Карев Антон Опубликовано 14 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 14 апреля, 2017 Существует обширный пласт психологических исследований, связывающих воедино состояние безысходности, депрессию и суицидальный настрой. При этом, с одной стороны есть серьёзные научные исследования и внушительная клиническая база по депрессии, а с другой – полное отсутствие каких-либо научных сведений о природе состояния безысходности. Среди современной западной молодёжи отмечается рост состояния безнадёжности, негатива и страха перед будущим; а также депрессия и суицидальный настрой. Автор убедительно доказывает, что эти явления напрямую связаны с материалистическим мировоззрением западной культуры; рост самоубийств среди молодёжи – это показатель глубокого культурного дефицита. Продолжая игнорировать духовную мудрость, – которая наполняет нашу жизнь глубиной, содержательностью и серьёзностью, – западная культура тем самым обрекает себя на гибель. Вновь обрести источник животворной надежды мы сможем лишь в результате полностью сознательного синтеза рационального и надрационального (духовно вдохновляемого) мышления. Раскрывая свой тезис о «полностью сознательном» синтезе, автор утверждает, что преодолеть состояние безысходности можно лишь в том случае, когда духовная составляющая вновь займёт в нашей жизни своё законное центральное место. В противном случае, – если рассматривать духовность лишь в качестве косметического средства, – проблема нарастающего чувства безысходности решена не будет. Для решения данной проблемы нужны кардинальные перемены – на самых глубинных слоях наших мировоззренческих парадигм. В связи с этим автор вводит понятие «многослойного причинного анализа» (МПА), который включает в себя: 1) формальное перечисление проблем, 2) анализ их социальных причин, 3) анализ мировоззренческого влияния, 4) анализ вдохновляющих сказаний / преданий / легенд / былин / исторических летописей. На первом уровне МПА происходит сбор и анализ статистических фактов. Однако для того чтобы собрать эти факты в единую систему и вынести из них практические уроки, необходимо рассмотреть проблему глубже – понять социальные причины соответствующей проблемы. На этом втором уровне (слое социальных причин) анализируются экономические, политические и исторические факторы. Причём социологические исследования показывают, что получая позитивные эмоционально заряженные образы, молодые люди могут проецировать эти образы на себя и использовать их энергию в своей будущей жизни. Поэтому сейчас, когда народные сказки и сделанные любящими родственниками игрушки заменились отравляющим влиянием Интернета и сомнительными компьютерными играми, молодёжь всё чаще становится жертвой состояния безысходности, состояния внутренней пустоты. Разумные молодые люди, осознающие факт наличия этой пустоты и не желающие мириться с ней – обращают своё внимание к духовным ценностям. В связи с этим автор искренне удивляется, как молодёжь вообще могла встать на духовный путь в наше противоречивое время: 1) в условиях полного игнорирования духовности системой светского образования, 2) в условиях организованных религий, которые не раскрывают сути духовности и 3) в условиях материалистического общества, с его неформальным запретом на духовность. На третьем уровне МПА анализируются мировоззренческие парадигмы. Этот уровень важен постольку, поскольку культура, потерявшая свои корни, не может предоставить своим носителям никакой эмоциональной и психологической защиты. В результате носители культуры так и остаются с чувством внутренней пустоты, с чувством безысходности. Поэтому для эффективного анализа и выработки решений мы должны подвергнуть критическому анализу своё видение мира, и при необходимости принять новое, более эффективное мировоззрение. Так например современное промышленное мировоззрение не выдерживает никакой критики. По сути оно: 1) рассматривает человеческое бытие как механический процесс, 2) подменяет богоцентризм материализмом (с потребительством в качестве основной повседневной религиозной практики), 3) постоянно фрагментирует научные модели. Конечно, при решении каких-то отдельных научных задач фрагментация может быть оправдана. Однако при решении комплексных социальных задач, нужно уметь оперировать целостной картиной мира. В связи с этим автор, – ссылаясь на Индию, – вводит понятие «интегрального подхода», характеризуя его как сбалансированный и всеобъемлющий. Четвёртый уровень МПА – самый глубокий слой анализа, как правило невидимый для большинства и игнорируемый большинством, – самый важный. Его сила в том числе и в неосязаемости его воздействия. На этом уровне анализируются сказания, предания, легенды и т.п., – которые поддерживают современную культуру. Обосновывая актуальность этого четвёртого уровня, автор утверждает, что нынешнее чувство безысходности – отражает ошибки прошлого, проблемы настоящего и вызов будущему. Факт наличия чувства безысходности говорит о парадигматических ошибках в мировоззрении. Автор считает, что в отношении понимания молодёжной депрессии, безысходности и суицидального настроя, – крайне важно зрить в корень. Потому что молодые люди имеют обострённую способность распознавать «официальные мифы», а также развенчивать их. Именно поэтому молодёжь не доверяет текущему, поверхностному, общественному строю. Поверхностный слой социально-сконструированного смысла очень тонкий, и выглядит неубедительным даже для не очень искушённой молодёжи. Мифы и истории, которые в былые времена подпирали нашу рациональную вселенную (вера в социальный прогресс, гуманизм, либеральную демократию) сегодня выставлены как фальшивые и поддельные. Т.о. молодые люди, – склонные к тому, чтобы идеализировать будущее, – ощущают в обществе духовный вакуум: не верят в поверхностные «официальные мифы». Отсутствие веры в «официальные мифы» в свою очередь выплёскивается на поверхности как катализатор к духовным поискам. В связи с этим автор отмечает, что надежде нет места для жизни в мире, который считает, что её можно обрести в материи. Надежда пробуждается, когда мы понимаем, что вся физическая реальность – имеет духовную основу. Значительную часть статьи автор посвящает своим исследованиям относительно того, как создавать правдоподобные «официальные мифы», – такие мифы, которые будут способствовать «культурному обновлению» и будут с доверием приняты молодёжью и другими проницательными индивидами. В конце концов автор приходит к мысли, что придумать самому такие мифы невозможно. Поэтому вместо того чтобы придумывать новые мифы, нужно обращаться к духовным традициям прошлого, – чтобы черпать из них мудрость и вдохновение. Стоять на плечах гигантов иначе говоря. Только в этом случае можно будет добиться позитивной культурной трансформации и заручиться доверием молодёжи, и тем самым избавить её от чувства безысходности и суицидального настроя. Jennifer Gidley, PsyD. Giving Hope back to our Young People: Creating a New Spiritual Mythology for Western Culture // Journal of Futures Studies. 9(3), 2005. pp. 17-30. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти