Перейти к содержанию

Как вычислить вегетативный коэффициент в методике "Домики"?


Гость Трагладит

Рекомендуемые сообщения

Добрый вечер. Собираюсь проводить с первоклассниками методику "Домики". Но загвоздка в том, что я не совсем поняла процедуру обработки. А она звучит так:

Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место желтого цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

  • 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
  • 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
  • 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
  • Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

  • Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
  • 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
  • Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.                                                Не совсем понятно, как высчитывать вегетативный коэффициент и показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Объясните, пожалуйста.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

место - это порядковый номер в каком-то расположении, наверное. опишите сам процесс эксперимента. что дано, что делают дети.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

место - это порядковый номер в каком-то расположении, наверное. опишите сам процесс эксперимента. что дано, что делают дети.

Детям раздается бланк. 

И далее они раскрашивают эти домики. Например, Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,

№3 – твое настроение на уроке чтения,

№4 – твое настроение на уроке письма,

№5 – твое настроение на уроке математики

№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,

№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,

№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,

№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,

и т.д. Сюда не получается этот бланк скинуть. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

формула ВК= (18 – место красного цвета – место желтого цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета) относится только к первому заданию. или я не прав? про полоску из 8 цветов.  а домики - это второе задание. правильно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Добрый вечер. Собираюсь проводить с первоклассниками методику "Домики". Но загвоздка в том, что я не совсем поняла процедуру обработки. А она звучит так:

Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место желтого цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

  • 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
  • 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
  • 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
  • Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

  • Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
  • 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
  • Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.                                                Не совсем понятно, как высчитывать вегетативный коэффициент и показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Объясните, пожалуйста.

 

Теоретическое обоснование методики.

Тест Люшера в силу своей популярности среди практических психологов не нуждается в подробном описании. Процедура исследования позволяет исследовать насколько комфортно человек чувствует себя в социуме, выявить эмоциональные установки к окружающей действительности.

Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятного цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать показатель суммарного отклонения от аутогенной  нормы (со) и вегетативный коэффициент (ВК). Расчет значений СО и ВК производится по формулам А.И. Юрьева К.Шипоша, приведенным в методическом руководстве «Цветовой тест М.Люшера» В.И.Тимофеева и Ю.И.Филимоненко (СПб, Иматон).

На основании работ Вальнеффера определенный порядок выбора цветов ( 3 4 2 5 1 6 0 7) был принят за аутогенную норму – индикатор психологического благополучия.

Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с их

«идеальным»расположением (3 4 2 5 1 6 0 7).Сначала вычисляется разница  между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности суммируются.Значение СО изменяется 0 до 32 и может быть только четным. В таблице приведен пример расчета суммарного отклонения.

 

 

 

красный

жёлтый

зелёный

фиолетовый

синий

коричневый

серый

чёрный

Место цвета в аутентичной норме

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

Место цвета в выборе испытуемого

 

8

 

2

 

4

 

6

 

1

 

3

 

7

 

5

Разность

7

0

1

2

4

3

0

3

 

 

 

  Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, то есть преобладающее настроение человека.Этот показатель обозначается как «Настроение».  Он имеет только три уровня выраженности.

2 зона – Преобладание отрицательных эмоций.Доминируют плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выя снить.Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые человек не может преодолеть самостоятельно.

3 зона – Эмоциональное состояние в норме. Человек может и радоваться, и печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает нормально.

4 зона – Преобладание положительных эмоций. Оптимистичное состояние. Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует энергетический баланс организма:способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии. Расчет ВК производится по формуле , предложенной К.Шипошем.

        

         18- место красного – место желтого цвета

 ВК = 

         18- место синего – место зеленого цвета

 

 

Значения коэффициента изменяется 0,2 до 5 баллов.

Энергетический показатель интерпретируется  следующим образом:

2 зона – Хроническое переутомление, истощение,низкая работоспособность.

Физические или психические нагрузки непосильны для человека, требуется их существенное снижение.Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям.

3 зона – Компенсируемое состояние усталости.Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности.Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

4 зона – Оптимальная работоспособность.Человек отличается бодростью,отсутствием усталости,здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Образ жизни человека позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.

5 зона – Перевозбуждение.Чаще всего ,является результатом работы на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности,режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.

 

 

 

Методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства В.М.Элькина.

В основу предлагаемой методики положены основные идеи цветового теста Люшера .

Цветология наука о цвете. Образы,связанные с цветом, пронизывают всю культуру.Каждый цвет связан с определенным кругом ассоциаций, образов. Их можно назвать программами. У каждой программы есть положительные и отрицательные стороны. Цветовыбор – это разговор с подсознанием человека на языке цветовых символов,а значение цветовыбора – словарь для понимания этого языка.

Опираясь на систему знаний о значении цветопредпочтения М.Люшера Г.Клара, можно выделить 10 постулатов цветовой психологии

1 Цвет – «это визуализированный язык чувств» (цит. По М.Люшеру) Наше психологическое состояние влияет на восприятие основных цветов. Интуитивный выбор цвета отражает психологическое состояние,особенности самовосприятия мира, характер эмоций и установок, стиль существования, предпочтение образов, ментальных программ, музыки.

2 Главный закон цветовой психологии гласит: « Если человек предпочитает цвет, то он принимает психологическую программу цвета ; отрицает цвет – отрицает программу цвета. Если принимает сочетание цветов – принимает психологическую программу этого сочетания ; отрицает это сочетание – отрицает его психологическую программу.»

3 Постулат о четырех уровнях эмоциональной жизни человека

Процедура проведения классического теста Люшера : из 8 цветов ( красный, желтый, синий, зеленый, серый, коричневый, фиолетовый, черный) испытуемый, не за,  думываясь, выбирает один – наиболее желанный,затем – лучший из оставшихся, и так до последнего выбора.

4 Характеристика цветовых программ.

Восемь цветовых программ разделены на основные и дополнительные цвета. Предпочтение или отрицание каждого цвета связаны с некоторыми психологическими особенностями человека. Это представлено в Таблице 2.

Таблица 2

Цветовые программы основных и дополнительных цветов

По М.Люшеру с основными цветами ассоциированы основные функции: удовлетворенность чем-либо, привязанность к чему-либо,самоутверждение, активность, стремление к цели, антиципация, потребность в успехе. Человек, находящийся в гармонии с самим собой и с окружением ,как правило,выбирает на первые места основные цвета.

К дополнительным цветам относят коричневый, черный, серый, фиолетовый. Эти цвета ассоциированы с филогенетически более древними реакциями и, как правило,часто отвергаются испытуемыми.

5 Знаки тревожности.

·         Существуют признаки цветового выбора,по которым можно определить тревожность. Первый признак тревожности – отрицание основных цветов.

·         Второй предпочтение темных цветов.

·         Третий признак – «поляризация, вспышка»:если отрицается основной цвет, то в проявлениях принимаемых основных цветов проявляется чрезмерность.

·         Четвертый признак – выделены наиболее трагичные состояния, их отражают четыре цветовые пары – сочетание темных и очень ярких основных цветов. «Трагическими» называются следующие сочетания:

ü  Черный и красный – гнев;

ü  Черный и желтый – склонность к суициду;

ü  Желтый и коричневый – отчаяние;

ü  Красный и коричневый – крах,отказ от триумфа и регрессия.

6 Виды цветовых психологических программ.

Каждая цветовая программа основных цветов имеет два состояния – гармоничное и дисгармоничное.Состояние называется гармоничным,если основные цвета на первых четырех местах.

Дисгармоничным считается состояние одного из трех видов :

Тревожное – отрицание светлых и принятие темных цветов;

«обесцвеченное» - предпочтительны все темные цвета;

Трагическое- одно  из вышеупомянутых четырех «трагических» сочетаний.

7 Двухцветная психология – определение типа человека по выбору двух основных цветов.

Идея двухцветной психологии состоит в том, что человеку предлагается выбрать два наиболее симпатичных цвета из четырех основных.

8 Существуют «знаки недомогания», к которым относятся

Красный цвет на седьмом или восьмом местах;

Серый цвет на первом месте и коричневый на четвертом или коричневый на третьем месте и черный на четвертом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...