес -- предполагают дишь стойкое совпадение в коллективе индивидуальных интересов относительно определённого выбора. 

3. Но кому, кроме ЛАСа, интересна его "диалектика социализма"?

Он стремится закрепить за собой некую социальную роль... Получается?

1. По-Вашему,   интересов, опричь частного, быть не может ? 

2. Не понял.
Так есть в природе гос- и общий интерес? 

3. Мне.
Как пример :

а) определённо ложного понимания диалектики , интереса,
б) но при этом вряд ли частного интереса .  

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Леонид Санталов сказал:

1. Социализм  одно из   средств изучать Гегеля на практике и

2. применять вершину диалектики -

3. БЕСКОНЕЧНОЕ ПОНЯТИЕ.

4. Без практики применения   диалектику ( Гегеля) не освоить.

1. Утопия
( в лучшем случае).
В социализме нет чего "изучать":

ибо оного нет и  не было  в наличном бытии. 

 

2. По той же причине нет в натуре и его "диалектики" .


3. "Бесконечное понятие"  - тем паче
-  (без)рассудный оксюморон а-ля 
бесконечно  бесконечная бесконечность.
Во всяком случае,  если говорить о Гегеле всерёз, без халтуры и мибовщины.

 

4. Вот именно.

Маркс: не объяснять мир, а переделать. 
То есть: не сочинять пустые мифы за "диалектику социлизма", а  его становить, снимая  возникающие  при этом тупики диалектики. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, cher сказал:

1. Утопия
( в лучшем случае).
В социализме нет чего "изучать":

ибо оного нет и  не было  в наличном бытии. 

 

2. По той же причине нет в натуре и его "диалектики" .


3. "Бесконечное понятие"  - тем паче
-  (без)рассудный оксюморон а-ля 
бесконечно  бесконечная бесконечность.
Во всяком случае,  если говорить о Гегеле всерёз, без халтуры и мибовщины.

 

4. Вот именно.

Маркс: не объяснять мир, а переделать. 
То есть: не сочинять пустые мифы за "диалектику социлизма", а  его становить, снимая  возникающие  при этом тупики диалектики. 

 

ОТ АВТОРА ТЕЗИСОВ "феноменологии духа"

Не случайно это произведение Гегеля самое трудное и сложное. Больше года исследуем с группой каждую строчку, и в деталях кажется понятно, но целостный смысл феноменологии вряд ли кто ухватывает, а без общей логики – понимание феноменологии исчезает. Без общего понимание наш труд по изучению «Феноменологии духа» обесценивается. В какой раз обращаюсь к итоговым лекциям д.ф.н. А.Н. Муравьева по данному поводу, и только после краткого конспекта, начинает появляться какое – то понимание. Только тогда становятся понятным многое из действительности духа, как и его иллюзии, типа френологии:

Френоло́гия (от греч. φρήν — ум, рассудок и греч. λογος — слово, наука) — одна из первых псевдонаук[1][2][3][4][5][6] в современном понимании, основным положением которой является утверждение о взаимосвязи между психикой человека и строением поверхности его черепа.

Даже в лекциях Муравьева осмысление целостности «Феноменологии духу» становится не подъемным для читателя, интересующего философией и диалектикой. Представлю для упрощения три фазы, три круга диалектики в отдельности, с учетом своего понимания.

СОДЕРЖАНИЕ

Метод «Феноменологии духа» состоит в рассмотрении единства мышления и бытия (ВЕМиБ). С этим я уже изначально столкнулся в античности, исследуя бесконечное понятие философии, что возникает из её истории. Эту мысль Гегель дублирует и здесь в третьей фазе, т.е. в абсолютном знании.

Главное в различии трёх фаз: сознание – самосознание - разум. Здесь три круга диалектики, где первый круг (генезис духа) повторяется во второй (действительности духа), и третьей фазе (истинный дух) по логике «Троицы» Прокла. Структура генезиса ведет впервые к смыслу ДУХА. Но этот родившийся дух не является ни действительным, ни истинным. В этой ограниченности и заключается начальная иллюзия духа.

ПЕРВАЯ ФАЗА: ГЕНЕЗИС ДУХА

Первая ступень – это сознание в узком смысле, где дух выступает в форме сознания индивида. Сознание в широком смысле есть сознание на протяжении всей феноменологии, а сознание в узком смысле то, где предмет определяет сознание (материализм, эмпиризм), та ступень, где сознание видит истину в предмете и поэтому сознание позволяет предмету себя определять, а не сознание определяет предмет (самосознание - идеализм). ЛАС: достоверность, иллюзия – каков предмет, таково и сознание.

Само сознание содержит в себе три подступени:

1) чувственного,

2) воспринимающего и

3) рассудочного сознания.

Чтобы избежать объёмности изложения, смысл ступеней сознания, напомню, прибегая к «Философской пропедевтике».

А. Чувственное сознание

§11

Простое чувственное сознание – это непосредственная достоверность некоторого внешнего предмета. Выражением непосредственности такого предмета, является то, что он есть, и притом есть предмет этот, существующий теперь, во времени, и здесь, в пространстве, совершенно отличный от всех остальных предметов и вполне определенный в себе самом.

ЛАС

Обозначим сразу характеристики всеобщности в чувственном сознании: «есть», «теперь», «здесь». Т.к., поистине существующим является не абстрактная чувственная определенность, а всеобщее.

В. Восприятие

§13

Восприятие имеет предметом уже не чувственное, поскольку оно непосредственно, а чувственное, поскольку оно существует одновременно и как нечто всеобщее. Восприятие это смесь чувственных определений и определений рефлексии.

ЛАС

Если в ощущениях выражаются отдельные характеристики предмета, то в восприятии – целостный образ. Главное, вещь чувствуется и воспринимается сознанием, т.к. её основа всеобщее (Линьков: тождество вещи себе самой). Восприятие вещи есть явления всеобщего, внутреннего в вещах.

С. Рассудок

§17

Итак, предмет получил то определение, что он обладает a) некоторой совершенно акцидентальной стороной, но b) обладает также и существенной стороной, постоянными свойствами. Сознание, поскольку для него предмет обладает этим определением, представляет собой рассудок, считающий вещи в восприятии лишь явлениями и рассматривающий внутреннее в вещах.

ЛАС

Внутренне в вещах есть сила, проявляется как ЗАКОН явления. Рассудочное сознание есть мышление законами, что выделяет научное знание из ненаучного знания. Главное для логики: закон позволяет понять мостик между ВНЕШНИМИ вещами материального, опытного мира и самим сознанием, между сознанием и самосознанием. Внешние вещи не могут быть познаны без определения самого сознания - это есть иллюзия эмпиризма, материализма. Определенность сознания есть самосознание, или теоретическое отношение сознания к миру, без этого прекращается познание сути дела (действительное познание сущности бытия). Что же в познании первично, если первичность предмета есть иллюзия?

Поэтому:

Вторая ступень



САМОСОЗНАНИЕ

§22

Как самосознание Я созерцает само себя, к выражением его в его чистоте является Я = Я, или: Я есть Я.

...

Окончание генезиса духа и другие две фазы следует...

19.10.2021 в 09:11, kommunits сказал:

Ленин комментировал этот факт. При социализме всё правильно: государство - буржуазный аппарат для сдерживания классической буржуазии. С развитием коммунистической формации буржуазная компонента исчезает.

  Согласен, но посмотрите у меня что есть социализм не в определениях, а всеобщем понятии.

 

БЕСКОНЕЧНОЕ ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗМА

Есть уже некоторый опыт  практического использования логики бесконечного понятия, т.к. была попытка дать бесконечное понятие философии (классики) и истории.

 Если история философии сама раскладывается в логическую форму - в бесконечное понятие, а бесконечное понятие  есть выражение  высшей истины, то бесконечное понятие  только социальной формы, т.е. истории, есть предпосылка  для социализма, т.к. в истории есть место ОСОЗНАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, или коммунистической революции как перехода от предыстории (необходимости) к истории (свободе), или от классового общества к бесклассовому (гуманизму).

Бесконечное понятие истории  выражает ВСЕОБЩЕЕ как  производство и воспроизводство действительной жизни «И-Д-мУ»,  реальность клеточки социальности «И-Д-мУ»  в социальной действительности имеет ОСОБЕННОСТЬ  в тотальности  революций и формаций, что снимается в ЕДИНИЧНОМ как «в себе и для себя» - истинном  понятии истории, в содержании которого есть  необходимый результат – гуманизм как разрешение  существенных противоречий предыстории.

Всеобщность бесконечного понятия социализма

Из этого и следует  первый момент всеобщего понятия социализма – момент ВСЕОБЩНОСТИ.  По логике понятия    этот момент  выводится  как наследство рассудка  из наличного бытия  коммунистической революции, которое выражается социалистической нормой  (новое в теории марксизма). Определение социалистической нормы следует из определения коммунистической революции как перехода от классовой формации (вторая  у Маркса) к бесклассовой формации (третья по Марксу: гуманизм-коммунизм). Т.е. социалистическая норма есть количественная пропорция  соотношения качественных составляющих капитализма (грубо) и коммунизма, социалистическая норма выражает меру коммунистической революции в зависимости от   уровня реализации.  В противоречии социалистической нормы выражается сущность социализма в неполноте и переходности: от капитализма УЖЕ  ушли, т.к. он переходен к коммунизму, поэтому уже неполный, а к коммунизму  ЕЩЕ  не пришли, поэтому и коммунизм неполный. Социалистическая норма есть то по качеству, которое сохраняется на протяжении всего процесса коммунистической революции, т.е. А=А, или абстрактное  ВСЕОБЩЕЕ   в рефлексии вовнутрь (переход от рассудка к разуму, переход от внешних отношений к внутренним). Почему абстрактное? Т.к. форма мышления и содержания бытия социализма  внутренне не определено особенным и единичным моментами бесконечного понятия.

Особенность (тотальность) бесконечного понятия социализма

Основное, существенное определение социализма есть СНЯТИЕ КЛАССОВ.  В этом основная заслуга марксизма, которая отражает объективную тенденцию истории. Повторю всем известное для марксистов, но еще не значит понятое (или исходить из понятия/ Гегель/Феноменология духа, Наука логики), классы есть историческая категория, т.е.  у классовых явлений есть начало и конец, о чем Маркс определенно заявил: «… что касается меня (К. Маркса), то мне не принадлежит, ни та заслуга, что я открыл существование классов в обществе, и не та, что я открыл борьбу между собою... То, что я сделал нового, состоит в доказательстве следующего:

 1) что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития общества,

 2) что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата,

 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению классов (ЛАС: социализму) и к обществу без классов (ЛАС: коммунизму- гуманизму)».

К. Маркс - Иосифу Вейдемейеру. 5 марта 1852г. ПСС т.28, с. 424

Классы (отношения эксплуатации, законы) имеют двойное измерение: классы людей и классы стран. Речь у левых в основном касается социализма на  национальном уровне, где классы людей это абстрактный подход, где абстрагируются от закона очередности коммунистической революции (новое в теории марксизма). МИБ (М.И. Белоногов) оценивает  борьбу классов стран  как межстрановую конкуренцию.

Особенные формы социализма должны исчерпать  весь объем ВСЕОБЩЕГО,   для социализма исчерпать объем коммунистической революции на национальном  и мировой уровне.

 На мировом уровне  изначально возможен социализм в странах со средним уровнем  капитализма (теория Ленина), далее в группе  стран нижнего полюса капиталистической системы, и в конце – заработает теория Маркса, т.к. это революции в странах высшего уровня развития капитализма. Основой  такого деления является основной закон революции, выражающийся в единстве субъективного и объективного факторов. Итак, здесь три очереди революций – вся тотальность особенного социализма для классов стран, которая должна войти в бесконечное понятие социализма в целом.

 

 Первая форма социализма  в известном смысле.

На национальном уровне  следует различать теории революции Маркса и Ленина подробнее. При равномерном  развитии капитализма по Марксу революция должна произойти в группе стран с высшим уровнем (монополистическим) развития (необходимость перехода к новому качеству). Однако в работах по империализму Ленин исследовал  неравномерность развития капиталистических стран, к тому же капитализм изыскал резервы продолжения своего существования, т. е в нахождении новых форм эксплуатации, что и выразилось в исторической  функции капитализма как ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ.  Подробнее ссылка…

 По теории Ленина слабым звеном (основной закон революции) являются страны со средним уровнем развития. Россия начала ХХ в. представляла смесь феодализма и капитализма,  т.к. существовали монополии, то можно считать (вывод советских историков) это капитализм  среднего развития. Почему и произошла революция в России. Средний уровень развития капитализма потребовал дополнительную форму  социализма «в известном смысле». Когда необходимо  развить формы частной собственности до формы монополии, что попадает под национализацию государства. Государственная собственность  - это по Марксу всеобщая ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Данная историческая задача  решается в развитых странах в рамках капитализма (элитаризм), но там невозможен социализм. Поэтому Ленин вводит НЭП при советской власти, чтобы развить  капитализм до государственной собственности. В такой форме выступил СССР, что было по сути матеральной предпосылкой социализма по Марксу, т.е. социализма по существу. В КПРФ, Платошкина необходимость данной формы сохраняется.

Вторая форма: социализм  как снятие экономической частной собственности – преодоление отчуждения труда, проблема превращения государственной собственности в реально общественную собственность. Здесь море научных трудов  экономистов. Споры о превращении  работников в реального хозяина не прекращались в СССР. Для Сталина  была острая необходимость осмыслить этот процесс на уровне теории «Без теории - нам смерть». В наше время по этому направлению много дискуссий в РУСО: двухконтурная система обращения.... Эта проблема невозможна без реализации других форм социализма, таких как снятие правовой частной собственности (третья форма) и профессиональной частной собственности (четвертая форма). Некоторые аспекты этих форм расписаны в марксизме.

 Примечательно  то, что данные формы подчиняются логике закона очередности, Т.е. снятие экономической частной собственности идет от начала  и до конца коммунистической революции, далее как средства поочередно включается снятие правовой частной собственности и в последнюю очередь идет  снятие профессиональной частной собственности  при господстве всеобщего труда и вытеснение человека из материального производства  (господство свободного времени по сравнению с рабочим).

 Логика очередности исходит из симметрии истории, открытой Марксом, т.е. исторический процесс при социализме идет, как бы в обратном порядке снимается существенное то, что было в капитализме, далее – в феодализме, далее в рабовладении. Поэтому время существования первой фазы коммунизма  определить трудно, но понятно, что это не десятки лет, и несколько сотен. Поэтому ультрареволюционеры по поводу  критики СССР, забежали очень далеко вперед со своей преждевременной критикой.

 Примечательно, что в форме СССР проявились все формы социализма помимо НЭПа.

