Перейти к содержанию

Провокативный подход через Игривость.


Рекомендуемые сообщения

Почему провокативный подход часто находится под осуждением психологов? Почему не много специалистов способны в нем работать? Начнем!

Одно из самых основных личностных свойств, которое требуется для провокативного психолога/коуча, это развитая на необходимом уровне Игривость (Playfulness).

Немного об игривости, и ее уровнях, и потом о связи на практике с Провокативкой.

Игривость - это способность/состояние быть в игре. Способность Играть. 

А вот игра - это созданное виртуальное (психо-эмоциональное) пространство со своими правилами, смыслами, участниками, и своей реальностью.

Пример, игра: Футбол.

Это состояние, в котором находятся взрослые люди, которые отключив свои критические/аналитические способности, находятся в своей реальности. Там взрослые мужчины, 22 человека, бьют ногами надутый резиновый шар, и  хотят попасть этим шаром между металлическими рейками. 

Чаще всего это делают для радости, особенно в детстве, когда шар попадает между нужными рейками. Тот, кто шаром попал между реек - начинает кричать, а другие бегут его обнимать, а те, кто смотрят, начинают свистеть и бить себе рукой об руку. А есть и такое, где этим людям, которые пытаются попасть шаром между реек, платят по сотни миллионов долларов в год, и продают билеты и трансляцию на эти шоу за миллиарды долларов. И теперь расширьте понятие Игру - это больше, чем просто спорт!  

Я специально описал это с позиции нейтрального наблюдателя, чтобы мы прочувствовали: игра - это реальность внутри реальности. Нечего с правилами одной реальности лезть в другую, там свой мир. Помните в старом фильме Хоттабыч раздал мячи всем футболистам, чтобы они не бегали за одним мячом. Это пример того, как попытался перенести смысл с одной реальности в другую. Нечего лезть в другую игру со своими смыслами. Там - территория других смыслов! Возможно, Берн с его Транзактным Анализом вам в прошлом это помог понять.

Игривость же - это умение войти в Игру, включить это состояние Игры и увидеть либо чужую игру, либо свою собственную создать. Без Игривости человек будет или не видеть/не понимать Игру другого, или не будет способен сам создать Игру и вовлечь в нее другого.

Мы на протяжении многих лет исследуем Игривость. В гугле можете ввести игривость и Саута (Playfulness and Sauta), увидите кучу статей, есть и кучу курсовых, диссертация, и опросник, и метафорические карты. Это офтопик, будет интересно по-исследуйте.

Уровни развития

Итак, мы создали следующие уровни развития этой способности состояния личностного свойства Игривости.

Есть три уровня: 

  1. Начинающий - А 
  2. Средний -  B
  3. Продвинутый - С

Отдельно стоит рядом уровень Д - это уровень мастера.

Добавим промежуточных уровней и опишем их.

Начинающий - А

A (минус 1) - вне игры

не способен ни узнавать Игру, ни тем более создавать свою

“Что происходит? Что он делает? Как так можно?”. Очень серьезный, рациональный, “взрослый” человек.

A0 - beginner level

способность узнавать игру Другого, но не более

“А это игра такая у него!”. Это такой анализатор, по прежнему не способный к Игре, но способен увидеть что другие играют, хотя, скорее всего, не одобрит этого

A1 - elementary level 

способность признавать нормальность игры и свое право на игру

Зачастую: Это либо “самодур”, либо очень плохой манипулятор

A2 - pre-intermediate level

способность признавать нормальность и право Другого на игру

Зачастую: Очень наивный, простой, человек, который вовлекается в игры других людей, не понимая что там могут быть и скрытые смыслы/выгоды

Средний -  B:

B1 - intermediate level

способность включаться в игру Другого

“А, вы в это играете? я с вами!”

B2 - upper intermediate level

способность создавать свою игру

“Сейчас вам расскажу, какую игру я придумал, вот такой у меня план!”

Продвинутый - С:

C1- advance level

способность вовлекать в свою игру Другого

“Вот моя игра, а вот что можно сделать, чтобы и другие захотели в нее поиграть, вот как их вовлечь в мою игру”

C2 - fluent

способность играть не только ради игры

“вот я создал игру, и вовлек других, но пока они играют, я параллельно с этим еще пару целей достигну (либо обучу их, их подлечу их, либо нагреюсь на них….)”

Д - уровень мастера. Это уровень, когда вы смотрите на человека, и видите, что он не играет. Вам кажется, что человек или сумасшедший (или очень странный) или что-то рядом.

D1 фьюг - роль

игра этого состояния

“Притворяясь сумасшедшим, чтобы другие подумали, что я неадекват, а я в это время хочу достичь своих целей”

D2 фьюг - состояние

вход в это состояние

“Я так заигрался в притворство неадекватом, что на время сам забыл, что я играю, и полностью вошел в состояние странного/сумасшедшего”

D3 - native, фьюг - личность

жить в этом состоянии

Мы видим со стороны личность человека, который постоянно во внутренней игре. У него свои смыслы, свою юмор, свои поступки, и окружающие не могут понять что и зачем он делает.

Потренируемся на примерах?

Все, наверняка, смотрели фильмы Марвел по комиксам - “Железный Человек”, “Мстители” и т.д.

Начинающий - А

Капитан Америка, Росомаха, Тор - эти герои не способны увидеть юмор других, игру другого, у них минимальная способность к Игре. Более того, у них всех желание достигать результатов только прямыми путями, через правду или силу.  “Я ему расскажу и он поймет”. “Я возьму молот и пойду без какого-либо плана прямо на противника в его лагерь”. Никакого понимания, что есть и другие способы действовать.

Д - уровень мастера

Дедпул, Локи - они живут в своей Игре и другие люди только персонажи в их Играх. Игра для них - это вся жизнь, нет времени, когда они вне игры. Там всегда схемы, приколы, шуточки, смешки, махинации, и зачастую без особой потребности, они просто по другому не могут. И да, со стороны окружающим кажется, что это пациенты психбольницы.

Продвинутый - С:

Доктор Стрендж, Тони Старк "Железный Человек" - они способны создать Игру и вовлечь Другого, чтобы решить трудные ситуации. Они “в вариантах”, они также в схемах, они также в своих смыслах, но они способны выйти из этого состояние и провести адекватную дискуссию, вести бизнес, управлять компанией, людьми и т.д.

Сейчас не будем трогать Темную сторону игривости, это тема отдельной статьи. Сейчас мы не ставим знак “Плюс” или “Минус” перед Игривостью. 

Итак, Игривость и  Провокативный Подход.

Психологи не смогут освоить этот метод, находясь на уровне Игривости ниже С2. Провокативный подход - это умение создать игру именно для этого клиента, и так чтобы и он понял, что эта игра, и научился в этой игре, а не только просидел-проржал час сессии.

Умение создать Игру не только ради самой игры и вовлечь в нее Другого  - уровень С2.

Клиент, который на уровне А0 или даже на уровне А - минус 1. Не способен увидеть игру. Не способен увидеть и понять, что тут происходит на сеансе. Наверное, такому клиенту будет непросто. Но!

Игривость - это наше свойство - оно наше наследства с детства, с ведущей деятельности детства - Игры. И именно там заложен был фундамент для этой способности. Поэтому практически все люди обладают ею. Другое дело, они могут быть  не в том состоянии, настроении, чтобы играть. Тут потребуется мастерство Провокатевта.

И еще, Френк Фаррелли начинал свою практику именно в психиатрической больнице, с психотиками. Людьми, казалось бы, самыми неудобными для игры и тем более, для понимания Игры провокатевта. А нет! Фрэнк так и не встретил клиента за свою жизнь, кто не способен был бы Играть в провокативный подход. Может потому, что Игра находится “под” или “до” Рациональной части нашего поведения. И если есть проблемы с мышлением, то эмоциональное вовлечение все равно способно забрать человека в эту искусственную реальность Игры? Как идея!

Ну и в комментариях под статьями по провокативке или в постах, где провокатевт работает с запросом клиента в группах, можно увидеть коллег-психологов, которые вошли в состояние А0 или А-1, и из этого состояния начинают: Как можно? 

“троллинг зачётный, но не тогда, когда автору плохо и она действительно просит совета”
“женщина выгорела с тремя, а Вы советуете родить ещё? Гениально! Почему нет шуток про мужскую логику, а только про женскую?))”

 “коммент ни о чем/банальный/глуповатый”

Вы вообще нормальный??”

Не смогли понять Игру (несмотря на то, что сам клиент заценил, написал благодарность, сказал, что сам понял новое о себе). Психологи были в своей Игре и не увидели, что здесь идет игра другого. И что вообще идет Игра! Они на полном серьезе начали опровергать нелепейшие доводы провокатевта.  Просто был и в другом состоянии или если давно/долго были в этом состоянии - возможно это уже сказалось и на свойствах личности по отношению к Игре.

