Перейти к содержанию

Человек мистический


Агент 007

Рекомендуемые сообщения

Что-то давно тем новых не создавал. Тут подумалось, как собственно, с психологической точки зрения объективно рассматривать религиозное переживание, которое неожиданно открывается субъекту в его жизни. Кому открывается, конечно. И вспомнил работу психоаналитика Эриха Нойманна "Человек мистический":

 

"Мы уже говорили о том, что человек по своей природе есть человек мистический. Под этим подразумевается, что развитие его природных стадий с их архетипическими встречами налагает мистический отпечаток на внутреннее развитие каждого человека, хотя он может и не знать об этом. Такое влияние имеет место в определенных кризисах трансформации, аналогичных органическим кризисам, и определяемых регулярным вторжением психологических факторов, или архетипов...

 

...О мистической встрече между эго и не-эго сигнализирует вторжение плероматического уроборического элемента в сферу человеческой жизни. Или, используя обратную формулировку, при проявлении мистического феномена эго выходит за пределы архетипического неба и проникает в плероматическую уроборическую сферу бытия. Подобно тому, как в каждой мандале периферия и центр взаимозаменяемы, так и здесь, плероматический уроборический элемент может рассматриваться как небесный океан, окружающий божественное, как охватывающая сфера, или же как творческое ядро небытия в центре человека. Говоря о мистической встрече эго и не-эго, мы можем с полным правом воскликнуть: “Низойди, или, лучше сказать, взойди”. Экстаз и проникновение в плероматическое небо есть по своей сути то же самое, что нисхождение и погружение в центральный творческий источник.

     Если не принимать во внимание творческих по своей природе людей, то случаи вторжения божества — четко очерченного или бесформенного — наиболее часто происходят в то время, когда архетипическая доминанта или, иными словами, некий нуминозный элемент, вызывает мгновенное изменение формы эго. Как было сказано, такие этапы и точки перехода характерны для человеческой психики; в норме они приводят к изменению личности и параллельному изменению эго и сознания."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

как вообще субъективное переживание можно рассматривать объективно ? 0_о

Очень просто. Потому что психика у людей устроена, так или иначе одинаково

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень просто. Потому что психика у людей устроена, так или иначе одинаково

да, но науке крайне мало известно о ее устройстве.

и как можно объективно интерпретировать религиозный опыт, если сам его не испытывал ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да, но науке крайне мало известно о ее устройстве.

и как можно объективно интерпретировать религиозный опыт, если сам его не испытывал ?

Скорее всего, это вам мало известно о науке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее всего, это вам мало известно о науке.

перешли на личности ? 0_о

как-то вы быстро...

неужели нету аргументов ?

зачем тогда открывали тему...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

перешли на личности ? 0_о

как-то вы быстро...

неужели нету аргументов ?

зачем тогда открывали тему...

Пустозвонство не интересно. Мне неведомы ваши представления о науке, и у кого вы считаете есть религиозный опыт, а у кого нет. Аргументов у вас нет. Чего ж вы хотите от меня

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот привязался. ) Нечего сказать, так и не надо писать

вам нечего ответить ?

теперь понятен переход на личности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вспомнил еще "Психосинтез" Роберто Ассаджоли, уже где-то постил. Описание той же мистической встречи Эго и не-Эго:

 

"Чтобы вполне понять те странные переживания, которые зачастую предшествуют пробуждению, следует рассмотреть некоторые психологические особенности "обычного" человека.

О нем можно сказать, что он не столько живет, сколько "проживает" жизнь. Его не волнуют проблемы цели, смысла и ценности жизни, – он принимает ее такой, какой она ему является; он посвящает себя своим собственным желаниям; он стремится к чувственным наслаждениям и трудится ради денег и удовлетворения честолюбивых помыслов. Если он человек более зрелый, то подчиняет свои личные интересы возложенным на него семейным и общественным обязанностям, не утруждая себя пониманием того, на чем основываются эти обязанности и откуда они берутся. Он может считать себя "религиозным" и верующим в Бога, но религия для него исчерпывается внешними формами и условностями; выполнив предписания своей церкви и приняв участие в ее обрядах, он полагает, что сделал все, что от него требовалось. Короче говоря, будучи слепо убежден в том, что единственно реален только этот зримый и осязаемый физический мир, он прочно привязан к земным благам и приписывает им безусловную ценность; практически он считает эту свою жизнь самоцельной. Его вера в "потусторонние" небеса, если у него таковая имеется, носит чисто теоретический, академический характер – на это указывает тот факт, что он готов сносить величайшие страдания, только бы оттянуть момент встречи с небесным блаженством.

Но однажды этот "обычный" человек может с тревогой и удивлением обнаружить, что в нем что-то изменилось. Это может случиться после ряда неудач; нередко это происходит после какого-то потрясения, например, утраты любимого или близкого друга. Но иногда это случается и без всякой видимой причины, среди полного довольства, здоровья и благоденствия. Перемена может быть внезапной или постепенной; часто она начинается с появления общего чувства неудовлетворенности. У человека возникает ощущение, что ему чего-то "недостает", но он не может сказать, чего именно; это нечто смутное, неуловимое, не имеющее определенной предметной формы.

К этому постепенно добавляется ощущение неподлинности и пустоты повседневной жизни; все личные дела человека, которые прежде были для него так интересны и поглощали так много внимания, психологически как бы отступают на задний план, утрачивают свою важность и ценность. Возникают новые проблемы. Индивид начинает искать исток и назначение жизни; задаваться вопросом, почему столь многое он принимал раньше на веру, считал само собой разумеющимся: спрашивать, например, в чем смысл его страданий и страданий других людей, чем могут быть оправданы многочисленные превратности человеческой судьбы и т. д. "

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Но однажды этот "обычный" человек может с тревогой и удивлением обнаружить, что в нем что-то изменилось. Это может случиться после ряда неудач; нередко это происходит после какого-то потрясения, например, утраты любимого или близкого друга. Но иногда это случается и без всякой видимой причины, среди полного довольства, здоровья и благоденствия. Перемена может быть внезапной или постепенной; часто она начинается с появления общего чувства неудовлетворенности. У человека возникает ощущение, что ему чего-то "недостает", но он не может сказать, чего именно; это нечто смутное, неуловимое, не имеющее определенной предметной формы.

К этому постепенно добавляется ощущение неподлинности и пустоты повседневной жизни; все личные дела человека, которые прежде были для него так интересны и поглощали так много внимания, психологически как бы отступают на задний план, утрачивают свою важность и ценность. Возникают новые проблемы. Индивид начинает искать исток и назначение жизни; задаваться вопросом, почему столь многое он принимал раньше на веру, считал само собой разумеющимся: спрашивать, например, в чем смысл его страданий и страданий других людей, чем могут быть оправданы многочисленные превратности человеческой судьбы и т. д. 

 

В принципе, это наблюдается в каждой третьей теме на форуме. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В принципе, это наблюдается в каждой третьей теме на форуме. 

Чего-то не наблюдаю психологических интерпретаций таких) А мне это интересно, анализировать религиозные переживания с психологической точки зрения. Так сказать, при этом, упорядочиваешь и осмысляешь объективно внутренний мир.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До "психологических интерпретаций" еще надо дорасти. Я о сути проблемы говорю, корень которой в мультикультурности современного общества. С одной стороны это возможности и перспективы для развития индивида, с другой - сложности с самоопределением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"сложности с самоопределением"

Ну да. Чапайский, вы по всей видимости, гражданин, который жил в совке еще.) Я не жил в основном уже. Вы считаете, что до перестройки не было проблемы с самоопределением в Союзе, по сравнению с сегодняшним информационным воздействием? Интересно мнение бывалого)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 Вы считаете, что до перестройки не было проблемы с самоопределением в Союзе, по сравнению с сегодняшним информационным воздействием?

 

Проблемы с самоопределением были всегда и всегда будут. Другое дело, что до перестройки у обывателя было меньше свободы доступа к разносторонней информации и соответственно меньше соблазнов представляла текущая жизнь. 

 

Т.е. чтобы чем-то соблазниться, кроме того немногого, что было доступно, нужно было еще отыскать эти соблазны и только потом ими соблазняться. Своего рода был дефицит соблазнов. Сейчас же эти соблазны на каждом шагу, а вот возможности их реализации все так же, как и в прошлом, доступны лишь немногим. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Сейчас же эти соблазны на каждом шагу, а вот возможности их реализации все так же, как и в прошлом, доступны лишь немногим. "

 

Из статьи:

 

В. И. Белов

1991 г.

 

 

В начале 60-х годов я учился в Москве. Помнится, библиотекарша Литературного института не выдала мне том Достоевского с «Дневником писателя». Сослалась на какой-то запрет свыше. Чушь, не было никакого запрета. Это сама она не хотела, чтобы я прочитал «Дневник»... И все-таки многие уже читали и Достоевского, и Соловьева. Шли разговоры о Леонтьеве, Бердяеве, хотя книг не было. Пошла мода на Н. Федорова... Заговорили наконец об о. Сергии Булгакове и об Павле Флоренском.

Нам как бы выдавали по грошику из грандиозной, веками копившейся русской философской казны! (Очень похоже на то, как нынче возвращают областям, улицам и городам подлинные названия. По одному названию в год. Не правда ли, очень надолго хватит...)

Помню случаи, и очень четко, как в 1949 году за чтение Есенина и Блока исключали из комсомола. Будьте довольны тем, что у нас есть Демьян Бедный, Маяковский и Безыменский! Все уже забыли, с каким трудом, с каким скрипом (да еще с купюрами) был переиздан словарь Даля. Карамзина проталкивали всем миром. О русском же философском наследии и толковать стыдно... Только теперь, с оглядкой, вполголоса заговорили об издании К. Леонтьева, но издательства отнюдь не спешат с публикациями. Читать по русской философии и до сих пор нечего. Читайте, студенты, Мережковского, пресловутый самиздат и легализованную книжную продукцию, вывозимую из-за рубежа «прорабами» перестройки. Эти-то знают, чего везти. (Во всех случаях процветает безудержная денежная и прочая спекуляция.) В книжном потоке, хлынувшем к нам с Запада, преобладают Чонкины, а не Горкины*. Пресса на все лады хвалит Бердяева... Розанов успешно реабилитирован, но отчего же печать ведет себя так сдержанно, когда речь заходит об Иване Александровиче Ильине?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть волки, овцы, пастухи и хозяева пастухов(которые овцами питаются, впрочем как волки)...у каждого свое место в мироздании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Индивид начинает искать исток и назначение жизни; задаваться вопросом, почему столь многое он принимал раньше на веру, считал само собой разумеющимся: спрашивать, например, в чем смысл его страданий и страданий других людей, чем могут быть оправданы многочисленные превратности человеческой судьбы и т. д. "

 

На эти вопросы есть однозначные ответы?

 

 

Описание той же мистической встречи Эго и не-Эго:

 

 

 

Тут подумалось, как собственно, с психологической точки зрения объективно рассматривать религиозное переживание, которое неожиданно открывается субъекту в его жизни.

 

Наверное, с психологической точки зрения это расширение сознания.

Если это мистическое переживание человеку удастся как-то интегрировать, то это будет укреплением Эго.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Сейчас же эти соблазны на каждом шагу, а вот возможности их реализации все так же, как и в прошлом, доступны лишь немногим. "

 

Из статьи:

 

В. И. Белов

1991 г.

 

 

В начале 60-х годов я учился в Москве......но отчего же печать ведет себя так сдержанно, когда речь заходит об Иване Александровиче Ильине?

Дед Ивана Ильина по отцу — Иван Иванович Ильин (1799—1865), полковник, инженер-строитель, участвовал в строительстве Большого Кремлёвского дворца, потом был его комендантом.
А сам  Ива́н Алекса́ндрович Ильи́н (28 марта (9 апреля) 1883[3], Москва — 21 декабря 1954, Цолликон) — русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС).
 
И получились *двойные стандарты*.Ругать нельзя-хвалить нельзя.
казнить нельзя помиловать-как запятую поставишь,так и смысл поменяется.
Кто же будет ругать комендатского внука в 60 годах???-Это нужно было быть совсем невменяемым-это была Сибирь..лет на 10.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В. И. Белов

1991 г.

В 1991 г. уже заканчивалась "перестройка" (закончилась как раз 8 дек. 1991 г = 26 лет лет назад) и Белов, конечно, писал в "нужной струе" (как и Солоухин, и прочие). Но думаю, что всё было не так грустно, как сейчас рисуют победившие либералы.

50-е - 60-е годы плохо помню (мыл малышом), но в 70-е уже вовсю цвела т.н. II культура (независимая от официоза) и никаких проблем с информацией не было: Бердяев (в т.ч. "Миросозерцание Достоевского"), Булгаков, Флоренский и западные гуру - все были в т.н. "Самиздате" и ходили по рукам. Это сейчас никто ничего не читает (потому что бабло надо зарабатывать), а тогда читали жадно и массово именно неофициальное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ники́та Серге́евич Хрущёв у власти был.Вся номенклатура его боялась.Какие заговоры были тогда.И за самоиздат много кого посадили и расстреляли..А тут внук самого Коменданта бывшего.Вот и молчали все.И.В .Белов это писал в 60 годы.

Запутались в годах просто.

 

В 1991 г. уже заканчивалась 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...