Перейти к содержанию

Поток. Психология оптимального переживания


Рекомендуемые сообщения

Отрывок из книги.

 

Один из крупнейших философов нашего времени, Бертран Рассел, так описал свою дорогу к счастью:

«Постепенно я научился быть безразличным к себе и своим недостаткам. Моё внимание всё

больше сосредоточивалось на внешних объектах: мировых событиях, различных областях знания, людях, к которым я испытывал привязанность». Пожалуй, трудно найти более ёмкое описание того, как можно стать автотелической личностью.

Отчасти этот дар может быть обусловлен генетическими свойствами нервной системы, кому-то посчастливилось иметь родителей, ориентированных на воспитание не сосредоточенной на себе личности. Однако эти

качества можно развивать в себе тренировкой и дисциплиной. Рассмотрим, как это сделать.

 

«У человека нет ничего, кроме собственного тела, данного ему на непродолжительное время взаймы, — писал Джеймс Кэбелл,

— однако человеческое тело способно приносить много радости». Действительно, нет более доступного лекарства от уныния, скуки и депресии. В наше время большинство людей осознают важность поддержания хорошей физической формы. Но тот практически

безграничный потенциал радости, который предлагает нам наше тело, удаётся использовать лишь немногим. Мало кто может двигаться с ловкостью акробата, смотреть на вещи свежим взглядом художника, чуствовать

радость спортсмена, побившего собственный

рекорд, распознавать вкусовое многообразие

блюда, как истинный гурман, или заниматься

любовью с мастерством, поднимающим секс

до уровня искусства. Между тем всё это достижимо, нужно лишь научиться управлять

своим телом и органами чуств.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 Но тот практически

безграничный потенциал радости, который предлагает нам наше тело, удаётся использовать лишь немногим.

Тем не менее основные радости к которым стремится человек, связаны с телом.

Погреть тело на солнышке, запихать в него порцию не всегда полезной органики, а иногда и не органики и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тем не менее основные радости к которым стремится человек, связаны с телом.

Погреть тело на солнышке, запихать в него порцию не всегда полезной органики, а иногда и не органики и др.

Это удовольствия. Радость от внешних факторов мало зависит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

— однако человеческое тело способно приносить много радости».

Какие будут предложения по использованию тела?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какие будут предложения по использованию тела?

Можно фиксировать сознание на удоволствиях, а можно создавать радость.

 

Радость здорового тела, подвижных суставов. Можно просто идти/ехать в автомобиле/лежать и наслаждаться процессом.

 

Можно из чего угодно сделать радость или грусть. Человек сам выбирает.

 

Когда погода солнечная и тёплая радоваться легче, только и в пасмурную, дождливую, холодную погоду можно найти повод для радости. Сам процесс жизни и возможность думать и осознавать себя и мир вокруг величайшая радость.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какие будут предложения по использованию тела?

Однако подавление желаний не ведёт к добродетели. Когда воздержание достигается

только методом принуждения, жизнь стано-

вится унылой и безрадостной. Человек ухо-

дит в себя, становится косным и раздражи-

тельным, а его личность останавливается в

развитии. Только добровольная дисциплина

позволяет получать наслаждение, не выходя

за пределы разумного. Если человек научит-

ся контролировать свои инстинктивные же-

лания не потому, что он должен, а потому,

что он этого хочет, он сможет получать удо-

вольствие, не впадая от него в зависимость.

Одержимый едой фанатик так же скучен для

себя и для других, как и аскет, не способный

радоваться вкусовым ощущениям. Но между

этими крайностями достаточно возможностей

для улучшения качества своей жизни.(из книги Поток).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Великих мыслителей всегда куда больше

мотивировала радость познания, чем матери-

альные награды. К примеру, Демокрит, один

из наиболее оригинальных философов антич-

ности, пользовался большим уважением сво-

их сограждан, однако они едва ли представ-

ляли себе, чем он занимался. Однажды, гла-

дя на то, как он дни напролёт сидит под де-

ревом и размышляет, они сочли это неесте-

ственным и, решив, что он заболел, послали

за великим врачом Гиппократом, чтобы тот

исцелил их мудреца. Поговорив с Демокри-

том о странностях бытия, Гиппократ, также

отличавшийся мудростью, успокоил горожан, сказав, что с философом всё в порядке: он не

потерял разум, а просто потерялся в потоке

мыслей.

По сохранившимся фрагментам записей

Демокрита можно судить о том, сколько ра-

дости приносили ему размышления: «Раз-

мышления о прекрасном и новом поистине

божественны»; «Счастье заключено не в мо-

гуществе или богатстве, счастье — в правоте

и многосторонности»; «Одно верное доказа-

тельство для меня ценнее всего персидского

царства». Не удивительно, что наиболее про-

свещённые современники считали, что Демо-

крит никогда не унывает. Сам он называл ве-

личайшим благом «разум, свободный от стра-

ха». Иными словами, он получал от жизни

удовольствие, потому что научился контро-

лировать своё сознание.

Демокрит был не первым и не послед

ним философом, потерявшимся в потоке мыс-

лей. Мыслителей часто считают рассеянны-

ми, подразумевая, что они на время выклю-

чаются из повседневной реальности и цели-

ком сосредоточиваются на абстрактных по-

нятиях. Когда Кант, как рассказывают, по-

ложил свои часы в кастрюлю с кипящей во-

дой и попытался засечь по сжимаемому в дру-

гой руке яйцу необходимое для варки время,

вся его психическая энергия была, вероят-

но, направлена на приведение в гармонию аб-

страктных мыслей, и у него просто не остава-

лось ресурсов внимания для того, чтобы кон-

тролировать свои действия в реальном мире.

Игра с идеями представляет собой чрез-

вычайно увлекательное занятие. Не только

философия, но и другие области науки дви-

жутся вперёд благодаря тому, что человек ис-

пытывает сильнейшее удовольствие, создавая новые способы описания реальности. Инстру-

менты, запускающие поток мысли, доступны

любому — это знания, хранящиеся в книгах,

которые можно найти в школах и библиоте-

ках. Человек, познакомившийся с собранием

стихотворений или с основами математиче-

ского анализа, сделал шаг к независимости от

внешних стимулов. Он может рождать упоря-

доченные цепочки мыслей, что бы ни проис-

ходило вокруг. Когда индивид осваивает си-

стему символов достаточно хорошо, чтобы на-

чать ею пользоваться, он создаёт в своём со-

знании собственный мир.

В некоторых случаях возможность такого

контроля над своими мыслями может спасти

человеку жизнь. Считается, например, что

в Исландии на душу населения приходится

больше поэтов, чем в любой другой стране

мира, именно потому, что саги для исландцев стали способом сохранить порядок в созна-

нии в крайне враждебных человеку условиях.

Столетиями они не только помнили эпиче-

ские поэмы, описывающие подвиги их пред-

ков, но и добавляли к ним новые стихи. Хо-

лодными ночами жители занесённых снегом

селений собирались перед очагом, чтобы вме-

сте заняться пением баллад или послушать

старинные сказания. Если бы они проводили

это время в молчании, слушая завывания вет-

ра, их разум скоро наполнился бы страхом и

отчаянием. Овладев стихосложением, они на-

учились контролировать свои переживания.

Перед лицом снежного хаоса они создавали

красивые и осмысленные песни. Насколько

саги помогли исландцам выжить? Справи-

лись бы они без своего фольклора? На этот

вопрос нет точного ответа, и никто не решит-

ся на эксперимент.

 

 

 

Будем надеяться, что никому из нас не по-

надобится прибегать к помощи абстрактных

знаний, чтобы выжить в концлагере или в

арктическом плену. Но и в повседневной жиз-

ни достаточно ситуаций, когда знание того

или иного символического языка оборачива-

ется для человека целым рядом преимуществ

— например, не позволит ему подпасть под

гипноз средств массовой информации. Те, кто

этого лишён, становятся жертвами: демаго-

ги манипулируют ими, мастера развлечений

их усмиряют, а любой, кто хочет что-то про-

дать, наживается на них. Если мы впадаем в

зависимость от телевидения, наркотиков или

веры в политическое либо религиозное спасе-

ние, то это происходит в первую очередь по-

тому, что нам не на что опереться, у нас недо-

статочно внутренних правил, которые уберег-

ли бы наше сознание от тех, кто якобы зна ет все ответы. Не имея способности самостоя-

