Сергей Саута Опубликовано 9 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2021 Почему провокативный подход часто находится под осуждением психологов? Почему не много специалистов способны в нем работать? Начнем! Одно из самых основных личностных свойств, которое требуется для провокативного психолога/коуча, это развитая на необходимом уровне Игривость (Playfulness). Немного об игривости, и ее уровнях, и потом о связи на практике с Провокативкой. Игривость - это способность/состояние быть в игре. Способность Играть. А вот игра - это созданное виртуальное (психо-эмоциональное) пространство со своими правилами, смыслами, участниками, и своей реальностью. Пример, игра: Футбол. Это состояние, в котором находятся взрослые люди, которые отключив свои критические/аналитические способности, находятся в своей реальности. Там взрослые мужчины, 22 человека, бьют ногами надутый резиновый шар, и хотят попасть этим шаром между металлическими рейками. Чаще всего это делают для радости, особенно в детстве, когда шар попадает между нужными рейками. Тот, кто шаром попал между реек - начинает кричать, а другие бегут его обнимать, а те, кто смотрят, начинают свистеть и бить себе рукой об руку. А есть и такое, где этим людям, которые пытаются попасть шаром между реек, платят по сотни миллионов долларов в год, и продают билеты и трансляцию на эти шоу за миллиарды долларов. И теперь расширьте понятие Игру - это больше, чем просто спорт! Я специально описал это с позиции нейтрального наблюдателя, чтобы мы прочувствовали: игра - это реальность внутри реальности. Нечего с правилами одной реальности лезть в другую, там свой мир. Помните в старом фильме Хоттабыч раздал мячи всем футболистам, чтобы они не бегали за одним мячом. Это пример того, как попытался перенести смысл с одной реальности в другую. Нечего лезть в другую игру со своими смыслами. Там - территория других смыслов! Возможно, Берн с его Транзактным Анализом вам в прошлом это помог понять. Игривость же - это умение войти в Игру, включить это состояние Игры и увидеть либо чужую игру, либо свою собственную создать. Без Игривости человек будет или не видеть/не понимать Игру другого, или не будет способен сам создать Игру и вовлечь в нее другого. Мы на протяжении многих лет исследуем Игривость. В гугле можете ввести игривость и Саута (Playfulness and Sauta), увидите кучу статей, есть и кучу курсовых, диссертация, и опросник, и метафорические карты. Это офтопик, будет интересно по-исследуйте. Уровни развития Итак, мы создали следующие уровни развития этой способности состояния личностного свойства Игривости. Есть три уровня: Начинающий - А Средний - B Продвинутый - С Отдельно стоит рядом уровень Д - это уровень мастера. Добавим промежуточных уровней и опишем их. Начинающий - А A (минус 1) - вне игры не способен ни узнавать Игру, ни тем более создавать свою “Что происходит? Что он делает? Как так можно?”. Очень серьезный, рациональный, “взрослый” человек. A0 - beginner level способность узнавать игру Другого, но не более “А это игра такая у него!”. Это такой анализатор, по прежнему не способный к Игре, но способен увидеть что другие играют, хотя, скорее всего, не одобрит этого A1 - elementary level способность признавать нормальность игры и свое право на игру Зачастую: Это либо “самодур”, либо очень плохой манипулятор A2 - pre-intermediate level способность признавать нормальность и право Другого на игру Зачастую: Очень наивный, простой, человек, который вовлекается в игры других людей, не понимая что там могут быть и скрытые смыслы/выгоды Средний - B: B1 - intermediate level способность включаться в игру Другого “А, вы в это играете? я с вами!” B2 - upper intermediate level способность создавать свою игру “Сейчас вам расскажу, какую игру я придумал, вот такой у меня план!” Продвинутый - С: C1- advance level способность вовлекать в свою игру Другого “Вот моя игра, а вот что можно сделать, чтобы и другие захотели в нее поиграть, вот как их вовлечь в мою игру” C2 - fluent способность играть не только ради игры “вот я создал игру, и вовлек других, но пока они играют, я параллельно с этим еще пару целей достигну (либо обучу их, их подлечу их, либо нагреюсь на них….)” Д - уровень мастера. Это уровень, когда вы смотрите на человека, и видите, что он не играет. Вам кажется, что человек или сумасшедший (или очень странный) или что-то рядом. D1 фьюг - роль игра этого состояния “Притворяясь сумасшедшим, чтобы другие подумали, что я неадекват, а я в это время хочу достичь своих целей” D2 фьюг - состояние вход в это состояние “Я так заигрался в притворство неадекватом, что на время сам забыл, что я играю, и полностью вошел в состояние странного/сумасшедшего” D3 - native, фьюг - личность жить в этом состоянии Мы видим со стороны личность человека, который постоянно во внутренней игре. У него свои смыслы, свою юмор, свои поступки, и окружающие не могут понять что и зачем он делает. Потренируемся на примерах? Все, наверняка, смотрели фильмы Марвел по комиксам - “Железный Человек”, “Мстители” и т.