 

 Единичность бесконечного понятия социализма

Снимается противоречие между всеобщим (А=А)  и особенным (А= не-А). Т.е. монолит, т.к. стратегической целью любой формы социализма  является процесс коммунистической революции  на определенном этапе. Это есть критерий развития  социализма. Разорвать всеобщее и особенное под силу только рассудку, в разуме особенное есть только определенность всеобщего, которая внутри всеобщего, аналогично единичное есть определенность особенного, что внутри особенного (такая «матрёшка»). Итак, Единичное, которое есть одновременно и особенное и всеобщее, выражает бесконечное понятие социализма:

 Бесконечное понятие социализма есть процесс коммунистической революции, в тотальности особенных форм на национальном уровне (социализм в известном смысле, снятие экономической, правовой и профессиональной частной собственности) и в тотальности трех особенных очередей революций на мировом уровне (страны среднего, нижнего и высшего уровня развития капитализма). Результатом реализации социализма является гуманизм, или общество  подлинной свободы человека, а не осознанной необходимости, т.к. сняты все существенные противоречия предыстории.

ЛАС, 16 Октябрь, 2021 - 06:54, ссылка
19.10.2021 в 08:42, focus сказал:

Это, вообще-то не идеология. Идеология - более широкое понятие. Основано на философском учении, отвечает на все вопросы жизни и смерти. Идеология - операционная система общества. Аналогично, как в компе, где программы - общественные институты - наука, экономика, политика, спорт, образование, здравоохранение.

Нечто подобное было у нас при советской идеологии.

Либерализм это идеология крупного капитала. Две идеологии в классовом обществе, коммунистическая есть идеология эксплуатируемых.

САМОСОЗНАНИЕ:  вторая ступень генезиса духа

Необходимость самосознания

После прохождения ступеней сознания в узком смысле (чувственное – воспринимающее - рассудок), обнаруживается то, что истина не в предмете, а в сознании.  Почему? Напомню:

1) Сознание выполняет теоретическую функцию познания предмета. Но прежде чем познавать предмет, сознание само должно быть определенным, т.к. «чистая доска» ничего отразить в себе не может, т.е. истина с предмета перемещается в сознание.

2) рассудок  познает в предмете законы, что есть внутреннее, а это сфера сознания самого по себе.

§21

Иными словами, непосредственно: внутреннее в вещах есть мысль, или же понятие о вещах. Когда сознание имеет своим предметом внутреннее, оно имеет этим предметом мысль, или, что то же, свою собственную форму или рефлексию, т.е. вообще самого себя.

3) только определенное сознание  познает предмет согласно содержанию своего определения.  Это и есть практическая функция сознания, т.е. сознание меняет предмет,  исходя из своего содержания, которое сознание находит в предмете.

§25

…Самосознание, полагая себя через отрицание инобытия, является практическим сознанием. Таким образом, если внутри подлинного сознания, которое называется также теоретическим, его собственные определения и определения предмета изменялись сами по себе, то теперь это происходит благодаря деятельности самого сознания, и притом для него…

После этих  предпосылок, становится понятно то, почему в познании сути дела  первичным становится сознание (идеализм), точнее самосознание, а не предмет (эмпиризм, материализм). Тогда сознание в узком смысле прекращается и начинается ступень  самосознания, где и осуществляется определение сознания в форме понятия.

§22

Как самосознание Я созерцает само себя, к выражением его в его чистоте является Я = Я, или: Я есть Я.

 

На ступени самосознания происходит обратный процесс сознанию в узком смысле. Т.е. здесь уже не предмет, а сознание как истинное определяет предмет как не истинное. Сознание видит в самосознании себя целью, не предмет уже цель, а сознание. Сознание в узком смысле  выступает как теоретическое, познающее предмет, а на фазе самосознания   сознание выступает как практическое, т.е. изменяющее предмет в соответствии со своими потребностями. Каково сознание - таков и предмет.

 Здесь выделяются тоже три  подступени:

1) вожделение,  предмет существует для самосознания и потребляется сознанием. Здесь сознание выступает как самостоятельное.

2) Подступень самостоятельности и несамостоятельности самосознания, господства и рабства. Господствующее  самосознание ведет себя самостоятельно, а рабское самосознание как подчиненное, несамостоятельное. В конце господин становится зависимым, а раб освобождается.

3) Здесь возникает третья подступень – подступень  СВОБОДЫ, или всеобщего самосознания, а не особенного самосознания, которому противостоит либо  предмет, либо другое самосознание. Всеобщему ничего не противостоит.

Напомню суть для краткости  из « Философской пропедевтики».

§27

Таким образом, деятельность вожделения снимает инобытие предмета, его существование вообще, и соединяет предмет с субъектом, вследствие чего вожделение удовлетворяется. Последнее, стало быть, обусловлено: 1) внешним, безразлично по отношению к нему существующим предметом, иначе говоря, сознанием; 2) деятельность вожделения приводит к удовлетворению только посредством снятия предмета. Самосознание приходит, следовательно, только к своему самоощущению.

ЛАС

 С вожделения начинается самосознание. У Гегеля нигде нет сознания без предмета, или мышления без бытия. Даже чистое сознание не существует без предмета. Предмет для самосознания внешнее инобытие, которое определено  рассудком  методом формальной логики А=А, что и снимается   в сознании. Т.е. в сознании предмет сохраняется, но в снятом виде  сознание временно  забывает этот предмет и вспоминает его  на стадии практического сознания, что перемещается уже в сферу  разума. В сфере разума  сознание определяет предмет не формой конечного понятия (А=А), а формой  бесконечного понятия как формой определения сознания, как результата деятельности сознания в границах  самосознания.

Главное в вожделении самосознание выступает  как  самосознание господина, т.е. самостоятельное. Понятно, что это  А=А   определяет  вожделение как абстрактное всеобщее, которое внутри конкретно и содержит противоположное, т.е. различное (А = не-А), что и есть определенность  всеобщего как особенное. 2) Подступень самостоятельности и несамостоятельности самосознания, господства и рабства. В самосознании  раба самосознание господина созерцает самого себя, что осуществляется взаимно. Логически переход к самосознанию раба становится понятен. Далее диалектика   самостоятельности и несамостоятельности, свободы и несвободы…

§31

Это самосознание одного [Я] в другом есть 1) абстрактный момент их тождественности; 2) но каждое Я имеет также и то определение, что для другого Я оно выступает как внешний объект и в этом смысле как непосредственное, чувственное и конкретное наличное бытие; 3) каждое [Я] существует абсолютно для себя и особняком по отношению к другому [Я] и требует того, чтобы и для другого быть таким же и считаться тем же, созерцать в другом свою свободу как свободу чего-то существующего для себя, иначе говоря, быть им признанным.

ЛАС

Переход к СВОБОДЕ, к  конкретной  всеобщности  самосознания, осуществляется как определенность особенного в единичном (момент единичности  в понятии сознания). Здесь снимается противоположность  характеристик  господина и раба и в определенном отношении господин становится несвободен (при  утрате раба), а раб свободен за пределами своей работы  (сам себе господин).

  В итоге, в единичном  самосознание приобретает  своё всеобщее понятие, ни от чего не зависит – это сфера подлинной свободы сознания.

С. Всеобщность самосознания

§38

Всеобщее самосознание есть взгляд на себя не как на какую-то особенную, отличную от других, а как на существующую по себе, всеобщую самость. Такою самостью оно признает само себя и другие самосознания в себе, и таким оно признается ими.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

РАЗУМ

ЛАС, 24 Октябрь, 2021 - 22:23, ссылка

1. Разум  как момент сознания («Философская пропедевтика»)

2. Снятие трёх иллюзий и предмет разума как сброс особенного:

 2.1. Предмет разума как истины: снятие иллюзий сознания и самосознания.

 2.2.  Достоверность (иллюзия) генезиса духа  как момент бесконечного понятия духа (обоснование необходимости второй фазы).

