Перейти к содержанию

Психоанализ сказки


Гость Luna-27-12

Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте. Я слышала,что по любимой в детстве сказки,можно узнать что-то о человеке. Много перерыла информации но не нашла психоанализ своих любимых 2-х сказок Бажова «Хозяйка медной горя» и «Синяя птица» Мориса Метерлинка.Пожалуйста,подскажите где можно найти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одни и те же сказки могут нравиться детям по разным причинам. Если двум детям нравятся одни и те же сказки, это еще не значит, что дети одинаковы или имеют схожие проблемы.

Так что можете сама себе ответить на вопросы:

Кто любимый персонаж в сказке? Какими качествами обладает этот персонаж? С кем вы ассоциировали этого персонажа? С каким персонажем вы ассоциировали себя? Вы ассоциировали себя настоящую или будущую (т.е. именно и видели себя такой или мечтали стать такой)? Какими качествами обладает этот персонаж? Что в сказке вам не нравилось? Почему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте. Я слышала,что по любимой в детстве сказки,можно узнать что-то о человеке. Много перерыла информации но не нашла психоанализ своих любимых 2-х сказок Бажова «Хозяйка медной горя» и «Синяя птица» Мориса Метерлинка.Пожалуйста,подскажите где можно найти.

Клише есть у Эрика Берна.

Если вы психолог, то разберетесь легко и составите нужную картину.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цыцырую:

 

ПСИХОАНАЛИЗ СКАЗОК

Знаете ли вы, что Золушка и ее завистливые сестры впервые упоминаются на страницах древнего китайского манускрипта, которому три тысячи лет? Меняются общество, обычаи, государства и языки – а сказки не устаревают, и мы по-прежнему читаем их детям. Такая долгая жизнь этих сюжетов объясняется тем, что в них в символическом виде отражаются основные психологические проблемы людей – наши архетипические внутренние конфликты. Сказки затрагивают семейные отношения (например, соперничество между братьями и сестрами) и проблемы личного характера (выход из детского зависимого положения, самоутверждение, осознание своих достоинств, переживание эдипова комплекса)*. Родителей порой пугают сказочные насилие и жестокость; современная детская литература нередко старается избегать всего страшного и печального. «Не стоит отказываться от страшных сказок: инсценируя бессознательные страхи ребенка, они помогает ему осознать их и преодолеть, – говорит юнгианский аналитик Станислав Раевский. – Облегченная литература, очищенная от страдания и жестокости, лишь учит ребенка прятать свою тревогу».

 

Богатство символического содержания сказок делает их прекрасным материалом для анализа. Психоаналитикам-фрейдистам интересно выявить подавленные пласты нашего бессознательного, которые отражаются в той или иной сказке. Например, они считают, что в английской сказке про Джека, который вырастил бобовый стебель до самого неба, убил на небе великана и завладел его сокровищем, в символической форме выражено бессознательное стремление подростка «убить отца» и так утвердить свою мужественность. Юнгианские аналитики видят в этой сказке скорее рассказ об инициации, достижении личностной целостности.

 

«С точки зрения аналитической психологии любая сказка символически описывает внутренний процесс, а не внешние события или отношения с другими людьми. Герои сказки трактуются как разные составляющие одной личности, отношения между которыми приводят к трансформации и личностному росту», – поясняет юнгианский аналитик Юлия Казакевич. Обе эти интерпретации не исключают друг друга, но существует и третья: как и во множестве других сказок, Джек на своем примере просто показывает детям, что любые трудности можно преодолеть с помощью ума и смекалки.

 

Универсальный характер сказок дает возможность использовать их в психотерапии. По словам Станислава Раевского, «сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка». «Важно и то, как именно человек расскажет свою любимую сказку, – добавляет Юлия Казакевич. – Каждый по-своему расставит акценты, добавит или уберет подробности, значимые именно для него. Следующий шаг – написать свою собственную историю. Не случайно рождение авторской, литературной сказки исторически предшествует появлению психоанализа. Литературная сказка – это переход между народной сказкой и теми сказками, которые каждый из нас может написать сам, пытаясь понять сложность и противоречивость своего внутреннего мира».

 

Дети и взрослые, мы возвращаемся к сказкам снова и снова, воссоединяясь таким образом с собой, помогая пробудиться ребенку, который скрывается в каждом из нас, раскрывая силы собственного воображения, способного преобразить нас и нашу жизнь.

 

Сказкотерапия

 

Сказкотерапия – это активно развивающееся направление в психотерапии. Чаще всего этот метод используется в работе с детьми, потому что сказка великолепно выполняет роль общего языка. Сказка – мостик между рациональным мышлением взрослого и образным, «волшебным» миром ребенка, в котором не существует абстракций и все происходит здесь и сейчас. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, метафорически рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. В них, как и в народных сказках, ситуация всегда обретает целостность: герой (с которым ребенок охотно отождествляет себя) преодолевает трудности и становится сильнее. В групповой или индивидуальной работе дети читают сказки, обсуждают поступки героев, рисуют наиболее запомнившиеся эпизоды, разыгрывают сказки по ролям.

 

Белоснежка

 

Мачеха завидует принцессе Белоснежке, потому что та красивее ее. Белоснежку отводят в лес, чтобы там убить, но отпускают, и она укрывается в домике семи гномов. Мачеха находит ее и, переодевшись старушкой, дает ей отравленное яблоко. Белоснежка оживет, только когда ее поцелует принц.

Трудности полового созревания

 

Братья Гримм донесли до нас сказку, необычайно точно описывающую важнейший этап развития девочки – период полового созревания. В начале сюжета королева-мать (потом она умирает во время родов) уколола себе палец. Три капли крови падают на снег – это подчеркивает контраст между невинностью и сексуальностью. Так сказка готовит девочек к тому, чтобы принять менструацию. Далее: в глухом лесу, среди гномов – персонажей, лишенных сексуальности, – Белоснежка взрослеет. С ними она репетирует материнство (но пока без мужчины), учится вести хозяйство. Выполняя все функции женщины, кроме сексуальной и воспроизводящей, она становится готовой к приходу принца. Наконец, эта сказка говорит о зарождающемся соперничестве между матерью и дочерью. Образ злой мачехи, конечно же, символизирует обычную, несказочную мать, которой завидует растущая девочка. Отравленное яблоко воплощает собою чрезмерную материнскую любовь, ее всемогущество и страх наказания, которые девочке необходимо осознать и преодолеть, чтобы из ребенка превратиться во взрослого человека. Это и напоминание матери о том, что отношения с дочерью пора перестроить, признав за ней право выбрать собственный путь. Кровь первой менструации – сигнал об этом.

 

Ослиная шкура

 

Король, потеряв горячо любимую супругу, ищет новую жену, которая бы ничем не уступала умершей, и влюбляется в собственную дочь. Принцесса, следуя наставлениям феи-крестной, убегает из дворца, переодевшись в шкуру осла. До встречи с прекрасным принцем она живет в бедности вдали от родного королевства.

 

Табу инцеста

 

Это, пожалуй, наименее известная из всех сказок Шарля Перро: в ней говорится о самом строгом из существующих табу. Стремление к инцесту, приписанное сюжетом королю, – это проекция влечения любой девочки к отцу, которое является естественным этапом взросления. Героиня сказки преодолевает свою тревогу, отказываясь, по совету феи, от легкой жизни. В чужом королевстве она живет в грязи, пасет скот, что символически передает трудность осознания инцестуозного влечения. Лишь приняв свою темную сторону (к которой относятся инцестуозные переживания), принцесса получает право вступить в «правильный» брак. Переодевание в шкуру животного – символ магической трансформации: девочке удается не только сохранить свою душу, но и выйти на новый уровень.

 

Красная Шапочка

 

Самую красивую девочку в деревне мама отправляет к бабушке. В лесу она встречает волка, который съедает сначала бабушку, а потом и девочку. Мало кто знает, что оригинальная (1697 год) версия Шарля Перро на этом и заканчивается – нам больше знаком вариант со счастливым концом, где охотники убивают волка, вспарывают ему живот, а девочка с бабушкой оказываются целыми и невредимыми.

 

Сексуальное искушение

 

В этой знаменитой сказке сексуальный смысл выражен наиболее прямо. Красный цвет символизирует сексуальные переживания; волк – это, конечно, мужчина: когда девочка раздевается и ложится к нему в постель, а зверь говорит ей, что у него такие большие руки, чтобы крепче обнять ее, сомнениям уже не остается места. Не удовлетворившись недвусмысленностью этих образов, автор посчитал нужным еще и снабдить сказку советом: девицам не надо слушать коварных речей мужчин. Согласно моральным нормам того времени, эта сказка говорит, что сексуальность опасна, приравнивает мужскую сексуальность к агрессии, а женскую – к жертвенности. Красная Шапочка, в отличие от других сказочных героинь, не вырастает, так и остается девочкой. Не случайно мы упорно дополняем эту сказку отсутствующей у Перро трансформацией («второе рождение» бабушки и внучки из вспоротого живота волка).

 

Золушка

 

Овдовев, богатый мужчина женится на женщине с двумя злыми дочерьми. Они издеваются над Золушкой до тех пор, пока на балу в нее не влюбляется принц. Существует множество версий этой сказки, в том числе и у братьев Гримм. Знаменитая хрустальная туфелька появляется в версии Шарля Перро.

 

Соперничество в семье

 

Соперничество детей из-за родительской любви существовало всегда и является совершенно нормальным явлением. Жизнь Золушки кажется нам преувеличенно тяжелой – а ведь в сказке отражены эмоции любого ребенка, у которого есть братья или сестры, а также чувства, которые он испытывает к родителям. Образ злой мачехи позволяет ребенку признать свои «дурные» переживания (гнев и обиду на родителей), не испытывая при этом чувства вины. Мачеха и ее злые дочери отнимают у Золушки отца – он заботится о них, а не о родном ребенке. С точки зрения внутренних процессов история Золушки – это история осознания желаний, которые, в отличие от желания получить красивое платье или поездку на бал, никогда не могут быть удовлетворены отцом. Эти желания подавлены, что символизируется подчиненным положением Золушки, грязны, как зола, на которой она сидит или спит, и расцветают (направленные на подходящий объект) после трудной работы по осознанию и принятию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Босая Елена

Soft, хоть эта информация адресована не мне, благодарю вас за нее, так как случайно наткнувшись узнала столько нового и получила от этого огромное удовольствие!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Клише есть у Эрика Берна.

Это намёк на его разбор Красной Шапочки? )))

 

 

Soft, хоть эта информация адресована не мне, благодарю вас за нее, так как случайно наткнувшись узнала столько нового и получила от этого огромное удовольствие!

Всё бы хорошо, только сейчас это направление называется ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИЕЙ.

Если Вам где-нибудь попадётся классический психоаналитик фрейдистского покроя, считайте, что раритет встретили.

Типа снежного человека... Или "Форд" первого выпуска...)))

 

Сейчас фрейдовским ПА уже никто не балуется. Прошли десятки насыщенных лет...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...