д. Начинающий - А Капитан Америка, Росомаха, Тор - эти герои не способны увидеть юмор других, игру другого, у них минимальная способность к Игре. Более того, у них всех желание достигать результатов только прямыми путями, через правду или силу. “Я ему расскажу и он поймет”. “Я возьму молот и пойду без какого-либо плана прямо на противника в его лагерь”. Никакого понимания, что есть и другие способы действовать. Д - уровень мастера Дедпул, Локи - они живут в своей Игре и другие люди только персонажи в их Играх. Игра для них - это вся жизнь, нет времени, когда они вне игры. Там всегда схемы, приколы, шуточки, смешки, махинации, и зачастую без особой потребности, они просто по другому не могут. И да, со стороны окружающим кажется, что это пациенты психбольницы. Продвинутый - С: Доктор Стрендж, Тони Старк "Железный Человек" - они способны создать Игру и вовлечь Другого, чтобы решить трудные ситуации. Они “в вариантах”, они также в схемах, они также в своих смыслах, но они способны выйти из этого состояние и провести адекватную дискуссию, вести бизнес, управлять компанией, людьми и т.д. Сейчас не будем трогать Темную сторону игривости, это тема отдельной статьи. Сейчас мы не ставим знак “Плюс” или “Минус” перед Игривостью. Итак, Игривость и Провокативный Подход. Психологи не смогут освоить этот метод, находясь на уровне Игривости ниже С2. Провокативный подход - это умение создать игру именно для этого клиента, и так чтобы и он понял, что эта игра, и научился в этой игре, а не только просидел-проржал час сессии. Умение создать Игру не только ради самой игры и вовлечь в нее Другого - уровень С2. Клиент, который на уровне А0 или даже на уровне А - минус 1. Не способен увидеть игру. Не способен увидеть и понять, что тут происходит на сеансе. Наверное, такому клиенту будет непросто. Но! Игривость - это наше свойство - оно наше наследства с детства, с ведущей деятельности детства - Игры. И именно там заложен был фундамент для этой способности. Поэтому практически все люди обладают ею. Другое дело, они могут быть не в том состоянии, настроении, чтобы играть. Тут потребуется мастерство Провокатевта. И еще, Френк Фаррелли начинал свою практику именно в психиатрической больнице, с психотиками. Людьми, казалось бы, самыми неудобными для игры и тем более, для понимания Игры провокатевта. А нет! Фрэнк так и не встретил клиента за свою жизнь, кто не способен был бы Играть в провокативный подход. Может потому, что Игра находится “под” или “до” Рациональной части нашего поведения. И если есть проблемы с мышлением, то эмоциональное вовлечение все равно способно забрать человека в эту искусственную реальность Игры? Как идея! Ну и в комментариях под статьями по провокативке или в постах, где провокатевт работает с запросом клиента в группах, можно увидеть коллег-психологов, которые вошли в состояние А0 или А-1, и из этого состояния начинают: Как можно? “троллинг зачётный, но не тогда, когда автору плохо и она действительно просит совета” “женщина выгорела с тремя, а Вы советуете родить ещё? Гениально! Почему нет шуток про мужскую логику, а только про женскую?))” “коммент ни о чем/банальный/глуповатый” Вы вообще нормальный??” Не смогли понять Игру (несмотря на то, что сам клиент заценил, написал благодарность, сказал, что сам понял новое о себе). Психологи были в своей Игре и не увидели, что здесь идет игра другого. И что вообще идет Игра! Они на полном серьезе начали опровергать нелепейшие доводы провокатевта. Просто был и в другом состоянии или если давно/долго были в этом состоянии - возможно это уже сказалось и на свойствах личности по отношению к Игре. Главный посыл этой статьи, состоит в подсветке связи Игривости и Провокативного Подхода. И критичности этого свойства именно для этого Подхода. Как можно развивать Игривость психологу? А как диагностировать у клиентов? А как… Продолжение с ответами на эти и другие вопросы будет в следующих статьях. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ЧиПиДейл Опубликовано 9 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2021 О боже, да проще книгу Ф.Фарелли прочесть " Провокационная психология" и всё. Что тут так всё запутано у Вас , игры какие-то. Сложнооооо. Метод та прост, сериал Триггер вкратце раскрывает его. И почему психологи его не любят итд. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
---- Опубликовано 9 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2021 Не все умеют играть, вот и не любят. Не хотят играть, не хотят этому учиться, зачем их переубеждать? Пытаясь переубедить прямо и без игры, человек перестает играть и предаёт сам себя, свои принципы. Это не сработает, только демонстрацией игры и демонстрацией результата игры, получится заинтересовать скептика. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
предводитель Опубликовано 9 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2021 1 час назад, Сергей Саута сказал: Тот, кто шаром попал между реек - начинает кричать Господи! как эротично-то! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сергей Саута Опубликовано 9 февраля, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2021 1 час назад, ЧиПиДейл сказал: О боже, да проще книгу Ф.Фарелли прочесть " Провокационная психология" и всё. Что тут так всё запутано у Вас , игры какие-то. Сложнооооо. Метод та прост, сериал Триггер вкратце раскрывает его. И почему психологи его не любят итд. Коллега, так ещё ж нужно провокативку добавить в психологический и психотерапевтической дискурс отечественной науки. Провокативка же сейчас как хиппи на концерте с классической музыкой. 1 час назад, mursik61 сказал: Не все умеют играть, вот и не любят. Не хотят играть, не хотят этому учиться, зачем их переубеждать? Пытаясь переубедить прямо и без игры, человек перестает играть и предаёт сам себя, свои принципы. Это не сработает, только демонстрацией игры и демонстрацией результата игры, получится заинтересовать скептика. Отлично подмечено про демонстрацию, спасибо Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
игуменн Опубликовано 9 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2021 2 часа назад, Сергей Саута сказал: Продолжение с ответами на эти и другие вопросы будет в следующих статьях. Вы ищете клиентов? Почем игривость? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сергей Саута Опубликовано 9 февраля, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2021 1 минуту назад, игуменн сказал: Вы ищете клиентов? Почем игривость? Никого не ищу, игривость бесплатна Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Оксика Опубликовано 9 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2021 Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), Так что играйте, господа. Но не заигрывайтесь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аглая Опубликовано 9 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2021 1 час назад, Оксика сказал: Так что играйте, господа. Но не заигрывайтесь. Это сложно - ведь смысл игры именно в том, чтобы заиграться.) 4 часа назад, Сергей Саута сказал: “женщина выгорела с тремя, а Вы советуете родить ещё? Гениально! Почему нет шуток про мужскую логику, а только про женскую?))” А почему это не игра в состояние А0, или А1? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сергей Саута Опубликовано 9 февраля, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2021 3 часа назад, Аглая сказал: Это сложно - ведь смысл игры именно в том, чтобы заиграться.) А почему это не игра в состояние А0, или А1? https://scholar.google.ru/scholar?hl=ru&as_sdt=0%2C5&q=игривость&btnG= в Гугл академии посмотрите про значения игривости, оно будет отличаться от житейского понимания 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аглая Опубликовано 9 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2021 1 час назад, Сергей Саута сказал: в Гугл академии посмотрите про значения игривости, оно будет отличаться от житейского понимания Хорошо - постараюсь, хоть мне и трудно набирать все эти https. Они меня пугают длиной строки и требованиями к концентрации внимания.( Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сергей Саута Опубликовано 9 февраля, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2021 2 минуты назад, Аглая сказал: Хорошо - постараюсь, хоть мне и трудно набирать все эти https. Они меня пугают длиной строки и требованиями к концентрации внимания.( 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Solnzeklesh Опубликовано 24 июля, 2022 Поделиться Опубликовано 24 июля, 2022 Вся жизнь игра Шекспир сказал…. Но не совсем вся жизнь . Пусть половина добрая … , но точно не вся . Разделение на роли и есть такая постановка . На части . Когда наш мир для нас в виде нашего коллективного сознания , то мы больше играем , нежели живём . Сознание фрагментировано . И мы ощущаем себя сразу во многих аспектах и ролях одновременно . Видим себя сразу во множестве образов , способны расширять своё сознание . Но нужно помнить , что жизнь с осознанием своего целостного сознания -это не узость мышления и понимания , а чистота восприятия коллективного . Когда множество представляется в чистом виде , то оно как один орган , как сердце себя проявляет …и может расширяться волей своей и входить в другие образы, но оставаться собой . И это важная отличительная черта живого сознания . Оно никогда не думает, что роль это оно и есть , понимая , что роль не является настоящей жизнью , а лишь представлением , импровизацией. ВидыПравить Музыкальная импровизация — исторически наиболее древний тип музицирования. Импровизация характерна для некоторых жанров классической музыки (см. экспромт). Литературная импровизация характерна для устного народного творчества и сказительства(барды, скальды, миннезингеры, акыны, сэсэны). В эпоху романтизма феноменальным успехом у публики пользовались итальянские импровизаторы. К импровизации относят жанр экспромта. Танцевальная импровизация (англ. dance improvisation) родилась из народных обрядов, игр и празднеств, а в современных танцах включается в профессиональном искусстве. Театральная импровизация (актёрская импровизация) — игра актёра по созданию сценического образа, действия и создания собственного текста во время представления, не по заранее созданному сценарию. Импровизация в театральном действии зародилась в народных представлениях и достигла высочайшего уровня в народной итальянской комедии дель арте (XVI—XVIII века) и французском фарсе (XV—XVI века). Провокативный подход через игривость должен быть обусловлен как договор между людьми . Тогда он принимается и воспринимается всеми хорошо . Тогда все условия между людьми соблюдаются . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти