Перейти к содержанию

"Разумный эгоизм" - за и против.


Надо ли в детях воспитывать разумный (или здоровый) эгоизм?  

12 проголосовавших

  1. 1. Надо ли в детях воспитывать разумный (или здоровый) эгоизм?

    • надо
      10
    • не надо
      2
  2. 2. Еще вопрос разумный эгоизм и любовь к себе - это по сути одно и то же?

    • да
      7
    • нет
      5
  3. 3. Чтобы любить других людей, обязательно ли для этого любить себя?

    • да обязательно
      10
    • нет не обязательно
      1
    • надо как можно меньше себя любить.
      1


Рекомендуемые сообщения

Тема зародилась случайно в обсуждении другой темы и я там уже практически все высказал, что хотел. Хотелось бы послушать другие мнения и вынести эту тему отдельно на более широкий круг обсуждения.

 

Хотелось бы выяснить, стоит ли прививать детям любовь к себе и разумный эгоизм?

 

Еще вопрос: разумный эгоизм и любовь к себе - это одно и то же?

 

 

Обсуждение этого вопроса началось вот тут.

 

но если кому-то лень ходить по ссылке, то приведу статью здесь.

 


 

 

Эгоизм — здоровый и не очень. Разумный эгоизм и ложное бескорыстие.

В психологии очень мало такого, о чем можно говорить с уверенностью. Кругом одни лишь гипотезы и предположения. Теорий личности существует множество, теорий возникновения невроза тоже уйма, теорий и техник психотерапии еще больше. Но все теории сходятся, как минимум, в одном фундаментальном принципе.

Воспитание и христианская мораль учат нас заботиться о других людях, почитать родителей, помогать слабым и противостоять тиранам. Нас учат, что высшее достижение — это подвиг, совершенный во благо всего человечества. Нам рассказывают сказки о героях, отдавших свою жизнь ради спасения других людей. И нас учат испытывать вину за всякое проявление эгоизма, здорового или невротического — без разницы.

А психология утверждает обратное — все, что бы ни делал человек, он делает ради своего собственного блага. Нет в человеческой мотивации ничего иного, кроме беспросветного эгоизма. В каждом поступке человека за ширмой его доброты, благородства и бескорыстия легко обнаружить эгоистичную мотивацию. И эта мотивация не вторична — за этой отговоркой спрятаться не получится — эгоистичная мотивация всегда первична!

Но в этом эгоизме нет ничего плохого. Нечего стыдиться — такова сама человеческая природа, и бороться с ней, значит, восставать против инстинкта самосохранения. Моральные идеалы, какими мы привыкли их видеть, содержат в себе фундаментальную ошибку — они исходят из того, что человек от рождения испорчен и потому нуждается в оковах нравственности. Но так ли это на самом деле? От чего «звереет» человек? Не от этих ли самых оков, которые на него надевают в раннем детстве?

Есть мнение, что эгоизм разрушает общество, и поэтому должен быть искоренен. Но так ли это на самом деле? Цель врожденного естественного эгоизма — выживание. И если общественный порядок будет объективно более эффективным способом выживания, эгоизм такому обществу будет только рад и всегда будет его поддерживать. Животные, вон, живут стаями, а ведь у них нет никакой морали, их никто не учит, что надо быть добрыми к ближнему своему. Их эгоистичный инстинкт самосохранения сообщает им: стая — лучший способ выживать, а значит надо поддерживать интересы стаи, как свои собственные. А человеческий эгоизм не глупее звериного…

Противостояние между эгоизмом и общественной моралью возникает по чистому недоразумению. Что говорят священные тексты всех религий о деяниях своих святых? — Что они отдавали себя настоящему служению, что они были чисты и благородны в своих побуждениях, что они заботились о своих близких больше, чем о самих себе. Но ведь в том-то и дело — это святые люди, лишенные привычного нам Эго и его «-изма». А как быть всем нам, кому до святости очень далеко?


И вот здесь совершается логическая ошибка. Бескорыстное благородное поведение святого человека — это результат святости, а не путь к ней. Святой человек находится в совершенно ином состоянии сознания. Его центр личности покоится в другом месте, а его Эго становится периферийной инстанцией, и вместе с этой трансформацией из него уходит тот самый «аморальный» эгоизм.

Но его место теперь занимает «божественный» эгоизм. Святые люди все так же следуют только своей внутренней мотивации, своей собственной воле, и даже помогая другим, они все так же решают какую-то свою внутреннюю задачу. Разница в том, что теперь их воля тождественна воле Бога, и потому со стороны их поведение кажется экстраординарным, внеличностным и внеэгоистичным.

Институты нравственного воспитания исходят из ошибочной посылки, что повторение моделей поведения святого человека есть путь к достижению святости. Это в лучшем случае. В худшем — если воспитатели не заблуждаются на счет природы святости, значит, они хотят превратить мораль в кнут и пряник и использовать ее для подавления индивидуальности.

Мораль говорит, что эгоизм — это худшее, что есть в человеке. Нас учат наступать на горло собственной песне ради того, чтобы быть зачисленными в ряды хороших и достойных людей. Нас учат стыдиться своей собственной природы и разыгрывать из себя тех, кем мы не являемся, ради сомнительного счастья быть принятыми в обществе людей, успешно обманувших себя.

В свое время Фрейд выпустил на свободу человеческую сексуальность и тем самым избавил очень многих людей от огромной силы внутреннего конфликта. Сексуальный инстинкт невозможно выключить — его можно только подавить. Но сколько себя не обманывай, сколько не замалчивай, инстинкт всегда найдет себе выход на поверхность — по-хорошему или по-плохому. То же самое и с эгоизмом — сколько от него не прячься, никуда на скрыться, а чем больше ему сопротивляешься, тем более тяжелые последствия наступают.

Мы все — эгоисты от и до. Но по дурацкому стечению обстоятельств очень хотим видеть себя какими-то другими. Мы находим великую честь в благородстве, в альтруизме, в помощи нуждающимся. Мы заботимся о своих близких и тех, кого любим. Мы беспокоимся о будущем детей, о детенышах тюленей, об экологии и о мире во всем мире. Но при этом отказываемся взглянуть правде в глаза — на самом деле мы заботимся только о самих себе.

И этот самообман никода не проходит бесследно. Оглянитесь вокруг — девять из десяти ваших знакомых страдают от глубокого внутреннего конфликта на почве неудовлетворенного эгоизма. Люди вокруг не удовлетворены своей жизнью из-за того, что не принимают во внимание голоса и желаний своей души. В раннем детстве им внушили идею о греховности эгоистичных желаний и всю жизнь они только тем и занимаются, что воюют сами с собой, потому что нет у человека никаких других желаний, кроме эгоистичных. А как можно получать радость от жизни, запрещая себе желать?


Разумный эгоизм 

Разумный эгоизм — это ни что иное, как зов нашей души. Проблема в том, что «нормальный» взрослый человек уже не слышит голоса естественного эгоизма. То, что под видом эгоизма доходит до его сознания, — это патологическая самовлюбленность, ставшая результатом долгого подавления импульсов естественного эгоизма.

Здоровый эгоист куда ближе к святости, чем всякий убежденный праведник, потому что меньше себя обманывает. Праведник верит, что напрягая свою эгоистичную волю он может справиться со своим эгоизмом. Ему кажется, что подавляя эгоистичные импульсы, он приближается к святости и Богу. Но на деле он этим только увеличивает свой внутренний конфликт и все больше отдаляет себя от Бога.

Чем сильнее человек верит в бескорыстность своих помыслов и поступков, тем он несчастнее. Он может совершить величайшие подвиги милосердия, но при этом его собственная жизнь так и останется пустой и безвкусной. Подобный самообман умерщвляет.

Есть и другой случай, когда кажется, что человек плюет на всех и живет только для себя. Но это все та же самая проблема, только вывернутая наизнанку. Подчинение морали или бунт против нее — это одно и то же. И эти прожженные эгоисты точно так же находятся в состоянии внутреннего конфликта по поводу своего эгоизма. Они бунтуют против запрета на самовлюбленность, но при этом точно так же чувствуют вину за свое поведение, и это приводит к новому витку эскалации — бунту против чувства вины и очередным попыткам доказать себе свое право послать всех к черту, и обратно к новому чувству вины.

Эгоистичны все без исключения. Если вы знаете человека, который в жизни совершил хоть один поступок безо всякой личной выгоды, то это был не человек… либо это был святой, либо вы не видите скрытой выгоды от совершенного поступка, либо просто хотите продолжать себя дурить.

Та разница между людьми, которую легко заметить, когда речь заходит об эгоизме, обусловлена не уровнем эгоизма, а уровнем их самообмана на сей счет. Самый нездоровый эгоизм у праведников и бунтарей. И те, и другие в равной мере воюют со своей собственной природой, доказывая окружающим свою доброту или злобу. Внутренний конфликт они пытаются разрешить вовне, но им это никогда не удается. И со стороны они выглядят наиболее ущербно — болезненно самовлюбленно или так же болезненно кротко.

Более здоровая версия эгоизма у людей, отдающих себе отчет в том, что ничего, кроме собственных интересов у них в жизни нет. Но до тех пор, пока они продолжают раскачиваться на маятнике гордости–ничтожества, их эгоизм окрашен в ядовитые тона самовлюбленности. Эти люди более трезво смотрят на мир и со стороны выглядят не такими уж эгоистами. Обратите внимание на этот фокус. Чем более честен человек в отношении собственной мотивации, тем менее эгоистично выглядят его поступки или, по-крайней мере, его эгоизм выглядит оправданным, разумным, трезвым, и потому не вызывает отторжения.

Возьмем пример. Два человека: здоровый и нездоровый эгоисты. Оба совершают один и тот же поступок — делают близкому человеку подарок. Здоровый эгоист отдает себе отчет в том, что подарок он делает для себя, что это ему самому нравится дарить подарки и ему нравится получать что-то в ответ. Его игра «в подарки» очевидна и прозрачна — он не скрывает своей корысти ни от себя, ни от другого человека, а значит не остается никакого камня за пазухой. Здоровый эгоист корыстен, но честен.

А нездоровый неосознанный эгоист поступает иначе — он не отдает себе отчета в том, что им движет только личный интерес, он верит, что делает подарок от всего сердца и не имеет при этом никаких задних мыслей. Но на более глубоком уровне им движет все тот же личный корыстный интерес — он тоже хочет получить что-то взамен, но хочет это получить тайком, безответственно. Если он это получает, то все хорошо, но если по какой-то причине реакция на подарок его не устраивает, вся его корысть тут же выходит наружу — он начинает обижаться, психовать, требовать справедливости и проклинать чужой эгоизм. Так он вынуждает другого человека расплатиться по счетам за все полученные «бескорыстные подарки».

Нездоровый эгоист точно так же корыстен, как и здоровый, только при этом еще делает вид, что никакой личной выгоды в его поступке нет, и очень гордится этим своим показным самоотречением.

В человеке нет ничего, кроме собственного эгоистичного «Хочу!», и чем отчетливее он это видит, тем проще и естественней его жизнь, тем проще и естественней его отношения с людьми. Эгоизм — совершенно здоровое чувство, если перестать его стесняться. Чем больше от него прячешься, тем больше он прорывается наружу в виде необоснованных обид и попыток манипулировать людьми себе на благо. А чем больше его признаешь, тем отчетливее понимаешь, что этот самый эгоизм и заставляет нас чтить свободу и интересы другого человека.

Осознанный разумный эгоизм — единственный путь к здоровым и конструктивным отношениям между людьми.

p. s.

Разрешить себе быть честным здоровым эгоистом — большое достижение, но это только полдела. Если при этом не будет решена проблема гордости-ничтожества, эгоизм будет в первую очередь защищать эти два невротических полюса, вместо того, чтобы выполнять главную свою задачу — транслировать голос Самости и вести человека по пути естественной самореализации.

 

Оговорюсь, что пример с подарком в ней на мой взгляд приведен не совсем корректно.Потому как можно кому-то что-то дарить не ожидая ничего взамен, а просто из чувства любви и из желания сделать человеку приятно.

 

Хотелось бы уйти от обсуждения чисто материальных ценностей (ты мне - я тебе), и перейти в плоскость более духовную или психологическую.

 

Я считаю, что любовь - это тоже эгоистичное чувство. Если человек любит, то ему просто хочется что-то делать для другого человека. И жертвуя чем-то для обьекта своей любви, любящий человек идет на поводу у своих желаний, т. е. поступает по сути эгоистично. 

 

В общем-то статья говорит о том, что нет на земле неэгоистичного поступка. Что все люди Эгоисты с большой буквы и для каждого человека свои интересы первичны, просто одни это признают, а другие предпочитают заниматься самообманом. Иногда эти интересы глубоко скрыты в человеческой психике.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 159
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Оглянитесь вокруг — девять из десяти ваших знакомых страдают от глубокого внутреннего конфликта на почве неудовлетворенного эгоизма. Люди вокруг не удовлетворены своей жизнью из-за того, что не принимают во внимание голоса и желаний своей души

 

Крайне сомнительная статистика.

В общем-то статья говорит о том, что нет на земле неэгоистичного поступка

И что? Можно сколько угодно приклеивать ярлыков к человеческим поступкам, но что от этого изменится?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все не читал, слишком много букв, но вот это:

Оглянитесь вокруг — девять из десяти ваших знакомых страдают от глубокого внутреннего конфликта на почве неудовлетворенного эгоизма. Люди вокруг не удовлетворены своей жизнью из-за того, что не принимают во внимание голоса и желаний своей души

Сказано с точностью до "наоборот".

На самом деле, причина неудовлетворенности жизнью - то, что человек уделяет через чур много внимания своим желаниям.

 

А вообще, я давно заметил странную "традицию" этого форума вставлять в посты "простыни текста" в виде цитат, не сопровождая их ни ссылкой на источник, ни даже фамилией автора.Такое впечатление, что некоторым кажется, что само упоминание слова "цитата" должно придать сказанному какой-то дополнительный вес ... или, как минимум, пробудить в читающем желание осилить весь этот скучный текст. Что это по-вашему? Заниженная самооценка (типа, не имеет значения, кто это сказал, самое главное - не я)? ;)

 

Вспоминается моя любимая фраза из латыни: Quid quid Latin dictum cit altum videtur

Это значит, "Сказанное на латыни, все, что угодно звучит глубокомысленно".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все не читал, слишком много букв, но вот это:

Сказано с точностью до "наоборот".

На самом деле, причина неудовлетворенности жизнью - то, что человек уделяет через чур много внимания своим желаниям.

 

+100

Любой разумный эгоизм бъет по другим людям, бъет довольно сильно, но не тут час же, а в долгосрочной перспективе.

 

Пример: ты ехал по дорое, перестраивался без поворотников, чем вводил в заблуждение других участников дорожного движения. Никому ничего не побил, никого не задавил. Все живы, все целы. НО! Сзади ехала девочка- новичок. Сталкнувшись с твоим поведением, она стала нервничать и, через перу кварталов стала виновницей ДТП. Виновал ли ты? Да не, конечно же! Нефиг нервничать!

Но по совети, виноват именно ты.

Второй пример.

У меня заболел ребенок. Врач из поликлиники назначил антибиотики, вылечил. Все вроде ОК! Но! Врач не сделал запись в карточке, не указал схему лечения. Казалось бы, какая разница, ведь ребенок уже поправился! Однако спустя 3 месяца ребенок опять заболел, и врач (уже другой) выписал теже антибиотики. Пропили  курс- не помогло, только хуже. Назначили другоие. В результате сильнейший диатез, панкреатит, и разрушенный иммунитет.

 

Виноват ли первый врач? Ведь он вылечил тогда ребенка, ну подумаешь, не сделал запись в катрочке!

 

А всего-то надо было- подумать не о себе, не о своей лени, а сделать работу до конца.

 

Разумный эгоизм ВСЕГДА бъет по другим членам социума. Но бъет не сразу, а спустя время, это такая бомба замедленного действия. А разумный эгоист ,не видя, какой вред причиняет его бездействие и нежелание думать о других, свято верит в то, что он ни при чем!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сама по себе, то, о чем ты пишешь - это не эгоизм, а преступная халатность.

Эгоизм - это больше, когда у тебя, допустим, просят десять баксов на еду для бомжа, а ты очень разумно объясняешь, что, во-первых, он, все равно пропьет, а во-вторых, тебе самой деньги нужны, потому что ты должна в первую очередь о своих детях позаботиться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автор, не могли бы вы более точно привести определение разумного эгоизма.

потому как ваше определение:

 

 

 

Разумный эгоизм — это ни что иное, как зов нашей души.

 

какое-то непонятное....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чтобы не запутаться в терминах эгоизма предлагаю принять несколько формулировок.

 

Разумный эгоизм в бытовом понимании - это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других

Эгоизм - поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. 

Эгоцентризм — неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автор, не могли бы вы более точно привести определение разумного эгоизма.

потому как ваше определение:

 

 

какое-то непонятное....

А это, видимо, каждый по-своему должен понимать)).

Это определение для оправдания эгоизма. Удобно же считать свой эгоизм разумным.

В прошлой теме эту статью раскритиковали, так  Alex новую тему решил открыть.

Наверное, здесь восторженных отзывов ждет. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вообще, я давно заметил странную "традицию" этого форума вставлять в посты "простыни текста" в виде цитат, не сопровождая их ни ссылкой на источник, ни даже фамилией автора.Такое впечатление, что некоторым кажется, что само упоминание слова "цитата" должно придать сказанному какой-то дополнительный вес ... или, как минимум, пробудить в читающем желание осилить весь этот скучный текст. Что это по-вашему? Заниженная самооценка (типа, не имеет значения, кто это сказал, самое главное - не я)? ;)

Какая разница кто его написал? Я сам недавно совсем случайно наткнулся на него в поисках определения "разумный эгоизм" и сам не знаю кто его написал.

Важен смысл написанного, а не авторство. Я его не пропагандирую и вынес на обсуждение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разумный эгоизм в бытовом понимании - это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других

 

так понятней.

действительно разумно.

у меня не получается....

частенько кто-то имеет во мне интерес, которому я противоречу )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чтобы не запутаться в терминах эгоизма предлагаю принять несколько формулировок.

 

Разумный эгоизм в бытовом понимании - это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других

Эгоизм - поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. 

Эгоцентризм — неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека

Весь вопрос ведь в том, что личные интересы у людей бывают разные.

Если человек кого-то любит, то ему хочется сделать другому человеку приятно.

Или если он сочувствует кому-то, то ему хочется помочь.

 

Т. е. это его желания, но они направлены на помощь другим людям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А это, видимо, каждый по-своему должен понимать)).

 

я частенько сталкиваюсь с понятием - здоровый эгоизм.

очень неоднозначное понятие, с которым я никак не могу разобраться.

а теперь появилось новое - разумный эгоизм.

это тоже весьма любопытно.

так что тема интересная.

будем разбираться )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прсто затыкая в себе свой эгоизм, не признавая в себе никаких других желаний, обманывая себя, мы никогда не сможем себя понять, и понять что мы на самом деле хотим.


я частенько сталкиваюсь с понятием - здоровый эгоизм.

очень неоднозначное понятие, с которым я никак не могу разобраться.

а теперь появилось новое - разумный эгоизм.

это тоже весьма любопытно.

так что тема интересная.

будем разбираться )))

Я так понял разумный = здоровый))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что же такое недеяние? Попробуем разобраться. Под недеянием не следует понимать пассивную отрешенность искателя Истины от мирских событий и пребывание в сонной неподвижности, как это имеет место у аскетов-отшельников или созерцателей. Напротив, недеяние предусматривает пребывание в гуще мирских событий, однако рассудок при этом должен быть спокоен - ни мысли, ни желания не должны нарушать установившегося в сознании равновесия. Абсолютная ровность, то есть свобода от мыслей и желаний любого рода, - непременное условие контакта с Великим Дао. Именно Оно способно спонтанно и безошибочно управлять всеми процессами, в которые вовлекается индивид при соприкосновении с миром. При этом исчезает ощущение собственного причастия к деятельности («я хочу», «я думаю», «я знаю», «я делаю»), иными словами, это деятельность в миру при полном устранении собственного «я» («эго»). Все это позволяет определить недеяние как высшую форму деятельности, на которую способен человек в условиях земного существования.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какая разница кто его написал? Я сам недавно совсем случайно наткнулся на него в поисках определения "разумный эгоизм" и сам не знаю кто его написал.

Важен смысл написанного, а не авторство. Я его не пропагандирую и вынес на обсуждение.

Разница кто написал колоссальная. Во-первых, воспроизводить чужие тексты без ссылки на источник просто неэтично. Во-вторых, я хочу знать с кем я разговариваю, если с тобой - это одно, а если с каким-то неизвестным собеседником - это совершенно другое дело. В-третьих, есть такое понятие, как рецензирование (peer review - не цверен, как это правильно по-русски называется), любая серьезная публикация подвергается такому процессу, когда с ней знакомятся специалисты сходного профиля и квалификации и высказывают свои мнения, с которыми я считаю необходимым ознакомиться, прежде, чем, составлю свое. А если публикация не серьезная, то я не вижу никакого смысла тратить время на ее чтение - мало ли какую муть можно найти в интернете, если читать все подряд, у меня не останется времени флудить на форумах и производить оригинальный контент.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я так понял разумный = здоровый))

 

а зачем нужен разумный(здоровый) эгоизм ?

без него никак ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я частенько сталкиваюсь с понятием - здоровый эгоизм.

очень неоднозначное понятие, с которым я никак не могу разобраться.

а теперь появилось новое - разумный эгоизм.

это тоже весьма любопытно.

так что тема интересная.

будем разбираться )))

«Я думаю, - начал медленно Пигасов, - что есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают…»

Тургенев «Рудин»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а зачем нужен разумный(здоровый) эгоизм ?

без него никак ?

Вот это и надо выяснить))

Разница кто написал колоссальная. Во-первых, воспроизводить чужие тексты без ссылки на источник просто неэтично. Во-вторых, я хочу знать с кем я разговариваю, если с тобой - это одно, а если с каким-то неизвестным собеседником - это совершенно другое дело. В-третьих, есть такое понятие, как рецензирование (peer review - не цверен, как это правильно по-русски называется), любая серьезная публикация подвергается такому процессу, когда с ней знакомятся специалисты сходного профиля и квалификации и высказывают свои мнения, с которыми я считаю необходимым ознакомиться, прежде, чем, составлю свое. А если публикация не серьезная, то я не вижу никакого смысла тратить время на ее чтение - мало ли какую муть можно найти в интернете, если читать все подряд, у меня не останется времени флудить на форумах и производить оригинальный контент.

Мне важно обсудить смысл. Мне статья понравилась. Там есть зерно истины.

Я как бы с ней согласен, но не уверен. Поэтому и решил обсудить.

Во-вторых, я хочу знать с кем я разговариваю, если с тобой - это одно, а если с каким-то неизвестным собеседником - это совершенно другое дело.

Вы разговариваете со всеми здесь))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда, либо перескажи смысл того, что хочешь обсудить своими словами, либо просто дай ссылку на статью, где ты ее нашел, чтобы люди сами почитади, если сочтут нужным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы разговариваете со всеми здесь))

Не со всеми. Только с теми, кто кажется мне достаточно интересным собеседником ... и не совсем безнадежным. В любом случае, я разговариваю с конкретным человеком, а не неизвестно с кем, кто даже не может ответить на мои вопросы и аргументы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот это и надо выяснить))

 

а как вам такой вариант: 

 

здорового эгоизма не бывает, ибо эгоизм - это болезнь.

разумного эгоизма не бывает, ибо эгоизм туманит разум.

 

? )

Если ребёнок раздаривает всё, что у него есть - это.., а как это называется? - глупость?

 

только с точки зрения эгоиста )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...