Перейти к содержанию

Сомнение в своих умственных способностях


Рекомендуемые сообщения

Добрый вечер. Прошу Вас помочь разобраться в одном вопросе. Меня зовут Аня, 21 год, студентка. Дело в том, что я сомневаюсь в своих умственных способностях и длится это еще со школьной поры.

 

Школу  окончила хорошо -  на 5 и 4. Учителя отзывались обо мне как о примерной старательной девочке - фиалочке, но я не прилагала особых усилий в процессе обучения. Домашнюю работу выполняла всегда из чувства ответственности, боязни получить оценки ниже 4 и желания предотвратить проблемы, которые могут возникнуть с родителями и преподавателями. Не легко давались точные науки, особенно математика.  В начальных классах мама была моим "репетитором по математике" и наши занятия часто сопровождались криками, руганью с ее стороны и слезами с моей. Я испытывала тревогу  и легкую панику перед каждым занятием, а после него была морально истощена и подавлена, чувствовала  дикое облегчение. В теле ощущалась сильная усталость, будто вагоны с тяжелыми ящиками разгружала. Однажды она передала мне слова преподавателя, который говорил о том, что 3 - высшая оценка, которую я способна получить по математике. Это заставило еще больше усомниться меня в себе.

 

Я была рада тому, что  отец не занимается со мной репетиторством. В дошкольный период он учил меня читать. Каждые занятия также сопровождались криками, возгласами «тупица» и  «бестолковщина». А кричал он громче, чем мама. Были случаи, когда я маму просила поговорить с отцом и избавить  от этих занятий. К сожалению или к счастью, меня не услышали, поскольку раньше всех своих сверстников и ребят, что были постарше, научилась читать.

В средних и старших классах я выполняла то, что от меня требовалось в учебе, но если мне хотелось добиться большего по какому-либо предмету, я чувствовала какой-то барьер, сомнение в своих умственных способностях, заранее думала о возможном провале. Что касается алгебры, геометрии, то мне каким-то образом удалось поднять порог своих оценок, поставленный преподавателем еще в младших классах до 5 за полугодия. Как только  получалось достичь такого результата в учебе, я тут же расслаблялась, меня охватывала тревога, неуверенность в себе, чувство, что этого я достигла чудом или случайностью. Так, за одно из полугодий я получила тройку по алгебре и попросила преподавателя заняться со мной репетиторством. Она была немного удивлена моей просьбой ( а я, в свою очередь, была удивлена ее реакцией на мою просьбу), но не отказала.

 

Поступив в институт, сценарий начал повторяться. Хотя я также учусь на 5 и 4, постоянно пребываю в тревоге, сомнении в своих способностях к учебе. Тут появилась еще одна проблема - сомнение в своей памяти. Мне очень хочется достичь большего в учебе, участвовать в конференциях, но какой – то барьер сдерживает меня. Иногда это проявляется даже в моих желаниях, не связанных с учебой в институте. Например, я хочу научиться общаться на нескольких иностранных языках. Недавно  начала учить немецкий язык, но при малейшей трудности весь мой энтузиазм пропадает, и это приводит к тому, что я реже начинаю им заниматься. Я как будто бы боюсь еще больше усомниться в себе, понять свою никчемность, удостовериться в «отсутствии мозгов».    Похожая ситуация повторилась и с уроками вокала при институте, которые я посещала около года. Возникали мысли, что это просто лень. Но если это лень, то почему тогда я чувствую тревогу перед началом какого-либо дела и неуверенность в себе? Не уверена до конца, что это лень, хоть допускаю и такой вариант.

Заметив «школьный» сценарий, повторяющийся в институте, было  решено, что так больше продолжаться не может, самобичевание бесполезно, надо что-то с этим делать. Ознакомившись с психологической литературой, поняла, что этот сценарий заложен с детства  родителями. По – началу была очень зла на них. Дошло до того, что я абстрагировалась от родителей, а потом и  от всей семьи, от одногруппников, друзей. Начало усиливаться чувство духовной  пустоты и никчемности. Совсем недавно гнев сменился на милость, и я поняла, что они не ведали, что творят, ибо сами были воспитаны в невротичной обстановке. Появилась еще одна проблема – разучилась общаться с людьми, рассказывать анекдоты. Бывают моменты, когда я чувствую себя хорошо, немного раскрепощаюсь, начинаю излагать мысли последовательно, они как будто бы льются из меня сами. Но это лишь редкие моменты. Недисциплинированность ума, непоследовательность мыслей, сопровождающаяся временами мычанием – обычное мое состояние, продолжающееся в последние 2 года.

 

Прошу прощения за такое длинное письмо. Подскажите пожалуйста, какие действия я могу предпринять, чтобы вывести себя из этого состояния ?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

Здравствуйте!

Вы могли бы начать индивидуальную работу с психологом, в которой Вы бы более глубоко разобрали, что делать с этим детским сценарием, как с такими вещами работать и что делать дальше.  Самостоятельно Вы уже продвинулись вперед.  Дальше, я так понимаю, Вы зашли в тупик.  Так?

Вы рассматривали вариант работы с психологом по этой теме?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте. Вы правы, я действительно зашла в тупик. К сожалению, у меня нет возможности заниматься с психологом индивидуально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

В таком случае, Вам необходимо задаваться вопросами и искать на них ответы. И сделать это правилом всей своей жизни. Берите листок, ручку, садитесь, думайте и все записывайте на бумагу.  Это поможет Вам анализировать и двигаться в решении любых своих вопросов.

Можете начат с:

  • я сомневаюсь в своих умственных способностях, но при этом учусь на 4-5. Это факт. Так в чем сомнения? Факты говорят за себя - я обладаю умственными способностями.  Значит, возможно, это не сомнение?  А что-то другое? Что именно?
  • Я сомневаюсь в памяти. Почему? Насколько основательны мои сомнения?  Какими фактами подкреплены?
  • Какие факты должны свершиться, что должно произойти, чтобы я перестала сомневаться в своих способностях и памяти?
  • Что мне дает такое сомнение в себе?  Какую вторичную выгоду я из этого получаю? (возможно, ослабевает ответственность перед собой и другими, если признать, что да - я, похоже, глупая, да еще и память плохая....что с меня взять)
  • Кому я что должна в этой жизни? Родителям я должна что-то?  Что?  А другим людям?  Что?  А себе?  Что?

И так далее.  Ставьте перед собой сложные вопросы и не бойтесь находить на них правдивые ответы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...