Перейти к содержанию

Детские травмы. Отрывок мемуаров Шаламова.


Рекомендуемые сообщения

В процессе путешествия в сети. Отдавшись воле случая, нашёл сайт писателя Шаламова. Зацепил фрагмент воспоминаний, который и цитирую здесь.

После отрывка, добавлю свои комментарии и мысли.

 

 

В 1915 году я написал стихотворение, пейзажно-военное, вроде полтавского боя, только с модернизацией военной техники, и отнес это стихотворение учителю русского языка.

Я хорошо помню классный зал, резкий боковой солнечный свет на паркетных плитах, задевающий голову учителя. Ширяев, кажется, была его фамилия.

Ширяев разобрал мое стихотворение по всей прозаической строгости. Главное внимание было уделено не подражательности, не погрешностям ритмического порядка, не образной малокровности. Речь шла о недопустимости инверсии, не в первом, но все равно в том беспомощном стихотворении была такая строка:

Вот кавалерия неслась, в столбах пыли взвиваясь.

Учитель говорил, что надо писать «Вот, в столбах пыли взвиваясь, кавалерия неслась» — так и складнее, и правильнее с точки зрения русской грамматики.

Я хотел сказать, что это будут два разных стихотворения, но выразить своей мысли не мог и был посрамлен и распят. Это меня не огорчило. Я слушал рассуждения о чистоте русского языка с полным равнодушием — мне казалось, что учитель просто чего-то не понял, и быстро забыл этот разговор в школьных играх, в возне на большой перемене.

Но потому, что я вспоминал этот случай много раз в течение всей моей жизни, — я думаю сейчас, что это было большой душевной травмой.

Пушкин, дескать, так бы не писал.

Несчастье наших школьных программ по русской поэзии в том, что, для начала знакомя с великим русским поэтом, детей заставляют постичь, зазубрить, заучить несуществующие достоинства такого слабого стихотворения Пушкина, подражательного, растянутого, выспренного, как «Воспоминания в Царском Селе».

Научить любить Пушкина по этому стихотворению невозможно. Оттолкнуть от поэзии, изучая такое стихотворение как образец, можно. Так и бывает.

Стихи я писать не перестал, но к взрослым перестал обращаться со своими стихами и не показывал их никому целых двадцать лет — до 1927 года, до Н.Н. Асеева.

Вот какого рода травма может быть из-за нечуткости, неосведомленности учителя. Элементарный поэтический прием инверсии был учителю русского языка неизвестен и вызвал холодный огонь критики.

Всю жизнь я вспоминаю косое желтое солнце из окна на плитах паркета, звук, свет из-за плеча учителя.

Много лет позже я вздрогнул перед одной картиной в Третьяковской галерее. Таким был желтый солнечный свет на каменном квадратике пола, так же луч солнца задевал лысый череп одного из людей. Это была картина Ге — «Что есть истина». Это была школа моего детства, мой первый разговор с взрослым о стихах.

Картина Ге — не бог весть что ни с сюжетной, ни с живописной точки зрения. Но к каким-то жизненным аналогиям, к каким-то совпадениям она, как и всякое настоящее произведение искусства, — зовет.

В живописных пейзажах такого рода оглушения более часты. Часты они в музыке и особенно часты — в поэзии. Истинной поэзии без этих «совпадений» и не бывает. Но все это было понято много позднее.

Травма же, полученная от школьного учителя, вызвала недоверие к Пушкину ранее всего. Ибо ведь я чувствовал свою правоту. Мне подсказала жизнь, и жизнь оказалась сильнее Пушкина, от имени которого осмелился со мной говорить школьный учитель.

Случилось так, что в жизни моей не было человека, который открыл бы мне поэзию — русскую поэзию. Этим человеком мог бы стать брат, отец, мать, дядя, школьный учитель, который прочел бы со мной живым языком живые стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Мне не открыл поэзии никто. Мама моя могла бы это сделать, как я догадывался позже, уже в разлуке с семьей. Мама моя была человеком крайне нервной организации, которая плакала, слушая всякую музыку — не отличая в своем отклике минора от мажора. Симфоническая музыка, рояль и скрипка приводили ее в трепет, почти к истерии. Мама моя знала бесконечное количество стихов — на всякие случаи из классиков-авторов — я не мог сообщить ей ничего нового. Всевозможные стихотворные цитаты имелись у мамы на все случаи жизни, и именно поэтому я думаю, что стихи играли в ее жизни роль очень большую и вполне реальную. О значении стихов в жизни людей будет речь дальше.

— Может быть, радио тебе поставить, — говорил я маме. Детекторный приемник уже появился тогда.

— Нет-нет. Я буду целый день плакать. Я не могу слушать музыку.

Через много лет мне рассказывал Пастернак, что не может в кино смотреть крупный план — слезы текут: «Лошадь какую-нибудь крупным планом покажут в хронике, а я — реву навзрыд», — так что мамина особенность не такая уж редкость.

Да маме и некогда было со мной — слепой отец был на ее руках.

Я двигался ощупью, от книги к книге. И в моей поэтической судьбе мне был близок раньше Хлебников, чем Пушкин, раньше Северянин, чем Блок. А с Тютчевым — высочайшая вершина русской лирики, — с ним я познакомился всерьез и сблизился уже взрослым, когда мне было чуть не сорок лет.

В моей жизни были периоды, «главы», когда приходилось выбирать: жизнь или стихи. И я не писал стихов по многу лет. И возвращался к ним при первой возможности со всей торопливостью и страстностью задыхавшегося бегуна. Но все это позже, много позже,

А пока была школа. Вологодская школа, дорогая преподавательница литературы Екатерина Михайловна Куклина, классный руководитель Елизавета Николаевна, преподавательница немецкого языка (одновременно Елизавета Николаевна заведовала кафедрой Вологодского пединститута), — обе они горячо верили в мое литературное будущее.

Я и сам чувствовал в себе большие силы, по-детски не умея найти их истинный масштаб.

Уроки литературы — как бы казенны ни были программы — были праздниками для меня. Истории — тоже. Историю читала нам Вера Николаевна Попова — не знаю ее судьбы.

 

Ссылка на полный текст.

https://shalamov.ru/library/27/

 

В процессе изучения того, как формируется и складывается личность человека. Читал биографии многих известных людей. И в большинстве случаев, они были уверены в себе и преодолевали "инерцию" и критику более старших и опытных. Благодаря людям, которые верят в их талант и поддерживают стремление развиваться, человек и сам обретали веру в себя, свои силы. Начинал упорно и настойчиво двигаться к своей мечте. Преодолевая отказы, критику и трудности жизни.

А для старших и опытных, особенно при общении с детьми, важно ценить, уважать и поддерживать желания и инициативу. По крайней мере минимизировать или даже исключить критику.

Ведь от начала пути, до творческих или любых других высот и так лежит долгий и трудный путь. Если тысячи человек не смогли пройти его, каждый из них принёс крупинку знаний и когда нибудь, кто нибудь сможет пройти этот путь. По едва заметным отметками и подсказкам на пути. Может быть этим кем то будет ваш знакомый, родственник, ребёнок...

Позвольте им самим выбирать свой путь и будьте им поддержкой, вместо якоря.

 

Ведь если ребёнок нарисовал картину, написал стих, букву, делает первый шаг, первую попытку что либо создать. Очень важно беречь его чувства и уверенность в себе.

 

Если ребёнок нарисовал картину, рисунок он старался, это для него важнее всего на свете. Он стремиться поделиться этим с самым дорогим, важным и авторитетным для него человеком. Несёт рисунок маме. А мама уставшая после работы... И говорит, что за фигню ты нарисовал? Ты что взял мои карандаши и альбом? И отшлепает ребёнка... Что почувствует ребёнок?

 

Если подобных случаев в жизни было много, ребёнок может начать бояться иметь своё мнение и проявлять инициативу. Он начинает искать авторитетов, и следовать им. Ведь всегда можно прикрыться словами, все так делают или Вася так делал...

 

Быть личностью, означает иметь своё мнение и уважать право окружающих, иметь собственное мнение.

 

Прошу вас, будьте бережнее и добрее к окружающим, особенно детям, постарайтесь беречь их чувства. Ведь у каждого своя правда, основанная на личном жизненном опыте.

 

Так же, очень рекомендую прочитать оригинал полностью. Если постараться понять чувства Шаламова, можно понять как формировалась его творческая личность и любовь к стихам. Он открывает свою душу на распашу. Отдаёт всего себя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Судьба Варлама Шаламова - ужас ужасный. Что жизнь, что смерть.

А то, что мы, взрослые, подчас, вольно и невольно, задеваем и калечим лучшее, что есть в детях, особенно - лучших из них - верно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Именно, оказанное сопротивление, сделало этого человека тем, кем он стал.

То, - что детей надо правильно воспитывать, - сделает социум лишь здоровее.

 

Зачем детей воспитывать? :)

Просто их надо любить, как цветок, дерево. Удобрять своей любовью и вниманием. Тогда они вырастут и окрепнут.

Бансай вырастает из обычного дерева...

 

Судьба Варлама Шаламова - ужас ужасный. Что жизнь, что смерть.

А то, что мы, взрослые, подчас, вольно и невольно, задеваем и калечим лучшее, что есть в детях, особенно - лучших из них - верно.

 

И взрослых мы калечим... Просто взрослые лучше умеют скрывать свою боль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...