Перейти к содержанию

Литературоведческое, заметки на салфетке: О смехе как утверждении и отрицании


Рекомендуемые сообщения

Из цикла заметки на коленке...

 

Смеховая культура противостоит официальной культуре, смех оппозиционен любой идеологии. Он может нести функцию как тотального отрицания, так разрушения для созидания нового.

 

Есть такая вещь, как теория карнавала, которую изложил Бахтин Михаил Михайлович в работе, посвященной французу Рабле, в 65 году. Он же автор идеи полифоничности, многозвучии в литературе.

 

Работа посвящена теории культуры Нового Времени, где Рабле был выбран примером, на котором в том числе, строились рассуждения.

 

Карнавал по Бахтину есть идея "инверсии двоичных противопоставлений", т.е. бинарных оппозиций.

Высокое и низкое, гендерное, священное и порнографическое меняются местами в народных, смеховых представлениях.

 

Таким образом низ становится верхом,смерть-рождением,  брань - молитвой.

 

Насчет брани, в ней сакральная функция, близкая фредистскому толкованию, "иди в..." - вернись в лоно (чрево) земли. Мать-сыра земля... Это возвращение в первоначальный хаос дорожденного состояния, чтоб возродиться. Иначе говоря, цель - создание путем сокрушения прежних основополагающих вещей нового порядка.

 

В карнавальных мотивах, присущих Николаю Гоголю, звучит диссонанс, сорочинские ярмарки, диканьки и их веселые звучания гаснут, мирный же  Хома Брут обречен на гибель при столкновении с первобытно архаическим и непознаваемым рассудком.

Хотя Гоголь лишь частично "карнавальный" автор, смех карнавален, гибель одиночки - нет.

 

Литературовед Юрий Манн "  приходит к выводу, что в карнавале «миссия человека состоит в том, чтобы утвердить бессмертие целого, рода. Индивидуальные жизни подобны клеткам народного тела: они рождаются, гибнут, тело же продолжает жить, расти и функционировать». Учёный видит диалектичность теории карнавала в том, что «она выражает идею вечного обновления народного коллектива, обрекающего на смерть всё слабое и не жизнестойкое, подобно тому, как животные ради сохранения вида уничтожают своих больных и увечных сородичей». В итоге он подходит к теории карнавала с современных этических позиций: «Но человечество - все- таки не животный вид... человеческая культура выработала такие формы идеологии и художественной мысли, которые в системе целого отстаивают права любой клетки, любого индивидуального существования... Среди этих форм своё место занимают формы комического"

 

Индивид включен в коллективное и разделен единовеременно, вроде мыслящего колышущегося тростника....

Индивид и часть вида и ощущает себя самоценным, а не только частью целого....

 

Карнавальный смех в XX веке, по мнению  литературоведа Гринштейна, «теряет свой амбивалентный характер, превращаясь в средство только отрицания, но не утверждения, разрушения, но не созидания, отчуждения, а не объединения». Мотив смены верха и низа «теряет свою абсолютность и трансформируется в художественный приём» и даже «может носить отчетливо трагический характер». Образы материально-телесного низа теперь связаны «не с карнавальным утверждением нового идеала, но единственно с нарушением и разрушением нормы», «не только не связаны с идеей плодородия, но подчас утверждают прямо противоположную идею». Мотив изобилия «может трансформироваться в свою противоположность - мотив голода». Заметим, что исследователь берёт для изучения литературу - как зарубежную, так и российскую - всего XX века (в качестве примеров выступают и М. Булгаков, и А. Жид, и Г. Миллер, и Вик. Ерофеев, и Д. Джойс).
Отсюда /stalh.livejournal.com/953354.html
 
Это вообще характерно для сознания, идти путем утверждения или отрицания, а порой смешивать и рисовать как получается....
20 век - век нарастания индивидуального....
 
И богатой палитры выбора....
 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смех переключает регистр восприятия.

Причем, в обоих направлениях

Либо снижает значимость объекта (высмеивание собеседника), позволяя при этом поддерживать на должном уровне собственную самооценку. В крайней позиции - это вербальная агрессия.

Либо снижает значимость ситуации, поддерживая таким образом самооценку собеседника. В крайней позиции - заискивание, демонстрация подчиненного положения..


 

 

20 век - век нарастания индивидуального....
 
 

 

Ой, да я бы так не сказала. Наоборот, в мире сейчас наблюдается рост этноцентризма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смех переключает регистр восприятия.

Причем, в обоих направлениях

Либо снижает значимость объекта (высмеивание собеседника), позволяя при этом поддерживать на должном уровне собственную самооценку. В крайней позиции - это вербальная агрессия.

Либо снижает значимость ситуации, поддерживая таким образом самооценку собеседника. В крайней позиции - заискивание, демонстрация подчиненного положения..

Ой, да я бы так не сказала. Наоборот, в мире сейчас наблюдается рост этноцентризма.

Наверное, тут ближе снижает ситуацию....

Та ж смерть превращается в пляшущего скелета ( переработанные средневековые макабрические мотивы), который в итоге становится персонажем у Тима Бертона.

 

Насчет этноцентризма может быть, просто немного не моя тема. Надо бы подумать)

Человек - род-нация.

Изначально меня интересовал разум, который как бы существует через отчужденность от групп...

 

Противопоставление индивидуального и родового.

Идея, что человек, являясь частью вида, рода, нации и т.к. вообщем находится и внутри и над.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...