Перейти к содержанию

Йога и целостная психотерапия (избранные материалы из Гарвардской Школы Медицины)


Рекомендуемые сообщения

Доктора наук в поисках просветления

post-138783-0-36936000-1492133683_thumb.jpg

 

«Ты должен верить». Поскольку сознание и такой его атрибут как интеллект – основные инструменты нашей научно-исследовательской деятельности, мы просто обязаны хорошо понимать, что они из себя представляют и как работают. Последние исследования в области микробиологии и смежных дисциплин убедительно указывают на то, что 1) сознание – не является производным продуктом деятельности головного мозга, а наоборот является причиной этой деятельности; 2) физический мозг не способен на многое из того, что делает нематериальное сознание; 3) неизменный алгоритм, регулирующий функционирование постоянно обновляющихся клеток – может храниться только в нематериальном сознании; 4) именно сознание регулирует грубую молекулярную структуру клеток и тонкоматериальные энергетические алгоритмы, поддерживающие эту структуру. Кроме того, обширная клиническая практика показывает, что многие люди с серьёзными травмами головного мозга – продолжают вести здоровую интеллектуальную деятельность. Т.о. можно достоверно утверждать, что духовное сознание первично, а материя вторична. [7]

 

Два режима функционирования интеллекта, интуитивный и рациональный – дополняют друг друга. До недавнего времени интуитивный опыт не рассматривался в качестве научного метода познания и был исключён из доминирующего научного дискуса – «чтобы сделать науку свободной от суеверий». Однако поскольку новейшие научные исследования не укладываются в узкие рамки рациональной логики, сегодня наука без интуитивного опыта обойтись уже не может. [7]

 

Так например, современные исследования показывают, что космический порядок обладает универсальной интегрированной целостностью, но вместе с тем не поддаётся рациональному алгоритмическому описанию. Это лишь один пример из огромного перечня насущных задач современной науки, решение которых находится за пределами узких рамок рациональных размышлений. В этой связи Макс Планк утверждает: «Любой, кто серьёзно занимается научно-исследовательской деятельностью знает, что над входными воротами науки написаны слова: „Ты должен верить“. Настоящий учёный не может обойтись без веры. Сухой рационализм здесь неуместен». Т.о. сегодня наука нуждается как в интуитивном, так и в рациональном подходе. [7] Ярким примером гармоничного сочетания интуитивного и рационального познания является духовная наука ведической культуры.

 

Духовная наука. Ведическую культуру как правило связывают с индуизмом, однако те, кого называют последователями индуизма, сами считают себя последователями санатана-дхармы (вечной деятельности; санатана – вечная, дхарма – деятельность). [1] Санскритское слово дхарма – это производная от слова рита. Рита – это незыблемый космический порядок, а дхарма – закон, по которому он функционирует. [7] Санатана-дхарма подробно описана в ведических текстах, и прежде всего в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» широко читаема и уважаема по всему миру; она представляет собой краткое резюме всей ведической мудрости. [4]

 

Для последователей санатана-дхармы Веды вообще и «Бхагавад-гита» в частности это экспериментально проверяемая наука, а не просто идеология; они воспринимают Веды также, как например химию. Последователи санатана-дхармы утверждают, что веданта (буквально – «окончательное знание»; веда – знание, анта – окончательное) полностью согласуется со всеми научными теориями. [2] Так например, двум учёным (докторам физики и биохимии) удалось на практике подтвердить описанный в Ведах рецепт синтеза золота из листьев лекарственного растения баиль. [3]

 

Два способа познания. Ведическая традиция говорит о двух способах познания: парокша (косвенное, экспериментальное познание) и апарокша (прямое, интуитивное познание). Посредством парокши можно познать только материальные аспекты бытия, тога как апарокша позволяет постичь – и материальные и духовные истины. Способность к интуитивному познанию пропорциональна духовному развитию человека; его просветлению. Путь к просветлению во всех подробностях описывает философия йоги. Совершенство йоги заключается в том, чтобы связать смысл своего существования и смысл своей повседневной деятельности – с интересами Абсолютной Истины. [6]

