Перейти к содержанию

Недостаточно исповедовать поваренную книгу


Рекомендуемые сообщения

Недостаточно исповедовать поваренную книгу

Или: неправильное богословие не препятствует правильному созерцанию.

 

"Неправильное богословие" вовсе не препятствует "правильной мистике". 

 Даже исходя из неверных интеллектуальных представлений, человек может достичь, вступить в царство истины, где преображаются не только его ум, но и все его существо.

 При этом ни "неправильное богословие" не терпит никакого ущерба, ни достигший святости человек, который вовсе от него не отказывается.

 

 Те, кто думает, что я вас тут только достаю, - заблуждаются. 

 Евреев, например, достаю еще шибче. Но только знакомых и лично. 

 А тут чё-то дернуло меня пообщаться с незнакомыми. Мне их завсегда жалко, потому старалась вести себя деликатно и осмотрительно. 

 

 Речь зашла о критике христианского понятия Троицы. 

 Ну, а я, как всегда, завсегда согласная. 

 Соня никого не хочет победить.

 

 Мой ответ: 

 "Да? Ваши мысли ближе к иеговизму, чем к иудаизму. Впрочем, какая разница. 

 Если собственные, значит ум не задогматизирован, а открыт для размышления. 

 

 Прежде всего, хочу сказать, что согласно взятому на себя самоограничению, никакой "пропагандой христианства" на этом форуме заниматься не буду. А вот его критикой - сколько угодно :). 

 Поэтому могу только в таком ключе говорить, скажем, о Троице. 

 

 Хоть понятие Троицы (в каждом случае - в своем особом смысле) свойственно и другим великим религиям (Тримурти индуизма, Трикайя буддизма), христианство находит единственное подтверждение понятия Троицы в Танахе (ВЗавете) в эпизоде явлениях трех ангелов Аврааму, поскольку Авраам к ним троим обращается в единственном числе и именует его-их так, как подобает только одному Богу Высочайшему. 

 

 Это весьма забавно, поскольку, если это так, то буквально в следующей главе повествуется об абсолютно для этого понятия невозможном, богохульственном и непредставимом "разделении Троицы": в С(о)дом отправляются только два ангела из трех. 

 

 (Неоднократно задавала этот вопрос православным архиереям и обычно слышала в ответ: "Знаете, я никогда об этом не задумывался") 

 

 

 Поэтому, наиболее логичное, естественное и последовательное понимание этого эпизода в иудаизме христианству 

 (через несколько столетий начавшим все больше утрачивать связь со своим еврейским лоном) 

 просто неизвестно. 

 

 А именно: 

 В сопровождении двух ангелов Аврааму явился Мелех-ха-Поним, Ангел Лица": максимально возможное на земле материальной воплощение безначального непредставимого Бога. 

 

 (Это к вопросу о возможности боговоплощения в иудаизме). 

 

 Тем не менее, на основании христианского учения о Троице, или независимо от него, у Сергия Радонежского было видение Троицы столь великой просветляющей силы, что не только дало в последствии название Троице-Сергиевской лавре, но и всего лишь в пересказе ученика св. Сергия - преп. Никона вдохновило Андрея Рублева на создание не только шедевра мировой живописи, но и иконы, обладающей прямым преображающим воздействием на умы и сердца людей. 

 

 (Кстати, явление ангелов Аврааму - единственно допустимое в православии изображение Троицы. Иконография с бородатым дяденькой и голубком считается перенятой у католиков и еретической; 

 см., например, на сей счет работы французского иконописца-монаха Григория Круга.) 

 

 Что главное хочу тут сказать? 

 Что "неправильное богословие" вовсе не препятствует "правильной мистике". Даже исходя из неверных интеллектуальных представлений, человек может достичь, вступить в царство истины, где преображаются не только его ум, но и все его существо. 

 При этом ни "неправильное богословие" не терпит никакого ущерба, ни достигший святости человек, который вовсе от него не отказывается. 

 

 И напротив. Как говорил о системе Станиславского замечательный питерский режиссер Николай Акимов, "ни одна самая замечательная поваренная книга не может оправдать испорченного обеда". 

 Меня мало тревожит правильность, логическая стройность и историческая достоверность религиозных представлений. 

 А понимание религии как идеологии мне видится омерзительным богохульством. 

 Религия - это "поваренная книга"; просто читать и изучать ее, восхищаться ею - недостаточно. Недостаточно исповедовать поваренную книгу.. Надо использовать ее по назначению.

 

 

 Еще можно сказать, что религия - это золотой ключик от неведомой еще нам волшебной двери.

 Ключом надо научиться пользоваться.

 Дверь надо отыскать и открыть.

 

 Поместить золотой ключик в драгоценный ларец и простираться перед ним ниц - странное занятие.

 

post-82827-0-75591100-1503386153_thumb.jpg

post-82827-0-26686100-1503386204_thumb.jpg

post-82827-0-38447800-1503386216_thumb.jpg

  • Не нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 Религия - это "поваренная книга"; просто читать и изучать ее, восхищаться ею - недостаточно. Недостаточно исповедовать поваренную книгу.. Надо использовать ее по назначению.

Согласен:  догматику можно сравнить с поваренной книгой или даже с меню. Недостаточно просто прочесть о каких-то трёх вещах (рюмке, коньяке и ломтике лимона) - их надо попробовать, чтобы понять.

 

Мистический опыт чрезвычайно индивидуален и разнообразен, а догматика даёт универсальные формулы нормативного значения. Но я бы не стал противопоставлять одно другому. Ибо разве мы не знаем куда )(в какиедебри прельщений) может завести бесконтрольный мистический опыт. Догматические ориентиры - это как бы камертон, который должен учитываться. К тому же интерпретировать сам по себе невыразимый мистический опыт можно только в какой-то уже существующей системе смыслов.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласен: догматику можно сравнить с поваренной книгой или даже с меню. Недостаточно просто прочесть о каких-то трёх вещах (рюмке, коньяке и ломтике лимона) - их надо попробовать, чтобы понять.

 

Мистический опыт чрезвычайно индивидуален и разнообразен, а догматика даёт универсальные формулы нормативного значения. Но я бы не стал противопоставлять одно другому. Ибо разве мы не знаем куда )(в какиедебри прельщений) может завести бесконтрольный мистический опыт. Догматические ориентиры - это как бы камертон, который должен учитываться. К тому же интерпретировать сам по себе невыразимый мистический опыт можно только в какой-то уже существующей системе смыслов.

Выпейте лучше яду. Проверим, как он.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 "Хоть понятие Троицы (в каждом случае - в своем особом смысле) свойственно и другим великим религиям (Тримурти индуизма, Трикайя буддизма), христианство находит единственное подтверждение понятия Троицы в Танахе (ВЗавете) в эпизоде явлениях трех ангелов Аврааму, поскольку Авраам к ним троим обращается в единственном числе и именует его-их так, как подобает только одному Богу Высочайшему. "

Это очень и очень серьезная тема и глубокая, вы правы. Я лично рекомендую ознакомиться, если не знакомы с работой Карла Юнга "Попытка психологического истолкования догмата Троица". Вкратце дополню ваши мысли мыслями Юнга из данной работы. Эти божественные триады встречаются уже на примитивной стадии развития религии. Есть вавилонская триада: Ану, Бела, Эа. В египетской триаде: бог-отец, бог-сын (фараон), Ка-мутеф - порождающая сила Бога.  В греческой истории духа отдельно выступает математическая философская спекуляция духа. Это очень общирная тема для изучения.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тем тут немало:
- основная: 
а) опасность наших вероисповедальных, интеллектуальных и прочих заблуждений
б) соотнесенность религиозных убеждений и молитвенного опыта

- понятие о Троицы в разных христианских традициях
(в частности, как и кто на форуме трактует приведенный эпизод с Авраамом)
- принципы диалога, разговора о вере с инославными. Когда нужно отстаивать свои убеждения, а когда можно, не выпячивая их, встать на точку зрения другого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кульминация в парадоксе: можно "неправильно верить", что не особо-то и препятствует. 

Есть хасидская история, пересказанная потом и на христианский лад. 
Идут Баал Шем Тов и Дов Бер из Межерича мимо синагоги и видят: дурачок читает молитвенник как попало, Пасху за Ханукой, просто подряд и все. 
Они ему указали, как правильно и пошли себе дальше. 

Переправились они через реку и вдруг видят: несется дурак стремглав к ним, ступая по водам, и кричит: "Я снова все перезабыл! Повторите, как надо правильно молиться!" 
Увидев такое дело, Баал Шем Тов сказал: 
"Знаешь что. Молись-ка ты лучше так, как молился прежде".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Цитата

 

А там отмечено, что два ангела из ТЕХ трех?

 

 

Вот талмудист-то!  :)Прекрасное возражение. такого еще никогда не слышала.
Респект.
При том, что из контекста это очевидно. Да, два ангела из ТЕХ трех.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Соня: Есть хасидская история, пересказанная потом и на христианский лад.
 
//Как шикарно эту историю исковеркали, полностью уничтожив изначальный смысл.
Звучит она так.
Однажды в Дни Трепета святой каббалист Ицхак Лурия услышал Бат Кол (Глас Божий). Голос сказал, что, как ни велико молитвенное рвение Ицхака, в соседнем городе есть человек, превосходящий в искусстве молитвы даже его. Лурия, не мешкая, отправился в тот город и отыскал того, о ком ему было сказано.
— Я слышал о тебе удивительные вещи, — произнёс Лурия. — Ты учёный? Изучаешь Тору?
— Нет, — ответил мужчина, — у меня не было возможности учиться.
— Должно быть, ты мастер Псалмов, гений богослужения, вкладывающий в молитву необыкновенную силу.
— Нет. Конечно, я много раз слышал Псалмы, но не знаю на память ни одного из них.
— И всё же, — воскликнул Лурия, — я знаю, что твоя молитва своей силой превосходит даже мою. Что же ты сделал в Дни Трепета, чтобы заслужить такую похвалу?
— Рабби, — услышал он в ответ, — я неграмотен. Из двадцати двух букв алеф-бейс (алфавита) я знаю только десять. Когда я вошёл в синагогу и увидел единоверцев, страстно предающихся молитве, сердце едва не разорвалось в моей груди. Но ведь я не знаю ни одной молитвы. И тогда я сказал: «Рибоно шел Олам (Господин Вселенной)! Алеф, бейс, гимел, далет, хе, вав, зайн, хет, тет, йод — вот все буквы, которые мне известны. Соедини их по Своему усмотрению, да принесут они Тебе радость». Затем я стал попросту снова и снова повторять эти буквы, а там уж Бог, надеюсь, Сам из них сложит нужные слова.//

Нет, это другая история. И тоже перенесенная в нескольких вариантах в хасидизм.
Это ближе к христианской притче "Жонглер Богоматери", рассказанной еще, кажется, в "Золотой книге".
И к хасидской истории, как в Йом Кипур, великий цадик (приписывается нескольким именам)
никак не мог отворить врата молитвы и испросить прощения за непрощенные грехи общины. Вся синагога застыла в молитвенном напряжении. И тут маленький неграмотный мальчик вместо молитвы заиграл на своей дудочке. Не успели возмущенные взрослые его остановить, как врата молитвы раскрылись.

я спрашивала, почему столько беспардонного нарушения копирайта.
Почему добрая половина талмудических легенд (пардон, историй) переносилась в хасидский контекст и приписывалась цадикам 18-го века?
И мне очень умно ответили (ой, как умно, уж забыла, Ладно. Вот вам булочка без изюма).
Чудеса не произвольны, а имеют определенную структуру и порядок.
Потому случившееся в стародавности могло буквально повториться и в позднейшее время.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...