Nadya109 Опубликовано 28 июля, 2009 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2009 ПРИЧИНЫ СЕКСУАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ Когда вы будете читать эту книгу, пожалуйста, поймите, что я не намереваюсь бездумно нападать на очевидно успешный подход к выздоровлению — я стремлюсь призвать читателей к серьезным поискам Бога. Если после прочтения этой главы люди осознают истинную природу своей сексуальной зависимости, я буду им благодарен, но я также надеюсь, что они пойдут дальше и ощутят более сильную жажду Бога. После многих лет работы с сексуально зависимыми людьми, которые считают, что они не в состоянии контролировать свои пристрастия, я пришел к выводу, что на вопрос, почему они стали сексуально зависимыми, простого ответа нет. Внутренние и внешние факторы, вызвавшие эту зависимость, очень сложны, и они касаются человеческой природы, среды и греха. Прежде чем мы изучим эти конкретные факторы, давайте взглянем на две основные модели — медицинскую и библейскую, которые обычно используются специалистами и другими людьми, пытающимися бороться с сексуальной зависимостью. В 1951-1952 гг. американский первооткрыватель в области исследований алкогольной зависимости в Йельской Летней школе изучения алкоголя Э. М. Джеллинек сделал заявление, что алкоголизм — это прогрессирующая и потенциально фатальная болезнь. С тех пор движение борьбы с разного рода зависимостью вышло за рамки лечения алкоголизма и наркомании и стало применяться к лечению почти любого чрезмерного типа поведения — будь то переедание или недоедание, курение, трудоголизм, клептомания, созависимость, страсть к покупкам, склонность к азартным играм, даже избыточная любовь... список можно продолжать очень долго. Проще говоря, теперь любое чрезмерное поведение или пристрастие, когда человек прибегает к чему-либо чаще, чем он сам считает правильным, называется болезнью или зависимостью. Ирония здесь заключается в том, что психологи и психиатры зачастую рассматривают и самих зависимых, и пострадавших от них людей в качестве больных, нуждающихся в лечении терапевтическими средствами. Я убежден, что человек не должен закрывать глаза на более глубокие причины сексуальной зависимости. Христиане часто рассматривают сексуальную зависимость как гоех, а затем определяют грех как неконтролируемую болезнь, не давая ему настоящего определения. Оценить сексуальную зависимость в свете греха трудно отчасти потому, что грех действительно пребывает вне нашего контроля. Означает ли это, что можно сделать вывод, будто грех равняется зависимости, а зависимость равняется греху? Являются ли они одним и тем же? Нет. Понимание зависимости не всегда помогает определить характер греха или подход к лечению зависимости. Грех — это гораздо больше, чем просто неправильный выбор, утрата контроля или разрушительное поведение, хотя все это, действительно, симптомы греха. Сущность греха состоит в автономности от Бога, неспособности быть зависимым от Него. Сексоголики не превращаются из здоровых людей в нездоровых просто из-за приобретения болезни, называемой зависимостью. Они отказываются прилепиться к Богу как к единственной личности, которая может удовлетворить их глубочайшие потребности и облегчить боль, вызванную отношениями с людьми, и этот отказ происходит не от неправильного воспитания, а от их лукавого, обманчивого сердца. А таково сердце каждого из нас. Отказ положиться на Бога как на единственный источник истинного удовлетворения виден прежде всего в наших отношениях друг с другом. Один человек может продемонстрировать такие симптомы угнездившегося в его сердце греха, как недобрые слова, клевета, лицемерие, обман, зависть и злословие (см.: Тит. 3:3; 1 Пет. 2:1). Эти проявления могут показаться неконтролируемыми, и они всегда разрушительны. В жизни другого человека это могут быть «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство; идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5:19-21). Ни для кого не будет достаточным просто изменить свое поведение или даже улучшить качество отношений с окружающими. Мы должны укреплять и развивать свои отношения с Богом и переносить опыт этих отношений на свое общение с людьми. Сексуально зависимый человек по-настоящему меняется тогда, когда меняются его отношения с Богом. Хотя эта позиция кому-то может показаться слишком простой, в процессе этих перемен возникает очень много проблем и поэтому ее нужно подробно рассмотреть. СЕКСУАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ: БИБЛЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ Специалисты в области душевного здоровья соглашаются друг с другом в том, что нам предстоит еще многое узнать о зависимости вообще и о сексуальной зависимости в частности. Однако я верю, что в поиске ответов на вопросы «кто мы есть» и «почему мы делаем то, что мы делаем» в первую очередь нужно прибегнуть к библейскому пониманию сексуальной зависимости, основанному на Божьем понимании нас самих. Если мы не начнем с объяснения самих себя — кто мы есть и почему мы делаем то, что мы делаем, а не с того, кто есть Бог и что Он делает, мы вообще не увидим духовного измерения зависимости. Библия, непогрешимое Божье Слово, дает нам мощные средства, позволяющие понять сексуальную зависимость и «запинаю-щий нас грех» (Евр. 12:1). С помощью Книги Бытие, которая показывает сексуальную близость, существовавшую до грехопадения, мы приобретаем фундаментальные убеждения не только относительно Божьего характера и человеческих отношений, но и красоты нашей сексуальности и безобразия нашего греха. Последствия грехопадения имеют огромное значение для понимания различных аспектов нашего сексуального поведения. Вообще говоря, грехопадение поставило под угрозу саму нашу мужественность и женственность — мы устыдились своей сексуальности. Грехопадение повлияло на все отношения, а значит, и на половые отношения тоже. Когда Бог сотворил Адама и Еву, Он хотел, чтобы их сексуальность и половые отношения стали выражением совершенной близости, а это полная противоположность самоудовлетворению. В Быт. 2:23-25 мы читаем прекрасное описание того, как мужчина и женщина радовались своей сексуальной близости: И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. Мы видим Божье признание, что их близость была хороша. В Его творении было заложено всякое удовлетворение от близкого общения и новой жизни. Мы ощущаем невообразимое благо Божьего дара сексуальности, которое представляет собой нечто гораздо большее, чем просто удовольствие от стимуляции гениталий, лекарство от чрезмерного желания или Божья попытка контролировать похоть. Адам и Ева испытывали невероятную радость единения и удовольствие от близких отношений, в которых не было места стыду. После того как Адам и Ева ослушались Бога, грех исказил то, что было Им сотворено. Совершенная близость, которую знали Адам и Ева, была утрачена. Грех стал частью человеческой природы, и сексуальность человека стала путаной и непонятной. Вот почему сегодня сексуальная близость сопровождается моментами глубокого разочарования, и все большее число пар ищет помощи у сексолога. Неверность, половая дисфункция и сексуальное насилие стали частыми темами в кабинетах консультантов и врачей, где люди ищут физического и духовного исцеления. Назвать зависимость болезнью — значит обесценить тот факт, что люди, живущие независимо от Бога в греховном бунте, отчаянно нуждаются в Христовом кресте и Божьей силой могут победить грех. Пытаясь заставить жизнь «работать» без Бога, все большее число специалистов используют по отношению к сексуальным отклонениям медицинскую терминологию, вместо того чтобы посмотреть в лицо последствиям грехопадения. Эта не лишенная высокомерия позиция предполагает, что мы можем постичь сложность человеческого поведения и понять, как его исправить. В соответствии с библейской моделью сексуальной зависимости попытки исправить только поведение не могут решить эту трудную и многогранную проблему, потому что такое поведение вызвано первородным грехом. Библейская модель утверждает, что сердца людей находятся в ужасающем состоянии, которое нельзя исправить просто работой с разрушительными последствиями потери контроля над сексуальным поведением. Библия говорит не о болезни, вызывающей проблему, а о лукавом и обманчивом человеческом сердце, которое продолжает порождать гораздо более серьезные проблемы, чем половая дисфункция. Согласно библейской модели, наиболее значительная причина или источник сексуальной зависимости лежит внутри самого человека. Об этом хорошо сказал Павел в Рим. 3:23: «...все согрешили и лишены славы Божией...» Грех — неотъемлемая часть нашей природы. Библия говорит, что сердце человека лукаво и испорчено (см.: Иер. 17:9; Ос. 10:2). Оно — бесконечный лабиринт сложных мотивов и реакций. Еще один ключевой отрывок гласит: «...но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:14-15). Иаков говорит не только об истинном источнике искушения и греха, но помогает понять истоки ненормального сексуального поведения. Он говорит нам, почему мы грешим. Чтобы в свете Библии понять происхождение ненормального сексуального поведения, мы должны сначала понять сущность человеческого желания. В каждом человеке с рождения живет потребность в любви. Это желание само по себе неплохо. Как же естественное и вполне законное желание становится плохим? Естественное человеческое желание становится плохим, когда оно начинает преследовать эгоистичные интересы (см.: Иак. 4:1-4). Эгоистичный интерес разглядеть трудно, особенно в себе самом, когда нам так больно и мы хотим того, что кажется нам таким законным — облегчения. Но когда мы берем наши внутренние естественные желания и превращаем их в оправдание, чтобы начать контролировать ситуацию, мы переходим границу, и наши желания становятся неправильными. На деле происходит следующее: человек, переживающий разочарование и боль, испытывает искушение. Эта внутренняя сила (его желание) обольщает его желаемым объектом (или человеком), который якобы может его удовлетворить. Этот объект или человек может быть вполне законным, как, например, жена, или незаконным, как порнографический журнал. В любом случае этот объект или человек вызывает сильное желание, которое стало «неправильным» из-за эгоистического интереса. Цель Иакова — описать для искушаемого человека происхождение греховного поведения. Каждый из нас искушается собственными «плохими» желаниями, следовательно, корень всякого отклонения лежит внутри нас. Искушение начинается не с похоти, а с «неправильного» желания обладать тем, что Бог сокрыл от нас в падшем мире. Законное желание становится «неправильным», когда мы проявляем нетерпение. У каждого из нас бывают моменты, когда мы говорим: «Я должен иметь все сразу». То, что предлагает это искушение, кажется разумным и правильным по отношению к нашим конкретным желаниям и нуждам. Когда мы оправдываем свои желания жалостью к самим себе, эгоистичными интересами и неизменно трудными обстоятельствами, мы отрицаем Божье участие в нашей жизни и Его право делать с нами то, что Он считает нужным. Наши желания становятся «неправильными» и направляют нас ко греху. У нас есть глубинное желание чувствовать себя счастливыми и изменять свои обстоятельства к лучшему. Трудности в отношениях с людьми в сочетании с обманчивым сердцем искушают любого человека строить греховные отношения. Но вот мы видим что-то, способное, как мы думаем, изменить нашу ситуацию. Наше лукавое сердце «покупается» на ложное и пустое обещание облегчения, принятия или удовлетворения. Когда лукавое сердце начинает верить обещанию, оно зачинает грех, который ведет к смерти. Лукавое сердце говорит: на самом деле мне не нужна реальная близость; я не обязан так жить; я не могу жить с такой болью; иллюзия отношений важнее, чем сами отношения; я могу делать то, что хочу и когда хочу, все остальное неважно. Когда мы смотрим на сексуальную зависимость сквозь призму медицинской теории, мы попадаем в ловушку: начинаем называть любое разрушительное поведение неизлечимой болезнью, вместо того чтобы считать его грехом, для избавления от которого нужна сила Христа. Теория о том, что зависимость — это болезнь, облегчает нашу вину, игнорируя тот факт, что сексуально зависимые люди совершают ужасные поступки, чтобы достичь искомого удовлетворения. В какой-то момент они сделали выбор в пользу сексуальной компенсации своего одиночества в падшем мире. В конце концов они стали верить, что секс и есть любовь и что они не могут без него жить. В царстве эротических фантазий о сексе с идеальным партнером сексоголики живут иллюзией, будто им всегда доступно то, чего они столь сильно жаждут. Эти люди имеют очень сильную мотивацию. Они требуют от себя контроля над своими нуждами, и в этом стремлении создают иллюзию, будто им удалось найти то, чего они не могли найти никаким другим способом. В итоге отказ от сексуального пристрастия для них равен смертному приговору. Это ощущение власти над болью, страданием и одиночеством заставляет сексоголика снова и снова прибегать к тому, что дает ему это ощущение. Желание ведет к нужде. Отчаяние ведет к действиям, которые удовлетворяют эту нужду. Поскольку удовлетворение этой нужды