Перейти к содержанию

Доктора медицины о духовном подходе в когнитивной реконструкции психики


Рекомендуемые сообщения

post-138783-0-31649300-1492135469_thumb.jpg

 

Корень любой болезни – это отсутствие практического понимания того факта, что я прежде всего душа; а грубое тело и тонкоматериальный ум – это лишь мои оболочки. Поэтому самоосознание – это ключевая составляющая человеческого здоровья. Как правило, чем глубже духовная самореализация, тем крепче здоровье. При этом цель самоосознания не в том, чтобы от болезней избавиться, а в том, чтобы, во-первых, разотождествить себя с грубыми и тонкими телесными оболочками и, во-вторых, осознать свою истинную духовную природу. [3]

 

Духовная наука, описывающая процесс культивирования самоосознания называется йогой. Главная книга, повествующая о системе йоги – «Бхагавад-гита»; эта древнейшая книга даёт очёнь чёткое представление о том, что мы по своей сути являемся духовными душами, качественно подобными Богу, но количественно отличными от Него. [3] «Бхагавад-гита», резюмируя всё многообразие ведических текстов, представляет собой практическое самодостаточное руководство к жизни. «Гита» даёт, во-первых, целостное понимание психики человека и, во-вторых, воспитывает личностное отношение ко всем живым существам, в том числе к Богу. Современная психотерапия испытывает острый дефицит в двух этих факторах, поэтому практичные философские концепции «Гиты» для неё – весьма ценное подспорье. [1]

 

Регулярное чтение «Бхагавад-гиты» – лучшая психотерапия. «Гита» даёт методику для целостной интеграции тела, ума и души. Идеальное психическое здоровье «Гита» описывает термином стхитапрагья. Этот термин характеризует человека, способного трезво мыслить даже в критических ситуациях. «Гита» описывает экспериментально проверяемую духовную технику когнитивной реконструкции психики – до состояния стхитапрагья. Эта реконструкция проходит в три этапа: 1) гьяна-йога (когнитивная оценка), карма-йога (соответствующее действие) и бхакти-йога (вера в благоприятный исход). Бхакти-йога является наиболее важной из них. [2]

 

Первый этап (гьяна-йога) подразумевает глубокие размышления об окружающем нас мире и о месте человека в нём; о духовной первопричине нашего бытия; о том, что в своём невежестве мы отождествляем себя либо с грубым телом, либо с тонкоматериальным умом. Т.о. первый шаг к состоянию стхитапрагья – это понимание своей духовной природы. [2]

 

Второй этап (карма-йога) подразумевает исполнение предписанных обязанностей, в соответствии со своими варной (профессиональными наклонностями) и ашрамом (социальным положением). [В «Бхагавад-гите» приведены подробные сведения обо всех существующих варнах и ашрамах.] При этом карма-йога включает в себя три элемента: 1) действовать без привязанности к плодам своего труда (нишкама-карма-йога); 2) делать лишь то, к чему естественно предрасположен (йогах кармасу каушалам); 3) совершать деятельность в духе преданного служения Богу (йаджнартхат кармано ’нйатра). Удовлетворённость жизнью приходит только при таком подходе к исполнению своих обязанностей. Такая удовлетворённость – ещё один шаг на пути к состоянию стхитапрагья. [2]

 

Третий этап (бхакти-йога) подразумевает выстраивание личностных отношений между индивидуальной душой и Верховной Личностью, Богом – в духе бескорыстного преданного служения. Таков высший стандарт состояния стхитапрагья. Естественный побочный результат преданного служения Богу – избавление ото всех психологических проблем. [2]

 

Кроме того, «Бхагавад-гита» вкратце рассматривает такие духовные техники, как пранаяма (дыхательные упражнения), парипрашна (искусство обсуждения важных вопросов), шраддха (развитие доверия), экаграмана (методика развития внимательности). [2]

 

Описывая духовную составляющую жизни, «Гита» указывает на то, что имперсональные представлений о духовном бытии (не подкреплённые практическим пониманием того факта, что душа и Бог – это личности, вечно сохраняющие свою индивидуальность) – это лишь суррогат духовности. Такая духовность не даёт никакого позитивного опыта, и потому единственное, что мы можем делать с позиции имперсональной духовности, это конфликтовать на почве идеологии с другими имперсоналистами. [3]

 

Самая глубокая духовная самореализация – это когда все аспекты нашего бытия пронизаны преданным служением Богу; когда мы живём лишь интересами Бога. При этом, чтобы полностью удовлетворить душу, преданное служение должно быть непрерывным и бескорыстным. Т.е. мы должны систематически духовной практикой заниматься (непрерывность) и также не ожидать, что эта практика нам плоды какие-то принесёт, например здоровье (бескорыстие). Т.о. избавление от болезней – это лишь побочное следствие практики самоосознания, а не её самоцель. [3]

 

 

Библиография

 

  1. Dilip V. Jeste, MD (California), Ipsit V. Vahia, MD (California). Comparison of the Conceptualization of Wisdom in Ancient Indian Literature with Modern Views: Focus on the Bhagavad Gita // Psychiatry. 71(3), 2008. pp. 197-209.
  2. M.S. Keshavan, MD, J.P. Balodhi. Bhagavadgita and psychotherapy // Asian Journal of Psychiatry. 4(4), 2011. pp. 300-302.
  3. Martin Jerry, MD. Body, Breath, Mind, and Spirit: The Pursuit of Inner Health // International journal of yoga therapy. No. 10, 2000. pp. 73-86.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сказка "Колобок" и роман "Бхагавад-гита" схожи по смыслу и содержанию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Антон, Вы не указали цель, с которой поместили так много научных трудов на форуме. Вам, вообще-то, что надо? Я так и не поняла для чего была проделана Вами такая работа. Поясните, пожалуйста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Антон, Вы не указали цель, с которой поместили так много научных трудов на форуме. Вам, вообще-то, что надо? Я так и не поняла для чего была проделана Вами такая работа. Поясните, пожалуйста.

Я на протяжении 20 лет собираю из ведущих рецензируемых журналов интересные (с точки зрения как практикующих психотерапевтов, так и ищущих ответы) материалы по психологии. Решил их здесь запостить в релевантных для этого разделах форума. Но модератор видимо решил, что более подходящее для них место – в разделе литературы. Поэтому тут они все и оказались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 Решил их здесь запостить в релевантных для этого разделах форума. 

 

С какой целью Вы решили это сделать? Что-то напоминает свидетелей Иеговы, те тоже решили, что люди должны ознакомиться с учением, которое они проповедуют, в обязательном порядке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С какой целью Вы решили это сделать?

Если ответ не очевиден из моего прошлого сообщения и моего профиля, то мне больше нечего добавить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...