Перейти к содержанию

Влияние античной философии на христианство


Рекомендуемые сообщения

Отрывок из статьи православного теолога, заместителя проректора по научной работе Ярославской Духовной Семинарии, иерея РПЦ Александра Ермолина "Влияние античной философии на духовные ценности православия и католицизма".

 

Говоря о духовных ценностях в философии как таковой, необходимо отметить тесную связь религии и философии. Как известно, первым образом осмысления человеком мира стало мифологическое мышление, впоследствии переходящее в религиозное. А философское осмысление мира начинается значительно позднее мифологического и религиозного.
Но подлинная связь философии и религии появляется после появление христианства. Благая весть, содержащаяся в Евангелии, активно распространялась по миру, происходила постепенная христианизация Греко-римского мира. И тут первые христиане столкнулись с проблемой - как в общепонятных терминах объяснить сущность своего религиозного учения? История указывает нам на примеры обращения христиан к образованной части Греко-римского общества - это, в первую очередь, речь апостола Павла в афинском ареопаге и деятельности святого Иустина Философа, говорившего о христианстве в философском плаще.
Христианская Церковь приходит к мысли об использовании античной философии для объяснения основных вероучительных положений, то есть догматов, примеры чему мы видим в трудах таких христианских авторов как Климент Александрийский, которому принадлежали слова, что истинная философия — это христианская религия.
В раннем христианстве постепенно формируются два направления, которые впоследствии сыграют огромнейшую роль во всей последующей истории не только Церкви, но и мировой философии. Восточное христианство обращает свои взгляды к Платону, а Западное - к Аристотелю.
Восточное христианство переосмыслило идею Платона о сверхчувственных идеях, которая превратилась в учение о Божественных лучах, или энергиях, которые пронизывают тварный мир и являются причиной его существования. Бог, согласно этому учению, создал мир Своими энергиями, т.е. волениями. Григорий Нисский называет платонические идеи "воспринимаемыми энергиями", составляющими "светящуюся силу", которую Бог вводит в небытие и таким образом заставляет космос существовать.
Платонические влияния прослеживаются в трудах многих авторов. Именно у Платона Августин нашел Христа: он узнал Его в божественном Logos'е, посреднике между Богом и человеком. Окончательное обращение Августина было связано со знакомством с экзегетическим методом объяснения Св. Писания. Позднее неоплатонизм становится важнейшим исходным материалом для развития средневековой философии и христианства.

 

 

Историческое развитие русской философской культуры было неразрывно связано с платонизмом и неоплатонизмом. Для русского философствования было характерным восприятие традиций платонизма не только в связи с учением Платона об идеях, но и с идеализмом вообще (в историко-философском плане), с реализмом в споре об универсалиях, с априоризмом и рационализмом в теории познания, со спиритуализмом и телеологией в онтологии. Платонизм был очень удобен для христианизации и активно использовался при обосновании христианской догматики (особенно догмата о Троице). 

Неоплатонизм явился философской основой исихазма и сам факт распространения исихастских идей в Болгарии, а затем и на Руси свидетельствовал о том, что философская культура обеих славянских стран была готова к восприятию различных модификаций неоплатонических представлений. 
Дальнейшее влияние идей Платона на философию явственно прослеживается в трудах такие философов, как Вл. Соловьёв. Влияние философии Платона на учение Соловьева ощущается как в постановке проблем, так и при формировании категориального аппарата, хотя, безусловно, в философии Соловьева детально проанализированы, органично синтезированы и интегрированы многие направления философской мысли
Верховным принципом идеализма Платона была идея добра или блага — творческое, божественное начало, которое, как солнце, дает миру свет и жизнь. «Платон ставит впервые ту самую задачу “оправдания добра”, которая послужила предметом главного труда В. С. Соловьева. Платонические идеи Соловьева оказали влияние на последующую русскую религиозную философию и философию русского символизма. Ярким примером платонического влияния является введение термина «София» для соединения двух полюсов абсолюта.
Также сильное платоническое влияние мы видим в осмыслении Соловьевым нравственных норм и духовных ценностей - один из главных трудов Соловьева "Оправдание добра" посвящен исследованию "нравственных норм для всех основных практических отношений единичной и конкретной жизни" Добро выступает как идеальная сущность, как норма и как должное для существующей действительности. В связи с этим оправдание добра перерастает у Соловьева в оправдание добра как истины и, следовательно, в оправдание существования бытия как замысла, плана Бога. Для Платона понятие Блага, добра также выступает важной категорией в качестве божественного, творящего начала. И как подчеркивает С. Н. Трубецкой, "Платон ставит себе впервые ту самую задачу "оправдания добра", которая послужила предметом главного труда В. С. Соловьева" . 
Особенно органично платонизм вошел в философское творчество Флоренского и Франка, которого справедливо считают последним представителем русского платонизма. Своеобразной энциклопедией платонизма можно считать творчество Лосева. Ее основными вехами были: его собственная неоплатоническая система («Философия имени»), многотомная «История античной эстетики», а также перевод, комментирование и издание сочинений Платона, Плотина, Прокла. Характерной особенностью восприятия платоновской философии в русской мысли было стремление к ее христианизации. Исключение составляли оценки платоновского учения, сделанные Соловьевым и Зеньковским. Для Соловьева был характерен акцент на языческом осмыслении платоновского миросозерцания, для Зеньковского же утверждение о слишком большой философичности Платона для христианства, т. к. платонический дуализм усложняет не только само понятие мира, но и вносит «осложнение и в понимание Бога». Не случайно одна из ключевых в этом плане работ Зеньковского получила название «Преодоление платонизма и проблема софийности мира».

 

 


 

 

Специфика русской философии состоит в том, что она навсегда осталась связана со своей религиозной почвой. Н. Бердяев пишет по этому поводу: «Истина не может быть национальной, истина всегда универсальна... но разные национальности могут быть призваны к раскрытию отдельных сторон истины... Свойства русского национального духа указывают на то, что мы призваны творить в области религиозной философии».[1, 84.], отсюда одной из ключевых проблем для русской религиозной философии является осмысление духовных ценностей.
Возникновение и развитие русской религиозной философии
существенным образом связано с усвоением и интерпретацией учения
Платона, хотя и в христианизированном варианте. Непосредственное
влияние Платона на взгляды религиозных философов России можно
проследить лишь на творчество достаточно небольшого круга мыслителей:
Юркевича, Соловьева, Франка и др. Но и они выступили не
апологетическими последователями философии Платона, а оригинальными
продолжателями и интерпретаторами его основных идей, то есть выступали как " философы сознательного теоретического выбора, у которых "использование" платонических идей всегда ясно осознанно и базируется на
историко-философской рефлексии ". [6]
В это же время западная философия шла по пути развития идей Аристотеля.
В основе католического богословия до XIII в. в значительной мере лежало учение блаженного Августина. Со времени Фомы Аквинского в католической теологии наблюдается отход от августиновского платонизма, сам же Фома использует уже философию Аристотеля, приспособив её к католическим догмам.
Дальнейшее развитие идеи Аристотеля получают в неотомизме. Решающий стимул к развитию неотомизма был дан Папой Львом XIII, который определил принципы реставрации томизма. В первый период развития Неотомизма усилия его последователей были направлены главным образом на систематическое изложение учения. В 20-е и 30-е гг. ХХ в. активно разрабатываются проблемы неотомистской метафизики, теории познания, натурфилософии. После 2-й мировой войны 1939-45 Неотомизм становится одним из наиболее влиятельных течений в современной западной философии, располагающим многочисленными институтами, издательствами, журналами. Неотомизм резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму. Он претендует на универсализм, объединение в целостном синтезе веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Это объединение осуществляется в неотомизме на жестко фиксированной догматической основе, определяемой непререкаемостью и общеобязательностью для философии божественного откровения.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 95
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

История указывает нам на примеры обращения христиан к образованной части Греко-римского общества - это, в первую очередь, речь апостола Павла в афинском ареопаге…

 

Ну, имеется в виду Деян. 17: проповедь о «неведомом Боге». Павел любил такие приёмчики. Тем не менее, они не прошли, и слушатели разошлись, вежливо говоря:

- Послушаем тебя в другое время (Деян. 17. 32).

 Единственные, кто остались: женщина по имени Дамарь и Дионисий Ареопагит. Позднейшее предание приписывает ему собрание псевдоэпиграфов («corpus Areopagiticum), возникший ок. 500 г. под явным влиянием школы Прокла. И т.н. «Ареопагитики» - да, повлияли и на восточную, и на западную мистику.

 

 

Но, простите, какое всё это отношение имеет к понятию личности, которое было сугубо христианским открытием?

Никакого.

 

А об апофатической мистике, конечно можно долго говорить, но…  не на этом форуме, где достаточно светский и неизбежно дилетантский уровень не предполагает подобных дискуссий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Но, простите, какое всё это отношение имеет к понятию личности, которое было сугубо христианским открытием?

Никакого.

 

Ну не понимаете, что ж. Дело добровольное.

 

 

А об апофатической мистике, конечно можно долго говорить, но…  не на этом форуме, где достаточно светский и неизбежно дилетантский уровень не предполагает подобных дискуссий.

Это человеческий форум. Место общения разных людей с различным мировоззрением. Говорить можно на любые темы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Восточное христианство обращает свои взгляды к Платону, а Западное - к Аристотелю.

 

Это тоже не вполне верно. Как Вы сами заметили западный учитель Августин был платоником. А вполне себе восточный Григорий Палама был последователем Аристотеля.

 

Восточное христианство переосмыслило идею Платона о сверхчувственных идеях, которая превратилась в учение о Божественных лучах, или энергиях, которые пронизывают тварный мир и являются причиной его существования. Бог, согласно этому учению, создал мир Своими энергиями, т.е. волениями.

 

Ну, никакого отношения к платоновским «идеям» аристотелевские «энергии» не имеют. «Энергия» в философии Аристотеля означает просто «действие». А учение свт. Григория Паламы об энергиях (извините, это уже Паламиткие Соборы 1341-1351 гг) – это XIV век! Причём на Западе Паламу опередил вполне себе западный мистик Мейстер Экхарт (последователь Фомы Аквината).

 

И дальше - в том же духе. Скучно, девочки...

На всякий случай:

Энергии (греч. νέργεια - "действие, деятельность, активность) – действия Бога, как Творца и Вседержителя. Сущность Бога выходит к миру в своих энергиях, но вместе с тем, остаётся от энергий отличной. Сущность Божия непричастна нашему познанию, а энергии причастны. Вместе с тем они - вечны и нетварны.

Это различение было введено на Востоке, чтобы человек не становился Богом по природе, когда, например, причащается в храме и принимает Божество через благодатную энергию. Окончательно оформилось оно у Григория Паламы, который не раз обвинялся в «многобожии» (поскольку Божество обладает многими энергиями), но отвечал, что его концепция о различении в Боге между сущностями и энергиями не нарушает божественную простоту, ибо весь Бог нераздельно присутствует в каждой своей энергии и они не есть нечто само по себе существующее, но Сам Бог в Его обращении к твари. В таком виде это учение было принято на Влахернском Соборе 1351 г. в виде 6-ти анафематизмов:

1)    Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности.

2)    Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею.

3)    Энергия сущности нетварна.

4)    Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нарушает её простоты.

5)    Имя «Божество» относится не только к сущности Божией, но и к энергиям.

6)    В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же – может.

 

P.S. Считается, что «энергии» - сугубо греческое изобретение. Католикам такой медиум-посредник не очень нужен благодаря учению о Lumen Gloriae – Свете Славы и Блаженном видении, которое позволяет воспринять благодать, нетварную по адресату и тварную по habitus - габитуальному эффекту, производимому в человеке). Но и Католическая Церковь (как признающая VI Вселенский Собор) тоже не отрицает их, хотя они называются по-другому (у Экхарта – Божество, у Бонавентуры – инфлюэнция и т.д.).

См. интересную книжку М. Реутина "Мистическое богословие Мейстера Экхарта".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Экхарт последователь неоплатоников, а не Фомы Аквинского.


 А учение свт. Григория Паламы об энергиях (извините, это уже Паламиткие Соборы 1341-1351 гг) – это XIV век! 

Вот именно. Даже в 14-ом веке богословие подпитывалось философией.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отрывок из статьи православного теолога, заместителя проректора по научной работе Ярославской Духовной Семинарии, иерея РПЦ Александра Ермолина "Влияние античной философии на духовные ценности православия и католицизма".

 

Говоря о духовных ценностях в философии как таковой, необходимо отметить тесную связь религии и философии. Как известно, первым образом осмысления человеком мира стало мифологическое мышление, впоследствии переходящее в религиозное. А философское осмысление мира начинается значительно позднее мифологического и религиозного.

 

На ценности библейские (и христианские) оказала некоторое влияние древнеегипетская мораль и религия..

Античное влияние? Скорее Библия на Римскую империю повлияла и изменила её, чем наоборот.