временно, действие должно повторяться, превращаясь таким образом в привычку. Греховные пристрастия действительно приносят некоторое удовлетворение, иначе они никогда бы не стали искушением для нас. Они предлагают временное убежище от реальности и сиюминутное облегчение. Однако когда мы потакаем своим греховным желаниям, мы отвергаем истину о сущности Бога и о том, что Он говорит о нас в Библии. Когда мы не позволяем Богу быть Тем, Кто Он есть, когда мы поклоняемся кому-то другому вместо Него, эти созданные нами подмены становятся идолами. Суть проблемы—в идолопоклонстве. Истина о Боге отметается нашей неправедностью (см.: Рим. 1:18). Почитая Бога, мы начинаем почитать и людей. Не почитая Бога, мы бесчестим себя и других. Трижды в 1-й главе своего Послания к Римлянам Павел использует выражение «предал их Бог». Когда мы не почитаем Бога, Бог на это реагирует. Когда в своем сердце мы грешим против Него, отказываясь на Него положиться, Он предает нас темноте наших сердец, которая творит еще ббльшую темноту. Он предает нас нашим собственным желаниям, позволяя нам в буквальном смысле находиться во власти этих желаний. Таким образом, моральное разложение является результатом Божьего гнева, а не его причиной. Бог поступает строго, поскольку Он предает нас во власть не просто наших желаний, но неуправляемых желаний. Мы требуем, Бог отступает. Мы выбираем самоуправление своей жизнью, вместо того чтобы почитать Бога и слушаться Его. Мы теряем возможность управлять своими желаниями, В книге «Проблема боли» К. С. Льюис утверждает, что «люди будут вечно наслаждаться ужасной свободой, на которой они настаивали и благодаря которой попали в рабство к самим себе»1. Наше греховное состояние отнюдь не временно. Мы не можем полностью избавиться от греха. Мы не можем изменить своего греховного состояния силой воли, лечением или целеустремленностью. Без Христа мы духовно мертвы. Мы не просто совершаем греховные поступки — у нас есть предрасположенность к совершению зла. Павел предупреждал: «...люди будут самолюбивы... злоречивы... невоздержны, жестоки... более сластолюбивы, нежели боголюбивы...» (2 Тим. 3:2-4). Только по милости Божьей сексуальная зависимость не может полностью уничтожить боль, вызываемую реальными отношениями, и принести настоящее удовлетворение. Так, сексуально зависимый человек может ощутить потребность просить Бога, чтобы Он исследовал его сердце, и вернуться к истине, чтобы увидеть настоящее, греховное состояние своего сердца. Когда я консультирую сексуально зависимых людей, я помогаю им определить свои настоящие, зачастую скрытые от них самих цели. Постепенно они осознают, что их поведение является результатом бессознательного выбора. Сексоголики начинают понимать, что они могут достичь своих целей, не попадая в ловушку бесконтрольного поведения и бесконечных половых актов. Они могут довериться Богу, Который поможет им правильно реагировать на боль в своем сердце и на свое желание самоудовлетворения, независимо от того, какую путаницу и разочарования порой несет жизнь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ice0chilly Опубликовано 24 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2009 Любая зависимость - это болезнь. Вера тут ни при чем. Кому как проще объяснить происходящее вокруг него, тот так и объясняет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nadya109 Опубликовано 25 сентября, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2009 Любая зависимость - это болезнь. Вера тут ни при чем. Кому как проще объяснить происходящее вокруг него, тот так и объясняет. Согласна, просто с помощью Иисуса можно вылечить такую болезнь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кто Я Опубликовано 25 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2009 Любая зависимость - это болезнь. Вера тут ни при чем. Кому как проще объяснить происходящее вокруг него, тот так и объясняет. Не любая зависимость болезнь ! Зависимость может быть частью нашей природы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Michael_Gl Опубликовано 25 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2009 Надя, Согласна, просто с помощью Иисуса можно вылечить такую болезнь. а чем зависимость от Иисуса лечить будете? --- пересесть с героина или анаши на кокаин, равно как и с приема алкоголя на веру Иисуса пересесть - это одно и то же... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти