Перейти к содержанию

Почему князь Владимир выбрал православие?


Рекомендуемые сообщения

Почему князь Владимир выбрал православие? Как считаете?

Ведь если глянете на положение вещей на 988 год, там Византия и православие переживали не лучшие времена, 

Византия была почти единственным православным государством мира (не считая Болгарии), теснимая со всех сторон исламскими государствами. Государства  988 года:

Восточно-христианский мир:

1.  Византия с жестоким василевсом Василием II Болгаробойцей и патриархом Николаем Хрисовергом.

Тот самый Василий, кто в битве при Беласице ослепил всех пленных болгар..

Византия на тот момент включала лишь Турцию, Балканы и кусочек  Италии (Апулия, Калабрия).  

 

Западно-христианский мир:

1. Римский папа Иоанн XV.

2. Cвященная Римская Империя, с малолетним Оттоном III (cын Феофано Византийской).

Могущественная империя, владевшая Германией, Лотарингией, и половиной Италии, и влиявшая на папские выборы.

3. Франция , с харизматичным Гуго Капетом, основателем династии Капетингов.

4. Нормандское герцогство: викинги-христиане герцога Ричарда Бесстрашного..

​4. Англия: слабый король Этельред II Неразумный, чьи владения захватят датские викинги.

5. христианская Северная Испания: Бермудо III, король Леона.

Испанцы в борьбе против арабских завоевателей (Реконкиста) кстати были намного успешнее Византии,

6. Венецианская морская республика с дожем Трибуно Меммо.

7. Скандинавская морская империя викингов Свена Вилобородого (король Дании и Норвегии, а затем и Англии).

8. Шведское королевство Эрика Победоносного.

 

Исламский мир:

1. Мощный халифат Фатимидов с царём Азизом со столицей в Каире. (от Алжира до Сирии и Хиджаза).

Который вроде в 987 году отнял Алеппо у Византии..

2. Сицилийский эмират. (Сицилия)

3. Кордовский халифат (Испания) с царём Хишамом II.

4. султанат Буидов (Ирак, Западный Иран) с Шарафом-ад-Даула.

Контролировавший аббасидского багдадского халифа Абу-Бакра ат-Таи, кто был марионеткой в их руках.

5. мощная империя Газневидов с центром в Газне (Афганистан), с царём Себуктегином, отпавшая от царства Саманидов. Газневиды своими походами развалят североиндийскую империю Гурджаров-Пратихаров.

6. царство Саманидов с Нухом ибн Мансуром со столицей в Бухаре.

Впоследствии будет захвачено Газневидами и Караханидами.

7. мощная империя  Караханидов во главе с великим каганом Али Арслан-ханом и столицей в Кашгаре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 249
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

А чем вас не устраивает работа историка Володихина на эту тему?

 

ПОЧЕМУ ВЛАДИМИР СВЯТОЙ ВЫБРАЛ ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО?
Князь Владимир Святославич утвердился в Киеве как победитель после кровавой междоусобной войны летом 978-го, но тогда он еще не помышлял о христианстве... 
 
В ту пору киевский правитель был мало того, что язычник, так еще и сторонник самых жестоких древних обычаев язычества. Нерастраченная сила бурно играла в нем. Владимир Святославич одновременно владел пятью женами. К ним впридачу он расселил по трем княжеским городкам несколько сотен наложниц... Под рукою великого князя распростерлась вся языческая Русь. В ней не существовало единства: одни области почитали своих «божеств», другие - своих. На первом же году правления Владимир Святославич задумал большую религиозную реформу. Он решил свести всех главных языческих «божеств» в единый пантеон, желая тем самым избавить Русь от вероисповедного раздробления. 
 
Летопись сообщает: «Постави [Владимир] кумиры на холму вне двора теремного. Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хорса Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И жряху им нарицающе их «боги». И привожаху сыны своя и дщери и жряху (приносили в жертву) бесом. И осквернаху землю требами своими, и осквернися кровьми земля Русская...» Киевским кумирам приносили, среди прочих, и человеческие жертвы. Если жребий падал на отрока или девицу из христианской семьи (а на Руси уже были к тому времени христиане), и члены семьи противились языческому обычаю, то их убивали вместе с потомством. 
 
На протяжении 980-х годов Владимир одерживает несколько больших побед. Он отбивает у поляков города Перемышль и Червен, дважды разбивает вятичей, не пожелавших платить дань, а затем завоевывает землю балтского племени ятвягов. Воевода его Волчий Хвост нанес поражение радимичам. Война с волжскими болгарами далась тяжелее, но закончилась почетным миром. Счастливый в военных предприятиях, великий князь терпит поражение в любимой своей затее - религиозной реформе. Механическое соединение разных языческих «божеств» выглядит как попытка сделать салат из селедки, сливы и сметаны. Киевский пантеон никого не объединяет. 
 
