Перейти к содержанию

Мышление, о чем думать?


Брайан

Рекомендуемые сообщения

 

 

ГЛАВА V. Скромность.

6.1 Предметы гордости.

Предметами гордости (статусными ценностями, достоинствами) человеку могут служить любые предметы и обстоятельства, престижность которых признана в социуме. Например, такие как… вещи, благосостояние, образованность, компетентность, авторитетность, влиятельность, звание, должность, знакомства, родство, социальное положение, заслуги, достижения, мастерство, способности, первенство, прогрессивность, независимость, бесстрашие, сила, красота, место жительства и т.п.

Признание и осознание высоты своих достоинств доставляют человеку чувство гордости. Недостаток же причин для гордости воспринимается честолюбивым человеком как личная унизительная ничтожность. Поэтому стремление к гордости (стремление обрести и проявить свои достоинства) является всеобщей первичной поведенческой мотивацией.

Гордость – это удовольствие от осознания и признания высоты своих достоинств.

Честолюбие – это потребность в лестном мнении о своих достоинствах.

Тщеславие – это потребность быть объектом внимания.

Гордость, честолюбие и тщеславие триедины и зачастую нераздельны в причинах и проявлениях, а потому далее, они как правило будут определяться одним словом – гордость.

 

6.2 Синдром гордости.

Все человеческие проявления перечисленные ниже обусловлены стремлением к гордости (стремлением к обретению, проявлению и признанию своих достоинств), и все эти проявления упраздняются одним единственным качеством – скромностью (бесстрастным отношением к высоте своих достоинств и к лестности мнения о них), что неоспоримо свидетельствует и о единой природе всего многообразия этих проявлений, и о верности предложенного определения скромности.

а). Комплекс неполноценности.

Гипертрофированная потребность в благоприятном и лестном мнении о себе.

Страх перед неодобрительной молвой, перед нелестным, пренебрежительным мнением.

Страх перед насмешкой, осуждением и презрением.

Мнительность, ранимость, застенчивость, обидчивость, страх публичности.

Страдание от чувства собственной незначительности.

Чувство ущербности и неполноценности.

б). Комплекс демонстративности.

Стремление быть объектом интереса и внимания.

Стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление.

Стремление оставлять о себе память (хотя бы и негативную).

Стремление к известности, популярности и славе.

Демонстративность, бравада, вычурность, кураж, позерство, хвастовство, эпатажность.

в). Комплекс самоутверждения.

Стремление к лидерству, главенству и авторитетности.

Неприятие чужой значимости, первенства и доминирования.

Стремление контролировать, направлять, распоряжаться, руководить.

Неприятие подчинения, ограничений, опеки, зависимости.

Стремление влиять, поучать и убеждать.

Неприятие чужих мнений, замечаний, возражений, критики, и советов.

Стремление превзойти, победить, опередить, стать лучшим.

Неприятие превосходства чужих благ, достоинств и успехов (зависть).

Высокомерие, надменность, презрительность, пренебрежительность, самодовольство, самоуверенность.

Вызывающее поведение, агрессивность, грубость, дерзость, конфликтность, наглость, нигилизм, хамство, циничность, язвительность. Стремление словом или делом унизить, оскорбить, опорочить, осудить.

Провокационно агрессивные проявления гордости обусловлены стремлением утвердить своё превосходство (превосходство правоты, права, силы, убеждений…) в демонстративно оскорбительной форме.

Само описание синдрома гордости является достаточно ярким свидетельством того, насколько разрушительна гордость и для социальной гармонии, и для личностной.

 

6.3 Гордость и неравенство.

Чувство социального неравенства определяется не имущественным, иерархическим, или каким-либо другим расслоением социума, но неравенством в праве на уважение, которое в иерархии гордости как раз и определяется мерой причастности человека к статусным ценностям. Чувство социального неравенства обусловлено именно чувством разного достоинства людей в иерархии ценностей гордости.

Обладатель высокого социального статуса возможно и не испытывает высокомерного пренебрежения к «окружающим ничтожествам», но с плохо скрываемой недоброжелательностью зависти он столкнётся непременно. Обладатель же низкого социального статуса возможно ни кому и не завидует, однако с презрением исходящим от некоторых «хозяев жизни» столкнётся и он. Нравы царящие в социуме в весьма значительной мере зависят от того напряжения, которое возникает в обществе между полюсами социальной статусности, между завистливой неприязнью исходящей снизу и презрительным высокомерием исходящим сверху.

Уважение в иерархии гордости обусловлено причастностью человека к статусным ценностям. Но уважение может быть и нормой отношений независимой от социального статуса, именно безусловное равенство в праве на уважение и создаёт ощущение социального равенства. Но равенство (в праве на уважение) невозможно устроить для других (для всех), хотя бы потому, что чья-нибудь гордость при любых условиях будет уязвлена чьим-либо превосходством. Равенство осознается и принимается только лично каждым членом социума, как признание всеобщего равенства в праве на уважение по праву человеческого естества.

Чувство достоинства основано на равенстве, тогда как чувство гордости основано на превосходстве. Самоуважение человека складывается как из гордости, так и из достоинства, но чем выше человек ставит предметы гордости, тем менее у него остается уверенности в праве на беспричинное самоуважение, то есть на чувство достоинства. Гордец определяет свою социальную значимость теми статусными ценностями, к которым он причастен, и в случае их недостаточности испытывает чувство ущербности. Таким образом, гордость убивает в человеке чувство достоинства, которое способно сформироваться только через отвержение значимости предметов гордости.

Гордость отвергает своё равенство с обладателями низкого социального статуса, зато претендует на равенство с носителями статуса высокого, что создаёт неразрешимое социальное противоречие. Неуважительное отношение гордости к обладателям низкого социального статуса неизбежно оборачивается болезненно мнительным самолюбием, ибо человек непроизвольно переносит свое отношение к «меньшим» на отношение «больших» к себе. Уважительное же отношение к обладателям низкого социального статуса утверждает человека в чувстве достоинства перед «большими». Бесстрастное отношение к высоте своего социального статуса формирует бесстрастное отношение и к высоте социального статуса окружающих.

 

6.4 Проявления скромности.

Скромность, это бесстрастное отношение к высоте своих достоинств, и к лестности мнения о них. Как видно из рассуждений приведённых выше, именно скромность, и формирует у человека чувство достоинства.

Интересно отметить, что проявления гордости представлены в лексиконе полно и весьма многообразно (см. выше), тогда как понятий обозначающих проявления скромности в языке вообще не существует… По всей видимости этот феномен обусловлен тем, что скромность поведенчески настолько органична, что даже не фиксируется в понятиях. Попытаемся немного восполнить этот понятийный пробел…

Скромность и достоинство освобождают человека от необходимости притворяться и важничать для того чтобы представляться в лестном образе, что позволяет человеку быть естественным и непринужденным как на дне социума, так и в его верхах. Чувства же гордеца, при такой перемене ситуации, меняются от презрительного высокомерия до неполноценности.

Скромность и достоинство участливы к «меньшим», гордость же, в лучшем случае лишь высокомерно – снисходительна по отношению к ним. Презрительность гордеца к обладателям меньшего статуса обычно скрывается за лицемерной вежливостью, а при удобном случае даже и не скрывается.

Скромность и достоинство неуязвимы и для чужого превосходства и для своей социальной незначительности, от них страдают только гордость и зависть.

Скромность и достоинство не обижаются на критику, и бездумно не отторгают возражения, а потому человек скромный более способен к объективному, полному и глубокому восприятию действительности, а равно и к интеллектуальному развитию.

Скромность и достоинство сохраняют непринужденность отношений, ибо не обнаруживают неравенства, а также не стремятся и не боятся его обнаружить, тогда как гордость и зависть создают вокруг неравенства лицемерно – напряженное умолчание. Скромность и достоинство порождают взаимоуважение даже между господином и слугой, тогда как гордость и зависть сеют неприязнь даже среди друзей.

 

6.5 Тщеславие и смысл жизни.

Как суть книги определяется её содержанием, а не качеством бумаги, так и личность человека определяется её «содержанием», а не физиологией. Содержанием же личности является её информационная, мнемоническая составляющая, то есть личная память сформированная личным опытом жизни. Человек без памяти, это в самом буквальном смысле – никто. И если личность субъективно, это личная память, то личность объективно, это знание (память) окружающих о данном человеке.