2.3. Снятие иллюзий особенного как конечного.

3. «Все разумное действительно, а все действительное разумно»

 4. Итоговое понятие  разума:

4.1.  Диалектическое понятие разума   с позиции бесконечного понятия духа;

4.2. Бесконечное понятие разума.

 

 1. Разум  как момент сознания («Философская пропедевтика»).

 

В «Философской пропедевтике»  Гегель  показал необходимость разума в структуре сознания:

§9

Соответственно различию своего предмета сознание вообще имеет три ступени. А именно предмет есть либо противостоящий Я объект(1), либо само Я (2), либо нечто предметное, которое столь же принадлежит и Я, – мысль (3). Эти определения не взяты эмпирически извне, но они суть моменты самого сознания. Таким образом, существуют:

1) сознание вообще,

2) самосознание,

3) разум.

2. 2.1. Предмет разума как истины: снятие иллюзий сознания и самосознания.

Самосознание подводит к третьей ступени этой фазы (первый круг: генезис духа) к ступни РАЗУМА, который выступает истинной  для этих двух противоположений (сознания и самосознания). Разум определяется как непосредственное единство сознание (знания о предмете) и самосознания (знания о себе). Здесь разум есть достоверность – истина того, что его определение являются истиной всего иного, внешних  сознанию предметов и иных самосознаний. Разум уже лишен иллюзии сознания    (истина предмет: каков предмет - таково и сознание) и иллюзии самосознания (истина сознания: какое сознание  - таков и предмет). В разуме снята внешность предмета в сознании  и снято самосознание. В разуме бытие выступает как мышление, и мышление выступает как бытие, объективность выступает как субъективность, а субъективность как  объективность. В разуме впервые выступает единая реальность предмета и сознания, впервые выступает истина как единство мышления и бытия. И вот это единство мышления и бытия в разуме выступает предметом. Это потому, что сознание обнаружило свою неистинность (мышление определяется бытием), а бытие   обнаружило свою неистинность  (бытие определяется  мышлением). Поскольку раскрыта неистинность этих форм отношений, истиной выступает их единство. Здесь и сознание, и самосознание определяются как формы возникновения разума.

2.2.  Достоверность (иллюзия) генезиса духа  как момент бесконечного понятия духа (обоснование необходимости второй и третьей  фазы).

 «Здесь разум есть достоверность – истина»  специально выделил «достоверность», т.к. путь «Феноменологии духа» осуществляется от достоверности (иллюзии) к истине, т.е. к духу как истине «в себе и для себя». На  данном  этапе, в генезисе разум  в статусе духа как истине  «в себе» («вещь в себе» Канта), т.е. имеет свою достоверность (иллюзию), т.к. требуется завершение духа в его действительности –  мировой истории (вторая фаза). и  духа как истине в себе и для себя» - абсолютное знание  как единство искусства, религии и философии  (третья фаза). Как это оценить помогает незавершенная дискуссия (не по моей причине) с Сергеем Борчниковым о понятии понятий («Наука логики», начало 3-го тома).  Сергей, как и большинство участников  ФШ, не признает гегелевского  диалектического мышления   в бесконечных понятиях, которое выступает как единое понятие необходимых  понятий   моментов. Гегеля называю злым гением,  а к МИБ*у  (М.И.Белоногову), который глубоко это понимает, относятся как к «гипнотизёру». Бесконечное понятие есть единство трех своих моментов: всеобщего понятия (в единстве с особенным и единичным), особенного понятия (в единстве с  всеобщим и единичным) и единичного понятия (в единстве с особенным и  всеобщим).  Логика «троицы» Прокла здесь проявилась один к одному. Это Гегель  доказывает в «Науке логики». Но так  как  «Феноменология духа» есть предварительное знание для «Науки логики», то её результатом является  бесконечное понятие духа как единство  своих  необходимых моментов (аналогия бесконечного понятия абсолютной идеи):

 ВСЕОБЩЕЕ  понятие  духа – становление  духа  или первая фаза (первый круг диалектики: сознание – самосознание – разум);

ОСОБЕННОЕ  понятие духа – действительность духа или вторая фаза (второй круг диалектики: стихийная нравственность – образование/просвещение - мораль);

ЕДИНИЧНОЕ   понятие  духа -  дух как истина или третья фаза (третий круг диалектики: искусство – религия – философия).

 А.Н.Муравьев  в своих лекциях  не выразил  бесконечное понятие духа, хотя по деталям расписал всю логику целостности  духа. Вероятно, исходя из того, что сознание  студентов-философов пока недостаточно развито  для этого понимания, поэтому не стоит его перегружать  сложной  информацией.

2.3. Снятие иллюзий особенного как конечного

 

 Есть еще одна неожиданная иллюзия сознания и самосознания как особенных моментов  разума. Кажется то, что разум обусловлен сознанием и самосознанием, но это иллюзия, которой  нет для разума, но она есть для сознания и самосознания. Разум есть безусловное основание и сознания и самосознания, которые есть только формы его генезиса. Не было бы разума - не было бы сознания и самосознания. Они есть условные условия разума, а разум есть безусловное условие сознания и самосознания. Истина не практическое самосознание, ни теоретическое сознания, а высшее единство теоретического и практического сознания - это точка зрения разума, который в бытии познает мышление, а в мышлении – бытие. Это впервые философская точка зрения, т.к. философия, как разумный способ мышления, не имеет этих иллюзий. Философия не практическое, ни теоретическое мышление, и это осознает Парменид., у которого мышление и бытие есть одно и то же. Мышление и бытие в себе  сами себя определяют (друг другом). Определение Аристотеля о разуме: мышление мыслящее мышление. Здесь в разуме  троица раскрывается по своему генезису.

 Здесь предмет – бытие, сбросил свои особенные формы и стал всеобщим, парменидовским бытием. Сознание сбросило с себя все особенные формы мышления и стало  всеобщим мышлением. Самое главное: единство бытия и мышления перестало быть особенным единством единства сознания и самосознания, и выступило как разумное единство бытия и мышления. В разуме не два момента как сознание и самосознания, а три, т.к. выяснено единство - основание отношений двух моментов. Здесь нет случайности: вдруг мышление находит какое-то бытие, и наоборот, бытие находит какое - то мышление. Нет случайности, философское познание осознает необходимость единства и бытия. Познавая объективность, разум познает себя, и наоборот, познавая себя -  разум познает объективность.

 Можно проследить какие особенности бытия, мышления и их отношений  сбрасывает предмет разума. Если использовать логику Е.С. Линькова, то выстраивается  следущая цепоска  особенностей.

3. «Все разумное действительно, а все действительное разумно»

 Данная позиция  больше показывает необходимость перехода ко второй фазе - действительности духа, т.е. разум  как вершина генезиса духа  существует только в своей действительности (единство внешнего и внутреннего – существенное существование).

 А.Н. Муравьев продолжает логику развития разума, выходя на   известные положение «Философии права». Отсюда понятны  афоризмы Гегеля «Все разумное действительно, а все действительное разумно». Действительность есть действительность самого разума, самоосуществление (энтелехия), нет внешней действительности. Эмпирической действительности нет, т.к. это не действительность, а существование. Которое возникает и исчезает. А действительность не может не быть. Пример, побыл социализм действительностью  70 лет и хватит, сейчас его похоронили. Парадокс.  Нельзя путать  действительность (единство внешнего и внутреннего) с реальностью (внешняя определенность). Социализм был реальностью в предпосылочной форме (социализм в известном смысле), но   одна существенная (внутренняя) форма не реализована (снятие экономической, правовой и профессиональной частной собственности). Другой пример: кто на мир смотрит разумно, на того и мир смотрит разумно. Понятно, на какой точке зрения стоят те, кто поет о мировом абсурде. Альберт Камю  до разума не дошел, стоит на точке зрения самосознания.