Тогда Владимир Святославич задумывается о том, чтобы заимствовать для своих подданных веру, которая уже стала великим объединителем иных народов и в наибольшей степени подходила бы для жизни и быта Киевской Руси. Киев - перекресток торговых путей. Здесь сильна иудейская община. Здесь знают ислам по восточным соседям, принявшим его относительно недавно. Тут живут, пусть и в невеликом количестве, христиане. Летопись отразила искания князя в религиозной сфере: что избрать ему для Руси? От кого принять учителей? И, конечно, кого напрочь не отвергнет дружина, бояре, приближенные, семья... 
 
Почему его выбор остановился на восточном христианстве? Некоторые причины совершенно очевидны. Во-первых, в семье князя уже имелся удачный опыт крещения. Бабка Владимира Святославича, княгиня Ольга, приняла его, а примеру госпожи, очевидно, последовала и ее свита. В отсутствии отца, вечно занятого войнами, походами, битвами, мальчик, надо полагать, испытал влияние бабки, учившей его азам Христовой веры. 
 
Во-вторых, князя Владимира интересовал стратегический союз с Византией. Добрые отношения с греческой державой обеспечивали гарантию самых благоприятных условий для русской торговли, связанной с Крымом, Константинополем, Балканами. Кроме того, византийцы умело направляли своим серебром боевую активность печенегов, и уже одно это давало очень серьезный повод ладить с Империей. Иными словами, выбор веры был накрепко связан с выбором важного направления внешней политики. 
 
Очевидно, у Владимира Святославича имелась и другая, не столь очевидная причина остановить выбор на христианстве. Ислам приняли поздняя Хазария и Волжская Болгария - его противники, и, главное, государства, построенные на совершенно чужой этнической основе. А в Европе того времени продолжалось триумфальное шествие христианства. Южные и западные славяне давно приняли его. В Скандинавии оно исподволь набирало силу, что не могло быть совсем уж безразличным делом для потомка Рюрика. Изо всех соседей-христиан самые впечатляющие культурные достижения могла продемонстрировать Византия и связанный с нею мир южных славян. Ни поляки, ни чехи, ни моравы, ни иные западнославянские народы, ни хорошо знакомые венгры столь высокой, столь сложной культурой ко второй половине X века не располагали. Особое неудобство представляло западно - христианское богослужение, которое велось на непонятной латыни. В восточном же христианстве к тому времени огромная часть церковной литературы получила перевод на язык, который сейчас называют церковно-славянским; это делало более легкими и приобщение к новой вере, и богослужебную практику. Проще говоря, у Византии было что взять в духовном плане, а связанные с нею славянские народы уже создали инструменты, с помощью которых нетрудно было передать Руси новые культурные навыки. Можно сделать вывод: восточное христианство оказалось для Руси ближе прочих вариантов этнически и по языку. 
 
Договорившись о союзничестве с Империей, Владимир отправил на помощь Константину VIII и Василию II многотысячное войско. С его помощью законные правители подавили мятеж полководца Варды Фоки. Ради укрепления союза великий князь изъявил желание взять в жены византийскую «принцессу» - сестру императоров-соправителей Анну. А брак с христианкой мог быть заключен лишь в одном случае: если сам Владимир Святославич примет христианство. Как оказалось, среди бояр и воевод Владимира, хватало сторонников христианства. От них князь получил поддержку, когда по долгом размышлении решил креститься. 
 
Из Константинополя прибыл в Киев священник по имени Павел, совершивший обряд крещения. Новообращенный получил христианское имя Василий. Вместе с ним приняли новую веру дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Вот только... невесту не спешили отправлять из Константинополя. Владимир Святославич начал было переговоры с правителем Корсуня-Херсонеса - богатого византийского города в Крыму, располагавшегося на территории нынешнего Севастополя. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Ведь церковное устроение на Руси могло быть налажено и через Корсунь, а не через далекий Константинополь. Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ. 
 
При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить своё по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил Корсунь. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел сдачу более приемлемой, нежели мучительные условия осады. Владимиру помогли. По одной из версий, это сделал некий священник Анастас. По другой - варяг на греческой службе Жадьберн. Возможно, в лагере осажденных сложилась целая «партия» сторонников русского князя. 
 
В итоге Владимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал замуж за одного из своих сторонников. Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилось своего силой... Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Остальным женам Владимира пришлось его покинуть, ибо многоженство для христианина непозволительно. Некоторые из них вышли замуж вновь - за представителей киевской знати, другие приняли монашеский постриг. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В исторической литературе бытует легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру. Это не соответствует действительности: крещение совершилось еще в Киеве. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного. 
 