тельно генерировать информацию, разум по-

гружается в хаос. Каждый должен сам ре-

шить, будет ли порядок восстановлен внеш-

ней силой, над которой мы не властны, или

ему удастся справиться своими силами, бла-

годаря собственным знаниям и умениям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поток через ощущения: на-

слаждение зрением

Легко согласиться с тем, что спорт, секс и

даже занятия йогой могут приносить насла-

ждение. Но лишь немногие выходят за пре-

делы этих телесных занятий, чтобы исследо-

вать почти безграничный потенциал других

органов человеческого тела, хотя любая ин-

формация, опознаваемая нашей нервной си-

стемой, может вести к богатым и разнообраз-

ным потоковым переживаниям.

Так, зрение чаще всего используют как

дистанционную сенсорную систему, помогаю-

щую нам не наступить на кошку или найти

ключи от автомобиля. Мы порой задержи-

ваем взгляд на чём-то очень красивом, что

случайно появляется перед нами, однако ред-

ко специально развиваем возможности наше го зрения. Способность видеть, однако, может

обеспечить нам постоянное переживание ра-

дости.

Древнегреческий поэт и драматург Ме-

нандр так описал радость созерцания приро-

ды: «Лучи солнца, свет далёких звёзд, бес-

крайняя ширь моря, вереницы бегущих по

небу облаков, вздымающиеся вверх искры ко-

стра. . . — неважно, сколько ещё Вам суждено

прожить на свете, Вы не увидите ничего бо-

лее прекрасного, чем это».

Один из лучших способов развития на-

выков восприятия предлагает изобразитель-

ное искусство. Вот некоторые описания того,

как люди, разбирающиеся в искусстве, обна-

руживают в себе подлинную способность ви-

деть. Первое из описаний встречи с люби-

мой картиной напоминает дзенские пережи-

вания. Человек как бы обретает внезапную благодать, ощущение порядка, вызванное со-

зерцанием картины, в которой воплощена ви-

зуальная гармония: «Знаменитые «Купаль-

щицы» Сезанна в художественном музее Фи-

ладельфии. . . с первого взгляда вызывают у

Вас величайшее чуство порядка, не обяза-

тельно рационального, но Вы ощущаете, что

всё взаимосвязано. . . Так произведение искус-

ства подводит Вас к внезапному постижению

мира. . . Речь идёт и о Вашем месте в мире, и

о том, что значат купальщицы летним днём

на берегу реки, и о том, что в этот момент Вы

забываете себя и начинаете чуствовать связь

с миром. . . »

Другой зритель сравнивает эту визуаль-

ную составляющую эстетического потокового

состояния с телесным ощущением человека,

прыгнувшего в ледяную воду.

 

Когда я вижу произведения, ко-

торые трогают меня до глуби-

ны души, которые я нахожу дей-

ствительно прекрасными, я испы-

тываю странное ощущение. Это

не обязательно «восхищение». Это

похоже скорее на удар под дых,

когда к горлу подкатывает лёг-

кая тошнота. Это чуство охватыва-

ет целиком, и приходится двигать-

ся наощупь, пытаться успокоить-

ся, пытаться рассмотреть его ра-

ционально, не распахиваясь цели-

ком ему навстречу. . . Когда ты раз-

глядел его спокойно, во всех дета-

лях и нюансах, наступает полная

поглощённость. Когда ты встреча-

ешься с поистине великим произ-

ведением искусства, ты понимаешь это сразу, и оно пробирает тебя на-

сквозь, впечатляет не только зри-

тельно, но и чуственно и интеллек-

туально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Сегодняшние концерты живой музыки,

например рок-концерты, ещё сохраняют в

какой-то степени изначальную мистическую

притягательность древних музыкальных ри-

туалов. В нашем мире есть немного способов

собраться вместе, чтобы увидеть и ощутить

одно и то же и воспринять одну и ту же ин-

формацию. Участие в одном и том же собы-

тии приводит аудиторию в состояние, которо-

му Эмиль Дюркгейм дал название «коллек-

тивное возбуждение», ощущение себя неотъ-

емлемой частью некоего реально существую-

щего единого целого. По мнению Дюркгейма,

эти переживания лежат в основе религиозно-

го опыта. Сама ситуация живого исполнения

помогает концентрировать внимание на му-

зыке, и поэтому живой концерт в значитель-

но большей степени способствует возникнове нию у слушателей состояния потока, чем про-

слушивание музыкальных записей.

Тем не менее утверждать, что только

живое исполнение музыки способно даро-

вать слушателям поток, было бы неверно,

как неверно и противоположное утвержде-

ние. При соответствующем отношении лю-

бые звуки могут стать источником наслажде-

ния. Высокая концентрация внимания поз-

воляет человеку получать удовольствие да-

же от вслушивания в «промежутки тишины»,

спрятанные между отдельными звуками, как

учил колдун из племени Яки известного ан-

трополога Карлоса Кастанеду.

Многие люди обладают огромными собра-

ниями записей самой изысканной музыки, но

не способны наслаждаться ею. Они время от

времени включают свои дорогие стереосисте-

мы, чтобы в который раз убедиться в вели колепном качестве их звучания. Они слуша-

ют записи несколько раз, а потом забывают

о них до момента приобретения нового, ещё

более совершенного музыкального оборудова-

ния. Те же, кто научился использовать огром-

ный потоковый потенциал музыки, приме-

няют для этого специально разработанные

стратегии трансформации переживания в по-

ток. Прежде всего человек выделяет опреде-

лённое время для прослушивания музыкаль-

ных произведений. Когда приходит это вре-

мя, он усаживается в любимое кресло, вклю-

чает приглушённый свет и совершает другие

ритуальные действия, помогающие сосредо-

точиться на музыке. Он тщательно подбира-

ет музыку для прослушивания и ставит себе

определённые цели для каждого «музыкаль-

ного сеанса».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первую стадию процесса слушания музы ки составляют сенсорные ощущения. На этой

стадии человек реагирует на качества звука,

порождающие приятные физические реакции

нашей нервной системы благодаря встроен-

ным в неё врождённым механизмам. Мы ре-

агируем на звучание определённой струны,

вызывающей, видимо, универсальные пере-

живания, или на жалобный плач флейты, на

воодушевляющий призыв трубы. Мы особен-

но чуствительны к ритму ударных или ба-

совых, к биту, на котором основывается рок-

музыка и который, по утверждению некото-

рых, бессознательно связывается у нас с внут-

риутробными переживаниями биения мате-

ринского сердца.

Следующим уровнем восприятия музыки

является уровень аналогий. На этой стадии

большую роль играют умения ассоциативно

вызывать чуства и образы, основывающиеся на звуковых паттернах. Так, грустный пас-

саж саксофона может напоминать чуство бла-

гоговения, с которым я наблюдал за собираю-

щимися над степью грозовыми облаками, сю-

ита Чайковского может вызвать в сознании

образ саней, скользящих по заснеженному ле-

су под звук колокольчика. Популярные песни

активно используют закономерности анало-

гового уровня восприятия, проговаривая сло-

вами те настроения и образы, которые репре-

зентирует музыка.

Третьей и наиболее сложной стадией вос-

приятия музыкального произведения явля-

ется аналитическая стадия. На этом эта-

пе слушающий сосредоточивает своё внима-

ние на структурных элементах музыки, а не

на чуственных и сюжетных. От слушателя

здесь требуются умения распознать упорядо-

ченную структуру, лежащую в основе про изведения, средства выстраивания его гармо-

нии. Его умения включают оценку исполне-

ния и акустики зала, сравнение пьесы с бо-

лее ранними и более поздними произведени-

ями того же композитора или с произведени-

ями других композиторов того же времени,

сравнение работы оркестра и дирижёра с их

же более ранними или поздними исполнени-

ями, а также с трактовками других оркест-

ров и дирижёров. Слушатели-аналитики ча-

сто сравнивают разные исполнения одного и

того же блюза или ставят, например, задачу

сравнить запись второго акта Седьмой сим-

фонии в трактовке фон Караяна 1975 года с

его же трактовкой в записи 1963 года, или за-

даются вопросом, действительно ли духовая

секция Чикагского симфонического оркест-

ра лучше духовой секции Берлинского. Ставя

подобные цели, слушатель получает актив ные переживания, обеспечивающие постоян-

ную обратную связь, например, «фон Кара-

ян стал медлительнее» или «берлинские ду-

ховые звучат чётче, однако не столь сочно».

По мере выработки слушателем аналитиче-

ских умений его способность получать дей-

ствительное наслаждение от музыки возрас-

тает в геометрической прогрессии.

Как и прочие связанные с телом раз-

новидности потоковой деятельности, такие

как спорт, секс или визуальные эстетические

переживания, развитие вкусовых ощущений

способно дарить нам радость, лишь когда мы

контролируем процесс. Если человек хочет

стать гурманом или знатоком изысканных

вин только по соображениям моды, он по су-

ти становится рабом навязанной извне цели,

рискуя быстро потерять интерес к еде и оста-

вить свои вкусовые навыки неразвитыми. Но

если он подходит к питанию или приготов-

лению еды как к интересному приключению,

полю для новых экспериментов и открытий,

любит еду ради ощущений, а не ради возмож-

ности лишний раз произвести впечатление на

окружающих, он получит массу наслаждения

и множество возможностей для достижения

состояния потока.

Другой опасностью, подстерегающей че-

ловека, желающего использовать вкусовые

ощущения для получения потоковых пережи-

ваний, является возможное попадание в зави-

симость от своих желаний. Аналогия с сексом

и здесь очевидна. Не случайно и чревоуго-

дие, и разврат находятся в числе семи смерт-

ных грехов. Отцы церкви хорошо понимали,

что сосредоточенность на плотских удоволь-

ствиях легко может отвлечь на себя большую

часть психической энергии и помешать вло-

жению её в достижение других, более полез-

ных целей. Пуританское отрицание плотско-

го наслаждения основано на вполне понятном

страхе, что человек, потакая своим чуствен-

ным желаниям, будет стремиться получить

всё больше и больше, забывая о необходимых

для выживания житейских обязанностях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дочитал таки :-D .

 

А смысл то очень близок мне в итоге оказался. Пора объединять цели и усилия в общую цель, включающую в себя цели каждого.

 

За последние несколько тысяч лет, что в масштабах эволюции не больше, чем секунда, человечество достигло невероятного прогресса в области дифференциации сознания. Мы осознаём себя разумными существами, отличающимися от всех прочих форм жизни, и считаем, что каждый человек посвоему уникален. Мы изобрели абстрактное мышление и

анализ, позволяющие выделять разные измерения у одних и тех же объектов, — например, рассматривать скорость падающего предмета отдельно от его веса и массы. Благодаря способности к дифференциации стал возможен прогресс науки и технологии, который в результате дал человечеству власть построения и уничтожения окружающего мира. Но процесс усложнения предполагает не только дифференциацию, но и интеграцию, и главной задачей последующих столетий должно стать усиление этой составляющей сознания, до сих пор остававшейся без должного внимания. Научившись отделять себя от других, мы должны вновь научиться воссоединяться с другими сущностями вокруг нас, при этом не теряя с трудом обретённой индивидуальности. Если говорить об убеждениях, которые могли бы быть полезны в будущем, то наиболее многообещающе выглядит вера в то, что Вселенная есть система, управляемая общими законами, с которыми нам придётся согласовывать наши мечты и желания. Осознав ограниченность нашей воли и смирившись с тем, что нам необходимо сотрудничать с окружающим миром, а не управлять им, мы, скорее всего, ощутим облегчение, знакомое воротившемуся домой изгнаннику. Проблема смысла будет решена, когда личные цели индивидов сольются с общим потоком бытия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Круто! Очень толково пишите и умно и про вселенную так красиво, я бы так фик когда написал.

Это книга. Мне пока так писать тоже сложно. Если интересно, могу книгу скинуть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...