ЛАС, 25 Октябрь, 2021 - 07:25, ссылка

4. Итоговое понятие разума

4.1.  Диалектическое понятие разума   с позиции бесконечного понятия духа

Ни у Гегеля («НЛ» с. 6: сравнение рассудка и разума), ни у  Е.С. Линькова, ни у А.Н.Муравьева (отдельные определение разума), ни у М.И.Белоногова  (позиция Гегеля) я не встретил понятия  разума как момента бесконечного понятия духа. Другая позитивная информация  по данному вопросу мне  пока не известна.

В определениях  сверкает  то всеобщее понятие, то бесконечное понятие, это не одно и то же, напомню  еще раз различия. Всеобщее понятие это одно из понятий, наряду с особенным понятием  и единичным понятием: эта троица понятий   входит в содержание  единого бесконечного понятия как понятия понятий (всеобщего, особенного, единичного). Если это не различать, то известный текст «Науки логики» в начале 3-го тома  не был понят (Гегель: «известное не значит понятое»). Попытка обсудить это на ФШ провалилась (не по моей причине).

Предварительное диалектическое понятие разума:

 Разум есть  момент единичного   генезиса всеобщего понятия духа, снимающий иллюзии конечности   сознания  (теоретическое сознание: бытие определяет мышление) и самосознания (практическое сознание: мышление определяет бытие),   с предметом, устанавливающий единство бытия и мышления, который сбросил  все особенные  формы бытия и мышления, и особенные формы их  отношений. Точка зрения разума  есть высшее единство теоретического и практического сознания, смысл которого в том, что бытие  находится в себе  мышление, а  мышление в себе находит  бытие, в объективном субъективное, а в субъективном объективное (объективное мышление). Достоверность разума как духа ограничена на этапе генезиса в отсутствующей действительности и истинности духа, что в целостности  в единстве с генезисом и выражает бесконечное понятие духа.

(24.10.21. Л.А. Санталов / ЛАС)

4.2. Бесконечное понятие разума

Если  выразить предварительное  бесконечное понятие разума как «самости», то моменты  понятия  выразятся следующим образом:

 Всеобщее  понятием разума:  в основе  СОЗНАНИЕ в узком смысле как материализм/эмпиризм, где бытие определяет мышление, все три момента понятия  (бытие, мышление, отношение)  в структуре сознания («Философская пропедевтика»). Абстрактное всеобщее как момент   всеобщего понятия  определяется по логике сохранения (Е.С.Линьков), А=А, где одно и то же материалистическое решение основного вопроса философии:  везде бытие определяет сознание /достоверность  теоретического сознания познающего бытие, какое бытие - такое сознание/. Этому  абстрактному всеобщему не хватает внутреннего движения противоположного особенного момента.

Особенное понятие разума:  в основе  САМОСОЗНАНИЕ, опосредствование  как определенность  абстрактного всеобщего (материализм: А=А), как её противоположность (идеализм: А= не-А), как мышление определяющее бытие (достоверность практического сознания изменяющего бытие, какое сознание - такое и бытие). Если всеобщее  выражает бытие, то  его особенное определение как противоположное  есть мышление. Для предмета разума не хватает единства этих противоположностей, которое здесь подразумевается, но не определено.

Единичное понятие разума:  в основе РАЗУМ,  определенность особенного, или двойная определенность  всеобщего. Что означает эта определенность особенного как единство бытия и мышления?

А) Особенное  есть инобытие всеобщего, но это своё инобытие, что означает, что особенное как определенность всеобщего содержится внутри  всеобщего  как его движение (А= не-А).

Б) Единичное  есть инобытие  особенного, но это свое инобытие, что  означает, что единичное  как определенность особенного  содержится внутри особенного, т.е. внутри противоположности «А» (бытия) = «не-А» (мышления), содержится их единство «=», противоположности друг без друга не существуют, одна определяет другую  в двух вариантах: всеобщее (материализм) и особенное (идеализм). Эта «матрёшка» (единичное в особенном, а особенное во всеобщем) и составляет единичное понятие разума, в котором снимается противоположность  всеобщего и особенно  в единстве «=»  бытия и мышления, что и  есть предмет разума, в отличие от предмета сознания - внешнего  объекта, или предмета самосознания –  что есть само сознание. Таким образом,  единичное понятие разума завершает круг диалектики, конец совпадает с началом. Если начало  как всеобщее понятие разума  основано на абстрактном всеобщем (сознании) и выступило как «вещь в себе», лишенного познания, то в единичном понятии разум выступил как «вещь в себе и для себя», т.е.  как дважды определенное абстрактное всеобщее, определенное особенным  и единичным. В итоге получаем понятие понятий, или бесконечное понятие разума.

Заметим, что бесконечное понятие  разума есть составная часть  понятия разума  с позиции бесконечного понятия духа. Это бесконечное понятие разума выступает как всеобщее понятие духа, которое  определяется особенным понятием духа (действительность духа) и второй раз определяется  единичным понятием духа (истинный дух), что в целом и составляет понятие понятий духа или бесконечное понятие духа. Эту характеристику  необходимо  учитывать в бесконечном понятии разума (достоверность разума) иначе  исчезает  движение от достоверности разума  к его истине, т.е. к бесконечному понятию духа.

 Если кратко выразить это в мысли, то получим следующее предварительное бесконечное  понятие разума:

 Бесконечное понятие разума имеет своим предметом всеобщее  единство мышления и бытия (момент единичного), который (предмет) сбросил  все особенные  формы бытия (момент всеобщего) и мышления (момент особенного), и особенные формы их  отношений. Точка зрения разума  есть высшее единство теоретического (материализм) и практического (идеализм) сознания, смысл которого в том, что  бытие находит в себе  мышление, а в мышление находит в себе  бытие, в объективном субъективное, а в субъективном объективное (объективное мышление). Разум  венчает генезис духа,  что есть только  достоверность разума, истина же разума заключается в  бесконечном понятии духа.

(24.10.21. Л.А. Санталов / ЛАС)

 

 Вся эта логика «Феноменологии духа» ведет к тому, что нужно в конце определить бесконечное понятие духа, структура  чего   уже была  кратко изложена, но не выражена в единой мысли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

ЛАС, 28 Октябрь, 2021 - 11:56, ссылка

 

БЕСКОНЕЧНОЕ  ПОНЯТИЕ ДУХА

 

VIK-Lug, 28 Октябрь, 2021 - 10:03, ссылка

ЛАС-у: не, ну если у Гегеля именно таким должно быть бесконечное понятие разума (или духа?): "Именно в вопросе об отношении философии к действительности и господствуют недоразумения, и таким образом я возвращаюсь к тому, на что я указал раньше: философия, именно потому, что она есть проникновение в разумное, представляет собой постижение наличного и действительного, а не выставление потустороннего начала, которое бог знает где существует, или о котором, вернее мы на самом деле можем определенно сказать, что оно существует только в заблуждении одностороннего, пустого рассуждательства", то и возникает вопрос - каким образом можно определять наличным и действительным некое бесконечное понятие некого предмета, которое, опять же по Гегелю, должно обладать действительностью и само себе её сообщать себе, а не существовать бог знает где?

новое 1

ЛАС, 28 Октябрь, 2021 - 11:56, ссылка

 

БЕСКОНЕЧНОЕ  ПОНЯТИЕ ДУХА

VIK-Lug, 28 Октябрь, 2021 - 10:03, ссылка 

 ЛАС-у: не, ну если у Гегеля именно таким должно быть бесконечное понятие разума (или духа?):

ЛАС

Разум и дух  в отношении конкретного тождества: дух как самость определяется только на этапа разума, но дух намного шире по  содержанию и объему, т.к. разум ограничен только первой фазой- генезисом духа, а далее вторая фаза- действительность духа и далее третья фаза - истина духа.

VIK-Lug, 28 Октябрь, 2021 - 10:03, ссылка 

возникает вопрос - каким образом можно определять наличным и действительным некое бесконечное понятие некого предмета, которое, опять же по Гегелю, должно обладать действительностью и само себе её сообщать себе, а не существовать бог знает где?

 Хороший вопрос, вы среди оппонентов пока единственный начинаете вникать в тему. Другие  считают все это какой то  пустой мистикой, «пустым рассуждательством» , не понимая то, что только понятие духа выражает то, что всех интересует  - " ИСТИНУ В СЕБЕ И ДЛЯ СЕБЯ".

Определяется как особенный момент в познании ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ДУХА, где проявляется фило-онтогенез. Это  второй момент  бесконечного понятия духа.

Что и выразил так: 

ИТОГ: ПРЕДВАРИТЛЬНОЕ  БЕСКОНЕЧНОЕ  ПОНЯТИЕ ДУХА

(Понятие понятий: всеобщего, особенного и единичного)

Дух как всеобщее единство бытия и мышления выступает «истинной в себе и для себя» в процессе самоопределения  непосредственного всеобщего понятия генезиса духа (сознание-самосознание – разум). На этапе сознания и самосознания дух является в форме души  и как самость дух выступает на этапе разума снимая все его атрибуты всеобщего единства бытия и мышления. В генезисе достоверность духа аналогична достоверности сознания (А=А), дух не определил себя  действительностью, хотя все разумное – действительно. Действительность духа снимает всю тотальность особенного (стихийную нравственность / обычаи,  традиции - образования  и просвещения / произвол воли – сознательной нравственности, моралью, т.е. действительной свободой индивида, опирается на личное знание и волю). Самопознание духа посредством наблюдения своей истории развития выражает фило-онтогенез (совпадении  мировой истории духа и истории развития духа личности). Достоверность действительного духа ограничена отсутствием истинности духа, что определяется единичным понятием духа (искусство - религия откровения – философия), снимающим созерцающее  и представляющее сознание искусства  и религии. Точка зрения индивида в генезисе и личности  в действительности преодолевается, дух  в философии  как науке выступает  в виде  «истины в себе и для себя», в форме мышления   бесконечного понятия. Дух в своем  самоопределении преодолел ступени сознания и самосознания, достиг  высшего уровня – разума, т.е. почти полного единства СУБСТАНЦИИ  – СУБЪЕКТА. Дух познал себя не только  действительным, но и истинным.

27.10.21. Л. Санталов (ЛАС)

ЛАС Все доказательство в отдельной теме, сегодня выложу.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, focus сказал:

Одно из свойств социализма - экономика должна быть эффективной.

Фунаментальное свойство

и, более того, - цель  социализма - никакой экономики*

И уж, тем паче, - "эффективной" 

- свят-свят.

 --------------

* Ксенофонт:
наука о   ведении рабовладельческого хозяйства.
То есть, выколачивания прибавочного продукта из рабов. :diablo:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

03.11.2021 в 15:49, cher сказал:

Фунаментальное свойство

и, более того, - цель  социализма - никакой экономики*

И уж, тем паче, - "эффективной" 

- свят-свят.

 --------------

* Ксенофонт:
наука о   ведении рабовладельческого хозяйства.
То есть, выколачивания прибавочного продукта из рабов. :diablo:

Посмотри , интересно 

ЛАС, 9 Ноябрь, 2021 - 15:01, ссылка

 ВЕЕР МОДУСОВ   ЛОГОСА

Сергей Борчиков, 8 Ноябрь, 2021 - 22:59, ссылка

Как известно, чтобы дать определение, надо его подвести под более общее понятие. Таким максимально общим понятием для Вас является Логос. Поэтому вполне, естественно, все Ваши определения, так или иначе, даются через Логос.

ЛАС

Тезис понятен, по сути, согласен. Но «боле общее» от рассудка, а т.к. Логос в философии понимается как  разум (в филологии – слово), поэтому выступает как всеобщее для своих явлений, модусов. Моё личное понимание, мой подход основан на классиках, что я не могу игнорировать и присваивать себе, хотя перефразирую, выделяя Логос как всеобщее. Некоторые модусы, только что сформулировал.

Поэтому:

1) Мышление – процесс нахождения Логоса во многом,  и нахождение  много в Логосе (от Платона, Канта); деятельность Логоса внутри себя (Муравьев).

2) Мысль – результат  мышления, т.к. Логос есть действительное целое, взятое как результат (мысль) совместно со своим становлением (мышлением) /Гегель/.

3) Ум- оценка существующего с позиции Логоса (всеобщего)/Кант, Ильенков/. Ум - раздвоенный  «раз-УМ»- раздвоенный Логос. Здесь Логос выступает как одно, к примеру:  то предмет, то метод. Сам «метод» с греческого путь после пути, т.е. двойной путь теоретического Логоса и практического Логоса /Фихте, Шеллинг, Гегель/; или как сознание и самосознание, как понятие понятия Логоса, как абстрактная всеобщность  и конкретика особенного и единичного, как начало и конец круга диалектики и т.д. и т.п.

4) Рассудок – сфера конечного, внешнего, случайного, первопричина  которого в бесконечном, внутреннем, безусловном, абсолютном   разуме, или Логосе.

5) Разум – снятый теоретический (сознание) и практический (самосознание) Логос (Фихте, Шеллинг, Гегель), в едином бесконечном понятии Логоса.

6) Рассуждение  - явления мышления  в границах формальной логики: обобщение, ограничение, деление, определение, суждения, логический квадрат, умозаключения, теория аргументации, и т.д.  Внутри Логоса рассуждение существует как опосредование,  как отношения между моментами бесконечного понятия Логоса: всеобщее – особенное – единичное (субъекты и предикаты суждений).

7) Дедукция, индукция, традукция направленность  мышления от модусов, явлений к Логосу и наоборот, а также внутри Логоса (всеобщее - особенное - единичное).

8) Интеллект – согласен с Андреем, «это мышление, просветленное Логосом», как результат действительности Логоса (просвещения, образования), не случайно  Гераклит называет Логос «Молния, свет»; Фр. 64: «а рулевой всего — Молния», то есть, что она направляет все — говоря, что вечный огонь — молния. И еще говорит, что этот огонь разумен, и что он причина всего миропорядка»., ,«Солнце», фр.3: «Солнце <правит> <кос>мосом». Фр. 99: «Если бы не было солнца, то, несмотря на остальные светила, была бы ночь».
Маковельский, 1914.  

9) Дух – «Истина в себе и для себя». Другое название Логоса, его ипостась (согласен с Андреем).

10) Ментальность – думаю,  что это процесс  превращения  Логоса в действительность как единства внутреннего и внешнего - наличного бытия). Реальность  бытия определена  содержанием Логоса.

11) Логос как онто-данность – теоретический Логос, достоверность Логоса (иллюзия эмпиризма, материализма).

 12) Логос как гносео-процесс – практический Логос достоверность Логоса (иллюзия идеализма, метафизики).

Добавлю: Логос в себе – Всеобщее единство бытия и мышления.

Логос для себя  -  абсолютная истина, выраженная в  соответствии абсолютного понятия Логоса и его реальности.

13) Логика – есть  диалектическое мышление в Логосе, снимающее  становление и переходы как логику бытия,  снимающее двойную рефлексию как логику сущности  бытия, снимающую в единой логике абсолютного понятия сущности бытия Логоса. Изначальная абстрактная всеобщность Логоса снимает формальную логику (А=А).

14) Понимание – возникает, если исходим их абсолютного понятия Логоса.

15) Теоретизирование - есть целостность этапов генезиса Логоса (его сознание), действительности  Логоса (его самосознание) и истинности Логоса (его  разум).

16) Системоконструирование – Логос как истина в себе и для себя выступает как научная система, снимающая все известные атрибуты науки (объективность, аргументированность, системность, направленность на сущность, познание закона).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ЛАС, 11 Ноябрь, 2021 - 11:47, ссылка

Философия Гегеля есть учение об абсолютном понятии  (и  его тольности)

Palex, 10 Ноябрь, 2021 - 20:11, ссылка

беда в том, что об абсолютных понятиях мы представления не имеем, работаем с тем, что успела выявить западная цивилизация

 Философия Гегеля относится к западной цивилизации. И Гегель для вас в авторитете.

Авторитетные философы

ПарменидБуддаДекартГегель

ШеллингГуссерльУльяновАнохин

АйзенкСтоляроваУилберБалашовЗараев

Абсолютное понятие есть главное в философии Гегеля. Проще говоря,  учение Гегеля  есть  философское учение об абсолютных понятиях. 

 Другие название абсолютного понятия:

 всеобщее, разумное, бесконечное, диалектическое, тотальное ....

 Тотальность  только сейчас добавил, т.к. она означает всю  ПОЛНОТУ форм объекта, форм субъекта, форм отношения объекта и субъекта, полноту  моментов бесконечного понятия , что  аналогично 3Х3 = 9 троице Прокла, или трёх понятий бога в одной ТРОИЦЕ, что есть ТРОИЦА как понятие понятий ( Бог отец- всеобщего,  И.Х -особенного и С.Д. - единичного). Если  диалектически подходить  к понятию любого эмпирического единичного, то это уже будет понятие понятия, т.е. нахождение единства трех моментов(ВОЕ) по логике абсолютного понятия.

 Все это трудно воспринимается со стороны, но абсолютную истину, т.е. ЛОГОС (бытие как мышление) по учению Гегеля  познать не возможно.

 Это ЛОГОС  в себе и для себя.

 У нас перевод искажает, вместо тотальности- целостность. Смысл тотальности больше в ПОЛНОТЕ ФОРМ, а целостность, как понимаю, в результате взаимодействия частей.

 В абсолютном понятии без тотальности

  момента особенного ,  будет логическая ошибка -  неполноты объема момента всеобщего, но это тонкости.

Беда переводов в том, что их авторы не обладают соответствующей философской культурой.

PS

Извиняюсь, хотел ответ написать в одну строчку, но "тотальность" зацепила.  К  термину "тотальность", Сергей, только  что настучал мне по мозгам о необходимости  ТОТАЛЬНОСТИ ЛОГИК в Логосе, с чем я согласился.

==================================

ЛАС, 11 Ноябрь, 2021 - 10:43, ссылка

 

Сергей Борчиков, 11 Ноябрь, 2021 - 06:58, ссылка

Хорошо, Сергей, категоричность здесь лишняя, согласен, я не абсолютизирую свою позицию. В частности на мою тему по духу вышел МИБ, он "критиковал" представления о духе  Фёдора, но попутно предложил мысль о конечном, рассудочном понимании духа от Блаватской и Рериха. Я попытался определить конечность духа  как "самости" с позиции логики Гегеля. Во что у меня получилось о тождестве  ДУХА И РАЗУМА:

ЛАС, 11 Ноябрь, 2021 - 10:17, ссылка

КОНЕЧНОЕ ПОНЯТИЕ ДУХА

МИБ, 10 Ноябрь, 2021 - 22:41, ссылка

Вы что-нибудь слышали о теософии, о Блаватской, о Рерихах? Они предлагают путь познания Духа в форме конечного понятия, в форме рассудка,  делают следующий шаг по пути раскрытия природы Духа после Рамачараки.

Спасибо за подсказку о конечном понятии, В свое время читал про Блаватскую  и Рериха, но это осталось далековато. Михаил, можно что-то конкретнее  от этих авторов про конечное понятие духа?

Что я думаю по этому поводу?

Определение Абсолюта  унарным делением (абсолютным отрицанием) на себя и свою притивоположность -  дает два конечных понятия: А=А -генезис духа,  что это только разум или  с позиции "родовой триады" сознание духа- первое конечное; и на А= не А - действительность духа, или с позиции "родовой триады" есть  второе конечное -самосознание духа.

 По логике Гегеля, этот первое конечное  понятие и есть в логике  рассудочный момент.

 Получаем, что конечное понятие духа  есть его генезис  с результатом разума, по "Философской пропедевтике"  как единство сознания/материализм/ и самосознания     /идеализм/. 

 Михаил верно ли моё предположение о конечном, рассудочном  понятии духа?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 10.01.2021 в 01:14, kommunits сказал:

Социализм - строй, характеризуемый государственной собственностью на средства производства. Программа КПРФ не предусматривает ликвидацию частной собственности. Называть себя коммунистами в этом случае не честно.

Диалектическая логика присутствует в мышлении любого современного человека, независимо от строя. Заслуга Гегеля, Маркса и Энгельса в том,что они в полной мере описали методы диалектической логики. Многие буржуазные мыслители отрицают диалектическую логику, однако сами вовсю пользуются ей.

ЛАС, 9 Январь, 2022 - 13:20, ссылка

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРЕИОДА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ И КОММУНИТСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

О понимании коммунизма М.В.Попова и И.В. Сталина. 

МИБ, 8 Январь, 2022 - 13:24, ссылка

О понимании коммунизма М.В.Попова:

https://youtu.be/RF-ERTkLI8U

Что-то маловразумительное, по-моему.

 Подход Попова к социализма  есть следствие  теории революции Маркса и игнорированование теории революции Ленина.  М.В.  исходил из позиции Сталина, из его вынужденной модели социализма 1936 года, где Сталин отказался от термина коммунистической революции, что у него переходный период от капитализма  к коммунизму и есть социалистическая и коммунистическая революция. Вероятно Сталин считал , что проблемы неразвитости капитализма в России , т.е.  позиция ленинской теории революции , разрешаются в этом переходном периоде как социалистической-коммунистической революции.

О ленинской теории Сталин пишет изначально в первом томе, в предисловии , январь  1946 год.

Этот тезис считался тогда общепринятым среди русских марксистов, в том числе среди большевиков, равно как среди социал-демократических партий других стран. Однако дальнейшее развитие капитализма в Европе и Америке, переход от капитализма доимпериалистического к капитализму империалистическому, наконец, открытый Лениным закон неравномерности [c.XIV] экономического и политического развития различных стран, – показали, что этот тезис уже не соответствует новым условиям развития, что вполне возможна победа социализма в отдельных странах, где капитализм не достиг ещё высшей точки развития и пролетариат не составляет большинства населения, но где фронт капитализма достаточно слаб для того, чтобы быть прорванным пролетариатом. Так возникла ленинская теория социалистической революции в 1915–1916 годах. Как известно, ленинская теория социалистической революции исходит из того, что социалистическая революция победит не обязательно в тех странах, где капитализм более всего развит, а прежде всего в тех странах, где фронт капитализма слаб, где легче прорвать пролетариату этот фронт и где имеется в наличии хотя бы средний уровень развития капитализма.

Этим исчерпываются замечания автора насчёт произведений, собранных в первом томе.

 

И. Сталин

Январь, 1946 год

 ЛАС

 Слабость фронта капитализма  выражается в единстве субъективного и объективного факторов- ОСНОВНОЙ ЗАКОН РЕВОЛЮЦИИ.

А, средний уровень развития капитализма. выражает  как раз слабость фронта капитализма  по закону очередности коммунистической революции по сравнению с  группами стран высшего и низшего уровня развития капитализма где отсутствуют условия основного закона революции.

 Позиция Сталина   соответствует позиции Попова:

 

2. 3.  И.В. Сталин о понятии социализма

Выступая 5 декабря 1936 г. на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов, созванном для принятия новой конституции, Сталин заявил о построении социализма в СССР: "Наше советское общество добилось того, что оно уже осуществило в основном социализм, создало социалистический строй, т. е. осуществило то, что у марксистов называется первой фазой коммунизма — социализм". Заявить о построении социализма Сталин неоднократно пытался и раньше, по мере того как обозначались контуры создаваемой общественной системы, однако только на исходе второй пятилетки появилась возможность сделать это в полном объеме и закрепить ее законодательным актом.

 ЛАС

Здесь  конечно путаница  разных революций и игонорируется по- моему  станиский нэп (многоукладность)  в снятии материальной подготовке к социализму по существу. В сталинском нэпе  немалая доля производства средств потребления, что вряд ли можно игнорировать. Но это моё МНЕНИЕ.

 Здесь исчезает различие между социалистической и коммунистической революцией, поэтому нужно сделать уточнение/ из тезисов ЛАС*а "Граница социализма":

Переход к бесклассовому обществу осуществляется через коммунистическую революцию. Речь идет о снятии всех слоёв отчуждения, всех классов, как людей, так и стран, и всех классовых явлений, снятие противоречий предыстории. Маркс в  “Критике Готской программы”[4, 9-32/Маркс  К., Энгельс  Ф. Сочинения в 50 т., т.19.] использует три термина (“переходный период”, “социализм” и “коммунизм”), но два понятия (“переходный период от капитализма к коммунизму” (который у него равнозначен социализму) и собственно “коммунизм”) [5 /Волов Э. Г. Коммунизм как мечта угнетенных, социальная утопия и марксизм http://ava.md/034-  kommentarii/03847-kommunizm-kak-mechta-ugnetennih-socialnaya-utopiya-i-marksizm.html]. 

  Ценность М.В. Попова  в том, что читая тома Ленина и Сталина , что он многое оценивает с позиции  уже  ОСНОВНОГО ЗАКОНА СОЦИАЛИТЗМА - ЗАКОНА ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ, В Т.Ч.  все дискуссии Плеханова с Лениным по поводу программы партии. 

 Мне кажется  что левых болтает , т.к. они потеряли ориентир - ЗАКОН ПОТРЕБИТТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ,   что Сталин и теоретически и практически . и интуитивно , волевым образом проводил в жизнь населения СССР и жестко  относился к расхлябанности и затягивания решения проблем в главном направлении.  Кроме уважения более ничего быть здесь не может. Хотя Сталин не различал сам закон , сущность и явление сущности  (" Экономические проблемы социализма в СССР"). Но суть не меняется Сталин был практик, все силы  в СССР, и диалектика по существу  переключила бы эти силы на метод..., что необходимо, но пусть этим занимались бы те те, кто обязан этим заниматься по профессии  в ИМЛ и академии общественных наук,  в институте философии... Этого не было, что вынудило Сталина выдать" Без теории - нам смерть".  Что и произошло, начиная с ХХ съезда, когда убрали главное, диктатуру пролетариата и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ЛАС, 15 Январь, 2022 - 17:35, ссылка

СКОЛЬКО МОЖНО ПУТАТЬ ПОЛНЫЙ КОММУНИЗМ С СОЦИАЛИЗМОМ?

VIK-Lug, 15 Январь, 2022 - 13:42, ссылка

 

1. Так нет еще  КОЛЛЕКТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, А ВЛАСТЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ЕСТЬ (ПОЛИТ. РЕВОЛЮЦИЯ).

Ленин определяет социализм через единство цели и средства: «… точно указать цель (и сущность) социализма: переход земли, фабрик и пр., вообще всех средств производства в собственность всего общества и замену капиталистического производства производством по общему плану в интересах всех членов общества… средство, которое современный социализм выставил для осуществления социализма - завоевание политической власти организованным пролетариатом» [6. 4, 263]. Из ленинского тезиса видно, что соотношение базиса и надстройки в революции, по сравнению с формацией,  переворачивается - надстройка  определяет базис.

Таким образом, по - Ленину  социализм начинается только тогда, когда начинается изменение   капиталистического  базиса, когда власть диктатуры пролетариата начинает осуществлять процесс национализации. Начало национализации означает, что процесс социалистической революции завершен, граница между социализмом и капитализмом пройдена, общество  вступило в эпоху социализма. 

  Не путайте революцию по Марксу и революцию по Ленину. Это совершенно разные революции . Естественно и выводы разные. А у вас мир за 200  лет не изменился, упёртый ДОГМАТИЗМ, диалектикой и не пахло, тем более  ГЕГЕЛЕВСКОЙ.

2.

 ОТ ЗАКОНА СТОИМОСТИ К ЗАКОНУ ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ

1.

Выявляя уроки поражения социализма в СССР, необходимо иметь в виду, что в силу планового централизованного управления экономикой социалистической страны то или иное понимание сути экономики, относящееся непосредственно к сфере общественного сознания, трансформируется в соответствующее направление изменения экономической практики. Та теория, которой руководствовалась правящая партия — РКП(б), ВКП(б), КПСС, определяла ключевые моменты экономической политики, затем планирования как инструмента реализации этой политики и закреплялась в соответствующих преобразованиях.

2.

В СССР эти преобразования можно разбить на три периода. Первый — это период построения социализма с момента установления диктатуры пролетариата в ходе Октябрьской революции 1917 года до начала 30-х годов. Второй период — период социалистического развития с начала 30-х годов до 1956– 1961 годов, завершившийся не только большими экономическими, военными и политическими успехами, но и изменениями в теории и практике управления советским обществом, намеченными третьей, хрущевско-сусловской программой партии, поставившей завоевания социализма под угрозу. И, наконец, период реставрации, начало которому положили решения XX – ХХII съезда КПСС и который завершился в начале 90-х годов возвратом к предыдущей общественно-экономической формации, базирующейся на капиталистическом способе производства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Леонид Санталов сказал:
ЛАС, 15 Январь, 2022 - 17:35, ссылка

СКОЛЬКО МОЖНО ПУТАТЬ ПОЛНЫЙ КОММУНИЗМ С СОЦИАЛИЗМОМ?

При том,
что социализм и (научный) коммунизм - одно то же.
И что такое "полный" ? 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, cher сказал:

При том, что социализм и (научный) коммунизм - одно то же

Их тождество состоит в том, что ни того, ни другого не существует в природе.

Так, плоды больного воображения...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, che0 сказал:
22 часа назад, cher сказал:

При том, что социализм и (научный) коммунизм - одно то же

Их тождество состоит в том, что ни того, ни другого не существует в природе.

Так, плоды больного воображения...

Если Вашего, то таки-да.  


Только вся коза в том,

что  ещё никто так и не смог отменить
такой вывод Ленина в " Грозящей катастрофе и  как с нею бороться" ( сент 1917)::

Нелзья идти вперёд, не идя к социализму. 

Более того:
 щас сие на порядок,
 пожалуй,  актуальнее, неже в том 17-м. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...