Перейти к содержанию

Безграмотность или нарушение речи? Дисграфия и дислексия.


Рекомендуемые сообщения

  • Психологи

Всем доброго времени суток. )) 

 

Начать статью решила с откровений одного дисграфика ( дисграфия - нарушение письменной речи , о котором пойдёт повествование ниже)...

Материал взят с его странички и называется  "Причины безграмотности или исповедь дисграфика". 

Итак..

 

Мне 21 год, я студент химик. На первом курсе, один профессор смотрел мою домашнюю работу и сказал: «Пишешь ты хорошо и умно, но вот почему так безграмотно?» Я ему ответил, что: «Пишу либо умно, либо грамотно». Он засмеялся.

Так оно и есть в жизни. Я могу либо писать, что думаю, и тогда будет несусветная ахинея, ужас филолога. Или писать грамотно, но тогда на 1000 символов, придётся угрохать 30 минут редактуры. Что и было сделано с этим текстом. Контестенцию я не смог исправить, даже гугль не понимает, что за слово я имею в виду. Вот до того, сильным бывает эта самая безграмадность. К слову как она пишется? В тексте я её исправлять не буду, оставлю для примера.
Могу кстати объяснить, почему дисграфия у меня осталась со школьных годов. Я про свой диагноз узнал относительно недавно, где-то с год назад.
В школе я был хорошим учеником, учёба мне нравилась. Все предметы казались лёгкими кроме двух – русского языка и чтения. Я когда читал, не мог понять текст (да и сейчас нужно сильно концентрироваться, чтобы понять смысл текста сразу). С русским языком всё было интереснее, правила я учил. Рассказывал. Как начинался диктант, так учителя вешались. От 4 до 15 ошибок минимум. Ни один диктант за все 11 лет учёбы не написал на 5. Максимум на 4 и то один раз. Все остальные 2 как правило, реже на 3. Учителя думали, что я над ними издеваюсь, у меня время от времени, почерк то мелкий, то крупный был. А нет, оказывается это всё следствия запущенности дисграфии. Вообщем, за 11 лет они не удосужились, как-либо попробовать мне помочь научиться грамотному письму, более того, я всё время конфликтовал с учителем русского языка. В итоге всё желание познавать этот предмет отбили. Хотя я очень люблю русский язык, он очень красивый, эмоциональный. Но с грамматической точки зрения мне он не даётся.

 

 

А теперь рассмотрим, что же это за зверь "дисграфия"? ))

 

Очень часто причиной низкой грамотности как у детей, так и у взрослых, является несформированность тех или иных нюансов устной и письменной речи. 

Общая информация о дисграфии и причины её возникновения .

Дисграфия - это специфическое нарушение письма. Наиболее часто оно встречается у несовершеннолетних. Виды дисграфии, которые могут встречаться у детей, характеризуются проблемами при овладении навыками письма. Такое состояние возникает у ребенка при нормальном развитии интеллекта. Многие родители не сразу осознают, что у ребенка присутствует нарушение. Они нередко принимают его за недостаточный уровень знаний. Нарушение (все виды дисграфии) не возникает самостоятельно. Оно может сопровождаться иными состояниями. К ним можно отнести дислексию, общее недоразвитие речи или задержку психического развития. Ребенок с дисграфией совершает одни и те же ошибки. Они обусловлены не до конца сформированной высшей психической деятельностью, которая принимает участие в процессе письма. Виды дисграфии, которые встречаются у детей, доставляют им множество проблем, из-за которых они с трудом овладевают письменной речью. Ребенка, который имеет данное нарушение, непросто научить читать. 

Точную причину возникновения состояния определить достаточно трудно. На формирование данного нарушения влияет множество факторов. К одному из них можно отнести неравномерное развитие полушарий головного мозга. Существует мнение, что виды дисграфии и дислексии возникают в связи с генетической предрасположенностью. Такое нарушение также нередко возникает у детей, которые живут в двуязычных семьях. Известны следующие комплексные причины возникновения состояния: Низкий уровень интеллекта. Известно, что для того, чтобы научиться читать и писать, ребенок должен иметь хотя бы средний уровень развития. В ином случае могут возникнуть трудности с восприятием устной речи и запоминанием написания букв. Трудности с установлением последовательности. В таком случае ребенок не может понять правильное расположение букв в слове. Он либо пишет медленно и правильно, либо спешит, но допускает при этом множество ошибок. Невозможность обработать зрительную информацию. В таком случае ребенку трудно читать. Он не может быстро проанализировать то, что видит. Нередко виды дисграфии (нейропсихология об этом говорит) возникают у детей, которых родители начинают обучать грамоте, не обращая внимания на их психологическую неготовность. Нарушение может формироваться после травмы головного мозга. Нередко к причинам можно отнести нечеткость и неправильность речи окружающих.

Дислексия. Общая информация


В большинстве случаев помимо дисграфии у ребенка возникает дислексия. Данное состояние характеризуется избирательным нарушением способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении способности к обучению. Оно имеет нейрологическое происхождение. 
К признакам данного состояния можно отнести замедленное чтение с перестановкой букв. 
Существуют следующие виды дислексии:

фонематическая;
семантическая;
аграмматическая;
оптическая;
мнестическая.

Человека, который имеет дислексию, распознать нетрудно. Как правило, у него могут наблюдаться угадывающие чтение, трудности пересказа, множество ошибок при списывании, обостренный эстетический вкус и раздражительность. Люди, имеющие дислексию, достаточно необычно держат письменные принадлежности. Если у ребенка наблюдается хотя бы один симптом, рекомендовано обратиться как можно раньше к специалисту. 

Симптомы дисграфии .

Дисграфия характеризуется типичными и повторяющимися ошибками в процессе письма. Они не связаны с незнанием правил орфографии. Ошибки характеризуются смешением или заменой букв. Наблюдается нарушение буквенно-слоговой структуры слова. Одним из симптомов является неразборчивый почерк. В таком случае буквы имеют разную высоту и наклон. Они могут также находиться над или под строкой. Некоторые виды дисграфии и характер ошибок можно распознать по нарушению разговорной речи. В ней присутствуют те же ошибки, что и на письме. Наблюдается частая замена букв на схожие по фонетическому признаку. Со временем в разговорной речи может наблюдаться деление слов на слоги, а предложений на слова. К симптомам дисграфии также относится присутствие в словах новых букв или отсутствие окончаний. Данные признаки наиболее распространены среди школьников. Может также присутствовать неправильное склонение по падежам, родам и числам. Такие признаки возникают при несформированности речи. К симптомам дисграфии также относится добавление в слова лишних элементов. Человек с данным нарушением имеет неврологические расстройства, низкую работоспособность и снижение внимательности. Такие дети достаточно плохо запоминают полученную информацию. Может также наблюдаться зеркальное написание букв. 

Разновидности дисграфии

Существует пять основных типов:

акустический;
аграмматический;
артикуляторно-акустический;
оптический;
моторный.

Описание видов дисграфии

Нередко у детей встречается именно артикуляторно-акустическая дисграфия. В таком случае ребенок пишет так, как произносит. В ее основе лежит отражение неправильного произношения на письме. Чаще всего ребенок пропускает буквы или заменяет их на другие. Нередко ошибки на письме остаются после коррекции разговорной речи. Дети нередко заменяют в письменной речи глухие звуки "П", "Т", "Ш" на "Б", "Д", "Ж". Часто заменяются и шипящие на свистящие. В таком случае вместо "Ж", "Ш" ребенок пишет "З", "С".
Причина возникновения состояния на почве нарушений языкового анализа и синтеза - затруднение при делении предложений на слова. У детей с такой дисграфией возникают также проблемы с разделением слов на слоги и звуки. В таком случае ребенок пропускает гласные, согласные звуки, а также наблюдается слитное написание слов. Нередко встречается и акустическая дисграфия (нарушение фонемного распознавания). Данный вид нарушения характеризуется заменой букв на схожие по фонетическим признакам ("лес" - "лис"). Стоит отметить, что произношение остается правильным. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: ч-т, ч-щ и другие.
Акустический вид дисграфии проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме ("писмо", "лубит"). В тяжелых случаях могут смешиваться далекие артикуляторно и акустически звуки. Виды акустической дисграфии встречаются наиболее часто у детей дошкольного возраста.
Еще один тип дисграфии - аграмматический. Он связан с недоразвитием грамматического строя речи. Данный тип проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения или текста. В таком случае в письменной речи детей наблюдаются трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Их последовательность не всегда совпадает с последовательностью описываемых событий. Могут также наблюдаться замены суффиксов и префиксов ("захлестнула" - "нахлестнула").
Также существует оптическая дисграфия. В таком случае ребенок не может написать отдельные буквы. Это связано с непониманием их строения. Каждая буква состоит из отдельных элементов. Ребенок с оптической дисграфией не может понять процесс их соединения и написания.
Существует также дисграфия смешанного вида. Она диагностируется в том случае, если у пациента присутствует сразу несколько видов нарушения. Избавиться от такого состояния достаточно трудно. Без помощи специалиста не обойтись. 

Лечение дисграфии у специалиста

В некоторых случаях бессмысленно ругать ребенка за ошибки в орфографии и разговорной речи. Родителям рекомендовано заранее изучить, что такое дисграфия. Вполне возможно, что ошибки связаны не с нежеланием учиться, а с нарушением. Для того чтобы избавиться от него, потребуется прибегнуть к помощи опытного специалиста-логопеда. Процесс корректировки дисграфии длится достаточно долго. Однако без него, к сожалению, не обойтись. Дисграфия всегда связана с неполноценным развитием одной из структур головного мозга.
Нередко детям назначается медикаментозное лечение. К сожалению, одни таблетки ситуацию не исправят. Главная часть коррекции проходит на занятиях у логопеда. Достаточно важно обеспечить ребенка поддержкой. В процессе коррекции также должны участвовать родители. Стоит отметить, что чаще всего нарушение обнаруживается в возрасте 8-10 лет. Именно в этот период ребенок может полноценно анализировать услышанное и записывать его. Дети с дисграфией часто переживают из-за своей проблемы. Они опасаются сделать ошибки. Именно поэтому они прогуливают занятия и уклоняются от выполнения домашнего задания. Родители должны относиться к такому ребенку с пониманием и ни в коем случае не ругать его. 

Многим преподавателям неизвестны виды дисграфии, и коррекция их на занятиях в общеобразовательных учреждениях не проводится. Если учитель жалуется на низкую успеваемость ребенка, которая связана с неправильным прочтением или написанием слов, родителям необходимо уделить должное внимание данной проблеме и обратиться к логопеду-нейропсихологу для диагностики. 

Итак.. Я думаю, внимательные читатели уяснили))... Дисграфия - это состояние, которое характеризуется специфическими нарушениями письменной речи. Оно почти всегда сопровождается дислексией. Выявить данные состояния достаточно трудно. Нередко родители принимают ошибки ребенка за нежелание учиться. 

Учитывая, что нескорректированная в детстве дисграфия может служить источником проблем для взрослого человека, как описывалось в начале статьи, то любому, кто изъявит желание улучшить качество своей речи , письма, - прямая дорога на консультацию к логопеду-нейропсихологу. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

Главное - помнить: что даже во взрослом возрасте дисграфия и дислексия успешно диагностируются и при помощи специальных упражнений корректируются. 

 

Так что, не отчаивайтесь, обращайтесь ко мне за помощью. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

Консультации по проблемам общения с людьми ( страх публичных выступлений, неуверенность в себе,комплекс неполноценности, социофобия) , заикания, логоневроза и других нарушений речи ( в том числе,после инсульта), письма, чтения, голоса ( после операций на щитовидной железе) - https://psycheforum.ru/forum120.html .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...