Вернувшись в Киев, князь с позором ниспроверг языческих идолов, а потом крестил свой народ в реке Почайне, у впадения в Днепр. Сейчас же началось строительство нескольких небольших церквей. На Руси утвердилась церковная иерархия, возглавленная с архиереем в сане митрополита. Вероятнее всего, первый из митрополитов Киевских имел имя Леон. Архиепископ оправился к Новгороду Великому, епископы - к другим крупным городам. Там произошло то же самое, что и в Киеве - ниспровержение «кумиров» и крещение горожан. 
 
Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство проявили новгородцы, но оно, судя по всему, оказалось незначительным. Его подавление обошлось малыми жертвами. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо дольше, чем где бы то ни было, и с большим трудом. В целом, христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» - это поздний миф. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. 
 
На протяжении нескольких веков рядом с ней, то тайно, то явно, продолжало существовать язычество. Оно уходило медленно, борясь и прекословя, но в конечном итоге исчезло. По словам историка и религиоведа С. В. Алексеева, «справедливо считать Владимира отцом Русской цивилизации. Введя христианство вместо разноголосицы племенных культов, он дал русской культуре сердцевину, ту высшую ценность, без которой цивилизации нет». 
 
Большинство историков считают, что Крещение произошло в интервале между 987 и 992 годами. Летописный текст и свидетельства иных источников позволяют разные толкования. Историческая традиция называет 988 год, и это весьма вероятная дата. Процесс массовой христианизации страны, начавшийся при Владимире Святом, главные свои вехи отсчитывает от нее. 
 
Дмитрий Володихин
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему у Владимира особых альтернатив не было: если бы прогнулся под Рим, мы стали бы частью западно-христианского мира, чей центр уже был сформирован к тому времени, т.е. мы были бы "десятыми с краю" и об идее великой страны можно было бы и не мечтать. Ислам - вообще никакого смысла, мы ж с хазарами воевали, зачем принимать религию врагов? По-моему идеальный для нас вариант был как раз тот, что и получился. Это как брак по расчету между обедневшей дворянкой с хорошей родословной и перспективным выскочкой из низов) В данном случае в роли дворянки - великая, но клонящаяся к своему закату цивилизация (Византия) с богатой культурой и религией, и в роли выскочки сын ключницы Владимир) Но перспективность оправдалась, да))))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чем вас не устраивает работа историка Володихина на эту тему?

Он решил свести всех главных языческих «божеств» в единый пантеон, желая тем самым избавить Русь от вероисповедного раздробления. 

А чем незначительные различия в языческих богов могла так сильно влиять на государственность?

сейчас, как и во время христианства, так же существуют разные бытовые традиции, разные конфессии и веры, но почему-то это не рушит государство...

а вот наместников богов-князей, действительно не было до христианства ) 

По-моему у Владимира особых альтернатив не было: если бы прогнулся под Рим, мы стали бы частью западно-христианского мира, чей центр уже был сформирован к тому времени, т.е. мы были бы "десятыми с краю" и об идее великой страны можно было бы и не мечтать. Ислам - вообще никакого смысла, мы ж с хазарами воевали, зачем принимать религию врагов? По-моему идеальный для нас вариант был как раз тот, что и получился. Это как брак по расчету между обедневшей дворянкой с хорошей родословной и перспективным выскочкой из низов) В данном случае в роли дворянки - великая, но клонящаяся к своему закату цивилизация (Византия) с богатой культурой и религией, и в роли выскочки сын ключницы Владимир) Но перспективность оправдалась, да))))))

Когда Олег объединил север и юг славян, Русь стала больше чем Византия, а уж если древние славяне, будучи еще язычниками, победили Харазов, и чуть сам Царьград не разрушили, то почему должны были прогнуться хоть под кем?

Это продажная политика Владимира, он не захотел развиваться самим, не сумел придумать ничего лучшего как отдаться чужакам с потрохами, чего все соседи и ждали.

 

вправду говорят, силой русских не возьмешь, они могут сглупить и отдадут всё сами )

их надо только постепенно поддалкивать к этой глупости...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему у Владимира особых альтернатив не было: если бы прогнулся под Рим, мы стали бы частью западно-христианского мира, чей центр уже был сформирован к тому времени, т.е. мы были бы "десятыми с краю" и об идее великой страны можно было бы и не мечтать. Ислам - вообще никакого смысла, мы ж с хазарами воевали, зачем принимать религию врагов?