Главный посыл этой статьи, состоит в подсветке связи Игривости и Провокативного Подхода. И критичности этого свойства именно для этого Подхода.

Как можно развивать Игривость психологу? А как диагностировать у клиентов? А как… Продолжение с ответами на эти и другие вопросы будет в следующих статьях. 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О боже, да проще книгу Ф.Фарелли прочесть " Провокационная психология" и всё. Что тут так всё запутано у Вас , игры какие-то. Сложнооооо. Метод та прост, сериал Триггер вкратце раскрывает его. И почему психологи его не любят итд. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не все умеют играть, вот и не любят. Не хотят играть, не хотят этому учиться, зачем их переубеждать?

 

Пытаясь переубедить прямо и без игры, человек перестает играть и предаёт сам себя, свои принципы. Это не сработает, только демонстрацией игры и демонстрацией результата игры, получится заинтересовать скептика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Сергей Саута сказал:

Тот, кто шаром попал между реек - начинает кричать

Господи! как эротично-то!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, ЧиПиДейл сказал:

О боже, да проще книгу Ф.Фарелли прочесть " Провокационная психология" и всё. Что тут так всё запутано у Вас , игры какие-то. Сложнооооо. Метод та прост, сериал Триггер вкратце раскрывает его. И почему психологи его не любят итд. 

Коллега, так ещё ж нужно провокативку добавить в психологический и психотерапевтической дискурс отечественной науки. Провокативка же сейчас как хиппи на концерте с классической музыкой. 

1 час назад, mursik61 сказал:

Не все умеют играть, вот и не любят. Не хотят играть, не хотят этому учиться, зачем их переубеждать?

 

Пытаясь переубедить прямо и без игры, человек перестает играть и предаёт сам себя, свои принципы. Это не сработает, только демонстрацией игры и демонстрацией результата игры, получится заинтересовать скептика.

Отлично подмечено про демонстрацию, спасибо

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Сергей Саута сказал:

Продолжение с ответами на эти и другие вопросы будет в следующих статьях. 

 

  Вы ищете клиентов? Почем игривость?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, игуменн сказал:

 

  Вы ищете клиентов? Почем игривость?

Никого не ищу, игривость бесплатна

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Оксика сказал:

Так что играйте, господа. Но не заигрывайтесь. :buba:

Это сложно - ведь смысл игры именно в том, чтобы заиграться.)

4 часа назад, Сергей Саута сказал:

“женщина выгорела с тремя, а Вы советуете родить ещё? Гениально! Почему нет шуток про мужскую логику, а только про женскую?))”

А почему это не игра в состояние А0, или А1?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Аглая сказал:

Это сложно - ведь смысл игры именно в том, чтобы заиграться.)

А почему это не игра в состояние А0, или А1?

https://scholar.google.ru/scholar?hl=ru&as_sdt=0%2C5&q=игривость&btnG= в Гугл академии посмотрите про значения игривости, оно будет отличаться от житейского понимания

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Сергей Саута сказал:

в Гугл академии посмотрите про значения игривости, оно будет отличаться от житейского понимания

Хорошо - постараюсь, хоть мне и трудно набирать все эти https. Они меня пугают длиной строки и требованиями к концентрации внимания.(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Аглая сказал:

Хорошо - постараюсь, хоть мне и трудно набирать все эти https. Они меня пугают длиной строки и требованиями к концентрации внимания.(

:thumbup:

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вся жизнь игра Шекспир сказал….

 

Но не совсем вся жизнь . Пусть половина добрая … , но точно не вся .

 

Разделение на роли и есть такая постановка . На части . Когда наш мир для нас в виде нашего коллективного сознания , то мы больше играем , нежели живём . Сознание фрагментировано . И мы ощущаем себя сразу во многих аспектах и ролях одновременно . Видим себя сразу во множестве образов , способны расширять своё сознание .

 

Но нужно помнить , что жизнь с осознанием своего целостного сознания -это не узость мышления и понимания , а чистота восприятия коллективного .

Когда множество представляется в чистом виде , то оно как один орган , как сердце себя проявляет …и может расширяться волей своей и входить в другие образы, но оставаться собой .

 

И это важная отличительная черта живого сознания . Оно никогда не думает, что роль это оно и есть , понимая , что роль не является настоящей жизнью , а лишь представлением , импровизацией.

 

ВидыПравить


 

Провокативный подход через игривость должен быть обусловлен как договор между людьми . Тогда он принимается и воспринимается всеми хорошо . Тогда все условия между людьми соблюдаются . 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...