Перейти к содержанию

Преодоление депрессивной безысходности (от доктора психологии из ЮНЕСКО)


Рекомендуемые сообщения

post-138783-0-32812900-1492135269_thumb.jpg

 

Существует обширный пласт психологических исследований, связывающих воедино состояние безысходности, депрессию и суицидальный настрой. При этом, с одной стороны есть серьёзные научные исследования и внушительная клиническая база по депрессии, а с другой – полное отсутствие каких-либо научных сведений о природе состояния безысходности. Среди современной западной молодёжи отмечается рост состояния безнадёжности, негатива и страха перед будущим; а также депрессия и суицидальный настрой. Автор убедительно доказывает, что эти явления напрямую связаны с материалистическим мировоззрением западной культуры; рост самоубийств среди молодёжи – это показатель глубокого культурного дефицита. Продолжая игнорировать духовную мудрость, – которая наполняет нашу жизнь глубиной, содержательностью и серьёзностью, – западная культура тем самым обрекает себя на гибель. Вновь обрести источник животворной надежды мы сможем лишь в результате полностью сознательного синтеза рационального и надрационального (духовно вдохновляемого) мышления.

 

Раскрывая свой тезис о «полностью сознательном» синтезе, автор утверждает, что преодолеть состояние безысходности можно лишь в том случае, когда духовная составляющая вновь займёт в нашей жизни своё законное центральное место. В противном случае, – если рассматривать духовность лишь в качестве косметического средства, – проблема нарастающего чувства безысходности решена не будет. Для решения данной проблемы нужны кардинальные перемены – на самых глубинных слоях наших мировоззренческих парадигм. В связи с этим автор вводит понятие «многослойного причинного анализа» (МПА), который включает в себя: 1) формальное перечисление проблем, 2) анализ их социальных причин, 3) анализ мировоззренческого влияния, 4) анализ вдохновляющих сказаний / преданий / легенд / былин / исторических летописей.

 

На первом уровне МПА происходит сбор и анализ статистических фактов. Однако для того чтобы собрать эти факты в единую систему и вынести из них практические уроки, необходимо рассмотреть проблему глубже – понять социальные причины соответствующей проблемы. На этом втором уровне (слое социальных причин) анализируются экономические, политические и исторические факторы.

 

Причём социологические исследования показывают, что получая позитивные эмоционально заряженные образы, молодые люди могут проецировать эти образы на себя и использовать их энергию в своей будущей жизни. Поэтому сейчас, когда народные сказки и сделанные любящими родственниками игрушки заменились отравляющим влиянием Интернета и сомнительными компьютерными играми, молодёжь всё чаще становится жертвой состояния безысходности, состояния внутренней пустоты. Разумные молодые люди, осознающие факт наличия этой пустоты и не желающие мириться с ней – обращают своё внимание к духовным ценностям. В связи с этим автор искренне удивляется, как молодёжь вообще могла встать на духовный путь в наше противоречивое время: 1) в условиях полного игнорирования духовности системой светского образования, 2) в условиях организованных религий, которые не раскрывают сути духовности и 3) в условиях материалистического общества, с его неформальным запретом на духовность.

 

На третьем уровне МПА анализируются мировоззренческие парадигмы. Этот уровень важен постольку, поскольку культура, потерявшая свои корни, не может предоставить своим носителям никакой эмоциональной и психологической защиты. В результате носители культуры так и остаются с чувством внутренней пустоты, с чувством безысходности. Поэтому для эффективного анализа и выработки решений мы должны подвергнуть критическому анализу своё видение мира, и при необходимости принять новое, более эффективное мировоззрение.

 

Так например современное промышленное мировоззрение не выдерживает никакой критики. По сути оно: 1) рассматривает человеческое бытие как механический процесс, 2) подменяет богоцентризм материализмом (с потребительством в качестве основной повседневной религиозной практики), 3) постоянно фрагментирует научные модели. Конечно, при решении каких-то отдельных научных задач фрагментация может быть оправдана. Однако при решении комплексных социальных задач, нужно уметь оперировать целостной картиной мира. В связи с этим автор, – ссылаясь на Индию, – вводит понятие «интегрального подхода», характеризуя его как сбалансированный и всеобъемлющий.

 

Четвёртый уровень МПА – самый глубокий слой анализа, как правило невидимый для большинства и игнорируемый большинством, – самый важный. Его сила в том числе и в неосязаемости его воздействия. На этом уровне анализируются сказания, предания, легенды и т.п., – которые поддерживают современную культуру. Обосновывая актуальность этого четвёртого уровня, автор утверждает, что нынешнее чувство безысходности – отражает ошибки прошлого, проблемы настоящего и вызов будущему. Факт наличия чувства безысходности говорит о парадигматических ошибках в мировоззрении.

 

Автор считает, что в отношении понимания молодёжной депрессии, безысходности и суицидального настроя, – крайне важно зрить в корень. Потому что молодые люди имеют обострённую способность распознавать «официальные мифы», а также развенчивать их. Именно поэтому молодёжь не доверяет текущему, поверхностному, общественному строю. Поверхностный слой социально-сконструированного смысла очень тонкий, и выглядит неубедительным даже для не очень искушённой молодёжи. Мифы и истории, которые в былые времена подпирали нашу рациональную вселенную (вера в социальный прогресс, гуманизм, либеральную демократию) сегодня выставлены как фальшивые и поддельные.

 

Т.о. молодые люди, – склонные к тому, чтобы идеализировать будущее, – ощущают в обществе духовный вакуум: не верят в поверхностные «официальные мифы». Отсутствие веры в «официальные мифы» в свою очередь выплёскивается на поверхности как катализатор к духовным поискам. В связи с этим автор отмечает, что надежде нет места для жизни в мире, который считает, что её можно обрести в материи. Надежда пробуждается, когда мы понимаем, что вся физическая реальность – имеет духовную основу.

 

Значительную часть статьи автор посвящает своим исследованиям относительно того, как создавать правдоподобные «официальные мифы», – такие мифы, которые будут способствовать «культурному обновлению» и будут с доверием приняты молодёжью и другими проницательными индивидами. В конце концов автор приходит к мысли, что придумать самому такие мифы невозможно. Поэтому вместо того чтобы придумывать новые мифы, нужно обращаться к духовным традициям прошлого, – чтобы черпать из них мудрость и вдохновение. Стоять на плечах гигантов иначе говоря. Только в этом случае можно будет добиться позитивной культурной трансформации и заручиться доверием молодёжи, и тем самым избавить её от чувства безысходности и суицидального настроя.

 

Jennifer Gidley, PsyD. Giving Hope back to our Young People: Creating a New Spiritual Mythology for Western Culture // Journal of Futures Studies. 9(3), 2005. pp. 17-30.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...