1. У хазар был не ислам, а иудаизм.

2. К моменту крещения Руси (988), Хазарского каганата не существовало (с 965).

На его месте обитали печенеги (Днепр, Дон), половцы (Казахстан), а в Монголии и Маньчжурии- было киданьское государство  Ляо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда Олег объединил север и юг славян, Русь стала больше чем Византия, а уж если древние славяне, будучи еще язычниками, победили Харазов, и чуть сам Царьград не разрушили, то почему должны были прогнуться хоть под кем?

Это продажная политика Владимира, он не захотел развиваться самим, не сумел придумать ничего лучшего как отдаться чужакам с потрохами, чего все соседи и ждали.

 

Ну он же не один такой исторический персонаж отринувший язычество, иудеи так или иначе всех прогнули) И по большому счету он не прогнулся. Какой смысл пристраивать к своему велосипеду моторчик, если есть возможность взять харлей? Византийская культура - мирового уровня, наша, увы, на тот момент регионального. Он просто не стал тратить несколько столетий на развитие, а взял уже готовую модель. Так же как и Петр 1 потом. Да, что-то мы при этом утратили, не спорю. 

 

 

1. У хазар был не ислам, а иудаизм.

2. К моменту крещения Руси (988), Хазарского каганата не существовало (с 965).

На его месте обитали печенеги (Днепр, Дон), половцы (Казахстан), а в Монголии и Маньчжурии- было киданьское государство  Ляо.

 

Каганата может и не существовало, а люди-то с определенной религией остались. Я считала, что иудаизм был только у правящей хазарской верхушки, да и то не у всей. Нет? Печенеги вроде тоже ислам приняли? Хотя может они позже приняли ислам, чем мы христианство, или эти процессы были запараллелены (что скорее всего и было). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 иудеи так или иначе всех прогнули) И по большому счету он не прогнулся. 

эт точно, почти всех )

а сами то остались сами собой... и смеются над всеми и ... управляют.

не так давно все прогнутые стали это понимать )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

не так давно все прогнутые стали это понимать )

 

да я бы не сказала, мусульманство же тоже оттуда, но победно шагает по планете. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чем незначительные различия в языческих богов могла так сильно влиять на государственность?

сейчас, как и во время христианства, так же существуют разные бытовые традиции, разные конфессии и веры, но почему-то это не рушит государство...

а вот наместников богов-князей, действительно не было до христианства ) 

Это для вас, может быть, разница маленькая, а для тогдашних людей - национальная идентификация, принцип различения своих и чужих. Вон в христианстве, и то сколько было крови в борбе между разными направлениями. Это при одном-то Боге!

 

А кто такие боги-князья? Просветите, а то мне не известно ни одного такого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да я бы не сказала, мусульманство же тоже оттуда, но победно шагает по планете. 

Возможно это связано со сменой ценностей. Управлять миром стало эффективней через финансовую систему, а не религиозную.

Это я про иудеев, точнее тех кто стоит за иудеями)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно это связано со сменой ценностей. Управлять миром стало эффективней через финансовую систему, а не религиозную.

Это я про иудеев, точнее тех кто стоит за иудеями)

 

Ага, теперь золотой телец стоит на Уолл-стрит)))

post-123767-0-96593500-1480965648_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Князь Владимир не выбирал православие. Православие появилось лишь спустя 433 года после его смерти.

Анекдот? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Князь Владимир не выбирал православие. Православие появилось лишь спустя 433 года после его смерти.

 

Я тоже не поняла. Это типа намек на собор?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кто такие боги-князья? Просветите, а то мне не известно ни одного такого.

) вот именно никто таких не знает, их не было.

а христианство сделало из князей земных богов.

что тут не понятного? спотыкаетесь на ровном месте )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

) вот именно никто таких не знает, их не было.

а христианство сделало из князей земных богов.

что тут не понятного? спотыкаетесь на ровном месте )

Что-то вы путаете. Нечто подобное было в древнем Риме. Там каждому гражданину нужно было подтверждать своё признание божественного происхождения императора. Именно из-за того, что христиане принципиально отказывались это делать, и начались те самые кровавые гонения.

Так что это язычество делало из князей богов, а в христианстве как раз наоборот.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 выбирал Византию 

а потом уже Бог коснулся и покаялся 


) вот именно никто таких не знает, их не было.

а христианство сделало из князей земных богов.

что тут не понятного? спотыкаетесь на ровном месте )

люди сделали, при чём здесь Христианство? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 выбирал Византию 

а потом уже Бог коснулся и покаялся 

Как раз в обратной последовательности - сначала задумался об объединяющей религии, а потом уже начал подбирать наиболее подходящую.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...