 

Практичная философия. При этом, говоря о философии йоги вообще, и о таких её категориях как Абсолютная Истина в частности, мы подразумеваем ведический термин даршана. Даршана это не просто умственные спекуляции (именно так к философии относятся на Западе), а живое видение, сквозь призму которого я воспринимаю окружающий мир и на основе которого принимаю решения в своей повседневной деятельности. В связи с этим для последователей санатана-дхармы все философские концепции, такие как джива (живое существо), пунарджанма (реинкарнация), карма (причинно-следственная связь) и т.д. – реальный повседневный опыт, а не просто красивые философские термины. Поэтому в ведической культуре невозможно найти грань между духовностью, философией и повседневной жизнью. [6]

 

Совершенство йоги. Возвращаясь к философии йоги, важно отметить, что сознание просветлённого йога качественно отличается от сознания обычного человека. «То, что для всех существ ночь, для владеющего собой время бодрствования; когда же все существа пробуждаются, для мудреца, чей взгляд обращён внутрь, наступает ночь» (Гита, 2.69). [6]

 

«Бхагавад-гита», состоящая из 700 стихов, даёт полное описание реальности и приводит обзор существующих систем йоги (карма-йога, или путь деятельности; бхакти-йога, или путь преданности; гьяна-йога, или путь философского постижения истины), следуя которым можно обрести трансцендентное знание и достичь духовного совершенства. В «Бхагавад-гите» приведены основы медитации и подробно описан путь к просветлению. [5] Из всех методов йоги, среди последователей санатана-дхармы, наиболее почитаема – бхакти-йога (путь преданности); её основополагающие принципы изложены в «Бхагавад-гите». [4]

 

сарва-бхута-стхам атманам

сарва-бхутани чатмани

икшате йога-йуктатама

сарватра сама-даршинах

(Бхагавад-гита, 6.29)

 

«Совершенный йог видит Меня пребывающим во всех живых существах, а всех живых существ – пребывающими во Мне. Воистину, осознавшая себя душа видит Меня, единого Верховного Господа повсюду». [4]

 

«А из всех йогов тот, кто всегда погружён в мысли обо Мне, пребывающем в его сердце, и, исполненный непоколебимой веры, поклоняется и служит Мне с любовью, связан со Мной самыми тесными узами и достиг высшей ступени совершенства. Таково Моё мнение» (Гита, 6.47). Основа для такого высшего совершенства это дисциплинированное состояние сознания (стхитапрагья), признаки и способы обретения которого описаны во второй главе «Бхагавад-гиты», в стихах с 54 по 72. [4]

 

 

Библиография

  1. John D. Grabenstein, MD. What the World’s religions teach, applied to vaccines and immune globulins // Vaccine. 31(16), 2013. pp. 2011-2023.
  2. Ravinder Koul, PhD. Revivalist Thinking and Student Conceptualizations of Science/ Religion // Studies in Science Education. 39(1), 2003. pp. 103-124.
  3. Anal K. Jha, PhD (Cambridge), K. Prasad, PhD. Biosynthesis of Gold Nanoparticles Using Bael (Aegle marmelos) Leaf: Mythology Meets Technology // International Journal of Green Nanotechnology. 3(2), 2011. pp. 92-97.
  4. Knut A. Jacobsen, PhD (California). Bhagavadgita, Ecosophy and deep ecology // Inquiry: An Interdisciplinary Journal of Philosophy. 39(2), 1996. pp. 219-238.
  5. Meg Hayes, MD. Prescribing Yoga // Primary Care: Clinics in Office Practice. 37(1), 2010. pp. 31-47. (не SCOPUS).
  6. Kiran Kumar K. Salagame, DCP. Meaning and Well-Being: Indian Perspectives // Journal of Constructivist Psychology. 30(1), 2017. pp. 63-68.
  7. Robert Campbell. Intuition and logic in human evolution // Communicative & Integrative Biology. 5(5), 2012. pp. 422-433.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...