Память об умершем человеке, как некая форма продолжения его жизни является достаточно традиционным утешением для человека стремящегося избежать смерти. Стремление к признанию, к славе, является неосознанным, а порой и вполне сознательным стремлением сохранить свою личность в чужой памяти, расширить территорию своего бытия за счет чужого сознания.

Как животное метит территорию, обеспечивающую ему условия жизни, так тщеславный человек неосознанно стремится «пометить собой» чужое сознание, дающее ему территорию умозрительного бытия. Так например, некто Герострат, дабы обессмертить свое имя в человеческой памяти, сжег одно из чудес света, и это неудивительно, ибо для тщеславия и гнев общества является славой, убийственна для тщеславия лишь безвестность.

Империи исчезают с лица земли, и ничего от них не остается, кроме имен тиранов, но человек все равно стремится отметиться в памяти потомков. Человек бессознательно пытается избежать грядущего небытия своей личности, водворившись в сознание других людей, но отказ от этого тщетного стремления сохранить свою личность, фактически будет означать для него отказ от борьбы за жизнь. Поэтому тщеславие и является столь сильной и распространённой поведенческой мотивацией.

 

6.6 Зависть - обратная сторона гордости.

Гордость, это неосознанное наслаждение превосходством, ибо гордость получает удовлетворение только в сравнении с меньшими достоинствами окружающих. При обнаружении у других больших достоинств, гордость оборачивается чувствами зависти, досады, ущербности. Стремление к гордости, это латентное стремление стать объектом зависти, но за удовольствие смотреть «сверху вниз» с гордостью, человеку неизбежно приходиться расплачиваться повинностью смотреть «снизу вверх» с завистью. Зависть, это обратная сторона гордости, это страдание гордости, уязвленной превосходством чужих достоинств, благ, успехов.

Зависть унизительна поскольку является болезненным для гордости признанием чужого превосходства, а потому зависть всегда скрывается, неосознанно замещаясь злословием, неприязнью, осуждением, осмеянием, ненавистью, направленными на объект зависти, а причины для недоброжелательности завистливый ум всегда находит. Зависть всегда оправдывает свое негодование стремлением к справедливости, но как достичь справедливости, если у каждого завистника свои представления о ней? Вульгарное стремление к справедливости, это всего лишь скрытое стремление уязвленной гордости (зависти) уничтожить чужое превосходство, опустить возвысившихся до своего уровня.

Благородная, но утопичная идея справедливости и социального равенства издавна использовалась для разжигания ненависти и оправдания насилия, что часто приводило к огромным человеческим жертвам и перераспределению благ, но никогда не приводило ни к равенству, ни к справедливости. Потому что возвысившаяся зависть неизбежно обращается в гордость и уже презирает «меньших», вымещая свою прошлую униженность.

 

6.7 Лицемерность гордости.

Вызывающие, демонстративные проявления гордости обычно скрывают, из страха нажить себе недругов, или дурную репутацию, или в соответствии с этическими нормами поведения. Но при этом чувства и эмоции гордости ни куда не деваются, а потому гордость так или иначе проявляется в скрытых, вторичных формах. Коварство гордости заключается в том, что она оставаясь незаметной, разрушает гармонию социума своими косвенными проявлениями.

Гордость культивирует лицемерие ещё и тем, что изображать из себя человека с достоинствами куда как проще чем быть таковым в действительности. Человек стремящийся к лестному мнению о себе утрачивает свободу быть самим собой, он становится марионеткой общественного мнения. Честолюбец ищет лестного мнения о себе у окружающих и при этом испытывает к ним же скрытую недоброжелательность за свою зависимость от их мнения.

«Стыд» честолюбия возникает когда обнаруживается несостоятельность в том, что является для человека предметом его гордости, поэтому каждый предмет гордости налагает на человека бремя ответственности за соблюдение его положительного образа. Отсюда возникает тревога за благоприятное мнение о себе, которая проявляется в виде мнительности, обидчивости, подозрительности, ранимости, застенчивости, а такого рода проявления, уже и не определяются как проявления гордости.

Сколь высокого статуса не достиг бы честолюбец, он всегда будет страдать от недостатка собственной значимости, он всегда будет устремлен к признанию и возвышению. Безысходность гордости в ее ненасыщаемости. Разрастаясь, гордость стремится превзойти все, исход гордости возможен разве что в том, чтобы занять место Бога.

 

 

 

Откуда этот текст, с книги какой то?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...