Перейти к содержанию

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Рекомендуемые сообщения

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Трансперсональная психология — одно из самых мощных направлений современного психоанализа, синтезирующее идеи Отто Ранка (травма рождения), аналитической психологии Карла Густава Юнга и философские идеи неклассической современной физики (принцип дополнительности) Вернера Гейзенберга и Дэвида Бома.

 

В трансперсональной психологии человек представляет интерес не только на уровне доличностных и индивидуально-личностных процессов, но и на уровне надличностных (в том числе и духовных) процессов.

Трансперсональная психология формируется А. Маслоу, С. Грофом и другими известными учёными в конце 1960-х.

 

Трансперсональные психологи изучают трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека, а именно — его «трансперсональные» («трансэгоические») переживания.

Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, гуманистической психологией и бихевиоризмом, которые в своих академических исследованиях не придавали должного значения неотъемлемым трансперсональным элементам жизни человека, таким как, изменённые состояния сознания, духовность и религиозные переживания.

 

Особенностью трансперсональной психологии является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин (таких, как квантовая физика и антропология). Трансперсональные психологи критикуют механицизм ньютоно-картезианской парадигмы и базируются на иной, холономной, парадигме.

 

В основе философских представлений трансперсональной психологии лежит юнгианская идея о том, что сознание не тождественно мозгу. Уже сам Юнг в разработанном им учении о коллективном бессознательном в значительной степени отошел от европейской (картезианской) традиции понимания сознания и в своих идеях использовал элементы восточных философских учений: махаянического буддизма, неоведанты, санкхья, даосизма, философии китайской классической “Книги перемен”.

 

Трансперсональные исследования затрагивают множество различных областей:

 

• Психологическое и психиатрическое изучение духовных традиций:

o Индуизм и йога

o Буддизм

o Шаманизм

o Каббала

o Суфизм

o Христианский мистицизм

o и др.

• Целительское искусство индейцев

• Старение и духовное развитие

• Медитация и её клинические аспекты

• Состояния сознания

• Психоделики и психофармакология

• Парапсихология

• Межкультурные исследования и антропология

• Лечение бывших членов сект

• Трансперсональная психотерапия

• Трансоанализ

• Лечение привыкания

• Дыхательные практики (холотропное дыхание, ребёфинг)

• Умирание и около смертные переживания (ОСП)

 

Общим для всех этих представлений, во-первых, является учение о карме, то есть о том, что жизненный путь души человека претерпевает бесконечное множество превращений, рождений, смертей, и, во-вторых, то, что сознание человека, его душа в большой степени определяется особенностью протекания его кармических воплощений.

 

С другой стороны, С. Гроф углубил и как философски, так и клинически уточнил учение Ранка о травме рождения. С. Гроф ввел понятие динамики предродового (перинатального) развития, в то время как для Ранка травма рождения была чем-то единым.

 

Клинический аспект трансперсональной психологии С. Грофа заключается в том, что человек, страдающий различными психическими отклонениями, должен вторично пережить и тем самым избыть травму рождения или физиологически отягченный опыт своего перинатального развития либо даже некую отдаленную травму его кармического предка или нации, к которой он принадлежит, в целом.

 

Методика психотерапии С. Грофа имеет две разновидности.

 

Первая — ЛСД-терапия. В этом случае пациенту, страдающему тем или иным психическим расстройством, под строгим наблюдением врача и нескольких ассистентов на протяжении нескольких сеансов дают определенную дозу наркотика ЛСД, под воздействием которого пациент погружается в измененное состояние сознания. Здесь и начинается собственно применение методики С. Грофа.

 

Согласно представлениям трансперсональной психологии, принятие ЛСД при соответствующей психотерапевтической помощи врача воскрешает в бессознательном пациента обстоятельства, сопутствующие травме рождения, перинатальной динамике или трансперсональной кармической динамике. Как правило, при таких сеансах пациент испытывает глубокие психологические и нравственные страдания. Его посещают кошмарные зрительные образы, как правило, мифологического характера, но иногда и исторического — картины геноцида, войн, пыток в концлагерях.

 

Пациент может биться в конвульсиях, кричать, вырываться из рук держащих его ассистентов, но по договоренности между ним и врачом сеанс может закончиться только тогда, когда пациент отчетливо произнесет заранее обговоренное слово “достаточно” или “хватит”.

 

Если сеанс (а их может быть несколько) протекает в нужном русле, то есть если пациент встречает в своих видениях ту травматическую причину, из-за которой он страдал во взрослой жизни, то он, как правило, испытывает чувство облегчения, экстаза, расширения личности, всепоглощающего блаженства и завершенности.

 

С. Гроф не раз подчеркивал, что его метод не носит медицинского характера, а является психологическим методом развития личности. По С. Грофу, в основе большинства тревожных состояний, фобий и т.п. лежит фундаментальный страх перед рождением-смертью.

Вторично пережив рождение-смерть, человек перестает бояться и только тогда становится полноценной личностью.

 

В середине 1970-х годов ЛСД-терапия была С. Грофу запрещена. Тогда он применил другой, древний способ погружения в измененное состояние сознания — так называемое холотропное полное дыхание. Методика оставалась прежней, но при погружении в измененное состояние сознания, при помощи холотропного дыхания, использовалось еще надавливание руками на определенные участки тела пациента.

 

Станислав Гроф разработал подробную классификацию состояния плода в чреве матери (так называемая динамика “базовых перинатальных матриц” — БПМ).

 

Биологическая основа БПМ-I — это исходное симбиотическое единство плода с материнским организмом. Внутри этой БПМ условия для ребенка могут быть почти идеальными. БПМ-II относится к самому началу биологического рождения, к его первой клинической стадии. Здесь исходное равновесие внутриматочного существования нарушается — вначале тревожными химическими сигналами, а затем мышечными сокращениями. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами, шейка матки закрыта и выхода еще нет.

Для этой стадии характерно переживание трехмерной спирали, воронки или водоворота, неумолимо затягивающего человека в центр.

 

На стадии БПМ-III шейка матки раскрыта, и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, высокая степень гипоксии и удушья. На конечной стадии родов плод может испытывать контакт с такими биологическими материалами, как околоплодная жидкость, кровь, слизь, моча и даже кал. Чрезмерные страдания, связанные с БПМ-III, можно охарактертовать как садомазохистские.

 

“Переход от БПМ-IV влечет за собой чувство полного уничтожения, аннигиляции на всех мыслимых уровнях — то есть физической гибели, эмоционального краха, интеллектуального поражения, окончательного морального падения [...].

За опытом полной аннигиляции [...] следует видение ослепительного белого или золотого света, сверхъестественной яркости и красоты [...]. Человек испытывает чувство глубокого духовного освобождения, спасения и искупления грехов. Он, как правило, чувствует себя свободным от тревоги, депрессии и вины, испытывает очищение необремененности. Это сопровождается потоком положительных эмоций в отношении самого себя, других или существования вообще. Мир кажется прекрасным и безопасным местом, а интерес к жизни отчетливо возрастает”.

 

Сознание, прошедшее через трансперсональный опыт, С. Гроф называет холотропным сознанием. Это поле сознания без определенных границ, которому открыт доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств.

 

Для холотропного сознания “вещественность и непрерывность материи является иллюзией [...] прошлое и будущее можно эмпирически перенести в настоящий момент; можно иметь опыт пребывания в нескольких местах одновременно; можно пережить несколько временных систем сразу; можно быть частью и одновременно целым; что-то может быть одновременно верным и неверным; форма и пустота взаимозаменимы и т. п.”.

 

Книги по Трансперсональной психологии

 

• Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние.

• Гроф С. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД

• Гроф С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания.

• Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. Уилбер К. Око духа. Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира.

• Уилбер К. Проект Атман. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие.

• Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. (доступна на сайте _www.psylib.ukrweb.net/books/james01/index.htm_ )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Трансперсональная психология - это живая область опытного знания, и она базируется действительно, на базовых периналтальных матрицах (БМП). Гроф конечно подчеркивал, что его изыскания не носят медицинского характера, така как условия прохождения холотропной сессии - это доступность для людей, обычно участвует ситтер и холонавт, а они же не медики. Однако сам он имеет докторскую степень. То есть сам он это все изучал на достаточно серьезном уровне. Методика у Грофа одна, просто сначала он применял ЛСД метод, а потом холотропное дыхание. Ответвлением от методики Грофа является метод ребефинга, и ряд других дыхательных практик, объядиненных в одно название - Свободное Дыхание. Ребефинг стоит несколько особняком, все принципы по БМП там те же, но запрещено двигаться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...