Карев Антон Опубликовано 14 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 14 апреля, 2017 Секрет душевного комфорта. В ответ на вопрос ищущего мудрости Арджуны, Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Знай же: то, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу» (Бхагавад-гита, 2.17). «Душу нельзя рассечь никаким оружием, сжечь огнём, намочить водой или иссушить ветром» (Бхагавад-гита, 2.23). «Эту индивидуальную душу нельзя разбить на куски, растворить, сжечь или иссушить. Неизменная, неподвижная и вечная, она пребывает повсюду и всегда сохраняет свои свойства» (Бхагавад-гита, 2.24). «Душа невидима, непостижима и неизменна. Зная это, ты не должен скорбеть о теле» (Бхагавад-гита, 2.25). Реализовав это знание, пациенты могут обрести душевный комфорт – поняв, что телесные страдания не влияют на их внутреннюю духовную сущность. Благодаря этому пациенты начинают относиться к страданиям ни как к неизбежному злу, а как к опыту, у которого есть и хорошая и негативная сторона. Ведическая традиция указывает, что и то и другое – проявление всемилостивого и вездесущего Бога. Т.о. страдание может иметь позитивный аспект – если оно ведёт к духовному прогрессу. [1] Понятие достойной смерти. Из «Бхагавад-гиты» (8.6) нам известно, что «о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни». При этом следует понимать, что встретить смерть достойно можно лишь в том случае, если вся наша жизнь служению Богу посвящена была. Тогда в момент смерти мы сможем вспомнить о Боге, и благодаря этому перенестись в Его обитель. В противном случае, если мы прожили жизнь без Бога, в момент смерти мы не сможем вспомнить о Нём, вследствие чего наше сознание в момент смерти будет пронизано беспокойствами. [2] Наша подлинная сущность – духовная. Обусловившись своим материальным телом, мы забыли о своей изначальной духовной природе. Цель ведической культуры – помочь своим последователям осознать качественное единство индивидуального я с Высшим Я, и их количественное различие; и не расценивать опыт пребывания в материальном мире слишком серьёзно. [3] Бессмертной душе навредить невозможно. Те, кого называют последователями индуизма, сами считают себя последователями санатана-дхармы. Санатана-дхарма (вечная деятельность) – это законы, которые пронизывают абсолютно все аспекты человеческой жизни. Один из таких законов гласит, что у каждого живого существа, в том числе у животных, есть душа, которая в момент смерти снова и снова переселяется из одного тела в другое. Последователи санатана-дхармы стремятся жить так, чтобы в конце жизни умереть достойно; они поклоняются единому Богу (путь бхакти-марга), называя Его Кришной. С одной стороны Кришна является Величайшей Личностью, создателем всей этой вселенной, но вместе с тем, каждый может иметь с Ним личностные отношения. В «Бхагавад-гите» Кришна призывает Арджуну вступить в сражение, и убеждает его в том, что бессмертную душу убить невозможно. «Душу нельзя рассечь никаким оружием, сжечь огнём, намочить водой или иссушить ветром» (Бхагавад-гита, 2.23). «Тот, кто родился, непременно умрёт, а после смерти снова появится на свет. Это неизбежно, поэтому, исполняя свой долг, ты не должен предаваться скорби» (Бхагавад-гита, 2.27). При этом действовать нужно бескорыстно, без привязанности к результату (карма-йога), а единственным нашим мотивом должно быть желание удовлетворить Бога. Те кто любят Бога и непрестанно думают о Нём, в момент смерти возвращаются к Нему. «Тот, кто в конце жизни, покидая тело, помнит только Меня, сразу обретает Мою природу. В этом нет никаких сомнений» (Бхагавад-гита, 8.5). Для последователей ведической культуры эта последняя цитата – является эталоном достойной смерти. [4] Смерть – это лишь смена одежды. Карма (причинно-следственные связи) усугубляет процесс самсары (повторяющиеся рождения и смерть). Заблуждение о своей истинной духовной природе – приводит к ложным отождествлениям и желаниям, и эти желания приводят к последствиям, которые приходят к нам в будущих жизнях. Все эти последствия накапливаются как снежный ком, всё более усугубляя процесс самсары. В «Бхагавад-гите», одном из ключевых текстов ведической традиции, этот процесс сравнивают со сменой одежды: «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» (2.22). Цель последователей ведической культуры – выйти из процесса повторяющихся рождений и смертей. Это становится возможным, когда мы обретаем знание о том, что наша истинная природа духовная и когда осознаём необходимость личностных отношений с Высшей Личностью, Богом. [5] Веданта приводит ясное описание жизни и смерти. Наше физическое тело выглядит живым лишь благодаря присутствию в нём атмы (души). Упанишады описывают душу, как крошечную нематериальную частичку духовной энергии. Признаками души являются сознание, восприятие и волеизъявление. Все биологические процессы в нашем теле инициируются – именно душой. В «Бхагавад-гите» приведён наглядный пример – «Обусловленная душа сидит в колеснице материального тела. Возница (разум) держит вожжи (ум), пытаясь укротить чувства, которые подобны бешеным коням». Атма – это источник энергии в теле, который обуславливает процессы роста, регенерации и репродукции. Когда душа уходит из тела, все эти процессы останавливаются, и тело начинает разлагаться. Пураны объясняют, что атма входит в зародыш уже в момент оплодотворения. Т.о. жизнь начинается уже с момент зачатия; и поэтому очень важно понимать, как развивается плод. «Бхагавата-пурана» предлагает подробное описание этого процесса. Примерно на 180-й день беременности у эмбриона просыпается сознание, и он начинает чувствовать боль. Концепция реинкарнации рассматривает новорождённого ребёнка ни как новое творение или побочный продукт родителей, но как вечную духовную душу – для которой текущая жизнь, в одежде материального тела, лишь небольшой отрезок её существования. Ведические писания подробно описывают психофизиологию человека, на основании которой выделяются разные сословия, с присущими ими конкретными обязанностями (соответствующими их склонностям, качествам характера). Родители помогают детям социализироваться в этом процессе, но главная их помощь – в том, чтобы помочь детям развить преданность Богу, что избавит их от повторяющихся рождений и смертей. Последователи ведической культуры различают душу и тело, однако акцент на духовное совершенствование не подразумевает игнорирование материального тела. Пураны призывают нас ответственно обращаться со своим телом – в особенности, избегать вредных привычек; поддерживать его в хорошей форме, и своевременно лечить, если это необходимо. Чтобы этот инструмент помогал, а не препятствовал достижению главной цели – духовному самосовершенствованию. [6] Окончательное освобождение. Классические Упанишады и «Бхагавад-гита» описывают такие ключевые понятия, как творение вселенной, Бог, душа, переселение души, нравственные принципы. В «Бхагавад-гите» Бог чаще всего обозначается термином бхагаван. Бхагаван пронизывает Собой всю вселенную; из Него всё исходит, и в Нём всё находит свой конец. При этом «Гита» указывает на то, что Личностная форма Бога (бхагаван) – превосходит безличный Брахман. «Гита» и Упанишады указывают на то, что Господь одновременно трансцендентен и имманентен; и концепция преданности кроме того подразумевает отличие индивидуальной души от Верховной Личности Бога. Господь в Своей непроявленной форме пронизывает всю вселенную. Все существа пребывают в Нём, но Он – не в них. Особую благосклонность Он оказывает Своим преданным, а в конце их жизни забирает их к Себе, даруя им окончательное освобождение. Это окончательное освобождение не имеет ничего общего с бесцветной нирваной; напротив, оно подразумевает вечные личностные отношения с Богом. «Гита» описывает путь деятельности без привязанности к плодам своего труда. Но высший путь, который она предлагает – это бхакти (путь беззаветной преданности Бхагавану). Сосредотачивая все мысли на Боге, человек смывает с себя все грехи. Следует также отметить, что индуизм часто представляется на Западе как пантеистическая философия, в которой говорится, что все религии одинаковы, и что человек есть Бог. Но данные утверждения не находят подтверждения в «Гите». [7] ПРИЛОЖЕНИЕ. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЙОГА-ТЕРАПИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТРАХА СМЕРТИ [8] «Я не боюсь умереть. Я просто не хочу при этом присутствовать» – вторят Вуди Алену большинство людей, воспитанных в современной культуре, ориентированной на молодость, телесную красоту, перевозбуждение и безудержное потребление. Как правило, подобный образ жизни приводит к тому, что своевременно, – а иногда и досрочно, – столкнувшись с последним экзаменом жизни, люди окончательно теряют своё человеческое достоинство, и смерть их оказывается болезненной, одинокой и ничтожной. Кроме того, ситуация усугубляется легкомысленным отношением людей к своему здоровью и пренебрежением возможностью вести активный образ жизни. Так или иначе, как от смерти, так и от каких-либо других значительных потерь нашей жизни, – не застрахован никто; они могут произойти в любой момент нашей жизни, хоть в младенчестве, хоть в глубокой старости. Поэтому разумные люди стремятся не только жить достойно, но также – и готовятся к тому, чтобы умереть достойно. Серия мужественных вопросов. Горе, утраты, смерть – это естественный жизненный опыт, а не какое-то античеловеческое явление. От этого опыта не убежишь, поэтому, сколько бы нам ни было лет, очень разумно потратить время на то, чтобы изучить соответствующие темы самим, а также помочь это сделать своим близким. В этой связи уместно поразмышлять, – а ещё лучше обсудить с йога-терапевтом, – над следующими вопросами: - Каков совершенный долг человека, стоящего перед лицом последнего экзамена? - В данный момент вашей жизни какие проблемы и задачи наиболее актуальны? - Какое из страданий, в случае если оно случится, будет для вас больнее всего? - Как бы вы описали духовную составляющую своей жизни? - У вас есть близкие или друзья, которым бы вы могли довериться? - Что на ваш взгляд является самым главным в нашей жизни? - Не кажется ли вам, что у вас есть вполне определённая миссия и призвание; и следуете ли вы им? - Как бы вы описали вашу личную философию жизни? Любое осмысление и обсуждение феномена смерти, в конце концов должно приводить к тому, чтобы понять, что смерть это не конец и понять, что происходит после умирания. Практика йоги может облегчить беспокойства и страдания, которые возникают от болезней, потерь и смерти – посредством открытия сердца и ума к постижению таинства жизни и смерти. Как это ни парадоксально, практика йоги – которая охватывает естественный цикл жизни и смерти – способна обогатить жизнь. Но лишь при том условии, если мы решимся задаться серией мужественных вопросов, приведённых чуть выше; если мы решимся спросить себя: «Теперь, когда я сознаю, что смерть моя неизбежна, как мне продолжать жить дальше?» Пересмотр жизненных приоритетов. Перспектива умирания также может послужить хорошей встряской – для пересмотра своих текущих приоритетов; она своей неотвратимостью мотивирует на поиски подлинного смысла жизни. Такие поиски – это один из существенных элементов йоги, который называется свадхьяя (самоанализ); в процессе самоанализа мы отделяем в своей жизни важное от неважного, разбираемся в собственных приоритетах, находим смысл жизни. Вичара (самоосознание) и апариграха (отпускание) – помогают этому процессу. Пять телесных оболочек. Одна из ключевых концепций йоги – это панча-майя-коша (пять телесных оболочек). Поскольку она даёт комплексное понимание взаимосвязности тела, ума и души, с этой концепцией очень удобно работать при йога-терапии; кроме того её понимание также до некоторой степени ослабляет страх смерти. Итак, у нас есть пять телесных оболочек: 1) анна-майя-коша (грубое материальное тело, с которым работает современная медицина); 2) прана-майя-коша (тонкоматериальный жизненный воздух – энергетическая оболочка); 3) мано-майя-коша (тонкоматериальный ум – ментальная эмоциональная оболочка); 4) вигьяна-майя-коша (тонкоматериальный разум – внутреннее знание и мудрость); 5) ананда-майя-коша (духовная душа – наша подлинная суть, блаженство). Зрелое понимание природы этих пяти оболочек даёт возможность гармоничного сцепления понятий жизни и смерти. Т.о. йога позволяет интегрировать совершенно противоположные концепции. Выполняя йогические асаны (на уровне анна-майя-коша) мы можем испытать равновесие мышечных, скелетных и энергетических сил. Выполняя дыхательные упражнения (на уровне прана-майя-коша), мы можем посредством вдоха и выдоха ощутить естественный круговой цикл функционирования энергии. Эмоциональные противоположности, такие как радость и печаль (на уровне мано-майя-коша) уравновешиваются в процессе самоосознания; но боль утраты, переживания от сильных болезней и перспектива смерти на этом уровне ещё имеют место. Когда же наше сознание возвышается до уровня вигьяна-майя-коши, мы до некоторой степени начинаем ощущать свою связь с Абсолютной Истиной; но наши духовные представления здесь имперсональны, и поэтому ещё не имеют позитивного содержания. На этом уровне (вигьяна-майя-коша) нам всё ещё присущ дух сепаратизма (стремление делить всех на своих и чужих), который не позволяет нам полностью избавиться от сомнений и страха. Постепенно отождествляя себя со всё боле и более тонкими оболочками, мы в конце концов достигаем ананда-майя-коши. На этом уровне невежество полностью спадает с нас, и мы осознаём свою истинную духовную природу – в личностных отношениях с Высшей Душой, т.е. Богом. В качестве побочного результата таких отношений приходит полное освобождение от физической боли, психологических переживаний, эмоциональных потрясений и духовного сепаратизма. «Йога-сутры» Патанджали 1.2: йогаш читта вритти ниродха (йога – это контроль над волнами в нашем уме). Перед лицом смерти обычно появляются замешательства, беспокойства и страх. В процессе практики йоги они устраняются. 1.3: тада драштух сварупе ’вастханам (тогда созерцающая душа предстаёт в своём истинном великолепии). Йога позволяет студентам исследовать и понять, кем они являются на самом деле; какова глубинная сущность их личности – посредством интроспекции и самосозерцания. 1.23: ишвара пранидхана ва (этого можно достичь, лишь предавшись Ишваре). Тема «предания» по понятным причинам не очень популярна, но в йога-терапии она имеет принципиальную важность. Не будучи преданным Господа, успеха в йоге не достичь. 1.26: са эша пурвешам апи гурух калена ’наваччхедат (Бог вечен. Он – высший учитель. Он учитель всех учителей прошлого, настоящего и будущего). 1.31: духкха даурманасйа ’нгамеджайатва шваса прашваса викшепа саха бхувах (подавленное настроение, психологическое отчаяние, подрагивание конечностей и сбивчивое дыхание – показатель нарушенной психики). Все эти факторы часто присутствуют как у самих умирающих, так и у их близких (родственников и друзей). Но практика йоги предлагает подготовку, в результате которой можно, глубже поняв феномен умирания, более зрелое сострадание проявить к умирающему; и также облегчить страдания близких. 2.3: авидья ’смита рага двеша ’бхинивешах клешах (невежество, ложно эго, привязанность, неприязнь, страх смерти). 2.4: авидья-кшетрам уттарешам прасупта тану вичинно ’даранам (все клеши растут на почве невежества, будь то глубоко спящие, истощённые, прерывистые или же полностью проявленные). 2.6: дриг даршана-шактйор экатматева ’смита (ложное эго проявляется в отождествлении себя с грубым телом и тонкоматериальным умом). 2.7: сукха анасуйи рагах (рага это стремление к т.н. хорошему). 2.8: духкха ’нусайи двешах (двеша это отвержение т.н. плохого) 2.9: сварасвахи видушах апи татха арудхах абхинивешах (никакое мудрое жонглирование словами не сможет [без преданности Богу] оградить нас от страха смерти; [без преданности Богу] мы инстинктивно будем цепляться за жизнь). Итак, все эти клеши: авидья (невежество, заблуждение относительно своей истинной природы), асмита (ложное фрагментированное эго); рага и двеша: сукха и духкха (привязанность и неприязнь); и абхинивеша (цепляться за жизнь, конец себя, страх смерти) – могут проявляться в опыте утраты, горя, умирания и смерти. Йога-терапия, предназначенная для избавления от этих клеш – имеет потенциал, чтобы раскрыть силу и красоту человеческой души, красоту, выходящую за пределы рождения и смерти. Библиография Sarah M. Whitman, MD. Pain and Suffering as Viewed by the Hindu Religion // The Journal of Pain. 8(8), 2007. pp. 607-613. Daniel P. Sulmasy, MD (Georgetown). Ethos, Mythos, and Thanatos: Spirituality and Ethics at the End of Life // Journal of Pain and Symptom Management. 46(3), 2013. pp. 447-451. Henry Grayson, PsyD (Boston). Who are We, Really? // Psychoanalytic Perspectives. 4(1), 2006, pp. 65-81. Shirley Firth. End-of-life: a Hindu view // The Lancet. 366(9486). pp. 682-686. Oliver Bennett. The manufacture of hope: religion, eschatology and the culture of optimism // International Journal of Cultural Policy. 17(2), 2011. pp. 115-130. Akhandadhi das. Withdrawal of life-sustaining treatment for newborn infants from a Hindu perspective // Early Human Development. 88(2), 2012. pp. 87-88. Geoffrey Parrinder. Teaching about Indian religions // Learning for Living. 10(5), 1971. pp. 5-9. Jennifer Taylor. End-of-Life Yoga Therapy: Exploring Life and Death // International journal of yoga therapy. No. 18, 2008. pp. 97-103. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти