Перейти к содержанию

Меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением


Рекомендуемые сообщения

post-109042-0-92490500-1502089147.jpg

 

Людмила Ясюкова

Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра «Диагностика и развитие способностей»

 

 По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.

  Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР, и в США, и в Европе, и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…

 По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая понятийная пирамида.

 Раньше у нас учебники писали математики, физики, биологи, теперь этим занимаются педагоги и психологи. И, если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений. В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать.

Источник:

psy.su/feed/6192/

 

 

Это что же получается, наши доблестные психологи, как правило, естественные и технические науки не изучали в полной мере, соответственно в большинстве своем полноценным понятийным мышлением так и не овладели, а многие так вообще мыслят как дети (по данным исследования Льва Веккера). Но при этом умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.

В общем и целом картинка складывается нелицеприятная.

А вы как считаете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 70
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

А вы как считаете?

считаю мысль не развитой  в полной мере. раз уж мы с вами (вы точно) обладаем полноценным понятийным мышлением, то нужно продолжить. 

психологии не обладают, полноценным понятийным мышлением (далее ППМ), в большинстве своем, и это значит, что...? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для того чтобы умело оперировать частностями, необходимо иметь достоверную и полную картину общего.

А иначе, ничтожная частность легко может превратиться в фундамент здания, хотя она не тянет даже оконный шпингалет.

Нет целостного, стройного, достоверного, устойчивого, полного и системного представления о личности, то и знание психологии превращается во владение рассыпанными пазлами смешанными из разных картинок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИМХО, я опять вижу этот странный логический ляп: "ты не учил чего-то в университете = ты не знаешь этого".

почему вдруг? академоцентризм

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

считаю мысль не развитой  в полной мере.

В полной мере она развита в первоисточнике, ссылку на который я дал. Однако, я все же постарался сделать мысль законченной: В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать. То есть, когда человек приходит на консультацию к психологу, вероятность что в отношении него будет принято решение, которое окажется невозможным реализовать, получается слишком уж высока, на мой взгляд.

Нет целостного, стройного, достоверного, устойчивого, полного и системного представления о личности, то и знание психологии превращается во владение рассыпанными пазлами смешанными из разных картинок.

Совершенно верно! Поэтому современный психолог должен в полной мере обладать знаниями в области нейронаук.

 

ИМХО, я опять вижу этот странный логический ляп: "ты не учил чего-то в университете = ты не знаешь этого".

почему вдруг? академоцентризм

Не не учил чего-то в университете, а не сумел сформировать полноценное понятийное мышление.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

по моему...вся эта статься ЧУШЬ.....несусветная.

 

Все люди оперируют понятиями......

Другое дело что часто эти понятия ОШИБОЧНЫ, то есть сформированы под воздействием НЕ ПРАВИЛЬНЫХ знаний (понятий) или под воздействием учителей- идиотов.

 а человек, БЕЗ СОМНЕНИЯ принял их на веру, и в дальнейшем этими понятиями апеллирует как ИСТИННОЙ В ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все люди оперируют понятиями......

Другое дело что часто эти понятия ОШИБОЧНЫ, то есть сформированы под воздействием НЕ ПРАВИЛЬНЫХ знаний (понятий) или под воздействием учителей- идиотов.

Все гораздо хуже:

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии и психологической помощи Анатолий Николаевич Алехин, вводя понятие псевдодебильности, исходит из клинической картины фактического заболевания. Чем проявляется обычная, нормальная, так сказать, умственная отсталость? Больной с соответствующим диагнозом интеллектуально пассивен, действует импульсивно, не может долго сосредотачивать внимание, мыслит очень конкретно и утилитарно, не любит и не понимает абстрактные рассуждения. Вам ничего это не напоминает?.. Среднестатистического пользователя соцсетей, например?

Отличие от клинической дебильности у псевдодебильности только одно: клинического дебила никак и не при каких обстоятельствах нельзя заставить думать сложнее — само состояние его «серых клеточек» этого не предполагает, не складываются у него в головушке, что ты с ним ни делай, сложные интеллектуальные объекты.

А вот «серое вещество» информационного псевдодебила сохранно, и, в принципе, его мозг можно натренировать. Но зачем? Нет, не зачем его тренировать, а зачем ему тренироваться? В чем смысл? Мотивация какая? Цимес в чем? Его как-то будут особенным образом за это уважать? Или, напротив, стыдить станут, что он дурак? Или он не выживет без этого? Нет.

Умным быть не модно, не клево, и даже не cool… И что с этим делать?

врач-психотерапевт Андрей Курпатов

 

snob.ru/selected/entry/99993

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В полной мере она развита в первоисточнике, ссылку на который я дал. Однако, я все же постарался сделать мысль законченной: В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать. То есть, когда человек приходит на консультацию к психологу, вероятность что в отношении него будет принято решение, которое окажется невозможным реализовать, получается слишком уж высока, на мой взгляд.

я, хоть и не владею статистикой, но склонен с вами согласится. меньшая часть обращений к психологу заканчивается успехом. 

но вот в чем загвоздка. допустим мы с вами строим дом, вот мы строим строим, построили. заселили людей. ну и время идет. если дом упал - значит мы так себе строители, или геологи так себе что проморгали полости.

а если не упал значит мы норм строители. я к тому что есть объективный, эмпирический, однозначно, познаваемый многими людьми фактор  - дом и его состояние. пример грубый, без нюансов.

но вот, психика, штука менее определенная чем дом

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

но вот, психика, штука менее определенная чем дом

Сам термин «психика» всегда вызывал и вызывает неоднозначную реакцию – от полного его неприятия (например, И.П. Павловым) до желания заменить существительное «психика» на прилагательное «психическое».

В то же время почти все исследователи поведенческих реакций и когнитивных процессов, анализируя работу мозга как базового субстрата этих процессов, не используют в своих рассуждениях этот термин. Нам кажется разумным отдать обсуждение психофизиологической проблемы и содержания термина «психика» на откуп философам, благодаря которым он и появился. Тогда психолог не будет ограничен неопределенностью понятия «психика», а будет работать с конкретными психическими явлениями и состояниями, выявлять закономерности их протекания, изучать мозговые механизмы их возникновения.

Геннадий Аракелов – доктор психологических наук, профессор кафедры психофизиологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, "Будущее российской психологии – в развитии нейронаук"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ничего нового, все уже  описано в пословицах: "Слышал звон, да не знает, где он", ну или "Дураку закон не писан, если писан, то не понят, если понят, то не так".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сам термин «психика» всегда вызывал и вызывает неоднозначную реакцию – от полного его неприятия (например, И.П. Павловым) до желания заменить существительное «психика» на прилагательное «психическое».

 

проблема не  в терминах, не в их определениях, а в самом явлении, в его сложности 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, 

Вот причина, которая породила эту очередную психобелиберду, это стремление быть поближе к власти, стать властью, управлять властью, соблазнить власть знанием путей к истине и интеллектуальному могуществу. Ну и разумеется заработать не хило на этой близости к государству.

А на самом деле вся эта теория сама по себе не имеет системной понятийной базы, опять очередное псевдонаучное пустозвонство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

по моему...вся эта статься ЧУШЬ.....несусветная. Все люди оперируют понятиями......

Это выглядит прямой иллюстрацией мысли этой статьи.

 

В целом я согласен с этим баяном. Во всяком случае, на протяжении своей жизни регулярно ругался на подобную проблему у людей, с которыми приходится взаимодействовать.

 

Другое дело что часто эти понятия ОШИБОЧНЫ, то есть сформированы под воздействием НЕ ПРАВИЛЬНЫХ знаний (понятий) или под воздействием учителей- идиотов.

У любого из нас понятия в какой-то мере ошибочны и мы их корректируем по ходу обнаружения проблем, это нормально. Вопрос в том, что если человек не умеет правильно абстрагировать, он теряет почти все шансы верно мыслить в случае вопросов сложнее, чем "надо бы сварить манную кашу".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот причина, которая породила эту очередную психобелиберду, это стремление быть поближе к власти, стать властью, управлять властью, соблазнить власть знанием путей к истине и интеллектуальному могуществу. Ну и разумеется заработать не хило на этой близости к государству.

 

А что....правильный пиар-ход.

убедить власть, что нужно на работу чаще нанимать психологов.

Ну типа....ээээ...уж кто??? как не они....ЗНАЮТ!!!! как нужно ПРАВИЛЬНО ЖИТЬ.

 

хе...молодцы.

Это выглядит прямой иллюстрацией мысли этой статьи.

 

В целом я согласен с этим баяном. Во всяком случае, на протяжении своей жизни регулярно ругался на подобную проблему у людей, с которыми приходится взаимодействовать.

 

У любого из нас понятия в какой-то мере ошибочны и мы их корректируем по ходу обнаружения проблем, это нормально. Вопрос в том, что если человек не умеет правильно абстрагировать, он теряет почти все шансы верно мыслить в случае вопросов сложнее, чем "надо бы сварить манную кашу".

По моему, ПРАВИЛЬНО И АБСТРАКТНО мыслят...только ТВОРЧЕСКИЕ люди.

все остальные ТУПЫЕ РАБЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ не имеющие и понятия о том, что творится чуть дальше их носа.

 

а вот как раз детский сад, школа  и прочие...чаще ПОДАВЛЯЮТ  в ребенке ТВОРЧЕСКУЮ жилку...и ВСЯКОЕ СВОБОДОМЫСЛИЕ.

 

системе не нужны МЫСЛЯЩИЕ.....системе нужны ИСПОЛНЯЮЩИЕ.

а по сему, с детсва вдалбливается мысль....НЕ ДУМАЙ...НО ИСПОЛНЯЙ  что велено.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот причина, которая породила эту очередную психобелиберду, это стремление быть поближе к власти, стать властью, управлять властью, соблазнить власть знанием путей к истине и интеллектуальному могуществу. Ну и разумеется заработать не хило на этой близости к государству.

А на самом деле вся эта теория сама по себе не имеет системной понятийной базы, опять очередное псевдонаучное пустозвонство.

Нарастает ли, грубо говоря, разрыв между умными и глупыми так же, как увеличивается разрыв между богатыми и бедными?

 

Людмила Ясюкова:  - Разрыв нарастает, и еще как. Безусловно, есть отличные школы и вузы, откуда выходят выпускники не только профессионально образованные, но и с высокоразвитым интеллектом. Этот разрыв начал быстро расти в 1990-е годы и ситуация все усугубляется.

Знаете, у меня есть своя гипотеза, довольно циничная, относительно образовательной политики нашего руководства. Мы сырьевая страна третьего мира. Нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы. Их некуда трудоустроить, они тут никому не нужны.

На образование при этом тратятся огромные деньги, действительно огромные. И что происходит? Наши высокообразованные специалисты уезжают и работают в более развитых странах по всему миру. Целые компании русских программистов работают в США, например. Я знаю одну такую в Бостоне, у них вообще все, кроме уборщицы-негритянки, русские.

Зачем нашему правительству готовить высококвалифицированные кадры для США, Канады, Австралии, Европы? А вы знаете, что в США даже есть математические школы на русском языке с нашими методиками? И те, кто закончили эти школы, отлично устраивают свою жизнь. Но нашей стране эти люди ни к чему. Здесь нужны те, кто работают бурильщиками, строят дома, мостят улицы и укладывают асфальт. Думаю, в эти профессиональные сферы и пытается наша власть перевести население. Но ничего не выходит. Люди в эти сферы не идут, предпочитая торговлю в разных видах. Приходится ввозить все больше людей из Азии, у которых нет никаких амбиций. Пока.

А наши классные специалисты, выпускники лучших школ и вузов, уезжают, не находя себе здесь достойного места. То есть, общий уровень снижается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это что же получается, наши доблестные психологи, как правило, естественные и технические науки не изучали в полной мере, соответственно в большинстве своем полноценным понятийным мышлением так и не овладели, а многие так вообще мыслят как дети (по данным исследования Льва Веккера). Но при этом умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.

В общем и целом картинка складывается нелицеприятная.

А вы как считаете?

Да полностью согласен с Людмилой Яковлевной! именно это и наблюдаю среди коллег.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моему, ПРАВИЛЬНО И АБСТРАКТНО мыслят...только ТВОРЧЕСКИЕ люди.

Кого именно Вы называете "творческими людьми"? Многие из тех, кого в силу профессии так называют, мыслить не умеют в принципе.

 

В целом, я не люблю использовать в рассуждениях понятие "творческая личность", потому что категория совершенно размыта, не обладает никакими вменяемыми критериями и в целом сводится к "те, кого конкретно Вася Пупкин считает таковыми".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

по моему...вся эта статься ЧУШЬ.....несусветная.

 

Все люди оперируют понятиями......

Другое дело что часто эти понятия ОШИБОЧНЫ, то есть сформированы под воздействием НЕ ПРАВИЛЬНЫХ знаний (понятий) или под воздействием учителей- идиотов.

 а человек, БЕЗ СОМНЕНИЯ принял их на веру, и в дальнейшем этими понятиями апеллирует как ИСТИННОЙ В ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ.

Всё, высказанное иным человеком или группой людей в первую очередь подвергается сомнению. Чтобы запустить собственный мыслительный процесс , конечно учитывая опыт и знания от компетентных источников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нарастает ли, грубо говоря, разрыв между умными и глупыми так же, как увеличивается разрыв между богатыми и бедными?

 

Людмила Ясюкова:  - Разрыв нарастает, и еще как. Безусловно, есть отличные школы и вузы, откуда выходят выпускники не только профессионально образованные, но и с высокоразвитым интеллектом. Этот разрыв начал быстро расти в 1990-е годы и ситуация все усугубляется.

Не...не усугубляется.

Это у вас устаревшие данные.

 

в связи с развитием Интернет- технологий. УЧИТСЯ!!! стало в разы легче.

Даже в самомо отдаленном селе...если есть интренет, можно получать самые ВЫСОКОКЛАССНЫЕ ЗНАНИЯ абсолютно БЕСПЛАТНО.!!!!!

 

Это раньше , нужно было искать ТОЛКОВОГО учителя.....или бегать по библиотекам.

а какие библиотеки и учетиля в деревнях?

а сей час....Ок!!! Гугл....и ву-а-ля.....

Прекраснный педагог, читает лекции по МАТ- АНАЛИЗУ или СОПРОМАТУ.

Смотри-вникай!!! УЧИСЬ!

 

Но!!!

как всегда есть вечное НО.

ЛЮДЯМ ЛЕНЬ.

 

система боится что умников станет много.....а контролировать поток знаний НЕВОЗМОЖНО.

по этому прививается ЛЕНЬ!

 

национальная идея...ФУТБОЛ

национальный напиток- ПИВО

ну т и так далее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы. 

А кто сказал этой женщине что всякий способен закончить например МИФИ...

Если интеллектуальные способности 90% общества органически на уровне ПТУ, то как ты дашь им блестящее образование?

 

Вот я тут немного коснулся природы ума, вот это именно системный, то есть научный подход к проблеме...

 

 

Владимир Старковский

ТЕОРИЯ УМА.

 

Понятие ума подразделяется в лексикографии на три основных коннотации, их можно определить следующим образом…

1. Ум – интеллектуальность: способность к усвоению, анализу и генерации знания.

2. Ум – хитроумие: хитрость и ловкость в достижении целей.

3. Ум – мудрость: глубокое и тонкое понимание себя, людей и психологии социальных взаимодействий.

Природу ума – мудрости (социального ума) далее и рассмотрим. Понятие же глупости (поверхностного, искажённого восприятия) в данной статье так же относится только к третьему пункту, и определяется как субъективность, обусловленная эгоцентрической ограниченностью и предвзятостью.

Мысль о том, что предвзятость является причиной искажённого мировосприятия, не нова. Приведём несколько авторитетных суждений иллюстрирующих эту мысль…

Все что соответствует нашим желаниям, кажется правильным.    А.Моруа.

Кто чего хочет, тот в то и верит.     Демосфен.

Мы справедливы, когда не заинтересованы.    Констан.

Плохо мы верим тому, чему неприятно поверить.    Овидий.

Люди всегда против разума, когда разум против них.     К.Гельвеций.

Люди легко верят в то, чего они хотят.     Цицерон.

Мы любим правду, но  лишь ту, что подтверждает нашу правоту.    В.Меньшиков.

Люди почти всегда склонны верить не тому, что доказуемо, а тому, что им больше по вкусу.    Б.Паскаль.

Истинные слова не бывают приятны, приятные слова не бывают истинны.     Лао-Цзы

Личности надо отречься от себя для того, чтобы сделаться сосудом истины, забыть себя, чтобы не стеснять ее собою.    А.Герцен.

Для того чтобы достаточно полно описать механизмы предвзятости, разрушающие объективность восприятия, следует отталкиваться от парадигматически полной классификации человеческих интересов (потребностей). А поскольку наиболее полное и системное описание комплекса потребностей принадлежит автору данной статьи, то к нему мы и обратимся…

1. Физиологические потребности.

2. Эмоциональная потребность.

3. Потребность в безопасности.

4. Потребность в самоутверждении.

5. Демонстративная потребность.

6. Потребность в уважении.

7. Эмпатическая потребность.

В данной классификации, равно как и в классификациях учёных на основе которых она составлена, в силу определённых теоретических причин отсутствует мотивация материально  практической выгоды. Но поскольку данная работа отходит от строгой парадигмы потребностей – мотиваций, то будет целесообразно выделить мотивацию выгоды в отдельный пункт.

8. Мотивация выгоды.

В рамках данной статьи рассмотрим механизм разрушения объективности применительно лишь к одному из факторов потребности в самоутверждении. А так же рассмотрим влияние на ум эмпатических мотиваций принципиально отличающихся от всех прочих.

 

ПОТРЕБНОСТЬ В САМОУТВЕРЖДЕНИИ КАК ПРИЧИНА ИСКАЖЕНИЙ ВОСПРИЯТИЯ.

Проявления потребности в самоутверждении...

Стремление к лидерству, главенству и авторитетности.

Неприятие чужой значимости, первенства и доминирования.

Стремление контролировать, направлять, распоряжаться, руководить.

Неприятие подчинения, ограничений, опеки, зависимости, норм и правил.

Стремление влиять, поучать и убеждать.

Неприятие чужих мнений, замечаний, предложений, критики и советов.

Стремление превзойти, опередить, победить, достичь высшего уровня.

Неприятие превосходства чужих достижений, благ, достоинств и успехов (зависть).

Высокомерие, надменность, презрительность, пренебрежительность, самодовольство, самоуверенность, нигилизм, хвастовство.

Вызывающее поведение, грубость, дерзость, конфликтность, наглость, хамство, циничность, язвительность. Стремление унизить, оскорбить, выразить презрение, по сути является лишь стремлением обозначить своё превосходство в жёсткой, демонстративной форме.

Полагаю, что одного только прочтения данного перечня достаточно для понимания механизма тех когнитивных искажений, которые обусловлены потребностью в самоутверждении...

Предметами самоутверждения (гордости) могут служить…

Благополучие, благосостояние.

Ценности, вещи.

Авторитетность, влиятельность.

Звание, должность.

Знакомства, родство.

Просвещенность, компетентность.

Заслуги, достижения.

Мастерство, способности.

Первенство, лидерство.

Известность, слава.

Прогрессивность, модность.

Оригинальность, исключительность.

Бесстрашие, сила.

Привлекательность, красота…

Но одним из главных предметов гордости для человека является превосходство его ума (превосходство его правоты, представлений, суждений, знаний, просвещенности, точки зрения, осведомлённости, компетентности…). Именно гордость ума, как предметно близкое к субъективности явление, мы здесь и рассмотрим подробней…

Первой ловушкой глупости для гордого ума является поспешное стремление выразить своё мнение, поскольку наличие мнения о чем бы то ни было, само по себе представляется признаком компетентности, опытности, просвещенности... Правота же (превосходство) заявленного мнения является гораздо более значительным предметом гордости, нежели его наличие, а потому в защите своих мнений гордость бывает превосходит все пределы субъективности.

Гордость ума направляет дискурс и логику человека только в одну сторону, на утверждение своей правоты и на отвержение всего, что его мнению противоречит. Но и человек отстаивающий, допустим некую объективную истину, поступает так же. Отличие рассматриваемой ситуации заключается лишь в пристрастном отношении к превосходству своей правоты, что подобно интеллектуальному ослеплению. И чем сильней человек дорожит превосходством своей точки зрения, тем выше мера его интеллектуальной слепоты. Тогда как скромность, (бесстрастное отношение к высоте своих достоинств и лестности мнения о них) в данном случае это бесстрастное отношение к превосходству своего ума, обеспечивает гораздо большую объективность.

Гордость ума не размышляя принимает на веру всё, что хоть как-то подтверждает её представления, и априорно отвергает даже самые убедительные и очевидные контраргументы, если они опровергают её мнение, что останавливает развитие миропонимания человека на границе тех убеждений, которые у него уже есть. Такой человек непроизвольно сопротивляется своему собственному развитию, ибо состояние его интеллектуального самодовольства может только разрушаться от нового, иного и более совершенного знания. Путь же к мудрости может основываться только на органичном принятии того факта, что твои представления как минимум несовершенны.  

Гордость ума ограничивается кругом лестных для себя представлений, и тем самым делает субъективистский самообман нормой мировосприятия.

Убеждения человека в значительной степени формируются на основании престижных воззрений. Престижность воззрений бывает обусловлена такими их качествами как: героичность, загадочность, интеллектуальность, метафоричность, модность, независимость, необычность, протестность, общепризнанность, оригинальность, остроумность, парадоксальность, патриотичность, популярность, прогрессивность, революционность, смелость, современность, таинственность, экзотичность...

Престижные воззрения легко принимаются гордостью ума, потому что престижность принятого мнения автоматически становится её собственным престижем. Доказательная же база лестного воззрения для гордости ума совершенно не важна, или как говорили в старину на Руси, «Умному ясное, дураку - красное».

Феномен стремительного распространения модных воззрений объясняется стремлением гордости ума укрепить свой авторитет своей причастностью к модным идеям. Таким образом, в обществе во все века циркулирует пошлость и глупость, питающиеся гордостью человеческого ума, неизменно претендующего на «прогрессивность» мышления.

В подтверждение вышесказанного ещё раз обратимся к авторитетным мнениям…

Самомнение - враг совершенствования.    Бион Бористенит.

Самое верное средство ошибаться - это считать себя непогрешимым.      П.Буаст.

Человек, не допускающий сомнений, ставит предел своему уму.     К.Гельвеций.

Все глупцы упрямы и все упрямцы глупы.    Б.Грасиан.

Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе.    Б.Паскаль

Упрямый человек не обладает мнением, а мнение обладает им.    А.Поп.

Глупость становится впереди, чтобы ее видели, ум становится позади, чтобы видеть.    Кармен Сильва.

Те, кто никогда не отказываются от ранее высказанных взглядов, любят себя больше, чем истину.    Ж.Жубер.

В заключение главы хотелось бы напомнить, что рассмотренные выше механизмы когнитивных искажений являются частным случаем лишь одного из мотивационных симптомокомплексов.

 

ЭМПАТИЧНОСТЬ – ИСТОЧНИК УМА.

Термин «эмпатия», ближе всего по значению к таким понятиям, как сочувствие, сопереживание, но отличается от них отсутствием трагичности в своём значении, и как следствие, более широкой областью применения.

Эмпатичность способна реагировать не только на физические страдания окружающих, но и на их психологический дискомфорт обусловленный такими их эмоциями как: страх, стыд, обида, разочарование, тревога, уныние, отчаяние, неловкость, досада, неудовлетворённость, недовольство, скука, чувство неполноценности…

Эмпатическая потребность, это потребность в физическом и психологическом комфорте другого человека, она движима способностью тонко чувствовать и остро переживать состояние другого человека. В отличие от прочих (личных) потребностей, эмпатические мотивации обусловлены интересами окружающих. Спектр проявлений эмпатической потребности в благе окружающих простирается от едва уловимых проявлений деликатности, до героического самопожертвования. Эмпатия, в той или иной мере свойственна каждому человеку, однако степень эмпатичности  у разных людей может очень сильно различаться.

Эмпатичность, как качество позволяющее отождествлять себя с другим человеком, ставить себя на его место, является основополагающим качеством, определяющим объективность ума…

Во-первых, эмпат по определению обладает более глубоким и тонким опытом понимания людей, потому что психологическое состояние окружающих значимо для эмпата почти так же как и своё собственное.

Во-вторых, способность ставить себя на место другого человека автоматически нейтрализует личные эгоистические мотивации искажающие объективность мировосприятия.

Объективность возможна лишь с принятием равенства своих и чужих интересов, то есть лишь посредством эмпатичности. Человек, принявший равенство своих и чужих интересов, обретает возможность воспринимать действительность с точки зрения всех, с кем он уравнял свое «Я», то есть объективно справедливо. Мера самоотреченности в принятии равенства своих и чужих интересов – это мера объективности мировосприятия, а фактически мера «социального» ума.

Ум («социальный») определяется объективностью эмпатичности и тонкостью эмпатического опыта в понимании людей.

Глупость («социальная») – это субъективность эгоистически узкого и предвзятого  мировосприятия.

Эмпат априори обладает ещё одним основополагающим нравственным качеством - утончённой совестливостью, ибо в основе совести лежит именно эмпатичность. Именно эмпатия, а не что-либо иное диктует нравственному чувству (совести) знаменитое…  «не делай другим того, чего не желал бы себе» и «поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой». Этим правилам в отдельных, нормативных ситуациях человек может так же следовать из страха перед осуждением и наказанием, но это уже совсем другие мотивации, которые не формируют ни объективности, ни тонкости ума.

Совесть – проявление эмпатии, а поэтому рассмотреть понятие совести в том же контексте, в котором рассмотрена эмпатия будет совершенно справедливо.

Человек, это средоточие бытия, а потому нет ничего более значимого для понимания, чем глубокое, тонкое и объективное понимание человеком самого себя и других людей.

У человека нет более удобного объекта для изучения тонких человеческих проявлений, чем он сам. Насколько глубоко человек понимает себя, настолько глубоко он понимает всех. Однако человек невольно избегает объективного самопонимания, потому что не желает замечать, что его поведение зачастую определяется такими его качествами, как: алчность, бессердечие, бесстыдство, высокомерие, гордыня, двуличие, жадность, жестокость, злопамятность, зловредность, злорадство, зависть, интриганство, корыстолюбие, леность, лживость, лукавство, льстивость, мелочность, малодушие, мстительность, нечестность, недоброжелательность,  невоздержанность, недобросовестность, нетерпимость, неблагодарность, несправедливость, пренебрежительность, притворство, равнодушие, раздражительность, самодовольство, самодурство, самоуверенность, скупость, сварливость, тщеславие, угодливость, упрямство, хвастовство и т.п.

Несовестливый, из-за нежелания замечать в себе эти и тому подобные проявления искажает и ограничивает понимание самого себя, а как следствие он и окружающих воспринимает так же поверхностно примитивно, то есть как глупец.

В нравственно окрашенных ситуациях императивы совести всегда направлены против интересов, желаний и амбиций человека. Человеку выгодно не слышать голоса совести, и потому человек несовестливый может совершенно искренне оправдать или вовсе не заметить в своих суждениях сколь угодно очевидную глупость, неправду и демагогию. Именно предвзятость заинтересованности заставляет человека в ситуациях нравственного выбора обманывать себя и фальсифицировать свою правоту демагогическими уловками самообмана. Человек с неразвитым нравственным чувством может быть столь виртуозен в самооправдании, что даже будучи серийным убийцей он может не испытывать чувства неправоты.

Тогда как человек совестливый приобретает не только глубину нравственных качеств, но и глубину понимания человека, то есть глубину ума.

Как это не парадоксально, но справедливость ума и справедливость нравственности  единородны. Не только нравственность, но и ум заключён в строгом, требовательном отношении к себе, и в терпимом, благожелательном отношении к другим. Кстати и эта мысль не нова. Приведём несколько авторитетных суждений на эту тему…

Кто мудр, тот и добр.     Сократ.

Разумное и нравственное всегда совпадают.    Л.Толстой

Очисти сердце - тогда и поймёшь.     Амвросий Оптинский.

Мудрость - это ум, настоянный на совести.    Ф.Искандер.

Нравственность, есть правда.    В.Шукшин.

Истинная мудрость есть распознание того, что должно делать и чего не должно.       Свт. Василий Великий.

Высшая мудрость - различать добро и зло.     Сократ.

Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно.     Конфуций.

То, что человек принимающий нравственность принимает мудрость можно легко заметить на примере людей глубоко порядочных, они неизменно отличаются объективностью и тонкостью мышления, люди же корыстные, недобрые, самодовольные, суетные, беспринципные, напротив, всегда отличаются демагогичным, эгоистически – примитивным миропониманием.

Много раз отмечалась взаимосвязь между образованностью человека и его нравственными качествами. При этом всегда делался однозначный вывод, что нравственные качества являются следствием образования.

Однако есть все основания предполагать, что причинность здесь обратная, что это нравственные качества позитивно влияют не только на социальный ум, но и на интеллектуальность человека. Да, не всякий добрый ребёнок отличается интеллектуальностью, но если рассмотреть круг социально  успешных, хорошо учащихся детей, то можно легко заметить, что именно эту среду отличают доброта, скромность, великодушие, добросовестность, благородство, то есть нравственные качества, которые ещё не могут быть следствием просвещённости, но как представляется являются её предпосылкой…

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки." И кто ни разу не попадал под влияние мощной харизмы такого типа личностей ?)) Тоже уметь надо.Подобные способности легко использовать ради собственной наживы или самоутверждения при тяге к власти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да полностью согласен с Людмилой Яковлевной! именно это и наблюдаю среди коллег.

Хреновые коллеги.

 

К примеру....кто "умнее"

Женщина с тремя высшими образованиями....бизнес леди с хорошей работой и прочими заслугами (ну типа, образованная) но при этом абсолютно не в состоянии построить свою личную жизнь и страдающая от этого.

потому как 35, ни мужика нормального , ни детей...ни семьи.

или

Девушка с тремя классами ПТУ, спокойно работающая в скромной конторе за символические деньги. но вполне с удавшейся семьей, с нормальным мужиком....и детками. Эдакая "мудрая"

 

вот и получается, что МНОГОЗНАНИЕ- ЭТО НЕ ЗНАЧИТ УМ.

а про житейскую МУДРОСТЬ  я вообще промолчу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...