 

В книге Притчей Соломоновых (22, 17—18) дается совет: "Преклони ухо твое и слушай слова мудрые, и сердце твое обрати к моему знанию, потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих". Аналогичное место находится и в древнеегипетском "Поучении Аменемопе" (3/9—16): "Преклони ухо, внимай сказанному, обратись, чтобы истолковать это, полезно закрепить это в твоей голове, но вредно тому, кто пренебрегает этим".... Можно было бы привести и другие соответствия между книгой Притчей Соломоновых и "Поучением Аменемопе" , однако и отмеченных вполне достаточно для доказательства того, что случайными они быть не могут — налицо заимствование.

 

Внимание ученых неоднократно привлекало очевидное сходство между гимном богу Атону, составленному и написанному во время фараона-еретика Эхнатона (XIV в. до н.э.), и 103-м псалмом.

 

"Ты заходишь на западном небосклоне - и земля во мраке, наподобие умершего. Спят они в помещениях, и головы их покрыты, и не видит один глаз другого, и похищено все имущество их, которое у них под головой, без ведома их. Каждый лев выходит из своего логова. Все пресмыкающиеся жалят их во мраке, когда приходит ночь и земля в молчании, [ибо] создатель их зашел на небосклоне своем". С этим местом гимна богу Атону следует сравнить псалом 103 (20— 21): "Ты простираешь тьму, и бывает ночь; во время нее бродят все лесные звери, львы рыкают о добыче и просят у бога пищу себе".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

к понятию личности, которое было сугубо христианским открытием?

 

И что такое личность, особенно в христианстве?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это человеческий форум. Место общения разных людей с различным мировоззрением. Говорить можно на любые темы.

Если слова о Боге идут не от сердца, а от ума - то это бестолковость и пустота.

Это как упомянать имя Господа, в суе. Т.е. просто так. Обесценивая своим языком по сути всю тему и превращая тему Бога из Жизни в философию.

Грех Вам! Хотя вам, к нему уже не привыкать..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На ценности библейские (и христианские) оказала некоторое влияние древнеегипетская мораль и религия..

Античное влияние? Скорее Библия на Римскую империю повлияла и изменила её, чем наоборот.

 

 

Тема о влиянии античной философии и вообще философии на христианскую антропологию.

Вот еще небольшой отрывок из работы митр.Константина Горянова, об Аристотеле.

Поскольку именно Аристотель создал первую систематическую антропологию, то понятно, что все последующие мыслители так или иначе учитывали его положения при построении собственных концепций. Аристотелевский гений определил план, содержание и характер всех последующих психологических исследований в течение всех Средних веков и даже в Новое время — от Декарта до Гегеля включительно.

Кроме того, Аристотель дал теологии понятие мира и природы, которое согласовывалось с религиозным мировоззрением и подчинялось последнему. Трудами таких великих мыслителей католической церкви, как Альберт Великий и Фома Аквинский, Царство Божие и царство природы приведены были в единую великую связь. Вселенная — это подготовительная ступень к «царству милости». Если взор человека из царства природы проник в мир сверхчувственного, то человеческая жизнь нашла свое действительное призвание в дальнейшем развитии и стремлении к этому сверхчувственному, куда ее ведет Церковь с помощью своего учения и своей иерархии.

И даже сейчас, спустя более двух тысячелетий, аристотелевская психология в усовершенствованном виде входит в систему неотомизма, который в настоящее время признается католической церковью единственно верным философским учением. Поэтому нам, прежде чем перейти к христианской антропологии, оказалось совершенно невозможным не вспомнить Аристотеля.

После Рождества Христова антропологические сочинения Аристотеля начинают воспроизводиться в исследованиях других мыслителей сначала по частям и в отрывках, как у Филона, Порфирия и других неоплатоников, а потом целиком — в виде комментариев и парафраз. Порфирий комментировал Платона и Аристотеля, его «Введение в “категории” Аристотеля» — главный источник знакомства с аристотелевской логикой в Средние века. В этих и последующих комментариях теория Аристотеля незаметно сливается с платоновской и неоплатонической метафизикой души, чему способствуют очень краткие высказывания Аристотеля об уме «деятельном». «Существует, с одной стороны, такой ум, — учит автор, — который становится всем, с другой — ум, все производящий». «И этот ум, — продолжает Аристотель, — существует отдельно и не подвержен ничему, он ни с чем не смешан, будучи по своей сущности деятельностью». И далее, делает вывод — только существуя отдельно, этот деятельный ум есть то, что он есть, «и только это бессмертно и вечно».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если слова о Боге идут не от сердца, а от ума - то это бестолковость и пустота.

 

К сожалению 99% учителей принимают за сердце пламенный мотор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если слова о Боге идут не от сердца, а от ума - то это бестолковость и пустота.

Это как упомянать имя Господа, в суе. Т.е. просто так. Обесценивая своим языком по сути всю тему и превращая тему Бога из Жизни в философию.

Грех Вам! Хотя вам, к нему уже не привыкать..

Успокойтесь, Солнышка. Что, сегодня никто на ваш троллинг не клюнул? Сочувствую.)

Специально привожу цитаты из христианских авторов, дабы христиане не упрекали в предвзятости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Экхарт последователь неоплатоников, а не Фомы Аквинского.

Вот именно. Даже в 14-ом веке богословие подпитывалось философией.

Да, не философией, а Палама просто повторил и удвоил Халкидонский догмат "неслиянно и нераздельно" - на этот раз не в отношении природ, а в отношении энергии.

 

Халкидон, это что - философия?  Это полная антитетика  религиозного опыта,  противоположная всякой философии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К сожалению 99% учителей принимают за сердце пламенный мотор.

Они даже не учителя, они болтают чисто для собственного развлечения. Но ладно когда о погоде болтать, но желание превратить тему Бога в пустословие - это уже болезнь человеческой природы.

И непонимание основы всей этой темы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Они даже не учителя, они болтают чисто для собственного развлечения. 

Вы даже не представляете кого я имел ввиду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Успокойтесь, Солнышка. Что, сегодня никто на ваш троллинг не клюнул? Сочувствую.)

Специально привожу цитаты из христианских авторов, дабы христиане не упрекали в предвзятости.

Вот видите... наглядный пример. Хороший экземпляр для изучения.

Завела тему и Боге, но в приоритетах у неё: "кто клюнул/неклюнул", "сочувствую/не сочувствую"... а на истину - класть она хотела.

 

Цитата есть, значит всё в порядке, не упрекнешь ее типа.... а то что в словах ни сердца ни жизни нет не имеет значения. Это ж так.. поболтать чели там о боге..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О влиянии Сократа на ранних христиан. Запись с философско-богословского семинара в Феодоровском соборе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

нельзя говорить о влиянии  античной философии на Христианство, поскольку Христианство - это конкретно ответвление или секта иудаизма

а евреи свято бдили и не допускали ничего языческого, нечистого в их учение

 

можно говорить об этом влиянии уже начиная с апологетов и Отцов Церкви - и то всё это выборочно

например тот же Тертуллиан с его знаменитым «Что общего у Афин и Иерусалима?Что общего  у Академии и Церкви?» 

это влияние скорее послужило на пользу при победе над гностиками, которые действительно намешали философию с Христианством

 

по поводу влияние Платона на Августина то это скорее был Мани (секта манихеев, к которым Августин принадлежал до покаяния)

поэтому не всё так однозначно

если брать уже Аристотеля - то здесь уже всё намного позже и всплывает у Фомы Аквинского в его доказательствах

но сказать, что это влияние, изменение или формирование не позволит себе ни философия ни история))


 

 

Халкидон, это что - философия?  Это полная антитетика  религиозного опыта,  противоположная всякой философии.

но какая! 

"неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо." - это шедевр

ни один Платон с Аристотелем даже близко не проходили)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

"неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо." - это шедевр

ни один Платон с Аристотелем даже близко не проходили)))

В искусстве пустозвонства и демагогии?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"В употребляемых им (Григорием Паламой) терминах -"сущность", "энергия", "природа" - нет ничего специфически христианского, все они восходят к Аристотелю. Согласно Аристотелю, всякая природа проявляется через энергию. Поэтому не существует предметов, не обладающих энергией, и, наоборот, при отсутствии энергии перестает существовать предмет. Кроме того, у Аристотеля знание о предмете дается исключительно посредством ощущения".

Иоанн Мейендорф "Введение в святоотеческое богословие"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так я про то и говорил, что учение "восточного отца" Григория Паламы восходит к Аристотелю, а учение западных отцов - к Платону. Т.е. нет зависимости. При том что о личности не учили ни Платон. ни Аристотель. 


но какая! 

"неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо." - это шедевр

ни один Платон с Аристотелем даже близко не проходили)))

Да! "неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно" -

ведь это не просто гениально, но сверх-разумно. Куда там античным мыслителям!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Да! "неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно" -

ведь это не просто гениально, но сверх-разумно. Куда там античным мыслителям!

да, "неизменно" простите

больше всего люблю Афанасьевский символ веры 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...