Перейти к содержанию

ЮНЕСКО сформулировало четыре основополагающих принципа педагогики


Рекомендуемые сообщения

post-138783-0-86839500-1492134830_thumb.jpg

 

Резюмирующий эпиграф: «Когда нация гордо отворачивается от Бога и концентрирует свои усилия на достижении материального процветания, она обрекает себя на гибель. Сегодня не столь важно возрождать магазины и заводы; гораздо важнее возродить человека. Если мы собираемся создать новое мировое сообщество, нам нужно заново воспитать людей» (из речи президента Индии на одном из заседаний ЮНЕСКО в Париже).

 

С точки зрения научно-технического прогресса мы достигли пика своего развития. Однако ущерб, который мы при этом нанесли планете, ставит под сомнение правомерность применения слова «прогресс» ко всей этой деятельности. Сегодня назрел глобальный общепланетарный кризис, и корень его – это кризис самоосознания. [1] Без адекватных представлений относительно того, «кто есть я», общество не может развиваться. [4] Барахтаясь в мире автомобильных пробок, кислородных масок, космодромов и палаточных городков, – мы остро нуждаемся в учителях, чьи наставления о том «кто есть я» оживлены личным опытом самоосознания. Учители не должны придумывать удобоваримые сказки, которые поддерживают карточный домик современной цивилизации. Они должны нести свет истины, помогая своим подопечным раскрыть потенциал человеческого духа. [5] Настоящий прогресс – это духовная эволюция самоосознания: переосмысление природы человеческого сознания, в сторону понимания того факта, что её первопричина духовна. [1, 4] Такое переосмысление важно постольку, поскольку в полной мере человеческое сознание развивается только в духовном режиме. [2]

 

Культура общества неразрывно связана с типом мышления и системой знаний, которые в ней преобладают. В западной культуре последние 1000 лет официальными попечителями этой системы являются университеты. [4] Однако нынешняя школьная и университетская система образования – застряла в устаревшем индустриальном мировоззрении и не способна идти в ногу со временем; не способна удовлетворять потребности, которые стоят перед человечеством сегодня. [5] Система образования уподобилась фабричному производству. [3] Ортодоксальный академический мир нынешнего образования одержим своим желанием классифицировать, маркировать и фрагментировать знание – до мельчайших атомов. Но если мы хотим подняться выше назревших ныне глобальных конфликтов и терроризма, – университеты, которые всегда были «глашатаями истины», – должны стать стюардами практической мудрости: дать присягу интегральному подходу к познанию. Суть такого подхода – на уровне духовных ценностей к устойчивости стремиться. Тогда назревшие ныне глобальные проблемы разрешатся сами собой. [4]

 

Неудовлетворительные симптомы в поведении современной молодёжи кто-то называет «постиндустриальной усталостью», но я их называю – «недугом материализма». Мы живём в непростое время, но каждый из нас в силах сделать сознательный выбор – и встать на путь эволюции самоосознания. Если в качестве вида мы хотим выжить в этот материалистичный век, мы обязаны возвысить своё мышление за пределы материи – посредством духовной науки самоосознания. [4] И ответственность за это должны взять на себя образовательные учреждения. Настоящее образование должно уполномачивать студентов пониманием того, что от них что-то зависит. Наделить их таким пониманием могут только самореализованные учители, чьи наставления о том «кто есть я» оживлены личным опытом самоосознания. Т.о. мы остро нуждаемся в учителях, которые напомнят нам о нашем потенциале; которые дадут нам новую надежду. Тогда как в настоящее время ни у кого, и в особенности у подростков, нет веры в светлое будущее. Подростки чувствуют себя беспомощными в отношении будущего – в экологии, экономике, безработице, здравоохранении; и поэтому они не заинтересованы в том, чтобы иметь активную жизненную позицию. [5]

 

В переходном возрасте подростки вдруг понимают, что их родители несовершенны; узнают, что социальные морально-этические нормы зачастую лицемерны; что экономика заинтересована только в прибыли (люди интересны только как потребители); а человечество похоже потеряло всякую добродетель (в свете жестокости прошлых войн). Кроме того, подростки вдруг узнают, что оказывается нет никаких научных доказательств существования вездесущего Бога, неизменно отвечающего на молитвы Своих преданных. Всё это отвращает подростков от духовных ценностей; у них возникает предубеждение, что духовные ценности – иррациональные, устаревшие и бессмысленные. Поэтому молодые люди не могут найти себя, не понимают кто они, не понимают своей роли в обществе, не видят перспективы в будущем и не видят смысла в морали. [3]

 

Такая потеря смысла и цели – результат технократизации культуры, из-за которой молодёжь ощущает духовный вакуум в обществе. Оторвав интеллект от божественного источника, мы потеряли красоту и заменили её на рациональность. Негативные последствия такого противоестественного подхода – постепенно пробираются в человеческую душу. Показатель тому – стремительно растущее разочарование молодёжи, выплёскивающееся в серьёзных депрессиях. Всё больше молодёжи уходят из дому, бросают школу, совершают самоубийства. Это из-за того, что молодёжь потеряла смысл и не видит никакой перспективы в будущем. Подростки естественным образом стремятся к независимости и самовыражению, к тому, чтобы смысл в жизни чувствовать. Однако, можно констатировать, что у подростков на сегодняшний день практически нет достойных примеров для подражания – которые бы давали им этот смысл. Это приводит к тому, что подростки либо скатываются на дно жизни, либо кончают жизнь самоубийством. [3]

 

Итак, несмотря на пик своего научно-технического развития, мы столкнулись сегодня с острым общепланетарным кризисом – кризисом самоосознания. Выйти из него можно только если университеты в своей системе образования поставят в приоритет духовную эволюцию самоосознания. Отправная точка такой эволюции – четыре основополагающие педагогические ценности: любовь, жизнь, мудрость, речь. [1]

 

Любовь в педагогике. В академических кругах, где царит атмосфера результатов, отчётности и стандартизованных тестов, – слово «любовь» упоминается крайне редко. Однако любовь и преданность – лучшие воспитатели сознания. Любовь может культивироваться только под началом квалифицированного учителя; и начало отношений с таким учителем – выражение ему почтения; при этом, учитель должен быть таким, который никогда не выключает света собственных размышлений ученика. Суть образования – привить ответственность к исполнению своего долга, и воспитать почтительное отношение к старшим. Любовь и почтение – это пробирный камень мудрости. Эти духовные концепции в педагогике не прижились, из-за нашего глубинного страха (из-за неудовлетворённых амбиций контроля и неприятия идеи предания), поэтому истинные потребности души, мы заслоняем материалистическим формализмом. Беда в том, что подобный подход – к большому числу психологических проблем ведёт. Чтобы привнести в систему образования любовь, учитель прежде всего сам должен быть заинтересован в процессе самоосознания: изучать вдохновляющую духовную литературу; уделять время на личное неформальное общение со студентами; проявлять внимание прежде всего к душе личности, а не к формальным её оболочкам. [1]

 

Жизнь в педагогике. Оживлённое мышление – подразумевает развитие интуиции, воображения. Способность использовать воображение, чтобы оживлять образовательные концепции – это катализатор для эволюции сознания. Но воображение на правильные образы опираться должно. Мы живём в глобализованной культурной среде, где нас бомбардируют самые разные образы, которые создают корпорации, чтобы продавать свои продукты; и где воображение наполняется нездоровыми образами СМИ – образами насилия и страха. Правильные же образы – те, которые на подлинные духовные ценности опираются. [1]

 

Мудрость в педагогике. Мудрость раскрывается там, где есть преданное почитание в любви и образовательные концепции оживлены (когда учитель делится пережитым личным опытом, а не сухой теорией). Обучение мудрости – это не просто информирование, а пробуждение на уровне мировоззрения. В результате такого пробуждения студент обретает способность критически переосмысливать те ценности, которыми руководствуется. Но пробудиться прежде всего должны сами учители. Затем учители должны разбудить своих подопечных. С другой стороны, жестокие видеоигры, которые так популярны среди подростков – разрушают мудрость. Естественный способ застраховать подростков от подобных негативных влияний – оживлять преподаваемые предметы (демонстрируя их актуальность своим личным опытом). В таком случае у детей будет чем заняться и играть им не интересно будет. Тогда как сейчас мы все погружены в сон рационально-интеллектуализированных мечтаний – жизни в них нет, подросткам поэтому они не интересны, вот они и, не зная куда себя деть, растрачивают время на видеоигры и другие сомнительные занятия. [1]

 

Речь в педагогике. Письменная и устная речь – важные инструменты развития нашего сознания. Но какую обстановку мы обеспечиваем своим детям сегодня? Шумные города, телевизор, компьютеры и электронные игры – транслируют негативные, разрушающие мудрость образы; эти образы помимо всего прочего ухудшают раннее развитие речи. В городской среде очень мало природных звуков, которые благотворно влияют на развитие нашего сознания. В такой обстановке сознательное почтительное отношение к звуку привить очень непросто. Стихи, песни, драматургия, живая речь – очень важны для развития навыка письменной речи. Изучение второго или третьего языка имеет неоценимое значение – для того, чтобы видеть вещи с различных точек зрения; не говоря уже о расширении культурной осведомлённости. И также нужно изучать тишину – она тоже мощные тайны в себе таит. Иногда молчание – это наиболее красноречивый ответ. Тишина – учит нас слушать. Также важно понимать, что изначально речь использовалась для передачи духовного знания; для того, чтобы раскрывать своё глубинное призвание. Облегчив детям возможность для глубокого слушания, мы дадим им возможность услышать это их призвание. Таким образом живой педагогический голос способен стать антидотом для «голосовой почты», «чатов» и «говорящих компьютеров». Опять же, запретами здесь ничего не добьёшься. Детям правильные вещи будут интересны только в том случае, если мы оживляем преподаваемое своим личным опытом; когда мы сами чувствуем актуальность того, что преподаём. [1]

 

 

Библиография

 

  1. Gidley, J., PsyD (UNESCO, 2009). Educating for evolving consciousness: Voicing the emergency for love, life and wisdom. In The international handbook of education for spirituality, care and wellbeing. New York: Springer.
  2. Jennifer M. Gidley, PsyD (UNESCO). Globally Scanning for “Megatrends of the Mind”: Potential Futures of Futures Thinking // Futures. 42(10), 2010. pp. 1040-1048.
  3. Arndt Bussing, MD, Peter Heusser, MD, Jennifer Gidley, PsyD (UNESCO). Aspects of Spirituality in Adolescents // International Journal of Children's Spirituality. 15(1), 2010. pp. 25-44.
  4. Jennifer Gidley, PsyD (UNESCO). Spiritual Epistemologies and Integral Cosmologies: Transforming Thinking and Culture.
  5. Jennifer M Gidley, PsyD (UNESCO), Gary P Hampson. The Evolution of Futures in School Education // Futures. 37(4), 2005. pp. 255-271.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...